Что такое кант
Кант — это металлическая полоска-лезвие, которая проходит по контуру горных лыж и сноуборда. Обычно канты производят из сравнительно мягких сплавов стали, чтобы их было проще затачивать. Кант представляет собой уголок из двух граней, одна из которых расположена со стороны скользящей поверхности, а вторая — со стороны боковой стенки лыж или сноуборда.
Канты вклеиваются между сердечником и скользящей поверхностью снаряда. Для этого в их конструкции предусмотрены тонкие сегментированные металлические пластинки, которые являются продолжением внешнего уголка-лезвия.
Зачем нужны канты
Лыжами и сноубордом мы управляем именно с помощью кантов. Ими снаряд врезается в плотную поверхность склона, обеспечивая нам сцепление с ним. Без этого лыжи двигались бы практически бесконтрольно. Только в пухлом снегу канты почти не участвуют в работе. Но даже во внетрассовом катании всегда есть риск вылететь с мягкого снега на участок жёсткого обледеневшего склона. И в этом случае, чтобы не потерять управление, хорошо наточенные канты необходимы.
Зачем точить канты
Кант — это лезвие. И если оно скруглено, затупилось, то снаряд перестаёт цепляться за поверхность склона, и мы теряем управление над ним. У нас нет возможности совершать красивые контролируемые резаные повороты, лыжи или сноуборд срываются при закантовке даже на пологих и мягких склонах. Поэтому затупленный кант почти равносилен его отсутствию.
Способы заточки кантов
Существуют два основных способа заточки кантов:
- Ручная заточка. Кант точится вручную с помощью напильников и точильных камней. Этот способ ориентирован на горнолыжников-спортсменов и агрессивно катающихся райдеров, которым необходима максимальная чёткость управления на жёстких склонах. Как правило, при ручной заточке с кантов снимается бо́льший слой металла, так как мастер вытачивает с них все ямки, выбоины и щербины, чтобы добиться идеально ровной направленной поверхности граней.
- Машинная заточка. Кант точится на специальных станках с помощью вращающейся наждачной ленты. Её будет достаточно большинству райдеров-любителей. При таком способе, вопреки расхожему мифу, снимается меньший слой металла в процессе заточки, так как перед машинной обработкой не стоит задача добиться идеально ровных граней канта. В некоторых случаях машинная заточка даже предпочтительнее ручной. Например, при работе с волнистыми кантами MagneTraction и их аналогами на сноубордах. Кроме того, такая услуга стоит дешевле ручного труда.
Миф о том, что машинная заточка снижает ресурс кантов, возник благодаря недобросовестным мастерам, которые в погоне за скоростью обработки стачивали на наждачной ленте заведомо бо́льшую толщину металла, чем нужно. Но в профессиональном сервисе, который дорожит своим именем, бояться машинной заточки не стоит!
Нужно ли точить новые лыжи
Каждый случай стоит рассматривать индивидуально. Иногда заводская заточка отличается достаточно высоким качеством исполнения, но порой даже новым лыжам/сноуборду требуется поправить кант. Если вам самим сложно «на глаз» оценить заточку только что приобретённого снаряда, то можете показать его мастеру сервисного центра при магазине.
Как часто нужно точить канты лыж/сноуборда
Всё зависит от частоты катания, характера и состояния склонов, а также от целей, которые вы преследуете. Дефицит снега на склоне может буквально износить канты за один день катания так, как их не закатывают за два-три сезона.
Райдерам, которые катаются нечасто и по хорошо подготовленным трассам, обработка кантов требуется всего раз за сезон, а вот спортсмены поддерживают заточку после каждой тренировки. Важно постоянно следить за её состоянием. Ведь сильно «убитая» режущая кромка в процессе заточки потребует снятия слишком большого слоя металла, что ощутимо снизит ресурс кантов.
Чем отличается заточка лыж райдера-любителя и спортсмена
В первую очередь углом заточки. Ведь чем он острее, тем лучше сцепление лыж и сноуборда с жёстким снегом или льдом на крутом склоне, то есть в условиях, характерных для спортивных соревнований. Но чем острее угол заточки, тем быстрее тупится кант. Поэтому спортсмены и правят его практически после каждой тренировки. Частая заточка, в свою очередь, приводит к быстрому износу лыж. Так что не стоит увлекаться выведением углов под спортсмена без необходимости.
- 90° — под такой угол точат канты детских лыж. Маленькие дети 4–7 лет не катаются на высоких скоростях и не обладают достаточно большим весом для полноценной закантовки.
- 89° — этот угол используется при заточке кантов новичковых лыж, большинства сноубордов, а также широких фрирайдовых лыж с талией более 110 мм, на которых сложно заложить острый угол закантовки.
- 88° — наиболее распространённый угол заточки. Ориентирован на технично катающихся лыжников, способных корректно выполнять резаные повороты.
- 87° — такой угол ориентирован на экспертов, которые катаются по хорошо подготовленным склонам чистыми резаными дугами на лыжах с узкой талией (или жёстком карвинговом сноуборде) или в стиле фан-карв.
- 85–86°— наиболее агрессивные углы заточки используются в спорте высоких достижений. Подбираются очень индивидуально — в зависимости от техники спортсмена, геометрии лыж и характера склонов.
Как понять, что пора точить кант
Напомним, что кант отвечает за сцепление снаряда со склоном. Поэтому если на привычном вам спуске вместо красивой резаной дуги при закантовке вас сносит в боковое проскальзывание, то кант явно затупился. Уточнить это можно, просто проведя ногтем поперёк канта от скользящей поверхности к внешней стороне снаряда. Если лезвие канта не снимает с его поверхности стружку, то, вероятнее всего, необходима заточка.
Заточка в домашних условиях: кому целесообразна, насколько трудоёмка
Заточка кантов в домашних условиях с соблюдением необходимой технологии — это достаточно трудоёмкий, но посильный процесс. Она требует комплекта специального инструмента, а также определённого опыта и сноровки. В процессе первых заточек всегда есть риск «завалить» кант и порезать руки. Поэтому, если есть такая возможность, лучше тренировать навыки заточки на старых лыжах или сноубордах.
Для большинства райдеров, которые катаются 1–2 недели в году, покупка напильников, тисков, камней-файлов различной зернистости, канторезов и прочего инструмента для самостоятельной заточки кантов — неоправданные траты. Доверив своё снаряжение профессиональному мастеру, вы в этом случае сэкономите и время, и деньги. Но в некоторых ситуациях самостоятельная заточка вполне оправдана, если вы способны кропотливо и аккуратно выполнить все требуемые операции.
- Вы родитель ребёнка, который занимается горнолыжным спортом. Точить и править канты вам придётся не только в течение сезона, но и на протяжении нескольких лет, пока растёт ребёнок и меняются лыжи.
- Если вы бывший спортсмен или агрессивно катающийся райдер. В этом случае вам критично важна максимально качественная и регулярная подготовка кантов, чтобы обеспечить отличное и предсказуемое сцепление с жёстким склоном на больших скоростях и крутых уклонах.
Наконец, ничто не мешает вам приобрести комплект инструментов, если самостоятельное обслуживание снаряжения для вас хобби. Главное — оборудовать удобное рабочее место, чётко следовать технологии и «набить руку».