Подробно о компании Neris можно прочитать в статье «Про байдарки Neris — история компании». Этот же материал посвящается непосредственно продукции Neris — байдаркам. Подробно о том, чем отличаются модели и как комплектуются.
Весь текущий ассортимент байдарок Neris сводится к двум сериям:
Сводная таблица моделей каркасных байдарок Neris | |||||
---|---|---|---|---|---|
Байдарка | ![]() |
Длина/ширина/высота, см | Вес, кг | Кокпит (длина/ширина), см | Грузоподъёмность, кг |
Alu-1 | ![]() |
400/79/42 | 19 | 200/46 | 150 |
Valkure-1 | ![]() |
400/70/34 | 21 | 254/51 | 120 |
Alu-2 | ![]() |
500/84/42 | 27 | 300/46 | 250 |
Valkure-2 | ![]() |
550/84/44 | 31 | 267/48 | 300 |
Alu-3 | ![]() |
570/88/42 | 29 | 370/46 | 370 |
Valkure-3 | ![]() |
570/88/42 | 32 | 370/46 | 370 |
Байдарки Neris серии Alu
Байдарки Neris серии Alu предназначены для путешествий по открытым водоёмам — спокойным рекам без порогов, озёрам и большим водным акваториям. Плавные обводы придают лодкам высокие ходовые характеристики и хорошую устойчивость на курсе.
Модели серии Alu идеально подойдут для спокойных семейных сплавов на маршрутах разной протяжённости — от водных походов выходного дня до 2-3 недельных путешествий в автономном режиме. Большой внутренний объём лодок серии Alu позволяет с комфортом расположиться гребцам, а также без проблем разместить всю экипировку в гермомешках и баулах.
Серия выпускается в вариантах на 1-, 2- и 3 места. Все они представлены в широкой палитре расцветок и в двух комплектациях:
- Standart;
- Expedition.
Байдарки Neris серии Alu повторяют обводы и конструкцию знаменитых в среде туристов-водников байдарок «Таймень», выпуск которых был освоен советской промышленностью в 1970-е годы. При этом конструкция их каркаса существенно доработана в сторону упрощения процесса сборки, а также повышения его жёсткости и надёжности.
Материалы каркаса
Каркас создан на базе анодированных дюралюминиевых трубок марки Д16Т. Крепёжные соединения (кницы) из нержавеющей стали. Кильсон и фальшборта выполнены из алюминия марки DIN 63, который, при прочих равных, легче своего аналога Д16Т. Каркас состоит из двойного кильсона и нескольких замкнутых алюминиевых шпангоутов. Это значительно увеличивает жёсткость и прочность конструкции. В ней отсутствуют недолговечные пластиковые крепёжные элементы.
В плане эргономики разработчики из Neris придерживаются мировых стандартов. Каркасы байдарок Neris исполнены точно и аккуратно, без допусков и заусенцев, что очень облегчает процесс их сборки. Большую помощь в сборке оказывают «подсказки» от производителя:
- шпангоуты и детали фальшборта последовательно пронумерованы;
- штевневые блоки и кильсоны, которые легко перепутать, отмечены наклейками «Нос» и «Корма»;
- подробные инструкции и видео на официальном канале Neris в YouTube;
- крепёжные элементы шпангоутов заранее расположены на своих местах.
Для проверки точности всех соединений все байдарки Neris проходят предпродажную сборку на предприятии.
Материалы оболочки
Внешняя оболочка выполнена из прочной 5-слойной лодочной ПВХ-ткани производства немецкой компании Mehler Technology. Для оптимального соотношения веса и прочности судна плотность материала разнится — для дна используется ПВХ 900 г/м², а для деки 600 г/м². Для увеличения срока службы внешней оболочки места соприкосновения каркаса с дном байдарки дополнительно усилены полиуретановой лентой-протектором. Часто при сборке места таких усилений не совпадают с рёбрами жёсткости самого каркаса. Поэтому в Neris лента протектора проклеивается уже «по месту», когда оболочка уже натянута на собранную байдарку. Швы днища свариваются током высокой частоты, а через 12 часов проверяются отделом контроля качества.
Комплектация байдарок Neris серии Alu
Все байдарки Neris оснащаются надувными сиденьями со спинками. Они не требуют продолжительной подгонки и очень комфортны для гребцов. Благодаря простому креплению их можно очень легко переставить с места на место и отрегулировать положение спинки. Они настолько быстро снимаются и устанавливаются обратно, что их можно с комфортом использовать в лагере на биваке.
Даже в вопросе сидений разработчики из Neris проявили европейскую щепетильность в подборе материалов и вниманию к конструктивным мелочам — надувные сиденья оснащены
надёжными клапанами Halkey-Roberts
американского производства.
Во всех лодках серии Alu предусмотрена возможность установки парусного вооружения.
Комплектации байдарок:
- Standart. Включает в себя саму лодку, сиденья, рюкзак для переноски и походный ремнабор в гермомешке.
- Expedition. Байдарка дополнена фартуком на один или несколько кокпитов, срывными юбками по количеству мест, комплектом ножного рулевого управления и заглушками для кокпитов.
Комплектация Standart ориентирована на краткосрочные 1-2 дневные прогулки по спокойной воде в хорошую погоду. Лодки с комплектацией Expedition — на продолжительные водные туристические маршруты. Фартук, юбки и заглушки для кокпитов позволят сохранять в сухости гребцов и их снаряжение. Руль облегчит управление байдаркой и снизит усилия гребцов на поддержание её курсовой устойчивости.
Байдарка | Вес, кг | Длина/ширина, м | Количество местКаждая байдарка может быть доукомплектована детским сиденьем. Фартук при этом изготавливается производителем на заказ. | Грузоподъёмность, кг | Примерное время сборкиПри наличии должной сноровки и опыта. | Комплектация «Standart» | Комплектация «Expedition» |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Neris Alu-1 | 19 | 4/0.79 | 1 | 150 | 25 мин. | Только лодка — каркас, оболочка, надувные сиденья, ремнабор, упаковка | Фартук на один кокпит, 1 юбка и 1 заглушка, комплект рулевого управления |
Neris Alu-2 | 27 | 5/0.84 | 2 | 250 | 25 мин. | Фартук на три кокпита, 2 юбки и 1 заглушка, комплект рулевого управления | |
Neris Alu-3 | 29 | 5.7/0.88 | 3 | 370 | 30 мин. | Фартук на три кокпита, 3 юбки и 1 заглушка, комплект рулевого управления |
Байдарки Neris «Valkure»
«Валькирии» Neris созданы с учётом всех современных мировых тенденций в области разработки и производства каркасных байдарок. В отличие от моделей серии Alu, они обладают более стремительными обводами и удлинённой формой, что делает их более устойчивыми, приёмистыми и ходкими. Это экономит силы гребцов, особенно на многодневных маршрутах, а также при небольших волнах до полуметра и боковом ветре. При проектировании серии «Валькирия» разработчики Neris взяли за основу проверенные временем обводы немецкой каркасной байдарки RZ-85. Она обладает на родине таким же культовым статусом, что и «Таймень» на постсоветском пространстве.
Байдарки «Валькирия» предназначены для путешествий по открытой воде — крупным озёрам, водохранилищам и, в том числе, в прибрежной зоне морей. В то же время они с успехом используются на спокойных реках. На байдарке «Valkure-2» также можно проходить Карельские пороги до 3 категории сложности.
Ключевым отличием серии «Valkure» от «Alu», помимо изменённой геометрии, является применение деревянных шпангоутов. Они изготовлены из влагостойкой фанеры и покрыты тремя слоями устойчивого к солёной воде яхтенного лака от компании Tikkurila. Такие шпангоуты, в отличие от
алюминиевых
, не боятся воздействия морской воды.
В байдарках Neris «Valkure» в области кокпита шпангоуты имеют разомкнутую конструкцию, сохраняя при этом высокую прочность и торсионную жёсткость. Такое решение позволило добиться от лодок более высокой обитаемости, несмотря на их вытянутую форму. Поэтому в «Валькириях« можно использовать не только классические узкие гермомешки, но и большие гермобаулы и гермосумки. Для повышения жёсткости каркаса количество шпангоутов в байдарках «Валькирия» увеличено. Например, в модели Alu-2 их 4, а в 2-местной Valkure-2 — целых 7!
При сравнении двухместных моделей хорошо заметна разница в компоновке байдарок Neris разных серий.
В Alu-2 гребцы сидят далеко друг от друга, а основной грузовой отсек расположен между ними в середине кокпита. Эта схема привычна для большинства российских туристов-водников.
В «Валькирии-2», напротив, гребцы сидят близко друг к другу, а груз распределяется по кормовому и носовому отсекам. Компактная посадка гребцов обеспечивает байдарке лучшую устойчивость на курсе. Позволяет быстрее набирать и проще поддерживать скорость. Негативная сторона такой компоновки — лодка становится менее манёвренной. На 3-местной «Валькирии» сохранено традиционное для российского водного туризма расположение мест гребцов.
Применение фанеры предопределило использование пластиковых книц для крепления шпангоутов к кильсону и стрингерам. Они отличаются высокой прочностью, не вредят деревянному шпангоуту и не боятся солёной морской воды.
В остальном байдарки Neris «Valkure» повторяют материалы и конструктивные решения серии «Alu» — от тканей оболочки до особенностей фиксации надувных сидений и возможности установить парусное вооружение. Как и серия «Alu», «Валькирии» выпускаются в вариантах на 1, 2 и 3 места и поставляются в широкой палитре расцветок и в двух комплектациях.
Байдарка | Вес, кг | Длина/ширина, м | Количество местКаждая байдарка может быть доукомплектована детским сиденьем. Фартук при этом изготавливается производителем на заказ. | Грузоподъёмность, кг | Примерное время сборкиПри наличии должной сноровки и опыта. | Комплектация «Standart» | Комплектация «Expedition» |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Neris Valkure-1 | 21 | 4/0.7 | 1 | 120 | 25 мин. | Только лодка — каркас, оболочка, надувные сиденья, ремнабор, упаковка | Фартук на один кокпит, 1 юбка и 1 заглушка, комплект рулевого управления |
Neris Valkure-2 | 31 | 5.5/0.84 | 2 | 300 | 30 мин. | Фартук на два кокпита, 2 юбки и 2 заглушки, комплект рулевого управления | |
Neris Valkure-3 | 32 | 5.7/0.88 | 3 | 370 | 30 мин. | Фартук на три кокпита, 3 юбки и 3 заглушки, комплект рулевого управления |
Важно
Вопросы приобретения дополнительного оборудования для байдарок Neris рассматриваются в индивидуальном формате.
Личный опыт. Отзыв бывалого о байдарке Neris Валькирия 2

Владимир Чабан — владелец байдарки Валькирия-2 от Neris с 2008 года. Активно тренироваться, выступать на соревнованиях и ходить в водные туристические походы начал в 2007 году. С 2009 года занимает призовые места и побеждает в ежегодных соревнованиях по ориентированию на байдарке «Архипелаг-О». В 2016 году в свой послужной список добавил победу на гонке с препятствиями «Байда-Ралли» и 4-е место в 32-км марафоне RedBull «Шлях на Січ». В 2017 году взял на Валькирии 1-е место в «100 км. Марафон по Южному Бугу».
До покупки своей первой байдарки я, конечно, успел подержать в руках весло и попробовать разные лодки. То есть покупка Валькирии-2 не была спонтанной. Для меня лодка должна была быть:
- быстрой — соревновательные цели уже тогда были амбициозны;
- лёгкой — вес играет большую роль, как для разгона лодки, так и для её ношения — главные ведь старты связаны с ориентированием, и бегать с ней по лесу нам тоже приходится;
- разборной — вопросы по транспортировке и месту для хранения были критичными;
- относительно недорогой.
Главные мои запросы Валькирия полностью удовлетворила.
Хорошие скоростные характеристики
Длина и ширина байдарки (550 см и 84 см, соответственно), её лёгкость (27 кг), жёсткость и удачные обводы позволяют Валькирии-2 конкурировать на скоростных дистанциях с хорошими туристическими пластиковыми sea-каяками двойками. Они обычно заметно более узкие, но раза в два тяжелее. Мне с напарником удавалось развивать и удерживать скорость 10 км/ч в течение более 4 часов. В комфортном темпе наша средняя скорость 8.4 км/ч.
На последнем 100-километровом марафоне мы всю дистанцию шли «нос в нос» и соперничали с хорошим
сияком
Атлантис известного в Европе производителя RainbowKayaks. Экипаж на нём тоже был хорошим. Всё же нам удалось вырвать победу.
Лёгкость
Я уже упоминал вес байдарки в 27 кг. Кроме позитивного влияния на скорость, это, конечно, сказывается и на банальном удобстве использования. Можно без проблем переносить её одному даже в собранном виде. В разобранном же виде лодка упаковывается в рюкзак с лямками, он идёт в комплекте (50х23х90см) и транспортируется куда необходимо в машине, в поезде, в электричке, на своих двоих.
Возможность и простота сборки/разборки лодки, удобство хранения и транспортировки
Критично, когда выделить гараж под хранение лодки нет возможности, а машина не адаптирована для перевозки на крыше цельнолитой байдарки — как раз мой случай!
Честно скажу, первый раз на сборку байдарки у меня ушло 1.5 часа при наличии вполне доступной инструкции, но отсутствии практики. Раза с 6-го время на сборку сократилось до получаса.
Хорошее соотношение «цена-качество»
Что я ещё получил с Валькирией, кроме обозначенных качеств?!
Хорошая устойчивость и вместе с ней ощущение уверенности даже в очень непростых погодных условиях
Перевернуть, конечно, можно любой «корабль», но, чтобы перевернуть Валькирию, нужно очень-очень сильно постараться. Мне с напарником это не удавалось даже в приличную волну, а она на Днепре бывает порой не хуже, чем на море.
Я периодически плаваю и на пластиковых байдарках — сияках. Они предназначены для хождения по «волнующейся» воде. Но после Валькирии в них я очень неуверенно себя чувствую. Если на Neris я просто не обращаю внимание на волну, то на сияке все мои мысли о том, как бы не перевернуться.
Хорошая манёвренность
Несмотря на приличную длину лодки, она достаточно легко управляется благодаря своему малому весу. Конечно, навыки управления лодкой сыграют свою роль ;)). Мои любимые старты «Архипелаг-О» проходят в плавневых лабиринтах. Там особо не разгонишься и нужно постоянно следить за тем, чтобы не врезаться в стену камышей и коряги. Нам это удаётся.
Достаточная комфортность посадки
Аутфитинг (сиденье, упоры для ног, регулирующие посадку ремешки) в каркасно-разборной байдарке не сравнить с аутфитингом пластиковой. Там просто диваны попадаются внутри лодок, но для комфортного самочувствия при сидении в лодке в течение всего дня — вполне хватает.
В нашей Валькирии образца 2008 года жёсткая спинка. Это, скорее, плюс — помогает держать осанку в длинных гонках. В современных образцах производитель уже начал использовать мягкие надувные сиденья. Их можно отрегулировать и настроить под себя и жёстко закрепить внутри лодки. Это достоинство для людей, более ориентированных на водные прогулки и походы, чем на спортивные состязания. К тому же надувные сиденья играют роль ёмкостей непотопляемости.
Что касается положения ног, то мне Валькирия с большим местом для ног кажется гораздо более удобной, чем пластиковые сияки. В последних ноги лучше чётко держать на специальных педальках-упорах и, с непривычки, они мгновенно затекают.
Большие вместительность и грузоподъёмность
Валькирия не гоночный болид, а, в первую очередь, лодка для туристических походов. Места для вещей в ней предостаточно. Можно забить под завязку весь корпус, оставив пространство для ног. Байдарка при этом не отправится на дно. Производитель заявляет грузоподъёмность в 300 кг. Нам, при всей нашей любви к походному комфорту, не удавалось так сильно загрузиться.
Хорошая износостойкость и ремонтопригодность
Каркасная байдарка требует некоторой аккуратности в использовании. Боится встреч с камнями, острыми корягами. Тем не менее, она вовсе не рассыплется от соприкосновения с препятствиями. Более того, если даже шкура пробьётся на чём-нибудь остром, вы всё равно сможете спокойно завершить сплавной день, не занимаясь внезапными спасработами.
Лайфхак: Немного армированного скотча никогда не помешает в лодке. К тому же Neris комплектует свои лодки ремнаборами: не нужно самим что-то изобретать.
За время моей дружбы с Валькирией нам приходилось лишь несколько раз заниматься починкой деталей каркаса. Поломки происходили лишь потому, что в нас врезались на полном ходу другие байдарки. А последние соревнования (100 км гонка) проходили на реке с локальными порогами до 3 к.с., и нашему экипажу без опыта прохождения порогов вообще пришлось местами посидеть на камнях. Лодка дожила до финиша!
Ещё упомяну, что несколько лет байдарка хранилась в собранном виде под открытым небом — и летом под жарким солнцем, и в минус зимой — на шкуре это никак не сказалась. Хотя я, конечно, осознаю, что ничего полезного в таком хранении нет. Буду впредь более осмотрительным.
Также, в превентивных целях, я регулярно обновлял лак на деревянных шпангоутах. Берёзовые влагостойкие шпангоуты, покрытые яхтенным лаком, кстати, важная отличительная черта данной модели. Такое исполнение делает пригодной байдарку к морским походам.
Трансформируемость в одно- или трёхместную байдарку
Под этим я понимаю возможность грести на байдарке двойке, как одному, так и втроём. Когда тренируюсь один, то просто бросаю в нос какой-то груз (килограммов 15-20 уже достаточно), чтоб меня не парусило на возможном ветру. Спокойно справляюсь с лодкой, сидя сзади. Когда в лодку третьим пассажиром подсаживается ребёнок или некрупный взрослый, то для него можно установить дополнительное сиденье посредине и это не скажется негативно на удобстве. Теперь, когда у меня двое детей, я просто беру на прокат Валькирию-3 (она длиннее на 20 см). Я доставляю в неё четвёртое сиденье, и мы очень вольготно чувствуем себя в ней всей нашей семьёй!
Тем, кто больше предпочитает туристические семейные походы стартам, оптимально будет взять байдарку Alu-2. Я на неё тоже заглядывался. Это действительно трансформер. Лодку можно полностью превратить в единичку или тройку, только заменив шкуру на нужный размер! Но для побед в соревнованиях из-за меньшей длины (50 см) она менее пригодна.
С высоты 9 лет, активно проведённых с Валькирией-2 и проб других лодок, могу поставить такие оценки её качествам по 10‑бальной шкале:
- Ходкость — 9 баллов;
- Курсовая устойчивость — 8 баллов;
- Манёвренность — 7 баллов;
- Устойчивость — 10 баллов;
- Инерционность — 6 баллов;
- Комфортность — 8 баллов;
- Удобство хранения и транспортировки — 10 баллов.
Сменю ли я свою «старушку» на пластиковый сияк?! Ни в коем случае. Просто обновлю давно и успешно выбранную модель.
Видео по теме
Обзоры каркасных байдарок Neris Alu и Neris Valkure