К бензиновым (жидкотопливным) относятся два вида горелок: специальные бензиновые (примуса) и мультитопливные. У примусов бачок для топлива обычно составляет одно целое с горелкой. К этой группе можно отнести примуса старых, ещё советских разработок и их более современные модификации (Шмель, Дастан, Coleman Speedster, Sportster, Feather и аналоги), а также современные бензиновые горелки (например, MSR Whisperlite или DragonFly).
Бензиновые примуса старой конструкции самые тяжёлые, вес Дастана порядка 2 кг. Если вы планируете длительный поход большой командой, то такой вес, особенно учитывая количество топлива на весь маршрут, не выглядит страшным. Но для малой группы это не лучший вариант.
В современных бензиновых примусах уже используются лёгкие сплавы, их вес в среднем колеблется в районе килограмма. Вес мультитопливной горелки, позволяющей готовить на бензине, вместе с бутылкой для топлива, минимальным ремнабором и чехлом составляет около 650-700 граммов. В продаже можно встретить и более лёгкие модификации мультитопливных горелок от известных производителей с титановым корпусом. Обратите внимание на то, что часто в характеристиках горелки в интернете указан вес без учёта ёмкости под бензин и насоса.
Многие знакомые туристы до сих пор ходят с бензиновыми Шмелями и Дастанами — причём в походах максимальных категорий сложности. Новый агрегат работает безотказно и помогает быстро приготовить еду в большой команде. Правда, Дастаном нужно уметь пользоваться. Примусы недорогие, можно менять их раз в несколько сезонов, не дожидаясь износа отдельных узлов.
Мультитопливные горелки обычно делают на базе жидкотопливных, добавляя в комплект переходник под резьбовой газовый баллон и форсунки для газа. Ёмкость для горючего и насос соединяются с горелкой шлангом, поэтому её легко превратить в газовую и наоборот — достаточно поменять переходник, если он предусмотрен конструкцией, и форсунку.