с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

Газ или бензин? На чём готовить в походе

19.10.2018
Туристско-альпинистское сообщество делится на два лагеря: одни готовят только на газе, другие предпочитают бензин. Противостояние не уступает извечному спору лыжников и сноубордистов: каждый готов защищать любимое топливо, приводя массу аргументов. На самом деле выбор варианта зависит от формата и условий путешествия.
Для начинающих туристов, которые ещё не определились, к какому лагерю примкнуть, расскажу о преимуществах каждого вида топлива и горелок под него.

Как устроены горелки

Туристические горелки могут работать на газе, бензине или на обоих видах топлива. В зависимости от этого они делятся на три больших класса: газовые, жидкотопливные и мультитопливные.

Газовые горелки

Газовые горелки различаются по мощности и способу крепления на баллон — это отражается на их весе и размере. Маленькие горелки надеваются или накручиваются прямо на баллон. Они самые лёгкие и компактные, но подходят только для маленькой группы, в идеале — на двоих. Большую посуду на такую горелку не поставишь, а если и поставишь, из-за малой мощности процесс будет долгим. Горелки среднего и большого размера, как правило, крепятся к баллону с помощью выносного шланга. Их конструкция и мощность подходят для приготовления еды в объёмной посуде.
Отдельно можно выделить системы приготовления пищи: Jetboil и аналоги. Они состоят из газовой горелки, ветрозащиты и котелка с радиатором. В таких системах удобно топить снег, расход топлива минимальный, но область применения сильно ограничивает объём кастрюльки, обычно не превышающий 1 литр.
Иногда туристы делают так: топят снег и греют воду в «джетбойле», а потом переливают кипяток в кастрюлю большего объёма и готовят на другой горелке — остаётся только поддерживать кипение.
Интегрированная система экономит газ и удобна для маленькой группы или соло-походов © Тимур Ахметов
Интегрированная система экономит газ и удобна для маленькой группы или соло-походов © Тимур Ахметов

Жидкотопливные и мультитопливные горелки

К бензиновым (жидкотопливным) относятся два вида горелок: специальные бензиновые (примуса) и мультитопливные. У примусов бачок для топлива обычно составляет одно целое с горелкой. К этой группе можно отнести примуса старых, ещё советских разработок и их более современные модификации (Шмель, Дастан, Coleman Speedster, Sportster, Feather и аналоги), а также современные бензиновые горелки (например, MSR Whisperlite или DragonFly).
Бензиновые примуса старой конструкции самые тяжёлые, вес Дастана порядка 2 кг. Если вы планируете длительный поход большой командой, то такой вес, особенно учитывая количество топлива на весь маршрут, не выглядит страшным. Но для малой группы это не лучший вариант.
В современных бензиновых примусах уже используются лёгкие сплавы, их вес в среднем колеблется в районе килограмма. Вес мультитопливной горелки, позволяющей готовить на бензине, вместе с бутылкой для топлива, минимальным ремнабором и чехлом составляет около 650-700 граммов. В продаже можно встретить и более лёгкие модификации мультитопливных горелок от известных производителей с титановым корпусом. Обратите внимание на то, что часто в характеристиках горелки в интернете указан вес без учёта ёмкости под бензин и насоса.
Многие знакомые туристы до сих пор ходят с бензиновыми Шмелями и Дастанами — причём в походах максимальных категорий сложности. Новый агрегат работает безотказно и помогает быстро приготовить еду в большой команде. Правда, Дастаном нужно уметь пользоваться. Примусы недорогие, можно менять их раз в несколько сезонов, не дожидаясь износа отдельных узлов.
Мультитопливные горелки обычно делают на базе жидкотопливных, добавляя в комплект переходник под резьбовой газовый баллон и форсунки для газа. Ёмкость для горючего и насос соединяются с горелкой шлангом, поэтому её легко превратить в газовую и наоборот — достаточно поменять переходник, если он предусмотрен конструкцией, и форсунку.
Мультитопливная горелка Primus OmniFuel — отличный вариант для зимних походов
Мультитопливная горелка Primus OmniFuel — отличный вариант для зимних походов © Сергей Романенков

Как выбирать топливо

Виды газовых баллонов

Газовые баллоны для горелок бывают разные, и не каждый баллон подходит к любой горелке.
Самые распространённые — с резьбовым соединением. Отличаются надёжностью соединения и разнообразием выбора газовых смесей и производителей.
Вторые по популярности — баллоны с цанговым соединением, в народе их называют «дихлофосными» за форму. Они дешевле, но при неплотном примыкании к шлангу горелки могут травить. Присоединить такой баллон к горелке с резьбовым соединением можно только через специальный переходник. Цанговые баллоны в основном используют для горелок со шлангом — с накручивающейся горелкой конструкция будет неустойчивой, кастрюлю не поставишь (хотя кружку воды вскипятить можно).
В Европе популярны баллоны-проколыши. Их плюс в низкой стоимости, а минус в том, что пока газ не израсходуешь, горелку не снимешь, иначе содержимое баллона улетучится. Да и горелки к ним подходят только специальные, которые не подойдут к резьбовым баллонам.

Требования к качеству бензина

Основной плюс бензиновых примусов старой советской конструкции — они нормально работают практически на любом топливе. А мультитопливные горелки, несмотря на название, капризны к качеству бензина. Чем бензин чище, тем меньше копоти, которая засоряет горелку. Самый дорогой бензин на автозаправке — не значит самый качественный. Зачастую для повышения октанового числа используют различные присадки, «загрязняющие» бензин. При этом работает горелка на любом топливе, просто на качественном её придётся реже чистить.
Идеальный вариант для жидкотопливной горелки — бензин «Калоша». В России он продаётся в каждом втором строительном или хозяйственном магазине под видом растворителя.
Мультитопливные горелки могут работать и на других видах жидкого топлива, например, на керосине и дизеле. В давние походы мы брали авиационный керосин. Но достать его сложнее, а «Калоша» продаётся везде, к тому же она чище. После дизеля чистить горелку придётся намного чаще. Поэтому такое топливо можно использовать только в безвыходной ситуации.
На многих автозаправках бензин разбавляют водой. При минусовых температурах она замерзает и засоряет горелку. Если вы переливаете «Калошу» из заводской тары в обычные пластиковые бутылки, проследите, чтобы они были вымыты и хорошо высушены.

Доступность и цена топлива

Газ бывает сложно достать в странах среднеазиатского региона либо цена на вес золота. Газ нельзя провозить в самолёте, да и в поезде могут быть проблемы — с баллонами часто не пропускают на вокзал. Бензин есть везде.
Во время лыжного похода по Шпицбергену за пару дней до окончания маршрута израсходовали весь бензин. На наше счастье мимо проезжал снегоход. Мы попросили слить из бака немного топлива и продолжили поход с комфортом.

Расход топлива в походе

При готовке на группу от 4-5 человек газовые горелки большой и средней мощности расходуют примерно столько же топлива, сколько и бензиновые — 40-50 граммов на человека в день. Это без топки снега при трёхразовом питании с горячим питьём и едой, которую нужно готовить (то есть не сублиматы и не дошираки). С топкой снега расход увеличится до 60-70 граммов. Если значительная часть маршрута проходит при минусовых температурах или на больших высотах, расход может вырасти и до 80-100 граммов на человека в день.
В малой группе (до 4 человек) можно сильно уменьшить расход газа, если готовить на интегрированной системе или горелке малой мощности. А если отказаться от горячего обеда и использовать сублиматы или крупы быстрого приготовления, можно сократить расход до 15-20 граммов.
Вес топлива на маршруте зависит не только от его расхода и количества дней. Например, вес стандартного 450-граммового газового баллона 670 граммов. Получается, что для газа треть общего веса — это вес тары. Пустой газовый баллон не получится утилизировать без вреда для природы, поэтому приходится нести его с собой до ближайшего мусорного контейнера.
Бензин транспортируют в обычных пластиковых бутылках — вес тары минимален, его можно даже не учитывать. А плотность бензина ниже плотности воды, поэтому литр бензина весит 750-800 граммов в зависимости от его вида.
Мы переливаем «Калошу» в обычную пищевую пластиковую тару (бутылки из-под газировки и т.п.). Это позволяет избежать лишних вопросов от правоохранительных органов (технические бутылки по форме отличаются от пищевых и их сразу видно) и защищает от протечки бензина (пробки на заводских бутылках часто не поворачивают до упора, к тому же у них нет внутреннего защитного пластикового бортика, предотвращающего вытекание жидкости).
Посуда с радиаторным дном существенно экономит топливо
Посуда с радиаторным дном существенно экономит топливо © Тимур Ахметов

Чем отличаются горелки

Какая горелка удобнее: газовая, бензиновая или мультитопливная? Единого ответа нет, всё зависит от ситуации. Сравним разные виды горелок по самым важным критериям.

Удобство использования

Газовые горелки очень просты в использовании. Накрутил баллон, открыл кран, поджёг и можно готовить. С этой задачей без труда справится даже новичок в горах.
Бензиновые и мультитопливные горелки сложнее в эксплуатации. Процесс выглядит так:
  • залить бензин в специальную ёмкость (в мультитопливной горелке закрутить насос и соединить шланг с ёмкостью);
  • создать в ёмкости давление насосом;
  • прогреть горелку (например, налить немного топлива сверху на рассекатель и чашу горелки или приоткрыть ненадолго кран подачи топлива);
  • когда топливо для обогрева прогорит, а горелка нагреется, можно начинать готовить.
На самом деле процесс не такой сложный, как может показаться, но всё же требует практики.
В некоторых походах мы прогревали мультитопливную горелку газом. Накручиваешь на горелку газовый баллон, полминуты ждёшь, пока она прогреется, потом меняешь газ на ёмкость с бензином. Одного газового баллона в 230 граммов хватает на поход в 30-40 дней. При этом удаётся избежать лишнего закопчения горелки, которое может происходить во время разогрева бензином.

Конструкция и надёжность

Газовые горелки устроены просто, ломаться там почти нечему. Уязвим только шланг, соединяющий горелку с баллоном. Несмотря на защиту металлической оплёткой, его можно пережечь по неосторожности или пробить в нём дыру. На некоторых газовых горелках встречаются пластиковые элементы, которые легко сломать на морозе или не рассчитав силы.
Большинство газовых горелок неразборные. С одной стороны, это увеличивает прочность конструкции, так как просто нечему разбалтываться. С другой стороны, если горелка засорится от некачественного газа (а такое бывает), почистить её в походе не получится и газ просто перестанет идти. В городских условиях можно пробовать накалить горелку или продуть высоким давлением.
Бензиновые и мультитопливные горелки имеют в конструкции дополнительный элемент — бензонасос. Как и любой другой узел, он может ломаться или со временем требовать замены расходных частей. Например, внутри бензонасоса находится кожаная или синтетическая манжета-прокладка, которую для лучшей работы желательно смазывать раз в сезон специальным гелем-смазкой, а раз в 3-4 сезона менять на новую.
Не очень удачная конструкция мультитопливной горелки с тросиком внутри прогревочной металлической трубки. При использовании обычного бензина с заправки этот узел регулярно засоряется, а тросик прикипает к трубке. В современных горелках вроде Primus OmniFuel подобного тросика нет.
Если вы собираетесь готовить в походе на мультитопливной горелке, рано или поздно её придётся разбирать и чистить. Как часто это делать, зависит от бензина. Если бензин качественный, достаточно профилактической чистки перед выходом на маршрут.
В большие автономные походы-экспедиции (на месяц и больше) мы обычно берём 2-3 горелки одного производителя на группу. В случае серьёзных поломок, можно собрать из них 1-2 рабочие горелки.

Что проще ремонтировать в походе

Бензиновые и мультитопливные горелки ремонтировать легко. В комплекте всегда идёт ключ, с помощью которого можно раскрутить все резьбовые соединения и разобрать горелку на части. Каждую деталь можно почистить, починить или заменить. В составе ключа есть также тонкая игла-проволока для чистки форсунки — она либо часть инструмента, либо закреплена на отдельной пластиковой ручке. У горелок MSR иголка прямо в корпусе горелки — достаточно потрясти и форсунка прочистилась. Чистить вручную придётся только при очень сильных засорах.
Для ремонта повреждённого шланга горелки можно взять на маршрут металлические хомуты подходящего диаметра и металлический соединитель-штуцер или любую другую полую трубку подходящего размера. Повреждённый участок шланга можно убрать, вырезав, и соединить целые куски напрямую при помощи штуцера и хомутов.
До недавнего времени запчасти для мультитопливных горелок продавались только в наборе. Для замены маленькой манжеты-прокладки в насосе приходилось покупать дорогой ремнабор с массой ненужных деталей. Сейчас в «Спорт-Марафоне» можно купить только необходимую для ремонта деталь — это удобно.
В ремнабор важно взять запасные и расходные части для насоса горелки — кожаную манжету и смазку. Запасной рассекатель брать не обязательно, у современных горелок он пристрахован проволокой или пружинкой. Обычно к мультитопливным горелкам в комплекте идёт 2 или 3 форсунки разного диаметра под разный вид топлива. На маршрут их брать не обязательно, достаточно дома установить нужную. При этом бензиновую форсунку большого диаметра можно использовать и под газ, просто расход будет больше. Газовую под бензин — нельзя.
Если в походе нужно почистить форсунку, а специальной иглы под рукой нет, подойдёт кусочек первой гитарной струны или расплетённый тросик, например, велосипедный или от закладки. Стандартная швейная игла даже маленького диаметра для чистки не подойдёт.
Можно отметить, что фирменные горелки западных производителей стоят дороже китайских, но в случае критических поломок, например, отламывания детали горелки на сильном морозе, компания-производитель готова заменить сломанный узел на новый. Да и в целом все узлы надёжнее.

Какое топливо взять в зимний поход

В туристических газовых баллонах используется бутан (или изобутан). Чтобы он нормально горел при низких температурах, его смешивают с пропаном. Зимняя газовая смесь содержит до 30% пропана, что позволяет ей нормально работать при температурах до -15°С. Некоторые производители указывают на баллонах «до -23°С», но по факту рабочая температура сильно выше, даже если газ дорогой и качественный. Некачественный газ непредсказуем уже при лёгком морозе.
Чтобы нормально готовить на газу зимой, приходится искусственно подогревать баллон: класть на ночь в спальник, греть под одеждой, прятать под ветрозащиту ближе к пламени, трясти и переворачивать, ставить на крышку тёплой кастрюли (если позволяет длина шланга горелки) и так далее.
Действенный способ готовки на газу в минусовую температуру: натопить немного воды, налить её в плоскую миску и поставить туда баллон. При сильных морозах это не спасёт, но при средних минусах жизнь облегчит.
В зимнем или высотном походе удобнее бензиновая горелка
В зимнем или высотном походе удобнее бензиновая горелка © Сергей Романенков
Бензиновая горелка или примус на морозе работают без проблем: заправил, накачал давление, прогрел и используешь как обычно. Правда, есть другой минус. Такие горелки выделяют больше угарного газа, чем газовые, поэтому готовить на бензине можно только в хорошо проветриваемом тамбуре. Газ можно аккуратно жечь и внутри палатки, главное: открыть вентиляционные окошки.
В холодную погоду ёмкость для топлива к мультитопливной горелке лучше использовать небольшого размера (600 мл). Если в большом баллоне (1000 мл) остаётся мало топлива, для его нормальной подачи не хватает давления и приходится горелку подкачивать. А если баллон лежит не совсем горизонтально, то трубка забора топлива не достаёт до дна и бензин перестаёт поступать. В маленькой ёмкости такой проблемы нет, так как трубка практически упирается в дно.
Независимо от вида топлива, следите, чтобы палатка проветривалась. Иначе можно отравиться угарным газом. Особенно велика опасность в мокрую и влажную погоду, когда тент намокает и плохо дышит. К сожалению, известно уже несколько случаев отравления в горах с летальным исходом.

Выводы

  • Газ удобен в малой группе, в тёплое время года и на небольших высотах.
  • Бензин удобнее и надёжнее для низких температур, высоких гор и отдалённых районов без развитой инфраструктуры.
  • Если вы идёте в поход на газу, можно взять газовую лампу, которая добавит уюта. Наличие бензина позволит легче развести костёр в дождливую погоду или сжечь мусор в камнях морены.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Одежда и снаряжение для зимних походов
В зимних горах от правильной экипировки напрямую зависит жизнь и здоровье. Наш амбассадор и любитель зимних походов Сергей Романенков делится личным опытом и советами по выбору одежды и снаряжения для холода
далее
Про еду в походах
Один из самых актуальных вопросов перед началом похода — что мы будем кушать. Как будто в походы только и ходят, чтобы есть. В этой статье мы не будем говорить о рецептах, лишь остановимся на общих принципах организации питания
далее
Портативные горелки VS костер и котелок. Обзор современных устройств
Практика готовки на костре в походных условиях постепенно исчезает. Предпочтение портативной горелки костру совершило в российском туризме настоящую революцию, навсегда изменив многие принципы организации походной жизни (в первую очередь, от готовки в общем котле на костре, к раздельному питанию по палаткам). Связано это с весомыми преимуществами портативного топливного оборудования перед костром...
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments