Зачем ехать 7500 километров по песку, чернозёму и буеракам? В чём кайф бродить реки с велосипедом и страдать от комаров? Что такое «пихайкинг»? Чтобы выяснить это, я поговорила с Романом Важновым, одним из создателей «Тур Юнайта», Антоном Князевым, первым человеком, кто проехал маршрут полностью, и Сергеем Смирных, продюсером в команде «Спорт-Марафона», который часто путешествует по трекам «Тур Юнайта».
Что такое «Тур Юнайт»
«Тур Юнайт» (Tour Unite) — это серия велозаездов и линейный велосипедный маршрут в России от Баренцева до Чёрного моря, проложенный по грунтовкам, грейдерным и асфальтированным дорогам. Протяжённость всего маршрута — 7500 километров. Он состоит из шести сегментов, длина каждого — 1000–1300 километров. Раз в год по одному из сегментов проводится массовый старт в формате заезда без взносов, справок, пунктов питания, автосопровождения, призов и медалей. В остальное время участники ездят по треку самостоятельно. Ежегодный заезд и маршрут называются одинаково — «Тур Юнайт».
Проект придумали по мотивам американской внедорожной велогонки с самообеспечением
Tour Divide. Суть подобных гонок в том, что участники используют готовый маршрут, но в пути сами организуют для себя питание, ночлег и безопасность.
Идеей организаторов «Тур Юнайт» было создать сверхдлинный веломаршрут в России — с севера на юг — и устраивать по нему ежегодные некоммерческие заезды для всех желающих: и спортсменов, и велотуристов. На проработку такого маршрута — разведку и подробное описание — ушло шесть лет.
Трек «Тур Юнайта» максимально избегает асфальтовых шоссе. Он проходит в основном по грунтовкам и грейдерам разного качества, но есть и тихие асфальтовые дороги с небольшим трафиком автомобилей. Маршрут проложен так, чтобы вокруг постоянно менялись пейзажи и покрытие дорог, чтобы «глаз не замыливался», а голова не уставала от однообразия. Поэтому трек идёт по красивым местам, часто отдалённым от цивилизации: лесам и степям, горным рекам и перевалам, тундре и пескам, деревням в российской глубинке, природным и историческим достопримечательностям.
«Тур Юнайт» — это про красоту и приключения, это микс путешествия и гонки. А основная масса участников — не спортсмены, а велотуристы, которые преодолевают маршрут в формате «быстрого» велопохода.
«Тур Юнайт» интересен велосипедистам с разными целями и уровнем подготовки, разных возрастных категорий. Ежегодно на маршрут выходят и новички, и продвинутые велопутешественники. Одни ставят задачу просто доехать до финиша сегмента, другие — уложиться в минимальное время, третьи — проверить свои силы и побывать на природе.
Ограничений для участников по снаряжению нет — в «Тур Юнайт» можно отправиться на любом велосипеде с любой экипировкой. Разница лишь в уровне дискомфорта, который участник готов преодолевать.
«ТЮ Лайт»: а это что?
Для тех, кто хочет проверить свои силы перед участием в «Тур Юнайте», организаторы в 2023 году подготовили отдельный проект с отдельным зачётом. Как и основная гонка, «ТЮ Лайт» — велосипедный заезд с самообеспечением. Участники стартуют одновременно и едут по треку с перерывами на отдых и сон.
Впервые «ТЮ Лайт» провели в 2023 году по готовому участку сегмента основного заезда. В 2024 году маршрут изменили, это был отдельный трек от Бологого до Твери, в 2025 году — от Ладожского озера до Онежского с элементами байкрафтинга — сплавом по рекам Нурмис и Суна. Для тех, кто не хотел проходить водный этап, была возможность срезать путь по земле.
Кто и как создавал «Тур Юнайт»
Летом 2016 года организаторы разведали и обкатали маршрут длиной 1000 километров от Петрозаводска до Конаково, а в июле 2017 года состоялся первый массовый старт по этому сегменту. В нём приняли участие шесть человек, трое из них доехали до финиша.
В 2018 году появился сегмент «Конаково — Воронеж» длиной 1300 километров, а ещё через год к треку добавили такой же длины сегмент «Воронеж — Ростов-на-Дону».
Число участников постепенно росло, и в 2020 году в заезде «Тур Юнайт» приняли участие уже 65 человек, до финиша добрались 47.
В 2021 году появился крымский сегмент. А подготовку полной дистанции в 7500 километров закончили в 2022 году. На сегодняшний день маршрут полностью разведан и проработан, менять или расширять его организаторы не планируют. В этом же году Антон Князев первым проехал весь маршрут «Тур Юнайта», а в 2023 году полный трек, но с облегчённым вариантом кольского сегмента проехал Денис Барабан.
О команде
Есть костяк организаторов, который решает спорные вопросы, например, разрешать ли в правилах бронировать гостиницу на маршруте заранее и подобные, и есть волонтёры, которые помогли в разведке треков.
Команда «Тур Юнайта»:
- Кирилл Бородулин — нравственный ориентир и ответственный за сайт.
- Роман Важнов скоординировал разработку и разведку трека, отвечает за проведение общих стартов и их информационное сопровождение.
- Дмитрий Кульбацкий придумал название «Тур Юнайт», участок Цимлянских песков и выступает голосом разума в сложных вопросах.
- Рустам Шерифзянов отвечает за арт и спорт.
- Кыштымский Карлик ведёт репортажи с масс-стартов.
- Максим Благов входит в коллективное жюри по спорным вопросам.
Форматы заездов «Тур Юнайт»
«Тур Юнайт» проводится в двух форматах: определённый и произвольный заезды.
Определённый заезд. Это массовый старт, его организаторы проводят один раз в год в конкретную дату и время, по заданному сегменту и направлению. Побеждает тот, кто первым проедет сегмент.
Произвольный заезд. Участник самостоятельно выбирает один сегмент, несколько частей сегмента или одну, направление движения, дату и время начала своего заезда. Участвовать можно в любое время года. Для этого нужно зарегистрироваться по
ссылке, скачать трек, проехать по нему, записать свой трек и после финиша выслать его организаторам. После этого участники смогут увидеть свои результаты в сводной таблице.
Правила участия в «Тур Юнайте»
Во время заезда участники рассчитывают только на свои силы и способности и сами обеспечивают для себя все базовые потребности. Проблемы в пути также решают самостоятельно. Помощь друзей и знакомых на маршруте не допускается, но участники могут помогать друг другу, принимать помощь от случайных людей и пользоваться коммерческими услугами, если они доступны и для остальных. Гостиницы и гостевые дома, магазины и кафе, шиномонтаж, транспортные компании и почта — всё это разрешено.
Проконтролировать соблюдение правил заезда сложно, поэтому команда проекта полагается на честность участников. Но если кого-то из велосипедистов замечают в нарушениях правил, организаторы могут не засчитать ему результаты.
Безопасность превыше всего, поэтому команда проекта рассчитывает на здравый смысл участников. Если на маршруте возникает угроза безопасности, следует изменить маршрут или отказаться от его продолжения.
Сегменты «Тур Юнайта»
Маршрут «Тур Юнайта» состоит из шести сегментов, следующих один за другим с севера на юг:
Трек полного маршрута «Тур Юнайт» без объездов. Подробные треки сегментов с метками ищите на сайте проекта «Тур Юнайт»
Все сегменты различаются по сложности: от 1 до 9. Этот коэффициент учитывает длину пути, набор высоты, покрытие, автономность и препятствия на маршруте. Выделяют четыре уровня сложности:
- 1–3 — лёгкий. Подходит для новичков: требуется базовая физическая подготовка и хотя бы небольшой опыт в велотуризме.
- 4–6 — средний. Для участников с опытом многодневных велопоходов по пересечённой и горной местности.
- 7–9 — сложный. Необходимы очень хорошая физическая и психическая подготовка, опыт многодневных одиночных автономных велопоходов.
- 12 — очень сложный. Нужна очень хорошая физическая и психическая подготовка, опыт многодневных одиночных автономных велопоходов.
Даже в самом лёгком сегменте — Вышневолоцком — будет непросто. На маршруте есть спуски и подъёмы, участки, где нужно пройти пешком с велосипедом, грязь и огромные лужи.
Самые сложные сегменты — северный и южный. Оба они расположены в горной местности с большим набором высот. Кроме того, на севере непредсказуемые и порой суровые погодные условия, малонасёленные территории, а дороги — камни, гравий и песок. На юге дополнительные сложности добавляют жара и трудные для проезда чернозёмы, песок, глинистые и каменистые дороги.
Северный (Кольский) сегмент
Северный сегмент проходит по Кольскому полуострову через Хибины: по каменистым сопкам, горным рекам и перевалам.
Что о северном сегменте говорят организаторы
«Тебе не надо ехать этот сегмент! Лучше езжай на другой. Этот слишком сложный и опасный».
Старт: мыс Немецкий (полуостров Рыбачий); финиш: город Кандалакша.
Протяжённость: 955 километров.
Общий набор высоты: 10600 метров.
Сложность: 12/9.
Автономность: 5/5.
Препятствия: 5/5.
Северный — самый сложный сегмент «Тур Юнайта». Сначала организаторы оценили его в 10 баллов — выше, чем есть в шкале сложности, — но после того, как первые несколько человек проехали этот участок, повысили до 12.
Выходить на Кольский сегмент следует только физически и психически подготовленным участникам. Асфальта здесь практически нет. Маршрут в основном проходит по грейдерам, грунтовкам и пешим тропам, есть дороги с крупными камнями. На этом сегменте будут броды, крутые подъёмы, где велосипед нужно нести на себе, и спуски.
Встречаются участки, которые придётся проходить пешком: броды, перевалы, буреломы, заболоченные дороги, огромные лужи и вязкая грязь, дорога по воде вдоль берега озера.
Нужно быть готовым к тому, что дожди, ветер, болота и комары станут постоянными спутниками, а одежда, обувь и снаряжение будут мокрыми на протяжении всего пути. Кольский полуостров — Арктика, поэтому летом здесь бывают заморозки, снег и ледяной ветер.
Основные препятствия на сегменте:
- Броды. На маршруте встречается несколько бродов глубиной от «по колено» до «по пояс». Уровень воды в некоторых реках зависит от осадков, и переправа в высокую воду может быть крайне опасна. О способах преодоления водных препятствий на сайте «Тур Юнайта» есть статья.
- Перевалы. Перевал Рисчорр Южный некатегорийный, но довольно крутой, и преодолевать его с велосипедом очень сложно, а в плохую погоду — опасно.
- Военные учения. В районах, по которым проходит маршрут, могут проводиться военные учения. В этом случае район учений надо объезжать по тундре. Про учения предупреждают обычно за несколько дней, проверить новости можно в диспетчерской службе Печенегского округа или в паблике «Полуостров Рыбачий» в ВК.
- Железная дорога. На маршруте есть два участка, проходящих по железнодорожным путям. На одном из них — наиболее опасном — одноколейная дорога с длинными рельсами, по которым поезда ходят почти бесшумно. Приближение состава можно не услышать, приходится постоянно оборачиваться. Есть тесные участки, на которых при приближении поезда придётся прыгать в кусты.
- Заболоченная дорога по берегу Умбозера. В высокую воду на этом участке могут встречаться лужи длиной несколько сотен метров и множество ручьёв. В высокую воду этот участок возможно преодолеть только на плавсредстве.
Важно
- Сегмент можно проехать только летом. Весной и осенью на маршруте лежит снег. Летом на Кольском полуострове полярный день, и крутить педали можно круглые сутки.
- Полуострова Рыбачий и Средний расположены на территории природного парка. Нужно зарегистрироваться и оплатить посещение.
- Источников питьевой воды много, фильтры можно не брать. Мобильная связь работает только в крупных населённых пунктах. Продуктовые магазины встречаются редко, и расстояние между ними может составлять до 240 километров.
- На пути есть база спасателей (КСП) и гостиница «Куэльпорр».
- На маршруте водятся медведи и другие дикие животные, много комаров и мошек.
Карельский сегмент
Карельский — один из двух северных сегментов. Он начинается на юге Кольского полуострова и заканчивается на северном побережье Ладожского озера в Сортавале. Маршрут проходит мимо живописных озёр, мраморных карьеров Рускеалы, по скальному массиву Воттоваара, через городище Паасо в Сортавале, а также по местам, где был записан эпос Калевала.
Старт: город Кандалакша; финиш: город Сортавала.
Протяжённость: 1310 километров.
Общий набор высоты: 9200 метров.
Сложность: 7/9.
Автономность: 3/5.
Препятствия: 3/5.
Дороги Карельского сегмента — это, в основном, холмистые грейдеры. По плато Воттоваара придётся ехать напрямую среди нагромождений валунов. Но будут ещё и красивые озёра с чистой водой.
На пути будут две крупные водные переправы: через водохранилище Кумской ГЭС и реку Кундозерку. Преодолеть их вплавь не получится, нужно брать с собой пакрафт или отправлять его сюда почтой. Отделения есть в посёлках Пяозерский и Калевала. Обязательно заранее научитесь грузить велосипед на пакрафт — это не так просто.
Чтобы не переправляться через Кундозерку, можно проехать по территории национального парка «Паанаярви». Для этого необходимо заранее оформить разрешение и получить его в визит-центре в посёлке Пяозерском.
Важно
- В Карельском сегменте больше населённых пунктов и магазинов, чем в Кольском. Но некоторые магазины работают лишь несколько часов в день. На участке от Зареченска до Пяозерского расстояние между магазинами — 180 километров.
- С питьевой водой обычно проблем нет: пить можно из многих озёр.
- Для преодоления переправ через водохранилище Кумской ГЭС и через реку Кундозерку необходим пакрафт.
- В лесах Карелии водятся медведи и очень много комаров.

Вышневолоцкий сегмент
Считается самым лёгким из сегментов «Тур Юнайта». Начинается в Карелии на берегу Ладожского озера. Проходит по Карельскому перешейку, затем идёт через Новгородскую и Тверскую области. Участники едут вдоль рек Мста, Тверца, Волга. Финиш — паромная переправа через Волгу в городе Конаково.
Старт: город Сортавала; финиш: город Конаково.
Протяжённость: 1330 километров.
Общий набор высоты: 7600 метров.
Сложность: 4/9.
Автономность: 1/5.
Начало сегмента особенно живописно: Ладожское озеро и Ладожские шхеры, Карельский перешеек со множеством озёр — Койонсаари, Ястребиное, Градуевские, — скалы, сосновые леса, финские развалины.
Трек проходит по пешеходным тропинкам и хорошим грунтовкам, но встречаются песчаные дороги и участки асфальтовых дорог с интенсивным трафиком.
Важно
- До старта, финиша и многих точек маршрута можно добраться на пригородных поездах. Например, в Сортавалу ходят электрички из Санкт-Петербурга, а в Конаково — из Москвы.
- Продуктовые магазины есть в пределах 100 километров по треку. С питьевой водой нет проблем.
- Маршрут Вышневолоцкого сегмента проходит по территории природного парка и нескольких заказников. Разрешения не нужны, но есть ограничения и требования к нахождению в этих местах.
Подмосковный сегмент
Сегмент начинается в Тверской области, у паромной переправы на берегу Иваньковского водохранилища. Трек огибает Москву с востока и проходит по нескольким областям — Ярославской, Московской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Липецкой.
Старт: город Конаково; финиш: город Воронеж.
Протяжённость: 1393 километра.
Общий набор высоты: 7200 метров.
Сложность: 4/9; в дождь — до 7/9.
Автономность: 1/5.
Препятствия: 3/5.
Маршрут сегмента можно разделить на две части — северную и южную. Середина маршрута — город Спасск-Рязанский.
Северная часть сегмента проходит в малонаселённой Мещёрской низменности по смешанным и хвойным лесам, где много песчаных дорог и лесных дорог с глубокими колеями. Летом в Мещёре много комаров и слепней, особенно в июне и июле.

Южная часть Подмосковного маршрута идёт по лесостепям Центрального черноземья. Здесь больше населённых пунктов и достопримечательностей, а дороги — в основном полевые грунтовки. В дождливую погоду чернозём раскисает, налипает на колёса, и ехать по такому покрытию становится очень трудно.
Важно
В северной части сегмента есть протяжённые участки без возможности пополнить запасы еды и воды. В южной части населённые пункты и сетевые магазины встречаются часто.
Донской сегмент
Маршрут проходит вдоль реки Дон через Воронежскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Почти все пейзажи — это степь.
Старт: город Воронеж; финиш: город Ростов-на-Дону.
Протяжённость: 1378 километров.
Общий набор высоты: 9000 метров.
Сложность: 7/9; в дождь — до 9/9.
Автономность: 1/5.
Препятствия: 4/5.
Маршрут с большим набором высоты по сравнению с предыдущими сегментами, не считая Кольского. Особенно много холмов с постоянным движением вверх-вниз будет в северной части сегмента. Некоторые склоны из-за чернозёмных участков могут стать очень сложными во время дождя.
Уникальный и опасный на маршруте природный объект — Цимлянские пески, пустыня на берегу Цимлянского водохранилища. В пустыне — жара, песок, колючки и мало источников воды. Организаторы рекомендуют запланировать на него не менее двух суток, ехать на бескамерных колёсах и с запасом воды не менее четырёх литров и еды минимум на два дня. И морально подготовиться к тому, что будет трудно.

Цимлянские пески — самый трудный участок Донского сегмента: солнце жарит беспощадно, а колёса вязнут в песке. Источник фото: https://vk.com/tourunite
Важно
- Летом здесь стоит сильная жара. Более комфортное время для заезда — весна или осень. Но нужно иметь в виду, что с конца апреля до начала июня — во время половодья — некоторые низинные участки маршрута затапливает.
- Источники воды и магазины встречаются через каждые 50–60 километров. Пить воду из стоячих водоёмов, например, Цимлянского водохранилища, не стоит даже после обработки.
Крымский (Южный) сегмент
Проходит вдоль побережья Азовского моря по Ростовской области и Краснодарскому краю, затем по Крымскому мосту приводит в Крым, идёт по полуострову и заканчивается на южном берегу Чёрного моря в Балаклаве.
Старт: город Ростов-на-Дону; финиш: город Балаклава.
Протяжённость: 1194 километра.
Общий набор высоты: 11368 метров.
Сложность: 5/9; в дождь — 8/9.
Автономность: 1/5.
Препятствия: 3/5.
Сегмент делится на две разные части — равнинную и горную, точка разделения — Крымский мост.
На равнинной части много асфальтовых дорог и населённых пунктов по пути. В горной части — грунтовые и горные каменистые дороги, также много населёнки. Серьёзный набор высоты начинается после Феодосии. Прохождение этого участка велосипедисты называют «пихайкингом», из-за того, что приходится идти пешком и толкать велосипед впереди.
Маршрут Крымской части проходит через множество живописных мест и достопримечательностей: горные перевалы, скалы и пещеры, природный парк «Караларский», плато Караби, Долгоруковская яйла, средневековый город-крепость Чуфут-Кале, городище Тепе-Кермен.
Важно
- Летом на сегменте часто стоит сильная жара, родники и ручьи в горной части Крыма пересыхают. Лучшее время для заезда — май и сентябрь–октябрь.
- Проблем с магазинами нет — они встречаются часто.
- Во время дождей некоторые участки грунтовых дорог становятся трудно проезжаемыми.
Как подготовиться к «Тур Юнайт»
За всю историю «Тур Юнайта» только два человека преодолели за один заезд всю дистанцию — 7500 километров целиком. Несколько человек приблизились к цели проехать полный маршрут по частям. Множество успешно справились с заездом на 1–2 сегмента. Но было немало и тех, кто снялся с гонки.
Основные причины схода с маршрута, по многолетней статистике «Тур Юнайт», — это потеря мотивации, проблемы со здоровьем и снаряжением.
Потеря мотивации — самый главный враг гонщиков. Изнуряющая жара или холод, постоянные дожди, большие перепады высот, размокший чернозём, глинистые дороги с глубокими колеями и огромными лужами, назойливые насекомые, усталость — это будет в пути ежедневно.
Проблемы со здоровьем могут возникнуть уже с первых дней пути — не только у новичков, но и у опытных участников. Самые распространённые осложнения — боли в коленях, повреждение ахилловых сухожилий, отёки ног, в том числе после множественных укусов мошки, а также накопившаяся усталость, недосып, боли в спине и руках, простуда, тепловой удар.
Я изучила отчёты участников разных заездов и на их базе составила чек-лист, который поможет подготовиться к гонке. Вот что нужно учитывать перед заездами:
- подготовиться физически и ментально;
- провести инвентаризацию велосипед, снаряжения, экипировки;
- изучить маршрут;
- спланировать бюджет.
Физическая и ментальная подготовка
Исключить вероятные проблемы со здоровьем на 100% нереально. Но можно подготовить организм к сложным условиям с помощью регулярных тренировок, участия в различных велогонках и длительных заездов по бездорожью.
Для подготовки к основному заезду можно попробовать свои силы в «ТЮ Лайт». Длительные заезды не только тренируют тело, но и улучшают ментальную подготовку — а это база для участия в любых гонках.
Ещё перед заездом стоит «очистить голову» от проблем и лишних забот повседневной жизни: раздать долги, оплатить счета, уладить отношения с родными и близкими, закрыть «хвосты» на работе. Иначе эти вопросы будут занимать мысли во время гонки. Без ненужных мыслей и ехать проще, и удовольствия больше.
Изучение маршрута
На этапе подготовки следует внимательно изучить маршрут, посмотреть на карте магазины, кафе, гостиницы, питьевые источники и планировать дневной километраж с учётом набора высот. Многие участники отмечают, что по подготовленному плану ехать проще и спокойнее.
Также стоит продумать логистику, чтобы проходить гонку с наименьшим количеством вещей. Некоторые участники отправляют себе в населённые пункты, через которые будет проходить трек, еду, газ, одежду, запасные части для велосипеда, плавсредства и другое. Также можно отправить с гонки домой снаряжение, которое больше не потребуется на маршруте.
Бюджет
Для планирования бюджета гонки нужно учитывать затраты на продукты и питание в кафе, ремонт велосипеда, дорогу до места старта и от точки финиша, жильё, связь, посещение природных парков на маршруте, медикаменты, которые могут внезапно потребоваться во время заезда.
Вот таблица затрат от Антона Князева. Мир и цены с 2022 года изменились, поэтому цифры ориентировочные, но помогут получить представление о том, какие расходы предстоят в пути.
Расходы, руб. | |||||
Южная часть | Северная часть | Общая сумма | |||
Продукты | 45 185 | 42 073 | 87 258 | ||
Велосипед | 18 851 | 12 000 | 30 851 | ||
Снаряжение | 21 434 | 3 220 | 24 654 | ||
Жильё | 3 250 | 2 197 | 5 447 | ||
Связь | 1 190 | 700 | 1 890 | ||
Логистика | 7 066 | 9 040 | 16 106 |
Какое снаряжение брать на «Тур Юнайт»
Большинство участников «Тур Юнайта» едут по маршрутам в формате
байкпакинга. Многие — с максимально облегчённым снаряжением. Особенно это касается заездов по сегментам с большими наборами высоты, бродами и пешими участками, на которых приходится переносить велосипед на себе или толкать перед собой. Ультралёгкая экипировка на таких маршрутах предпочтительна. Однако не стоит бескомпромиссно жертвовать комфортом ради минимального веса и компактности.
Перед заездом следует «обкатать» всё снаряжение: испробовать в различных условиях не только велосипед, но и палатку, спальник, кухню, систему развесовки.
Я собрала выводы и рекомендации от разных финишёров «Тур Юнайта» и рассказываю, какое снаряжение и одежду лучше всего взять на заезд.
Велосипед
«Тур Юнайт» проезжают на разных видах велосипедов: хардтейлах, фэтбайках, турингах, гревелах, ригидах, циклокроссах и других. Есть даже те, кто финишировал на «ашанбайке».
Рекомендаций от участников огромное множество. Вывод один: ехать и финишировать можно на любом байке и с любым количеством снаряжения. Вопрос лишь в том, сколько дискомфорта и страданий будет доставлять ваш набор.
Одежда
Набор одежды зависит от сегмента и времени года. Летом в северных сегментах понадобятся тонкое влагоотводящее
термобельё, джерси или лонгслив,
шапка,
бафф и тёплые перчатки,
мембранная куртка и брюки. В условиях частых дождей, большого количества ручьёв, луж и бродов пригодятся неопреновые либо мембранные носки. В холодную дождливую погоду будут не лишними неопреновые перчатки.
И для северной, и для южных частей маршрута обязательны ветровка, например из
софтшелла, и лёгкая куртка.
Для ночёвок возьмите дополнительный комплект одежды, упакуйте его в
гермомешок и используйте исключительно для сна. Для севера подойдёт тёплое термобельё или
флисовый комплект, тёплые носки.
Для большинства сегментов, особенно северных, нужна москитная сетка. С ней придётся не расставаться много дней подряд.
Обувь
Подходящий вариант — трейловые или треккинговые кроссовки с цепкой резиновой подошвой. С них должна быстро стекать вода, поэтому обувь с мембраной не подходит. Для южных маршрутов выбирайте кроссовки, в которых много сетки.
Для лагеря и для бродов можно взять кроксы или туристические сандалии, но многие участники экономят на весе и объёме груза, поэтому обходятся одной парой обуви. Чтобы вечером в лагере было комфортно заниматься делами в промокших кроссовках, берут мембранные носки.
Бивак
Палатка. Самые популярные палатки на «Тур Юнайте» —
ультралайт. Например,
Naturehike Cloud Up или Big Agnes Copper Spur.

Также популярны среди велогонщиков однослойные палатки типа тента-пирамиды из силиконовой ткани. Они устанавливаются на треккинговых палках, фирменных стойках или просто на ветках и палках из леса. Такие палатки просторные, в них легко помещается велосипед и вся экипировка.

Хороший вариант для многодневного велопохода — лёгкий тент-пирамида. Источник фото: https://vk.com/tourunit
Чтобы уменьшить вес груза, многие участники используют вместо палатки тент и бивачный мешок. Такой комплект может весить всего 500 грамм. Этот вариант хорош в южных сегментах, но и на севере им тоже пользуются.
Для контроля веса снаряжения удобно использовать приложение Lighter Pack. Всё снаряжение можно занести в сводную таблицу, распределить по категориям и проанализировать, что следует взять, а что слишком много весит.
Спальник. Важно, чтобы спальник был тёплым, особенно в северной части маршрута, при этом мало весил и был компактным. Многие участники выбрали спальник с температурой комфорта –2…–5 °С и не пожалели. Наполнитель — как пух, так и синтетические материалы. Однако стоит иметь в виду, что концепция с бивачным мешком и тентом вместо палатки не позволяет использовать пух, так как он быстро отсыреет и не высохнет до конца гонки.
Спальник стоит упаковать в гермомешок, иначе он скорее всего промокнет из-за частых дождей и бродов.
Коврик. Обычные пенки слишком объёмны и занимают много места на велосипеде. Идеальный вариант — надувной или компактный самонадувающийся коврик. К нему стоит взять набор заплаток и клей.
Брать коврик на полный рост или укороченный — зависит от ваших предпочтений. Многие участники отмечают, что комфортнее спать на длинном коврике, и они не готовы жертвовать этим комфортом в угоду облегчению веса.
Питьё и приготовление пищи. В северных сегментах магазины и заведения общепита встречаются редко. В южной части маршрута, особенно в Крыму, есть возможность питаться в кафе, поэтому необходимость в горелке и топливе не столь велика́.
Некоторые участники «Тур Юнайта» отдают предпочтение мультитопливным горелкам и лёгкой титановой посуде объёмом 400–600 мл. Запас бензина можно пополнить по всему маршруту на заправках, а вот с газом всё сложнее — нужно искать специализированные магазины. Если греть воду планируете на газовой горелке, выбирайте миниатюрную набалонную или систему приготовления пищи, а к ним и ветрозащитный экран.
С питьевой водой в различных сегментах дела обстоят по-разному. На Кольском много чистых природных источников, на Карельском с водой похуже, бывают длинные перегоны без источников. Иногда добывать воду приходится из болот. Для этого можно использовать
фильтр или обеззараживающие таблетки.
Для северной части можно взять
термос: горячий чай на перевалах будет очень кстати и поднимет боевой дух.
Остальное снаряжение
- Гигиенический набор: зубная щётка, паста, полотенце из микрофибры, мыло и солнцезащитный крем;
- Аптечка;
- Ремнабор: насос, мультитул, запасная цепь, запасные звенья цепи, смазка для цепи, выжимка цепи, комплект для ремонта бескамерных покрышек, запасная камера для велосипеда, набор заплаток и клей, запасные дисковые тормозные колодки, герметик для колёс, петух;
- Электроника: пауэрбанк на 10000–20000 мАч, аккумуляторы, велонавигатор;
- Велофонари;
- Фляги для воды;
- Наушники — чтобы было не так скучно ехать на длинных перегонах;
- Ультралёгкий рюкзак на 10–15 литров;
- Репелленты;
- Средства для отпугивания медведей и собак (свисток, фальшфейер, сигнал охотника с патронами, перцовый баллончик).
Ещё идеи велоприключений для вдохновения
- Памирский тракт — рассказ путешественника Валерия Рогозина об экспедиции по Центральной Азии;
- Алтай — советы и маршруты от редактора блога «Спорт-Марафона» Александра Денисова;
- Тува — всё о велопоходах по малоизвестному региону от тревел-блогерки Виктории Рефас.