Рождение сплитборда
Лыжи и сноуборд — две эти ветви развития искусства катания по снегу конкурируют уже не одно десятилетие. И эта конкуренция даёт мощнейшие толчки развитию обоих снарядов.
Изобретение сноуборда с жёсткими креплениями ног дало сноубордистам внушительное преимущество в катании по глубокому снегу — «целине». Широкий снаряд не тонул в мягком снегу, там, где лыжи — тогда ещё все они были узкими, карвинговыми или слаломными, — не могли проехать просто в силу малой площади скользящей поверхности. «Популяция» сноубордистов резко выросла.
Лыжники не смирились с подобным положением дел. Появлялись новые формы, технологии, и вот через несколько лет рынок наполнился широкими и длинными лыжами, по размеру напоминающими скорее сноуборд. Лыжники оказались на коне: они смогли свободно проезжать по снегу любой глубины и мягкости, но в то же время легко толкаться на траверсах и выположках. Скачок в развитии экипировки дал значительное увеличение численности фрирайдеров-лыжников.
Но у сноубордистов оставалось одно важнейшее преимущество. Сноубордические ботинки шире и легче для ходьбы пешком: они не так сильно проваливаются, ногам в них уютно и тепло, на них легко надеть снегоступы. В какой-то момент бэккантри среди сноубордистов стало бешено популярным. Лыжники же могли подниматься либо лесенкой, либо, сняв лыжи, с большим трудом, проваливаясь на каждом шагу. В результате энтузиасты бэккантри часто предпочитали сноуборд.
И тогда лыжники придумали скитурные крепления под горнолыжные ботинки, да и сами alpine-ботинки обзавелись переключателем ходьба-катание, став гораздо комфортнее. Если к скользящей поверхности приклеить камус — шкурку с направленным ворсом, то при подъёме лыжи можно не снимать, что даёт значительный плюс к скорости и лёгкости восхождения. И скитурные группы лыжников легко обгоняли бордеров-пешеходов, даже со снегоступами. Сноубордисты скрипели зубами.
Тогда райдеры сделали ход конём. Если на лыжах хорошо идти вверх, а на сноуборде ехать вниз по желанному всеми паудеру, отчего бы не сделать снаряд, сочетающий в себе эти два волшебных свойства?
Так родился сплитборд. Простое решение оказалось гениальным. Сноуборд распилили на две части посередине и сделали крепления для подъёма под обычный сноубордический ботинок. Клеим камусы, берём в руки телескопические палки — и вуаля! Мы летим вверх как на крыльях! Нам нипочём длинные траверсы и километровые пологие выкаты. Не надо тащить на спине ни сноуборд, ни снегоступы, мы идём с лёгким рюкзачком и радостно фотографируем окружающие красоты. А на точке старта, не снимая перчаток, несколькими движениями мы собираем из двух широких лыж один знакомый сноуборд — и мчимся вниз на привычном снаряде, со свободными руками, в лучах солнца и в тучах снега!
Первый прототип сплитборда был создан в 1991 году американцем Бреттом Ковбоем Коберником, который просто взял и распилил свой сноуборд пополам, что позволило ему легко подниматься по бескрайним полям целины в скалистых горах, не разоряясь на вертолёты. Будучи почти однофамильцем знаменитого средневекового астронома, Бретт судьбою предназначен был сделать открытие мирового значения — и не подвёл! Вместе со своим товарищем Марком «Волли» Вариакоисом он доработал конструкцию и основал компанию Voile, которая с 1994 года начала выпускать комплекты Split Kit для переделки обычных сноубордов в сплитборды.
Voile выпустила и первую линейку сплитбордов, ничуть не прогадав. С каждым годом новый снаряд набирает всё большую популярность. Сегодня каждая уважающая себя фирма в мире сноубординга производит хотя бы один собственный сплитборд. Voile по-прежнему является одним из лидеров рынка и выпускает самую популярную и массовую фурнитуру для сплитбординга.
Как устроен сплитборд
В собранном виде сплитборд скрепляют в 6 точках:
- металлические замки на носу и хвосте снаряда;
- пластиковые фиксаторы на самом кончике носа и хвоста;
- сами крепления или платформы под них.
Все эти детали жёстко фиксируют конструкцию сплитборда, исключая возможность того, что он «распадётся» на ходу.
Замки сплитборда
Чаще всего сплитборд изначально укомплектован набором замков. Выделяют два основных вида:
- системы Voile;
- системы Karakoram.
Крепления Voile похожи на букву «z». Они фиксируются и раскрываются посредством смещения половинок сплитборда в разные стороны. Простое, удобное решение. Единственный нюанс: при переходе в режим ходьбы все четыре замочка надо поворачивать на 90°, затем обратно. Тратятся дополнительные секунды при перестёжке.
Замки Karakoram снабжены скобой, зацепляющей половинку сплитборда, и дополнительной защёлкой-фиксатором. Отгибать их в режиме ходьбы нет необходимости, они не мешают.
Компания Burton поначалу выпускала замки собственной разработки. Но они оказались нежизнеспособны, и упоминание о них сохранилось лишь в летописях.
Ныне подавляющее большинство сплитбордов Burton выпускается с простыми замками Voile. Та же судьба постигла массивные замки, которые использовались в сплитбордах Atomic: сноубордический проект компании был закрыт в 2013 году.

Важно
Если вы покупаете крепления Karakoram для сплитборда со штатными замками Voile, то придётся поменять и замки на Karakoram, иначе сплит не будет нормально собираться. Все остальные крепления совершенно равнодушны к виду замков и работают и с Voile, и с Karakoram.
Пластиковые защёлки сплитборда
Совершенно одинаковы на вид: два болта и кусочек прочного пластика. Иногда встречается вариант с дополнительным пластиковым фиксатором на болтике. Если не лениться и закрывать их до конца, то любые защёлки держат концы сплитборда на спуске отлично.
О подготовке сплитборда к подъёму
Перед подъёмом раскручиваются или снимаются крепления, расстёгиваются замки и — внимание! — половинки сплитборда меняются местами. Это нужно, чтобы вы могли затормозить на небольших спусках, а внутренним (то есть в собранном виде — внешним) кантом это делать гораздо сподручнее.
Далее на скользящую поверхность наклеивается камус. Его жёсткий направленный ворс позволяет лыже свободно скользить вперёд и не даёт съезжать назад. Спереди камус оснащён скобой или, как на фото ниже, двумя вращающимися зацепами. Отметим, что на мокрую и обледенелую поверхность камус клеится крайне плохо. Поэтому очень рекомендуем иметь тряпочку для протирания скользящей поверхности.
Видео по теме
Как установить крепления на сплитборд и подготовить его к катанию и ходьбе?
Первые модели сплитбордов обладали специальными креплениями для подъёма. Сейчас это ненужный анахронизм — на одних креплениях вы едете и вверх, и вниз. Для этого на сплитборд накручиваются так называемые «пятаки» (в английском — «puck sets») на том месте, куда будут вставать крепления. А в центр сплитборда, где просверлено дополнительно пять отверстий на каждой половинке, ставятся упоры для перевода креплений в режим «ходьба». На всех креплениях есть подставка-скоба под пятку, как и на скитурных лыжах. Она нужна, чтобы вам было удобно идти вверх на склоне крутизной больше 10 градусов. Как правило, упоров два: для среднего уклона и для крутого. При ходьбе по «плоскачу» упор опускается одним нажатием руки или телескопической палки.
При ходьбе по льду или фирну на сплит ставятся специальные кошки. Для них фиксатор потребуется чуть длиннее. Их зубья не дают вам соскальзывать назад и вбок даже на сильно обледенелом склоне. Современные кошки Spark и Burton легко установить, не выстёгивая ног из креплений.
Видео по теме
Установка кошек на крепления Spark R&D
Вот и всё. Сборка-разборка сплитборда занимает 5 минут, можно даже не снимать перчатки. Если требуется просушить скользяк перед наклеиванием камуса, то 15 минут.
Таким образом, для полноценного подъёма и спуска на сплитборде вам понадобятся:
- сплитборд с замками и концевыми фиксаторами;
- камусы;
- адаптеры для установки сноубордических креплений или отдельные крепления;
- кошки — по необходимости.
Далее мы поговорим о том, как выбрать снаряжение в каждом конкретном случае.
Видео по теме
Всё о сплитбордах и сопутствующем снаряжении
Чем отличаются сплитборды
Сплитборды, по сути, отличаются друг от друга тем же, чем и обычные сноуборды:
- ростовка,
- геометрия,
- конструктив,
- жёсткость,
- канты, скользяк и топшит.
Но сплитборд — это снаряд для бэккантри. И все особенности его конструкции заточены именно на это.
Ростовка
Подбирается по тем же принципам, что и сноуборд: исходя из рекомендаций производителя, который обычно прикладывает к своим доскам таблицы соответствия веса райдера и подходящей ему ростовки.
Геометрия
Большинство сплитбордов имеет направленную геометрию со смещёнными к хвосту закладными — для лучшего всплытия в целине. Часто нос даже несколько увеличен по сравнению с неразрезанными досками, всё-таки сплитборд потяжелее. Но есть среди сплитов и твинтипы, и модели с минимальным смещением стойки. Например, популярные сплитборды Jones Aviator или новая разработка лидера рынка бэккантри G3 Blacksheep обладают практически симметричной формой, что позволяет спокойно ехать на них в
свиче
.
Прогиб
- Традиционный прогиб Camber — хорошо идёт вверх, даёт высокую, контролируемую скорость на спуске, хорошо управляется на жёстких склонах и сравнительно легко всплывает. Последнее требует от доски направленной геометрии и ростовки чуть длиннее обычной, что ощутимо увеличивает её вес. Также классический прогиб требует от райдера хорошего владения техникой катания.
- Camber в сочетании с обратным прогибом Rocker на носу или на носу и хвосте. Обратный прогиб улучшает всплытие доски в целине, делает её манёвреннее. Но рокер сокращает контактную длину канта со склоном, а потому такие доски хуже управляются на высоких скоростях и жёстком или обледенелом снегу.
- Сложный прогиб (гибридный рокер, плоский флэт + рокер, два традиционных кембера, три рокера и тому подобное) — обычно даёт хороший контроль над доской на спуске, лёгкость всплытия и отработки рельефа.
Жёсткость
В современных сноубордах понятие относительное. У сплитбордов часто бывает жёсткий хвост и мягкий нос для лучшего всплытия. Есть модели, где всё наоборот, но это редкость.
Канты
Канты, выполненные в виде волны, — полезная штука для траверсов и прохождения участков снежной корки. Жёсткому сплитборду Rossignol XV Magtek технология MagneTraction помогает лучшему сцеплению с настом, задутой, леденистой поверхностью. У модели Jones Solution Split кант изогнут… изнутри! То есть между половинками сплитборда. По замыслу конструкторов такая нетривиальная конфигурация поможет райдеру преодолеть небольшие участки спуска в процессе захода на маршрут.
Скользяк
Как у любого внетрассового сноуборда обычно спечённый (sintered). Он лучше держит скорость и более устойчив к повреждениям. Минусы: сложнее в ремонте и требует ухода — без парафина толком не поедет.

Топшит и общий дизайн
Дело вкуса.

О креплениях для сплитбордов
Крепления для сплитборда — основное, над чем сейчас работают технологи. На данный момент мы можем выбирать из четырёх видов:
Адаптеры Voile Kit
Это платформы, позволяющие использовать на сплитборде ваши обычные сноубордические крепления. Фишка в том, что снизу к креплению специальными болтами и гайками-закладными крепится платформа, которая на спуске заходит в заранее установленные под нужным углом направляющие (puck sets, или, в просторечии, «пятаки»). А при подъёме передняя часть платформы с креплением фиксируется на направляющей для ходьбы с помощью осевой шпильки с защёлкой. Под пяткой у вас будет специальная подпорка, которую мы поднимаем вверх при крутом подъёме и опускаем при ходьбе по плоской поверхности. Часто эти подпорки бывают двойными — с более высокой ступенькой и ступенькой пониже.
Купите сразу запасные, потеря одного болтика в горах обернётся печалью и концом катания, а аналогов им в строительных магазинах нет.
Здесь есть один нюанс: с прикреплёнными к сплитборду кошками возможно только передвижение по «плоскачу», двойная подпорка в поднятом положении не позволит вам подниматься с ними. Тогда как одинарная оставляет место для кошек и позволяет идти вверх с удобством. Да, два положения лучше, чем одно. Но тут уж надо выбирать: или лёгкость движения по фирну и бетону, или разнообразие позиций.
Плюсы:
- не нужно покупать отдельные крепления для сплитборда, можно использовать те же, на которых вы катаетесь всегда;
- дешевизна;
- возможность купить полный набор Split Kit в России.
Минусы:
- увеличение веса креплений за счёт дополнительных платформ;
- в собранном для катания виде крепления будут на сантиметр выше, чем обычно, что создаёт непривычные ощущения при перекантовке.
Специальные крепления для сплитборда Voile или Spark Blaze/Burner
Это облегчённые крепления, у которых нет «пятака», а база сделана как платформа для установки на направляющие сплитборда. Всё точно так же: на сплитборд накручиваются «пятаки», крепления заходят в боковые пазы одним движением и фиксируются специальным пином (спицей, закрепляемой гибким фиксатором с другой стороны).
Плюсы:
- привычное положение ног при катании;
- небольшой вес;
- подъёмная цена;
- крепления Voile имеют одну полезную деталь — прочную дугу, соединяющую бакли верхнего и нижнего стрепа. По замыслу производителя, она позволит при критичном падении или попадании в лавину быстро выстегнуться из креплений. Случаи самоспасения в лавине райдеров, сумевших оперативно избавиться от сноуборда, реально известны.
Минусы:
- Pin, или спицу, нужно каждый раз тщательно просовывать в две маленькие дырочки, а затем закреплять. В морозный день прочистка дырочек и попытки попасть спицей в нужное место добавляют лишние минуты при перестёжке в обе стороны.
- Эти крепления нельзя использовать на обычном сноуборде, то есть покупаются они специально для сплитборда, — дополнительные расходы и вес в самолёте.
Крепления Karakoram
Это крепления для сплитборда, устанавливаемые на собственную платформу, с хитрой, довольно надёжной системой фиксации и быстрым переключением режимов ходьбы и катания. Для сплитборд-креплений Karakoram «пятаки» не нужны, у них собственная система фиксации.
Плюсы:
- лёгкость переключения между положениями «ходить»/«ехать»;
- возможность фиксации пятки в положении «ходить»;
- возможность установить кошки, не выстёгиваясь;
- хороший контроль над доской на спуске благодаря надёжной фиксации.
Минусы:
- высокая цена;
- сложно купить/пощупать в России;
- вес этих креплений немного выше, чем у аналогов.
Крепления Spark и Burton с системой Tesla
Сегодня это объективно самые удобные крепления на рынке под софт-ботинок. Изобретённая технологами Spark пять лет назад, система перестёжки Tesla вызвала волну восторга у сплитоводов. Поэтому Burton быстро наладил со Spark’ом партнёрские отношения и сегодня выпускает крепления на базе Spark, но добавляет к ним свои, проверенные стрепы, бакли и амортизаторы.
В чём их прелесть? В быстрой и несложной перестёжке между режимами «ходьба»/«катание» с сохранением простоты конструкции и лёгкости регулировки. В 30-градусный мороз или в оттепель, на ветру или в глубоком пухлом снегу можно разобрать и собрать сплитборд в два счёта, не снимая варежек и не преодолевая трудности. Всё перещёлкивается за считанные секунды, легко и просто; налипший снег не создаёт проблем, потому что налипать особенно не к чему: мелких и торчащих деталей в системе нет.
Базовых моделей крепления для сплитборда с системой Tesla, собственно, три:
- Spark Surge — со сплошной платформой, чуть более тяжёлые и прочные, для агрессивного катания и райдеров тяжелее 80 килограммов.
- Spark Arc — с облегчённой платформой, для лёгких райдеров и девушек. А в отверстия в базе очень хорошо высыпается налипший на подошву ботинка снег!
- Burton Hitchhiker сделаны на базе предков Arc, Spark Magneto, и укомплектованы феноменально комфортными и создающими ощущение мягкого цементирования ноги стрепами Burton.
Крепления под жёсткий скитурный TLT-ботинок
Есть отдельная категория райдеров, предпочитающих катание на сплитборде в жёстких скитурных ботинках. Для них фирма Phantom выпускает изящные крепления, похожие на лыжные, но устанавливаемые на сплитборд. Зачем всё это нужно?
- Жёсткие ботинки с возможностью фиксации пятки очень хорошо снимают проблему траверсов, знакомую каждому сплитоводу. На длинном траверсе нога в мягком ботинке устаёт довольно быстро, а в жёстком — нисколько.
- Можно беспроблемно ехать вниз в режиме «лыжи», что весьма актуально для длинных пологих выкатов, где проще на время стать лыжником.
Минусы как у любого лыжного ботинка:
- он жёсткий;
- в нём холоднее ногам;
- ботинки сложно надевать на холоде, если вдруг возникла такая необходимость.
А сама система креплений очень хороша и остроумна.
Какие крепления для сплитборда выбрать? Каждый решает сам, взвесив все описанные плюсы и минусы. Технологии сплитборда активно совершенствуются, и, вероятно, нас ждёт ещё немало чудных открытий!
О камусах
Сегодня известны три вида камусов:
- Синтетические — самые дешёвые, хорошо выдерживают высокую влажность. Минусы: быстро изнашиваются, хуже скольжение.
- Мохеровые — хорошо скользят, износоустойчивы. Минусы: не любят мокрого снега, довольно дороги.
- Микстовые (или «микст») — демонстрируют оптимальное сочетание долговечности, погодной устойчивости и цены.
Камусы для сплитборда обычно продаются готовые: с металлической петлёй для надевания на нос доски и ремешком-клипсой для фиксации на хвосте. Или без ремешка, только с односторонней фиксацией.
Камусы можно нарезать и самим. Они продаются метражом в виде широкой ленты. Можно вырезать камус ножом точно по форме половинки сплитборда — будет красиво!
Со сплитбордом сложность в том, что он шире, чем большинство лыж, и найти под него камус бывает нелегко. Впрочем, если камус на сантиметр уже, чем сплит, беды большой не будет. Самостоятельное изготовление — более дешёвое решение, но закрепляющую петлю на нос также сажать придётся самим, а для этого нужно иметь умелые руки или идти в сервис.
Следует помнить, что камус капризнее опереточной примадонны и требует ежедневного ухода. Любой, даже синтетический камус очень плохо относится к постоянной влажности и мусору на клеевом слое. Поэтому камусы вечером нужно тщательно просушить при плюсовой температуре (на батарее — нельзя!) и транспортировать, проложив между клеевыми слоями сетку. Можно купить специальную сетку, а можно отрезать кусочек от оконной. В любом случае сначала проверьте её на прочность: крошащаяся сетка доставила немало огорчений скитурщикам и сплитбордистам: выковыривать кусочки пластика из лелеемого клеевого слоя — занятие нудное и малоинтересное. Сетка должна быть прежде всего прочной. А уж кто её произвёл — дело десятое.
Отличия камуса для лыж и камуса для сплитбордов
По материалам отличий нет, а по форме есть. И, прежде всего, по форме переднего фиксатора. Половинка сплита имеет не круглую, а полукруглую форму, то есть стандартную прямо посаженную лыжную скобу на нос сплитборда надеть не получится: нужна либо петля, закреплённая наискосок, либо гибкие фиксаторы. То же относится и к задним креплениям: стандартные лыжные «защёлки» держатся на сплитборде очень плохо.
Про кошки для сплитбордов
Вещь не лишняя. С одной стороны, на жёстком насте и камус держит неплохо. С другой — если на пути вам попадаются обширные наледи или «бетон» на склоне с изрядным градусом, вам будет страшно и захочется немедленно повернуть назад. В этом случае кошки спасают, дают при передвижении комфорт и безопасность.
Кошки для сплитборда производят всё те же фирмы — это марки Voile, Spark, Burton и Karakoram. Каждый адаптирует кошки под свои крепления: не стоит покупать крепления одной фирмы, а кошки другой. Обратите внимание, что кошки для креплений Spark или Burton с системой Tesla отличаются от кошек для более дешёвых моделей той же фирмы.
Какой же сплитборд выбрать? И какие крепления лучше?
На самом деле, сегодня производится около 60 моделей сплитбордов, и выбрать какой-то один из них — задача нетривиальная. Думать надо комплексно. Если вы не планируете тратиться на дорогие лёгкие крепления, есть смысл прежде всего смотреть на вес самого сплитборда. Если собираетесь идти больше вверх, чем вниз, стоит уделить повышенное внимание кошкам и камусам, а сам сплитборд выбирать классической конструкции. Если для вас главное — красивое, «на кадр», катание, лучше взять яркий твинтип с гибридной геометрией. Если вас манят большие высоты, учтите, что на сильном холоде и ветре сборка и разборка креплений будет занимать больше времени, чем обычно. Если вы признаёте только пух, глубокий паудер, берите широконосый ласточкин хвост. В общем, есть о чём задуматься.
В магазине «Спорт-Марафон» мы собрали сплитборды трёх самых известных производителей: Burton, Jones Snowboards, Voile. Кроме того, впервые в России специально для фрирайдеров мы привезли линейку сплитбордов от лидера скитурной индустрии G3. Они представлены двумя очень добротно и надёжно сделанными снарядами. G3 Blacksheep — для бэккантри-фристайла, более лёгкий и универсальный. G3 Scapegoat — бескомпромиссный скоростной снаряд для полётов в бескрайних волнах снега.
А о креплениях мнение наших амбассадоров и катающихся сотрудников однозначно: система Tesla рулит!
Популярные вопросы о сплитборде
Я хочу продать свой учебный сноуборд и купить сплитборд. Что посоветуете выбрать?
Посоветую не делать этого. Кататься на сплитборде на трассах, по неглубоким полям, доступным с подъёмника, — это всё равно что купить Гелендваген и ездить на нём по пробкам в офис, паркуя его между клумбами с петунией. Смешно и непонятно. Зачем?
Сплитборд — король снежной пустыни, он создан для путешествий и дальних, вымечтанных маршрутов, сложных подъёмов и захватывающих скоростных спусков. Да, два дополнительных канта дают добавочный вес — и ход сплита чуть тяжелее, чем у обычного сноуборда, на нём не так удобно вращаться и прыгать через ветки деревьев. Карвить сплитборд тоже умеет плохо, хотя скорость на трассе держит прекрасно!
В общем, сплитборд — вещь, конечно, отличная, но никак не единственная доска в вашей коллекции.
Можно ли кататься на сплитборде как на лыжах?
Очень странный, но тем не менее популярный вопрос. На склоне его часто задают те, кто с удивлением приходит пощупать неведому зверушку — сплитборд. Ответ: нет. Сплитборд — это не лыжи, а сноуборд. Сделан он для сноубордистов-бэккантрийщиков, чтобы они могли использовать преимущества лыж на подъёме в гору, а вниз лететь на привычном и любимом сноуборде!
Комфортно ли сплитовод чувствует себя на траверсах?
В общем и целом, вполне комфортно: небольшие уклоны сплитборд в виде лыж проезжает с удовольствием. Но всё-таки это не лыжи. Сплитборд шире, и полноценно работают только внутренние канты (уже упоминали, что половинки сплитборда для ходьбы меняют местами). Если траверс многокилометровый, сплитоводу приходится гораздо больше напрягать ноги, отчего, конечно, устаёшь.
Жёсткие TLT-ботинки и крепления решают эту проблему, но не все готовы на них переходить. Поэтому тренируйте статические нагрузки на ноги!
Не отстаёшь ли на подъёме от товарищей на скитурных лыжах?
Не только не отстаёшь, но даже иногда обгоняешь. Сплит шире и короче, чем лыжи. Поэтому крутые подъёмы даются ему проще и веселее. Да и по глубокому снегу он идёт с гораздо большим удовольствием.
Сплитборд управляется тяжелее, чем обычный сноуборд?
Нет. Геометрия заводского сплитборда выверена с учётом серединного канта, управлять им так же просто, как и вашим обычным сноубордом. Единственный нюанс: если вы используете крепления на дополнительных платформах, нужно привыкнуть к тому, что ваши ботинки стали на сантиметр выше, а вектор движения ног при поворотах чуть длиннее. Ну и сам снаряд будет чуть тяжелее, всё-таки лишних два канта!
Можно ли на сплитборде при случае прыгать в парке с фигур и биг-эйров?
Нельзя. Вернее, можно, но зачем? Сплитборд — снаряд для бэккантри. Прыжки с природных дропов с приземлением в мягкий снег он отрабатывает как любой фрирайдный сноуборд — вылетает сильно и далеко. Однако вертеть трюки не особенно расположен и не любит приземлений на жёсткое: появляются люфты между половинками, а вам это надо? Возьмите в парк сноуборд покороче и помягче!
Не дребезжит ли сплитборд на спуске, не бьются ли половинки друг об друга?
На самом деле, нельзя сказать однозначно «да» или «нет». При спуске по мягкому и даже умеренно жёсткому снегу не дребезжит никогда, ни одна модель. Однако, когда вас нелёгкая заносит на жёсткий, рифлёный, передутый снег, ледяной и сильно бугристый склон, да, люфт немного ощущается. Задребезжишь тут.… Но на такой недружелюбный рельеф ни один райдер в здравом уме и твёрдой памяти добровольно не будет стремиться. Обычно эти участки являются неприятной неожиданностью. Соответственно, случаи такие редки.
Зачем покупать сплитборд, не проще ли распилить старенький сноуборд надвое?
Чтобы полазить по оврагам и холмам в средней полосе, действительно, проще взять убитый сноуборд, распилить надвое, купить готовую фурнитуру и кататься в своё удовольствие. По разрезу дерево скоро начнёт портиться. Но на сезон-другой такой штуки вполне хватит.
В горах же, в условиях большого количества снега, огромных пространств и непредсказуемого рельефа, конструктив снаряда играет большую роль. Геометрия заводского сплитборда всё же выверена с учётом того, что серединные канты будут давать дополнительную тяжесть, жёсткость, и изгиб доски при скольжении будет отличаться от обычного. Кант защищает сердечник. Не надо сверлить дополнительных дырок. В общем, самодельный сплитборд имеет право на существование. Но заводской, конечно, много лучше.
С появлением сплитборда ваши бэккантрийные маршруты станут просто в разы круче и интереснее. Вы можете больше не бояться ни потогонной тропёжки на подъёме, ни укоризненных глаз лыжников, ждущих вас на длинных пологих выкатах, ни жёстких траверсов. Уже не говоря о том, что рюкзак ваш станет легче ровно на один сноуборд!
Поэтому с чистой совестью отвечу, если вы думаете брать или не брать сплитборд: обязательно берите! Будет ли с ним счастье? Обязательно будет!
Спасибо SnowLab Gudauri за помощь при подготовке материала.