0

С каким снаряжением ходили в походы в СССР

Классический советский плакат, пропагандирующий туристические походы
В Советском Союзе всевозможные формы активного отдыха были не менее популярны, чем в наши дни. Пешие, горные, водные, лыжные, велосипедные походы и экспедиции, альпинизм, катание на горных лыжах и многое другое — всем этим занимались наши родители, бабушки и дедушки.
И хотя туризм и активный отдых в СССР активно популяризировали, со снаряжением и экипировкой складывалось не всё так гладко. Чтобы собрать рюкзак в поход, иностранный турист, например из Европы, мог прийти в специализированный магазин и просто купить всё необходимое. В Советском Союзе такая схема не работала: в магазинах ассортимент изделий для туризма был довольно скудный, продавались в основном товары широкого потребления — экземпляры одежды и снаряжения, далеко не самые удобные в походной жизни. Это касалось палаток, рюкзаков, спальных мешков, одежды и обуви. Действительно достойная экипировка была в дефиците, поэтому обзавестись хорошими отечественными, а тем более заграничными вещами было практически невозможно.
Помимо ширпотреба, советская промышленность выпускала и более качественную и удобную экипировку. Но она была предназначена не для прилавков магазинов. Фабрики изготавливали её специально для туристских баз и альпинистских лагерей, где она выдавалась строго под учёт и после смены возвращалась на склад. Однако в конце сезона в альплагерях и на турбазах проводилась инвентаризация, часть снаряжения списывалась, и появлялась возможность приобрести списанные вещи.
Также представлялись редкие случаи обзавестись образцами снаряжения на выставках-ярмарках, которые периодически проходили в крупных городах СССР.
Раздобыть импорт было возможно только в случае личной встречи с иностранцами, например, в горном походе или в международном альпинистском лагере: снаряжение выменивали, покупали, изредка удавалось получить его в подарок. Был шанс привезти что-либо ценное из зарубежной командировки.
К трудностям с добычей экипировки советские туристы относились творчески и решали эти вопросы с помощью смекалки, рук и подручных материалов. Их зачастую добывали «из-под полы», по большому блату или на технических свалках. Люди просто не видели проблемы в отсутствии необходимого снаряжения. Ведь практически всё можно сделать самостоятельно. Отечественное кустарное производство выручало в любой ситуации.
В статье мы расскажем об основных видах снаряжения, которое использовали туристы в СССР, и способах его изготовления своими силами. Заодно подкрепим рассказ воспоминаниями бывалых туристов той эпохи. Речь пойдёт прежде всего о периоде с начала 1970-х до начала 1990-х годов.

С какими рюкзаками ходили советские туристы

В начале прошлого века туристы ходили в походы с армейскими вещевыми мешками, которые впервые начали использовать ещё во времена Российской империи. Вещмешок, или сидор, — это мягкий брезентовый рюкзак объёмом около 30 литров, с плечевыми лямками и стяжками на горловине вместо клапана. Такой рюкзак было трудно упаковать, он не держал форму, при носке вещи внутри мешка перемещались, рюкзак отвисал назад, передавливал плечи, на которые и приходилась вся нагрузка. Вещмешок причинял дискомфорт во время длительных маршрутов, но сравнивать было не с чем.
Классический вещмешок
Классический вещмешок. Источник фото: rogatkashop.ru
В 1930-х годах запустили в производство рюкзак «колобок». Он был той же шарообразной формы, что и вещмешок, из того же плотного брезента и столь же неудобный. Отличался «колобок» от вещмешка бо́льшим объёмом, наличием верхнего клапана и более широкими плечевыми лямками.
Рюкзак «колобок»
Рюкзак «колобок». Источник фото: guns.allzip.org
В 1950-е годы на смену «колобку» пришёл рюкзак Абалакова, который выпускался до начала 1990-х. Этот брезентовый мягкий рюкзак объёмом 60 литров был удобнее своих предшественников: при правильной укладке вещей он плотнее прилегал к спине и меньше оттягивал плечи, имел большой внешний клапан и вместительные карманы по бокам, более надёжное крепление лямок и ремней, более широкие плечевые лямки, прошитые дополнительным слоем брезента.
Абалаковские рюкзаки стали очень популярны у туристов, альпинистов и геологов. Однако, по сравнению с современными рюкзаками, они по-прежнему оставались неудобными: вес ноши давил на плечи, стропы лохматились на концах и с трудом продевались в пряжки, брезентовая ткань намокала под дождём и становилась ощутимо тяжелее, а на морозе брезент каменел и «вставал колом». Кроме того, объёма рюкзака не хватало, и вещи приходилось навешивать снаружи.
Абалаковский рюкзак
Абалаковский рюкзак. Источник фото: risk.ru
В 1980-е годы в туристическом обиходе появился рюкзак Ярова, который пользовался не меньшей популярностью, чем абалаковский. Он имел аналогичную конструкцию, но дополнялся боковой шнуровкой, которая позволяла регулировать его объём, как это сегодня делают с помощью боковых компрессионных строп.
Абалаковские и яровские рюкзаки, несмотря на популярность, было практически невозможно найти в свободной продаже. Туристы добывали такие рюкзаки всеми возможными способами: доставали по знакомству или шили сами, дорабатывая для удобства различными деталями, креплениями и так далее. Так в 1980-е годы стали появляться самодельные модели рюкзаков с поясным ремнём.
Самодельный рюкзак у туриста в центре фото, 1980-е годы
Самодельный рюкзак у туриста в центре фото, 1980-е годы © З. С. Муртазина
Новым словом в производстве советского туристского снаряжения стал станковый рюкзак «Ермак», появившийся в те же 1980-е годы. У рюкзака был пояс, а сам он крепился к станку — алюминиевой раме, а рама с рюкзаком навешивалась на человека. Рама лучше переносила вес с плеч на пояс, потому плечи и спина во время длительных переходов уставали меньше.
Станковый рюкзак «Ермак»
Станковый рюкзак «Ермак» © Елена Рыжова
Однако у конструкции «Ермака», по воспоминаниям советских туристов, был один опасный нюанс: если с надетым рюкзаком неудачно упасть, то высокая верхняя перекладина рамы вполне могла сломать шею.
Е. Ю. Ионис, КМС по спортивному туризму: «На продолжительные маршруты я ходил с яровским рюкзаком. Чтобы не передавливало плечи, мы нашивали на лямки подкладки из войлока. Для маршрутов 2-3-й категории сложности и для спелеомаршрутов у меня был рюкзак «Ермак». Вниз под «Ермак» можно было навешивать транспортный мешок.
Также рюкзаки шили сами. Материалы для рюкзаков таскали со свалки завода резинотехнических изделий. На эту свалку выбрасывали много технического капрона — бывало, целыми рулонами. Например, если в 20-30-метровом рулоне оказался хотя бы метр бракованного капрона, то отбраковывали весь рулон. Мы ездили на эту свалку, перелезали через забор, набирали рулоны капрона, а потом из него делали выкройки».
Е. В. Рыжова, занималась водным, лыжным и пешим туризмом: «В 1980-е годы в таких городах, как наша Уфа, снаряжение в магазинах было в дефиците, а в Москве продавалось практически всё, что нужно. Свой «Ермак» я купила в спортивном магазине в Москве в 1981 году, когда ездила в командировку. Он стоил 25 рублей, при моей зарплате 140 рублей.
Также была возможность урвать снаряжение, в том числе рюкзак, на выставках-продажах, которые иногда проходили у нас в городе во Дворце спорта. Кажется, эти выставки назывались «Спорт и туризм». Я посещала такие выставки и в Уфе, и в Москве».
Елена Рыжова и её рюкзак «Ермак», фото с разницей в 40 лет
Елена Рыжова и её рюкзак «Ермак», фото с разницей в 40 лет © Елена Рыжова
З. С. Муртазина, инструктор 3-й категории по альпинизму, занималась пешим, лыжным и горным туризмом: «Мы сами шили облегчённые рюкзаки. Смотрели журналы. Например, мы выписывали польский журнал об альпинизме Taternik, там были фотографии снаряжения. По таким картинкам мы и шили. Брали полосу, пришивали боковины, рюкзак получался прямоугольный, лёгкий, без станка и без массивного крепления. Наращивали сверху что-то типа рукава или тубуса, рюкзак получался выше и вместительнее. Стропы доставали на резинотехническом заводе».
Номера польского журнала об альпинизме Taternik, начало 1970-х годов
Номера польского журнала об альпинизме Taternik, начало 1970-х годов

Палатки советских туристов

Первые советские палатки выпускались из плотного брезента и отличались аскетичной конструкцией. Москитные сетки появились лишь в 1970-х годах, до 1980-х не было и замков-молний, а вход в помещение закрывался с помощью завязок или клевантов — пуговиц с навесными петлями. Оттяжки изготавливали из пеньки.
Брезент — прочный и долговечный материал. Его трудно проткнуть или порезать, он не загорается от попавших на него искр, не плавится, хорошо пропускает воздух и не накапливает конденсат на поверхности. В брезентовых палатках ночевать вполне комфортно и не так душно.
Но вместе с тем брезент имеет существенный недостаток: он тяжёлый и объёмный. Например, четырёхместная брезентовая палатка весит около 12 кг и занимает почти полностью рюкзак объёмом 60 литров. А намокший брезент становится ещё тяжелее, и просушить его в походных условиях почти нереально.
На производстве ткань палаток обрабатывалась водоотталкивающей пропиткой. Но эффект от этой пропитки длился недолго, в скором времени палатки начинали протекать под дождём. Чтобы уберечь свои походные жилища от намокания, туристы использовали как минимум два способа — хорошую растяжку, чтобы вода меньше впитывалась в ткань и лучше с неё стекала, а также дополнительные тенты из синтетических материалов или полиэтилена.
Если брезентовую палатку как следует растянуть и не дотрагиваться до стенок и потолка, вода с внешнего слоя не будет просачиваться сквозь ткань, и палатка изнутри останется сухой. Однако растянуть палатку не так просто, обычно на крыше остаются складки, в которых скапливается вода или снег, отчего крыша начинает провисать и промокать насквозь.
Двускатная брезентовая палатка
Двускатная брезентовая палатка © Елена Рыжова
Е. В. Рыжова: «Поскольку брезентовые палатки в сильный ливень протекали, мы для них шили тенты из синтетики. Материал для тентов добывали на технических свалках. Также в качестве тента использовали полиэтилен. Он продавался метражом, не был дефицитом и стоил копейки».
Для пошива облегчённых палаток до конца 1970-х вместо брезента использовался перкаль — хлопчатобумажная ткань повышенной прочности. В те времена очень востребованы у советских туристов были перкалевые палатки «серебрянки». При вместимости 3-4 человека такая палатка весила около 3 кг — уже намного ближе к современным. Двускатная крыша была сделана из однослойного прорезиненного перкаля с алюминиевым покрытием, пол — из того же материала, только двухслойного, боковые стенки и торцы были не прорезинены — для обеспечения необходимой вентиляции.
Перкалевая палатка «серебрянка», накрытая слоем полиэтилена
Перкалевая палатка «серебрянка», накрытая слоем полиэтилена © Евгений Политов
В 1980-е палатки стали изготавливать из облегчённых водостойких синтетических материалов, с непромокаемым полом, москитной сеткой и каркасом.
В СССР существовали палатки различных форм и конструкций — шатёр, конус, с односкатной или двускатной крышей. Некоторые модели предусматривали каркас — разборные стальные или дюралевые стойки, но чаще всего палатки не имели каркаса — их устанавливали с помощью жердей, деревянных палок, лыжных палок, ледорубов и так далее. Колышками комплектовались также далеко не все палатки, их приходилось готовить заранее или вытёсывать на месте из подручных природных материалов.
Самыми надёжными и потому наиболее востребованными для горных походов, в том числе зимних, считались двускатные бескаркасные палатки «Памирки». Они устанавливались на двух палках и при хорошей растяжке были довольно ветроустойчивы. Такие палатки могли дополняться защитными юбками и отверстием для дымохода. Весили «Памирки» от 2 до 6 кг, в зависимости от размера и материала.
Палатка «Памирка» в горном походе, начало 1950-х
Палатка «Памирка» в горном походе, начало 1950-х. Фото из архива В. В. Яковца
Помимо палаток, которые изготовлялись на различных фабриках, комбинатах и в цехах военных заводов, были и самодельные палатки, сшитые туристами. Конструкцию либо копировали с готовых изделий, либо экспериментировали, стараясь придумать что-то новое и более удобное. Одним из лучших материалов для палаток по всему Советскому Союзу считался капрон авиационных тормозных парашютов. Туристы буквально охотились за списанными парашютами, из которых получались тонкие, лёгкие и прочные палатки оранжевого цвета. Правда, эти палатки не выдерживали проливной дождь и протекали.
Е. И. Самойлов, занимался пешим и лыжным туризмом: «Палатка была зимняя, из тонкого прорезиненного капрона, конусная, без дна. Шили мы её сами, как и всё остальное снаряжение. Потому что палатку было не купить. Материалы брали на заводе РТИ, точнее — на свалке, куда привозили отходы с завода. Материал палатки был тонкий. Но палатка нам не для тепла нужна была, главное — защита от ветра и снега».
Е. В. Рыжова: «Для зимних походов у нас была печка, сваренная из тонких металлических листов. Эту печку по очереди всю ночь топили. Печка была лёгкая — не больше килограмма. Правда, она через несколько походов прогорала».
Александр Владимирович Яковец, заслуженный путешественник России, занимался пешим, водным, лыжным туризмом: «У нас был огромный шатёр-купол диаметром 2,5 метра и высотой 2,2 метра. Мы ходили с ним в зимние походы. Внутри шатра подвешивалась печка. В этой палатке свободно размещались восемь туристов, а как-то раз мы набились туда компанией двадцать человек. Мы шили палатки из списанных авиационных парашютов, а я, например, сшил себе маленькую палатку из парусов яхт. Лёгкая палатка получилась. Я шил по своим выкройкам, экспериментировал».
Е. Ю. Ионис: «Палатки в 1980-х годах в магазинах были, но всё-таки они считались роскошью. Палатки выпускались из брезента, застёжки были не на молнии, а на завязках-петлях в три ряда. Поэтому если тебе ночью захотелось в туалет и ты до упора терпел, то появлялось желание порезать эти завязки.
Мы сами шили палатки из капрона. Капрон добывали на свалках. Высоко ценился парашютный капрон. Особо активные и предприимчивые туристы пытались своровать солнцезащитные грибки — под такими грибками продавали на улице квас, молоко, пиво. Из ткани этих грибков также получались хорошие палатки».

Советские спальные мешки

Купить в советском магазине спальный мешок было не так сложно: армейские спальники имелись в свободной продаже. Первые модели этих спальников изготавливали из плотной хлопчатобумажной ткани или из брезента с «начинкой» из ваты, овечьей шерсти или меха. Мешки имели форму кокона с входом в верхней части, клапаном на завязках или застёжке на деревянные пуговицы-клеванты и петли. Такие спальники были объёмные и тяжёлые — до 7-8 кг, с трудом помещались в чехол и могли занимать всё пространство рюкзака. Если они намокали, то просушить их получалось с большими усилиями.
Стирка спального мешка также была делом повышенной сложности. Поэтому туристы пользовались вкладышами из тонких тканей, а внешний слой чистили и застирывали как могли.
Советские спальники, утеплённые ватой
Советские спальники, утеплённые ватой. Источник фото: guns.allzip.org
В начале 1980-х в промышленности появились длинные стальные замки-молнии. Этими замками в спальниках-коконах заменили пуговицы. Теперь застёжка располагалась не на верхнем клапане, а по длине спальника от шеи до колен, что стало значительно удобнее. Также в производство поступили и спальники-одеяла, которые можно было соединять друг с другом. Правда, у спальников на молнии был существенный недостаток: замки ржавели и приходили в негодность, их периодически приходилось заменять на новые.
Чуть позже спальные мешки стали шить из более водостойких материалов и наполовину утеплять синтетическим наполнителем. Мешки становились всё легче, компактнее и удобнее.
Разумеется, таких понятий, как «температура комфорта» или «температура экстрима», в те времена не существовало. Причём не только в СССР, но и во всём мире.
Советские спальники, как и рюкзаки и палатки, выпускали на различных комбинатах, фабриках и на предприятиях тяжёлой или военной промышленности. Многие туристы шили спальные мешки самостоятельно или использовали в качестве спальника шерстяные и ватные одеяла, сложенные пополам. Такие одеяла были тяжёлыми и громоздкими, но вполне приемлемыми по теплоизоляции. Советские умельцы шили и пуховые спальники — из каландрированного капрона и пуховых подушек. Придумывали целые технологии и методики получения нужных фракций пуха и заполнения этим пухом изделий.
З. С. Муртазина: «Мы ездили на местную птицефабрику, покупали там подушки, отделяли пух от пера, шили спальники и пуховки. Тогда у нас появился каландрированный капрон, мы его выписывали тюками из Прибалтики. Он был разноцветный, яркий. Сшивали ткань, выстёгивали ячейки размером с ладошку и заполняли эти ячейки пухом.
Одно время начали появляться детские пуховые одеяла. Мы делали из них спальник-ногу — спальник, закрывающий только нижнюю часть тела до пояса. Залезаешь в этот спальник, надеваешь пуховку и так спишь. Пуховки тоже шили самостоятельно».
Е. Ю. Ионис: «Использовали шерстяные одеяла, выпрашивали их у родителей. В конце восьмидесятых спальники стали продаваться в магазинах, они были хлопчатобумажные, тяжёлые, не очень тёплые. Спальники были групповым снаряжением. Как и коврики. Обычно в спальниках по одному не спали, делали спарки. Если сшить вместе два спальника, то в них помещалось три человека, если сшить три спальника, то пять человек.
У меня был геологический спальник с брезентовым чехлом. Мне его подарил один хороший человек, и я был безмерно счастлив таким подарком. Спальник весил семь килограмм, занимал весь рюкзак, но был очень тёплый. На серьёзные маршруты я его не брал — только в походы выходного дня».
Подробнее
Спальник Alexika Mountain Green
14 600 ₽
Alexika Спальник Alexika Mountain Green
220см/левый 220см/правый
Подробнее

На чём спали туристы в СССР. Коврики

Пенополиуретановые коврики, или пенки, появились в СССР лишь в середине 1980-х. Их единственным изготовителем в стране был Ижевский завод пластмасс. Первые вспененные коврики предназначались вовсе не для походов, а для пола в ванных комнатах. Но туристы моментально определили для себя ценность новинки и начали скупать едва ли не всю продукцию. Чуть позже ижевские пенки стали выпускаться и специально для туризма — их делали двухслойными. Такие коврики и по сей день пользуются огромным спросом.
А что же было у советского походника до появления пенок?
Туристы использовали разные способы изолировать от холода своё спальное место. Например, подстилали хвойные ветки — лапник, одежду, рюкзаки, верёвки. Превосходной подложкой считались шкуры животных — овечья, оленья и другие. Кстати, многие туристы в Скандинавии используют шкуры до сих пор в дополнение к современным коврикам. Также советские туристы наловчились шить коврики из доступных материалов — тонкого брезента, капрона, полиэтилена и тому подобного. В качестве наполнителя использовали порезанные на мелкие кусочки пенопласт, поролон и всевозможные технические утеплители. Например, применяли мягкую обшивку для упаковки импортной техники, если удавалось её раздобыть. Бывало, сдирали обшивку и с само́й техники, причём не всегда со старой и списанной. Материал коврика сшивали отсеками и заполняли отсеки утеплителем. Складывался такой коврик гармошкой.
Е. В. Рыжова: «Иногда брали в поход какой-нибудь тоненький матрасик. У меня, например, была цигейковая жилетка, на плечах она застёгивалась на пуговицы, можно было расстегнуть, постелить и лечь на неё. Эту жилетку я сшила из старых папиных шапок».
Е. Ю. Ионис: «Коврики были не индивидуальным снаряжением, а групповым. Как и спальники. Мы подсмотрели у водников технологию пошива спасжилетов и аналогичным образом делали коврики — из брезента и фрагментов пенопласта. Получалось жёстко, неудобно, но не так холодно и сыро. Когда ходили на маршруты, брали надувные плавательные матрасы. Они тяжёлые, но изоляция у них великолепная. Правда, за ночь они, как правило, сдувались.
Также делали коврики из поролона. Поролон запаивали в полиэтилен. Когда появились ижевские пенки, мы в турклубе собрали деньги, отправили самолётом в Ижевск одну из наших туристок, и она привезла нам эти коврики. Целые пенки никому не доставались, доставалось где-то две трети коврика. Кому-то повезло урвать цельный кусок, равный двум третьим, — под плечи и под колени хватало, а кто-то получал обрезки по одной трети. Три обрезка сшивали и с таким ковриком ходили».
П. И. Самойлов «В лыжном походе по Полярному Уралу мы выменяли на спирт оленьи шкуры у местных жителей. Вот это были шикарные подстилки!»

Какую одежду носили в походах в СССР

Современному туристу наверняка трудно представить горный поход, особенно длительный автономный, без хорошей одежды — термобелья, мембранных и пуховых вещей, флиса, полартека и софтшелла. Советские же туристы обходились без всего перечисленного. Они использовали то, что имелось в наличии.
Походный «лук» 1980-х
Походный «лук» 1980-х © Елена Рыжова
Вместо термобелья носили трико — хлопчатобумажное или шерстяное с начёсом. Вместо флиса брали шерстяной свитер, который немало весил и долго высыхал, но тем не менее хорошо согревал. В качестве верхней одежды надевали телогрейки, фуфайки или брезентовые штормовки, в зависимости от погоды и времени года. Некоторые туристы самостоятельно шили пуховки из подушек.
Брезентовые штормовые куртки стали выпускаться в конце 1970-х. Позже появились «энцефалитки» — брезентовые костюмы для геологов. В 1980-е также у геологов появились и брезентовые анораки. Туристы заимствовали их конструкцию и самостоятельно шили анораки из синтетических материалов, которые удавалось раздобыть.
Е. Ю. Ионис: «Верхняя тёплая одежда и самое тёплое, что у нас было, — это телогрейки. Когда у геологов появились брезентовые анораки, мы стали шить сами себе анораки из капрона. Лекала снимали с анораков геологов, толстый и тонкий капрон таскали всё с той же свалки.
Первые пуховки стали попадать к нам из Алма-Аты. Тогда их шили из розовой и голубой хлопчатобумажной ткани. Мы завидовали тем, кто ездил в Казахстан и привозил такие пуховки. Пробовали сами шить пуховки, из подушек. Я как-то сшил себе пуховку, и она у меня получилась весом пять килограмм — не пуховка, а «пудовка». Если её застегнуть и поставить, она стояла. Я извёл дома все подушки на эту пуховку. Параллельно с пуховками стали появляться и синтепоновые куртки.
Для защиты от дождя никаких накидок не было. Мы покупали полиэтилен, в рюкзаки делали вкладыши и также делали себе накидки: брали большой кусок полиэтилена, вырезали в нём дырку. Надевалась эта накидка сразу и на тебя, и на рюкзак. Ходить в них было не очень удобно, но ходили, за неимением лучшего. На длительной пешке что бы ты ни надел, одежда всё равно отсыреет. Мы относились к этому творчески — продумывали каждый шаг на маршруте. Мы старались планировать места ночёвок так, чтобы выходить на перевалы сухими. То есть перед перевалом вставали на ночёвку обязательно в зоне леса, разводили костёр, сушились».
Одежда туристов 1980-х
Одежда туристов 1980-х © Евгений Ионис
Вместо мембраны — накидка из полиэтилена
Вместо мембраны — накидка из полиэтилена © Евгений Ионис
О. Г. Лукьянов, заслуженный путешественник России, мастер спорта по спортивному туризму, старший инструктор горного туризма, спортивный судья 1-й категории: «Некоторые туристы наловчились работать с пухом с помощью пылесоса «Ракета». Создавались этакие приспособления типа мешка, пылесосом в мешок нагнетался воздух, и самая лёгкая фракция пуха поднималась наверх. Так же пылесосом пух нагнетали в пуховые изделия. Ох и сложная же была работа с пухом и наперником! Стоит ли говорить, что во время пошива пуховой вещи вся квартира была в пуху!
З. С. Муртазина: «Для горных походов и восхождений мы шили тёплые штаны-самосбросы. Я увидела такие штаны первый раз на Олимпийских играх, их использовали конькобежцы перед стартом. Мы стали шить похожие из старых штанов. Правда, разъёмные замки-молнии было не так просто раздобыть».
А. Н. Биченко, КМС и инструктор по альпинизму: «Анораки и рюкзаки мы шили из фильтров, которые применялись на ТЭЦ, фильтровали воздух, — были и тонкие, и толстые фильтры. Также покупали списанные авиационные тормозные парашюты в военторгах».

В какой обуви ходили советские туристы

В то время как на Западе туристы вовсю путешествовали по горам в треккинговой обуви, многие походники в Стране Советов даже не догадывались о том, что такая обувь вообще существует. Хотя пригодная для занятий туризмом обувь в СССР всё же выпускалась, она была в дефиците. На прилавках отечественных магазинов можно было найти кирзовые ботинки и сапоги, болотники, рабочие башмаки.

До 1960-х годов туристы нередко надевали в зимние походы и на восхождения обычные валенки с резиновой окантовкой по низу. К этим валенкам наловчились привязывать кошки.

Выбор туристических ботинок, хоть и небольшой, имелся в спортивных магазинах Москвы и Ленинграда, а на периферии приобрести подходящую обувь было довольно проблематично. Если удавалось раздобыть ботинки, то они не всегда подходили по размеру. Советскую обувь шили на среднестатистическую ногу, без учёта ширины стопы, высоты подъёма и полноты икр. Поэтому зачастую обувь была неудобной, натирала ноги и причиняла другие неприятности в походах.
Однако шили советскую обувь очень добротно, к качеству продукции предъявляли жёсткие требования. С некоторых обувных фабрик продукция уходила на экспорт в страны соцлагеря, так и не доставшись отечественному потребителю.
В 1960-1970-е годы в СССР были популярны кеды, в которых люди не только занимались физкультурой, но и приноровились ходить по горам. Купить кеды не представляло проблемы: они продавались во многих спортивных магазинах. Кроссовки пришли на смену кедам лишь в 1980-х. До этого времени была возможность приобрести импортные кроссовки в некоторых магазинах Москвы и Ленинграда.
В преддверии Олимпиады 1980 года комбинат спортивных изделий «Спорт» выпустил ограниченную серию кроссовок по лицензии Adidas. Через несколько лет обувь Adidas начали шить в нескольких городах СССР. Кроссовки стали более доступны советским гражданам, но всё же ещё долгое время оставались дефицитом.
Фрагмент обложки журнала «Крокодил»
Фрагмент обложки журнала «Крокодил» (№ 36, декабрь 1986 года)
Е. В. Рыжова: «В 1978 году я была в Москве. И там в ГУМе стояла в очереди около полутора часов, купила себе кроссовки чехословацкой фирмы Botas за… 10 рублей! Какие же они были классные: кожаные, красные с синими вставками. Я была на седьмом небе от счастья! Ходила в них в походы и летом, и весной, и осенью».

Кирзовые сапоги

Кирза — первый отечественный кожзаменитель. Её изобрёл в 1903 году генерал-майор Михаил Поморцев. Он сложил парусину в несколько слоёв, пропитал её смесью из парафина, канифоли и яичного желтка и получил очень прочный и водонепроницаемый материал. Сапогами из кирзы, полученной по этой простой и дешёвой технологии, экипировали российскую армию во время Русско-японской войны 1905 года. В кирзачи на каучуковых пропитках обували солдат и в Великую Отечественную. А после войны сапоги из кирзы стали распространяться по Союзу за пределами армии. Эта прочная ноская обувь пришлась по вкусу и туристам.
Однако у кирзовых сапог был недостаток: промокнув, они становились тяжёлыми и тесными. Поэтому для защиты от воды туристы натирали кирзу солидолом и дёгтем.
Советские кирзачи
Советские кирзачи. Источник фото: guns.allzip.org

Трикони

В начале прошлого века швейцарская фирма Triconi начала производить стальные зубчатые набойки на подошвы горных ботинок. Их прикрепляли к подошве и ранту ботинка либо специальными гвоздями и скобами, либо шурупами. Эти набойки советские туристы и назвали «триконями», а позже так же стали называть и сами ботинки с приколоченными к ним стальными набойками.
В СССР отриконенные ботинки поступили в продажу в 1970-х годах и выпускались до начала 1980-х. Их широко использовали не только альпинисты и горные туристы, но и геологи, военнослужащие горнострелковых подразделений и другие.
Отриконенные ботинки работали на различных типах рельефа — ледниках, фирне, травянистых склонах, скалах и так далее. При необходимости поверх триконей можно было надеть альпинистские кошки.
Отриконенные ботинки с пришитыми к ним гамашами
Отриконенные ботинки с пришитыми к ним гамашами © Архив музея КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Отриконенные ботинки
Отриконенные ботинки © Архив музея КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Ботинки мужские Meindl Vakuum Ultra Dunkelbraun
23 600 ₽
Meindl Ботинки мужские Meindl Vakuum Ultra Dunkelbraun
41(1/2) 42 42(1/2) 43 44 44(1/2) 45 46
Подробнее
Ботинки женские Meindl Ohio 2 Gtx Marine
22 490 ₽
Meindl Ботинки женские Meindl Ohio 2 Gtx Marine
38 39 39(1/2) 40 41 41(1/2) 42
Подробнее
Ботинки мужские Hanwag Alaska Gtx Brown
31 990 ₽
Hanwag Ботинки мужские Hanwag Alaska Gtx Brown
42 42(1/2) 43 44 44(1/2) 45
Подробнее
Подробнее
Ботинки мужские Lowa Renegade Gtx Mid 20 Navy/Rame
23 730 ₽
LOWA Ботинки мужские Lowa Renegade Gtx Mid 20 Navy/Rame
42 42(1/2) 43(1/2) 44 44(1/2) 45 46
Подробнее
Ботинки мужские Lomer Bormio Pro Stx Fango/Black
новинка
19 990 ₽
Lomer Ботинки мужские Lomer Bormio Pro Stx Fango/Black
40 41 42 43 44 45 46
Подробнее
Ботинки мужские Kayland Legacy Gtx Grey/Lime
-30%
14 630 ₽
20 900 ₽
Kayland Ботинки мужские Kayland Legacy Gtx Grey/Lime
42 42(1/2) 43 43(1/2) 44 45 45(1/2) 47
Подробнее
Ботинки Asolo Backpacking Traverse GV Graphite/Red
30 190 ₽
Asolo Ботинки Asolo Backpacking Traverse GV Graphite/Red
41(1/3) 42 42(1/2) 43(2/3) 44(1/2) 45 46 46(1/3) 47(1/2)
Подробнее

Советский вибрам

В 1937 году в Италии были запатентованы и запущены в производство первые резиновые подошвы Vibram с так называемым танковым протектором. В Советском Союзе туристские ботинки с резиновой или полиуретановой подошвой с протектором типа «вибрам» стали производить лишь в начале 1980-х. Так наступила новая эра туристической обуви, постепенно вытеснившей трикони.
Советские ботинки на подошве вибрам, купленные в начале 1980-х
Советские ботинки на подошве вибрам, купленные в начале 1980-х © Елена Рыжова
З. С. Муртазина: «Советская промышленность снабжала одеждой, туристическим и альпинистским снаряжением альплагеря. Купить в магазине такое снаряжение было невозможно, единственный шанс достать что-либо приличное — привезти списанные вещи из альплагеря. Например, ботинки, которые в СССР считались настоящей роскошью. Дома мы ходили в походы в ботинках с подошвой вибрам. У нас на Урале такие ботинки шили в Челябинской области, стоили они около 10 рублей. Носки надевали либо шерстяные вязаные, либо обычные хлопчатобумажные, в зависимости от сезона».
Е. Ю. Ионис: «По Башкирии на выезды мы ходили в кирзовых сапогах — это считалось классно. Практически все умели мотать портянки. В поход по Таймыру 4-й категории сложности мы ходили в болотных сапогах. Тоже мотали портянки. Болотники — не самая удобная обувь для походов. Продавались у нас и так называемые говнодавы — кирзовые ботинки на толстой подошве. Намокая, они расползались. Нога в них болталась, зато был большой плюс — толстая подошва. Мне повезло: мой дед был военнослужащим и у него осталась куча яловых сапог. Я эти сапоги изводил на то, чтобы подшивать ботинки. Ботинки перешивал сам: надставлял, приделывал крючки и так далее.
Из относительно доступной обуви были так называемые киевские ботинки. Они очень ценились, но продавались только на Украине да в Москве, а к нам [в Уфу] крайне редко попадали. Такие ботинки хорошо подходили для пеших маршрутов без использования кошек. Мечта всех — «полуторки», ВЦСПСовские альпинистские ботинки. Полуторками они называются потому, что каждый ботинок весит около полутора килограммов, если он сухой. А если он намок или к нему что-то прилипло, то вообще беда. И тем не менее считалось, что кто их добывал, тот герой.
Ботинки пропитывали различными смесями. Одна из таких смесей: мы брали эпоксидную смолу, подсолнечное масло и ацетон, всё это смешивали и пропитывали ботинки. За счёт ацетона смесь хорошо впитывалась, и получалось некоторое подобие пластикового ботинка».
Евгений Ионис демонстрирует ботинки «полуторки»
Евгений Ионис демонстрирует ботинки «полуторки» © Евгений Ионис
Вес каждого ботинка — 1424 грамма
Вес каждого ботинка — 1424 грамма © Евгений Ионис

На чём готовили советские туристы в походах

Лёгкие и компактные мультитопливные горелки появились в нашей стране относительно недавно, советские туристы в лесной зоне почти всегда готовили на костре. А как же они готовили еду в горных походах на высокогорьях, где нет дров или какого-либо топлива для костра? Если была возможность, то запасались дровами в зоне леса, упаковывали их под клапаны рюкзаков или в волокуши. В других случаях туристы использовали для готовки примусы — предшественников современных горелок.
Бензиновая горелка «Турист»
Бензиновая горелка «Турист» © Архив музея КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
В СССР собственные примусы начали выпускаться с 1922 года, до этого в Российскую империю импортировали оригинальные горелки Primus из Швеции. Поскольку в те времена далеко не все жилые дома снабжались газом, граждане широко использовали примусы на кухнях. Со временем на примусы перешли и туристы.
Примусы работали на бензине или керосине. Прибор состоял из самой горелки, ёмкости для горючего, воздушного поршневого насоса и стоек для установки посуды. Топливо заливали в ёмкость, насосом накачивали воздух в примус, прогревали горелку и открывали подачу топлива в неё. После приготовления пищи примус остужали и сбрасывали давление воздуха в ёмкости.
Работа с советским примусом была далеко не простой задачей. Чтобы разжечь огонь, необходимо было строго соблюдать инструкцию. При неаккуратном обращении с прибором могли произойти неприятности — от засорения трубок и форсунки горелки до взрыва всей системы. Однако, несмотря на массу недостатков, примусы обладали преимуществом: они могли работать даже при очень низких температурах.
На прилавках спортивных магазинов СССР имелось несколько разновидностей примусов: «Туристский», «Огонёк» и самый популярный — «Шмель», выпускавшийся сразу в четырёх модификациях.
«Шмель» — самый популярный у туристов примус
«Шмель» — самый популярный у туристов примус. Источник фото: guns.allzip.org
Примус «Огонёк»
Примус «Огонёк». Источник фото: guns.allzip.org
О. Г. Лукьянов «В горных походах мы готовили еду на примусах. У нас были примусы «Шмель» и позже «Огонёк». Устройство у этих примусов очень капризное, обращаться с ними было непросто. Нужно было знать очень много разных вещей о работе, об уходе. Например, когда гасишь примус «Шмель», его надо три раза пшикнуть. Если этого не сделать, то в следующий раз он просто не заведётся и не даст огня. Чистка примусов была тяжёлым и неблагодарным занятием.
А ещё если давление в примусе нагнеталось сверх меры, то контрольный клапан иногда прорывало. Примус взрывался. Это был факел огня в сторону. Бывали даже трагические случаи, но не у нас. Бензиновые устройства не любили женских рук. Да и не каждый парень мог справиться с примусом «Шмель». Это было настоящее шаманство».
Кастрюля (титан) NZ 1.25 л
-30%
5 250 ₽
7 500 ₽
NZ Кастрюля (титан) NZ 1.25 л
1.25 л
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Кастрюля (титан) NZ 1,2 л
-30%
4 319 ₽
6 170 ₽
NZ Кастрюля (титан) NZ 1,2 л
1.2 л
Подробнее
Подробнее
Горелка газовая Kovea Hiker
-20%
4 152 ₽
5 190 ₽
Kovea Горелка газовая Kovea Hiker
1sz
Подробнее
Е. Ю. Ионис: «Поскольку я ходил в большие маршруты в основном в горно-таёжной местности, примусы мы старались не брать. Если ты идёшь на 25-27 дней, бензин на всё это время не пронесёшь. Да и упаковать его было достаточно трудно. Обращение с примусом тоже было не таким простым. У меня был тогда примус «Шмель», я и до сих пор лучше него ничего не знаю. Ещё был маленький лёгкий складной примус, его называли «смерть туриста»: у него периодически выбивало клапаны, пламя вылетало в одну сторону, примус отлетал в другую, палатки прожигались.
На маршруте, если мы ночевали выше зоны леса, мы брали с собой дрова. Было так: подходишь к границе зоны леса, каждый цепляет себе по охапке дров под клапан рюкзака, и пошли наверх. Если была возможность, мы спускались из лагеря к зоне леса с пустыми рюкзаками и набирали в них дрова».
А. В. Яковец: «Примусы были не очень удобные. Приходилось подолгу шаманить с насосом, чтобы получить пламя. А примус ещё и взорваться мог, если инструкцию не соблюдать как следует. Поэтому чаще всего готовили на костре, где это возможно. Зимой делали подвесные костры: брали строительную сетку подходящего размера, растягивали её в подвешенном состоянии между деревьями, на некотором удобном расстоянии от земли, и уже на этой сетке разводили костёр. Сетка имела мелкую ячейку, потому угли не сыпались с неё. Удобство такого способа состояло ещё в том, что в пространстве между сеткой и землёй можно было греть ноги».

Как носили топливо для примусов

О. Г. Лукьянов: «Отдельной проблемой была транспортировка бензина. Для этого дела был специальный человек в группе, его называли бензовозом. Ему полагалось нести только бензин и только железо, больше ничего — ни спальников, ни личных вещей. Потому что иначе всё пропахнет бензином насквозь. Его личные вещи несли другие люди. Рюкзак бензовоза хранили отдельно от всех вещей за палаткой. В палатку он заходил, тщательно помыв руки и переодевшись. Поскольку раньше не было ПЭТ-тары, бензин переносили в банках из-под «Белизны». Это была не очень надёжная тара, и бензин иногда протекал».
Е. Ю. Ионис: «Транспортировали бензин в металлических упаковках от молока, алюминиевых банках из-под пищевых продуктов. Пластика тогда не было. Ребята на заводах запаивали эти ёмкости и оставляли только отверстие в крышке, к нему припаивали гайку. В ёмкость наливали бензин, а затем вкручивали в гайку болт. Болт служил крышкой. Герметичности такая система не обеспечивала, бензин протекал, вещи воняли».

Какую посуду использовали туристы в СССР

Советские туристы использовали для готовки в походах и вёдра, и армейские котелки, и кастрюли, и котлы, продававшиеся в магазинах. Однако та посуда, которую выпускала промышленность для широкого потребления, как правило, была тяжёлой, громоздкой и неудобной. Поэтому туристы искали способы изготавливать котелки самостоятельно. Например, на заводах.
Для переноски воды использовали армейские алюминиевые фляги ёмкостью 0,75 литра. Никакой другой более удобной тары, в том числе пластиковых бутылок, в советские времена не существовало.
Овальные котелки-каны используются туристами до сих пор, но популярность они приобрели как раз в советскую эпоху
Овальные котелки-каны используются туристами до сих пор, но популярность они приобрели как раз в советскую эпоху © Елена Рыжова
Е. Ю. Ионис: «Котлы варили на заводах из нержавейки, обычно из обрезков. Сварных швов было довольно много в котлах, и такие котлы текли. Если котёл подтекает, это было в порядке вещей и воспринималось как данность.
У нас был способ доработки котлов, чтобы они не протекали: если котёл на выезде начал течь, завариваешь в нём манную кашу, не мешая её, потом котёл отмываешь, не выскабливая дно. Крупа заполняет дырки и щели, разбухает в них, пригорает, а после этого котлы меньше текут. Вот для чего были нужны выезды — для подготовки к серьёзному маршруту».
З. С. Муртазина: «Мы в горах использовали самодельные автоклавы. Брали за основу обычный металлический чайник, а крышку делали как у скороварки. Кашу закидываешь в такой автоклав, она в нём закипает и томится, как в настоящей скороварке».
В следующих статьях этого цикла мы расскажем об организации походов в СССР, самодеятельном и плановом туризме, турклубах, туристском питании, навигации на маршрутах и многом другом.

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.