Чем хорош велотуризм на Алтае
Разнообразие ландшафтов
Многообразие дорог
Много доступных достопримечательностей

Можно комбинировать маршруты
Есть туристическая инфраструктура
Отправные точки и ключевые дороги
Отправные точки
Сложность транспортировки велосипеда — главная особенность алтайской логистики. Даже крупные междугородные автобусы порой обладают очень маленьким багажным отделением, отчего поместить в него велосипед сложно. Уехать соло нетрудно, особенно если вы оплатите для велосипеда сразу два багажных места. Но для групп от трёх велосипедистов проще оплатить трансфер на вместительной машине, хотя это и будет дороже.
Чуйский тракт
Вокруг этой дороги даже сложился местный фольклор. Например, в советскую эпоху появилась песня об отчаянном шофёре Кольке Снегирёве, у которого был реальный прототип. В свою очередь, герой песни стал основой для образа Пашки Колокольникова, которого в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» сыграл Леонид Куравлёв. Чуйский тракт и Алтай вообще занимают особое место в кинолентах Шукшина — пейзажи дороги и гор Северного Алтая появляются в фильмах «Ваш сын и брат» и «Печки-лавочки». Настоятельно рекомендую их посмотреть перед поездкой ради «полного погружения» — интересно, когда места съёмок 50-60-летней давности постоянно перекликаются со встречными пейзажами.
- Места для цивилизованных ночёвок и цены на проживание распределены неравномерно. Чем ближе к границе с Монголией, тем меньше у вас будет вариантов для ночлега и тем выше будут цены на проживание и питание.
- Многие туркомплексы и гостевые дома работают только в высокий туристический сезон — с начала июня и до середины — конца августа. И свободных мест в эти даты тоже немного. Единственный способ не остаться без крыши над головой — бронировать жильё ещё до начала поездки, а не в пути.
Телецкий тракт
Чемальский тракт
- Через село Аюла в Чергу. По пути ждут два перевала (847 и 944 м), а также посредственная грунтовка, которую нередко размывают дожди. Скачать трек.
- Через сёла Каспа и Верх-Апшуяхта в Шебалино. По пути предстоит подняться по каменистой дороге в долине реки Каспы, преодолев 11 (!) её бродов, а затем подняться на два перевала — Каспинский (1265 м) и Апшуяхтинский (1425 м). Единственное, что радует на этом участке, — приличные грунтовые дороги, но ехать по нему лучше в обратном направлении — от Чуйского тракта к Чемальскому, тогда веселья на бродах будет больше, чем преодоления. Скачать трек.
- Через село Ороктой и Ороктойский перевал (1627 м) со спуском в село Курота. Перевал является точкой притяжения для отчаянных поклонников внедорожного автотуризма, поэтому дорога там соответствующая: крутой подъём, колеи, во время дождей перевал размокает и превращается в грязное месиво, а чернозём норовит залепить колёса и все просветы в раме и вилке. Скачать трек.
- По тропе Куюс — Каянча через Каянчинский перевал (1844 м) в село Онгудай. Самый красивый, но и самый сложный маршрут. От Куюса до водопада Бельтертуюк есть неплохая скально-гравийная дорога, которая затем переходит в узкую и каменистую конную тропу. Она лишь частично проезжаема на велосипеде и тянется около 26 км вдоль реки Катуни до подвесного моста через неё. Кстати, весьма аутентичного, почти как в приключенческих фильмах!
Далее предстоит преодолеть сложный перевал — по сути, тропу в ущелье, которая тянется вдоль горного ручья, а потом по серпантину спуститься в Онгудай. Но все эти усилия с лихвой окупаются роскошными видами. Скачать трек.
Улаганский тракт и долина Чулышмана
Дорога Бийск — Солонешное — Усть-Кан — Тюнгур

Тропа Инегень — Тюнгур
Чуйская степь и плато Укок
- Пропуск в парк. Нужно пройти регистрацию у сотрудников парка.
- Пограничный пропуск. Часть территории Укока — сегмент дороги по плато, перевал Тёплый Ключ, гора Красная — попадает в 5-километровую приграничную зону, для нахождения в которой необходимо оформить пропуск. Чтобы получить его, следует обратиться в Пограничное управление ФСБ по Республике Алтай или в его подразделения в сёлах Усть-Кокса или Кош-Агач. Получить пропуск можно при личном обращении, по почте, по e-mail или на портале «Госуслуги». Сроки предоставления услуги: для граждан России — не более 30 дней, для иностранцев — не более 60 дней.
Пример большого алтайского веломаршрута на 1000 км
Советы по планированию веломаршрута на Алтае
- Внимательно изучайте график высот на вашем треке по дням движения. Даже если по пути не будет больших перевалов, набор высоты за день всё равно может быть огромным относительно велопоходов по равнинным районам.
- Планируя маршрут, используйте отчёты поклонников внедорожного авто- и мототуризма на Алтае. Благодаря им можно намного точнее оценить характер дорожного покрытия в сравнении со спутниковыми снимками.
- Если планируете веломаршрут по Северному Алтаю, то возьмите на вооружение отчёты участников Общесибирских первомайских велопробегов. Многие из них проходят по довольно непопулярным локальным дорогам.
Когда ехать в велопоход по Алтаю
- В начале мая природа Алтая ещё только пробуждается от зимнего сна — только в тёплых долинах Северного Алтая начинается цветение и проклёвывается листва на деревьях. Южные районы в это время по своим пейзажам ещё похожи на позднюю осень. Поэтому, если хочется начать сезон пораньше, но увидеть красоту, стартовать в велопоходы лучше в середине — конце мая. По ночам в это время года ещё прохладно — могут быть заморозки, особенно в высокогорных районах. Но склоны гор уже зазеленеют, а цветы будут распускаться у вас на глазах.
- Июнь — июль. Это высокий туристический сезон на Алтае. Все базы и гостевые дома открыты и работают в полную силу, много автобусных рейсов и такси, которые упрощают заброску. Но наиболее популярные достопримечательности будут наводнены туристами, особенно в выходные дни.
- Август — сентябрь. В августе туристический сезон идёт на спад — меньше трафик на дорогах, меньше народу на обзорных площадках и базах отдыха. В это время года горные реки набирают свой насыщенный цвет. Катунь становится ярко-бирюзовой, а Аккем — молочно-белым. В начале сентября наступает едва ли не самое красивое время года на Алтае: к ярким рекам добавляются осенние золотые горы. В то же время количество туристов сокращается до минимума и быстро холодает — на высотах более 1000 метров уже в середине сентября ночью могут быть заморозки и даже выпадает снег, особенно в центральных и южных районах региона.