Россия — северная страна с климатом слабо пригодным для занятий активностью, связанной с водой. Сплавной сезон достаточно длинный — с апреля по ноябрь, но большая его часть проходит в холодной или ледяной воде и при не очень благоприятных погодных условиях.
Несложно заметить, что если вам холодно и мокро, то катание на каяке, байдарке, катамаране или рафте доставляет совсем мало удовольствия: хочется поскорее закончить со сплавом и переодеться в сухое, а утром следующего дня сделать все, лишь бы снова не лезть в мокрую одежду, а затем в холодную воду.
Время от времени каждый водник задавал себе вопрос: где же удовольствие в катании на каяке-катамаране-рафте-байдарке, когда мне так холодно?
Для защиты от гипотермии, вызванной постоянным контактом с холодной водой, туристы сначала использовали шерстяное бельё, затем одежду из брызгозащитных материалов. Позже появились первые гидрокостюмы из прорезиненной ткани, затем неопрен.
Неопреновые гидрокостюмы
Неопреновые гидрокостюмы «мокрого» типа пришли в сплав из дайвинга и в настоящий момент являются очень популярным средством защиты от холода среди людей, занимающихся сплавом по бурным и не очень рекам.
Неопрен — это пористая резина, на которую для прочности с обеих сторон накатана тонкая нейлоновая ткань. Принцип действия такой: в поры попадает вода, нагревается теплом вашего тела и задерживается там. В неопреновом гидрокостюме достаточно тепло, но мокро.
Недостатки неопренового гидрокостюма:
- Надеть мокрый неопреновый костюм утром — сущее мучение (вода-то в порах за ночь остыла, а то и замерзла).
- На сильном ветру неопрен не спасает от холода, так как с поверхности костюма идёт активное испарение и потеря тепла.
- Влажная тёплая среда костюма — идеальное место для размножения различных бактерий, что ведёт к появлению специфического запаха и опасности кожных заболеваний.
- Неопреновый костюм тяжелый и занимает много места, а в длительных экспедициях каждый грамм на счету.
К счастью, прогресс не стоит на месте, уже достаточно давно есть снаряжение, способное противостоять плохой погоде и ледяной воде, и обеспечить высочайший уровень комфорта. Это сухие куртки (Drytops, драйтопы), штаны и костюмы (drysuits, драйсьюты).
В любом водном походе важно, чтобы бивачное снаряжение и одежда оставались сухими. В статье «Гермосумки, гермомешки, чехлы: выбираем гермоупаковку» рассказываем о том, как защитить экипировку от воды.
Сухие костюмы для сплава
Современный сухой костюм для сплава — это изделие из мембранной ткани, которое не пропускает воду вовнутрь, однако дышит, выводя излишнюю влагу изнутри наружу. На рукавах и шее водонепроницаемые манжеты (чаще всего это латекс, но бывают и другие варианты), на щиколотках также манжеты или носки, пришитые к штанам, из такой же мембранной ткани или латекса.
Преимущества сухого гидрокостюма
Преимущества сухого гидрокостюма для сплава перед неопреновым очевидны:
- качественная сухая одежда не пропускает влагу внутрь;
- обеспечивает сохранение тепла гораздо лучше неопрена в любых условиях (ветер, дождь, снег, плавание в ледяной воде отдельно от вашей лодки);
- не сковывает движения, поскольку сидит на теле свободно;
- в ней не размножаются бактерии;
- она быстро сохнет;
- мало весит и занимает меньше места.
Как используется сухой костюм для сплава?
Чем сложнее сплав и чем хуже погодные условия, тем большее значение имеет защита от холода. Рассмотрим на примере каякинга, как используется сухая одежда на сплаве.
Если предстоит сплавляться где-нибудь в экваториальной стране, где вода тёплая, а воздух жаркий, то можно обойтись термобельём. Оно будет отводить излишнее тепло и защищать кожу от солнца. Но вот если становится холоднее, каякеру потребуется сухая куртка — драйтоп. Нижняя часть тела каякера спрятана в лодке и закрыта юбкой, так что ноги и мягкое место не мёрзнет, а вот торс и руки постоянно находятся в воде. Драйтоп одевается поверх термобелья (лёгкое, если не холодно, или тёплое из Polartec Power Stretch), состыковывается с юбкой и сохраняет тело каякера сухим и тёплым.

Если температура воздуха низкая, а сплав предполагает много просмотров, хождения по берегу по колено в воде, то к драйтопу можно добавить ещё и сухие штаны, которые защитят нижнюю часть тела каякера от воды и холода.
Сухие штаны актуальны для тех, кто сплавляется на катамаранах и байдарках по бурным рекам. Верхняя часть тела при сплаве на катамаране не так уж и часто оказывается в воде, а вот нижняя — почти постоянно.
Второстепенная задача сухой куртки — предотвратить поступление воды в каяк. Для этого драйтопы имеют двойной тубус на поясе, чтобы стыковаться с каякерской юбкой.
Виды драйтопов
Сухие куртки бывают разные, различия определяются назначением:
- с коротким рукавом для сплава в тёплых условиях, где нужна скорее защита от попадания воды в лодку, чем от холода;
- с длинным рукавом встречается гораздо чаще.
Материалы
Куртки отличаются друг от друга материалом и усилениями на подверженных истиранию местах. Для сплава по сложным рекам драйтопы делаются из прочной износостойкой ткани; для родео, тренировок, несложного сплава делают куртки из лёгкого материала, чтобы не стеснять свободу движений. На запястьях и шее манжеты бывают латексные, бывают неопреновые.
Простые куртки для несложного сплава стоят недорого, а вот на продвинутый драйтоп для рек класс 5-6 придётся раскошелиться.
Сухие гидрокостюмы (драйсьюты)
Для самых сложных рек, для самых плохих погодных условия были придуманы драйсьюты — цельные сухие костюмы. Надевается костюм через водонепроницаемую молнию, расположенную на спине или на груди. Ещё одна молния в костюме предназначена для справления нужд и находится в соответствующем месте. На ногах водонепроницаемые носки (хотя встречаются и костюмы без носков).
Вот пять причин, почему для сложного сплава драйсьют более предпочтителен, чем комплект из сухой куртки и штанов.
- Драйсъют обеспечивает максимальную сухость по сравнению с комплектом драйтоп + штаны. Как не изворачивайся, между штанами и курткой будет затекать вода, а в сухом костюме — нет.
- В драйсьюте теплее. См. пункт 1
- Драйсьют более безопасен на сплаве. В случае длинного заплыва без лодки через стык куртки и штанов обязательно нальется вода и будет мешать выбираться на берег. Вообще, комплект штаны + драйтоп для тех, кто никогда не вылезает (а есть ли такие?).
- Драйсьют даёт бо́льшую свободу движений. На талии, там, где нужна максимальная подвижность, при использовании куртки и штанов накладываются друг на друга 7 слоёв одежды (термобельё низ, термобельё верх, тубус штанов, тубус куртки, внешний тубус штанов, юбка, внешний тубус куртки), а при использовании драйсьюта — только 5.
- В длинных экспедициях драйсьют позволяет экономить вес снаряжения. Вам понадобится только один комплект термобелья и носков и для сплава, и для сна. В остальных случаях сплавная термуха будет влажной в районе запястий, шеи и живота. Спать в ней не захочется.
Разберёмся в мелочах
Сухая одежда изготавливается из мембранных тканей. Показатели дышимости и водонепроницаемости очень важны. С ними, как правило, можно ознакомиться на этикетке изделия. Чем они выше — тем лучше. На рукавах, шее и щиколотках сухой одежды имеются обтюраторы, препятствующие проникновению воды внутрь. Наибольшую сухость обеспечивают латексные манжеты. На практике это означает, что после длительного дня сплава по бурной реке со множеством переворотов термобельё под курткой будет слегка влажным в районе запястий, шеи и пояса. Но не более. Однако латекс боится солнечного ультрафиолета и механических повреждений, а также бывает неприятен для кожи. Поэтому существуют компромиссные варианты между сухостью, долговечностью и комфортом. Для сплава по простым рекам подойдут манжеты из неопрена. Однако если вы сплавляетесь по сложным рекам, то, как правило, альтернатив латексным манжетам нет.
Сплавная одежда нередко подвергается различным испытаниям на прочность, поэтому не лишними бывают усиления в наиболее уязвимых местах: на локтях и плечах у курток, пятой точке и коленях для штанов и сухих костюмов.
Обратите внимание на цвет — это не только стиль, но и ваша заметность на воде, то есть безопасность, а также красивые фотографии со сплава.
Как выбрать сухой гидрокостюм (драйсьют)
При выборе драйсьюта стоит обратить внимание на молнию. Это очень важная часть костюма, которая может быть расположена по-разному:
- Спереди от правого плеча к левому бедру. Такую легче застёгивать и расстегивать самостоятельно.
- На спине, горизонтально в районе лопаток. Она меньше стесняет движения.
Молнии изготавливаются из разных материалов:
- металлические — более надёжные (в теории), но более жёсткие и тугие;
- пластиковые мягче.
Носки у штанов и сухих костюмов
Бывают драйсьюты и без них, но сейчас это экзотика, в основном все костюмы изготавливаются сразу с носками.
- Носки латексные (на более дешёвых моделях).
- Носки из мембранной ткани. В них ноги не потеют и остаются сухими.
Носки — самая уязвимая часть костюма и штанов: они чаще всего протираются или рвутся. Чтобы этого не допустить, надо обращаться с ними бережно и использовать специальную сплавную обувь.
Очень важно правильно подобрать одежду для конкретного путешествия. К сожалению, универсального решения для всех рек так и не найдено.
- Если вы сплавляетесь летом в Карелии по рекам 2-3 категории сложности, то вполне можно обойтись недорогой брызгозащитной лёгкой курткой без латекса.
- Если ваш сезон начинается в мае на Кавказе, а заканчивается в ноябре, вы сплавляетесь по рекам 3-4 категории, то вам потребуется хороший драйтоп и сухие штаны.
- Ну а если вы собираетесь сплавляться по классу 5-6 где-нибудь в Норвегии или Сибири, то вам нужен драйсьют. Скорее всего, вы уже об этом знаете и без этой статьи.
Личный опыт
Из моего личного опыта: отправляясь в длинное путешествие куда-нибудь в Чили или Норвегию, я беру с собой драйсьют и комплект из драйтопа + шорты с флисовой подкладкой. Если холодно — катаюсь в первом, если тепло — во втором. Для Непала и других тёплых стран у меня есть сухая куртка с коротким рукавом.
Какой костюм выбрать
Неопреновые гидрокостюмы стремительно уходят в прошлое. Но неопрен по-прежнему активно используется в изготовлении каякерских юбок, обуви и перчаток для сплава. Неопреновые шорты любимы спортстменами-слаломистами. Однако в одежде для сплава неопрен используется все реже и реже.
В зависимости от погодных условий, температуры воды и сложности реки можно использовать комплект из сухой куртки плюс шорты (для тёплых рек), из драйтопа и сухих штанов (для холодных рек) и драйсьют (для самых неблагоприятных условий и сложных рек).
Катамаранщики, рафтеры и байдарочники также должны обратить своё внимание на сухую одежду, потому что она обеспечивает больше комфорта, больше тепла и сухости, а значит, больше безопасности на сплаве. Стоит просто попробовать сменить старый неопреновый костюм на сухую одежду, и сплав начнёт доставлять вам намного больше удовольствия, и возвращаться к старому снаряжению уже не захочется никогда.