Один из главных трендов велоиндустрии последних лет — байкпакинг. Об этом свидетельствует очень многое: огромная частота запросов по слову bikepacking в поисковиках, куча хештегов с ним в социальных сетях, масса статей и видеообзоров, большое оживление на рынке велоаксессуаров и даже серьёзные изменения в ассортименте самих велосипедов. В этом материале мы постарались дать ответ на вопрос: что такое байкпакинг и в чём его преимущества?
Что такое байкпакинг?
Скорее всего, вы не найдёте чёткого и всеобъемлющего определения. Если кратко, то байкпакинг — это концепция перевозки экипировки на велосипеде, которая стоит на двух столпах: применении легкоходных практик и равномерном распределении снаряжения вдоль всего байка.
Байкпакинг не предполагает концентрации всего груза на одном из багажников. Экипировка раскладывается по нескольким небольшим сумкам, основные из которых: подседельная, внутрирамная и нарульная. Также часть груза может крепиться на раму и вилку велосипеда. Конечно, суммарный объём байкпакинговых сумок чаще всего уступает типовым боковым велосумкам и рюкзакам-«штанам», которые ставятся на багажник. Поэтому вторая отличительная черта байкпакинга — легкоходство.
Не стоит думать, что здесь всё сводится лишь к использованию ультралайт-снаряжения. Акцент делается скорее на отказ от избыточной экипировки, чему предшествует вдумчивый анализ маршрута, когда решается, что действительно будет необходимо в пути, а что лучше оставить дома.
В США со словом bikepacking прочно ассоциируются протяжённые велогонки с самообеспечением, среди которых наиболее известны Tour Divide (4418 км), American Trail Race (8047 км), Iditarod Bike Race (563 км/1609 км). В России маршрут подобной велогонки пока что только формируется силами команды энтузиастов и состоит из трёх разведанных сегментов протяжённостью 1000-1300 км. Гонка носит название Tour Unite и ежегодно проводится с 2017 года.
Гонщики автономны — здесь нет этапов, пунктов питания, машин сопровождения и команд поддержки. Маршруты гонок в большинстве случаев пролегают вдали от оживлённых дорог, преимущественно по грунтам и гравийным просёлкам. Для быстрого прохождения многих участков требуется чуткое управление велосипедом, а для ночёвок необходим комплект бивачного снаряжения. Поэтому здесь быстро прижилась идея использовать минимум экипировки, распределённой вдоль всего велосипеда — для максимальной скорости и управляемости на маршруте.
Самой яркой чертой байкпакинга является комплект из нескольких сумок небольшого объёма. Ими сегодня пользуются не только гонщики, но также велотуристы и даже горожане. Поэтому остановимся на них чуть подробнее.
Байкпакинговые сумки
Основу любого байкпакингового комплекта составляют три сумки, в которых размещается бо́льшая часть снаряжения:
Подседельная сумка
Чаще всего представляет собой закрывающийся на скрутку баул, который крепится к подседельному штырю и рамкам седла. Скруткой можно регулировать объём сумки в ограниченных пределах, подстраивая его под количество снаряжения. В основе некоторых моделей подседельных сумок лежит жёсткая консоль. Она крепится к велосипеду, а уже внутрь неё вставляется сам баул. Благодаря этому сумку можно быстро снять с велосипеда или закрепить на нём обратно.
Нарульная сумка
Обычно нарульная сумка представляет собой цилиндрический баул, закрывающийся на скрутку с каждой стороны. С их помощью регулируется его объём. Крепится баул к рулю или напрямую, или через платформу-держатель. Иногда сама сумка даже не требуется — её заменяют на прошитую грузовую платформу и возят в ней гермомешок. Реже встречаются нарульные сумки с вертикальным входом. Некоторые модели комплектуются съёмным накладным карманом для увеличения объёма и лучшей организации снаряжения.
Внутрирамная сумка для велосипеда
Устанавливается в передний треугольник рамы. Так как геометрия у всех велосипедов разная, внутрирамные модели слабо освоены серийным производством. Сумки, которые занимают всю площадь рамы, в большинстве случаев приходится шить на заказ. Серийно же отшиваются вытянутые сумки-«селёдки» и сравнительно большие сумки-треугольники, которые крепятся к верхней трубе рамы. Но даже их чаще всего выпускают в нескольких размерах, так как длина верхней трубы может очень сильно разниться.
Аутдор-индустрия сегодня предлагает ещё массу маленьких сумочек, активно использующихся байкпакерами для разного рода мелочей, которые хочется держать под рукой:
- Фидбэги (от английского feedbag), или «кормушки», — сумочки, которые крепятся за вынос и руль. Обычно внутри них перевозят перекус и небольшие фляги для питания и питья на ходу.
- Нарамные сумки на верхнюю трубу — используются для хранения ремнабора, перекуса и мелкого снаряжения.
- Сумки на велосипедную вилку — чаще всего плоские и небольшого объёма. Обычно крепятся стропами или хомутами на специальные платформы, которые устанавливаются на вилку.
Преимущества байкпакинга
Байкпакинг является альтернативой традиционным способам перевозки груза на велосипеде:
Задний багажник + велорюкзак-«штаны»
Самый популярный комплект среди большинства велотуристов на постсоветском пространстве. Классические «штаны» представляют собой монообъёмную сумку П-образной формы с лямками, чтобы её можно было переносить на плечах в случае необходимости. Такие велорюкзаки дёшевы и надёжны, но промокают, сложны в упаковке и установке, не универсальны, а также адаптированы под использование только с задним багажником.
Задний и/или передний багажник + комплект боковых велосумок
В английском языке такие сумки именуются panniers. Как правило, они герметичны, быстро снимаются и устанавливаются на багажник. Они проще в упаковке и универсальнее в применении. Например, в случае короткого похода или езды по городу лишние сумки можно снять. Но такие сумки ощутимо дороже велоштанов и тоже требуют багажников для установки.
Как видно, у обоих способов есть ряд недостатков, ответом на которые и стал байкпакинг. Разберём по пунктам, в каких аспектах его преимущества раскрываются наиболее полно.
Управляемость велосипеда
Благодаря весу, распределённому вдоль всей рамы, поведение велосипеда практически не меняется. Увеличение общей массы сказывается на приёмистости и накате байка — велосипед ощущается как чуть более тяжёлый, но его управляемость от этого не страдает.
В сравнении с велосумками на багажнике, вы можете закладывать более крутые повороты, улучшается манёвренность, проще преодолевать препятствия, а переднее колесо не норовит задраться вверх во время подъёмов, как в случае с велоштанами. Наиболее полно эти преимущества раскрываются на бездорожье, а также на синглтреках, прохождение которых требует техничного и чуткого управления велосипедом.
Для многих райдеров возможность сохранить ходовые качества велосипеда неизменными становится главным аргументом в пользу байкпакинга. Ведь он позволяет не просто крутить педали из пункта А в пункт Б, но и получать больше удовольствия от езды на байке.
Аэродинамика
В отличие от традиционных велорюкзаков и боковых сумок, байкпакинговые сумки не выдаются в стороны от велосипеда и в целом повторяют его контуры. Поэтому при прочих равных меньше страдает аэродинамика, что особенно ощущается при езде против ветра. Также лучшая аэродинамика заметно экономит силы велосипедиста на протяжённых и преимущественно равнинных маршрутах.
Универсальность
Байкпакинговый комплект легко подстраивать под нужды конкретного маршрута, будь то поход выходного дня, протяжённый веломарафон, 2-недельный велопоход или просто ежедневные поездки по городу. В зависимости от количества снаряжения и припасов нужно просто убирать или добавлять сумки. Подобной модульностью обладают только классические боковые велосумки на багажник. А вот «велоштаны» заточены только под конкретный объём снаряжения. Как правило для походов разной протяжённости их требуется минимум пара штук — маленький для ПВД, и большой — для экспедиций.
Бо́льшую часть байкпакинговых сумок одинаково удобно использовать и в велопоходах, и в городе. В ежедневных поездках заплечный рюкзак могут заменить подседельный или нарульный баул, а в сумочке-фидбэге можно возить термостакан с утренним кофе или объектив от фотоаппарата.
Проходимость
Боковые велосумки и велорюкзаки-«штаны» сильнее выдаются в стороны и расположены заметно ниже байкпакинговых. И это большой минус, когда приходится передвигаться на велосипеде по сильнопересечённой местности и плохим дорогам. Если приходится вести байк по глубокой колее, оставленной грузовиком, то рюкзак-«штаны» и боковые сумки приходится снимать. Иначе они шоркают о грунт или вовсе застревают в колее. То же касается узких троп и скальных прижимов — сильно выпирающие сумки просто мешают шагать и катить велосипед рядом.
Байкпакинговые сумки почти не меняют габаритов велосипеда, отчего с ними намного легче маневрировать на узких тропах и колее. Или вести байк рядом с собой, если возникла такая необходимость.
Совместимость с любым велосипедом
Как мы отметили в самом начале, тренд на байкпакинг стал одним из двигателей в изменении ассортимента велосипедов у целого ряда производителей. Многие бренды даже начали выпускать «заточенные» под него модели байков. Но прелесть байкпакинга как способа перевозки экипировки в том, что он применим практически к любому велосипеду.
До недавнего времени, если на байке не были предусмотрены крепления для багажников, везти на нём груз можно было тремя способами:
- Заплечный рюкзак. В лёгком рюкзачке для велосипедиста нет ничего страшного, но, как только его вес переваливает за 4-5 кг, начинаются проблемы. При длительной езде к мокрой спине добавляются боли в пояснице, а лямки сильно давят на плечи. Практика же ездить в велопоходы с туристическим заплечным рюкзаком объёмом 30-40 литров и вовсе почти не оставляет шансов получить удовольствие от поездки, за что активно критикуется всеми опытными велотуристами.
- Консольный багажник. Такие багажники не опираются на велосипедную раму и устанавливаются на подседельный штырь. Среди опытных велотуристов они не в ходу, так как дешёвые модели славятся своей ненадёжностью, а у добротно сделанных есть ряд ограничений. На консольном багажнике не рекомендуют возить больше 7-10 кг, поэтому велосипедисту всё равно приходится тщательно подбирать снаряжение и стремиться его облегчить. При этом сам багажник прибавляет к общему весу байка и экипировки 0,5-1 кг.
Кустарные крепления. Обычные багажники кустарно устанавливаются на вилки и рамы, которые не имеют штатных креплений для них. Зачастую такой способ являлся единственным выходом для многих велотуристов, но он трудоёмкий и рискованный. Не предназначенные для установки багажников рамы и вилки могут просто сломаться, иногда в самый неподходящий момент.
Но перечисленные способы не только обладают указанными выше недостатками, но и малоприменимы для целых классов велосипедов — шоссейников, двухподвесов, фиксов, карбоновых рам и вилок. А байкпакинговые сумки можно закрепить на любом байке, что открывает массу возможностей для дальних поездок многим велосипедистам.
Поклонники дорожного велотуризма теперь могут отправляться в путь на лёгком и быстром шоссейнике, а обладателям двухподвесов нет нужды использовать консольные багажники и сетовать на плохую работу подвески. Да, определённые ограничения есть и здесь. Например, из-за задней подвески вы не сможете поставить большую внутрирамную сумку в двухподвес, что заставляет сокращать количество снаряжения. Но байкпакинговый комплект всё равно остаётся едва ли не единственной альтернативой заплечным рюкзакам и консольным багажникам.
Ниже требования к компонентам велосипеда
Классика российского велотуризма — велосипед-хардтейл с задним багажником и навешенным на него большим велорюкзаком-«штанами», в котором перевозится практически всё снаряжение. Вся нагрузка концентрируется на задних колесе и треугольнике рамы. На них ложится вес багажника и рюкзака, а также бо́льшая часть веса самого ездока. Это диктует определённые требования к техническому оснащению велосипеда. Раму модернизировать нельзя, поэтому все силы туристов бросаются на сборку крепкого заднего колеса. Приходится устанавливать мощные ободья и втулки, широкую резину и крепкие спицы. При этом всё равно нужно быть готовым к замене или протяжке спиц на маршруте, особенно если он проходит вдали от хороших дорог. А желание поставить лёгкие и накатистые колёса часто приводит к досадным поломкам — восьмёркам, порванным спицам и трещинам на ободе.
В случае с байкпакингом груз распределяется вдоль всей рамы велосипеда намного равномернее, что в сочетании с лёгкой экипировкой позволяет значительно снизить нагрузку на узлы байка, и особенно на колёса.
Меньший вес
Байкпакинговые сумки заметно ограничены по объёму, а потому стимулируют отказываться от избыточного снаряжения и брать в дорогу только то, что действительно необходимо. А с лёгким велосипедом проще преодолевать небольшие препятствия, закатывать подъёмы, набирать и поддерживать скорость.
Большие велосумки, напротив, создают соблазн взять больше экипировки. Особенно грешат этим велорюкзаки-«штаны», которые желательно заполнять равномерно и на весь доступный объём, чтобы их не перекашивало на багажнике.
Критика байкпакинга
Сообщество велотуристов достаточно консервативно. Когда велосипед и снаряжение годами затачивались под перевозку груза на багажниках, сложно переходить на что-то новое. Это породило волну критики в адрес байкпакинга, особенно на постсоветском пространстве. Масла в огонь подливают и велокомпании, используя новую концепцию для достаточно агрессивного продвижения своих велосипедов и аксессуаров, что только усиливает раздражение приверженцев «старой школы». Поэтому мы решили разобрать наиболее часто встречающиеся претензии скептиков в адрес байкпакинговой концепции и дать на них ответ.
В эти сумки ничего не влезет
Ничего лишнего не влезет, это точно. Для всего остального место найдётся. При этом необязательно закупаться самой лёгкой и компактной экипировкой из доступной на рынке. Наиболее габаритные вещи — спальник и палатку — чаще всего можно просто закрепить на руле или в раме. А остальное снаряжение без особого труда помещается во внутрирамную и подседельную сумки. Главное — использовать простые легкоходные идеи: не брать лишнего, тщательно составлять маршрут и продумывать продуктовую раскладку без кучи баночных консервов, пачек печенья и буханок хлеба.
Сумки сложно паковать
Нужно учиться правильно укладывать любой рюкзак — и туристический, и велоштаны. И там и там есть свои сложности и хитрости. Укладка байкпакинговых сумок — это такой же приходящий навык, который формируется после пары велопоходов выходного дня.

Вся экипировка Анки Мартин (Anka Martin) на время 18-дневного веломарафона с самообеспечением Tour Aotearoa. Гонка проводится в Новой Зеландии, а её протяжённость составляет 3000 км. Питалась Анка в придорожных закусочных, но при этом везла полноценный перекус на день и смогла уместить всё снаряжение в достаточно компактных сумках общим объёмом чуть больше 30 литров © ankamartin.com
Подседельная сумка раскачивается
Действительно, некоторые подседельные велосумки могут раскачиваться, однако в большинстве случаев это не доставляет райдеру абсолютно никакого дискомфорта. К тому же сегодня есть сумки, которые очень жёстко фиксируются, отчего их раскачка сведена к минимуму. Проблемы могут возникнуть только с откровенно непродуманными и некачественными моделями. Как и случилось с автором этой статьи:
Александр Денисов: «Моя первая подседельная байкпакинговая сумка не вызывала ничего, кроме раздражения. Любой выезд на тряскую дорогу приводил к тому, что её страшно болтало и проворачивало вокруг подседельного штыря. Груз постоянно смещался, а сумка упиралась в ногу и мешала педалировать. Виной всему были некачественные стропы и фурнитура, а также отсутствие хоть сколько-нибудь жёсткой фиксации сумки к велосипеду. У моих новых сумок таких проблем замечено не было, а с ними я поездил по куда более отбойным дорогам».
Внутрирамная сумка парусит
Практика автора показала, что при сильном боковом ветре уже неважно, установлена внутрирамная сумка или нет, — воздушный поток норовит снести велосипедиста с одинаковой силой.
На маршруте сложно достать нужную вещь
Такая проблема может возникнуть и у владельцев велоштанов. Здесь всё зависит от того, как вы упакуете своё снаряжение. На маршруте необходимо не так много вещей — штормовка, фляга, перекус, возможно, тёплая куртка. Для них в байкпакинге предусмотрены отдельные сумки и внешние крепления. Фляга и перекус едут во флягодержателях, фидбэгах или нарамной сумке; штормовку и кофту можно засунуть под эластичные сетки, которые обычно есть на баулах. А если что-то не влезет, то всегда можно складировать нужные мелочи в поясной сумочке. В отличие от рюкзака спина от неё не потеет и не болит, да и плечи она не натирает.
Когда байкпакинг малоприменим
При всех своих плюсах байкпакинг-концепция имеет ряд ограничений и в «чистом» виде не всегда применима в некоторых велопоходах:
Велопоходы с автономной частью более недели
Обычно это многокилометровые, часто внедорожные маршруты на большом удалении от населённых пунктов. Придётся изрядно постараться, чтобы уместить в байкпакинговые сумки и крепления на вилку всё снаряжение и запас продуктов более чем на неделю. Тем не менее многим велосипедистам это удаётся, что требует немалого опыта, очень тщательной подготовки к походу и максимально компактного снаряжения.

Длительные велопутешествия
Если вы отправляетесь в кругосветку или хотите объехать вдоль береговой линии целый континент — классический байкпакинг точно не для вас. В путь придётся взять не только больше сменных вещей, но и увеличенный запас важных запчастей и инструментов для обслуживания байка. Проехать США или Европу можно вдоль и поперёк, используя только байкпакинговые сумки, — там меньше проблем с ночёвками, пополнением запасов, поиском мастерских и нужных компонентов. А часть снаряжения можно отправлять себе же по почте и транспортными компаниями. Но проехать в таком режиме кругосветку едва ли удастся — в большинстве стран просто нет должной инфраструктуры. Поэтому в дальних поездках на многие тысячи километров всё ещё правят бал классические наборы из 4 боковых велосумок, рюкзаки-«штаны» и велоприцепы.
Велопоходы с большим количеством снаряжения
Байкпакинг едва ли подойдёт, если нужно доехать на велосипедах в живописное место и устроить там комфортабельный кемпинг на несколько дней или везти с собой комплект фото- и видеоаппаратуры. Для всей этой экипировки потребуется много места, а габаритное снаряжение вроде сковородки для кулинарии на биваке будет очень сложно разместить на велосипеде без багажника.
Продолжительные зимние велопоходы
Надёжная экипировка для зимы всегда будет тяжелее и объёмнее летней. Прибавьте сюда необходимость везти усиленный рацион, больше топлива и тёплых вещей. Съездить в поход выходного дня при этом вполне реально, особенно если прибавить к сумкам небольшой заплечный рюкзак. А вот собраться в более длительный маршрут и равномерно разместить всё снаряжение на своём велосипеде потребует немалой финансовой и организаторской отдачи. Что будет под силу уже далеко не каждому велотуристу.
Комбинирование байкпакинговых и классических велосумок
Несмотря на описанные нами ограничения, многие велосипедисты не собираются отказываться от концепции байкпакинга. В условиях, когда небольших баулов становится недостаточно, их комбинируют с классическими решениями. Например, устанавливают передний багажник с боковыми велосумками, а часть груза переносят в подседельную и внутрирамную сумки. Зачастую райдеры заменяют громоздкие багажники на более лёгкие и компактные мини-багажники с небольшими боковыми велосумками. Они сравнительно легки, компактны и стимулируют не брать лишнего. Во многом такие сумки появились как ответ на распространение идей байкпакинга. Второй вариант — ставить назад более лёгкие и компактные боковые сумки для переднего багажника. Например, Ortlieb Sport-Roller.
Влияние байкпакинга на индустрию велотуризма
Байкпакинг дал мощный толчок для развития прежде консервативной индустрии велотуризма. Причём стали сильно меняться не только велосипеды и аксессуары к ним, но и туристическая экипировка. Например, компания Big Agnes даже выпустила отдельную серию палаток под нужды байкпакеров. И без того популярные среди них модели Fly Creek и Cooper Spur летом 2019-го выйдут в версии Bikepacking. Их дуги обладают укороченными секциями, чтобы помещаться даже на узкий руль-баран, а чехол представляет собой готовую байкпакинговую нарульную сумку с возможностью навески дополнительного снаряжения. Также классной фишкой новых палаток будет внешний карман на внутренней палатке для аккуратного хранения велошлема. Ждите в «Спорт-Марафоне»!

Байкпакинг стал ещё и одним из мощных триггеров для экспериментов в велотуризме. Снижение количества и веса экипировки позволило брать с собой новое снаряжение, которое дало возможность сочетать велосипед с другими, часто неожиданными, видами активности. Так, байки с байкпакинговой загрузкой стали использовать в альпийских регионах в качестве средства для подходов под альпинистские и мультипитчевые маршруты. Благо плотность велодорожек и троп позволяет.
В отдельное направление вырастает байкрафтинг. Это сочетание двух легкоходных средств передвижения — байкпакинга и пакрафтинга. Фирма Kokopelli даже выпускает лодки, заточенные под комбинированные веломаршруты. Их пакрафты снабжены силовыми стяжками, чтобы их было проще крепить на руль в свёрнутом виде. Лодки Kokopelli Rogue Lite — скоро будут в «Спорт-Марафоне».
Из истории байкпакинга
Учитывая взрывной интерес к байкпакингу в последние годы, может возникнуть впечатление, что сама идея перевозить груз на велосипеде подобным образом появилась совсем недавно. Однако она далеко не нова. Байкпакинг практически ровесник велосипедов современного типа. Внутрирамные и нарульные сумки часто мелькают на фотографиях велосипедистов рубежа XIX-XX веков.
Груз вдоль рамы распределяли первые велотуристы и гонщики на веломарафонах, горожане и даже военные! Причина, вероятно, была прозаичной — далеко не все велосипеды в те годы комплектовались багажниками от производителя. А часто и вовсе были лишены креплений для них. И как только багажники стали массовым явлением, практика возить весь груз вдоль велосипедной рамы надолго сошла на нет, чтобы вернуться уже в современную эпоху по иным причинам. Так что всё новое — это хорошо забытое старое!

Бойцы 25-го пехотного полка США в ходе своего велопохода из форта Мизула в Сент-Луис, 1897 год. Внутри рам широкие кожаные сумки с флягой для воды и 2-дневным пайком, а на рулях закреплены скрутки с одеялом и плащ-палаткой. Во время марша солдаты преодолели около 3000 км за 41 день, преимущественно по бездорожью © freehubmag.com
Неважно, какой комплект сумок и экипировки вы будете использовать. Главное — это те ощущения и впечатления, которые могут подарить велопутешествия. А снаряжение просто призвано помочь преодолевать трудности. До встречи на дорогах и тропах!