0

Всё об автономных веломаршрутах в Туве

© Андрей Тонких
В Туве населённые пункты отделены друг от друга безлюдными километрами условно проезжих дорог, взбирающихся на открытые всем ветрам перевалы. Здесь, внутри кольца гор, покрытых вечными снегами, пасутся бесчисленные стада, белеют в степи юрты, а в густо-синее небо смотрят каменные изваяния минувших эпох. Велопутешествия по Туве будут наполнены впечатлениями, а заодно станут и проверкой на прочность — и туриста, и его велосипеда. Сегодня расскажем о нескольких проверенных веломаршрутах по одному из самых необычных регионов России.

География и климат Тувы

Тува расположена в горной котловине. С запада, севера и востока её отделяют от Красноярского края, Иркутской области, республик Хакасия, Бурятия и Алтай хребты Восточного и Западного Саяна, а с юга — от Монголии — горы Южной Сибири. Природа и климат республики отличаются в разных её частях, но летом практически везде днём стоит жара — до +40°C в тени, а ночью температура может упасть ниже нуля. На перевалах возможны снежные заряды даже в июле, а ледяные ветры с гор легко достигают пустынь в центре региона. Затяжные ливни редки, за исключением горно-таёжной зоны, в степи и предгорьях обычно они короткие и очень мощные.
Подробнее
Спальник Marmot Nanowave 25 Classic Blue
-20%
15 112 ₽
18 890 ₽
Marmot Спальник Marmot Nanowave 25 Classic Blue
левый
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Поэтому для велопоходов по Туве потребуется палатка, способная выдержать мощный ливень и сильный ветер, а также достаточно тёплый коврик и спальник с T, lim около -5°C, чтобы вы точно не замёрзли ночью.
С питьевой водой нет проблем только в восточной части республики с её обильной речной сетью. В остальных районах Тувы реки активно используются скотом и летом быстро пересыхают, чистую же воду можно найти лишь в горных ручьях, а в населённых пунктах — в колодцах у местных жителей. В республике множество аржаанов — целебных источников — и солёных грязевых озёр.
Гнус обилен при безветрии на озёрах и в горно-таёжной части Тувы, где также можно подцепить клеща. Степные клещи тоже встречаются, но они более крупные и на ногах байкера хорошо заметны.
Лунные горы © Антон Кузьмин
Предгорья Саян © Антон Кузьмин
Караганная степь © Андрей Тонких
Горное озеро © Антон Кузьмин
Болото на вечной мерзлоте © Юрий Бойко
Ливень на взморье © Павел Фарнер

Что нужно знать велотуристу о Туве

  • Плотность населения Тувы — одна из самых низких в стране. Регион одновременно входит и в двадцатку крупнейших регионов России, и в десятку самых малонаселённых территорий. Иногда на маршруте вам будет казаться, что других людей, кроме вас, в мире не существует.
  • В Туве нет железных дорог, в республику можно добраться только по воздуху или по земле. Она связана федеральной трассой Р257 с Красноярским краем и Монголией, региональными автодорогами К-01 — с Хакасией и Н-110 — с Монголией. Также в Туву можно приехать по грунтовой дороге из Горного Алтая через перевал Бугузун или по сотням конных и оленьих троп через горы. Но на тропах велосипед придётся нести на себе.
  • Асфальт, гравий, грунт встречаются на маршрутах в соотношении примерно 20/20/60.
  • Главный враг велопутешественника в степной части Тувы — «собачьи» колючки, крохотные четырёхгранные семена. Личный рекорд автора статьи — 27 проколов на асфальтовом участке в 4 км. Учитывая, что озёр и рек в Туве мало, искать проколы крайне тяжело. Обязательно включите в велоаптечку большую пачку заплаток и здоровый тюбик клея, нелишними будут антипрокольные покрышки и несколько запасных камер. Про слики и полуслики забудьте, только злая резина.
  • Местное население очень отзывчивое и всегда готово помочь — едой, водой, эвакуацией, с ремонтом велосипеда — и подсказать дорогу. Но в отдалённых горных районах не все знают русский язык. Как и в любом походе, не рекомендуется пить с местными, угощать их алкоголем, останавливаться на ночлег рядом с населёнными пунктами. Вечерние прогулки даже по столице — Кызылу — лучше исключить.
  • Бо́льшая часть населения Тувы является одновременно буддистами и шаманистами, так что многие культовые места могут показаться необычными или даже странными. В любом случае не оскорбляйте чувства верующих во избежание конфликтов.
Спуск в Туву с перевала Нолевка © Андрей Тонких
Дорога близ монгольской границы © Сергей Токарев
Уголок безлюдной Тувы © Антон Кузьмин
Будьте готовы к пыльным бурям © Павел Фарнер
Сразу видно, где искать воду © Сергей Токарев
“Сумон” означает “село” © Павел Фарнер
С уважением относитесь к святыням © Андрей Тонких

Документы, необходимые для велопоходов в Туве

Если ваш маршрут затрагивает территории заповедников «Убсунурская котловина» и «Азас», вам необходим платный пропуск. Заявка на проезд по территории «Убсунурской котловины» отправляется на электронную почту заповедника. Предварительно позвоните и уточните, выдаётся ли пропуск в текущем сезоне, сколько он стоит, какая информация должна содержаться в заявке и можно ли получить его по почте.
667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 144 А
Телефон: 8 (394-22) 5-37-70, 3-37-87
E-mail: ubsunur@yandex.ru
Пропуск в «Азас» выписывается на месте:
668530, Республика Тыва, Тоджинский р-н,
с. Тоора-Хем, ул. Агбаан, д. 20
Телефон, факс: 8 (394-50) 2-12-99
E-mail: azastuva@mail.ru
Для маршрутов, захватывающих приграничную с Монголией территорию, нужен бесплатный погранпропуск. Заявку установленного образца, скачанную на «Госуслугах», нужно подать на электронную почту УФСБ России по Республике Тыва. После отправки письма обязательно дозвонитесь в учреждение и настойчиво уточните, получена ли ваша заявка. Делать это нужно не позднее чем за месяц до похода. Пропуск вам пришлют по почте либо выдадут лично в руки в Кызыле.
667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красных Партизан, д. 31
Телефон дежурного: 8 (394-22) 2-19-70
Телефон доверия: 8 (394-22) 2-04-34
E-mail: tuva@fsb.ru
Также желательно иметь при себе какое-нибудь удостоверение: документы с гербами магическим образом действуют на стражей порядка в любой части Тувы.
Сумка Topeak Toploader 0,75 л Black
-30%
3 710 ₽
5 300 ₽
Topeak Сумка Topeak Toploader 0,75 л Black
0.75
Подробнее

Жильё, питание, деньги и связь в велопоходах по Туве

Любой велопоход по Туве можно заявлять как автономный, гостиницы, квартиры посуточно и базы присутствуют лишь в Кызыле и его окрестностях, а в прочих местах — опционально.
Газ для резьбовых баллонов в Туве не встречается, но в хозмагах крупных населённых пунктов иногда попадаются цанговые баллоны. Дрова есть везде, где есть лес, в степи не пренебрегайте кизяком и сухими кустами караганы.
Классический набор продуктов — крупы, лапша, консервы — доступен в любом магазине региона. Проблемы могут возникнуть лишь с хлебом: его пекут не везде и быстро разбирают, но на памяти автора не было случая, чтобы хлебом не поделились местные жители или военные. Столовые на трассе присутствуют эпизодически, в них вам предложат классическую советскую и тувинскую кухню. Последняя переваривается не всеми желудками, потому что в Туве любят жирную баранину, так что запасайтесь панкреатином и лоперамидом. В тувинской кухне много продуктов из кислого молока, в жару они прекрасно утоляют жажду. Рекомендуем попробовать изиг-хан — кровяную колбасу, мороженое из божи — творожного продукта, получаемого при варке кефира, суттуг-шай — солёный чай с молоком и маслом, сладости с далганом, курут и прочие вкусности.
Картой расплатиться можно только в крупных населённых пунктах, лучше заранее снять часть денег и разменять их на мелкие купюры. В Тоджинском и Монгун-Тайгинском кожуунах, приравненных к районам Крайнего Севера, цены на всё будут в два раза выше, чем на остальной территории Тувы.
Интернет и сотовая связь на большей части маршрутов отсутствуют. В Туве нет веломастерских и специализированных магазинов, поэтому все запчасти везите с собой.
Утро в юрте © Антон Кузьмин
Питательный ужин для гостей © Антон Кузьмин
Тувинские разносолы © Виктория Рефас
Юрта-хостел в горах © Валерий Федотов
Путешествуйте со своей жилплощадью © Андрей Тонких

Маршруты велопоходов по Туве

Описанные ниже маршруты не являются эталонными, от них можно отталкиваться при построении своего трека или можно разнообразить уже по ходу действия — неучтённых полевых, горных и лесных дорог в Туве очень много. В республике до сих пор практикуется отгонное скотоводство, огромные стада коров, сарлыков, сокжоев — северных оленей, коз, отары овец, табуны лошадей и верблюдов круглый год кочуют вместе с хозяевами по долинам и по взгорьям. К летникам и кошарам регулярно натаптываются дороги и направления, вполне пригодные для проезда на велосипеде. Также маршруты можно комбинировать целиком или частями между собой.
Что касается достопримечательностей, то основные точки притяжения в Туве — это природные объекты, сакральные места и фестивали. Городской туризм возможен лишь в Кызыле. Памятников архитектуры у кочевого народа немного, искусственно созданных туристических локаций нет. Но Тува сама по себе достопримечательность. Её удивительная история, её люди, сохранившие в XXI веке традиционный образ жизни, её шаманские клиники и буддистские святыни, караганная степь и шелестящие цветными ленточками священные деревья, рыба, выпрыгивающая из реки, и песчаные дюны — всё это можно увидеть и потрогать на маршрутах.
Ямочно-гребенчатые магистрали © Юрий Бойко
Атака коровьей кавалерии © Павел Фарнер
В гостях у археологов © Павел Фарнер
Вывески как отдельная достопримечательность © Валерий Федотов
Аншлаги как отдельная достопримечательность © Антон Кузьмин
В Туве есть море © Павел Фарнер
…и тайга © Антон Кузьмин
…и озёра © Антон Кузьмин
…и что-то инопланетное © Андрей Тонких

Велопоходы по Восточной Туве

Нитка маршрута: Кызыл — Каа-Хем — Сарыг-Сеп — Сизим — Сарыг-Сеп — Бояровка — Тоора-Хем
Протяжённость: 360 км.
Покрытие: асфальт только до Сарыг-Сепа, гравий до Сизима, все виды грунта до Тоора-Хема.
Природные зоны: степь, черневая тайга, горная тайга, горная тундра.
Всю восточную часть республики занимают Саянские хребты, отделённые друг от друга межгорными котловинами, заросшими глухой тайгой, по которым текут сотни рек. Здесь берут начало Бий-Хем и Каа-Хем, их стрелка в Кызыле образует Улуг-Хем — Енисей. В селе Тоора-Хем находится усадьба заповедника «Азас», оттуда можно отправиться в экотур на озеро Тоджа, на трофейную рыбалку, сплав или в гости к оленеводам (тувинцы-тоджинцы, проживающие в бассейне Бий-Хема, выпасают сокжоев — северных оленей). В верховьях Каа-Хема с конца XIX века в нескольких сёлах и посёлках проживают староверы часовенного согласия. Местность эта называется Верховьё, ежегодно в селе Сизим проходит одноимённый фестиваль русской культуры, и можно подгадать поездку под мероприятие. В этой части республики многие сёла имеют два названия — русское и тувинское, имейте это ввиду при подготовке маршрута.
Старт в Кызыле, далее вдоль Каа-Хема по хорошему асфальту движемся до Бояровки. От Бояровки на север ведёт дорога через хребет Академика Обручева в Тоджу — самый большой кожуун Тувы. Часть её даже отсыпана, а через Бий-Хем совсем недавно торжественно открыли мост. Дорога серьёзная, имеет в активе несколько перевалов высотой до 2000 м, одну столовую, опасные острые камни, пробивающие колёса. Возможны солнечные удары, снег и град. На таёжных участках после дождя — гигантские лужи и грязь. Вероятность встречи с оленями, злыми собаками, охраняющими кошары, и слепнями тоже никто не отменяет. Зато с питьевой водой проблем нет, речек и ручьёв много, а трудности компенсируют потрясающие виды на Восточный Саян.
Из Тоора-Хема при наличии пакрафта можно сплавиться по Бий-Хему до Кызыла. Это около 275 км практически безлюдной енисейской красоты и два мощных порога — Хутинский и Подпорожица, оба проходятся правым берегом.
Также можно уехать в Кызыл на «буханке» либо своим ходом до Сарыг-Сепа, откуда съездить в радиалку до Сизима, познакомиться со староверами, а заодно прокатиться на пароме через Каа-Хем.
Альтернативный вариант маршрута по Восточной Туве — кольцевой: Кызыл — Каа-Хем — Сарыг-Сеп — Дерзиг-Аксы — Ильинка — Балгазын — Целинное — Кызыл. Это около 280 км чисто спортивного педалирования по степи и тайге.
На пути в Тоора-Хем © Юрий Бойко
В гостях у тувинцев-тоджинцев © Юрий Бойко
Долина Каа-Хема © Юрий Бойко
Дорога на Сарыг-Сеп © Андрей Тонких
На хребте Академика Обручева © Юрий Бойко
Альтернативные дороги Тувы © Юрий Бойко
На пакрафте по Бий-Хему © Роман Баранов

Велопоходы по Южной Туве

Нитка маршрута 1: Эрзин — Нарын — Белдир-Чазы — озеро Тере-Холь — Кунгуртуг.
Протяжённость: 222 км в одну сторону.
Покрытие: грунт всех видов.
Природные зоны: степь, горная тайга.
Очень красивая и сложная дорога по долинам рек Нарын, Балыктыг-Хем, Каргы и Чилгаланды с не поддающимся подсчёту количеством бродов и гарантированными видами на заснеженные хребты Восточного Саяна: Сенгилен и Хорумнуг-Тайга. Оптимально проехать здесь в конце лета, когда реки мелеют, в остальных случаях часть бродов преодолевается на попутном большегрузном транспорте.
Цель поездки — большое озеро Тере-Холь близ села Кунгуртуг. На одном из его островов сохранился дворец из сырцового кирпича Пор-Бажын, построенный в VIII веке во времена Уйгурского каганата, ныне раскопанный археологами. Также рекомендуется принять грязевые ванны и орошения на серном аржаане Бояй, что на северном берегу Тере-Холя, отдохнуть на пресном озере Даху-Нур, переночевать в гостевой юрте, познакомиться с крошечными музеями в посёлках. В окрестностях Эрзина есть шанс увидеть верблюдов.
Обратно в Эрзин можно вернуться на маршрутке-вахтовке либо своим ходом.
Дорога на Кунгуртуг © источник: tuva-travel.com
У брода через Нарын © Артём Губанов
Озеро Тере-Холь и крепость Пор-Бажын. Источник фото: rgo.ru
Оваа на перевале © Антон Кузьмин
Затор на трассе близ Эрзина © Павел Фарнер
Нитка маршрута 2: Эрзин — озеро Торе-Холь — озеро Шара-Нур — Ак-Эрик — Самагалтай — Куран — Кызыл-Арыг — Краснояровка — озеро Чагытай — Дурген — трасса Н-110 — Кызыл.
Протяжённость: 424 км.
Покрытие: асфальт, гравий, степные дороги.
Природные зоны: степь, полупустыня, светлохвойная тайга.
Сравнительно простой маршрут по району Тувы, знаменитому большими озёрами — Торе-Холь, Шара-Нур (солёное) и Чагытай, где можно предаться пляжному отдыху, порыбачить, поплавать на лодке, подлечиться на аржаанах и грязях, побродить по «лунным» предгорьям хребта Танну-Ола, заняться бёрдвотчингом, погулять по песчаным дюнам.
А по пути посмотреть природные достопримечательности. Например, каньон на реке Дурген, согласно легенде возникший на дороге, по которой ехали повозки войска Чингисхана, каковых было так много, что они продавили землю. Торе-Холь и Шара-Нур расположены близ границы с Монголией, а дорога между ними проходит через территорию заповедника «Убсунурская котловина», так что позаботьтесь о пропусках.
Что касается степных дорог, то утомить могут разве что песчаные участки на отрезке Шара-Нур — Ак-Эрик да ямочно-гребенчатые близ озера Чагытай. На пресных озёрах имеются юрт-кемпинги, небольшие кафе, ну а мест под палатки — сколько угодно.
Из минусов стоит отметить проблемы с пресной водой, колючки и сильный ветер, который чаще всего, увы, не попутный.
В песках Южной Тувы © Павел Фарнер
Озеро Торе-Холь. Источник фото: vsegda-pomnim.com
Озеро Чагытай © Андрей Тонких
Хурээ на озере Чагытай © Андрей Тонких
Дургенский каньон © Андрей Тонких
Руины в степи © Артём Губанов
Нитка маршрута 3: Хандагайты — долина реки Улаатай — долина реки Карасуг — Дус-Даг — Чаа-Суур — водораздел Ак-Хема и Ак-Кара-Суга — водораздел Ак-Кара-Суга и Ирбитея — верховья реки Биче-Ажык — верховья реки Элегест — озеро Доржу-Холь — Холчук — Ак-Тал — выход на трассу Н-05 — Чал-Кежиг — выход на трассу Р257 — Усть-Элегест — Кызыл.
Протяжённость: 350 км.
Покрытие: гравий, грунт всех видов, асфальт.
Природные зоны: степь, лесостепь, светлохвойная тайга.
Интересный техничный маршрут, частично проходящий вдоль границы с Монголией, от крупного села Хандагайты до Кызыла. Примерно половину пути займут лесные дороги по водоразделам и руслам рек, бегущих с южных склонов хребта Западный Танну-Ола. Перевалив через него, велопутешественники попадут из таёжной южной Тувы в степную. Населённых пунктов будет мало, но зато через каждые 2–4 км здесь встречаются юрты и стационарные дома-летники, окружённые стадами коров и отарами овец, — местные жители получают безвозмездные ссуды от государства с условием, что они будут жить в предгорьях хребта вдоль границы постоянно.
На участке от Хандагайты до Дус-Дага предстоит подняться на несколько перевалов, самый высокий из которых — Тээли (2366 м), и обогнуть 70-километровый «аппендикс», принадлежащий Монголии. Он был передан соседям в 1958 году при демаркации границы — в этих краях родился председатель компартии Монголии Юмжагийн Цэдэнбал. Если путь срезать, то получится всего 16 км, но законопослушные туристы едут в объезд.
Из примечательного на маршруте стоит отметить тесное общение с пастухами и их семьями, совершенно сказочные лиственничные и тополиные рощи, поднебесное озеро Доржу-Холь на северном склоне Танну-Ола и типичное для вечной мерзлоты природное явление — пустыни в окружении болот.
Пожертвование духам на белую дорогу © Валерий Федотов
Отдых с видом на Монгун-Тайгу © Валерий Федотов
Предгорья Танну-Ола © Сергей Токарев
В гостях у пастухов © Валерий Федотов
Инфощит в описанием достопримечательности © Валерий Федотов
Гестхаус на маршруте © Валерий Федотов
Озеро Доржу-Холь © Валерий Федотов

Велопоходы по Центральной Туве

Нитка маршрута: Чаа-Холь — гора Суме — Чаа-Холь — Ак-Дуруг — Чадан — Ийме — Баян-Тола — Суг-Аксы — озеро Сут-Холь — Суг-Аксы — Ак-Даш — Алдан-Маадыр — Дон-Терезин — Ак-Довурак
Протяжённость: 320 км.
Покрытие: асфальт, грунт всех видов.
Природные зоны: степь, пустыня, лесостепь, светлохвойная тайга.
Велопоход по Великой степи, в том виде, как мы её себе представляем: с кустами караганы, курганами, каменными изваяниями, табунами лошадей, юртами и зелёными ивовыми извивами, скрывающими пересохшие русла рек. Здесь будут и «лунные» пейзажи, и гряды гор и холмов, и священные лиственничные рощи, и буддийские святыни.
Старт — на берегу Саянского моря, далее вас ждут пустыни, почитаемая буддистами скальная ниша Чурумал-Бурганныг, красивейшее таёжное озеро Сут-Холь, аржааны, «дорога Чингисхана», на Чаа-Холе — визит в лагерь археологов.
Больше половины пути пройдёт по асфальту разной степени убитости, но встретятся и участки с идеальным покрытием. Грунтовки в основном степные, гравийки — сплошь со «стиральными досками». Если у вас есть пакрафт, то возьмите его с собой, он даст возможность срезать часть пути — переправиться через Хемчик из Ийме в Ишкин, а не пускаться в 65-километровый объезд до Сут-Холя.
Маршрут идёт по исторической части Тувы Даа-Хошуну, где родились знаменитые тувинцы Субэдэй и Буян-Бадыргы и где в 1890-х годах произошло крупнейшее в Сибири восстание скотоводов-аратов против китайских и монгольских феодалов — Алдан Маадыр. Дорога заведёт на родину Сергея Шойгу — в Чадан, где с 1999 года в июле проходит фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», благодаря которому был восстановлен одноимённый буддистский монастырь близ города.
Финиш в Ак-Довураке — название переводится с тувинского как «белая земля» — моногороде, основанном в 1964 году для работников асбестового комбината. Отсюда можно уехать на такси в Кызыл или отправиться своим ходом на север — в Хакасию до Абазы, об этой дороге мы писали в нашем блоге.
Берег Саянского моря © Павел Фарнер
Священная гора Хайыракан © Артём Губанов
Пейзажи Центральной Тувы © Павел Фарнер
В Устуу-Хурээ © Андрей Тонких
Буддийская ниша Чурумал-Бурганныг © Павел Фарнер
Озеро Сут-Холь © Антон Кузьмин
Летник в горах © Антон Кузьмин
Пустыня Ийме © Дмитрий Юрлагин
Ак-Довурак. Пепелац © Андрей Тонких

Велопоходы по Западной Туве

Нитка маршрута: Кош-Агач — Кокоря — долина реки Бугузун — перевал Бугузун — озеро Хиндиктиг-Холь — Мугур-Аксы — Саглы — выход на трассу Р257 «Енисей» — Чадан — Ак-Довурак — Абаза.
Протяжённость: 714 км.
Покрытие: гравий, грунт всех видов, асфальт.
Природные зоны: степь, лесостепь, пустыня, светлохвойная тайга, горная тайга, горная тундра.
Транзитный маршрут через Туву из Горного Алтая в Хакасию, частично проходящий вдоль границы с Монголией и захватывающий участок «Убсунурского заповедника». Потрясающе красивая дорога с околонулевым трафиком приведёт вас в местный Тибет — Монгун-Тайгинский кожуун, названный в честь самой высокой горы Восточной Сибири, со всеми его атрибутами: сарлыками, цветными флажками оваа, шелестящими на ветру, ступами, ламами, дующими в дунчены, неприветливыми горными долинами и ветрами, срывающимися с ледников.
Дорога проходит вдоль рек Бугузун, Моген-Бурен, Каргы, Барлык, Бора-Шай и Улуг-Хондергей, Хемчик и Алаш, где вас ожидают десятки бродов, поднимается в перевалы Бугузун, Коге-Дава, Арзыйты и Молодёжный — потоками булыжников, которые байкеры объезжают по альтернативным степным направлениям. А в тундровом районе Сотого перевала под колёса ляжет горная дорога. Горы всех оттенков, юрты, стада, целебные источники, безводные пустыни и степи, светлые тополиные рощи, охраняемые хищными птицами, иссушающая жара и мощные ночные грозы, помощь местному населению в лепке лепёшек из кизяка, купание в чистейших озёрах и молочно-бирюзовых реках, бёрдвотчинг и фотоохота на тарбаганов и северных оленей, визит к стенам разрушенного монастыря Устуу-Хурээ — вот неполный список того, что ожидает здесь велопутешественника.
Тувинский Тибет © Андрей Тонких
Сарлыки © Андрей Тонких
Пейзажи на маршруте © Андрей Тонких
Озеро Хиндиктиг-Холь © Андрей Тонких
В Убсунурской котловине © Андрей Тонких
Центральная площадь поселка © Валерий Федотов
В тени ступы © Андрей Тонких
На Сотом (Саянском) перевале © Андрей Тонких
В пути может пригодиться запасная покрышка, потому что шипы протектора здесь стираются почти в ноль. Либо стоит поставить новые шины перед поездкой, желательно из износостойкой резины. Также возьмите горелку с запасом топлива: с дровами в Западной Туве скудно, появятся они уже в тайге, на подъёме к Сотому перевалу.
Удачных вам покатушек! И помните, в Туве «тайгой» называют не лес, а горы.

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2022 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.