Начнем с того, что современные каяки, одежда, весла, спасжилеты, юбки и пр. проектируются для самых жестких условий и экстремальных нагрузок. Что бы что-то сломать или порвать на сплаве порой надо действительно очень сильно постараться. Тем не менее, иногда это происходит, и тогда появляется проблема, как же это починить. В этой статье вы узнаете, как решить эту проблему.
Что делать, чтобы снаряжение не ломалось?
Для начала стоит рассказать, как минимизировать риск поломок снаряжения, чтобы вообще не пришлось заниматься ремонтом.
Первое правило: выбирайте снаряжение соответственно вашему увлечению.
Например, если вы сплавляетесь по малорасходным крутопадающим рекам высокой категории сложности, то и снаряжение вам понадобится соответствующее: каяк для крикинга, одежда с усилениями на плечах, локтях, коленях и пятой точке, прочное композитное весло, юбка со слоем кевлара по краю кокпита, композитный шлем.
Все эти вещи стоят приличных денег, но, как известно, скупой платит дважды, а то и трижды.
Правило номер два: в 95 % случаев снаряжение портится по вине самого пользователя, вследствие его ошибок на сплаве.
То есть недостаточно просто купить самую дорогую и прочную лодку и весло. Нужно уметь всем этим пользоваться. Тренируйтесь, не сплавляйтесь по рекам, сложность которых превышает ваши возможности, путешествуйте с командой проверенных людей.
Третье правило: бережно относитесь к своему снаряжению.
Про это правило стоит рассказать поподробнее. Современные каяки для сплава изготавливаются из линейного полиэтилена. Это литая скорлупа плюс внутренняя начинка, называемая аутфиттинг (сидушка, коленные и пяточные упоры, пиллерсы и пр.).
Корпус каяка в состоянии выдержать прыжок с водопада высотой 50 метров (актуальный мировой рекорд – 51 метр) и сплав по самым сложным порогам. Однако и каяк можно сломать.
Чаще всего трещины и вмятины появляются на лодке вследствие запуска каяка в свободное плавание без пилота. Каяк заполняется водой и превращается в трехсоткилограммовую торпеду. Если она хорошенько разгонится на каком-нибудь сливе и врежется в удачно подвернувшийся камень, то прочности полиэтилена может уже не хватить.
Для того, чтобы снизить риск поломок при запуске в свободное плавание каждый каяк должен быть оборудован полным комплектом емкостей непотопляемости. Это, по сути, надувные подушки, склеенные по форме кормы и носа лодки. Обычно в корму убираются две большие емкости, а в нос за пяточные упоры – две маленькие. Каяк, оборудованный ёмкостями, даже без пилота плывет в горизонтальном положении, не собирая камни носом или кормой. В него заливается меньше воды, его проще ловить и доставать из реки.
Емкости непотопляемости – обязательный элемент снаряжения любого каякера, т.к. каждому время от времени приходится покидать лодку по тем или иным причинам.

Емкость непотопляемости AQUADESIGN BACK
Хранение каяка
Как ни крути, но большую часть времени каяк не плавает по рекам, а где-то лежит в ожидании следующего путешествия. Хранить каяк нужно правильно. Полиэтилен, из которого сделана скорлупа лодки, не любит ультрафиолет, поэтому каяк нужно хранить вдали от прямых солнечных лучей. Кроме того, не стоит сдавливать лодку чем-либо на длительное время. После долгого сдавливания может появиться остаточная деформация.
При правильном обращении современные каяки выдерживают до 700 дней сплава, что, согласитесь, более чем достаточно
Хранение вёсел
С вёслами все несколько проще. С ними нужно обращаться бережно на берегу – не кидать их на камни, не втыкать в песок, также как и лодки не хранить на солнце.
Хранение снаряжения и одежды
Сухие куртки, штаны и костюмы делаются из мембранных тканей. Правила обращения такие же, как с остальной мембранной одеждой – не сушить и не хранить на солнце, не хранить в сложенном виде (лучше всего – на вешалке в закрытом шкафу).
Самая уязвимая часть сухих курток и костюмов – это латексные манжеты на горле и запястьях. Латекс разрушается от ультрафиолета и гораздо быстрее, чем ткань изделия. Порой достаточно один раз неудачно посушить куртку на солнце, чтобы испортить латекс. Латексные манжеты сухого гидрокостюма также надо огораживать от солнцезащитных кремов на жировой основе и от механических повреждений. Если вы носите серьги, то нужно быть особенно осторожным при одевании куртки с латексным горлом.
Неопреновые изделия, такие как юбки, обувь, перчатки, шорты и пр., а также гермомешки из ПВХ-тканей – наименее требовательны к уходу. Можно особо не осторожничать.
Ремонт водного снаряжения
When shit happiness... Несмотря на все вышесказанное, снаряжение для каякинга все же регулярно ломается. Разберемся с типичными неприятностями, которые могут произойти на сплаве.
Вмятины на каяке
Не такая уж и редкость. Достаточно приехать в камень с высокого слива, чтобы на носу лодки появилась некрасивая вмятина, а в голове райдера мысли о том, что линия движения была проложена совсем неправильно. Если же запустить лодку без пилота по интересной речке, то вмятин может оказаться множество.
Для начала, надо оценить, стоит ли вообще возиться с выправлением. Если вмятина небольшая и не влияет на ходовые качества, то можно особо не беспокоиться. А вот если она появилась в каком-то нагруженном месте, при этом образовав складки, то стоит подумать, выдержит ли ваш каяк повторный удар в то же место. Вот тогда надо приниматься за ремонт.
Полиэтилен хорошо «запоминает» свою изначальную форму. Для того, чтобы он ее «вспомнил», порой достаточно просто нагреть помятое место. Для небольших вмятин порой достаточно бывает оставить каяк на день на солнце. Если вмятина не выправилась, то можно изнутри залить поврежденное место кипятком и попробовать выгнуть вмятину при помощи какого-нибудь полена (киянка, топорище, бейсбольная бита или просто толстая палка подойдут).
Трещины на каяке
Обычно они появляются после длительных самостоятельных заплывов каяка по сложным рекам или при ударе, просто от старости полиэтилена.
В походных условиях можно попробовать запаять трещину при помощи газовой горелки и ложки. Но, как правило, это плохо помогает: место заварки по-прежнему остается очень хрупким, внешний вид портится, полиэтилен вокруг трещины после нагревания выше 100 градусов теряет свои свойства. Поэтому я бы не стал рекомендовать заниматься самостоятельной починкой лодки в походных условиях.
В длительные каяк-туры я всегда беру с собой армированный скотч (продается в любом хозяйственном магазине) и герлен (средство для ремонта мягкой кровли, продается в строительных магазинах). При помощи этих нехитрых средств можно временно залепить трещину и доехать на сломанном каяке до конца маршрута.
Если место трещины не нагружено (например, она расположена на борту или деке), то порой достаточно просто залепить ее герленом и забыть о ее существовании.
А вот уже после возвращения из тура можно приняться за полноценный ремонт трещины.
Ремонт каяка своими руками
Сначала необходимо связаться с дилером, у которого вы купили лодку, и уточнить, не является ли случай гарантийным. Обычно гарантия на скорлупу каяка составляет один год и не распространяется на повреждения, полученные в результате запуска лодки в свободное плавание.
Если ваш случай не гарантийный, начинаем гуглить по запросу «Технология сварки полиэтилена».
Нужно понять, есть ли у вас достаточный навык и необходимый инструмент - потребуется строительный фен с узкой насадкой, брусок полиэтилена, аналогичного тому, из которого сделан каяк, дрель, тонкое сверло и что-нибудь острое, типа стамески. Вот видео о том, как заварить пробоину:
К показанному стоит добавить, что можно в краях трещины просверлить небольшие отверстия, чтобы она не ползла дальше.
Ремонт каяка в сервисе
Второй вариант – отдать лодку на ремонт тем, кто это точно умеет делать. Например, в автосервис, где ремонтируют пластиковые бамперы. Технология починки идентична. Придется только долго рассказывать мастеру про то, что такое каякинг, что для рыбалки такая лодка не подойдет, и что за сплав по страшным горным рекам вам никто не платит)).
Правильно заваренная трещина имеет 80% изначальной прочности полиэтилена. Зачастую этого вполне достаточно для того, чтобы кататься на лодке еще несколько лет.
Outfitting – оснащение каяка
С аутфиттингом все достаточно просто, за исключением одного нюанса: как правило, в американских лодках используется крепеж, выполненный по дюймовой, а не метрической системе. Так что потерянный болтик или гаечка могут создать некоторые проблемы. Купить дюймовый крепеж можно в крупных магазинах товаров для яхтинга, или можно просто заменить болты-гайки на более-менее подходящие отечественные, а оставшиеся щели залить силиконовым герметиком.
Ремонт весел
А вот это уже достаточно сложно. Для ремонта весел из композитных материалов требуется навык работы со стеклотканью, кевларом или карбоном, а также с эпоксидной смолой. В каяк-путешествии, как правило, ничего из требуемых материалов под рукой нет. Поэтому сломанное весло надо везти домой и заниматься ремонтом уже там. А до конца путешествия использовать запасное весло, парочка которых обязательно должна быть в любой каяк-команде.
Работа с композитными материалами – процесс трудоемкий, грязный, липкий и сложный. Так что я бы рекомендовал не заниматься самодеятельностью, а отдать весло специалисту по ремонту, который есть в каяк-комьюнити любого крупного города. Ремонт весла можно попробовать осуществить также на производстве, где изготавливают композитные изделия (авиация, дорогой авто-тюнинг).
Ремонт одежды для сплава
Латексный манжет
Самая частая неприятность со сплавной одеждой – это порвавшийся латексный манжет. Без него куртка или костюм уже не обеспечивают необходимую гидроизоляцию, сплавляться становится мокро и холодно. Замена латекса – процедура несложная, но требующая кое-какого навыка, аккуратности и некоторых инструментов. Тем не менее, если вы умеете это делать, то замена латекса становится возможной даже в полевых условиях.
Вот видео-инструкция с самым простым способом замены латексного горла:
Вам понадобится:
- Сама латексная манжета. Продается в дайверских магазинах. Примерная цена на латексное горло от 900 до 1200 р. Запястья дешевле, манжет на лодыжку найти достаточно сложно.
- Клей Aquaseal (он же Aquasure). Продается там же, где и манжеты. Стоит от 350 р. в зависимости от количества. Aquaseal – универсальная штука, им можно клеить почти все, что вы используете в каякинге: неопрен, мембранные ткани, латекс, обувь, проклейка швов.
- Американцы также рекомендуют использовать ускоритель адгезии Cotol, чтобы соединение сохло 3 часа вместо двенадцати. Я обхожусь без него.
- Форма, на которую надо натянуть куртку или костюм. Найти или сделать такую штуку – самая трудоемкая часть процесса. В видео ребята из NRS используют цилиндр, вырезанный из той же пены, что и пиллерс лодки. Но у нас такую пену найти сложно или дорого. В качестве такой формы может подойти жестяная коробка из-под печенья, пластиковый контейнер для еды и пр. Идеально подходит средняя кастрюля из набора посуды Tatonka. Я сделал форму из обычного пенопласта, обмотав его армированным скотчем. Диаметр цилиндра для замены горла – 10 дюймов (25,4 см), для запястий – 4.5 дюйма (примерно 11.5 см).
- Бумажный скотч шириной 2.5 см, мелкая наждачная бумага, обезжириватель (спирт, ацетон, бензин калоша). Все это можно купить в строительном магазине.
- Острые ножницы, ручка, кисточка, большая кастрюля или ведро (чтобы сложить туда куртку и не заляпать клеем) и еще всякая мелочь, которая без проблем найдется в любом доме.
Делаем все как на видео. Вместо резинок можно использовать тот же бумажный скотч.
Заклеивание дырок
Заклеивание дырок и потертостей в мембранной ткани выполняется также при помощи клея Aquaseal. Это очень просто и необходимый ремонт можно выполнить даже в условиях экспедиции вдали от цивилизации.
Если вы не хотите связываться с ремонтом сухой одежды самостоятельно, то можно отнести ее в сервис центр при дайверском магазине или найти каякера, который умеет это делать.
Ремонт изделий из неопрена
Изделия из неопрена ремонтировать также весьма несложно.
Можно использовать клей Seal Cement, а можно тот же Aquaseal, но он существенно дороже.
Изделия из ПВХ – оболочки катамаранов и рафтов, гермомешки.
Большие дырки сначала надо зашить швом-восьмеркой, затем вырезать заплатку из того же материала, обезжирить поверхности и заклеить при помощи специального клея для ПВХ. Или можно временно залепить дыру армированным скотчем.
Внутренние баллоны катамаранов из прорезиненных тканей традиционно клеятся резиновым клеем.
Собираем ремнабор
Перед тем, как отправиться в путешествия с каяком, соберите небольшой ремнабор:
- Мультиинструмент Leatherman. В нем есть пила по дереву и металлу, необходимые отвертки, ножницы, нож и еще много-много полезных штук.
- Обезжириватель. Спирт, ацетон или очищенный бенщин. 100 граммов вполне достаточно.
- Герлен. Кусок примерно 20 на 20 см.
- Полная катушка армированного скотча. При помощи него можно ремонтировать все.
- Лавсановые или капроновые нитки и иголки к ним.
- Кусочки мембранной ткани. Обычно есть в комплекте с новым изделием.
- Мелкая наждачная бумага.
- Горловая латексная манжета (если, конечно, в группе используются куртки ли костюмы с латексным горлом). Если в районе вашего сплава есть магазин для каякеров, то можно и не везти манжету из России.
- Тюбик клея Aquaseal. Лучше покупать маленькие тюбики по 7 грамм, потому что в больших клей после вскрытия упаковки быстро засыхает.
- Бумажный скотч. Хотя его, как правило, можно купить в любом хозяйственном магазине на месте, если он потребуется.
Такой набор позволяет решить большинство проблем со снаряжением в полевых условиях.
Заключение
При правильном обращении каякерский стаф служит очень долго и не требует починки. Тем не менее, иногда поломки случаются. Ремонт снаряжения для каякинга не такое уж и сложное занятие и под силу любому человеку с прямыми руками. Что-то можно починить прямо в путешествии, что-то придется ремонтировать дома. Почти в любом крупном городе можно найти специалиста по ремонту, если вы не хотите заниматься этим самостоятельно.