Билет в кармане, настроение на высоте — скоро поедете раскатывать сибирский пухляк. Но за несколько дней до отъезда вспоминаете, что лыжи на даче, лавинный датчик — у друга, а ботинки новые и надо бы провести бутфитинг. Рассказываем, как заранее подготовить себя и снаряжение к поездке в горы, чтобы не отвлекаться на склоне на ремонт и поиск экипировки.
Проверяем снаряжение для катания
За месяц до поездки следует собрать всё необходимое снаряжение в одну кучу в центре комнаты. Важно, чтобы оно физически было рядом, а не где-то на антресолях. Тогда вы точно будете знать, что у вас есть, а чего не хватает. Теперь системно проверьте, в каком состоянии это снаряжение находится.
Проверка лыж или сноуборда перед катанием
Если лыжи или сноуборд выйдут из строя на склоне — скорее всего, это ваша недоработка. Рекомендуем заранее и особенно внимательно заняться подготовкой снаряда к поездке.
- Проверьте состояние кантов. Если они заржавели, можно снять слой ржавчины самостоятельно, но лучше отнести лыжи в ски-сервис. Там не только избавятся от последствий вашей невнимательности, но и заодно уберут мелкие царапины и заточат канты.
- Оцените скользящий слой. Если вы предусмотрительный человек и нанесли базовый парафин для консервации на лето, то его надо снять в сервисе или циклей. В противном случае стоит завести лыжи специалисту — он приведёт в порядок скользяк, который после летнего хранения ссыхается, пушится и становится белёсым.
Проверка креплений на горных лыжах
Затяжку креплений рекомендуется распускать на лето, чтобы пружина не уставала, поэтому перед поездкой лучше заранее вспомнить: следовали ли вы советам специалистов или нет. Если купили новые ботинки или крепления, необходимо проверить длину базы и соответствие затяжки нужному усилию выстёгивания.
О том, как настроить горнолыжные крепления, мы писали отдельную статью. Также, если для вас актуален вопрос покупки новых креплений или ботинок, советуем почитать статью о совместимости различных стандартов.
Посмотрите на состояние ски-стопов. Если какой-то погнулся, его следует заменить. И сделать это надо ещё в городе, потому что в отпуске найти нужную модель проблематично.
Если планируете скитур, не забудьте проверить, как работают крепления в обоих режимах. Делают это так:
- В режиме катания — попросите кого-нибудь встать на носочки лыж, а сами нагружайте ботинки в разные стороны, можно интенсивно подёргаться. Так вы убедитесь, что крепления не выстёгиваются от минимального усилия.
- В режиме ходьбы — переведите крепления в нужное положение, походите по ковру, а затем снова верните в режим катания. Имеет смысл потренироваться перещёлкивать режим голыми руками и в варежках, чтобы довести это движение до автоматизма.
В ветреных местах катания покров задувается до жёсткого состояния, и в этом случае хорошо иметь скитурные кошки. Подумайте заранее, нужны ли они вам. Далеко не на все модели скитурных креплений можно купить кошки в российских магазинах. Есть вероятность, что их придётся заказывать из-за границы.
Проверка ботинок для горных лыж или сноуборда
Если ботинки новые — их стоит попробовать в деле. Это касается и лыжников, и сноубордистов. В Москве можно покататься на лыжном тренажёре, но быстро разносить новую обувь не получится. Возможно, придётся воспользоваться услугами бутфитера и подогнать ботинки под себя. На термоформовку нужно закладывать много времени. Есть вероятность, что после подгонки ботинки придётся вернуть мастеру на корректировку. Если проблема осталась или внутренники нельзя термоформовать, используйте анатомические стельки. Они помогают людям с плоскостопием или другими особенностями стопы — а таких среди нас большинство — кататься без боли.
Если ботинки старые — наденьте их и защёлкните все клипсы. Так вы проверите их рабочее состояние, поймёте, что внутри есть стельки, ботинки по-прежнему хорошо сидят, не велики и не давят. Если вы похудели или поправились, родили ребёнка или травмировали голеностоп, стопа могла измениться, и, возможно, вам также нужно обратиться к мастеру бутфитинга.
Подготовьтесь к возможному появлению мозолей. У много катающихся лыжников они бывают регулярно. Избавиться от них, если ноги подолгу находятся в горнолыжной или сноубордической обуви, практически нереально, но можно предупредить их появление. Главное правило — ноги должны быть сухими. Чем сырее носок, тем больше вероятность натереть ногу. Так что подумайте, не надо ли вам обновить носки. В нашем блоге мы писали, как их правильно выбрать.
Ещё важно понимать свои ощущения. Например, если в районе мизинца чувствуете дискомфорт, но сам палец пока не болит, нужно срочно что-то делать: переобуваться или заклеивать. Менять ботинки на склоне проблематично, поэтому под рукой должен быть антимозольный набор с обычным плотным пластырем и пластырем Compeed, который применяют, если мозоль уже появилась. Кстати, Compeed выпускает средство в виде карандаша, которое снижает потливость на локальном участке.
Не забудьте подумать о тепле для ваших ног. Современные облегчённые модели горнолыжных ботинок часто выпускают с минимальной теплоизоляцией, поэтому заморозить в них стопы очень легко. Для защиты от низких температур можно использовать альпинистские гамаши, но их трудно надевать, потому что они не рассчитаны для использования с креплениями. Советуем использовать бахилы от Rock Pillars или более лёгкий вариант — неопреновые boot gloves. Они более компактные, в них почти не забивается снег.
Ещё один вариант сохранить ноги в тепле — стельки с подогревом. Если их нет, можно использовать химические грелки. Подробно о том, почему мёрзнут ноги в ботинках и как с этим бороться, мы писали в отдельной статье.
Проверяем маску и шлем
Эти элементы экипировки тоже необходимо привести в боевую готовность. Замки и детали для регулировки должны исправно работать, а на корпусе не должно быть трещин. Осмотрите внимательно маску. Если линза начала раскалываться или на ней есть крупные царапины, желательно её заменить. Пластик может лопнуть на холоде, а царапины будут мешать обзору. Также проверьте состояние поролона, который прилегает к лицу, — у старых масок он может крошиться.
О содержимом рюкзака
Часто горнолыжный отдых не ограничивается территорией курорта, а потому акцентируем внимание и на ряде важных элементов, необходимых для катания вне трасс. В рюкзаке обязательно должна быть аптечка, лавинный набор, камусы, если собираетесь в скитур, и полезные вещи, которые пригодятся в нестандартных ситуациях. Например, армированный скотч, который поможет устранить мелкие поломки, или специальный стреп, которым можно фиксировать лыжи, прикреплять отклеивающиеся камусы и даже использовать его в качестве жгута при кровотечениях, — очень многофункциональная и полезная вещь.
Проверить лавинное снаряжение
В комплект обязательного лавинного снаряжения входят бипер, щуп, лопата. Лопату и щуп сложно сломать, поэтому их вряд ли придётся ремонтировать. Достаточно убедиться, что они на месте, для спокойствия можно собрать и разобрать обратно. А вот лавинным датчиком стоит заняться отдельно.
- Если ваш датчик устарел, лучше заменить его на более новую модель. Передача сигнала — это более простая функция, чем приём, его обработка и поиск. Чем современнее бипер, тем лучше он выполняет сложные задачи.
- Поставьте батарейки в датчик, если вынимали их на лето, или поменяйте старые элементы питания на новые, если хранили бипер с батарейками внутри. Теме батареек в лавинном датчике мы посвятили отдельную статью.
- Включите прибор и проверьте его работу. Сделать это следует хотя бы за месяц до поездки. В современных моделях биперов при запуске автоматически стартует процесс самотестирования. Если что-то сломалось, то информация об ошибке появится на дисплее.
- Организуйте тренировочный выезд. Узнать, корректно ли работает датчик и помните ли вы, что нужно делать при лавинной опасности, можно даже без снега в осеннем лесу. Отточить этапы зондирования и откапывания не получится, зато вы и команда потренируете все предыдущие стадии. Навык поиска в лавине, как и другие действия в экстренных ситуациях, не используется постоянно, поэтому быстро забывается.
- Приклейте на бипер стикер с краткой информацией о себе: имя, фамилия, номер телефона на случай потери, экстренный контакт и группа крови. В случае попадания в лавину спасатели находят человека по сигналу бипера. Данные о владельце помогут специалистам и врачам.
Если в процессе тренировки вы заметили ошибки в работе датчика, возможно, его пора перепрошить, или обновить программное обеспечение. Перепрошивка не улучшает приём сигнала, она влияет на более «тонкие» функции: маркировку или мультипоиск. Как правило, перепрошивать можно только верхние модели биперов. Большинство производителей рекомендуют делать это раз в три года или после 3000 часов использования. Процедуру выполняет специалист сервиса. Такие услуги оказывают только в Москве, поэтому, если вы живёте в регионе, заложите дополнительное время на пересылку бипера.
Если вы не уверены, нужно ли перепрошить бипер, посмотрите на производителя, модель или версию ПО:
- Pieps. Перепрошивают модели DSP и PRO, если версия программного обеспечения ниже 3.0.
- Ortovox. Перепрошивают модели S1/S1+ и 3+.
- Mammut. Модель Pulse нужно обновить до версии 4.0.
- Arva. Перепрошивают модели датчиков Neo/Neo+ и Axio.
После перепрошивки необходимо снова проверить датчик: включить и выключить.
Обновите аптечку
- Проверьте медикаменты на соответствие сезону. Возможно, вы ездили в путешествие в тёплое время года и убрали химические грелки и положили средство для защиты от насекомых. В зимней поездке репеллент не пригодится, а грелки могут понадобиться в любой момент.
- Уточните срок годности лекарств и замените те, у которых он закончился.
- Положите медикаменты, которыми вы пользуетесь для лечения ваших заболеваний. Базовые вещи можно найти у спасателей, а вот специфические нужно носить с собой. У гида вряд ли найдётся редкое лекарство.
- Купите хорошее кровоостанавливающее средство. Жгут — это тоже вариант, но есть современные гемостатики, которые действуют быстро, эффективно и без побочных явлений, например Celox.
- Пройдите курс первой помощи или освежите свои навыки. Красный Крест рекомендует обновлять их карточку раз в три года.
Для транспортировки медикаментов удобно использовать специальную аптечку, обзаведитесь ею, если у вас ещё нет. Так любой участник группы сможет быстро найти медикаменты без вашей помощи.
Оцениваем состояние камуса
Клей — самая хрупкая составляющая камусов. Чтобы проверить, годится ли он для катания, надо раскрыть камус клеевым слоем вверх. Если слой скатывается и остаётся на прокладке, значит, он старый, и нужно либо менять клеевой слой, а это очень трудоёмкая задача, либо купить новый камус.
После проверки клеевого слоя надо приклеить камус к лыжам и убедиться, что все элементы правильно подогнаны, особенно если в межсезонье вы меняли какое-то снаряжение.
О средствах связи
Мобильный телефон на склоне — основное средство связи и прибор для навигации. Он поможет сориентироваться и вызвать спасателей при аварийной ситуации. Что тут нужно сделать:
- Сохраните в телефоне номера спасательных служб региона, в который вы едете кататься, и продублируйте их на стикер или бумажный лист. На холоде гаджеты быстро расходуют заряд батареи. Если ваш смартфон уже выключился, а телефон товарища ещё работает, листок поможет. Утеплённый чехол power bank увеличит время работы телефона в условиях сибирского мороза, но не сделает его бесконечным.
- Скачайте специальное приложение для чрезвычайных ситуаций. Например, «Мобильный спасатель». Его разработали специально для служб МЧС. Приложение работает на операционных системах iOS и Android. С помощью этой программы можно разослать сообщение о ЧП своим экстренным контактам для связи или оповестить местных спасателей. Чтобы сделать экстренный звонок, есть отдельные приложения. Они показывают точные координаты местонахождения звонившего. У некоторых курортов есть свои приложения со схемами трасс, в них обычно есть кнопка SOS.
- Запишите в мобильный номер телефона страховой компании, номер полиса и детали страховки. Также продублируйте эти данные на бумаге или другом носителе информации.
Важно
Покупкой страховки тоже стоит заняться до попадания на склон.
- Установите в телефон программы для навигации. Важно, чтобы вы могли работать в них с картами без интернета. Хорошо, если в программе можно планировать маршрут заранее, записывать и передавать трек. А в хорошем приложении для скитура должно быть отображение горизонталей и качественная детализация карт. Перед поездкой посмотрите приложение, научитесь пользоваться и загрузите карты региона, где вы будете кататься.
Навигационных приложений много. Выбирайте те, которыми удобно пользоваться именно вам. Попробуйте Alpine Quest, ViewRanger, ещё Gaia GPS — у него хорошая детализация карт Сибири.
О своей физической подготовке
К поездке надо готовить не только снаряжение, но и себя. Желательно поддерживать свою форму даже в межсезонье, а перед путешествием увеличить количество тренировок и их интенсивность. Если по разным причинам вы не можете уделять много времени физической подготовке, приседайте дома по 20 раз в день.
О подробностях тренировочного процесса для горнолыжников и сноубордистов можно узнать из видео на нашем канале.
Видео по теме
На этом, кажется, всё. Надеемся, наш материал поможет организованно собраться в поездку и наслаждаться катанием, а не поиском прокатных лыж или сноуборда и ремонтом камусов. Ну а непосредственно перед поездкой пройдитесь по чек-листу снаряжения для горнолыжного отдыха, чтобы ничего не забыть. Распечатайте его и раздайте каждому члену семьи и друзьям.
Статья основана на лекции Анны Ханкевич, прошедшей в Клубе Путешественников «Спорт-Марафон».