Сванетия — царство бескрайних горных цепей, длинных и снежных склонов… Рельеф здесь очень разнообразен. Есть полноценное лесное катание, по просекам и полянам. Есть редколесья, во второй половине сезона скрывающиеся под снегом почти целиком. Есть большие уклоны и щекочущие нервы крутые повороты в кулуарах. Есть безграничные поля целины… Естественно, каждый фрирайдер, впервые приехав сюда, с замиранием сердца смотрит на это великолепие и страстно жаждет катнуть всё, до чего сможет добраться!
Добраться до белоснежных крутых кулуаров, весёлых дропов с мягким приземлением и сияющих под солнцем полей на поверку оказывается не так просто. Но для истинного бэккантри нет ничего невозможного! Под знаменитыми сванскими башнями с раннего утра можно видеть трудолюбиво взбирающихся в горы скитурщиков. Даже изобилие трудных маршрутов никого не останавливает, красота гор искупает всё.
Лесной фрирайд в Хацвали
Перепад: 450–500 м.
Длина спусков: до 3 км.
Необходимое оборудование: бипер, щуп, лопата, треккинговые палки. Скитур или снегоступы необязательны, хотя тропить по гребню на них удобнее.
Лавиноопасность: в лесной зоне — невысокая, на обратной стороне горы — крайне высокая в любую погоду, катание «обратки» очень опасно и малоинтересно, склон каменистый и покрыт следами самосходов.
Самые очевидные и доступные в любую погоду фрирайдные спуски — в районе горнолыжного курорта Хацвали, на горе Зурулди. Вершина горы представляет собой довольно длинный гребень, склоны покрыты лесом, изрезанным просеками. Сам лес густоват, особенно внизу, но преодолеваем. А вот просеки являются излюбленным местом катания фрирайдеров.
Есть лесной маршрут слева от всех трасс, в снежную зиму по нему можно выкатить прямо к Местиа, но он фактически один, с небольшими вариациями. А вот орографически справа от подъёмника маршрутов довольно много, катабелен весь склон. По гребню идёт тропа к вышкам сотовой связи, пройдя по ней, можно выбрать себе подходящую точку старта.
Начало всех спусков — лиственное криволесье, а вот дальше можно выкатить, прицелившись заранее, на широкую просеку, где весело прыгать по заснеженным камушкам и брёвнам, а внизу несложно забрать левее и легко выкатить к подъёмникам. Огромный плюс фрирайда в Хацвали — маршруты доступны даже в плохую погоду, деревья дисциплинируют пейзаж, вы не заблудитесь.
Фрирайд с подъёмников на Тетнульди
Сезон на Тетнульди (с вершиной 4858 м) и в её окрестностях весьма длинный. Несмотря на преобладание южных склонов, гора позволяет фрирайдерам кататься с ноября по май, а ски-альпинисты ещё и в июне ловят отличный снег на западных склонах, под вершиной. Ничего сверхъестественного в этом нет: просто три ледника — Лардаад, Нагеб и Цаннер — обеспечивают природный «холодильник» для снега на склонах.
Тетнульди — курорт, построенный изначально с расчётом на фрирайд. Все трассы Тетнульди синие, это прекрасный вариант для обучающихся и прогрессирующих, для семейного отдыха. Всё, что выходит за рамки мирного расслабленного катания, — это оффпист, длинные и многообразные внетрассовые спуски. Более того, один из действующих подъёмников — синяя креселка в направлении Жабеши — вообще не имеет «закреплённой» за ним трассы, спуститься к нему можно только по диким, нератраченным склонам. Таким же будет и вводимый в эксплуатацию подъёмник в сторону Адиши.
Фрирайд с подъёмника до подъёмника
Итак, первая группа маршрутов — это маршруты, начинающиеся от подъёмников и приводящие к подъёмнику. Даже на нижней очереди, открытой в любую погоду, их масса. Слева — широкие поля с небольшим уклоном. Справа — поле, переходящее в лесные овраги, по которым довольно забавно прыгать после снегопада. Дропы интереснее и безопаснее справа, с левой стороны есть обрывчики близ трассы, но приземления плоские. Гораздо веселее в нижней части трассы, разогнавшись, можно заехать на волнистый гребень, откуда очень интересные вылеты.
Вторая очередь тоже являет собой изобилие маршрутов вдоль двух трасс. А если взять траверсов вправо, то откроется довольно крутой и длинный склон, с которого можно, перемахнув через ручей, выехать к нижней станции синего подъёмника. Раскатывается он после снегопада за полдня, но эти полдня дарят райдерам истинное наслаждение!
С третьей очереди можно также попрыгать вдоль трасс, а можно немного пройти пешочком на гребень справа от канатки. И за ним откроется вторая часть склона в сторону Жабеши, недоступная со второй очереди. Здесь уже нужно знать, когда остановиться: бесконтрольный уход вправо чреват попаданием в каменные гряды и в лавиноопасные кулуары.
Справа и слева от синей канатки тоже довольно разнообразное катание с уклоном около 30 градусов. Не так лавиноопасно, как с верхних очередей. Прямо под канаткой и на левой стороне её есть отличные дропы с большим вылетом и безопасным приземлением.
Фрирайд с выброской из Жабеши
Перепад: от 400 до 1450 м.
Длина спусков: от 1,5 до 3,5 км.
Необходимое оборудование: бипер, щуп, лопата, треккинговые палки.
Лавиноопасность: существует, особенно часты лавины на северо-западных склонах больше 30 градусов. Противопоказано катание в снегопад и после резких перемен погоды.
Весь склон в сторону села Жабеши катабелен. Верхняя часть — поля, нижняя часть — довольно густой лес. Можно проложить маршрут прямо от нижней станции подъёмников. А можно от второй или третьей очереди — из любой точки найдётся своя интересная линия. Нижние линии, стартующие от касс или верхней станции первой очереди, ведут в небольшое пологое криволесье, аккуратно проехав которое, вы попадёте в ручей с крупными камнями. По нему можно выйти прямо к западному краю села Жабеши.
Маршруты от верхних станций подъёмников длиннее, сложнее и опаснее. Они сходятся в широкую долину, нижняя станция синей креселки останется у вас сверху и слева, а выкат приведёт в весёлый курумник, откуда важно вовремя свернуть в лес и траверсом выехать к селу. Если вы пропустите этот поворот, готовьтесь к полуторакилометровому выходу по глубокому снегу. Подумайте заранее, есть ли у вас скитурные лыжи, сплит или снегоступы. Местные гиды, конечно, знают, как проехать через лес с наименьшими трудностями, а вот самостоятельным райдерам лучше держать ушки на макушке.
Из Жабеши общественный транспорт ходит два раза в день, утром и вечером. Лучше заранее договориться с внедорожником, чтобы вас забрали, а можно протопать полчаса через всё село, полюбоваться башнями и сельской жизнью сванов, почесать спинки полосатым полудиким поросятам — а затем выйти на асфальтовую дорогу к Местиа, где уже проедет любой автомобиль. Ввиду длительности выбирания из села планировать эти скатки лучше на вторую половину дня.
Скитурные маршруты в районе Местиа
Набор высоты: от 1400 до 1880 м, в зависимости от желаемой точки старта.
Длина спусков: от 3 до 5 км.
Необходимое оборудование: бипер, щуп, лопата, скитур или сплитборд, треккинговые палки, очки от солнца с максимальной защитой.
Лавиноопасность: существует на неустойчивых формах рельефа. Склоны противопоказаны для катания в плохую погоду, после резких перепадов температур и влажности.
Попав в Сванетию, любой скитурист приходит в дикий восторг от изобилия доступных вокруг гор и страстно желает катнуть каждую. Их белые, с виду доступные склоны манят и дурманят. Но на поверку оказывается, что не всё так просто: 90 процентов скитурных маршрутов по Сванетии имеют очень длительные пешие подходы — около 10 километров в одну сторону — и общий набор высоты около 2000 м. Это посильно, если вы очень хорошо тренированы и можете назвать себя опытным скитурщиком. Увы, так могут сказать о себе не все. Местные гиды знают самые простые тропы, но фактор высоты и физической формы никто не отменял, подъём в 4 утра и 12 ходовых часов — нелёгкое испытание для организма. Поэтому наиболее популярны маршруты с перепадами поменьше, они есть.
Популярный скитурный маршрут с автозаброской и автовыброской — с подъёмников горы Тетнульди в сторону села Адиши. С верхней станции второй очереди можно уйти немного влево, и попадаем на целую цепь роскошных полей. Приводят они в тупик — в ущелье, нужно на скитуре подняться на противоположный склон, забирая вправо. Оттуда ещё одна скатка — к селу Адиши, куда есть дорога и можно вызвать машину.
Ещё один маршрут — скитур на пологий отрог красавицы Ушбы. Зайти можно двумя путями: либо прямо из Местиа, поднявшись до конца посёлка, а затем пешком, со снарядами за спиной, по лесной тропе (скитуром идти слишком круто и малоснежно), в конце леса можно надевать лыжи и на камусах уходить по красивым гребням в сторону двурогой вершины. Скатка вначале по пути подъёма, затем нужно уходить правее, к геологической дороге, по ней легко выкатиться к аэропорту, в трёх километрах от центра Местиа.
И второй путь — это подъехать на машине сразу к аэропорту Царицы Тамары. В этом случае идти с лыжами за спиной придётся не так долго, тропа более пологая, но вся скатка будет по пути подъёма. В общем и целом очень зрелищный маршрут, половину дороги Ушба будет поворачиваться к вам всеми сверкающими боками.
Скитурные маршруты из Ушгули
Набор высоты: от 700 до 1300 м.
Длина спусков: 1,8–2,8 км.
Необходимое оборудование: бипер, щуп, лопата, скитур или сплитборд, треккинговые палки, очки от солнца с максимальной защитой.
Лавиноопасность: существует. Необходимы грамотное планирование маршрута и консультация с местными жителями по текущей погоде.
В 46 километрах от Местиа расположено самое высокогорное и знаменитое село Сванетии — Ушгули. По количеству башен на душу населения этот населённый пункт — безусловный чемпион. Летом отсюда стартуют восходители на Шхару (5193 м). А зимой сюда приезжают европейские скитурщики, имеющие в руках англоязычный путеводитель по маршрутам подъёмов и спусков с южной стены Безенги. Многие маршруты очевидны, подъём начинается сразу же в 200 метрах от села, есть линии покороче, есть подлиннее. С гребня горы открывается безумный вид на все знаменитые вершины Большого Кавказа: Ушба, Тетнульди, Эльбрус и Шхара — как на ладони.
Скитурные маршруты с ночёвками в общинах
Если вы хорошо подготовлены физически и готовы проводить на лыжах 10–12 часов в день, то возможно проложить скитурный маршрут через всю Сванетию, налегке, без палаток и котлов. Летом здесь много треккинговых маршрутов и много туристов. Не все летние тропы пригодны для зимнего скитура, но зато в сёлах найти гостевой дом не представляет труда. Возможно пройти от Ушгули через Адиши в Местиа (2–3 дня), из Местиа в Мазери — Бечо — Пари и Накру (8–9 дней).
Однако такие походы далеко не для каждого: нужны отличная физическая форма, опыт скитура, умение читать карты и прокладывать безопасные тропы, навык постройки снежной пещеры, в которой можно переночевать, если вы не успеете пройти дневной маршрут. Виды снежных пиков и перевалов будете вспоминать всю жизнь, но формат такого скитура — «подвиг».
Лавинная обстановка в Сванетии. Гиды
Катаемые склоны — в основном южной, юго-восточной, юго-западной ориентации. То есть выпавший снег трансформируется очень сильно: прогревается солнцем днём, замораживается ночью, передувается ветром. Снегопады в горах, как правило, дают большой слой снега, на разных уклонах такая «политика» циклонов проявляет себя очень по-разному. В конце декабря 2017 года на Тетнульди съехали две большие лавины-самосхода в 50 метрах от трассы, в местах, где традиционно много следов фрирайдеров.
Высота линии отрыва — больше 2 метров.
На крутых участках лавины после снегопада — скорее правило, чем исключение. Поэтому, приехав в Сванетию впервые, лучше не рисковать и взять гида, это сэкономит кучу нервов и времени.
Сваны — горцы. Издревле у них ценились мужчины, совершившие восхождение ради восхождения. Альпшкола в Сванетии очень сильная, она включает в себя обязательную горнолыжную подготовку. Так что локальные гиды здесь очень хороши. Европейские туристы нередко приезжают со своими гидами, но берут дополнительно местного проводника: заходы на маршруты часто весьма неочевидны, да и лавиноопасность сванских гор местному жителю знакома куда лучше.
Да и возможность прикоснуться к культуре свободолюбивого горного народа — бесценна.
Древний, языческий ещё гимн солнцу «Лилео»… Такую песню поёт душа горца, ступившего на вершину и увидевшего роскошные горы Сванетии с высоты.