Гонки с препятствиями, или Obstacle Course Race (сокращённо OCR), — это трейловая дистанция от 5 до 30 км с большим количеством искусственных препятствий: барьеры, разнообразные рукоходы формата «ниндзя», перенос тяжестей, преодоление грязи, холодной воды и огня, упражнения на баланс и координацию. Обычно гонки устраиваются вне города, чтобы «заиграть» горный рельеф, реки, озёра, лесные завалы и дать возможность участникам отдохнуть от суеты города и насладиться природой.
Родоначальником гонок с препятствиями по праву считают Tough Guy (в переводе с английского «крутой, крепкий парень») — английскую гонку, самую экстремальную в мире, которая ежегодно проводится на ферме в Пертоне. Первый Tough Guy длиной 15 километров был проведён в 1987 году и носил благотворительный характер. Не каждый может там принять участие, это настоящее испытание холодом, высоким напряжением и огнём. До финиша добираются менее ⅔ стартовавших.
Когда гонки появились в России?
Гонки с препятствиями в России берут своё начало из не столь далёкого 2013 года. Первый забег прошёл на полигоне Алабино с использованием военной тренировочной полосы препятствий. Формат был более развлекательный, чем спортивный. Участники преодолевали дистанцию из естественных и искусственных препятствий, работая в команде и помогая друг другу. Атмосфера военных действий создавалась за счёт расставленной по трассе военной техники, раскатистых танковых залпов, автоматных очередей и взрывпакетов. Получается, в основе гонок с препятствиями в России лежит именно военно-патриотическое воспитание активной части населения.
Развлечение выходного дня довольно быстро приобрело популярность, и уже с 2015 года начинают появляться всё новые старты гражданской направленности. Форматов участия становится больше. Появляется личное мужское и женское первенство, командный и парный зачёты. Лозунги становятся менее патриотичными и больше направлены на совершенствование себя, воспитание силы духа и тела. Сегодня в гонках принимают участие около 1000 человек, самый масштабный старт может собрать до 3500 участников.
Кто может принять участие?
Последние несколько лет в гонках прослеживается чёткое разделение на массовый старт и чемпионат.
Массовый старт
В массовом старте может принять участие любой желающий вне зависимости от возраста. Не нужно обладать сверхъестественными способностями, чтобы преодолеть дистанцию от 5 до 10 км и попробовать все препятствия. Именно попробовать, потому что с первого раза далеко не все удаётся пройти.
Массовый старт делится на личный зачёт и командный. В команде бежать интереснее и веселее, чувствуешь поддержку своих товарищей, и не только моральную, но и физическую. Иногда препятствия под командный старт спланированы таким образом, что в одиночку преодолеть их нереально. С целью командообразования проводятся отдельные забеги крупных корпораций, а также соревнования между офисными сотрудниками различных компаний.
Несколько часов, проведённых с командой, могут навсегда изменить отношение к выходным, и жизнь больше не будет прежней. Вместо того чтобы лениво переворачиваться с боку на бок в свой выходной, ты будешь стоять в стартовом створе, ожидая обратного отсчёта. А там недалеко и до регулярных тренировок, чтобы пройти то препятствие, которое не поддалось в прошлый раз, или подняться на несколько строчек в финишном протоколе.
Вот так из обычных любителей активного отдыха получаются заядлые OCR-щики.

Чемпионат
В чемпионате, как правило, участвуют более подготовленные атлеты, они борются за пьедестал. В чемпионате, его ещё называют категорией «профи» или «элита», уже нельзя пройти препятствие мимо. На каждом этапе стоит судья и фиксирует качество прохождения. В зависимости от гонки условия прохождения могут отличаться. Как правило, есть контрольное время на всю дистанцию, в которое спортсмен должен уложиться, и неограниченное количество попыток на каждое препятствие. Другой вариант — одна попытка на одно препятствие, если спортсмен не прошёл с первого раза, его дисквалифицируют. Также некоторые гонки предусматривают выполнение штрафного задания за непрохождение препятствий, например 30 бёрпи.
С каждым годом гонки придумывают всё новые, более сложные препятствия, количество рукоходов зашкаливает. Особенную популярность набирают многосоставные конструкции. Тем интереснее. Никогда не знаешь, что тебя ждёт на том или ином старте, и готовишься к самым сложным вариантам. На сегодняшний день у гонок нет стандартов. Сложность трассы ограничивается только фантазией организаторов, а фантазии там хоть отбавляй.
У каждой гонки свои особенности и свои победители. Если дистанция преимущественно беговая с небольшим количеством препятствий, на ней лидируют спортсмены из циклических видов спорта. Технически сложная дистанция ориентирована больше на людей, пришедших из сложнокоординационных видов — скалолазания, акробатики, паркура.
Профессиональный спорт
Преимущество гонок с препятствиями в том, что здесь нет профессиональных спортсменов. Просто ещё не выросло поколение, заточенное непосредственно под гонки. Тем не менее многие спортсмены приходят из классических видов и успешно лидируют на российских и международных стартах.
Гонки с препятствиями очень молодой вид спорта и достаточно гибкий. Здесь каждый может попасть на пьедестал. Специально для этого были введены возрастные категории. Дистанция и условия прохождения не отличаются от «профи», но участник соревнуется с таким же возрастом и может получить заветный кубок и призы от спонсоров.
Гонки с препятствиями не признаны официальным видом спорта, поскольку нет стандартов проведения соревнований. Каждая гонка уникальна и имеет свою фишку. Международное сообщество обсуждает создание унифицированной полосы препятствий, на которой участники из разных стран смогут предварительно готовиться. Тогда можно будет включить гонки с препятствиями в реестр видов спорта.
Международная федерация гонок с препятствиями создана в 2013 году, через год был проведён первый чемпионат мира, а в 2015-м — чемпионат Европы. В России на сегодняшний день проводится неофициальный Чемпионат страны, который собирает сильнейших спортсменов. В Министерстве спорта было зарегистрировано зарегистрировано три федерации, и только одна из них принята международным сообществом. Россия — первая страна, в которой гонки с препятствиями получили разрешение на включение в реестр официальных видов спорта. Осталось только подготовить документацию и можно получать разряды.. А пока OCR-щики разных клубов объединяются на международных соревнованиях и выступают под единым флагом страны.
Международные старты
Российские старты позволяют участникам не просто подготовиться к соревнованиям международного уровня, это возможность получить квалификацию на чемпионат Европы и чемпионат мира. Условия отбора на разных дистанциях могут отличаться, как правило, необходимо попасть в тройку лучших в категории «профи» или «стандарт». Зарегистрироваться на международный старт можно самостоятельно, главное, чтобы отборочная гонка подтвердила квалификацию участника.
Гонки с препятствиями в России только в начале пути, но в копилке страны уже есть бронза на чемпионате Европы и дважды серебро на Чемпионате Мира в командном зачёте, серебро и бронза в личном мужском первенстве. Лидеры мирового рейтинга искренне признаются, что не ожидали такой конкуренции со стороны России.
Чемпионаты Европы и мира проводятся ежегодно. Страна и локация для проведения стартов выбирается международной комиссией на генеральной ассамблее. Как правило, соревнования проводятся на базе существующей гонки, а дистанция дополняется спонсорскими препятствиями.
Соревнования проходят в течение трёх дней. В первый день — короткая дистанция (3 км), во второй — длинная (15 км), а в третий — командный зачёт. Количество препятствий зависит от длины дистанции: чем длиннее, тем больше препятствий. Квалифицированные спортсмены самостоятельно выбирают одну или несколько дистанций для участия. Считается, что на короткой участники разминаются, длинная — основная, а командный старт — престиж страны. Начиная с 2019 года организаторы добавили суперкороткую трассу формата «ниндзя» — большое количество рукоходов на 100-метровом отрезке.
В чём отличие российских стартов?
Между российскими и европейскими стартами существуют две небольшие разницы.
Российские гонки получили своё развитие на базе военно-патриотического воспитания активной молодёжи. У истоков стояла «Гонка героев». Европейские же гонки развивались в основном по пути совершенствования тела и духа.
Сегодня организаторы российских стартов идут по пути усложнения препятствий. Появилось больше рукоходов, которые уже нельзя преодолеть без предварительной подготовки, а также многосоставные конструкции, которые нужно пройти, не вставая на землю. Иногда на пьедестале может стоять один призёр из всего зачёта, остальные просто не смогли преодолеть препятствие или уложиться в контрольное время. Старты в Восточной Европе в принципе отличаются сложными препятствиями, например, в белорусской гонке Bison Race может вообще не быть победителя.
В целом европейские старты — массовое и доступное мероприятие. В качестве примера приведу Spartan Race — мировую гонку, которая работает под лозунгом: «Каждый может, не каждый хочет». На их стартах часто можно встретить людей с инвалидностью, которые наравне со всеми преодолевают дистанцию.
Как пробежать первую гонку?
Чтобы пробежать свою первую гонку, нужно только желание и решимость. Идеально, если вы найдёте компанию для первого шага. Хорошая физическая форма позволит не просто преодолеть дистанцию, но и получить удовольствие от преодоления. А вот если вы никогда раньше не занимались спортом, будет отличный повод начать! Будьте готовы к тому, что придётся много бежать или идти, проходить различные препятствия, валяться в грязи и переносить тяжести. Почувствуйте себя ребёнком в песочнице, которому можно делать всё! И вы получите незабываемые впечатления.
Приняли решение бежать? Выберите старт и зарегистрируйтесь, для начала попробуйте свои силы в категориях «стандарт», «age group», «масс-старт» или «команда». Если вы уверенный спортсмен и чувствуете в себе силы на то, чтобы сразиться с сильнейшими, — регистрируйтесь в «профи» или «elite».
Вот билет у вас на руках. Он будет мотивировать вас на маленькие спортивные подвиги каждый день. Старайтесь включить в свой тренировочный процесс бег и функциональную нагрузку. Уделите время укреплению хвата, например, на скалодроме или турниках, поработайте над координацией, попрыгайте на батутах. Такое разнообразие позволит вам не просто отвлечься от рутины, но и подготовиться к старту!
Как одеться на гонку с препятствиями?
Организаторы соревнований рекомендуют надевать длинную синтетическую компрессию, чтобы локти и колени были закрыты. В такой экипировке вам не страшно будет ползти под колючей проволокой или другим препятствием. Не надевайте хлопок! Он хорошо впитывает воду, и вам придётся бежать с лишним весом мокрой одежды.
В жаркую погоду важно одеваться комфортно, чтобы не перегревать организм. Конечно, в шортах вы рискуете поцарапать колени. Тут решайте сами, что важнее.
В основном старты проводятся вне города, а потому необходимо тщательно подойти к выбору обуви. Кроссовки для гонки должны быть с ярко выраженным протектором, то есть рельефом на подошве для хорошего сцепления с грунтом. Вам будет неудобно и скользко бежать в обычных кроссовках для зала. Если же вы участвуете впервые, берите кроссовки, которые не жалко, но будьте осторожны.
На гонке вас ждёт множество рукоходов. Если на руках нет годами набитых мозолей и вы не проводите свободное время на турниках, лучше взять перчатки с хорошим сцеплением. Они также пригодятся в процессе работы с канатом и на переносе тяжестей.
Палящее солнце или зимняя стужа, не важно. Берегите голову. Летом можно надеть тонкий бафф или повязку, а зимой рекомендую флисовую шапку.
Безопасность на дистанции
Устроители российских гонок внимательно относятся к безопасности участников на дистанции — подкладывают тюки с сеном и матрасы под препятствия, организовывают дежурство скорой помощи, некоторые даже страхуют участников от несчастных случаев.
В целом же, как и в любом экстремальном виде спорта, здесь бывают травмы. Выходя на дистанцию, важно грамотно оценивать свой уровень подготовки и физическое состояние, а находясь на дистанции, контролировать своё самочувствие. Здоровье важнее всего.
До встречи на старте!