0

Что делать, если? Действия в непредвиденных ситуациях

Источник фото: direktno.hr
Если вы занимаетесь рискованным спортом, то нужно быть готовым к сложностям и нестандартным ситуациям. Периодически задавать себе вопрос «Что делать, если?» и отвечать на него — самая правильная позиция. Если ответить получилось, значит, вы понимаете риски и что вас ждёт вдали от цивилизации. Если нет — стоит подумать о приобретении необходимых навыков. В статье говорим о типичных заблуждениях самоуверенных фрирайдеров, объясняем основное правило управления рисками и как выстраивать тактику, рассказываем, что положить в катальный спаскомплект и как действовать, если вы заблудились или участник команды получил травму.

Заблуждения фрирайдера

Уверенность в том, что телефон не разрядится, вертолёт со спасателями прилетит при любых обстоятельствах, а мобильный сигнал есть в любой точке земли, — типичные заблуждения фрирайдеров, которые могут привести к серьёзным проблемам и непредвиденным ситуациям. Рассказываем об основных.
  • Не бывает снега по горло. Бывает. И даже больше. Перед любым выездом уточняйте прогноз погоды не только на текущий день, но и на предыдущий.
  • Солнце всегда восходит на востоке и садится на западе. Это зависит от времени года и географической широты места.
  • Сотовая связь есть везде. Даже в подмосковном лесу телефон может не ловить сеть, а в отдалённых районах рассчитывать на связь не стоит совсем.
  • Батарейка в телефоне сегодня не сядет. На холоде аккумулятор разряжается быстрее. Если вы зарядили его перед выездом, не факт, что заряда хватит на весь день.
  • Моё местонахождение вычислит сотовый оператор и сообщит в МЧС. Даже если и вычислит, то на бюрократические проволочки уйдёт много драгоценного времени. Рассчитывать на операторов не стоит. Да и точность определения местоположения пострадавшего вне города невелика.
  • Меня найдёт вертолёт. Их много, они летают круглые сутки в любую погоду и могут садиться на деревья. Вертолёты есть далеко не у каждого отделения МЧС, для вылета пилоту нужна хорошая погода, отличная видимость и подходящее место для посадки.
  • У спасателей есть тепловизоры, лазерные дальномеры, ноутбуки с навигацией и куча других полезных приборов для нулевой видимости. Такое можно увидеть только в голливудских фильмах. На выезд спасатели берут только необходимое лавинное оборудование, снаряжение для оказания первой помощи и транспортировки.
  • Наломаю берёзовых веточек, положу на снег, подожгу — и будет костёр. Развести костёр во влажном или снежном лесу сложно. Этому нужно учиться и отрабатывать на практике.

Как управлять рисками

Управление рисками, или риск-менеджмент, — очень сложная тема. Этому учатся годами, накапливая опыт и приобретая так называемые soft skills («мягкие», а точнее «тонкие», навыки). Моделировать риски сложно, но существует одно простое правило, на которое стоит ориентироваться: чем дальше вы от потенциальной помощи, других команд, транспорта и вообще от цивилизации, тем меньшие риски должны брать на себя, а из множества вариантов решения задачи нужно выбирать наиболее консервативный.
Высокий риск на маршруте — даже если опасны лишь короткие участки — можно допускать только при минимальной удалённости от помощи. И, напротив, если вы близки к потенциальной помощи, то можно брать бо́льшие риски. Понятно, что каждый действует, опираясь на личный опыт, совокупный опыт команды, знания, конкретную ситуацию, имеющееся снаряжение, погодные условия. Но повторю: одним из важнейших критериев является удалённость от потенциальной помощи. Как говорится, «случаи бывают разные, но достаточно лишь одного».
Неважно, чем вы занимаетесь — скейтбордингом в городе, MTB в лесу, альпинизмом или фрирайдом в горах. Чем дальше вы от потенциальной помощи, тем меньшие риски должны брать на себя
Неважно, чем вы занимаетесь — скейтбордингом в городе, MTB в лесу, альпинизмом или фрирайдом в горах. Чем дальше вы от потенциальной помощи, тем меньшие риски должны брать на себя. Источник фото: skichampion.net

Зачем фрирайдерам тактика

Любую нестандартную ситуацию обычно объясняют несоблюдением правил, нарушением запретов, усталостью, случайностью, плохой погодой, стечением обстоятельств. На самом деле объективная причина почти всех несчастных случаев — нехватка опыта и знаний. В 99,9% аварийные ситуации возникают по нашей вине: из-за неправильно подобранного снаряжения, плохой физической формы, недостаточного владения той или иной техникой.
Иными словами, причина практически любых неприятностей — человеческий фактор. У спасателей есть хорошая присказка: убивает не неправильно завязанный узел, а неправильно принятое решение. Тактика, тактическое мышление — это самое главное. И наши просчёты в этом приводят к самым печальным последствиям.
Вот пример из зимней практики. Когда вы находитесь в начале спуска, то ваш тактический выбор — начинать движение с жёсткой части кулуара и выехать на мягкое или наоборот — может привести к совершенно разным последствиям. И если этот выбор будет неверным, то вы совершили тактический просчёт. Другой пример: у вас тупой кант на лыжах, а вы вылетели на лёд. Потеря канта и полёт вниз — тоже просчёт, но уже в подготовке снаряжения. Когда вы пытаетесь длинный отрезок пути проехать целиком, без остановок, но вам не хватает физической формы — это тактическая ошибка. Если бы вы разбили проезд на отдельные участки, проблемы бы не было.
Тактической грамотности никто не учит: приобретаешь опыт, набиваешь шишки и вроде как тактическое мышление раз от раза совершенствуется. Но в ряде видов деятельности не стоит идти по этому пути, полезнее для здоровья учиться на чужих ошибках.

Что положить в катальный комплект

Чтобы быть готовым к потенциальным неприятным историям, надо понимать, что вас ожидает и какие навыки вам стоит приобрести, чтобы адекватно действовать при случае. Кроме того, хорошо бы продумать, как минимизировать возможные неприятности. Например, носить при себе НЗ-набор. Вот пример такого комплекта, весит всего 2,4 килограмма. Он почти никогда не используется, а просто лежит в рюкзаке, но порой помогает избежать массы проблем, особенно в удалённых районах.
Комплект весит всего 2,4 килограмма и поможет в случае непредвиденной ситуации
Комплект весит всего 2,4 килограмма и поможет в случае непредвиденной ситуации © Алекс Кузмицкий
Что лежит в наборе (всё взвешено электронным безменом с точностью до 5 грамм, округление — до ближайшего числа, кратного пяти):
  • Налобный фонарь, 100 грамм. Светодиодный и со свежими батарейками, а не оставшимися с прошлого сезона. Лучше использовать налобники, выдающие на максимуме не менее 80-90 люмен. Во время ночных шатаний по лесу, спасработ и прочих «радостей» не только удобство, но и безопасность зависит от яркости фонаря, особенно если ведутся поисковые работы, а также когда у других фонарей нет. И неважно, идёте вы на час-полтора или на целый день, налобник нужно брать с собой. Именно в тот день, когда его не берёшь, он, как правило, нужен больше всего.
  • Комплект запчастей для креплений, 120 грамм. Когда покупаете крепления, хорошо бы приобрести к ним все возможные запчасти: от болтов до трещоток. Плюс отвёртку с ключом и пассатижи. При смене креплений — меняйте и комплект запчастей.
  • Армированный скотч, 80 грамм. Самый универсальный элемент комплекта. Им можно починить почти всё: начиная от порванных штанов и заканчивая креплениями. По соотношению «вес-польза» сравниться с армированным скотчем не может ничто. Около 1-1,5 метра скотча можно намотать на палки под рукоятки, чтобы он всегда был под рукой. Скотч быстро портится на солнце, помните об этом. Обычно его хватает на пару месяцев, потом нужно менять. Основной рулон лежит в рюкзаке.
  • Запасная маска (S2-3), 130 грамм. Иногда при падении в паудере маска теряется, особенно у тех, кто катается без шлема, а при падении на жёстком снегу ломается оправа или крепление. Ехать без маски вредно, а в случае снегопада — практически невозможно.
  • Тёплая куртка (пуховка), 550 грамм. Спасёт, если остановилась канатка, а запуска придётся ждать три часа. Поможет, если кто-то рядом травмировался и нужно укрыть пострадавшего. К счастью, пригождается куртка редко, зато насколько она «в тему», когда этот момент случается. В идеале иметь ультралёгкую пуховку, прикрывающую поясницу, с объёмным капюшоном, под которым поместится шлем.
  • Шоколад, 100 грамм. Это не перекус, а запрятанная подальше заначка любого хорошего шоколада.
  • Запасные батарейки для бипера, сотового телефона и термометров, 100 грамм. Не кладите их кучей, чтобы элементы питания не касались друг друга контактами и не разряжались. Лучше замотать контакты изолентой и убрать батарейки в герметичный zip-пакет. Не забудьте power bank или запасной аккумулятор к мобильному телефону. Если рация дохлая, и для неё тоже.
  • Изофолия (спасательное одеяло), 80 грамм. Пригодится в случае травм или транспортировки пострадавшего. Спасательное одеяло всегда должно быть с собой. Обычно лежит в аптечке, но можно переложить в НЗ-набор или продублировать. Если катаетесь в отдалённых районах целый день, берите с собой бивуачный мешок. Например, бивизак Brooks Range (он же — транспортировочный мешок) и тент-шелтер от Alpine Tradeworks. При весе 300 грамм это одновременно и носилки, и полноценный тент, в который можно завернуться втроём или вчетвером и переждать непогоду. Тент делает маленькая североамериканская фирма, поэтому вещь редкая.
  • Мультитул, 55 грамм. Leatherman Squirt — отличный нож со множеством дополнительных инструментов: плоскогубцами, ножницами, отвёрткой, пилкой.
  • Ремкомплект, 20 грамм. В него входит: изолента, микроотвёртка, репшнур, хомуты.
  • GPS-навигатор и компас, 140 грамм + 65 грамм. В знакомых районах он может и не понадобиться. Навигатор поможет вернуться по своему треку или выйти на неочевидную точку, когда нет явных ориентиров. Компас и GPS дополняют друг друга, поэтому нужно уметь ими пользоваться: брать азимуты и обратные азимуты, учитывать склонение.
  • Стягивающий ремень или стропа, 25 грамм. Пригодится для шинирования и импровизированных носилок.
  • Jetboil или аналоги, 350 грамм. Понадобится на длительном выходе для дозаправки термосов. Общий вес с газовым баллоном — почти 500 грамм, зато можно согреть воды на 10-15 термосов.
  • Запасные перчатки, 15 грамм. Про запас перчатки с Windstopper.
В 95% случаев можно не брать с собой Jetboil и шелтер. Поэтому реальный вес комплекта — 1600 грамм. Это не так уж и много, учитывая, что общий вес гидовского катального рюкзака — от 8 до 12 килограмм. На общем фоне 1,6 килограмма погоды не делают, а уверенности в потенциальной безопасности добавляют.

Что может случиться во время катания

Причиной аварий и несчастных случаев в горах чаще всего являются потеря ориентации, травмы и попадание в лавину. О лавинах читайте полезную статью в блоге «Спорт-Марафона» и смотрите видеолекцию. В этой статье — о первых двух причинах.

Потеря ориентации

Это самая распространённая непредвиденная ситуация. Чем проще местность с точки зрения ориентирования, тем выше шанс, что вы совершите ошибку. Это легко объяснить. Когда ландшафт сложный, вы к нему готовитесь: берёте с собой GPS, закачиваете треки, карты, представляете ориентиры на местности. А вот на относительно простой местности человек расслабляется и сбивается с маршрута.

Что делать «потеряшкам»?

  • Остановиться и подумать. Возможно, вы двигаетесь не в ту сторону и вам нужно идти строго в обратном направлении.
  • Попытаться определить своё местоположение по гаджетам или визуальным ориентирам: вышкам, мачтам, горнолыжным подъёмникам, посёлкам. Чем раньше вы остановитесь и сориентируетесь, тем лучше. Иногда для того, чтобы понять, где вы находитесь, нужно изменить своё положение — переместиться на возвышенность. Если это группа, то можно отправить несколько людей на какую-то высокую точку, откуда видны ориентиры. Однако не стоит разделяться совсем, такое действие часто приводит к плохим последствиям.
  • Посмотреть, что есть в рюкзаке. Когда стало очевидно, что всё плохо, надо понять: есть ли мобильная или радиосвязь, тёплые вещи и еда. Может оказаться, что вы выпили весь чай, а из еды у вас только половина шоколадки. Зная это, вы более трезво оцените ситуацию и поймёте, что самое разумное — это вернуться обратно по своим следам. Впрочем, никто никогда не скажет конкретно, как в вашей ситуации лучше всего поступить. Как правило, есть четыре варианта: двигаться вперёд, возвращаться назад, оставаться на месте, разделяться. Идти назад — самый лучший вариант в сложной ситуации. Потому что вы пойдёте по уже известному пути и точно будете знать, куда придёте. А движение вперёд может усугубить ваше положение.
  • Сообщить о случившемся. Звоните родственникам, друзьям, в МЧС — куда угодно. Заодно за это время вы переждёте непогоду, местность станет лучше видно, и вы уточните своё положение. Не пытайтесь форсировать события: дайте себе 15 минут времени и свяжитесь с внешним миром.

Как не потерять ориентацию

  • Поймите структуру местности по карте, разберите, где какие ориентиры расположены. Это нужно сделать ещё дома во время подготовки к поездке.
  • На любой маршрут берите GPS и смартфон с закачанными картами, которые помогут компенсировать вашу пространственную дезориентацию. Подстрахуйтесь — внесите в прибор важные точки. Особенно если район сложный для ориентирования — высокогорье или ледниковые поля.
  • Обращайтесь к картам на месте, чтобы понять, где вы находитесь. Определяйте стороны света, смотрите на склоны, где восходит и заходит солнце. Это обычная практика любого горного гида, инструктора, альпиниста, но полезна она абсолютно для всех, если речь идёт о нахождении на природе, тем более в горах.
  • Не паникуйте, будьте спокойны и действуйте рационально.
Нужно понимать, что сама по себе дезориентация в пространстве не влечёт серьёзных последствий, но она является предпосылкой для них.
Навигатор Garmin GPSMAP 66s
-15%
40 375 ₽
47 500 ₽
Garmin Навигатор Garmin GPSMAP 66s
1sz
Подробнее

Травмы и обморожения

Выделяют разные типы травм: опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговые, внутренних органов, проникающие и непроникающие раны, обморожения и ожоги. Но абсолютное большинство травм, полученных в горах, — это травмы опорно-двигательного аппарата: рук, ног, лодыжек, ключицы.

Что делать при травме

Оказание первой помощи и спасательные работы при травмах проходят по определённому алгоритму действий. В зависимости от тяжести травмы количество действий может уменьшаться или увеличиваться.
  • Оценить ситуацию. В среднем на это уходит 1-2 минуты. Время зависит от сложности ситуации, но его лучше сокращать до минимума. Решения принимает один человек — лидер, который берёт на себя руководство спасательной операцией. Очень важно подчиняться руководителю беспрекословно. Наличие связи — важный фактор при принятии решений.
  • Провести первичный осмотр. Прежде всего, нужно понять, насколько критична ситуация: большая ли кровопотеря, дышит ли человек, бьётся ли сердце. Чтобы не растеряться, правильно провести осмотр и исключить многие риски, лучше предварительно пройти курсы по оказанию первой помощи.
  • Эвакуировать из опасного места. Транспортировка в горах может потребоваться, если пострадавший находится в зоне камнепада, лавины, ледопада — там, где есть угроза его жизни и жизни спасателей. Первичная эвакуация проводится только в случае крайней необходимости. Если здоровью пострадавшего и участников спасработ ничего не угрожает, перемещать пострадавшего не нужно. Случаи бывают разные: вы подумали, что серьёзной травмы нет, а у человека окажется тупая травма живота, и движение ему категорически противопоказано. Но если ситуация критическая, например, едет поезд, а пострадавший лежит на путях, то эвакуация должна стать пунктом номер один в алгоритме.
  • Оказать полноценную первую помощь. Ориентироваться нужно по ситуации: если сильное кровотечение — остановить его, если подвёрнута лодыжка — положить что-то холодное. Возможно, что у человека нет травм, но он находится в шоковом состоянии, тогда стоит оказать ему психологическую помощь: успокоить или подбодрить.
  • Вызвать спасателей. Чем раньше вы сообщите об аварийной ситуации, тем быстрее придёт помощь. Если в вашей группе достаточно людей, нужно разделиться: кто-то занимается оценкой ситуации, а кто-то звонит в МЧС. После оценки и осмотра лучше связаться со спасателями снова и уточнить, какие травмы получил пострадавший и их тяжесть. Когда вы сообщаете о случившемся спасателям, помните о правиле «5W»: обозначить, где, что, когда случилось, кто пострадал и какая на месте погода. Например: «Сошла лавина, нас столько-то человек, пострадавший такой-то». Сведения о погоде нужны, если вы где-то далеко, а погода может вносить коррективы в скорость передвижения спасателей. Если должен вылететь вертолёт — метеоусловия могут стать определяющими для принятия решения о времени оказания помощи. Сейчас к этим пяти вопросам добавляют ещё один: что нужно именно вам? Вышлют к вам, например, головной отряд спасателей с доктором. А у вас в команде есть доктор, и вам нужны носилки. Или, напротив, вам нужна консультация доктора по радиосвязи. После того как вы передали всю информацию, вам в ответ должны сказать, где, когда и кого ждать. Обязательно поддерживайте связь со спасателями. Периодичность сеансов зависит от типа связи и от вашей удалённости.
  • Провести вторичный осмотр. Осмотрите пострадавшего ещё раз. Часто именно вторичный осмотр выявляет ведущую травму. Бывает, что те, кто делал первый осмотр, заметили только сломанную руку, а оказалось, что повреждены ещё бедро и спина.
  • Транспортировать пострадавшего. Принимать решение в сложной ситуации придётся исходя из многих факторов: места травмы, её тяжести, долго ли ждать спасательного отряда, какие ресурсы есть на месте. Возможно, у вас с собой есть готовые компактные носилки. Если их нет, нужно понять, из каких подручных средств вы их сделаете, как уложите пострадавшего. Но и этого мало: надо составить подробный план движения и смены людей, которые несут носилки. Для эффективной транспортировки потребуется как минимум шесть человек. Если вас меньше, стоит серьёзно задуматься: возможно, лучше дождаться приезда спасателей. Известны случаи, когда малый отряд решался на транспортировку и делал только хуже. Например, была история, когда парень сломал лодыжку, а товарищ начал его транспортировать, в процессе пострадавший погиб.

Теоретические и практические знания о спасработах в горах можно получить на курсах обучения организации и проведению поисково-спасательных работ, курсах обучения спасению в малой группе, занятиях для продвинутых фрирайдеров. Если вы уже прошли какие-то курсы, то вам будет полезно периодически проводить тренировку с отработкой действий в аварийной ситуации, желательно делать это под руководством инструктора, опытного товарища или своего фрирайд-мастера.

Залог безаварийного катания — правильная подготовка. Помните, что профилактика всегда дешевле лечения. Отнеситесь с должной аккуратностью к сбору информации и её анализу, подготовке снаряжения, тренировкам и повышению технических навыков, а также к подготовке НЗ-комплекта. Мы не сможем раздвинуть границы своих возможностей без увеличения рисков, но не нужно переступать границы разумного. Катайтесь безопасно и с удовольствием.

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.