Весь товар, представленный на сайте, Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Что делать, если? Действия в непредвиденных ситуациях

30.08.2016
Алекс Кузмицкий, лектор вебинара

Алекс Кузмицкий, лектор вебинара

Текст составлен на основе вебинара "Что делать, если...? Действия при НС", проведённого в нашем магазине замечательным гидом и создателем школы "Snow Sense" – Алексом Кузмицким. Посмотреть вебинар в записи можно здесь.

Александр Кузмицкий – инструктор UIAA (ENEQ), Жетон №317, инструктор сноубординга (ISIA, ФГССР), вдохновитель и создатель Snow Sense, автор популярной фрирайд-школы, проводит различные обучающие программы по альпинизму и фрирайду уже 7 лет. В свободное время очень много путешествует (посещено больше 60 стран мира, от Колумбии с Лаосом и до Зимбабве с Намибией), пишет путеводители, проводит различные тревел-проекты. Член Русского Географического Общества (РГО). Увлекается маршрутными полётами в горах, на параплане, а также спидфлаингом. Довольно успешно совмещает это с основной работой горным гидом. Амбассадор "Спорт-Марафон".

Разговор сегодня в первую очередь пойдёт об алгоритмах действий при нестандартных ситуациях в горах. Кроме этого, я расскажу о том, как в них не попадать, что гораздо важнее.

Управление рисками

Управление рисками, или риск-менеджмент – очень сложная тема. Этому учатся годами, путём накопления опыта, приобретая так называемые "soft skills" ("мягкие", а точнее "тонкие" навыки). Моделировать риски не просто, но существует одно простое правило, на которое стоит ориентироваться:

Чем дальше мы удалены от потенциальной помощи, от других команд, от транспортной логистики и вообще от цивилизации, тем меньшие риски мы должны брать на себя и стоит из всех вариантов выбирать более консервативный.

И не важно, чем мы занимаемся – скейтом в городе, MTB в лесу, альпинизмом или фрирайдом в горах. Это золотое правило, которое убережёт вас от многих неприятностей.

Обратите внимание на схему – нужно оставаться в том промежутке, где написано "Да". Если у вашего мероприятия высокий риск (даже если опасны лишь короткие участки) его стоит допускать только если удалённость от помощи минимальная. И напротив, если вы близки к потенциальной помощи, то можно брать бо́льшие риски. Понятно, что каждый действует сообразно своему опыту, совокупному опыту команды, знаниям, конкретной ситуации, снаряжению, погодным условиям – можно назвать много факторов. Но всё же, повторим снова, один из важнейших критериев является удалённость от потенциальной помощи. Как говорится, "случаи бывают разные, но достаточно лишь одного".

Принципы спасработ

Спасательные работы – это, если кратко, ЧТО произошло, ПОЧЕМУ произошло (первопричина) и КАК нам действовать в сложившейся ситуации. Есть основные принципы проведения спасработ.

Первое, что нужно сделать – оказать помощь. Что это значит? Скажем так, нам нужно облегчить участь и уж точно не навредить. Золотое правило гласит: количество пострадавших не должно увеличиться. Именно поэтому, когда в горах сложные погодные условия, профессиональные спасательные работы могут быть приостановлены или не начинаться.

Второе, что всегда стоит помнить – какие бы не были спасательные работы – помощь группе рядом на маршруте или более масштабные работы – у вас обязательно должен быть план, а лучше несколько. Желательно, чтобы эти планы были составлены заранее, хотя бы в голове. Чем больше у вас готовых шаблонов, тем лучше будут проведены спасательные работы. Это, конечно, не отменяет того, что планы можно и нужно корректировать по ходу дела.

Важно понимать, любое происшествие складывается из трёх составляющих:

  1. причины, которые влекут за собой последствия;
  2. что, собственно, с нами происходит;
  3. наши действия в этой ситуации.

Любую нестандартную ситуацию обычно объясняют несоблюдением каких-то правил, нарушением запретов, усталостью, случайностью (например, камнепадом), плохой погодой, стечением обстоятельств – словом, ищут объяснения во внешнем мире. И очень редко говорят про гораздо более объективную причину – не хватило опыта и знаний. И тем не менее, 99.9% всех аварийных ситуаций (когда созданы все предпосылки для несчастного случая, сделано много огрехов, неправильных выборов и остался лишь маленький толчок, чтобы что-то случилось) и несчастных случаев (ситуация, когда коллектив или человек не может продолжать движение по маршруту и требуется помощь) возникают по нашей вине, из-за снаряжения, недостаточного владения той или иной техникой и т.д.

Реальная причина ситуации

Многое также определяет наша психологическая устойчивость, резистентность, готовность к той или иной деятельности. И, конечно, огромную роль играет тактика и стратегия. Часто в рамках одного дня или даже одного часа может быть так, что ваши риски определялись разными вещами.

Приведу пример из зимней практики. Когда вы находитесь в начале спуска, то ваш тактический выбор – начинать движение с жёсткой части кулуара и выехать на мягкое или наоборот – может привести к совершенно разным последствиям. И, ежели что, это будет тактический просчёт. Или, другой пример, если вы вылетели на лёд и у вас тупой кант, то последующая потеря канта и полёт вниз – это тоже просчёт, но уже в снаряжении, в его подготовке. Или, когда вы пытаетесь длинный отрезок пути проехать целиком без остановок – можно подумать, что вам просто не хватило ОФП (общей физической подготовки), а на самом деле это тактический просчёт. Стоило бы разбить проезд на отдельные отрезки и всё было бы ОК.

Иными словами, причины практически любых неприятностей – человеческий фактор. Неожиданность, стечение обстоятельств – это совсем небольшой процент. И, по большому счету, именно тактика, а не что-то иное. У спасателей есть хорошая присказка – "Убивает не неверно завязанный узел, а неверно принятое решение". Тактика, тактическое мышление – это самое главное. И наши просчёты в этом приводят к самым печальным последствиям.

Тактика поведения

Если взять любую ситуацию и детально её разобрать, то в большинстве случаев окажется, что дело было в тактических просчётах. Если у вас сел фонарик на спуске и из-за этого вы попали в темноту и повредили ногу – это не проблема со снаряжением, а тактический просчёт (вы забыли зарядить фонарик или забыли взять сменные батарейки и т.д.). Но именно на тактических просчётах меньше всего фокусируют внимание. Тактической грамотности никто не учит – приобретаешь опыт, набиваешь шишки и вроде как тактическое мышление раз от раза совершенствуется. Но в ряде видов деятельности не стоит идти по этому пути, полезнее для здоровья учиться на чужих ошибках.

Что может случиться на катании?

Причиной аварий и несчастных случаев в горах чаще всего является потеря ориентации, травмы во всём своём многообразии и попадание в лавину. Последнюю причину сегодня разбирать не будем. Обратим внимание на два первых случая.

Основные инциденты

Я снова повторюсь, что человеческий фактор – первопричина всех бед. И вот почему – у нас очень много аберраций, неверных умозаключений и представлений.

Как это бывает... Первопричины всех бед

И это нужно уметь отсекать. Ведь чем больше у вас опыта, тем больше вы начинаете доверять себе. Мы часто доверяем чужому следу – главного в группе или того, кто вызвался вести, при этом наше собственное внимание схлопывается и критичность мышления понижается. Нужно быть внимательным, более объективным и аккуратным – не попадать в ловушки нашей психологии.

Заблуждения фрирайдера

Если говорить именно про заблуждения, огромное количество людей прибывают в иллюзиях, что солнце встаёт на востоке, а садится на западе. Хотя на самом деле в абсолютном большинстве мест Земли это не так. Или что сотовая связь есть везде. Именно такие заблуждения могут привести к проблемам.

Потеря ориентации

Потеря ориентации

Мы начинаем терять своё местоположение и уходить в неверном направлении, чаще всего постепенно – ситуация усугубляется медленно. Этот процесс сложно заметить и можно до последнего не верить в то, что вы сбились с пути. В такую ситуацию рано или поздно попадают все, даже крайне опытные люди. При этом, чем проще местность с точки зрения ориентирования, тем выше шанс, что вы совершите ошибку. Это легко объяснить – когда ситуация сложная, вы к ней готовитесь, берёте с собой GPS, закачиваете треки, карты, представляете ориентиры на местности. А вот на относительно простой местности мы расслабляемся. При этом, особенно опасно считать простой в плане ориентирования тайгу, пустыни, ледовые поля и т.п. местность. В Сибири или на Эльбрусе (классический пример) – потеряться проще простого. На Эльбрусе по этой причине ежегодно гибнет n-ное количество людей. Каким должен быть алгоритм действий, если вы потерялись?

Что делать

Что делать "потеряшкам?"

Прежде всего нужно остановиться и подумать – и это относится вообще ко всем чрезвычайным ситуациям. Возможно, вы двигаетесь не в ту сторону и вам нужно идти строго в обратном направлении. Как говорил Еврипид – вторая мысль всегда несколько мудрее первой.

После этого, любым способом определить своё местоположение. Возможно, у вас ещё работают гаджеты и по ним удастся сориентироваться. Возможно, у вас есть видимые ориентиры: вышки, мачты, верхи горнолыжных подъёмников, город или посёлок – что угодно. Чем раньше вы остановитесь и сориентируетесь, тем лучше. Иногда для того, чтобы понять, где вы находитесь, нужно изменить своё положение – например, переместиться на возвышенность. Если у вас группа, то можно отправить её часть на высокую точку для "навигирования".

Когда стало очевидно, что всё плохо, надо понять, есть ли мобильная или радио связь и что осталось в рюкзаке из тёплых вещей и еды. Может оказаться, что вы допили весь чай, а из еды у вас – полшоколадки. Зная это, вы более трезво оцените ситуацию и может быть поймёте, что самое разумное – это по своим следам, вернуться обратно.

Впрочем, никто никогда не скажет конкретно, как в вашей ситуации лучше всего поступить. Как правило, есть четыре варианта: двигаться вперёд, куда шли; возвращаться назад; оставаться там, где есть; разделяться. Идти назад, к слову сказать – часто самый лучший вариант в сложной ситуации. Потому что вы пойдёте по уже известному пути и точно будете знать, куда придёте. А движение вперёд может усугубить ваше положение. Алгоритм нехитрый, но проблема в том, что люди, в основном, пытаются слишком быстро определить себя в пространстве и так же быстро принять решение. И то и другое делают неверно.

Базовые рекомендации

Базовая рекомендация проста: не делиться, особенно если группа небольшая. Самые плохие истории случаются, когда люди разделяются. Если группа большая и есть запас по людям, то двоих ещё допустимо отправить на разведку, но только, если это критически необходимо. В остальных случаях не разделяйтесь.

Вторая рекомендация – идите обратно по своим следам. Это золотое правило, спасшее огромное количество людей. Если у вас, что называется "пахнет жаренным", то есть ситуация становится всё хуже и хуже – стоит остановиться и звонить родственникам, друзьям, в МЧС – куда угодно. Заодно, возможно, за это время вы переждёте непогоду, местность станет лучше видно, и вы уточните своё положение. Не пытайтесь форсировать события: дайте себе 15 минут времени и свяжитесь с внешним миром.

Какие есть профилактические меры и рекомендации, чтобы не попадать в такие ситуации? Во-первых, как и во всём, будьте адекватны. То есть если вы плохо ориентируетесь и знаете это за собой, не будьте оптимистом, будьте пессимистом.

Навигационная безопасность

Может быть, вам нужно иметь какие-то дополнительные приспособления – GPS, смартфон, закаченные карты, которые помогут компенсировать вашу пространственную дезориентацию. Грех не использовать доступные технические средства: едете куда-нибудь, закачайте себе карту, а лучше несколько. Подстрахуйтесь – "забейте" в прибор какие-нибудь важные точки. Особенно если район сложный для ориентирования – высокогорье или ледниковые поля. Разумеется, у вас должна быть какая-то подготовка, пусть даже минимальная.

Допустим, вы решили поехать кататься в Шерегеше. Откройте электронную карту, сориентируйтесь, поймите, куда ведут основные долины, какие есть выдающиеся вершины, где находится посёлок – словом, поймите структуру местности. Даже пятиминутный взгляд на карту перед поездкой или по дороге к месту может принести пользу. Когда вы уже на месте, профилактируйте потенциальную потерю ориентации обращением к картам, сверяйте с ними своё местоположение – не пребывайте в безвоздушном пространстве. В любой момент времени стоит понимать, где находитесь: где какие стороны света, где склоны, где солнце заходит и восходит, куда вам нужно двигаться и так далее. Это обычная практика любого горного гида, инструктора, альпиниста, но полезна она абсолютно для всех, если речь идёт о нахождении на природе, тем более в горах.

Нужно понимать, что сама по себе дезориентация в пространстве не влечёт серьёзных последствий, но она является предпосылкой для них.

Травмы, переохлаждения, обморожения...

Травмы, переохлаждения, обморожения...

Выделяют разные типы травм. На фото можно увидеть основные случаи.

Неотложные медицинские состояния

Абсолютное большинство травм, полученных в горах – это травмы опорно-двигательного аппарата: рук, ног, лодыжек и так далее. На втором месте переохлаждения.

Алгоритм действий при НС, связанных с травмой и пр.

Если что-то из этого происходит, то существует определённый алгоритм действий – по нему ведутся все спасательные работы. Прежде всего – оценить ситуацию, потом произвести первичный осмотр и первичную эвакуацию (если она необходима). Затем следует оказать полноценную первую помощь и вызвать спасателей. После этого провести вторичный осмотр пострадавшего и решить, требуется ли транспортировка. Это полный алгоритм. Понятное дело, что иногда нужны только четыре пункта, иногда пять, а иногда и все – в зависимости от сложности ситуации. Коротко прокомментирую каждый пункт.

Оценка ситуации

Прежде всего, важно отметить, что никакие спасательные работы, даже если вы очень опытны, не осуществляются без руководителя, формального, или ситуативного, это уже нюансы. Это железное правило спасательных работ. В чрезвычайных ситуациях решения принимает один человек. Чаще всего лидер всё-таки есть, и он берёт на себя руководство. Но бывает так, что поход или восхождение ведёт второразрядник, а в группе присутствует мастер спорта. В этом случае руководство спасательной работой чаще всего возьмёт на себя более опытный человек. Очень важно подчиняться руководителю беспрекословно. Если вы с ним не согласны или считаете его недостаточно опытным – выберете другого человека. Но если уж выбрали лидера, то примите его в этом качестве и подчиняйтесь. Любая попытка запараллелить процессы только усугубит ситуацию. Когда лидер определён, нужно оценить ситуацию – необходимо остановиться и подумать, что произошло и что мы имеем. Обязательно оценить, что со связью – есть она или нет. Исходя из этого будут приниматься решения. На оценку ситуации даётся 1-2 минуты максимум. В реальности – это 0.5 секунды. Всё, конечно, варьируется от ситуации, но время надо сокращать до минимума.

Следующий шаг – первичный осмотр. Прежде всего, нужно понять жив ли человек и насколько все плохо: большая кровопотеря, отсутствие дыхания, сердечной деятельности и так далее. Первичный осмотр прежде всего нацелен на выявление наиболее критических вещей. Что в этих случаях делать, вам расскажут на курсах первой помощи, которые я всем настоятельно рекомендую пройти.

Первичная эвакуация

Первичная эвакуация часто может потребоваться в горах, особенно если это каменистый склон или другое не самое удобное расположение. Осмотритесь, возможно ниже или в стороне будет более удобный выступ. Бывает и такое, что сверху летят камни, и находиться на том же месте просто опасно. Однако надо понимать, что эвакуация проводится только по необходимости – если нам ничего здесь не угрожает, то перемещать пострадавшего не надо, даже если с виду у него лёгкая травма или ушиб. Базовое правило первой помощи – первые 10-15 минут человека не нужно двигать вообще. Случаи бывают разные, и травмы тоже – вам может быть этого не видно, а у человека окажется тупая травма живота и движение ему категорически противопоказано. Но если ситуация наикритическая, например, едет поезд, а пострадавший лежит на путях, то эвакуация может стать пунктом номер один.

Первая помощь

После этого нужно оказать первую помощь. Ориентироваться по ситуации: если сильное кровотечение – остановить, если подвёрнута лодыжка – положить холод и так далее. А может быть ничего не надо, кроме психологической поддержки – это, кстати, тоже оказание первой помощи. Когда травма более-менее серьёзная, нужно связаться с внешним миром.

Вызов помощи

Мы часто не в состоянии оценить адекватность происходящего, а между тем, ситуация может начать развиваться в худшую сторону. И чем раньше мы сообщим о том, что случилось, тем быстрее к нам придёт помощь из внешнего мира. Если в вашей группе достаточно людей, то вызов помощи извне должен стать первым пунктом – кто-то занимается оценкой ситуации, а кто-то звонит в МЧС. Когда вы сообщаете о случившимся спасателям, помните о правиле "5W" – обозначить, где, что, когда случилось, кто пострадал и какая локальная погода. То есть, например, "Сошла лавина, нас столько-то человек, пострадавший такой-то". Сведения о погоде нужны, если вы где-то далеко и вам на помощь будут выезжать-вылетать и погода может вносить коррективы. Например, если должен вылететь вертолёт – метеоусловия могут стать определяющими для принятия решения о времени оказания помощи. Сейчас к этим пяти вопросам добавляют ещё один: что нужно именно вам? Вышлют к вам, например, головной отряд спасателей с доктором. А у вас в команде есть доктор и вам критично нужны, например, носилки. Или, напротив, вам нужна консультация доктора по радиосвязи.

После того, как вы передали всю информацию, вам в ответ должны сказать где, когда и кого ждать. Обязательно поддерживайте связь со спасателями. Периодичность сеансов зависит от типа связи и от удалённости.

Вторичный осмотр

Осмотрите пострадавшего ещё раз – вполне возможно, что при первичном осмотре вы не заметили каких-то повреждений. Часто именно вторичный осмотр выявляет ведущую травму – бывает так, что поначалу видно только, например, что сломана рука, а потом оказывается, что повреждены ещё и бедро и есть проблемы со спиной. И это совершенно разные истории – ваши дальнейшие действия будут иными, если вскроется эта новая информация.

Принятие решения

Принимать решение в сложной ситуации придётся исходя из многих факторов: из травмы, её тяжести, нужна ли транспортировка или можно дождаться спасательного отряда, какие есть ресурсы по людям, снаряжению и связи. Надо понимать, что потенциально вас ждёт, если вы прямо сейчас начнёте транспортировку. И как именно будете её проводить? В этих случаях нет никаких универсальных решений – каждая ситуация уникальна.

Транспортировка

С транспортировкой всё довольно сложно. Возможно, у вас есть с собой готовые компактные носилки. Но если нет, то надо понять, из каких подручных средств вы будете их делать? Как вы уложите на эти носилки пострадавшего, чтобы он не падал и ему было относительно удобно? При этом мало сделать носилки и понять, как транспортировать, нужно иметь полноценный план движения и план смены коллектива. Для нормальной транспортировки нужны как минимум 6 человек. Если вас меньше, то стоит серьёзно задуматься, не дождаться ли помощи спасателей. Известны случаи, когда малый отряд решался на транспортировку и делал только хуже. Например, была история, когда парень сломал лодыжку, а второй начал его транспортировать, но так, что пострадавший погиб.

Вообще, если вы занимаетесь каким-нибудь рискованным спортом, то нужно быть готовым к сложностям. Нормально периодически задавать себе вопрос: "Что, если?". Допустим, вы занимаетесь скейтом, трейлраннингом или фрирайдом – задайте себе этот вопрос. Представьте типичную для вашего вида спорта травму на разных рельефах – и свои действия. Очень полезно мысленно ситуативно все это отыгрывать. Вы начинаете себе отвечать на вопрос: "Ок, я делаю это и это, аптечка у меня в рюкзаке, налобный фонарик с запасными батарейками есть, радиосвязь в этом районе есть и т.д.". У вас будет понимание того, что вас ждёт. Но если вы не можете с ходу ответить на вопрос: "Что, если?", то стоит подумать о приобретении необходимых навыков и уходе в сторону консервативности.

Правила общения в ходе спасработ

Если вы принимаете участие в спасательных работах, то стоит знать общие правила. Я приведу те, которые относятся к руководителю автономной группы, так как именно он обеспечивает проведение спасработ, в случае чего. Во время спасательных работ все члены команды должны быть заняты. Исключение составляет транспортировка пострадавшего, но только потому, что есть несколько транспортировочных отрядов. Но и те, кто временно отдыхает, могут указывать путь и таким образом быть при деле. Если вы знаете, что у вас есть не совсем адекватные люди, или недостаточно опытные, или те, в ком есть сомнения, ваша задача как руководителя так их занять, чтобы они не мешали. Иногда приходится воздействовать на таких людей физически. Но начинать стоит с акустических методов взбадривания, а потом, если ничего не помогает, уже пробовать что-то более серьёзное.

Все ваши действия должны проговариваться: что делать, как делать – только последовательные и конкретные задачи. Даже если вы знаете, что кто-то из вашей команды раньше собирал носилки или проходил курсы первой помощи, всё равно проговаривайте все моменты работы. Задавайте шаблон действий, потому что в стрессовых ситуациях даже опытные и знающие люди могут что-то забыть и необоснованно тратить драгоценное время. При этом, не терять бодрость духа и не давать никаких прогнозов. На любые вопросы отвечайте конкретно и только то, что есть на данный момент. Хорошо проговаривать свои действия вслух для тех, кто находится рядом с пострадавшим. Чем более сложные технические решения вы принимаете, тем это важнее – это повышает безопасность и даёт информацию всем вокруг. Пострадавшему тоже становиться психологически легче, потому что он понимает, что происходит.

Стресс у пострадавшего

Регулярно приходится сталкиваться с тем, что люди от чрезмерного стресса становятся либо гиперактивными, либо наоборот. С практической точки зрения нам это неважно. Гораздо важнее контактен человек или нет. Если он вас слушает и отвечает на вопросы – это одна история, а если он не реагирует – совсем другая. Нужно постоянно общаться с людьми и удерживать их внимание.

Если человек контактен

Когда видите, что человеку нехорошо, уделите ему время, поговорите, подышите вместе с ним (дыхательные техники работают замечательно). Можно дать ему попить или поесть, дабы отвлечь от дурных мыслей. Простые вопросы, вроде: "Будешь чай или кофе?", помогают вернуть человека в нормальное состояние и заставляют его встать на одни рельсы с вами. Так, вопрос за вопросом, вы приводите его в чувство. А вот говорить: "Не бойся, это всё ерунда" бесполезно абсолютно – он боится. Лучше не упоминать о его проблемах, а говорить о совершенно посторонних вещах. Также хорошо помогает проговаривание каждого действия, которого вы от него ждёте.

Если человек не контактен, не реагирует на наши вопросы или реагирует неадекватно ("Ты чего сидишь?" – "Жду трамвая") и по всему видно, что он находится в своём мире, то всеми силами нужно его возвращать в нормальное состояние.

Если человек неконтактен

Иначе ещё чуть-чуть и у вас будет второй пострадавший. Начинать лучше с лёгкого воздействия – задавайте ему простые вопросы, дайте поесть или попить, сделайте дыхательные упражнения, походите вместе с ним. Если и после этого он остаётся недоступен, тогда воздействуйте физически – водой или снегом в лицо, пощёчиной, лопатой по голове. Переведя его в контактное состояние, нужно продолжить с ним работу, чтобы он помогал, а не мешал. Пострадавший, кстати, может находиться ровно в таком же положении, и замечательно, если кто-то из группы будет заниматься его психологическим состоянием. Это очень важно.

Вы - Руководитель

Если у вас сложное оборудование, то перед тем, как задействовать любую систему, обязательно делайте проверку – "fly check". То же самое и со взаимным контролем ("body check") – это нормальная практика во многих спортивных дисциплинах. Особенно это актуально для спасательных работ – в стрессовой ситуации наше внимание не справляется, и мы можем совершать ошибки. И вы, как руководитель, должны отслеживать этот момент – контролировать, чтобы каждый следил за собой и за соседом. И, конечно же, нет "героизму". Этим особенно грешат наши соотечественники – пытаются спасти весь мир параллельно с тем, что делают. Если вам для оказания первой помощи достаточно одного человека и, если место нахождения довольно опасное – не надо, чтобы там оказывалось 10 человек. Минимизируйте риски. Иногда и вовсе нужно говорить нет и останавливать все работы.

Правила взаимодействия с внешним миром/СМИ

Очень важно помнить, что источником первой информации должны быть вы. Сведения о случившемся всё равно появятся, но если их расскажете вы, то они не будут сильно искажены. На сайте ассоциации альпинизма России А. Шибаев, председатель контрольно-технической комиссии, не так давно сделал замечательный материал на эту тему. Рекомендую посмотреть. Если коротко, то чем раньше вы сообщите, тем лучше – в этом вся суть. Будьте источником первичной информации, причём, максимально полной. Если у вас есть телефон, позвоните в МЧС, родственникам, всем кому надо, и сообщите конкретную фактическую информацию. Чтобы ничего не забыть, запишите. Не нужно замалчивать информацию, потому что это только всё усложнит. Чем раньше правдивая адекватная информация попадёт во внешний мир, тем вам же будет лучше. К тому же, если вы звонили в МЧС и просили о помощи, то информация об этом будет во всех СМИ, самое большее через сутки – ведь все сводки открыты.

Разбор полётов

Потом, когда вся эта ситуация разрешиться и вы вернётесь домой, важно провести разбор полётов. Профессиональный, в своей среде – в первую очередь. И чем быстрее, тем лучше. При этом старайтесь никогда не оценивать людей или организации – любые оценочные суждения лучше вообще минимизировать. Но уж если не удержались, то комментируйте только действия, а не человека. Обязательно будьте корректными и выявляйте факторы, которые к этой ситуации привели. И по возможности дайте предварительное резюме. Оно нужно для того, чтобы конвертировать то, что с вами случилось, в опыт. Только в этом случае мы можем стать лучше, выработать новые безопасные методики хождения, использования снаряжения, тактические выборы. Если разбора не происходит – это всегда признак того, что человек или коллектив не открыт, не гибок и не учится на своих ошибках.

Чтобы быть готовым..

Чтобы быть готовым к потенциальным неприятным историям, бесполезно от этого дистанцироваться. Риски есть всегда. Надо понимать, что нас ожидает и какие навыки нам стоит приобрести, чтобы адекватно действовать при случае. Если вы понимаете, что не хотите иметь с этим дела, продумайте, как эти возможные неприятности минимизировать. Безусловно, нужно повышать свой технический уровень. Пройдите курсы оказания первой помощи. Мысленно отработайте потенциальные ситуации – метод Карпентера никто не отменял. Кроме того, рекомендуется при себе иметь набор необходимых вещей.

Набор необходимых вещей

У меня такой тоже есть. Я почти никогда его не использую, он просто лежит в рюкзаке, но порой помогает избежать массу проблем или сгладить неприятные ситуации, особенно в удалённых районах.

Обучение

Где в нашей стране можно получить теоретические и практические знания? Прежде всего, на тех или иных курсах поисково-спасательных работ. В последнее время они довольно часто проводятся в Москве и Петербурге. Советую MountSchool, которая проводит 2-3-дневные курсы с большим количеством практики. Те, кто занимаются альпинизмом, рано или поздно проходят "Жетон" – курсы для тех, кто выходит на первую шестёрку в альпинизме. Это двухнедельный мощный курс по спасению в малой группе в горах. Кто живёт в Питере могут пойти на трёхмесячные курсы спасателей "Экстремум", которые на выходе дают достаточно большие знания. Ещё можно поучиться на курсах продвинутого фрирайда, потому что там тоже разбираются действия при спасательных работах. Но, даже если вы уже прошли какие-то курсы, то вам будет полезно периодическое любое ситуационное отыгрывание, желательно под руководством опытного инструктора, опытного товарища или своего фрирайд-мастера)).

Профилактика несчастных случаев

Все несчастные случаи, к нашей радости, крайне редки. Но залогом этого является изначально правильная подготовка – профилактика всегда дешевле лечения. Отнеситесь с должной аккуратностью к сбору информации, её анализу, к подготовке снаряжения, к собственным тренировкам и повышению технических навыков, к подготовке НЗ-комплекта. Не забудьте про emergency-инфо (телефоны МЧС, знакомых вертолётчиков и т.д.) – всё должно быть не только в электронном, но и в бумажном виде, и не только у вас. Важный пункт – чем бы вы ни занимались, сообщите как минимум нескольким заинтересованным людям, куда вы едете, зачем и в каком составе. Если мероприятие серьёзное, и с достаточно высокими рисками – заявите в МЧС (нужно указать контрольный срок возвращения, а по возвращению позвонить и сказать, что вы вернулись).

Управление рисками – сложная история, ей учатся всю жизнь. Помните, что ключевой момент – это адекватность. Если появляются факторы, которые увеличивают риски, уходите в сторону консервативности. Понятно, что мы не сможем раздвинуть границы своих возможностей без увеличения рисков – это нормально. Но не надо переступать грань разумных рисков.

Всем безопасного сезона и будьте аккуратны!

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2017 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Список снаряжения для фрирайда от Сергея Веденина
Фрирайд — он разный, и снаряжение для фрирайда разное, и не может быть универсально совета, что брать с собой, одного универсального комплекта. В этой статье мы поговорим о страховочном, спасательном и аварийном снаряжении
далее
Интервью с Сергеем Ведениным
Безопасность в горных лыжах и альпинизме – прежде всего. Сергей Веденин знает это, как никто другой. Острый и насыщенный разговор с блестящим лектором, инструктором по альпинизму, лавиноведению, спасработам в малой группе и многим другим горным дисциплинам, и конечно, другом команды Спорт-Марафон!
далее
Интервью с Алексом Кузмицким
Алекс Кузмицкий, человек-энергия, с мая 2016 – сертифицированный лыжный гид IFMGA, а с 2015 года – прорайдер Спорт-Марафона. Трудно успевать за его стремительным ростом, но мы стараемся! Наряду с философскими вопросами его волнуют и множество технических нюансов фрирайда и бэккантри, о них, и не только, сегодняшний разговор.
далее
"Фрирайд - не достижение, а процесс". Беседа с Алексом Кузмицким.
У нас в гостях уникальной работоспособности человек, неутомимый исследователь фрирайд-маршрутов, автор множества гайдбуков и основатель школы фрирайда Snowsense - Алекс Кузмицкий. О фрирайде и альпинизме, о жизни и философии, о свободе и мотивации - в общем, обо всем на свете, читайте в блоге:
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments