На заре своего существования сноубординг был уделом молодых бунтовщиков, ломающих традиционные представления о том, каким должно быть катание на горнолыжном курорте. Со сноубордистом почти всегда ассоциировался молодой человек, исполняющий эффектные трюки в сноу-парке.
Но в последние годы сноубординг стал всё больше тяготеть к фрирайду и естественному рельефу, что наглядно отражает сама индустрия. С каждым годом ассортимент досок для внетрассового катания становится всё шире, и появляются принципиально новые концепты, среди которых путаются даже опытные райдеры. Поэтому мы подготовили краткий гайд по выбору фрирайд-досок, который позволит разобраться в их современном многообразии.
Но начнём мы с вопроса, который должен задать себе каждый райдер, всерьёз задумавшись о катании на доске вне трасс: «А нужен ли мне именно фрирайд-сноуборд?»
А нужен ли мне именно фрирайд-сноуборд?
В отличие от горных лыж в сноубордах заложена высокая универсальность. Даже парковой или новичковой доски хватит, чтобы попробовать свои силы во фрирайде, прокатившись по относительно безопасным внетрассовым участкам горнолыжного курорта. Это могут быть нератраченные трассы, просеки, поляны или участки леса между трассами.
Такие проезды не только дадут вам новый опыт и ощущения, но и помогут понять, хочется ли продолжать кататься по неподготовленным склонам. Только когда мысль о фрирайде захватила вас полностью, вы приобрели базовые навыки катания вне трасс, а простые дуги по трассам вызывают скуку — стоит задуматься о выборе специализированной модели сноуборда.
Выбираем доску для фрирайда
Обычно фрирайд ассоциируется с мягким, свежевыпавшим пухляком и густыми шлейфами снега, которые вырываются из-под доски на каждом повороте. Но катание вне подготовленных трасс куда многообразнее. Кроме паудера, оно предполагает и крутые жёсткие склоны, и задутый снег, и многое другое.
А ведь есть ещё и личные предпочтения райдера. Кто-то хочет нестись вниз на пределе контролируемой скорости, а кто-то хочет спокойных сёрфовых спусков. Поэтому не существует идеальной доски для внетрассового катания, одинаково подходящей для любых требований.
Таким образом, выбор сноуборда для фрирайда — это, прежде всего, учёт собственных предпочтений в катании и характера склонов и снежного покрова тех регионов, где вы хотели бы покататься. Выбирать будем из следующих вариантов:
Доски для паудер-фрирайда
Вся конструкция этих досок работает на одну цель — вывезти райдера из самого глубокого пухляка. Классические сноуборды для паудер-фрирайда обладают увеличенными длиной и шириной, направленной формой с широким носом и глубоким «ласточкиным хвостом». Зачастую они не имеют даже выраженного обратного прогиба — их форма позволяет всплывать и без него.
Классические паудер-сноуборды всё ещё в ходу, но сильно растеряли в своей популярности за последнее десятилетие. Причина — их очень узкая сфера применения. Они не манёвренны и ориентированы на повороты широкими дугами на больших скоростях. А потому подходят только для катания по просторным снежным полям в «больших» горах вроде Альп или склонов Эльбруса. А вот для фрирайд-районов России, знаменитых своим глубоким паудером — Шерегеша, Лужбы или Мамая, такие сноуборды едва ли подходят. Перепад высот там небольшой, а снежные поляны сравнительно узкие и перемежаются лесом, катание в котором требует от доски высокой манёвренности.
Поэтому сегодня среди поклонников катания в пухляке всё большее распространение получают сравнительно короткие сноуборды. Они легче и манёвреннее классики, на них можно смело кататься по любым склонам с пухляком, будь то широкие снежные поля или густой шерегешский лес. Укороченные доски также позволяют не напрягаясь резать дуги по нешироким трассам, если возникнет такая необходимость.
В основе формы современных паудер-сноубордов лежат классические модели, у которых заметно укоротили нос и хвост, но сохранили исходную ширину. Уменьшение длины и усечение «ласточкиного хвоста» шейперы компенсируют добавлением длинного обратного прогиба на носу и «конической» геометрией доски. То есть делают нос ощутимо шире хвоста для лучшего всплытия в глубоком снегу.
В последние годы производители буквально соревнуются в том, кто сделает паудер-доску короче. Если длина классических снарядов начиналась от 170 см, то сегодня средняя ростовка Burton Fish — 156 см, Lib Tech T.Rice Orca — 153 см, а для Rossignol Sushi — всего 145 см. Меньше длина — больше фана и удовольствия от катания!
Доски для big-mountain-фрирайда
Самые захватывающие и скоростные спуски возможны только в «больших» горах вроде Альп, Аляски или Камчатки. Но катание по тамошним протяжённым склонам требует огромной отдачи от самих райдеров и их досок. На одной линии спуска фрирайдер может столкнуться с плотной задутой коркой, льдом и участками мягкого снега, к которым нужно будет мгновенно адаптироваться на огромной скорости. А ведь сюда нужно добавить ещё и очень сложный рельеф в виде узких кулуаров, опасных скальных сбросов и прочего.
Поэтому сноуборды для big-mountain-фрирайда обычно наиболее технически заряженные в линейках производителей. Всё в них работает на то, чтобы помочь райдеру сохранить контроль над скоростью. Классические примеры здесь — Rossignol XV и Jones Flagship.
Доски для big-mountain-фрирайда отличают высокая торсионная жёсткость и продвинутые технологии по гашению вибраций для максимальной цепкости кантов. Часто их дополняет увеличенный сегмент традиционного прогиба camber под креплениями, для лучшего контроля на жёстких склонах.
На большинстве сноубордов этого класса можно кататься по подготовленным склонам, но позволить себе это смогут только райдеры с хорошей физической формой и отточенной техникой.
Доски all-mountain
Далеко не все райдеры готовы покупать и всегда возить с собой на курорты отдельный, заточенный на фрирайд сноуборд. Большинству требуется универсальный снаряд, на котором можно с удовольствием карвить по трассе, поставить простые трюки и раскатать целину, если присыпало свежего снега. К числу таких и относят доски all-mountain.
Внешне all-mountain-модели похожи на big-mountain-сноуборды, но куда дружелюбнее к райдеру за счёт меньшей «прощающей» жёсткости. Они не требуют напряжённой работы при катании и подходят широкому кругу сноубордистов. Особенно тем, кто предпочитает фановые и неагрессивные спуски.
Описать универсальную «рецептуру» хороших all-mountain-досок сложно. Все производители в разных пропорциях объединяют в них черты трассовых и фрирайд-моделей сноубордов. Но этот класс досок сегодня популярен как никогда, а потому его представители есть у каждого крупного бренда, и найти их нетрудно. К ним относятся Rossignol Krypto, Jones Aviator, Burton Flight Attendant, Lib Tech Terrain Wrecker и многие другие.
Да, доски из этого класса проигрывают специализированным моделям. Они хуже всплывают в глубоком пухляке в сравнении с паудер-фрирайд-сноубордами и менее стабильны на скорости, нежели big-mountain-модели. Но если «домашний» курорт не балует постоянными снегопадами, а у вас нет желания и навыков кататься по отвесным спускам, то доска all-mountain — отличный выбор!
Доски для бэккантри-фристайла
Доски для бэккантри-фристайла созданы для трюков и прыжков на естественном рельефе. На них райдеры дропают со скал и снежных подушек, исполняя простые трюки. Или совершают длинные пролёты с кикеров, приземляясь на мягкий склон с комфортным уклоном. А если погода не благоволит спускам вне трасс, то на таких досках можно смело карвить по трассам и прыгать в парке. Всё это делает их отличным выбором для тех сноубордистов, кто не представляет своё катание без исполнения трюков и не хочет ограничивать себя лишь парком.
Основное отличие сноубордов для бэккантри-фристайла от прочих фрирайд-моделей — возможность кататься в прямой и обратной стойках. Это обеспечивается полностью твиновой формой доски — как в Lib Tech T.Rice Pro. Или минимально возможным смещением закладных к хвосту, как это реализовано в Jones Mountain Twin.
Не стоит думать, что доски для бэккантри-фристайла копируют возможности чисто парковых моделей. Они ощутимо жёстче, для лучшего контроля при катании вне трасс. А потому на них сложно джиббить, делать плавные вытяжки, тейл- и ноуз-прессы.

Сплитборды
Добраться до нераскатанных склонов можно на подъёмнике, сноукэте, вертолёте или снегоходах. Но самый демократичный, а порой и единственный способ — пешком. Раньше сноубордистам приходилось тяжело тропить снег в снегоступах, отставая от лыжников со скитур-комплектами. Но сегодня они могут подниматься практически на равных с ними, используя сплитборды.
По сути, это те же доски для фрирайда, но распиленные пополам. Половинки сплитборда используются на подъёмах как лыжи, но для спуска они жёстко соединяются воедино с помощью специальной фурнитуры. При этом по функционалу сплиты ничуть не уступают своим «цельным» аналогам.
Выбор сплитборда даже на уровне ликбеза — это сложная тема со множеством подробностей, а потому она удостоилась отдельного материала в нашем блоге.

Правильно подобранный сноуборд для фрирайда окажет вам огромную помощь в катании, подарив море фана. Но он не заменит вам физической подготовки и навыков катания. А потому не прекращайте совершенствоваться и обязательно запишитесь во фрирайд-школу, коих сегодня проводится немало в разных регионах России и зарубежья. И доску обкатаете, и технику подтянете.
Видео по теме
Бричевский как выбрать сноуборд для фрирайда, подробно о сплитборде
Бричевский как выбрать сноуборд для фрирайда, подробно о сплитборде
Используйте качественную экипировку, поддерживайте себя в форме и катайтесь безопасно. До встречи в горах!