0

Как выбрать весла для каяка? Виды и отличия

Весло — одна из самых важных вещей в экипировке каякера. Ведь без него никакого сплава не получится)). Весла бывают разные, и стоят тоже по-разному. В чем же отличия?
Весла для каяка
на фото Антон Свешников
Каякерское весло состоит из шафта (он же цевье), и двух лопастей. Звучит просто, но вот дальше начинаются нюансы. Начнем с лопастей и их формы.

Форма лопастей весла для каякинга

Форма определяется назначением весла и физическими данными пользователя. Все лопасти весел для каякинга сейчас делаются асимметричными. Нижняя часть чуть меньше верхней. Симметричные лопасти — это анахронизм.
  • Для гладкой воды (сплав по озерам, рекреационный и морской каякинг) лопатки делают более длинными и узкими. С такими проще набирать скорость вперёд, а для быстрых и резких маневров на гладкой воде такой ширины вполне достаточно.
Весло Robson
Весло для каяка Robson Zephyr RH 600 для гладкой воды
  • Для сплава по бурной воде лопасти весел делаются пошире и покороче, ведь важна уже не только скорость, но и управляемость и возможность опираться на весло и делать эскимосский переворот. Также в «бурной воде» вода «легче», так как имеет меньшую плотность из-за большого количества кислорода, её ещё называют «белая вода». Поэтому для передачи усилия, соизмеримого с усилием на гладкой воде, площадь лопасти нужна больше. Делать её длиннее себе во вред, да и странно это будет выглядеть на коротких веслах.
Весла для каяка
Весло для каяка Robson Chlorophill RH 450 для бурной воды
  • Для фристайла на бурной воде (исполнение различных акробатических элементов на волне или в бочке) лопасть весла должна быть ещё шире и ещё короче, потому что скорость вперёд почти не нужна, а вот опираться и делать эскимосский переворот приходится постоянно. В целом форма весла для сплава и для фристайла очень похожа. Многие сплавляются с родейными веслами и наоборот.
Весла для каяка
Весло для каяка Robson Hypnotic RH 450 для фристайла и сплава
  • Гребной слалом. Это олимпийский вид спорта, где цель — максимально быстро проехать трассу, проложенную на достаточно бурном участке реки или специального слаломного канала, взяв все ворота. Соответственно, лопасти весел имеют более вытянутую форму и ярко выраженную «ложкообразность» чтобы лучше цеплять воду. С таким веслом проще разгонять лодку и управлять ей, а вот делать опоры и эскимосский переворот уже неудобно (ведь продвинутым слаломистам эти приемы почти не пригождаются).
Помимо длины и ширины лопасти весла важна её толщина и профиль сечения. Более толстая лопасть, объёмная в сечении, лучше ведет себя в воде. С такой проще выполнять некоторые сложные гребки.
Про весла для более экзотических направлений каякинга, таких как, например, кануполо, мы рассказывать в этой статье не будем.

Шафт весла для каяка

Шафт — это трубка, соединяющая лопатки весла. Шафты бывают прямыми и изогнутыми. С прямым все просто. Не все знают, зачем нужен изогнутый шафт (коленвал).
Весла для каяка
Изгиб шафта снижает нагрузку на кисть и более удобен в управляющих гребках. Но за это придётся заплатить более высоким весом весла и, теоретически, меньшей прочностью.
Если вы решили купить весло для каяка с гнутым шафтом, то очень желательно перед покупкой его подержать в руках. Простора для выбора хвата как на прямой палке здесь уже нет.
При выборе весла для каяка очень важно проверить, не скользит ли шафт в руках. Если да, то могут потребоваться дополнительные доработки, например, обмотать место хвата изолентой. У качественных весел для каяка шафт имеет каплевидное сечение в местах хвата под обе руки. Это позволяет под водой не задумываться о том, под каким углом к поверхности расположена лопасть весла, что очень важно при выполнении эскимосского переворота.

Материалы современного весла для каяка

Давным-давно весла для байдарок делались из дерева или целиком из алюминиевых сплавов. Деревянные весла по-прежнему остались (но это редкая и дорогая экзотика), а вторые навсегда ушли в прошлое. Из чего же делаются весла?
  • ПЭТ + Алюминий. Самый дешёвый и наименее удобный вариант — это лопасти из полиэтилена плюс шафт из алюминиевого сплава. Технология производства полиэтиленовых лопастей не позволяет сделать сложную форму, необходимую для сплава, родео или слалома. Алюминий подвержен деформации при ударах и легко ломается. Тем не менее, такие весла популярны у новичков, у озерных и морских каякеров, потому что они стоят очень дешево и их не жалко.
  • Композитные материалы. Большинство весел для каякинга сейчас делаются из композитных материалов: стекловолокно, кевлар, карбон и различные их сочетания. Изготовление почти любых изделий из композитных материалов — это ручной труд, а не бездуховная штамповка, поэтому цены на композитные весла значительно выше.
За что же вы платите, приобретая композитное весло?
  • за более прогрессивную форму лопасти и шафта.
  • за вес. Композитные весла значительно легче.
  • за прочность. Качественный композит гибче, не имеет остаточной деформации и его сложнее сломать. В-четвертых — за жёсткость. От этого параметра зависит, какое усилие, приложенное к веслу, перейдёт на воду и лодку.

Карбоновые весла

Карбон — самый дорогой и высокотехнологичный материал. Он обеспечивает максимальную жёсткость при минимальном весе. Существует мнение, что карбон более ломкий. В теории все так, но на практике я видел куда больше сломанных весел из стекловолокна. Карбоновые версии весел легче стекловолоконных на несколько десятков грамм. В сплаве или родео это не очень критично, а вот в слаломе, где счет идёт на сотые доли секунды, — очень важно. Карбон имеет натуральный черный цвет, карбоновые изделия не подлежат окраске.
Весла для каяка
Весло для каяка Robson Fluid carbon RH 450
Преимущество карбоновых весел:
  • Карбон медленнее выкрашивается.
  • Карбоновые весла более лёгкие и жесткие.
Недостаток карбоновых весел:
  • Черный цвет плохо заметен в воде. Это проблема решается бывалыми каякерами при помощи цветных наклеек
  • Цена. Стоимость карбоновых весел выше
Весла для каяка
на фото Антон Свешников

Весла из стекловолокна

Стекловолокно — более дешёвый материал. Весла из него получаются менее жесткими и менее долговечными. Тем не менее, они имеют свои преимущества.
Преимущества весла для каяка из стекловолокна:
  • Яркие цвета, что важно при потере весла. Ярко-оранжевое весло проще потом найти в улове, чем черное карбоновое.
  • Цена. Стекловолокно дешевле.
Недостатки весла для каяка из стекловолокна:
  • Стекловолоконные лопасти весла заметно стираются о камни за пару насыщенных сезонов. Как следствие, площадь лопасти уменьшается
Делаем выводы:
Так вот, если вы хорошо сплавляетесь и проводите на бурной воде больше 50 дней в году, то предпочтительнее будет карбон. Ну а если вы только начинаете и с непривычки при отстреле отпускаете весло, то вам подойдут боле дешёвые версии весел для каяка из стекловолокон.
Мы описали два крайних варианта: дорогой карбон и дешевое стекловолокно. Между ними есть огромное количество промежуточных, таких как смеси стекловолокно-кевлар, стекловолокно-карбон и кевлар-карбон.

Как же выбрать весло для каяка?

Для начала, надо определиться, для какого вида бурноводной активности вы его приобретаете. Это подскажет вам форму лопастей весла. Почти у каждой компании, производящей весла, есть лопасти одинаковой формы, но разного размера. Более крупным райдерам подходят лопасти большей площади, хрупким девушкам подойдут уменьшенные версии.
Далее необходимо решить, сколько денег вы хотите потратить на обновку. Это упростит выбор материала — дорогой, но более долговечный и жесткий карбон, недорогое стекловолокно или промежуточный вариант. Одна и та же модель весла может быть выполнена из разных материалов.
Весла для каяка
Весло для каяка Robson Fluid RH 450 из стекловолокна
Весла для каяка
Весло для каяка Robson Fluid carbon RH 450 из карбона
Далее нужно определиться с длиной весла. Она зависит от вашего роста и вида активности на воде.
Общее правило примерно такое:
  • человеку ростом до 160 см нужно весло длиной 190-191 см
  • человеку ростом до 180 см — весло ≈197 см
  • высоким людям выше 190 см — весло длиной 203 см.
Далее нужно определиться с хватом и разворотом весла. Лопасти расположены под углом друг к другу. Это позволяет экономить силы на сопротивлении встречному ветру и задействовать больше мышц для выполнения каждого гребка. Итак, хват бывает правый или левый. Если вы держите весло жестко правой рукой, а в левой прокручиваете шафт — то у вас правый хват. И наоборот. Если вы ещё не определились, то просто возьмите два весла с разным хватом и попробуйте, как вам удобнее. Большинство каякеров имеют правый хват (это никак не связано с количеством правшей и левшей в каяк-сообществе), соответственно, найти, купить и продать весло с правым хватом значительно проще. Например, весло для каяка Robson Costa для левого хвата имеет маркировку LH 600, а для правого соответственно RH 600.
Весла для каяка
Весло Robson Costa RH 600 и Весло Robson Costa LH 600
Угол — этот показатель указывает на то, насколько лопасти развернуты друг относительно друга. Фристайл-каякеры предпочитают маленькие углы — 10-15 градусов, для сплава и слалома оптимальным будет угол в 30-45 градусов. Вообще, это дело вкуса. Кому как больше нравится.
Иногда весло продаётся как конструктор — отдельно две лопасти и шафт. Пользователь сам выбирает себе длину, разворот и склеивает весло так, как ему нужно. Это несложно, но требует некоторого навыка и аккуратности.
Изогнутый или прямой шафт — тоже дело вкуса. Кому-то важнее эргономика, кому-то прочность и вес. Некоторые компании изготавливают более тонкие шафты специально для небольших женских ладоней.
Весла бывают цельными и разборными на несколько частей (от двух до четырех). Цельные прочнее и надёжнее, но их сложнее перевозить, например, в самолете. За негабарит нередко просят солидную доплату. Разборное на три-четыре части весло, как правило, является запасным и возится в корме лодки на случай, если основное весло сломается или потеряется.
Правильно подобранное весло для каяка делает катание по бурной воде более приятным. Легче держать выбранную линию, легче разгонять и поворачивать лодку туда, куда нужно, проще делать эскимосский переворот. Качественное весло для каяка из современных материалов служит долго и способно выдерживать экстремально высокие нагрузки при прыжках с водопадов и прохождении самых сложных порогов. Пожалуй, весло — это та часть снаряжения для каякинга, на которой стоит экономить в последнюю очередь.
Весла для каяка
на фото Антон Свешников

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.