Одно из самых завораживающих зрелищ для человеческого глаза — вид заснеженных горных вершин. Ещё большую магию нетронутые горы имеют для горнолыжника или сноубордиста — кроме самой красоты горных хребтов, он видит ещё и роскошную линию для спуска, мысленно вдыхает вздымающиеся волны снега, взлетает над карнизами и ныряет в узкие кулуары, весело несется между мощными стволами деревьев и нет для него сладостней предчувствия, чем мысли о будущем свободном полете.
Фрирайдерами сегодня хотят стать многие. Почему?
В большинстве случаев, это обычное любопытство катающего, которому наскучили трассы, а серьезно заниматься фристайлом страшно и всё оканчивается минутными радостными проездами по «пухляку» недалеко от ратраченных мест. Это не опасная стадия, не несущая за собой особенных последствий. Собственно, это тоже самый настоящий фрирайд — свободное катание где хочешь, не будем зазнаваться.
Немного серьёзнее, но всё же ещё не так опасно, если доселе безобидный лыжебордер твердо решает заняться фрирайдом. Причины могут быть разные — чаще всего тянутся за друзьями, обидно оставаться на трассе, когда те уходят вдаль.
Но ещё чаще свою разлагающую роль играют медиа-ресурсы, наводнённые роликами с красивыми проездами профессиональных райдеров в роскошных горах. Сюжет этих роликов — нехитрый, как у порнофильма: райдера, одного, редко двоих, привозит на вершину красивый красный геликоптер. Те высаживаются, встёгиваются, смотрят вниз на крутейший склон, говорят «Оу!» — и стартуют, не глядя. Снег волной, солнце сияет, играет энергичная, хорошая музыка, райдеры красиво прыгают со скал и карнизов, летят с бешеной скоростью вниз по отвесным склонам, оставляя живописный след. А внизу их встречают товарищи, все хлопают друг друга по поднятым вверх ладоням — «We did it!». И снова красный геликоптер забирает одного-двух счастливцев на нетронутую вершину. И ещё раз повторяется эта сказка. Как тут не возжелать стать таким же?
Такой твёрдо верующий первым делом покупает себе горные лыжи или сноуборд для фрирайда, конечно же сразу для «паудера», пошире. Иногда сразу идет во фрирайд-школу, это, кстати, хорошо, там ему дают начальные понятия о технике и безопасности катания. А иногда просто выходит на «целину» и пытается съехать так же как в кино. Или же покупает «фрирайд-тур», где его и не спрашивают об имеющихся навыках, а сразу забрасывают на довольно крутую горку и оставляют. Естественно, спуск получается кувырком. Вот если на этой стадии райдер задумывается и не продает свой «паудерный» снаряд под предлогом «слишком тяжелый для меня», а начинает заниматься самообразованием, поднимает уровень техники, изучает лавинную и общую безопасность — тогда уже 50% из 100, что пиши пропало. Он фрирайдером станет.
Довольно безобидный с виду, но крайне опасный признак — это склонность самостоятельно взбираться или заезжать на подвернувшемся виде транспорта на любую понравившуюся горку и скатывать с неё. Будь это кулуар рядом с гостиницей в горах или склон над ближайшей рекой, или живописная сопка недалеко от родной деревни. Если человека всерьез увлекает и кажется интересным час-два тропления по пояс в снегу ради одной-двух скаток, он уже серьёзно болен. И даже изначальное отсутствие удобного оборудования, технических навыков и тактической информации, а зачастую и единомышленников, не помешают ему пойти по этой скользкой дорожке. Шансы выбраться из этой заразы у такого катальщика крайне невелик.

utahoutside.com
Далее болезнь переходит в клиническую стадию. Жить с этим заболеванием в крови можно, побочным эффектом является беспричинная эйфория при виде взятых авиабилетов, фотографий склонов, прогнозов, сулящих снегопады и т.п… А также склонность тратить все свободные деньги на снаряжение. Но надо понимать, что основная масса человечества будет на все ваши речи и попытки продемонстрировать фотографии крутить пальцем у виска. Если это вас не смущает — то велкам!
Что нужно уметь, чтобы свободно кататься вне трасс?
- Нужно уметь хорошо кататься по трассам;
- Нужно знать основ техники катания вне трасс;
- Нужно иметь минимально необходимое снаряжение;
- Уметь кататься в команде;
- Владеть собой и иметь некоторую силу духа.
Где начинающему фрирайдеру отработать технику?
Как говорят инструкторы: в катании на лыжах/сноуборде есть по четыре различных техники. А вне трасс мы используем их все. В зависимости от раскатываемой поверхности. На земле практически нет ровных мест и даже то, что сверху кажется идеально ровным снежным покрытием на деле имеет ямки, холмики, подснежные препятствия, задутые участки, участки с более мягким и глубоким снегом и много-много ещё чего. Переключаться с одной техники на другую придётся быстро. А для этого лучше получить представление о них на трассах.
- Научиться горизонтальной работе, точному переносу веса тела в нужную плоскость, свободному владению снарядом в любой ситуации;
- Научиться вертикальной работе, демпфированию любого удара;
- Научиться сёрфить — плоско вести снаряд носом вверх в глубоком снегу;
- Наконец, нужно освоить хотя бы простые прыжки, чтоб не сваливаться с камушков и карнизов травмоопасной раскорякой.
Кроме того, нужно научиться набирать и сбрасывать высокую скорость. Глубокий снег будет вас сильно тормозить. Поэтому скорость придется держать на пределе контролируемой.

© armadaskis.com
Где научиться правильному применению техники?
Чтобы научиться хорошо кататься — надо кататься. Поэтому, сразу скажем, ни ролики, ни самые замечательные статьи в блогах не заменят постоянных тренировок в реальных условиях. В большинстве горнолыжных центров есть территория относительно «безопасного фрирайда» — междутрассовые пространства, нератраченные трассы, лесные проезды и т.п. Это прекрасное место для тренировки катания «за верёвочками» — если вы ошибётесь — ошибки не будут иметь драматических последствий. В неконтролируемых высокогорных (да и не только высокогорных) районах каждая несделанная мелочь может стоить вам здоровья или жизни, это нужно понимать.

© Leanne Rowley, ilovetoskiandboard.com
- Школа фрирайда — очень хорошая вещь. Там вам быстро дадут базовые знания, объяснят азы безопасности, научат работать в команде. Если у вас нет болезней самолюбия и вы способны каждый вечер к групповому разбору ошибок своих и ошибок товарищей — тогда это лучший выбор. Школ в России несколько, перед выбором обязательно посмотрите на имя и репутацию инструктора, наличие внятной программы. В большинстве школ есть от двух до четырех уровней, инструктор сам определит вас на нужный, исходя из начальной вашей подготовки.
- Катание с гидами — это не школа фрирайда. Т.е. технике катания гид не учит. Зато у хорошего гида можно посмотреть на стратегию грамотного прохождения опасных склонов, получить максимум адреналина при минимуме ответственности. Ещё — это отличный выбор для тех, у кого нет товарищей близкого уровня для катания. Без надёжной команды кататься в диких горах немыслимо. А здесь не надо заниматься её сбором, всё за вас уже сделал гид.
- Самостоятельный прогресс — в чистом виде нереален. Слишком многому надо научиться, если вы будете гордо набивать все шишки сами — прогресс будет слишком медленным. Другое дело — катание с более опытными друзьями. Это способствует, хотя и не такому быстрому, как в хорошей школе, но зато более осознанному нарабатыванию знаний и навыков. Ибо вы сами наблюдаете за хорошим райдером, получаете редкие дельные советы и в процессе доходите до многих вещей сами, что гораздо лучше запоминается.
- Лекции и краткосрочные курсы: по лавинной безопасности, первой медицинской помощи, альптехнике во фрирайде, организации спасработ — вещь очень хорошая и много знаний не бывает, слушать и учиться у умных людей нужно каждый год и всю жизнь. У каждого из ведущих гидов и лавинщиков своя концепция и прогрессирующему фрирайдеру принимать в расчет необходимо их все. Плюс включать собственную голову. Увы, шаблонных и стопроцентных алгоритмов безопасного катания не существует. Только примерные.
Вообще, обычно подразумевается, что фрирайдер уже умеет прекрасно кататься и учат его только стратегии при выборе места катания, тактике прохождения сомнительных участков и лавинной безопасности (увы, лавины — самая частая причина гибели райдеров в горах).
… то есть, учат работать головой!
Какое снаряжение необходимо для фрирайда?
Первое, что вам понадобится — горнолыжный рюкзак. Это главное. Без рюкзака ты нежный чайник, не способный помочь в критической ситуации ни себе, ни товарищу.
Что же такого супернужного лежит в рюкзаке?
- Лавинные щуп и лопата. Конечно, чаще всего лопата нужна для откапывания машины на дальних забросках, но если лавинного снаряжения не окажется в критической ситуации, вы будете рвать волосы на голове всю жизнь.
- Аптечка, в которой есть бинт, пластырь, обеззараживающие и обезболивающие средства, термопакеты и «космическое одеяло». Без таблеток от изжоги вы не умрете, а вот банальное рассечение или растяжение связок, не говоря о более серьезных травмах, у товарища создаст вам кучу проблем, если вы не сможете его нормально перевязать и транспортировать до больницы.
- Термос с горячим чаем и немного быстрой еды. Это даст вам возможность в любой ситуации быстро подкрепить силы, согреться в холод, согреть пострадавшего.
- Тёплая флиска или пуховка. Запасные сухие перчатки или варежки. Организм очень много сил тратит на обогрев. А они вам нужны для движения. Поэтому лучше не переохлаждаться.
- Запасная маска. Изменения погоды в горах не редкость, видимость может ухудшиться в течение дня. Да, в конце-концов, маска может просто забиться снегом при неудачном падении, а сушить ее негде.
- Небольшая верёвка и два карабина . Помогут вам организовать санки для транспортировки пострадавшего, спуск снаряжения и людей со скального сброса и прочее. Бывают полезными довольно часто для самых неожиданных вещей.
- Ремнабор: армированный скотч, нож (или мультитул), отвертка, стяжки, запасные болты и т.п. Ну, это понятно для чего — для ремонта снаряжения в полевых условиях.
- Для сноубордиста — трекинговые палки. Помогут вам как разгрузить ноги на пеших подъемах, так и протолкаться на выположках.
Кроме того, рюкзак сам по себе — незаменимый предмет. Если вы упали в вымечтанный вами глубокий «паудер», самостоятельно встать из него — проблема. В этом случае снимаем рюкзак, опираемся на него руками или попой и без особого труда вытаскиваем снаряд на поверхность. На рюкзаке можно посидеть на привале, чтоб не морозить попу, можно с его помощью сделать шину пострадавшему и т.п. Если вы серьёзно решили заняться фрирайдом, есть смысл купить лавинный рюкзак, оборудованный кроме всего прочего специальными баллонами, обеспечивающими в активированном состоянии дополнительный объем порядка 150 литров. Благодаря лавинным рюкзакам шанс выжить у попавшего в лавину райдера существенно увеличивается.

© Мария Веремьёва
Следующий предмет — шлем. Во фрирайде, при его скоростях и непредсказуемом рельефе, характерны падения через голову, а она крайне мало пригодна для ремонта.
Лавинное оборудование: про лопату и щуп мы уже писали, завершает эту триаду бипер — лавинный датчик, одеваемый под куртку и включаемый сразу на выходе из дома! Все это нужно не только купить, но и научиться пользоваться, провести хотя бы несколько тренировок по поиску бипером закопанного в неизвестном месте рюкзака, нащупыванию и скоростному откапыванию понарошку заваленного снегом товарища и т.п.
Противолавинные рюкзаки (ABS, Snowpulse, Alpride, JetForce и другие) вещь очень хорошая, но она не отпугивает лавины и не отменяет обязательности лавинных датчиков и четкой работы мозга перед спуском и во время его. Просто это ещё один шанс на спасение в критической ситуации. Необязательный, но полезный девайс.
Рации — возможность мгновенно подать сигнал товарищам сильно облегчает жизнь и повышает безопасность катания. Уоки-токи для внетрассового катания не подойдут, их дальнобойность слишком мала для бескрайних просторов гор. Средневолновый или длинноволновый диапазон — то, что реально работает. Будьте внимательны, некоторые частоты к использованию запрещены, особенно в Европе!
Какие выбрать лыжи или сноуборд? Стоит ли выбрать фрирайдный снаряд или лучше взять универсальный?
Лыжи или сноуборд для фрирайда — вещь очень и очень хорошая. Да, кое-как вы спуститесь и на универсалах. Но для полноценного контроля единого организма, которым райдер и его лыжи/доска являются во время спуска лучше все-таки иметь снаряд, обладающий следующими характеристиками. Научитесь читать характеристики, а не просто рекламное описание лыж или сноуборда, где обычно пишется, что товар подходит для всего — от джиба до паудера. Нет! Требования к фристайльным и фрирайдным снарядам настолько разные, что совместить гибкость и мгновенное выстреливание с жёсткостью и быстрым набором скорости невозможно физически. Универсальные лыжи/доски хороши только для отдыхательного катания по трассам и неагрессивного катания по неглубокому снегу вблизи трасс.
Какие параметры горных лыж/сноуборда помогут во внетрассовом катании?
- Большая длина носа относительно хвоста. Это необходимо для лучшего всплытия снаряда в глубоком снегу;
- Рокер (обратный прогиб) на носках тоже очень помогает всплывать и поворачивать в условиях многоснежья;
- Для лыжников важна более широкая талия лыж;
- Достаточная для набора скорости жёсткость. Шкала жесткости у разных производителей неодинакова: смотрите просто цифры выше среднего или же просто ориентируйтесь на назначение конкретного снаряда, опираясь на каталоги бренда.


Всё остальное — прогибы, радиусы, ласточкины хвосты и т.п. — дело вкуса и узкой специализации. Имейте в виду, что для катания на непривычном для вас прогибе придётся потратить минимум неделю на его понимание. Не покупайте новые лыжи за день до самолета! Озаботьтесь прикаткой заранее.
Умение катать в команде
Хорошо это или плохо, но фрирайдеров-одиночек не бывает. Они, конечно, существуют, но живут крайне недолго. Даже банальный ушиб ноги может стать смертельным для человека, лишенного возможности нормально ехать и оставшегося без помощи товарищей.
Банальный ушиб ноги может стать смертельным!
Порой можно встретить одинокого райдера на высокогорье, но это, как правило, местный лавинщик или гид, наизусть знающий каждую кочку. И то, он весьма радуется встрече и просит посмотреть за ним на спуске. Во избежание.
Поэтому умение работать в команде вещь крайне важная. Какие правила нужно соблюдать?
- Уровень группы должен быть примерно одинаковым. Не таскайте за собой красивых девочек, едва научившихся поворачивать на трассе. Вряд ли они будут в восхищении от вашей крутизны, когда вы их, плачущих от усталости и страха, будете всю дорогу выкапывать из снега. Не понтуйтесь перед многоопытными райдерами, они, конечно, честно будут вас ждать на каждом повороте, но вы сами будете чувствовать себя неудобно, торопиться и делать кучу ненужных ошибок.
- Выбирайте склон, который вы можете более-менее уверенно пройти на данный момент. Не рвитесь за уходящими вдаль парнями с ледорубами на рюкзаках — скорее всего, вы на их маршруте не получите ничего, кроме неприятностей. Остановитесь на склоне адекватной крутизны, хорошо просматриваемом, с известным вам выкатом.
- Выберите старшего перед началом катания и без обид, споров, ненужных вопросов слушайтесь его. Вечером можете поспорить и разобрать полёты. А в горах — не надо.
- Темп и маршрут группы выбирается по уровню самого слабого участника. Если хоть один боится идти данный склон — выберите другой. Тащить за собой человека в состоянии паники — очень чревато.
- Поисковые работы и спасательные работы лучше тренировать заранее и вместе. Тогда вы будете в своих товарищах уверены. Не катайтесь с незнакомыми людьми. Если вы едете в горы в одиночку — спишитесь заранее с хорошей компанией, прибейтесь к ним — или возьмите гида. Как угодно — только не полагайтесь на впервые увиденных людей. Увы, неграмотных самонадеянных «эгегейцев» можно встретить в горах нередко.
- И, наконец, умейте владеть собой, быть благородным и великодушным. Относитесь с уважением к горам и к своим друзьям. Имейте чувство юмора. Будьте осторожны, но не поддавайтесь напрасным страхам и панике. И тогда горы примут вас и подарят вам все сокровища, которые не исчерпать за всю человеческую жизнь.
Удачного старта свободных полётов!