с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

© из архива Максима Панкова

Про лавинную опасность на горнолыжных курортах

07.02.2018
Сообщения о сходе лавин ㅡ едва ли не самые частые новости горного сообщества в зимний сезон. Для постоянных гостей горнолыжных курортов они не должны оставаться без внимания, поскольку не редки случаи, когда лавины сходят там, где этого совсем не ждёшь. С начала этого сезона на горнолыжных курортах в Альпах под лавинами погибли уже несколько человек ㅡ им не помогла развитая инфраструктура и одна из лучших систем обеспечения безопасности. Этот факт подтверждает необходимость изучения темы лавинной безопасности даже тем, кто катается только по оборудованным трассам.

Факторы, влияющие на сход лавин

Факторов, влияющих на образование лавин, много и для каждого района они свои. Специалисты делят их на внешние и внутренние.
Основные внешние лавинообразующие факторы:
  • снег,
  • рельеф,
  • погода,
  • человек.

Снег

В лавинном отношении снег можно условно разделить на свежевыпавший и «старый», слежавшийся. При оценке свежевыпавшего снега обращают внимание на количество и интенсивность накопления, а также температуру и влажность, при которых выпал снег. Для слежавшегося снега важна текстура поверхности (шероховатость), так как она впоследствии станет подложкой будущего снегонакопления.

Рельеф

Конфигурация склонов, особенно лавиносборов (зон зарождения лавин), индивидуально для каждого горного района. Углы наклона, абсолютные высоты и ориентация склонов, пожалуй, одни из основных характеристик, влияющих на частоту схода лавин, дальность выброса, её объёмы и т.д.

Погода

Погоду лавинщики часто называют архитектором снежных лавин. Она определяется географическим положением, по этой причине для каждого горного района будут свои доминирующие типы лавин. Например, для Хибин ㅡ это метелевые лавины, формирующиеся за счёт сильного ветрового переноса снега. Для Красной Поляны ㅡ лавины из свежевыпавшего снега, где-то будут лавины температурного сокращения и т.д.

Человек

Как писал Монтгомери Отуотер в своей книге «Охотники за лавинами»: «Человек более сложная проблема, чем сами лавины…». Это подтверждается фактом, что 90 % жертв снежных лавин сами их и спровоцировали.
Внутренние факторы определяются различными изменениями внутри снежной толщи, которые приводят к образованию слабых слоёв и нестабильности снега на склоне.
© из архива Максима Панкова

Возможно ли не спровоцировать сход лавины?

Истина такова: если есть большая вероятность схода лавины, то шансы спровоцировать и попасть в неё очень велики. Если же опасности нет, то спровоцировать её очень сложно. Именно поэтому так важно уметь оценивать состояние склона, изучать нюансы, при которых вероятность схода лавины повышается, правильно выстраивать линию маршрута и не полагаться на счастливый случай.
Научиться прогнозировать возможный сход лавин можно только у профессионалов. В разных городах и на самих горнолыжных курортах проводятся лекции о лавинной безопасности и практические занятия для освоения навыков использования лавинного снаряжения и оценки снежного склона. Не пренебрегайте сообщениями лавинных служб на горнолыжных курортах и следуйте возможным запретам на катание в закрытых зонах трасс.
© из архива Максима Панкова

Сход лавин в курортных зонах неизбежен

Лавины в труднодоступных горных районах, где редко бывают люди, являются естественными. Они сходят самостоятельно в результате различных природных факторов и мало интересны для наблюдений и оценки. Но существуют, так называемые, контролируемые лавины, которые сходят в зонах горнолыжных курортов, и контроль этот осуществляется профессиональными лавинными службами. Для этого они используют активные и пассивные средства борьбы.
Пассивные:
  • лавинорезы,
  • снегоудерживающие сети,
  • отклоняющие дамбы.
Активные:
  • взрывные работы,
  • применение артиллерии,
  • системы Gazex,
  • аваланчеры и другие устройства.
Разница между естественными и контролируемыми лавинами в том, что в первом случае в горах накапливается максимальное количество снега, которое сходит с большой дальностью выброса, скоростью и объёмом снега. В зонах курорта лавинная служба не позволяет снегу обрести максимальную мощь и принуждает лавины сходить тогда, когда это безопасно и не повлечёт ущерба для людей и инфраструктуры. Таким образом, у управляемых и естественных лавин совершенно разные объёмы и дальность выброса, но объединяет их то, что факт их схода невозможно предотвратить.
© из архива Максима Панкова

Роль лавинной службы

Лавинные службы, которые на разных курортах могут называться по-разному, занимаются изучением лавин и борьбой с ними. Задача специалистов ㅡ сделать так, чтобы лавины сошли тогда, когда им это нужно без причинения вреда человеку. Безусловно, произвольный сход лавин небольшого объёма также имеет место быть! В случае такой потенциальной опасности склон полностью закрывается для катания.
Считается, что лавинщик может назвать себя специалистом по лавинам только если он проработал не менее пяти лет в одном районе ㅡ столько времени нужно на изучение нюансов погоды и рельефа. Но даже в этом случае специалисты не могут дать 100 % гарантии, что лавина не сойдёт. В среднем точность лавинных прогнозов может доходить до 70%, а иногда и более. Тем не менее, существуют особые ситуации, когда снега может быть не много, но появляются другие решающие факторы ㅡ резкое изменение температуры, ветровой перенос, когда предсказания в прогнозе превращаются в тонкое искусство. Как правило, лавинщики дают свои предположения и в лучшем случае закрывают склон.
Любителям фрирайда стоит знать, что зона ответственности лавинной службы заканчивается за границей горнолыжного курорта. При этом нельзя ориентироваться на прогнозы лавинной обстановки на курорте выезжая за его территорию, где ситуация может существенно отличаться, так как там не проводится активное воздействие на снежный покров.
Работа лавинной службы редко видна и понятна обычному человеку. Иногда люди просто начинают забывать о том, что лавины существуют. Монтгомери Отуотер: «Один из официальных деятелей, дитя равнины, сказал мне: «…Так что мы в конце концов вовсе и не нуждались в вас, лавинщиках. Ни одной лавины не было». На самом деле лавина из-под Большого карниза была сто тридцать седьмой за сезон».
© из архива Максима Панкова

Нюансы катания за территорией трасс

Катание за территорией трасс можно условно разделить на две категории:
  • притрассовое,
  • внетрассовое.
Между участками трасс есть открытые склоны, где можно проехать ㅡ притрассовая зона. Отдыхающие по ней катаются, срезая участки, или просто ради фана. Это так называемый притрассовый фрирайд, хотя в полноценном смысле его фрирайдом не назовёшь, поскольку свободное катание, всё же, подразумевает удалённость от каких-либо трасс и инфраструктуры как таковой. Тем не менее, для обучения фрирайду притрассовые зоны идеально подходят с точки зрения безопасности, поскольку это катание в зоне курорта и такие склоны тоже контролируются лавинными службами, ведь и они несут в себе опасность.
Наглядный пример, участки между отрезками трассы в форме серпантина. Если человек съедет с верхней линии серпантина по прямой вниз, то может спровоцировать сход лавины на её нижнюю часть. Это показательный сценарий того, как важно иметь лавинное снаряжение даже на трассе. Если оно есть в наличии, желательно всегда возить его с собой. Опыт спасённых жизней демонстрирует, что это правило работает.
Внетрассовое катание подразумевает, что райдер уходит с трассы, не имеет возможности на неё вернуться и едет своим маршрутом. В таком случае человек берёт ответственность на себя и нет никаких оснований рассчитывать на помощь спасателей курорта, которые дежурят только на трассах.
Внетрассовое катание любой сложности требует соблюдения определённых правил:
  • не кататься одному;
  • иметь лавинное снаряжение и уметь им пользоваться;
  • адекватно оценивать свой уровень катания и выбирать такой маршрут, который будет по силам безопасно преодолеть;
  • не кататься по чужим следам, если вы не знаете района;
  • уметь оценивать состояние склона и степень его лавинной опасности;
  • избегать ловушек рельефа, где лавина может потащить человека и закопать. Например, когда внизу под спуском есть контруклон, либо овраг, где лавина увеличивает свою мощность отложений;
  • придерживаться гребневых зон, ездить по границам рядом со скальным участками.
Катание вне зоны курорта по целине ㅡ это всегда более высокий уровень ответственности и другое отношение к вопросам лавинной безопасности даже по сравнению с катанием в притрассовой зоне. Прогнозы нужно делать самостоятельно, а лавинное снаряжение обязательно должно быть у всех членов группы. Умение им пользоваться ㅡ это по умолчанию.
© из архива Максима Панкова

Лавины на горнолыжных курортах. Случаи из жизни

Альпы находятся на передовой по количеству сходов лавин на горнолыжных курортах, откуда ежегодно, особенно по весне, приходят сводки о гибели людей. И нельзя сказать, что там не работают лавинные и спасательные службы.
В этом году в Альпах уже выпало аномальное количество снега по сравнению со статистикой последних нескольких лет. Горнолыжные курорты закрыли в целях безопасности, но до этого несколько сходов лавин отняли жизни людей. Ещё в декабре на горнолыжном курорте Серфаус в Австрийском Тироле погиб горнолыжник в результате схода лавины, спровоцированного его напарником по катанию. В те же дни при похожих обстоятельствах погиб райдер в Швейцарии. В начале января в Австрии недалеко от курорта Гросглоккнер погибли два человека. Тогда же на австрийском курорте Ишгль лавина унесла жизнь ещё одного горнолыжника. Новости о гибели людей также пришли из Французских Пиреней. Во всех случаях уровень лавинной опасности оценивался на три балла из пяти возможных.
Сход лавины на курорте Port Du Soleil. 2012 год
Сход лавины на курорте Port Du Soleil. 2012 год © Из Архива Марии Веремьёвой
Можно предположить, что статистика гибели людей в лавинах в Европе напрямую связана со статистикой количества катающихся, которых на порядок больше, чем в России. Не сильно отстают в этом отношении США, где сход лавин для некоторых регионов является обыденностью.
Что же касается России, то и здесь есть поучительные истории, которые важно знать, собираясь в тот или иной район.

Случаи схода лавин в Красной Поляне

На Горной карусели был показательный случай в 2015 году, когда молодой человек решил покататься в притрассовой зоне и поднялся от трассы вверх по гребню. В конце марта во второй половине дня восточные склоны уже очень сильно прогревались. Это не остановило мужчину, решившего совершить спуск. Лавину, которая накрыла его почти целиком и выскочила на трассу, тоже было не остановить. Её отрезок, попавший на трассу, не был опасен и больше испугал, чем принёс ущерб. Самого виновника увидели совершенно случайно. Он пролежал под снегом порядка 20 минут. Его нашли на глубине примерно 150 см, и он отделался испугом. Сам факт, что он остался жив с учёом глубины и мокрого снега ㅡ это чудо.
В марте 2014 года на трассу курорта «Роза Хутор» сошла лавина объёмом 80 кубометров и унесла жизни двух женщин. Ситуация тогда была предельно опасной. Температура воздуха резко поползла вверх и даже ночью не опускалась ниже нуля, но лавинные службы, по сообщению руководства курорта, заранее оценили состояние склона как удовлетворительное. Пострадавшие в момент схода сидели на открытом участке трассы под склоном и отдыхали. По словам спасателей, на участках такого рода никогда не стоит останавливаться.

Случаи схода лавин в Приэльбрусье, Чегет

Все смертельные случаи на Чегете, которые, к сожалению, по статистике бывают практически каждый год ㅡ это ситуации внетрассового катания. Важно отметить, что на Чегете нет лавинной службы. Спуски лавин, которые там осуществляются с помощью пушек отрядом Росгидромета ㅡ это защита посёлка и дороги.
Север Чегета, где происходят несчастные случаи, находится далеко от трасс. При этом там везде расставлены предупреждающие знаки о лавинной опасности, то есть выходя на склон, фрирайдеры оповещены об угрозе. К сожалению, это не спасло жертв недавних громких случаев на популярном склоне. Год назад под лавиной погибли 7 человек. По оценке специалистов, они сами спровоцировали сход лавины. Ни у кого из них не было лавинных датчиков. Снега на склоне было не очень много, иначе лавина могла быть сокрушительнее, но и этого хватило для катастрофы.
При похожих обстоятельствах годом ранее на Чегете погибли 3 человека. Снег и сильный ветер не остановили фрирайдеров, действия которых послужили причиной схода снежной «доски». Маршрут спуска не позволял избежать попадания в лавину, а шансы на выживание были близки к нулю из-за травм, полученных от ударов о склон, где много скальных выступов.

Случаи схода лавин в Хибинах

Горнолыжный курорт в Кировске не самый большой, но также имеет в своей истории несчастные случаи, связанные со сходом лавин. Один из самых показательных и типичных в контексте этой темы произошёл в 2014 году. Девушка выехала за территорию оборудованного склона и вызвала сход лавины, накрывшей её. Как минимум, факт её выезда на склон в одиночку говорит о том, что погибшая не обладала никакими знаниями о правилах катания вне трасс.

Правила поведения при сходе лавины

Если вы попали в лавину, значит уже совершили ошибку, не оценив степень опасности склона. В этом случае, ваша задача ㅡ выжить:
  • Постараться остаться на поверхности лавины.
  • По возможности перемещаться к периферии, поскольку в середине скорость лавины гораздо больше.
  • Если начало вращать, то нужно сгруппироваться: прижать колени к груди, руками закрыть лицо и органы дыхания.
  • После остановки лавины надо постараться выйти из группировки, пошевелиться, создать карман около лица, чтобы была возможность дышать.
  • Не паниковать, поскольку из-за этого повышается сердечный ритм и быстрее сжигается кислород.
  • Кричать бесполезно, снег хороший звукоизолятор и никто не услышит, поэтому нужно экономить воздух, попытаться расшевелить себя, если возможно.
  • Ждать. Потому что если вы все делали по правилам и катались в группе, то вас скорее всего будут искать и довольно быстро.
Если вы и ваша группа увидели, что кто-то попал в лавину:
  • Все датчики переводятся в режим приёма сигнала.
  • Все подъезжают к точке, где видели человека в последний раз в лавине или рядом.
  • Необходимо сразу вызвать спасателей.
  • Если есть вероятность повторного схода лавины, важно выставить наблюдателя. Он же может быть тем, кто вызовет спасателей и будет контролировать радиосвязь.
  • Разделиться на группы. Необязательно все должны искать бипером. Кто-то может заранее приготовить лопаты и зонды, чтобы быть готовым к немедленному зондированию и копанию после обнаружения сигнала.
  • В случае риска схода повторной лавины продумать пути отступления.
Перед спуском вне трасс снимите темляки палок с запястий рук. В случае схода лавины руки вам пригодятся!
© из архива Максима Панкова

Заключение

Практика показывает, что первый опыт фрирайдера чаще всего начинается с простого выезда за территорию трассы с постепенным удалением от неё всё дальше и дальше. Начиная свой путь фрирайдера по такому сценарию, задумайтесь заранее о получении дополнительных знаний в области культуры катания вне трасс, правил безопасности, необходимости и умении работать с лавинным снаряжением.
Не теряйте бдительность даже если зона курорта осталась в поле вашего зрения, когда вы выехали на целину, ведь правила работы лавинной и спасательной службы распространяются только на территорию курорта.
Помните, что лавинная служба ㅡ это тоже люди, и они могут ошибаться. Не забывайте смотреть по сторонам, находясь в потенциально опасной зоне.
Повышайте свою культуру катания в кругу профессионалов на регулярных практиках по использованию лавинного снаряжения и правилам катания вне трасс. И пусть эти практики будут только учебными.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Про фрирайд в Гудаури
Гудаури — культовое место для фрирайдеров. Разнообразный рельеф, огромное количество маршрутов разного уровня и разного уклона, общая атмосфера «Гуд Аура» — дружелюбное, музыкальное и жизнелюбивое общество и доступный ценник — всё это предмет мечтаний райдера весь год. Но главное — снег! Уникальные мощные снегопады создали Гудаури славу среди фрирайд-комьюнити
далее
О Красной поляне, как о курорте. Лайфхаки от Евгения Маталыги
Об особенностях горнолыжного отдыха в Красной Поляне рассказывает основатель ресурса RiderHelp Евгений Маталыга. Как добраться, где поселиться и кататься, как сэкономить и сделать свой отдых комфортнее… Читайте в блоге
далее
Как стать фрирайдером?
Фрирайд — это болезнь! Каковы её первые симптомы и к чему нужно быть готовым? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашем материале…
далее
Мифы и легенды о лавинах
Человечество придумало множество устрашающих названий для снежных лавин и, как любое страшное и непонятное явление, окружило их ореолом мифов и легенд. Чтобы они не стали причинами несчастных случаев и написана эта статья...
далее
Как выбрать лавинный датчик (бипер)?
Сегодня почти никого не приходится убеждать, что эти приборы и правда незаменимы и являются обязательными при внетрассовом катании или при путешествиях в горно-снежной местности. О видах лавинных датчиков, принципах работы и о том, как выбрать – рассказывает Сергей Веденин
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments