с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

Сергей Веденин о культуре внетрассового катания

12.01.2018
В основу статьи легла лекция Сергея Веденина «О культуре внетрассового катания», прочитанная им специально для YouTube-канала «Спорт-Марафон». Кто любит читать, читайте, кто предпочитает слушать, включайте видео.
Лекция Сергея Веденина «О культуре внетрассового катания»

Отличия трассового от внетрассового катания

Культура и безопасность внетрассового катания начинается с культуры и правил трассового катания. Правила трассового катания написаны на заборе каждого курорта, у каждого подъёмника. Их неплохо бы прочитать и следовать — это разумные вещи. Разумные и правильные за одним исключением: когда учат кататься по трассе, то говорят останавливаться с края ниже инструктора. На внетрассовом катании — и это очень важный момент — все останавливаются выше инструктора. Он часто останавливается в крайнем безопасном месте, и попытка уехать ниже гида приводит к падению с обрыва, в трещину, уход в лавины — масса всего может быть. Все знают, что на трассе не надо тормозить над стоящей группой — тем более не надо этого делать вне трасс. Эти игры в боулинг, тем не менее, происходят всякий раз.

Правила внетрассового катания

Планирование

Когда вы собираетесь кататься вне трассы — планируйте день. Внетрассовое катание — это история даже не про лыжи, а про горы. Отъехав от трассы на 200-300 метров в сторону, а уж тем более на несколько километров, вы оказываетесь в других условиях, где нет лыжного патруля, а спасатели будут, но когда-нибудь потом. Понимать что, где и с кем вы делаете надо до того, как вы вышли на склон. Хорошо бы подготовиться и понимать все нюансы катания. От этого зависит набор и подбор снаряжения или специального снаряжения. Например, на ледник без верёвки кататься не надо. Если у вас маршрут на 12 часов, лично я бы взял еды и воды. И так далее.

Лавинное снаряжение

Что мы берём всегда, вне зависимости от планируемого маршрута — это лавинное снаряжение. Датчик, лопата, зонд — обязательный стандарт. К сожалению, мы очень часто видим людей, которые катают вне трасс без рюкзаков. Это говорит о том, что у них как минимум нет зондов и лопат. А спасательные работы без них занимают часы. Датчики в момент несчастного случая уже поздно использовать. К тому же, рюкзак — это плюс запасные тёплые вещи, термос, шоколадка, защита для спины.
Ещё в рюкзак можно положить аптечку — её хорошо бы иметь каждому участнику группы. Но хотя бы одну на группу — тоже будет замечательно. Я хочу ещё раз повторить, что внетрассовое катание — это про горы, а в горах помощь вам окажет только своя группа. И если вам понадобится медицинская помощь, а аптечки не будет, то непонятно, как вы её получите.
Набор снаряжения для фрирайда © Спорт-Марафон
Набор снаряжения для фрирайда © Спорт-Марафон

Катальное снаряжение

Катальное снаряжение, даже если оно своё, проверенное, подогнанное под себя, обязательно нужно проверить перед тем, как выйти на внетрассовое катание. Особенно это важно для тех, кто использует сплитборд — это 50 винтиков, болтиков, гаечек, разъёмных соединений, которые при катании от вибрации разбалтываются. Десятки раз видел ситуацию, когда человек поднимается на перевал, пытается собрать сплитборд обратно, а часть деталей утеряна в процессе движения. И дальше начинают приклеивать ботинки к крепежам скотчем. Потому что в этот момент обратно идти поздно — скоро стемнеет, вниз ехать надо быстро, потому что тоже темнеет, а ночевать ночью в горах без палатки сильно не хочется. Скотч, конечно, наше все, но это дурацкая история.
Видео по теме
Всё о сплитбордах и сопутствующем снаряжении
Как установить крепления на сплитборд и подготовить его к катанию и ходьбе
Проверяйте снаряжение перед выходом. Каждый — своё: болтики, затяжки, что все работает. Если крепеж сломался на трассе — ски-сервис в 100 метрах, дошли и починили. Если крепеж сломался вне трассы, возможны приключения длинною в дни. По крутому заснеженному склону спускаться на одной лыже умеют не многие.
Проверьте снаряжение перед спуском
Проверьте снаряжение перед спуском © SnowLab Gudauri
Итак, вы приехали на склон. Перед тем, как вы начнёте куда бы то ни было двигаться, проверьте лавинные датчики. В литературе тысячи раз было описано, как это делается. Проверяйте их обязательно каждый день и делайте это правильно: датчик держите вертикально перед собой, дистанция 2 метра. На дистанции 5 см даже плохо работающие датчики показывают хороший сигнал. Достаточная дистанция позволяет увидеть проблемы в работе. И не то, что датчик не включен — даже опытные люди забывают включить датчик — а что он именно не работает. Вчера его уронили, он намок, закоротил, пищит и моргает и при этом сигнал уходит очень некачественный.
Обязательно нужно помнить про крем от загара — волдыри на обгоревшей коже видели все. Когда долго идешь по снегу в хорошую погоду, очень легко сгореть. Поэтому крем от загара и хорошие очки — обязательно. Вообще, проверка своего снаряжения утром перед выходом — это создание паттерна безопасности. Если все с собой и ничего не забыто — то вы получите удовольствие от процесса катания.

Телефон и рация

При внетрассовом катании важно помнить, что нам может понадобиться связь со спасателями. Надо озаботиться наличием заряженных телефонов (если работает мобильная связь), либо наличием радиостанций, заряженных с вечера. Ну и, конечно, надо уметь всем этим пользоваться, знать, куда звонить и на какой частоте выходить на связь. Стандартная ошибка — записывать телефоны и частоты в память мобильного телефона. Потому что на морозе телефон садится мгновенно, и люди не знают, куда звонить. Поэтому лучше записать все это дело на бумажке и приклеивать её скотчем к корпусу радиостанции.
Кирилл Белоцерковский на лавинных курсах
Кирилл Белоцерковский на лавинных курсах © Никита Спивак
Проверка биперов
Проверка биперов © Никита Спивак, Наталья Алёхина
Хорошо бы пообщаться со спасателями: что они думают об этом маршруте. История с регистрацией в спасательной службе такая: в России фрирайдеров не регистрирует никто, в Европе — тоже, там вообще никого не регистрируют. Очень хорошо иметь представление, куда вы собираетесь: местное название горы, куда вы идёте, маршрут, по которому вы будете идти, долину, в которую будете спускаться. Не дай бог что, вам придётся спасателям объяснять, где вы находитесь. Очень часто туристские названия отличаются от местных. Надеяться, что вы отправите спасателям координаты с мобильного телефона, не стоит — не факт, что у них будет совместимое программное обеспечение, совместимая система координат и не факт, что ваш телефон будет работать на морозе, когда это нужно.
Сергей Веденин про связь в горах

Культура фрирайда

В первую очередь, это культура безопасности. Фрирайд — это командное развлечение. Делать это в одно лицо — чистый суицид. Поэтому вам всегда придётся работать в группе. Это с одной стороны сложно, с другой стороны позволяет сильно подвинуть ситуацию в сторону безопасности. Взаимодействие в группе улучшает спасработы, контроль и что угодно ещё. В зависимости от условий стиль и тактика движения в группе очень разнятся. Отличный снег, идеальная погода, простой рельеф — дистанция 5 метров, китайский даунхилл. Радостно, весело, красиво, задорно — и всё, что хотите. Плохая видимость, сложный рельеф, средняя или высокая лавинная опасность — или по одному, или с большой дистанцией, аккуратно, контролируя ситуацию и наблюдая друг за другом.
Культура внетрассового катания, это, в первую очередь, культура безопасности.
Если вы катаете фрирайд в плохую видимость или в лесу — очень сложно наблюдать друг за другом. Мы попадаем в ситуацию, когда очень хочется дать в один прогон 500 метров перепада, но нельзя. Кстати, хороший тон для того, кто приехал первым вниз, — сообщить наверх о состоянии снега: нужно ехать осторожно или можно мочить. Это заметно повышает удовольствие от катания для тех, кто будет спускаться после него, отрезок проходится легче. Но в любом случае плохая видимость или лес — это не самая хорошая ситуация. Например, вы дали полтысячи вниз. Стоите внизу и видите замыкающего в километре от себя и на пределе видимости. Он набирает ход, облако снега — и тишина. А вы стоите внизу и переминаетесь с ноги на ногу: он просто упал? Или упал, ударился о камень и поломался? Упал в лавину и его надо срочно спасать? Но вам до этого замыкающего полтысячи метров перепада по снегу, с приклейкой комусов в лучшем случае за 20 минут. И если, не дай бог, это была лавина — то будет слишком поздно. Поэтому, если у нас существуют риски, лучше ехать покороче. Это важно, чтобы можно было видеть человека, а не чёрную точку на рельефе, и понимать, что с ним произошло.
© Фото Данил Ильющенко, SnowLab Gudauri

Ещё раз про радиосвязь

В продолжение про радиосвязь. Для хорошо организованной и правильно взаимодействующей группы для внутреннего общения рации не нужны. Потому что все происходит в пределах видимости, а команды такие: рукой махнул, и все поехали. Рации нужны для связи со спасателями или если что-то пошло не так внутри группы. Две рации на группу — строгий минимум, у первого и замыкающего. Аптечки, кстати, распределяются так же, если аптечка одна, то она у замыкающего. Если три рации — то у первого, замыкающего и кого-то в середине. Рации на каждого — не то чтобы плохо, но это какая-то избыточность и приводит к истории «поговорить в рацию», много разговоров и мало катания.

О поведении в группе

Лидер выбирает маршрут и, проехав вниз, сообщает в рацию о том, как бы он советовал ехать. Часто бывает: сверху смотришь, снег вроде есть, но его качество непонятно, как непонятна и опасность. Съехал вниз, ситуация более-менее прояснилась, сообщаешь в рацию: «Едем по моему следу». Понятно, что при такой команде это не след в след, а плюс-минус два метра от следа. Можно также скомандовать: «Едем 10 метров от моего следа» или «Снег отличный, выбирайте каждый свою линию». То есть от ситуации выбираем тактику движения, в том числе прокладку следа. Но если лидер сказал ехать по его следу, то 1.5-2 метра от следа — максимум, что можно себе позволить. Особенно если это сложный рельеф, обрывы, сбросы или ледники. Часто на ледниках лидер может сказать: «Едем полметра от моего следа», потому что надо проехать между трещинами. И мы знаем случаи, когда люди отъезжали от следа на два метра и проваливались на 15 метров с разными последствиями.
Никита Кутепов
Останавливаемся на рельефе выше гида. При этом важная рекомендация: не рисовать дугу над стоящей группой. Обычно лидер, который прокладывает маршрут, едет вниз по склону и в конце уходит траверсом влево или вправо, чтобы людям было интересно ехать и при этом они не ехали над стоящей группой. Но бывает и обратная история, когда замыкающему достаётся не лучший снег после всей группы, он делает три поворота, а потом уходит в сторону и начинает резать повороты над стоящей группой. Это опасная тактика, так лучше не делать.
Мы чётко понимаем, что ответственны за свою группу. Но точно так же мы ответственны за не спуск лавин на незнакомых людей, которые просто едут мимо или по трассе. Есть масса случаев, когда катаясь вне трассы, люди спускают лавину на основную горнолыжную трассу, где едут те, кто не обладают ни навыком, ни снаряжением этому противостоять. И тут, кроме моральной ответственности, можно получить ещё и юридические неприятности. В Европе это уголовное наказание. У нас была история, когда на Эльбрусе лавина накрыла 400 метров трассы. Слава богу все обошлось и все остались живы. Но это тяжёлая история: люди катаются по трассе и им прилетает лавина от кого-то, кто катается вне трассы.
Фрирайд на Камчатке
Фрирайд на Камчатке © Andrey Visus

Однодневный фрирайд в группе: опасности

К сожалению, мы часто наблюдаем создание неправильного паттерна безопасности, даже опытными людьми. Например, на популярных курортах есть нелюбимый мной формат однодневного фрирайда. И вот набирается группа людей, которые говорят, что они умеют кататься, и их везут на фрирайдные маршруты. Гиды, которые эти маршруты выбрали, проверили и т.д., как правило хороши — они хорошо едут, они все проверили. Но дальше — дикое зрелище. Группа на канатке поднимается наверх, гид раздаёт людям лавинные датчики, с которыми непонятно что делать, им не раздают лопаты и зонды, потому что они всё равно не умеют этим пользоваться. И дальше эти 10-12 человек с одним гидом едут вниз по сложному месту. «Едут» — это, конечно, гордое слово: как правило, просто катятся кубарем. Нет, гиды хороши — они выбрали безопасное время и относительно безопасную ситуацию и состояние снега. Но. У людей создана картинка, что можно кататься вне трасс не умея кататься, без лавинного снаряжения.
То есть, ещё раз, хорошие персональные гиды подобрали это место, а у людей сложилось понимание, что так в принципе можно кататься. С моей точки зрения, это неправильно и не надо так делать. Надо, наоборот, понимать, что без лавинного снаряжения и навыков катания там делать нечего. Потому что если человек едет туда, где есть лавинная опасность, на сноуборде или лыжах, он снег нагружает на 25-30 см в глубину. А если человек падает, то он продавливает снег на 1,5 метра. И шансы сорвать лавину увеличиваются на порядок. А после катания с гидом на следующий день человек думает: «А зачем мне гид?». Только вот за ночь состояние снега могло измениться в любую сторону. Два часа ветра — и ситуация меняется от безопасной до смертельно опасной.
Статья по теме
Как стать фрирайдером?

Работа в группе

В каждой группе, хотите вы этого или нет, всегда будет лидер. И здорово, если этим человеком становится профессиональный горный гид. Важно понимать, что ваши амбиции и знание процесса… скажем так, мы все о себе думаем чуть лучше, чем есть на самом деле. А профессиональный гид старается оценить уровень группы и обеспечить безопасность и удовольствие для всех. Работа гида очень сложная, особенно когда группа разнородная по уровню катания, темпераменту и чему угодно ещё. В такой группе гид будет действовать консервативным образом. Никогда не будет такого, что мы сейчас все дружно дропаем 15 метров, включая тех, кто не умеет этого делать. Гид выбирает маршрут, оценивает состояние группы. Адекватный гид перед тем, как вывести группу на маршрут, обязательно съездит с ней что-нибудь не очень сложное — увидит уровень группы и, возможно, поделит по подготовке, кого-то не возьмёт, кому-то предложит индивидуального гида, чтобы ехать более агрессивно. Адекватный гид безусловно проверит лавинное снаряжение перед стартом, и если его нет, то выдаст и научит пользоваться.
Я не очень охотно работаю с однодневными программами, потому что не только не выучиваешь как кого зовут, но и лица не успеваешь запомнить. Мои программы — это 7-10 дней. И первые полдня я обычно трачу на то, чтобы убедиться, что все умеют пользоваться лавинным снаряжением, понимают тактику движения и что мы будем делать, если. Дальше мне сильно проще с ними общаться.
На склоне так: гид сказал — группа делает, не задавая вопросов и не обсуждая. Потом, да, можно спросить: «А почему так делаем?». Гид обычно объясняет. Ну и в следующий раз можно выбрать уже другого гида, который будет больше подходить вам по темпераменту или навыкам.

Что делать, если…

Если несчастный случай произошёл в нашей группе — мы всегда оказываем помощь. Это золотое правило. И сложный случай, если несчастье случилось в соседней группе — и мы её видим. Никто не может заставить вас помогать. Здорово, если в группе есть гид — он это решение примет за вас. Общее правило гида на этот счёт простое: мы стараемся помогать в горах людям, нуждающимся в помощи, если это не несёт опасности для наших гостей. Если квалификация, снаряжение и ситуация такова, что гид не гарантирует безопасность своим участникам при проведении спасработ, то это уже сложнее и на усмотрение гида. Возможно, придётся сначала спустить свою группу вниз. Ну и все, конечно, зависит от того, где это все случилось: 500 метров от трассы или два дня от цивилизации. Чем дальше от цивилизации, тем больше нужна помощь.
Учебные спасработы в школе Mountschool
Учебные спасработы в школе Mountschool © mountschool.ru

«Тирольская декларация»

  • Уважать природу — мы не выкидываем мусор, без необходимости не ломаем деревья, не копаем канавы и т.д. Некоторые считают для себя возможным выкинуть на склоне шкурку от банана — это же органика. Хорошо, а если сейчас 50 человек выкинут по кусочку органики, её будет по колено.
  • С уважением относиться к культуре, обычаям и правилам местного социума. Например, в Иране девушке придётся прикрывать голову. В Грузии или Армении при спуске с горы, если в какой-нибудь деревне предложат кусочек сыра — будет невежливо отказаться.
  • Стараться не обсуждать политику и религию, общаясь с местными. Но это общее правило. Исключил эти темы — и жизнь становится гораздо проще.

Признавайте свою ответственность!

В правилах катания по трассе есть верное замечание. Там написано: контролируйте свою скорость и траекторию. Хорошая идея. А теперь посмотрим на это с другой стороны. Каждый фрирайдер при падении говорит… что бы вы думали? Лыжи не очень, снег плохой, корка какая-то образовалась, ботинок не держит. Упал, въехал в людей, задел дерево, повернул не там — и всегда люди обвиняют что угодно. Но проблема в том, что никто не признается: снег-то обычный. И на фрирайде снег бывает любой и совсем не обязательно, что хороший. Абсолютное большинство ошибок — это неправильно оценённая ситуация, снег, уклон, собственная физическая форма и техника, это когда вы ехали быстрее, чем надо, выбрали не ту траекторию. В общем, когда мы переоцениваем себя и недооцениваем сложность рельефа. Особенно неприятно, если из-за этих ошибок вы вылетаете на детскую трассу или трассу для новичков и начинаете играть в боулинг, сбивая всех подряд. Всегда нужно помнить, что даже если вы очень хороши, окружающие люди могут быть подготовлены сильно меньше. И едучи быстрее всех, нужно не только контролировать себя, но и оценивать других.
Единственное снаряжение, которое позволяет вам не попасть в лавину, не получить травму и получить удовольствие от процесса — это собственная голова.

Заключение

Катайтесь безопасно и уважайте друг друга — это банальности, но от этого они не стали менее правильными. Мы говорим об этом на лавинных занятиях: «Единственное снаряжение, которое позволяет вам не попасть в лавину, не получить травму и получить удовольствие от процесса — это собственная голова». Используйте голову и будет вам счастье.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Предсезонная подготовка горнолыжника
Лыжи наточены, запарафинены, всё снаряжение готово к новому сезону. А вы? Как подготовить тело к неспецифичным для него нагрузкам и снизить травматичность — читайте в нашем блоге
далее
Как выбрать горные лыжи?
Разнообразие современного ассортимента горных лыж просто потрясает. Чтобы вам было комфортнее чувствовать себя среди этого изобилия мы составили небольшой гид по их выбору
далее
Список снаряжения для фрирайда от Сергея Веденина
Фрирайд — он разный, и снаряжение для фрирайда разное, и не может быть универсально совета, что брать с собой, одного универсального комплекта. В этой статье мы поговорим о страховочном, спасательном и аварийном снаряжении
далее
Как выбрать лавинный датчик (бипер)?
Сегодня почти никого не приходится убеждать, что эти приборы и правда незаменимы и являются обязательными при внетрассовом катании или при путешествиях в горно-снежной местности. О видах лавинных датчиков, принципах работы и о том, как выбрать
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments