0

Обзор личного страховочного снаряжения для сплава

Часто граница между героическим превозмоганием и получением удовольствия от сплава зависит от снаряжения, которое вы используете. Согласитесь, сложно наслаждаться рекой, окружающими пейзажами и компанией друзей, если вам холодно, мокро, каска давит на лоб, а гидрокостюм натирает в самых неожиданных местах. Кроме того, главная задача снаряжения — обеспечение вашей пассивной безопасности на сплаве. Бурная холодная вода и камни — это среда, предъявляющая очень высокие требования к оборудованию, от которого в конечном счёте может зависеть ваша жизнь. В этой статье пойдёт рассказ о правильном подборе снаряжения для сплава по бурным рекам.
Одно из главных правил безопасности на сплаве гласит: «Всегда используй подходящее личное и общественное страховочное снаряжение». Подходящее — это не значит самое лучшее или самое дорогое. Это такое, которое будет подходить для той ситуации, в которой вы собираетесь оказаться. Например, если вы собрались сплавляться по Белому Нилу в Уганде, то вам не нужен сухой костюм и тёплое термобельё. Достаточно сёрферских шорт и теплоотводящей футболки с длинным рукавом, чтобы защитить вас от солнца. Если вы собираетесь на Катунь или любую другую аналогичную реку огромного расхода, вам не нужны шлем-фулфейс и налокотники. Река глубокая, и шанс побиться о камни крайне низок. А если вы собрались в Норвегию на ледниковую реку маленького расхода и большого уклона, то вам потребуется и драйсьют, и тёплое термобельё, и фулфейс с налокотниками.

Про цвет снаряжения

Цвет вашего снаряжение — это не только стиль и красивые фотографии, но ещё и ваша заметность в потоке, а следовательно, безопасность. Если ваш гидрокостюм, жилет и, самое главное, шлем — белые, чёрные, серые, коричневые или тёмно-синие, вас будет плохо видно в потоке, что осложнит работу спасателей. Выбирайте яркие цвета: красный, оранжевый, жёлтый, салатовый, ярко-голубой.
Выбирайте яркие цвета: красный, оранжевый, жёлтый, салатовый, ярко-голубой.
Яркое снаряжение сделает вас заметнее в водном потоке

Clean princip

В зарубежном речном сообществе был сформулирован так называемый clean princip. Он гласит, что на вашем теле не должно быть никаких лишних петель и предметов, за которые можно зацепиться. Те, кто много сплавляется, знают, что такое закон Мёрфи. Если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт не так. Зацепиться за что-то в потоке воды — это худшее, что может произойти с вами на сплаве. Поэтому от лишних петель надо избавляться. Никаких ручек-хваталок на загривке — которые так любят водные туристы, незатянутых лямок, лишних незамуфтованных карабинов, ксивников на шее и прочего.
Если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт не так.
Конечно, остаётся некоторое количество петель, от которых нельзя избавиться. Например, плечевые лямки жилета или ручка на каякерской юбке. С ними ничего не поделаешь. Но других петель на вашем теле быть не должно. Иначе рано или поздно настанет тот момент, когда вы повиснете в потоке на этой самой лишней петельке.

Каска

Начнём сверху. Шлемы бурной воды отличаются от хоккейных, велосипедных, скалолазных, горнолыжных и любых других. Каска, которую вы используете на сплаве, должна быть предназначена и сертифицирована именно для сплава. Задача её — любой ценой сохранить вас в сознании после множественных ударов. Большинство ударов при сплаве приходятся на затылок, переднюю часть и бока, но не на макушку, что отражается в конструкции сплавных касок.
Каски для сплава делают из ABS-пластика и композитных материалов — кевлара, карбона, стекловолокна. Первые гасят удары за счёт точечной деформации скорлупы, вторые распределяют нагрузку по площади. Между скорлупой и головой пользователя находится специальная пена, которая поглощает энергию удара.
Пластиковый шлем дешевле и мягче, композитный — дороже и жёстче. Выбор зависит от того, где вы собираетесь его использовать. Если вы сплавляетесь на катамаране или рафте — вам вполне подойдёт пластик, для сурового каякинга на малорасходных крутопадающих реках оптимальным выбором будет композит.
Шлем SR Standard Half Cut
Шлем SR Standard Half Cut
Шлем Sweet Rocker
Шлем Sweet Rocker
На рынке представлены сплавные шлемы любых возможных форм — от бейсболки до брутального фулфейса. Правило выбора простое: чем выше шанс посчитать головой камни, тем большую часть головы и лица должен закрывать шлем. Крайне полезен бывает небольшой козырёк — он не только защищает от солнца и брызг, но и предохраняет ваше лицо от встречи с камнями.
Шлем — неотъемлемая часть экипировки. А шлем-фулфейс очень актуален на сложных участках
Естественно, что шлем должен быть настроен под вашу голову и сидеть как влитой. Даже от самого прочного фулфейса не будет толку, если поток воды задерёт его на затылок. Современные шлемы для сплава выпускаются в нескольких размерах и идут в комплекте с подкладками для подгонки под конкретную голову. Проверить подгонку шлема очень просто: на берегу расстегните ремешок под подбородком и изо всей силы помотайте головой во всех направлениях. Если каска осталась на голове — значит, она настроена правильно. Натяжение ремешка проверяется так: если под него пролезает больше, чем два пальца, его надо затянуть сильнее. Если вы не можете дышать — его надо ослабить.

Гидрокостюм

Защиту от переохлаждения обеспечивает гидрокостюм. Существуют две основные концепции одежды для сплава — мокрая и сухая.
Мокрая концепция подразумевает гидрокостюм из неопрена. Это пористая резина, на которую с одной или обеих сторон для защиты от механических повреждений накатан тонкий слой нейлона. Поры заполняются водой, и она нагревается от тепла тела. Чтобы лучше сохранять ваше тепло, неопреновый комбинезон должен очень плотно прилегать, а между ним и вами не должно быть промежуточных слоёв. Как правило, неопрен надевают на плавки или даже на голое тело.
Плюсы неопренового гидрокостюма:
  • Невысокая стоимость.
  • Надёжность. Даже порванный костюм продолжает выполнять свои функции.
  • Неопрен немного амортизирует удары.
  • Поскольку неопреновый костюм сидит в облипку, ваше тело становится более гидродинамическим.
Минусы:
  • Низкий комфорт: если погода и вода холодные — в неопрене холодно. И наоборот. Надевание неопрена ранним морозным утром на майском Кавказе может нанести психологическую травму, несовместимую с дальнейшим сплавом.
  • Из неопрена выдувает тепло на ветру. Это частично лечится ветрозащитными штанами и курткой, но тогда вы теряете гидродинамические свойства.
  • Костюм немного сковывает движения.
  • В порах костюма заводятся бактерии. Неприятный запах на третий день сплава обеспечен. А там недолго до раздражения и кожных инфекций. Особенно в тёплом климате.
  • Неопрен имеет свойство натирать в самых неожиданных местах.
В общем, сейчас неопреновые гидрокостюмы постепенно уходят в прошлое и уступают костюмам сухим — драйсьютам.
Драйсьют предназначен для суровых условий, и это единственный разумный выбор для ледниковых рек Гималаев
Драйсьют (сухой костюм) — это костюм из мембранной ткани с очень высокими показателями водонепроницаемости. На шее и запястьях манжеты из латекса, на ногах — носки, интегрированные в штанины. Вход через водонепроницаемую молнию на спине в районе лопаток или груди. Встречаются и более экзотические версии, где молния находится между ног.
Плюсы:
  • Костюм и вправду практически сухой. Немного воды заливает через латексные манжеты, но это практически незаметно.
  • Комфорт. Если холодно — надеваем под костюм тёплое толстое термобельё. Если жарко — тонкое влагоотводящее. Тепло не выдувает ветром. Сухие костюмы на сегодня — лучшая защита от гипотермии.
  • Правильно подобранный костюм меньше стесняет движения, чем неопрен или комплект из сухих штанов и куртки.
Минусы:
  • Цена. Может стоить на порядок дороже неопренового костюма.
  • Требует бережного отношения и ухода. Латекс и мембрана — материалы нежные, требующие аккуратного обращения и своевременного ремонта. В целом жизненный цикл драйсьюта заметно короче, чем неопренового костюма.
  • Драйсьют изготавливается из очень прочной ткани, однако остаётся возможность его порвать. После этого он начнёт набирать воду, а это опасно при длительном самосплаве.
Несмотря на минусы, драйсьют — практически безальтернативный выбор для сложных условий. Если вы собираетесь на ледниковую реку, а погоду обещают прохладную, то для получения удовольствия от сплава вам потребуется именно сухой костюм.
Многие по-прежнему используют в качестве драйсьюта комплект из сухой куртки и сухих штанов, которые стыкуются при помощи скрутки на поясе. Такой вариант лишён плюсов неопрена и сухого костюма, зато щедро осыпан их недостатками. Скрутка всегда течёт. При длительном заплыве отдельно от судна это может представлять опасность. Цена комплекта лишь немного ниже, чем у полноценного драйсьюта. В общем, не рекомендую.
Каякеры часто используют комбинацию двух подходов. Например, для достаточно тёплой погоды многие используют неопреновые шорты или бриджи. Нижняя часть тела большую часть времени находится в лодке и защищена от контакта с водой юбкой. Сверху надето термобельё и сухая куртка с водонепроницаемыми манжетами. Получается достаточно сухо, комфортно и недорого. Но только до первого отстрела.

Страховочный жилет

Первая задача жилета — добавить вам дополнительную плавучесть в потоке. Слово «спасжилет» не совсем корректно, правильнее говорить «страховочный жилет». Спасжилеты применяются на кораблях и самолётах и должны обеспечивать положение на спокойной воде вверх лицом независимо от действий пользователя. Страховочные жилеты для сплава этого делать не должны просто потому, что часто приходится перевернуться на живот и как следует погрести к берегу или к уплывающему судну. Они рассчитаны на активное участие человека в собственном спасении.
Начнём с начала. Во время занятий сплавом по бурной воде на вас должен быть надет жилет, предназначенный именно для сплава по бурной воде. Не для рыбалки, не для родео, не для слалома, а именно для сплава. Спортивные жилеты делаются только для одной цели — соответствовать регламенту проведения соревнований, про рыбацкие и прочие — и так всё понятно. На сплаве же к жилету требования особые. Кроме того, сплав неразрывно связан со спасработами (вы же не думаете, что можно обойтись без заплывов, да?).
Итак, что же отличает сплавной жилет от прочих? Всего три вещи:
  • Стропы образуют силовую обвязку жилета. Вертикальные проходят от талии, через грудь на плечи, спину и снова к талии, горизонтальные замыкаются в кольцо вокруг вашего торса. Это нужно для того, чтобы сохранять целостность жилета при экстремальных нагрузках. Например, когда ваши друзья будут вас тянуть из завала, необходимо, чтобы лямка (или любая другая часть) жилета не оторвалась, а вы не уехали изучать подводную экосистему реки под скоплением брёвен.
  • Просторный карман для спасоборудования, а также всяких мелочей, типа рации, фотика, сникерсов и прочего.
  • Стропа-самосброс. Без неё ваш жилет не может применяться на сплаве и в спасработах, независимо от класса сложности реки. Использование этого девайса — отдельная долгая тема для разговора. О том, как её использовать, читайте в отдельной статье.
Объём (хотя правильнее было бы говорить о выталкивающей силе) — любимая тема холивара между каякерами и водными туристами. Плавучесть каякерского жилета обеспечивает специальная пена, выталкивающая сила 60–70 ньютонов, или 6-8 литров. Водные туристы предпочитают надувные жилеты большого объёма — 16–25 и более литров (примерно 160–250 ньютонов).
Объём жилета — классическая дилемма между активной и пассивной безопасностью. В большом жилете вы будете выше сидеть в воде и вам будет проще дышать, но за это придётся расплатиться подвижностью. В маленьком всё наоборот: вас ждут длинные неприятные заныры, зато будет проще грести к берегу. Также вам потребуется навык плавания в бурной воде. Что лучше? Тут каждый должен решить для себя. Как решить? Есть только один способ — попробовать.
Нож-стропорез
Нож-стропорез

Оборудование жилета

Ваш жилет должен быть оборудован свистком, который здорово облегчает коммуникацию на реке, и ножом-стропорезом. На сплаве применяется много верёвок — спасконцы, чалки и прочее, иногда появляется необходимость их быстро резать. Если в этот момент у вас не окажется под рукой ножа, это может очень плохо кончиться.
При просмотре видео не забывайте глубоко дышать
Нож лучше крепить на жилет так, чтобы он был доступен для обеих рук и вытаскивался вниз или вбок, иначе вы рискуете отрезать себе ухо.
  • Нож Petzl Spatha Yellow - Фото 1 большая
  • Нож Petzl Spatha Yellow - Фото 2 большая
  • Нож Petzl Spatha Yellow - Фото 3 большая
Нож Petzl Spatha Yellow
3 200 ₽
Код товара S92AY
В кармане жилета я вожу с собой мультиинструмент Leatherman. Очень полезный девайс, который постоянно пригождается для бытовых нужд.
Также в кармане я вожу пять метров прочной чулковой стропы с карабином, связанную петлёй. Это потрясающая по многофункциональности часть моего снаряжения, которая может использоваться как короткий спасконец, для организации точек крепления на берегу, чтобы сделать импровизированную нижнюю обвязку, для переворота рафта или катамарана и прочего. У этой штуки действительно миллион разных способов применения.

Юбка

Все каякеры носят юбки. А рафтеры и водные туристы не носят. Юбка надевается на пояс каякера, а потом натягивается на кокпит каяка, не давая воде попасть внутрь лодки. Это очень важная часть страховочного снаряжения, ведь, если её сорвёт, это автоматически приведёт к заплыву. Юбки бывают двух типов: с резинкой bungee (жгут состоит из множества эластичных волокон, оплетённых нейлоном) и rand (литой резиновый жгут). Первые проще натягивать, и они пропускают меньше воды, вторые меньше срывает. Если вы недавно занялись каякингом, то юбка с резинкой-банджи — ваш выбор. Если вы собрались прыгать высокие водопады или сплавляться по сложным большерасходным рекам — то юбки со жгутом rand.

Защита от ударов

На малорасходных крутопадающих реках каякеры нередко используют налокотники, ведь биться локтями о камни приходится очень часто.
Водные туристы очень любят штаны и куртки с нашитой пеной в районе коленей, попы и локтей. Они предохраняют только от лёгких ударов, зато прилично сковывают движения и парусят в потоке. Я считаю, что такая защита нужна скорее для собственного успокоения и вреда от неё больше, чем пользы. Хотите по-настоящему защититься от сильных ударов — применяйте шорты и наколенники для сноубординга.
Использование любой защиты на сплаве — это размен вашей подвижности на пассивную безопасность. Очень важно найти баланс, который будет устраивать лично вас и подходить для рек, на которые вы собираетесь.

Обувь

Как ни странно, ботинки очень важный элемент страховочного снаряжения на бурной воде. Сложный сплав неразрывно связан с просмотрами и обносами по мокрым и скользким прибрежным скалам. Плохой сплав быстро приводит к хорошему плаванию вольным стилем с последующим скалолазанием. По статистике, большинство мелких травм происходит именно на берегу, а не на воде.
Что же каякеру или водному туристу нужно от сплавной обуви?
  • Чтобы не смывало при заплыве отдельно от судна.
  • Чтобы ботинки не скользили на мокрых камнях.
  • Чтобы было удобно ходить по самому пересечённому рельефу.
  • Чтобы ботинки не разваливались на части от бесконечного песка, воды и трения о камни.
  • Чтобы защищали носки драйсьюта от камней и сучков.
Неопреновые сапожки — самый распространённый выбор. Они дешёвые и тёплые, но ходить в них по камням — настоящее мучение. Также их нередко смывает.
Многие используют старые кроссовки, но они быстро разваливаются и скользят на мокрых камнях. Не так давно компании 5.10, Astral и Adidas начали производить специализированную обувь для сплава. Была разработана подошва — на деле она одинаковая у этих трёх производителей, — которая обеспечивает отличное сцепление с мокрыми камнями. Такая обувь отлично сидит, её не смывает, в ней удобно скакать по камням с лодкой на плече, она быстро сохнет. Но вот долговечность пока оставляет желать лучшего.
Некоторые используют на сплаве специализированную обувь для каньонинга. Однако в России она не продаётся, надо заказывать через интернет, а без примерки покупать не хочется. Цена весьма кусачая.
В общем, пока вопрос с идеальной сплавной обувью остаётся открытым.
Правильно подобранное снаряжение — это ваша безопасность и ваше удовольствие от сплава. Сегодня рынок предлагает нам огромное разнообразие страховочного снаряжения, для любых задач и на любой кошелёк. Выбирайте такое, которое будет соответствовать вашим задачам. Но помните, что, покупая виолончель, человек не становится виолончелистом. Он становится владельцем виолончели. Недостаточно купить правильное оборудование. Надо уметь им пользоваться.

Об авторе

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.