0

Топ-5 самых красивых дорог Южной Сибири

На федеральной автодороге «Енисей» © Игорь Юхновец
Тувинцы говорят: «Неважно, куда лежит твой путь, ведь любая дорога важнее её цели». Эта народная мудрость — готовый девиз для тех, кто ценит эстетику дороги, не ставит чётких целей и любит неожиданные повороты, причём как в прямом, так и в переносном смысле. А если путь обильно усыпан достопримечательностями — природными и рукотворными, то такая поездка точно запомнится надолго. В России сотни живописных дорог, предлагаем вам познакомиться с самыми красивыми из них, прорезающими серыми лентами просторы Южной Сибири: Красноярского края, Тувы, Хакасии и немножко — Алтая.
Все дороги из нашего обзора плавно перетекают одна в другую. При желании можно объехать их за один отпуск. На маршрутах, кроме Кош-Агач — Чадан и Старого Усинского тракта, возможен автостоп. Рекомендуем запастись наличкой, так как банкоматы и терминалы во многих точках пути отсутствуют. Интернет и сотовая связь есть только в крупных городах и посёлках, а также местами на федеральной трассе Р-257 «Енисей».
За пределами этого обзора осталась самая посещаемая и самая качественная дорога Южной Сибири — Чуйский тракт. Но у нас в блоге есть целый гайд о том, как организовать автопутешествие по ней и какие достопримечательности посетить.

Дорога Кош-Агач — Чадан

Дорога Территория Номер трассы Протяжённость, км Дорожное покрытие Какому транспорту подходит Сезон
Кош-Агач — Чадан Республика Алтай, Республика Тыва Р-256, нет номера, Р-257 390 Гравий, грунт, горная дорога, немного асфальта Велосипед, мотоцикл, автомобиль полноприводный с очень большим просветом Июнь — октябрь
Нитка маршрута: Кош-Агач — Кокоря — долина реки Бугузун — перевал Бугузун — озеро Хиндиктиг-Холь — Мугур-Аксы — Саглы — выход на трассу Р-257 «Енисей» — Чадан.
Заправки: в Кош-Агаче, Чадане, есть заправка в Мугур-Аксы, но там могут отказать в обслуживании, если топлива мало.
Столовые: под перевалом Коге-Дава, у поворота на трассу Р-257, в Чадане.
Магазины: в Мугур-Аксы, Саглы, Чадане, алкоголь продают с 11 до 19 часов.
Где ночевать: в палатке, есть мини-гостиница в Чадане.
Потрясающе красивая дорога с околонулевым трафиком соединяет Чуйскую степь Горного Алтая с самым отдалённым и малонаселённым районом Тувы — Монгун-Тайгинским кожууном — и выходит на федеральную трассу «Енисей». Дорога бежит по долинам рек Бугузун, Моген-Бурен, Каргы, Барлык, Бора-Шай и Улуг-Хондергей, поднимается на перевалы Бугузун, Коге-Дава, Арзайты и Молодёжный, пестрящие разноцветными флажками и многочисленными оваа. Пёстрые горы, белые бусинки юрт, бесконечные стада овец и сарлыков, лунные пейзажи высокогорных пустынь, переходящие в караганные степи, светлые тополиные рощи и мрачные ущелья, поросшие лиственницами, ледяной купол Монгун-Тайги на горизонте. А ещё десятки бродов, иссушающая жара и мощные ливни, помощь местному населению в лепке лепёшек из кизяка, купание в чистейших озёрах и горячих минеральных источниках, бёрдвотчинг и фотоохота на тарбаганов, монастырь Устуу-Хурээ — это лишь малая часть того, чем вас удивит маршрут.
Монгун-Тайгинский кожуун расположен в зоне вечной мерзлоты и приравнен к районам Крайнего Севера, поэтому цены на продукты и хозтовары здесь тоже «северные». В остальных районах Тувы цены не отличаются от красноярских. Связь и станции технического обслуживания на маршруте отсутствуют.
Пейзажи Чуйской степи © Андрей Тонких
С дороги открывается вид на Северо-Чуйский хребет © Андрей Тонких
Река Бугузун © Андрей Тонких
Общение туристов и старожилов © Андрей Тонких
На подъёме на перевал Бугузун дорога идёт по реке © Андрей Тонких
Брод через Моген-Бурен © Андрей Тонких
Озеро Хиндиктиг-Холь © Андрей Тонких
Гора Монгун-Тайга видна из любой точки заповедника © Сергей Токарев
От границы Алтая и Тувы до Мугур-Аксы дорога проходит по территории заповедника «Убсунурская котловина», на участке от Мугур-Аксы до перевала Коге-Дава — вдоль границы с Монголией. Путешественнику необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ и пропуска для посещения этих территорий — на себя и на механизированный транспорт.
Пропуск в пограничную зону можно оформить бесплатно. Заявку установленного образца, скачанную на сайте «Госуслуги», нужно направить на электронную почту УФСБ России по Республике Тыва. После отправки письма обязательно дозвонитесь в учреждение и добейтесь подтверждения, что ваша заявка получена. Делать это нужно не позднее чем за месяц до поездки. Пропуск вам пришлют по почте либо выдадут лично в руки в Кызыле.
667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красных Партизан, д. 31
Телефон дежурного: (394-22) 2-19-70
Телефон доверия: (394-22) 2-04-34
e-mail: tuva@fsb.ru
Заявка на проезд по территории заповедника отправляется на электронную почту заповедника «Убсунурская котловина». Предварительно позвоните в заповедник и уточните, выдаётся ли пропуск в текущем сезоне, сколько он стоит и какая информация должна содержаться в заявке. Пропуск выдаётся только лично в руки в Кызыле на усадьбе заповедника.
667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, 144а
Телефон: (394-22) 5-37-70, 3-37-87
e-mail: ubsunur@yandex.ru
Пейзажи близ села Саглы © Сергей Токарев
На перевале Коге-Дава © Игорь Юхновец
Горные домашние козы у села Мугур-Аксы © Игорь Юхновец
На перевале Арзайты © Андрей Тонких
Вид с перевала Молодёжного © Сергей Токарев
Участок дороги у монгольской границы © Игорь Юхновец
В долине реки Барлык © Игорь Юхновец
На трассе Р-257, участок Чадан — Хандагайты © Игорь Юхновец
Храмовый комплекс Устуу-Хурээ в Чадане © Андрей Тонких

Дорога Абаза — Ак-Довурак

Дорога Территория Номер трассы Протяжённость, км Дорожное покрытие Какому транспорту подходит Сезон
Абаза — Ак-Довурак Республика Хакасия, Республика Тыва К-002, К-01, иногда используют старый номер А-161 242 Асфальт, небольшой участок горной дороги в районе Сотого перевала Любой колёсный транспорт Круглый год
Нитка маршрута: Абаза — Кубайка — Большой Он — турбаза «Снежный барс» — Энге-Бельдир — Ак-Довурак.
Заправки: в Абазе, Ак-Довураке.
Столовые: в Абазе, Большом Оне, Ак-Довураке.
Магазины: в Абазе, Ак-Довураке.
Где жить: в палатке, на турбазе «Снежный барс», много гостиниц, мотелей и баз в Абазе, квартиры посуточно в Ак-Довураке.
Дорога строилась с 1961 по 1971 год для того, чтобы вывозить асбест из Ак-Довурака к железнодорожной станции Абаза. Она является одной из двух наземных транспортных артерий, соединяющих Туву с внешним миром, или, как принято здесь говорить, с «Засаяньем». Пейзажи, открывающиеся с её бесчисленных серпантинов, просто фантастические: горная темнохвойная тайга, подгольцовая тундра, бирюзовые потоки рыбных рек Она и Большой Он и чёрные — Алаша, Кара-Суга и Ак-Суга, травяные степи в окружении лунных гор, полупустыни с перекати-полем, а в районе Ак-Довурака вообще какой-то Марс! На Сотом перевале, где околонулевая температура держится даже в июле, можно встретить северных оленей, а с тувинской стороны наблюдать горных коз, отары овец и крепеньких, небольших лошадок. Если хотите остановиться на турбазе, то рекомендуем сходить небольшой трек — по 12 км в каждую сторону — на пару дней к безлюдным Стоктышским озёрам или на озеро Маранкуль.
Серпантины дороги на хакасской стороне © Алексей Соколов
Вид на участок трассы c Курукульской тропы © Андрей Тонких
На перевале Саянском (Сотом) © Андрей Тонких
Мост через Абакан и вид на Абазу. Источник фото: abaza-kedr.ru
Река Она © Андрей Тонких
Хребет Кохош и Большое Стоктышское озеро © Андрей Тонких
Большая часть машин здесь — большегрузы, ремонт полотна и мостов — эпизодический, а асфальт — волнообразный, причём «волны» иногда бывают по полметра в высоту и идут сразу друг за другом, поэтому сильно разгоняться категорически не рекомендуется. Станции технического обслуживания и связь на трассе отсутствуют.
Летник тувинских пастухов у трассы в долине реки Кара-Суг © Андрей Тонких
Участок трассы вдоль реки Ак-Суг © Андрей Тонких
Стоянка на реке Алаш © Андрей Тонких
В долине Эдегея © Андрей Тонких
Лунные горы Тувы © Андрей Тонких
Пепелац на въезде в Ак-Довурак © Андрей Тонких
Тува. Самая большая в мире «волейбольная площадка» © Андрей Тонких

Усинский тракт — Старый и Новый

Усинский тракт, соединивший город Минусинск и село Верхнеусинское в Западном Саяне, был построен в 1914-1917 годах «поверх» так называемой мирской тропы. По ней старообрядцы, жившие в горах, на границе России и Тувы, выходили по делам «в мир». В Верхнеусинском русские товары перегружали на тувинские караваны и уже по конной тропе спускали в Туву. В 1950-х годах конную тропу до Кызыла сменила гравийная дорога, а в 1970-х годах, когда участок Танзыбей — Верхнеусинское пришёл в упадок, было принято решение соединить эти пункты новой асфальтовой дорогой.
Строительство Усинского тракта
Строительство Усинского тракта. Источник фото: архив дирекции природного парка «Ергаки»
Теперь в Танзыбее, последнем посёлке перед подъёмом в Саяны, тракт раздваивается. Прямо — продолжается федеральная трасса Р-257, то есть Новый тракт. Здесь начинается асфальтовый тягун на Буйбинский перевал с крутыми поворотами и петлями. В высшей точке он оборудован знаменитой «Полкой» — противолавинной галереей.
А направо, вдоль реки Малый Кебеж, из Танзыбея убегает Старый Усинский тракт. У Оленьей речки Новый тракт встречается со Старым, и дальше вместе они идут на юг к перевалу Нулёвка, где начинается спуск в Туву.
Вид на хребет Кулумыс в месте, где сходятся Старый и Новый тракты
Вид на хребет Кулумыс в месте, где сходятся Старый и Новый тракты © Максим Тихомиров

Старый Усинский тракт

Дорога Территория Номер трассы Протяжённость, км Дорожное покрытие Какому транспорту подходит Сезон
Старый Усинский тракт Красноярский край Отсутствует 80 Бетонка, грунт, горная дорога Велосипед, лошадь, полноприводный автомобиль с высоким просветом — по спецпропуску, мототранспорт запрещён Середина июня — конец сентября
Нитка маршрута: Танзыбей — Каменный Город — Оленья речка — выход на автодорогу Р-257 «Енисей».
Заправки: в селе Григорьевка — за 14 км до Танзыбея.
Столовые: в Танзыбее, на турбазах «Тушканчик-Кэмп», «Ергаки», «Пик Звёздный».
Магазины: в Танзыбее.
Где жить: в палатке, на турбазах «Тушканчик-Кэмп», «Ергаки», «Пик Звёздный».
Старый Усинский тракт расположен на территории природного парка «Ергаки», движение по нему разрешено на велосипедах, лошадях, пешком и на лыжах. На автомобиле или снегоходе — только по спецпропускам. За пропуском нужно обращаться заранее в дирекцию парка: 662821, Россия, Красноярский край, Ермаковский район, с. Ермаковское, ул. Российская, дом 42, тел./факс 8 (391-38) 2-13-69, ergakipark@mail.ru. Ночёвки на оборудованных участках Усинского тракта «Каменный Город» и «Казачий ключ» платные, оплата производится наличными на посту охраны у Оленьей речки. Выезд-въезд на Старый Усинский тракт необходимо зарегистрировать в визит-центре парка «Ергаки» по телефону 8 (902) 013-79-25. На тракте связь отсутствует.
Усинский тракт © Сергей Старцев
Велотуристы на тракте в районе Оленьей речки © Максим Тихомиров
Брод через Большую Ою в высокую воду. Источник фото: архив дирекции природного парка «Ергаки»
Остатки моста через ручей Матюшкин © Максим Тихомиров
Вид с тракта на хребет Арадан © Максим Тихомиров
Брод через речку Собачью © Максим Тихомиров
Остатки моста на тракте © Максим Тихомиров
На спуске к реке Кебеж © Сергей Старцев
Старый Усинский тракт ныне является смотровой трассой природного парка «Ергаки». Открывающиеся с него виды способны порадовать даже самого искушённого эстета. Это и монументальные хребты Западного Саяна — Арадан, Ергаки, Кулумыс, Ойский, Амбук, и гигантские межгорные долины, покрытые ковром из ярких цветов, и знаменитые местные остроконечные ёлки, и множество «обломков истории» — разрушенных мостов, ямских станций и старых дренажных сооружений столетней давности.
Тракт пересекает десятки чистых и очень холодных рек и ручьёв, так что путешественников ожидают многочисленные броды, самым серьёзным из которых станет брод через Большую Ою. Даже в засушливый сезон вода в ней достигает примерно метровой глубины, что вкупе с сильным течением и низкой температурой способно доставить множество сложных моментов туристу. В случае затяжных дождей Ою можно пересечь только на технике повышенной проходимости.
Главной достопримечательностью Усинского тракта является урочище Каменный Город, занимающее южный отрог хребта Кулумыс. Здесь, на высоте 1588 м, среди курумных развалов и островков горной тайги разбросаны несколько десятков скал различных форм и размеров — столбы выветривания, действительно напоминающие руины города. Также интересным будет однодневный трек на основную часть Кулумыса — к озёрам и участкам горной тундры.
Туристы в Каменном Городе © Максим Тихомиров
Вид из Каменного Города на гору Амбук © Максим Тихомиров
Курумы Каменного Города © Максим Тихомиров

Новый Усинский тракт

Дорога Территория Номер трассы Протяжённость, км Дорожное покрытие Какому транспорту подходит Сезон
Новый Усинский тракт Красноярский край, Республика Тыва Р-257 — федеральная автодорога «Енисей» 370 Асфальт Любой колёсный транспорт Круглый год
Нитка маршрута: Минусинск — Ермаковское — Танзыбей — Арадан — Кызыл.
Заправки: много от Минусинска до Григорьевки и от Турана до Кызыла.
Столовые: в Минусинске, Казанцеве, Танзыбее, Туране, Кызыле, на турбазах в Ергаках.
Магазины: во всех посёлках на трассе.
Где жить: в палатке, на турбазах и в палаточных лагерях в Ергаках, гостиницы есть в Минусинске, Ермаковском, Кызыле.
Участок федеральной автодороги «Енисей» Красноярск — Кызыл — граница с Монголией позволит вам совершить путешествие из Минусинской степной котловины через лесостепь и горную тайгу в полупустынную Турано-Уюкскую котловину. Смена пейзажей на всём протяжении будет впечатляющей: холмы — лысые и покрытые реликтовыми ленточными борами, ковыльные степи, березняки, реки и целебные озёра, вид с горы Думной на долину Енисея, заснеженные хребты Западного Саяна, скифские курганы, каменные изваяния разных эпох, разноцветный мелкосопочник. Из старинного купеческого Минусинска вы за несколько часов переместитесь в «маленький Тибет» — Кызыл. А между ними стоит на пару дней остановиться в природном парке «Ергаки» ради несложных однодневных треков к основным скалам, реликтовым озёрам и водопадам одноимённого хребта.
Из всех дорог нашего списка эта — самая оживлённая, здесь есть связь и станции технического обслуживания. Имеются и смотровые площадки, оборудованные в самых удачных точках, — перед «Полкой», у часовни, поставленной на месте гибели губернатора Александра Лебедя, и за перевалом Нулёвка.
Важно

Зимой дорога может быть перекрыта в районе «Полки» — это одно из самых лавинных мест на дорогах Красноярского края. Оперативная информация — на сайте krudor.ru.

Новый тракт в районе Минусинска © Надежда Некрасова
Вид на Енисей и Западный Саян с горы Думной © Вадим Беловолов
Панорама Боруса © Вадим Беловолов
Виды с тракта в районе посёлка Арадан © Максим Тихомиров
Тракт спускается в Туву. Вид с перевала Нулёвка © Андрей Тонких
Турано-Уюкская котловина. Долина царей. Источник фото: Wikipedia Commons
Кызыл. Площадь у Национального музея им. Алдан Маадыр © Андрей Тонких
Кызыл. Памятник тувинским добровольцам © Андрей Тонких
Противолавинная галерея — «Полка» — на автодороге «Енисей» © Виктор Скипор
Подношения духам на перевале © Максим Тихомиров
Вид на хребет Ергаки с Буйбинского перевала © Константин Хилько
Тракт в парке «Ергаки» © Игорь Егорушкин
Озеро Ойское — в 100 метрах от тракта © Виктор Скипор
Скала Спящий Саян © Андрей Тонких
Скала Висячий камень © Константин Хилько

Автодорога «Саяны»

Дорога Территория Номер трассы Протяжённость, км Дорожное покрытие Какому транспорту подходит Сезон
«Саяны» Красноярский край Р-255, К-029, К-558 312 Гравий, асфальт Любой колёсный транспорт Круглый год
Нитка маршрута: Кускун — Шалинское — Нарва — Кошурниково — Кордово — Курагино.
Заправки: в Кускуне, Шалинском, Пимии, Кошурникове, Курагине.
Столовые: в Кускуне, Кошурникове (в здании Управления железной дороги напротив вокзала), Курагине.
Магазины: во всех населённых пунктах.
Где жить: в палатке, в гостинице в Курагине, на турбазах в Нарве, Степном Баджее, Краснокаменске, Усть-Каспе, Андреевом Ключе.
Трасса «Саяны» является дублёром федеральной автодороги Р-257. Проходит она сквозь тайгу, взбираясь пыльной лентой на горные хребты Восточного Саяна по практически незаселённым местам. По обеим сторонам от неё лишь красота природы и история. Дорога пересекает красивейшие реки Сисим, Крол, Кувай, Сейбу, Джетку, Джебь, Козу, Тубу, Каспу и ещё с десяток речушек. На участке от Жаймы до Курагина рядом с ней бегут рельсы железной дороги Абакан — Тайшет, построенной в 1959-1965 годах.
«Саяны» — дорога очень молодая, проложили её только в середине 1990-х, а до появления железной дороги в этих местах вообще бывали разве что редкие охотники, геологи, да красные партизаны отступали через эти дебри во время Гражданской войны. Сегодня благодаря ей путешественникам доступны все туристические объекты этой части Восточного Саяна. Можно подняться на горы Аргыджек, Москва и Чебулак, искупаться в Чинжебском водопаде, порыбачить на Кизире, сплавиться по Мане и Шинде, спуститься в Баджейскую и Большую Орешную пещеры, побывать в музее строительства железной дороги Абакан — Тайшет в Кошурникове, увидеть Козинский и Крольский виадуки, заглянуть в тоннели, пробитые в Саянских хребтах. Также можно заехать в «аппендикс», ведущий из Курагина к Гуляевскому порогу, озеру Тиберкуль и экопоселению Обитель Рассвета, или в другой «аппендикс», соединяющий Выезжий Лог, где в 1967 году снимали фильм «Хозяин тайги», и село Партизанское, чтобы увидеть столбы выветривания на Кутурчинском Белогорье, подняться на Аргазинскую видовку и заглянуть в гости к малочисленному народу сету — в деревню Хайдак.
Важно

В период паводков возможны подтопления на отдельных участках, а зимой — сходы лавин. Оперативная информация — на сайте krudor.ru. На участке от Нарвы до Кошурникова связь отсутствует.

Козинский перевал © Надежда Некрасова
На трассе Абакан — Тайшет пробито 9 тоннелей © Надежда Некрасова
Памятник Высоцкому на берегу Маны в Выезжем Логе © Надежда Некрасова
Гора Аргыджек и автодорога «Саяны» © Андрей Тонких
Крольский виадук © Надежда Некрасова
На станции Кошурниково © Сергей Гортман
В музее трассы Абакан — Тайшет © Надежда Некрасова
Вид с хребта Чебулак на гору Москва © Андрей Тонких
Туристы у Чинжебского водопада © Сергей Гортман
Автодорога «Саяны» у посёлка Курагино © Вадим Беловолов
Автодорога «Саяны» в мае © Вадим Беловолов
Вид с автодороги на хребты Восточного Саяна © Андрей Тонких
Вид с трассы на Таятский Белок © Вадим Беловолов
Участок дороги у деревни Петропавловка © Вадим Беловолов
Гуляевский порог на реке Казыр © Вадим Беловолов
Озеро Тиберкуль. Вид с горы Сухой © Вадим Беловолов
Участок дороги Кой — Аргаза в мае © Вадим Беловолов
Туристы в музее культуры народа сету. Деревня Хайдак © Вадим Беловолов
Вид на дорогу и Манские петли с Аргазинского перевала © Андрей Тонких
Можно никуда не ходить и не лазить, а просто ехать по самым красивым дорогам Южной Сибири, любоваться удивительной природой этой глуши и знакомиться с местными жителями. А также восхититься трудом наших предков и современников, благодаря упорству и авантюризму которых мы сегодня можем двигаться по дороге, а не по направлению.
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.