0

Как в СССР ходили в походы

© Александр Биченко
Большинство бывалых туристов вспоминают романтику советских походов с теплотой и ностальгией. Ни хронический дефицит снаряжения, экипировки и продуктов, ни трудности подготовки к путешествиям не омрачают этих воспоминаний.
О.Г. Лукьянов, заслуженный путешественник России, мастер спорта по спортивному туризму, старший инструктор горного туризма, спортивный судья 1-й категории: «Всё это были не просто трудности, всё это давало расцвет творчества. Люди изобретали, сами делали снаряжение, рисовали карты. Когда ты готовишься к походу, у тебя жизнь бурлит. Ты обсуждаешь с друзьями, как сделать автоклав, как сшить палатку, где достать карты. Каждый поход становился маленькой жизнью. Можно сказать, каждый поход длился полгода или больше за счёт подготовки, тренировок, написания отчётов после похода. Жизнь была полноценной, и это было настоящее счастье».
Каким был туризм 40–50 лет назад, как люди готовились к походам и как проводили время в путешествиях, рассказываем на основе воспоминаний ветеранов туризма.

Зарождение и развитие массового туризма в СССР

Зарождение массового туризма в СССР пришлось на 1920-е гг. Туризм рассматривался как военно-прикладной спорт, а потому государство взяло курс на приобщение к нему советских граждан. К началу 1940-х гг. по всему Союзу были созданы тысячи турклубов и секций, разработаны сотни туристских маршрутов, организованы многочисленные турбазы и альплагеря.
Советский активный туризм поначалу носил прикладной характер. Туристы организовывали походы и экспедиции, чтобы разведывать местность, помогать геологам и картографам. Путешествия имели целью освоение тех или иных территорий, и в них крылась особая романтика первооткрывателей.
По-настоящему массовым движением активный туризм стал в 1960-е гг., и с каждым годом он всё стремительнее набирал обороты. Самостоятельный туризм объединил миллионы советских граждан. Чтобы регулировать это масштабное движение и обеспечить ему безопасность, государство через систему профсоюзов создало систему подготовки туристов, организовало работу маршрутно-квалификационных комиссий и контрольно-спасательных служб, а также ежегодно деньги на развитие массового туризма. Регулярно проводились туристские соревнования, турслёты и прочие мероприятия, в которые вовлекалось всё больше и больше граждан.
На вершине пика Ленина, 1974 год
На вершине пика Ленина, 1974 год © Александр Биченко

В 1975 году обслужено 26 миллионов туристов. Функционирует свыше 350 маршрутов всесоюзного и более 6 тысяч маршрутов местного значения. Действует свыше 3 тысяч клубов и свыше 14 тысяч пунктов проката и выдачи туристского снаряжения.

К 1980-м гг. Советский Союз по размаху туристского движения вошёл в число мировых лидеров. Однако в 1990-е гг. туризм отошёл на дальний план. После распада СССР, страны его составлявшие перешли в режим выживания, и многим людям было совсем не до путешествий.

Самодеятельный и плановый туризм

Для нас, современных любителей активного отдыха, привычно, что туризм бывает самостоятельный и коммерческий. Аналогично и в СССР туристские походы подразделялись на два вида — самодеятельные и плановые.
К самодеятельным походам — к ним же относятся и спортивные походы — туристы готовились самостоятельно: разрабатывали маршрут, покупали продукты и снаряжение, решали транспортные вопросы. Как правило, в советские времена люди в такие походы ходили с турклубом или секцией. Подготовка к многодневным походам занимала порой несколько месяцев, поскольку было не так просто собрать необходимое снаряжение и экипировку, раздобыть карты местности, согласовать маршрут с маршрутно-квалификационной комиссией и так далее. Этап подготовки к большому путешествию становился целой отдельной главой жизни влюблённых в своё дело туристов.
Плановый туризм решал за людей все организационные вопросы и выдавал уже готовый продукт — хорошо проработанный туристский маршрут в сопровождении опытного гида, с питанием, транспортными забросками, прокатом снаряжения. По всему Советскому Союзу были разработаны сотни туристских маршрутов — на Алтае, Кавказе, Тянь-Шане, в Крыму, Хибинах, Карпатах и так далее. На этих маршрутах были обустроены стоянки, а на старте и финише работали турбазы.
Разумеется, участие в плановом походе было платным, но стоило, как правило, недорого.

Школьный туризм

В советское время детей с малых лет готовили стать полноценными строителями коммунизма. Детский туризм ставил задачей не только оздоровление молодёжи, но и патриотическое воспитание, формирование активной жизненной позиции. Целью было привлечь в туризм как можно больший процент учащихся.
Обучение основам походных навыков начиналось со школьной скамьи. Во многих городских школах работали туристские кружки, которые вели педагоги — как правило, физруки, географы, историки и другие заинтересованные преподаватели. Они же организовывали выезды учеников на природу. Обычно это были либо однодневные вылазки, либо простые двух- или трёхдневные походы. Дети знакомились с природой, учились бережному отношению к ней. Педагоги показывали школьникам, как заготавливать дрова, разжигать костёр, готовить пищу, обучали детей оказывать первую помощь, заботиться друг о друге, помогать товарищам.
Е. В. Рыжова, занималась водным, лыжным и пешеходным туризмом: «В школьные походы мы стали ходить с седьмого класса, это был конец 1960-х. Ходили с классом — человек 12–15 собиралось, не всех родители отпускали. Наши вылазки начинались уже в апреле. Про клещей тогда вообще не слышали и их не боялись. Мы изучали природу, собирали берёзовый сок, пекли картошку. А в десятом классе после выпускного мы поехали всем классом в поход с ночёвкой».
После распада СССР педагогам перестали платить за туристскую работу со школьниками, и многие из них больше не брали на себя ответственность организовывать походы с учащимися. Так школьный туризм начал постепенно угасать.
В наши дни туризм в школах не финансируется. Кроме того, нормы и требования — санитарно-гигиенические, организационные и другие — к детскому туризму сейчас настолько высоки, что выполнить их в дикой природе практически невозможно. Поэтому администрации учебных заведений и педагогам проще не связываться с туризмом, как с занятием опасным и неблагодарным. Энтузиасты, которые продолжают водить детей в походы, ещё остались, но они делают это исключительно на свой страх и риск.

Походы по путёвкам

В СССР существовала целая система плановых туристских маршрутов, которые разрабатывались различными туристскими организациями. Они были всесоюзного и местного значения. Им присваивались номера, например: 30, 16, 25, 72. Маршруты подразделялись на пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, смешанные и так далее. Эта система охватывала практически все уголки государства: Крым, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Хибины и многие другие регионы, вплоть до Крайнего Севера и Камчатки. К концу 1970-х гг. было создано более 350 всесоюзных маршрутов и около 6000 маршрутов местного значения.
Сеть маршрутов включала турбазы и обустроенные стоянки, прокат снаряжения, транспортную заброску, услуги опытных гидов-инструкторов. У этой сети были готовые программы и хорошее финансирование. Системой маршрутов и всей работой в области туризма руководил ВЦСПС — Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. Финансировали всё туристско-экскурсионное дело в СССР через профсоюзы.
В начальной и конечной точках маршрутов работали туристские базы. На территории таких турбаз располагались двух-трёхместные домики, столовая, душевые и туалеты, баня, спортивные площадки, фонтанчики с питьевой водой. На маршрутах также имелись обустроенные стоянки или приюты, обычно они представляли собой палаточные лагеря.
Приют «Солнечный», Западный Кавказ
Приют «Солнечный», Западный Кавказ
Отдыхающие приезжали по путёвке на турбазу, от которой начинался маршрут, и размещались на ней на два-три дня. В это время люди акклиматизировались, знакомились с местными достопримечательностями, проходили медицинскую комиссию, получали всё необходимое снаряжение и продукты на маршрут.
Инструкторы формировали из туристов группы, проводили инструктаж по технике безопасности на маршруте. В некоторых случаях перед основным походом проводился тренировочный выход. Во время этого мероприятия инструкторы проверяли удобство экипировки для всех участников, обучали людей технике ходьбы на подъёмах и спусках различных горных склонов, технике установки палаток, разведения костра и приготовления пищи.
На третий или четвёртый день группы туристов под руководством одного-двух инструкторов выходили на маршрут или выезжали к началу пешей части маршрута автотранспортом. Поход длился от 7 до 18 дней.
Принять участие в плановом походе мог любой желающий с хорошим здоровьем. Для этого не требовались особенные навыки и физическая подготовка, не приходилось иметь собственное снаряжение. Путёвку можно было либо купить, либо получить по льготам. Например, путёвки на плановые маршруты презентовали передовикам производства или работникам, отличившимся какими-либо заслугами. Также путёвки продавались на ярмарках-продажах, которые регулярно проходили в крупных городах.
Турбаза «Кавказ» в Гузерипле
Турбаза «Кавказ» в Гузерипле. Источник фото: madjordom.ru
Приют «Фишт», Западный Кавказ
Приют «Фишт», Западный Кавказ. Источник фото: fishki.net
В 1990-е годы вслед за развалом экономики страны, зависящая от государственного финансирования туристская отрасль пришла в упадок. Плановый туризм перестал развиваться, и многие маршруты стали закрываться. Турбазы и приюты оказались заброшенными, а позже часть из них перешла в частные руки.
Однако некоторые всесоюзные маршруты хотя уже давно и не существуют официально, но остаются популярными у туристов и в наши дни. Например, самое известное направление — маршрут № 30 «По Западному Кавказу». Он начинается в горах Адыгеи и заканчивается на черноморском побережье в Сочи. Этому маршруту уже более восьмидесяти лет. В 1980-е годы «тридцатка» принимала за сезон более восьми тысяч туристов со всего Союза. Достать путёвку на этот маршрут в те времена было довольно непросто, и стоила она дороже, чем на другие плановые направления, — 70 рублей и это при средней зарплате 120–140 рублей.
Впрочем, 70% стоимости туристских путёвок обычно оплачивали профсоюзы. Потому отдых в плановых турпоходах получался достаточно бюджетным.
Одним из самых сложных всесоюзных маршрутов считался маршрут № 77 — «Алтайский горно-таёжный». Ему присваивалась третья категория сложности. Он начинался и заканчивался в Бийске, продолжался 18 дней и имел протяжённость 800 км, из которых часть была пешеходная (10 дней), часть — водная по Телецкому озеру (3 дня), а остальное преодолевалось на ГАЗ-66 или на «Урале». Пешеходная часть этого маршрута востребована у туристов и в наши дни. Она стартует от села Эдиган и заканчивается у южного берега Телецкого озера.

Походы с турклубом

Миллионы советских граждан, увлечённых самодеятельным туризмом, объединялись в туристские клубы и секции, вступить в которые мог любой желающий. В СССР турклубы и секции создавались при крупных организациях — заводах и фабриках, институтах и университетах, НИИ и медучреждениях, колхозах и совхозах и так далее.
У каждого турклуба было своё помещение — чаще всего подвальное. Также при турклубах работали базы проката туристского снаряжения, в которых имелись необходимые для походов вещи: рюкзаки, спальные мешки, палатки, вёдра или котлы; некоторые базы располагали и альпинистским снаряжением. Содержание турклуба, аренду помещения и покупку снаряжения для прокатного фонда оплачивал профсоюз предприятия, при котором был создан турклуб.
О. Г. Лукьянов: «Обеспечение экипировкой достигалось за счёт проката снаряжения, которое закупали для клуба профсоюзы. То есть ты мог прийти и получить на выходные рюкзак, спальник, палатку и ещё какие-нибудь вещи. В понедельник ты приходишь и сдаёшь всё это на склад. Всё было возмездно, но это стоило копейки. А если ты занимаешься туризмом и являешься членом секции, то прокат бесплатен. Со временем опытные туристы, конечно, обзаводились своим снаряжением, потому что у прокатного, понятно, базовый уровень: простенькие рюкзаки, простенькие палатки».
Чтобы привлекать молодёжь в активный отдых, советы по туризму время от времени проводили в организациях агитационную работу: организаторы туризма читали лекции с показом слайдов, приглашали людей вступать в турклубы и посещать школы подготовки туристов. Молодой человек, пришедший на занятие в такую школу, понимал, интересен ли ему туризм и хочет ли он заниматься им серьёзно.
Кроме того, регулярно проводились турслёты и соревнования среди команд предприятий района. Участие в таких соревнованиях считалось очень почётной миссией.
Подробнее
Палатка Sierra Designs Studio 2
новинка
64 100 ₽
Sierra Designs Палатка Sierra Designs Studio 2
2мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Blacktail 3 Green
только у нас
39 600 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Blacktail 3 Green
3мест
Подробнее
Подробнее
Палатка MSR Elixir 4 Green
58 500 ₽
MSR Палатка MSR Elixir 4 Green
4мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Blacktail 3 Hotel Green/Gray
только у нас
47 600 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Blacktail 3 Hotel Green/Gray
3мест
Подробнее
Интерес людей к туризму рос довольно быстро. Появлялось всё больше желающих не только устраивать выезды выходного дня, но и проводить отпуск в длительных сложных походах. Помимо снаряжения, людям требовались и консультации по маршрутам. Поэтому при республиканских и областных советах по туризму и экскурсиям стали создаваться маршрутно-квалификационные комиссии (МКК). Их членами назначались, как правило, опытные путешественники, эксперты в туризме. Они не только помогали людям в планировании маршрутов, но и оценивали, можно ли туристской группе совершить поход определённой сложности, не слишком ли это опасно.
Также при советах по туризму в 1960-х годах стали создаваться туристские и альпинистские контрольно-спасательные службы (КСС) по всему Советскому Союзу. Они не только оказывали помощь пострадавшим на маршрутах туристам, но и следили за подготовкой плановых маршрутов к сезону, состоянием троп и оборудованием особо опасных участков, безопасностью туристских стоянок и приютов, контролировали движение плановых туристских групп по маршрутам.
Советские туристы ходили в походы в основном с турклубом. В турклубах вели подготовку к походам, физические и технические тренировки. Помощь в организации походов во многом оказывал профсоюз предприятия, при котором создан турклуб. Например, через профком была возможность договориться о транспортной заброске и размещении туристской группы. Кроме того, имели большое значение письма от профкома в различные организации, благодаря которым туристы могли бесплатно получить снаряжение или продукты питания. Однако практически все расходы лежали всё же на туристах.
О. Г. Лукьянов о соло-туризме: «В альпинизме были запрещены соло-восхождения. За такие нарушения могли «раздеть» в отрядах и отстранить от участия в альплагерных программах. То же самое было в туризме: туристы-одиночки не приветствовались самой системой подготовки. Прежде всего это связано с обеспечением безопасности. Если что-то вдруг происходит в природной среде, помочь некому, турист-одиночка предоставлен сам себе, и шансов на спасение у него очень-очень немного. Но такие люди всё же существовали, которые ходили сами по себе. Они хорошо шифровались, чтобы ими и не заинтересовались. Считалось так, что если ты турист, то должен ходить с другими туристами, а не в одиночку. Поэтому людей, которые ходили в одиночку, было очень мало».
С началом перестройки изменилась и политика государства в отношении спорта и здорового образа жизни. Туризм перестал финансироваться, и турклубы перешли на самоокупаемость. Бо́льшая часть турклубов и секций, оставшись без помещений, закрылась. А те клубы, которым удалось выжить, обеспечивали сами туристы. С тех пор и до настоящего времени все туристские клубы действуют на общественных началах.

Как готовились к спортивным походам в СССР

Для современного туриста организовать двух- или трёхнедельный поход, даже спортивный, не составляет особого труда и не требует много времени. В наши дни с покупкой снаряжения и продуктов питания проблем практически нет — кроме разве что высоких цен на технологичные импортные вещи. В свободном доступе в интернете есть свежая информация о маршрутах, карты почти любого масштаба и даже готовые GPS-треки маршрутов. Забронировать транспортную заброску, оформить пропуск в пограничную зону, зарегистрироваться в МЧС и многие другие задачи также можно решить в режиме онлайн.
В советские времена всё было иначе. Подготовку к длительным походам люди начинали за несколько месяцев. В условиях дефицита промтоваров туристы часто изготавливали экипировку и снаряжение самостоятельно, заказывали у товарищей на заводах, доставали по блату — использовали любые доступные способы привнести максимум комфорта в свой походный быт. О том, каким было туристское снаряжение в СССР, читайте в статье.
Самодельные палатки «серебрянки»
Самодельные палатки «серебрянки» © Никита Степанов
Вопросы с картами и подробным описанием маршрута решались тоже не так просто. Кроме того, было необходимо защитить проработанный маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии, чтобы получить разрешение отправиться в поход и, самое главное, допуск в пограничную зону. Во времена СССР большинство районов, интересных для горных походов, находились под контролем пограничников и спецслужб. Поэтому получить пропуск на территорию пограничной зоны туристам было гораздо проще с помощью маршрутно-квалификационных комиссий.
У современного же туриста всё значительно легче: если ему не нужны спортивные разряды, то и нет необходимости сотрудничать с МКК. А погранпропуск оформляется самостоятельно через интернет.

Навигация и информация о маршрутах

Первый навигатор, поддерживающий американскую GPS и российскую ГЛОНАСС, появился на российском рынке совсем недавно — в 2007 году. А до этого времени туристы пользовались исключительно традиционным набором — картой, компасом и головой на плечах. Некоторые туристы и по сей день отдают предпочтение ориентированию с помощью компаса и карты, не доверяя навигационным приборам и приложениям.
В СССР в основном использовали приборы двух видов: компас Адрианова и жидкостный компас Лебедева. У геологов был в ходу горно-геологический компас, но особой популярностью у туристов он не пользовался в силу своей массивности.
Компас Адрианова — советский военный наручный компас»
Компас Адрианова — советский военный наручный компас
Горно-геологический компас «ГК-2»
Горно-геологический компас «ГК-2». Источник фото: krsk.au.ru
О. Г. Лукьянов: «У компаса Адрианова есть недостаток — большой момент инерции. Его стрелка сильно скачет, и можно лишь примерно понять, куда она указывает. Жидкостный компас имел гидродинамическую тормозную систему, в него заливался керосин. Стрелка такого компаса не носилась бешено, а медленно ходила влево-вправо, и работать с ним было удобно. Этот компас можно было положить на карту и с помощью него легко брать азимут».
Приобрести компас не представляло особенных трудностей, зато раздобыть топографические карты было весьма проблематично. В продаже не водилось ни карт отдельных районов, ни атласов. Дело в том, что вся картография в СССР была засекречена, и простым гражданским лицам доступ к информации о труднодоступных районах не полагался. Получить карты, особенно столь желанные генштабовские километровки, через Главное управление геодезии и картографии было практически невозможно. Поэтому туристы обзаводились картами любыми способами — как правило, нелегальными. Например, доставали по знакомству или обменивали на «жидкую валюту» — бутылку водки — в институтах геологии. Добытые карты перерисовывали вручную, перепечатывали на копировальной бумаге или копировали другими кустарными способами.

«Вспомни, расскажи-ка, то ль ещё бывало,
Пусть их было мало — достоверных карт.
Мы с помятой синькой шли на перевалы,
Шёл за нами следом заполярный март...»
Сергей Никитин

Порой приходилось ходить в походы по обрывкам карты или по картам-пятикилометровкам. Ориентироваться по ним было очень сложно, особенно в незнакомой местности, но туристы справлялись даже с такими трудностями.
О. Г. Лукьянов: «Были приборы, использовавшие фотопечать простыми средствами. Они печатали одноцветные копии характерного фиолетового или синеватого цвета. Эти приборы подходили для изготовления туристских схем — географическими картами их назвать было нельзя. Мы делали их через технические отделы заводов. Несмотря на то, что все эти аппараты были засекречены и проверялись КГБ, нам удавалось получить синьку всеми правдами и неправдами. Также синьки рисовали сами на кальке. Карты взять было больше негде. Были очень популярны книги с опубликованными фрагментами карт, схемами хребтов».
Е. Ю. Ионис, КМС по спортивному туризму: «Карты переходили из клуба в клуб. Кто как мог, так и добывал. Карты перерисовывали вручную. Это делалось так: переворачивали стул, на его ножки аккуратно клали стекло или прозрачный пластик, под стеклом устанавливали лампу, таким образом, чтобы свет шёл снизу вверх. На стекло клали карту, поверх карты — кальку, например кондитерскую. На кальке химическим карандашом обводили очертания объектов. Как правило, это были хребтовки без указания перепадов высот, поэтому ориентирование по таким картам было достаточно сложным».
Топографические карты — основа путешествия. Но, помимо карт, есть ещё один важный источник информации о планируемом маршруте — отчёты о походах, которые составляют руководители туристских групп после прохождения маршрута.
Сегодня в интернете существует множество баз со свежими подробными отчётами о путешествиях в любой точке мира и в любой сезон. А в советские времена отчёты были только в бумажном виде. Они хранились в библиотеках и архивах МКК, собственные картотеки маршрутных материалов имелись также у многих турклубов и секций. Однако, если требовалось проработать редкий, «эксклюзивный» маршрут или малоизученный туристами регион, за отчётами приходилось ехать в библиотеки крупных городов — Москвы, Ленинграда, Свердловска и так далее. В библиотеках выдавали нужные материалы, но пользоваться ими разрешалось только в читальном зале.
Е. Ю. Ионис: «У меня на «шестёрке» — 320 км и 17 перевалов, в том числе несколько 2А, — рюкзак весил 42 кг. Снаряжение распределяли таким образом, чтобы у девушек рюкзаки весили килограммов на десять меньше, чем у мужчин. Продукты и снаряжение на маршруте периодически перераспределялись во время днёвок. Днёвка — это не время отдыха, это день, когда взвешивали все рюкзаки, продукты и старались всё это выравнять. Потому что на маршруте не получается равномерно забирать продукты у всех. После днёвки рюкзак мог стать легче, чем был до неё, а мог стать и тяжелее».

Маршрутно-квалификационные комиссии (МКК)

Свои планы путешествий туристам необходимо было согласовывать с маршрутно-квалификационной комиссией. То есть требовалось «защитить» маршрут. МКК были почти во всех областях, республиках и крупных городах.
Когда группа туристов собиралась отправиться в поход определённой категории сложности, участники прорабатывали маршрут и подавали заявку в местную МКК. Комиссия проверяла, соответствует ли этот маршрут планируемой категории сложности, соотносится ли опыт руководителя и всех членов группы с заявленной сложностью маршрута. Затем МКК подписывала группе маршрутную книжку с занесением информации в реестры. На этом этапе группа получала и пропуск на пограничные территории, по которым проходил маршрут.
После окончания похода руководитель группы составлял письменный отчёт о походе и представлял его в МКК. Этот отчёт содержал подробное описание похода с километражем, фотографии контрольных точек, перечень личного и общественного снаряжения, состав продуктовой раскладки, смету и так далее. На основании этого отчёта МКК засчитывала или в некоторых случаях не засчитывала поход заявленной категории. Каждому участнику похода выдавалась справка о зачёте путешествия. Наличие этих справок учитывалось при наборе в группы в дальнейших походах. На более сложные маршруты брали при наличии справок о прохождении более простых маршрутов.
Список группового снаряжения из отчёта о горном походе
Список группового снаряжения из отчёта о горном походе © Евгений Политов
А. В. Яковец, заслуженный путешественник России, занимается пешеходным, водным, лыжным туризмом: «В категорийных походах очень важным был фотоматериал. Если по какой-то причине фотографии с ключевых точек маршрута не получились, МКК не засчитает такой поход».

Тренировочные выезды

Походы советских времён подразумевали передвижение с рюкзаком весом не менее 30 кг. В длительных путешествиях вес рюкзака мог достигать у мужчин и 50–60 кг. Поэтому, чтобы на серьёзном маршруте не было слишком тяжело, туристы готовили себя к большим физическим нагрузкам на тренировочных выездах — в небольших походах, которые предполагали прохождение какого-либо несложного маршрута минимум с одной ночёвкой. В таких походах туристы проверяли работу группового и индивидуального снаряжения, удобство экипировки, устраняли недостатки. Подогнать рюкзак, испытать в деле самостоятельно сшитую палатку, доработать самодельные котелки, отточить мастерство работы с примусом и многие другие задачи решались во время тренировочных выездов.
Новички учились правильно укладывать рюкзак, разбивать палаточный лагерь, разводить костёр, готовить еду, оказывать первую медицинскую помощь. Туристы устраивали технические тренировки на скалах, отрабатывали походные навыки и технические приёмы.
Для участия в длительном походе было обязательное условие: чтобы все члены группы знали маршрут и умели работать с картой. Поэтому на выездах туристы практиковались ориентироваться на местности, пользоваться компасом и картой, определять стороны света без компаса — по положению солнца, ходить по азимуту и так далее.
Е. Ю. Ионис: «За тренировочные выезды формата ПВД мы получали справки. Наличие этих справок учитывалось при формировании групп на большие маршруты. Например, для допуска к походу первой категории сложности у нас была негласная установка — наличие пяти походов выходного дня. То есть человек умеет ставить палатки, умеет ходить, у него есть какое-то минимальное снаряжение, есть навыки. Группы у нас собирались по опыту».
Подробнее
Спальник Alexika Mountain Green
14 600 ₽
Alexika Спальник Alexika Mountain Green
220см/левый 220см/правый
Подробнее
Спальник Rab Ascent 300 Cayenne
40 430 ₽
Rab Спальник Rab Ascent 300 Cayenne
левый правый
Подробнее
Спальник Pinguin Spirit CCS 185 Blue
24 830 ₽
Pinguin Спальник Pinguin Spirit CCS 185 Blue
левый правый
Подробнее
Подробнее
Подробнее

Питание в походах

Сегодня прилавки туристических магазинов изобилуют большим разнообразием сублиматов, суповых смесей и полуфабрикатов в мягкой упаковке — импортных и отечественных. В СССР такой роскоши не было. Точнее, базовый набор продуктов имелся в продаже, но выбор был невелик. Крупы, вермишель, консервы в жестяных банках, борщ в стеклянной таре — вот такой ассортимент предоставляла туристам советская пищевая промышленность. Впрочем, в продаже имелись также пищевые концентраты в брикетах и россыпью — суповые наборы, состоящие из сушёных овощей и мяса, круп и макаронных изделий. Также можно было купить галеты, халву, печенье, вафли, шоколад, баранки, маргарин, сало, сухое молоко, какао.
Всё вышеперечисленное продовольствие употреблялось туристами в походах. Правда, чтобы собрать продуктовую раскладку, требовалось немало времени. Прийти в магазин и закупить сразу всё необходимое было практически невозможно из-за тотального хронического дефицита. Этот дефицит заставлял туристов «вертеться» и закупать провизию заранее.
Е. В. Рыжова: «Тушёнку можно было купить без проблем, потому что у нас в городе был свой мясокомбинат. Овсянка, манка, перловка, толокно тоже были в продаже, а вот гречка была очень дефицитным товаром. Концентраты покупать было сложно, их ещё надо было «поймать». Конечно, если у тебя имелись связи в горпромторге или на пищебазе, то ты на коне. А так всё приходилось караулить. В конце месяца, чтобы сделать план и чтобы всем продавцам дали премию, на полки магазинов «выбрасывали», как тогда говорили, дефицитные товары — те, которые в обычные дни, особенно в начале месяца, никогда не продавались. Вот тогда можно было купить и концентраты, и что-то другое».
О. Г. Лукьянов: «Гречку можно было получить только по талонам для диабетиков. Мы искали знакомых тётушек, у которых диабет, и через них можно было отоварить гречку. Тётушки относились с пониманием и помогали нам с приобретением дефицитной крупы».
Разумеется, туристы не ограничивались лишь тем пищевым набором, который имелся в гастрономах, и самостоятельно готовили продуктовые запасы для многодневных путешествий. Они сублимировали мясо, овощи и даже крупы в домашних условиях. Также очень популярным было блюдо пеммикан: мясо вначале сушили, а затем заливали его жиром с большим количеством соли и специй.
Подкормка арбузами, принесёнными «из цивилизации»
Подкормка арбузами, принесёнными «из цивилизации» © Никита Степанов
Упаковывали продукты в полиэтиленовые мешки или в металлические банки. Некоторые продукты, например сушёное мясо, в походе хранили в картонных коробках.
О. Г. Лукьянов: «Как-то в горах мы встретили немцев. Они нам сообщили, что особо продукты не заготавливают, за неделю до похода приезжают на автомобиле к супермаркету, покупают целую тележку продуктов и дома просто разбирают. Для нас это была просто фантастика, как это можно сразу всё купить. Причём всё калорийное, расфасованное. Примерно как сейчас. Сублимировали мясо различными способами. Например, изготавливали пеммикан. Мы его и сейчас делаем. В те времена вакуумную сублимацию не применяли, поэтому мы сублимировали методом обжаривания фарша до сухого состояния, его постоянно мешали без добавления масла. Жарили на сковородке, получались сухие шарики из мяса. Эти шарики затем заливали вытопленным свиным или говяжьим жиром и как следует солили, пока всё горячее, так, что пересаливали. Затем паковали по небольшим баночкам, заматывали, получался брикет. В горах этот брикет бросали в котелок с кашей или супом. Также применялись и овощные нарезки, которые мы сушили. Умельцы делали сушёные грибы, морковь, лук. Вообще, дефицит продуктов не мешал походам».
Е. Ю. Ионис: «Консервы — тушёнку — брали только на выезды выходного дня, на большие маршруты консервы не брали, потому что это лишний вес. Мы использовали, например, мясную начинку для блинчиков, которая продавалась в магазинах, покупали колбасу, сало. Сало и колбаса в длительных маршрутах могли испортиться, поэтому мы прямо на маршруте выкапывали в грунте коптильню и коптили мясные продукты. В некоторых походах подкармливались рыбалкой, например на Таймыре. Тогда у нас был поход 21 день, а раскладка была рассчитана только на 17 дней, 800 грамм в сутки. Мы добирали рацион грибами, ягодами, рыбой».
З. С. Муртазина, инструктор 3-й категории по альпинизму: «Перед тем как мы первый раз поехали на высотное восхождение, мы написали письмо в ВЦСПС и попросили выделить нам усиленное питание — продукцию прибалтийского института космического питания. В итоге мы бесплатно получили интересные и очень вкусные образцы: тубы с творогом с различными фруктовыми начинками, хлеб со сроком хранения полгода, гречку, треску быстрого приготовления — их кипятком надо заливать. В альплагерях тоже было усиленное питание: консервы куриные с белым соусом, с красным соусом, шоколад, трюфельные конфеты, колбаса — настоящие деликатесы!».
Изотоников, регидрона и прочих средств для поддержания водно-солевого баланса в СССР ещё не появилось. Поэтому туристы поступали просто — добавляли в воду поваренную соль. А чтобы во рту не пересыхало, подкисливали воду лимонной кислотой или клюквенным экстрактом. Недостаток витаминов восполняли лесными ягодами. Вместо витамина С туристы, особенно во время лыжных походов, пили настой из хвои.

Транспортная заброска

До ближайшего к началу маршрута крупного населённого пункта туристы добирались любым доступным общественным транспортом — поездами и самолётами. Билеты стоили недорого.
От аэропорта, аэродрома или вокзала до начала пешеходной части маршрута туристы либо ехали на электричке или автобусе, либо искали варианты заброски на грузовике или автомобиле. Один из вариантов найти заброску — автостоп.
Нас взял на борт грузовичок, но перед мостом шофёр нас высадил, сказав, что мост выдерживает только его и «антилопу гну», а мы — лишний груз. Наблюдая с берега, держали кулаки, чтоб он только не провалился из-за наших рюкзаков и вместе с ними
Нас взял на борт грузовичок, но перед мостом шофёр нас высадил, сказав, что мост выдерживает только его и «антилопу гну», а мы — лишний груз. Наблюдая с берега, держали кулаки, чтоб он только не провалился из-за наших рюкзаков и вместе с ними © Никита Степанов
Иногда в горные районы забрасывались на самолётах малой авиации
Иногда в горные районы забрасывались на самолётах малой авиации © Никита Степанов
Вот что рассказывают бывалые туристы о том, как они добирались до начала похода.
Е. Ю. Ионис: «В восьмидесятые, девяностые, нулевые годы основной валютой добычи транспорта, и не только транспорта, был алкоголь. Поэтому перед большими маршрутами мы запасались бутылками водки. Заранее находить машину не представлялось возможности. Поэтому мы приезжали в какой-то населённый пункт, из которого планировалось забрасываться, и народ разбегался по дворам, искали машину, водителя, договаривались с водителем, и он нас забрасывал. Выход с маршрута был аналогичный: доходили до населённого пункта и искали водителя до вокзала. Валюта всё та же — алкоголь. Так было проще. Сейчас валюта для расчётов — это деньги, и суммы несопоставимы. Иногда удавалось забрасываться просто за спасибо — автостопом».
О. Г. Лукьянов: «СССР — это была совсем другая страна. В любой точке этой страны мы себя чувствовали как дома, ведь мы в своей стране. С забросками дело обстояло хорошо. Если мы путешествовали в пределах Башкирии, можно было договориться, и нам могли на предприятии организовать машину туда, куда не ходят электрички. А так общественный транспорт — электрички, поезда — ходил везде. Если мы отправлялись в какие-то совсем далёкие места, то можно было договариваться с машинами. Этот вопрос помогал решить профсоюзный комитет. Через него была возможность договориться, чтобы вас забросили как туристскую группу. Также помогали письма из комитета комсомола с печатями. В этих бумагах говорилось, кто мы такие и с какой целью идём в поход. Да и до сих пор любая бумажка помогает. В глазах сторонних людей бумага превращает бродяг в экспедицию».
Е. В. Рыжова: «В начале 1980-х мы отправились с друзьями на байдарочный сплав по реке Чусовой. Долетели самолётом из Уфы до Свердловска, билет стоил недорого, 10 рублей, а стипендия тогда была 50 рублей. Ещё мы заплатили дополнительные деньги за перевозку байдарок, как негабаритного груза. Доплата получилась в пределах рублей десяти».

Походные традиции

Большинство современных походных традиций и обычаев берут начало из советских времён. Многие из них — это не столько традиции, сколько по своей сути правила походной вежливости, этикет туриста. Например:
  • здороваться со встречными туристами на маршруте и местными жителями;
  • если встретили группу туристов, угостить их чаем и едой; с товарищами — делиться едой и вещами;
  • уступать дорогу на горной тропе тем, кто поднимается вверх;
  • не употреблять слово «покорить» в отношении гор.
Е. Ю. Ионис: «Была у нас такая традиция: если ты на маршруте встречаешь какую-то группу, есть возможность встать и переночевать вместе, то мы обязательно вставали на одной поляне, друг друга угощали, общались. Встретить в дикой горно-таёжной местности туристскую группу в те времена было редкостью. Если у группы проблемы с продуктами, то мы обязательно делились. Если мы на маршруте находили какую-то охотничью избушку и ночевали в ней, мы обязательно что-то оставляли: или дрова заготавливали, или продукты оставляли».
Обычай оставлять на перевалах и вершинах записки, содержащие информацию о составе группы, маршруте, датах и небольшой рассказ о походе, — также старая традиция. Как и посвящение в туристы для тех, кто в первый раз пошёл в поход или на восхождение.
Ещё одна хорошая старая туристская традиция — точка, или гусятник, капустник, обязательное завершение любого похода. Это сбор всей команды через некоторое время после возвращения домой. Туристы вспоминают о приятных моментах, приключениях и трудностях путешествия, обсуждают действия всех членов группы, разбирают ошибки, высказывают пожелания и претензии, планируют дальнейшие путешествия.
Е. Ю. Ионис о точке: «Заранее до маршрута мы обговаривали, что мы не ругаемся, не выясняем отношений, не предъявляем друг другу никаких претензий на маршруте, а всё это делаем после похода на точке. Мы никогда не делали точку на обратном пути, например в поезде, так как это не правильно. Надо приехать домой, недельку друг от друга отдохнуть, и потом мы встречались, проводили точку, и никакой ругани уже, как правило, не было».
________________________________________________________________________________________________
Автор выражает благодарность за помощь в создании статьи и предоставленные фотоматериалы:
Олегу Геннадьевичу Лукьянову (заслуженный путешественник России, мастер спорта по спортивному туризму, старший инструктор горного туризма, спортивный судья 1-й категории);
Евгению Юрьевичу Ионису (КМС по спортивному туризму);
Елене Викторовне Рыжовой (водный, лыжный и пешеходный туризм);
Александру Владимировичу Яковцу (заслуженный путешественник России, пешеходный, водный, лыжный туризм);
Александру Николаевичу Биченко (КМС и инструктор по альпинизму);
Зухре Салаватовне Муртазиной (инструктор 3-й категории по альпинизму, пешеходный, лыжный и горный туризм);
Евгению Ивановичу Самойлову (пешеходный, лыжный туризм);
Гаязу Мазгаровичу Галиуллину (водный, лыжный туризм);
Никите Ростиславовичу Степанову («Снежный барс» № 570).

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2022 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.