0

Собираемся в велопоход. Список снаряжения

Источник фото: bikepacking.com
Выбор снаряжения для велопохода напрямую зависит от его формата, а их великое множество: поездки выходного дня или многомесячные велопутешествия, с ночёвками в хостелах и гостиницах или в палатках, в районах с развитой инфраструктурой и полуавтономные. И для каждого путешествия есть свой комплект идеального снаряжения. Поэтому здесь мы дадим общие рекомендации и сосредоточимся на наиболее массовых форматах велопоходов, для которых можно применять один и тот же комплект экипировки, — поездках выходного дня и сравнительно коротких велопоходах на 1-2 недели.
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее

Бивачное снаряжение

Как таковой бивачной экипировки, созданной специально под нужды велотуристов, не существует. Во всём мире поклонники велопоходов ездят с тем же снаряжением, что и пешие туристы. Но вот их приоритеты при выборе конкретной палатки, коврика или спальника могут заметно отличаться.
Ключевое отличие кроется в отношении к весу снаряжения. Если пеший турист несёт весь вес на своих плечах и чувствует каждый лишний килограмм в своём рюкзаке, то для велосипедиста прирост веса сумок на пару килограммов не будет особо ощутим. Действительно чувствительным в практике велопоходов становится только радикальный сброс базового веса снаряжения. Например, при использовании палатки или тента весом до 1 кг, ультралёгкого коврика и спальника общим весом также менее 1 кг, минимума сменной одежды и вспомогательного снаряжения и очень точно просчитанной, лёгкой продуктовой раскладке.
На первый план для велотуриста выходит компактность бивачного снаряжения, объём которого составляет до половины от всей походной экипировки. Большой туристический рюкзак лучше подходит для упаковывания объёмной экипировки — большого спальника или длинных сегментов каркаса палатки. Чего не скажешь о велосумках с их сравнительно небольшим объёмом и ограниченной площади велобагажников.

Палатка

В наших рекомендациях мы не будем вдаваться в такие детали, как материалы, архитектура и назначение туристических палаток, так как это тянет на отдельную статью, которая у нас уже есть.
Вместо этого мы постараемся дать рекомендации, исходя из приоритетов велотуристов.

Вес

Как мы уже отметили, велосипедистам необязательно гнаться за ультралайт-экипировкой. И если вы не ставите перед собой задачи максимального облегчения снаряжения, то можно спокойно использовать палатки весом около 2,5-3 кг. Так вы сможете сэкономить средства, но при этом получить более комфортную и просторную палатку, которая лучше адаптирована к условиям непогоды, нежели её ультралёгкие аналоги от того же производителя.

Тамбур

Большие тамбуры дают для велотуристов много преимуществ. В первую очередь потому, что есть где складировать снятые с багажников велосумки, так как они обычно занимают даже больше места, чем большой туристический рюкзак. И тамбуров простой походной палатки порой хватает впритык, или они полностью оказываются забиты экипировкой. При этом в большом тамбуре будет проще раздеваться, готовить на горелке или сушить вещи внутри палатки в случае непогоды. Поэтому туристические палатки с большим тамбуром часто позиционируются как «велосипедные» или рекомендуются для велотуристов. Например, MSR Hubba Tour или её более доступный аналог Big Agnes Blacktail Hotel. Также многие велопутешественники любят палатки-«полубочки» с большим тамбуром вроде Hilleberg Keron GT, Nallo GT или Kaitum GT.
Но не стоит искать палатку с огромным тамбуром, внутри которого помещается велосипед. Плюсов от его хранения внутри почти нет, а вот вес и габариты палатки из-за этого возрастут в 2-3 раза. Огромный тамбур в этом случае проще заменить ультралёгким тентом.

Цвет

Чаще всего места для бивака у велотуристов так или иначе привязаны к дорожной сети. И далеко не всегда рядом с дорогой можно найти хорошо скрытое от посторонних глаз место. Поэтому если вы не хотите лишнего внимания к своей стоянке, то выбирайте палатки с тентами неброских цветов — зелёным, серым, хаки или песочным.
Палатка Nordisk Oppland 2 Si Green
только у нас
43 855 ₽
62 650 ₽
Nordisk Палатка Nordisk Oppland 2 Si Green
2мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Copper Spur HV UL 2 Orange
только у нас
40 400 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Copper Spur HV UL 2 Orange
2мест
Подробнее
Палатка MSR Elixir 3 Green
33 700 ₽
MSR Палатка MSR Elixir 3 Green
3мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Copper Spur HV UL 3 Orange
только у нас
44 900 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Copper Spur HV UL 3 Orange
3мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Tiger Wall UL2 Light Gray/Gold
только у нас
35 900 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Tiger Wall UL2 Light Gray/Gold
2мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Copper Spur HV UL 4 Orange
только у нас
58 350 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Copper Spur HV UL 4 Orange
4мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Blacktail 3 Green
только у нас
20 650 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Blacktail 3 Green
3мест
Подробнее
Подробнее
Палатка Nordisk Telemark 1 LW Forest Green
только у нас
46 130 ₽
65 900 ₽
Nordisk Палатка Nordisk Telemark 1 LW Forest Green
1мест
Подробнее
Палатка Alexika Nakra 3 Green
-20%
20 320 ₽
25 400 ₽
Alexika Палатка Alexika Nakra 3 Green
3мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Blacktail 3 Hotel Green/Gray
только у нас
25 150 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Blacktail 3 Hotel Green/Gray
3мест
Подробнее
Как мы уже отметили, некоторые модели палаток могут обладать «велосипедной» специализацией. Как правило, она сводится к оснащению полезными для велотуриста деталями. Например, компания Big Agnes выпускает серию ультралёгких палаток Bikepack, основанную на их суперпопулярных моделях Fly Creek и Copper Spur. Все они очень компактны в упаковке за счёт укороченных сегментов каркаса, чтобы легко поместиться в любых велосумках или на узких велосипедных рулях. Также они оснащены эластичными держателями для аккуратного хранения велошлемов, прошитыми стропами на тенте для просушки одежды и петлями на чехлах для крепления на руле.
Палатка Hilleberg Nallo 3GT отлично подходит для дальних велопутешествий и 2-3-недельных велопоходов вдвоём. Её вес для многих вторичен и окупается огромным тамбуром, в котором удобно готовить и складировать грязные велосумки. Источник фото: bikepacking.com
Наглядный пример пользы от большого тамбура на примере палатки MSR Hubba Tour: для хранения снаряжения внутри много места и даже есть тканевая подкладка. При этом остаётся площадка для готовки внутри палатки в непогоду © Scott Rickenberger, MSR
Если хотите двигаться на велосипеде максимально налегке, то вес снаряжения лучше скинуть радикально: использовать ультралёгкие укрытие и спальник, облегчить продуктовую раскладку и ограничиться минимумом экипировки. Источник фото: bikepacking.com
Выбор цвета палатки часто вопрос вкуса и предпочтений. Но если вы регулярно ночуете недалеко от дороги, то лучше выбирать модели с неброским тентом. Даже в Big Agnes заменили традиционно яркие тенты на неброские серые для своих велотуристических палаток. Источник фото: swishcycles.co.uk
Палатки Big Agnes серии Bikepack обладают укороченными сегментами дуг, отчего очень компактны в упаковке. А благодаря нашитым на чехол петлям их удобно крепить прямо на руль или багажник. Источник фото: bikepacking.com

Спальный мешок

При выборе спального мешка главное, чтобы его температурный режим соответствовал худшим ожидаемым погодным условиям на вашем маршруте. Неважно, из чего сделан спальник и сколько он стоит и весит, если вы в нём замёрзнете и не сможете выспаться и отдохнуть.
Подробнее
Подробнее
Спальник Mountain Equipment Helium 600 Regular Cosmos
только у нас
29 950 ₽
Mountain Equipment Спальник Mountain Equipment Helium 600 Regular Cosmos
левый/regular
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Обращайте внимание на габариты спального мешка в упаковке: чем он компактнее, тем легче будет его упаковать в велосумку. Громоздкий спальник может в неё не поместиться или займёт весь доступный объём, что чаще всего нерационально. Тогда его придётся везти снаружи на руле или платформе багажника, а чтобы он не промок, его нужно будет упаковать в гермомешок, лучше — компрессионный, чтобы максимально ужать спальник при упаковке. Также герма обязательна для спальника, если он едет внутри негерметичной велосумки, даже если у неё имеется дождевая накидка.
Главное, чтобы спальник был тёплым. Но вес и компактность немаловажны, если вы стремитесь ехать налегке
Главное, чтобы спальник был тёплым. Но вес и компактность немаловажны, если вы стремитесь ехать налегке. Источник фото: bikepacking.com

Коврик

Начинающему велотуристу подойдёт и обычная пенка, но нормально закрепить её можно только на багажнике. При этом спать на таком каремате будет не очень комфортно. Тёплые и мягкие пенки, которые хорошо скрывают неровности поверхности, вроде Sirex Ribs & Bubbles или Therm-a-Rest RidgeRest сворачиваются в очень объёмный рулон, и найти ему место на велосипеде крайне сложно, а порой невозможно.
Надувной туристический коврик — одно из лучших приобретений для велотуриста. Он лёгкий, тёплый и очень компактный в упаковке
Надувной туристический коврик — одно из лучших приобретений для велотуриста. Он лёгкий, тёплый и очень компактный в упаковке. Источник фото: bikepacking.com
Зачастую надувной или компактный самонадувающийся коврик можно закрепить прямо на руле или велосипедной вилке
Зачастую надувной или компактный самонадувающийся коврик можно закрепить прямо на руле или велосипедной вилке. Источник фото: bikepacking.com
Поэтому если хочется мягкий, тёплый и компактный походный матрас, то лучше выбирать из числа утеплённых надувных ковриков вроде Therm-a-Rest NeoAir, Exped SynMat или Mountain Equipment Aerostat. Большинство из них легко поместятся даже во внутрирамную или нарульную сумку. А чтобы подолгу не надувать такие коврики ртом, можно приобрести для них специальный гермомешок или миниатюрный насос. Альтернативой надувным коврам служат ультралёгкие самонадувающиеся коврики, например Therm-a-Rest Prolite Apex, Exped SIM Mat UL или их аналоги.

Горелка

Выбор конкретной модели горелки зависит от того, что вы планируете готовить и посуду какого объёма совместно с ней использовать. Для соло-туристов и двоек подойдёт компактная набаллонная газовая горелка, а группам из 3-4 человек удобнее пользоваться устойчивой шланговой моделью. Все нюансы выбора горелки мы уже разобрали в отдельной статье.
Главный же вопрос, который нужно учесть велотуристам, прежде чем купить её и отправиться в путешествие, — какое топливо будет доступно на маршруте? Потому что взять газ или бензин в самолёт вам не удастся, и воспользоваться вы сможете только тем, что приобретёте на месте. Бензин разного качества вы найдёте практически везде, но жидкотопливные горелки существенно дороже и сложнее в обслуживании. Газовые горелки дешевле и максимально просты в использовании, но газ реже встречается в продаже, и не факт, что в продаже окажутся баллоны подходящего стандарта. Так что, приобретая газовую горелку, обязательно обзаведитесь переходником под самые распространённые цанговые баллоны.
Жидкотопливные горелки идеально подходят для велопутешественников и всесезонного использования. Ведь далеко не всегда можно купить подходящий газовый баллон в регионе, где проходит ваша поездка
Жидкотопливные горелки идеально подходят для велопутешественников и всесезонного использования. Ведь далеко не всегда можно купить подходящий газовый баллон в регионе, где проходит ваша поездка. Источник фото: bikepacking.com

Посуда

Здесь всё стандартно: вам понадобятся личные кружка, ложка, миска и нож, а также общий на вашу группу котелок. Особых требований к посуде в велотуризме не предъявляется, но очень удобны наборы туристической посуды, которые пакуются подобно матрёшке, когда в котелок помещается вся необходимая посуда или горелка с газом. Их проще всего упаковать в велосумку, а затем достать и быстро развернуть свою полевую кухню.
Пример комплекта походной кухни-«матрёшки» для соло-поездки — MSR Pocket Rocket 2 Kit. Маленький газовый баллон, горелка и чапельник помещаются в мини-котелок объёмом 0,8 л, а поверх него надевается пластиковая миска
Пример комплекта походной кухни-«матрёшки» для соло-поездки — MSR Pocket Rocket 2 Kit. Маленький газовый баллон, горелка и чапельник помещаются в мини-котелок объёмом 0,8 л, а поверх него надевается пластиковая миска. Источник фото: bikepacking.com

Налобный фонарь

Понадобится на биваке: ходить по лагерю ночью и в сумерках, готовить на горелке и освещать палатку. В крайнем случае его можно закрепить на велосипеде в качестве габарита, если существующий выйдет из строя. Поэтому брать очень яркий фонарь не нужно — достаточно будет простой модели, имеющей несколько режимов освещения, экономно расходующей заряд батареек. Полезными опциями будут красный свет — он очень мягко освещает палатку ночью и не бьёт по глазам, нарушая «ночное зрение», и режим стробоскопа — на тот случай, если вы будете использовать фонарик как сигнальный габарит на велосипеде. Перечисленный набор функций уже есть в базовых налобных фонарях, таких как Petzl Tikka или Black Diamond Cosmo.

Вспомогательное снаряжение

Личная гигиена

Здесь всё просто: зубная щётка, паста, полотенце, мыло и солнцезащитный крем. Опционально шампунь, средства по уходу за кожей и ногтями. Постарайтесь не брать лишнего и использовать компактное снаряжение. Обычное полотенце лучше заменить на микрофибровое — оно намного легче, меньше в упаковке и сохнет в разы быстрее. Моющие средства, кремы и зубную пасту лучше сразу приобрести в маленькой упаковке по 30-50 мл или перелить в небольшие флаконы и тюбики. Все перечисленные предметы гигиены стоит возить в отдельном несессере. Так меньше риск, что вы что-либо потеряете, и сами вещи будут храниться в чистоте.

Аптечка

Собирать личную аптечку стоит лишь после консультации с врачом, а также отталкиваясь от личной переносимости тех или иных препаратов и собственных хронических заболеваний. Поэтому здесь мы не будем давать конкретных рекомендаций, а лишь дадим небольшой чек-лист:
  • Солнцезащитный крем. Лицо и руки почти у всех велосипедистов постоянно находятся на солнце, и ожогов без крема не избежать. Брать только составы с фактором SPF 30-50.
  • Средство для регидратации. Во время езды на велосипеде организм неизбежно теряет много влаги и солей, отчего необходимо восстанавливать баланс электролитов в крови.
  • Обезболивающие средства.
  • Перевязочный материал. Пара стерильных бинтов, лейкопластырь, опционально — гемостатическая губка, на случай сильных порезов и рассечений.
  • Набор пластырей различной формы. Для заклеивания мелких царапин и защиты кожи от натирания.
  • Перекись водорода. Для промывания царапин и ссадин.
  • Детский крем или вазелин. Смазывать седалище и внутреннюю сторону бёдер во избежание потёртостей и раздражения кожи от долгой езды в седле.
  • Антацидные средства. Применяются в случае гастритов, колитов, язвенной болезни.
  • Энтеросорбенты. Пригодятся при несварении или метеоризме.
  • Антигистамины. На случай аллергической реакции или для снятия отёка.
Чтобы компактно и организованно упаковать всё вышеперечисленное можно использовать специальную сумку-аптечку. Её легко найти в рюкзаке или велосумке, а все лекарства и средства для перевязи будут чётко структурированы внутри.

Фляги для воды

Для велопоходов стоит приобрести комплект из пары больших фляг объёмом 1-1,5 л и в дополнение к ним складную канистру, бурдюк или складное ведро, чтобы было чем натаскать воду на биваке.

Навигация

Выбор здесь стоит между GPS-навигатором, который надёжнее и экономичнее в плане электропитания, и смартфоном, который прожорливее и хуже защищён от осадков, но намного удобнее в использовании, многофункционален и, главное, сегодня есть у каждого. Вдобавок под рукой всегда будут актуальные карты и удобные приложения, в которых на ходу можно редактировать свой трек. Именно по этой причине большинство современных велотуристов перешли на смартфоны. Проблема защиты от осадков решается гермочехлом, а питания — ёмким пауэрбанком, который заряжается от сети, солнечной батареи или велосипедной динамо-втулки.
В большинстве случаев современные велотуристы используют для навигации смартфон, комбинируя приложения, скачанные треки, карты и спутниковые снимки
В большинстве случаев современные велотуристы используют для навигации смартфон, комбинируя приложения, скачанные треки, карты и спутниковые снимки. Источник фото: pannier.cc
Закрепить смартфон на велосипеде можно двумя путями. Первый самый удобный и универсальный — установить специальный держатель на руле или его выносе. Второй — использовать гермокарман для карты, который есть на многих нарульных велосипедных сумках топ-класса, как у Vaude, Ortlieb или их аналогов.

Гермоупаковка

Если ваши велосипедные сумки негерметичны, то обязательно приобретите комплект гермомешков — как минимум по одному для спальника и комплекта сухой одежды. В противном случае эти вещи почти неизбежно промокнут за время похода. Во время езды на велосипеде для этого необязательно даже попадать под сильный дождь — вода и грязь летят с колёс, и, чтобы сумка промокла, достаточно ехать по мокрой дороге, пересечь неглубокий брод или несколько луж.

Ремнабор

Ремнабора у велотуриста два: велосипедный и бивачный. Первый необходим для обслуживания самых распространённых поломок, что случаются на маршруте, — прокола колеса, порвавшейся велосипедной цепи, «восьмёрки» на ободе или надломленной стойки багажника. В него входят:
  • Насос и набор шестигранников.
  • Пара пластиковых монтажек для разбортовки колеса.
  • Заплатки для заклеивания проколов камеры. Или ремнабор для заделывания порезов бескамерно установленных покрышек.
  • Запасная камера. Минимум одна, но лучше две.
  • Выжимка цепи, чтобы расклепать цепь, если порвётся её звено. Такое случается очень редко, но если цепь сильно изношена, то риск возрастает.
  • Спицевой ключ. Им можно выправить «восьмёрку» на ободе, но этому навыку следует обучиться, так как он требует понимания своих действий и точного следования инструкции.
  • Тонкая проволока и/или капроновые стяжки. Используются при ремонте самых разных поломок, но чаще всего для фиксации надломленных стоек багажника.
  • Смазка цепи.
Пример минимального ремнабора, который стоит брать в каждый велопоход
Пример минимального ремнабора, который стоит брать в каждый велопоход. Источник фото: bikepacking.com
Помимо велосипедного ремнабора, в поход стоит взять и небольшой ремнабор для бивачного снаряжения, чтобы досадная поломка не поставила крест на всём маршруте. Что в него стоит включить в обязательном порядке:
  • Армированный скотч.
  • Самоклеящиеся заплатки для ткани и ПВХ, например Tear Aid. Ими можно заклеить прокол или разрыв в палатке, надувном коврике или велосумке.
  • Прочную нитку с иголкой.
  • Ремонтную гильзу для палаточной дуги.
  • Запасной бегунок соответствующего размера для молнии на тенте палатки.
  • Английские булавки.

Как везти снаряжение

Перевезти всю экипировку на велосипеде сегодня можно двумя основными способами, и какой из них выбрать, зависит от вашего кошелька, велосипеда и формата велопохода:
  • Классика — багажники и велосумки.
  • Байкпакинг.

Багажники и велосумки

Это самый распространённый и «обкатанный» способ перевозки снаряжения на велосипеде. На байк устанавливается один-два багажника, и уже на них навешиваются велосумки, которые бывают двух основных типов.

Велорюкзак-«штаны»

Самый распространённый способ перевозки экипировки среди велотуристов на постсоветском пространстве. Они представляют собой большую П-образную сумку с одним огромным отделением. Такие велорюкзаки вместительны, их можно носить на лямках за спиной, они дёшевы и достаточно надёжны. Но «штаны» легко промокают, сложны в упаковке, неудобны в снятии и установке. И использовать их можно только с задним багажником, что даёт ещё большую нагрузку на и без того нагруженное весом велосипедиста заднее колесо.
Велорюкзаки-«штаны» надёжны, дёшевы и позволяют возить объёмное снаряжение
Велорюкзаки-«штаны» надёжны, дёшевы и позволяют возить объёмное снаряжение. Источник фото: velo1may.ru

Боковые велосумки

Их использует большинство велотуристов по всему миру. Как правило, они герметичны и оснащены механизмом, позволяющим их быстро снимать и ставить на багажник. Обычно они продаются парами для заднего и переднего багажника, реже — поштучно. За счёт раздельного объёма их проще упаковывать и «подгонять» под условия велопохода. Например, брать сразу 4 сумки в длительный веломаршрут, пару для похода выходного дня и одну — для повседневных поездок. Но хорошие боковые велосумки в 2-2,5 раза дороже «штанов» и всё ещё требуют багажников для установки. А последние можно поставить далеко не на каждый велосипед.
Боковыми велосумками пользуется большинство велотуристов по всему миру. Но зачастую их объём избыточен, а для установки неизбежно требуются 1-2 багажника
Боковыми велосумками пользуется большинство велотуристов по всему миру. Но зачастую их объём избыточен, а для установки неизбежно требуются 1-2 багажника. Источник фото: bikepacking.com

Байкпакинг

Байкпакинг — сравнительно новая концепция перевозки снаряжения на велосипеде. Она предполагает, что велосипедист разумно ограничивает количество своего снаряжения и распределяет его вдоль всего байка по нескольким относительно небольшим сумкам и баулам — нарульной, внутрирамной и подседельной. Преимуществ у этого способа несколько:
  • Совместимость с любым велосипедом. Сумкам не нужны багажники, и ими можно снарядить любой байк. А это расширяет спектр форматов и маршрутов для велопоходов. В дальний путь с палаткой теперь можно отправиться на любом велосипеде. По горным трейлам — на двухподвесе, а по хорошим трассам — на быстром карбоновом шоссейнике.
  • Лучшая управляемость. Вес снаряжения равномерно распределён вдоль всего байка, отчего его баланс и управляемость практически не меняются.
  • Отличные аэродинамика и проходимость. Байкпакинговые сумки не выдаются в стороны от велосипеда и повторяют его обводы, отчего почти не ухудшаются его аэродинамика и проходимость. А боковые сумки и «велоштаны», напротив, заметно увеличивают лобовое сопротивление воздуха и норовят зацепиться за кусты и скальные прижимы на узких участках троп и разбитых дорог.
Ключевая идея в байкпакинге — взять необходимый минимум снаряжения и распределить его вдоль всего велосипеда
Ключевая идея в байкпакинге — взять необходимый минимум снаряжения и распределить его вдоль всего велосипеда. Источник фото: bikepaking.com
Но байкпакинг требует от велотуриста опыта — умения обходиться малым и брать с собой только самое необходимое снаряжение, что невозможно реализовать без хотя бы минимального походного опыта. Также байкпакинг предполагает использование лёгкой и компактной экипировки, особенно если вы не хотите жертвовать комфортным отдыхом на биваке. Это требует вливаний дополнительных средств, как минимум на покупку тёплого надувного коврика и компактного спальника, которые позволяют заметно сократить общий объём снаряжения. Вдобавок байкпакинг малоприменим, когда сам формат велопохода предполагает большой объём снаряжения. Например, это полуавтономный веломаршрут, многомесячное велопутешествие или зимний велотуризм.
Ничто не мешает комбинировать оба способа перевозки экипировки. Самый распространённый — передний багажник с парой небольших велосумок в сочетании с внутрирамной сумкой и подседельным баулом, но комбинаций может быть и больше. К тому же любой из способов можно дополнить компактным велорюкзаком или поясной сумкой.
В конце концов, не так важно, с каким снаряжением вы отправитесь в свой велопоход. Главное — это впечатления, которые вы от него получите. А от экипировки лишь требуется не подвести. До встречи на дорогах и трейлах!
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2020 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.