В моём спорте мне приходится часто падать, но всё что остаётся — это вставать и идти дальше
Иван Малахов
Профайл:
- 1980 год рождения
- Чемпион России по фрирайду 2006
- Чемпион России по маунтинбайку/даунхилл (мастера) 2011
- 2 место в рейтинге Maxiavalanche Europe Cup маунтинбайк/эндуро (мастера) 2013
- 5 место в мировом рейтинге Freeride World Qualifier 2014 (11 подиумов 2013-2014)
- Выиграл номинацию Sick Bird на Subaru Freeride Series в Колорадо, США
- Чемпион Швейцарии по фрирайду 2014 (Swiss Freeride Series)
- 1 место Verbier Freeride Week FWQ3* 2015
- 1 место Engadinsnow FWQ4* 2015
- 3 место в мировом рейтинге Freeride World Qualifier 2015 (две победы)
- Участник Freeride World Tour 2015 и 2016
Широкая общественность узнала о существовании Ивана только в этом году, благодаря его съёмкам в ролике Adrenalin Rush, в котором он прыгал на лыжах из вертолёта на склон. Причём право на съёмку ролика он выиграл в конкурсе на самый экстремальный трюк. Adrenalin Rush обратился к лучшим и самым известным российским экстремальным спортсменам, чемпиону по даунхиллу на горном велосипеде, лучшему каякеру и фрирайдеру, которым было предложено реализовать свою самую экстремальную идею. Съёмки проходили не слишком гладко: из-за плохой погоды запланированные в апреле съёмки в Северной Осетии не удались, и в результате участникам съёмочной группы и самому Ивану пришлось лететь на Камчатку, где он и выполнил крайне непростой прыжок. Кстати: отснятый на Камчатке ролик набрал более 4 млн просмотров на YouTube.
Новый уровень успеха
Смоленский самородок
Слово самородок исключительно хорошо подходит к Ивану. Ключевая часть — САМ, потому что всё, чего добился Иван Малахов — исключительно его собственные заслуги. На днях мне повезло пообщаться с ним и узнать несколько больше, чем это возможно, читая о заслугах на лыжных форумах.
Хотите узнать, как простой парень из Смоленска смог добраться до элиты мирового фрирайда? Каких усилий это ему стоило и что он думает о русском фрирайде… Читайте интервью до конца. Для удобства я разделила интервью на несколько блоков:
Иван Малахов про долгую дорогу в горы…
— Горные лыжи считаются крайне дорогим видом спорта, недоступным большинству россиян. Иван, расскажи пожалуйста, как удалось тебе, далеко не горному жителю, войти в этот спорт и столько времени проводить в тренировках до того, как ты стал получать спонсорскую помощь?
— Широкий вопрос. Из него вытекает много ответов. Забегая вперёд, скажу, что профессиональный лыжник не может заработать много денег. Т.е. нужно быть, наверное, каким-то чемпионом, вроде Саши Хорошилова. Если вдруг выиграю FWT, в работе со спонсорами это, конечно, поможет. На самом деле это пункт выживания такой. Кто-то вынужден работать гидом, кто-то, возможно, сдаёт квартиру… В целом, так чтобы не работать вообще, нас, наверное, всего двое таких — я и Анна Орлова (сноубордистка). Есть ещё Анна Ханкевич, но она тоже иногда работает гидом.
Я начал кататься на горных лыжах в 96-м году, до этого с детства на беговых. Просто катался каждый день, это ничего мне не стоило. Шёл на горки, где не было подъёмников. Ходил пешком. У меня были очень старые бесплатные польские лыжи рыси супер 70 длиной 195см (при росте 183), потом были лыжи 200 и даже 205 см. Крепления Нева, тоже бесплатные какие-то. Первые ботинки кожаные со шнурками купил за 60 рублей, потом были другие. В 1997 году случайно купил пластиковые за 150 рублей, в них катался лет 5. Ещё из того, что мне пришлось тогда покупать — лыжи Младость. Они стоили тогда 100 рублей, или 20 баксов. Но даже для меня это было посильно.
— Кто-то сподвиг тебя на занятия горными лыжами, может быть родители или друзья?
— Нет. Это было самостоятельное решение, без чьего либо влияния.
— Т.е. ты ходил в одиночку, без компании?
— Не всё так просто. В Смоленске был горнолыжный клуб, который и дал толчок моему увлечению. Горнолыжный клуб — это 50 человек энтузиастов, которые сами сделали бугельный подъёмник на горке без цели зарабатывания денег и просто катались там, проводили соревнования по слалому, устраивали горнолыжный карнавал раз в год. На горке не было коммерческой составляющей, поэтому как подросток катался бесплатно. Потом появились некие взносы, но минимальные и целевые. Этот бугельный подъёмник позволил сделать гигантский накат. Мог 40-50 раз за день скатиться.
— Но ты начинал сам, без тренера, наставника…
— Начинал сам. Ездил по прямой, из-за чего поначалу были конфликты с руководством горнолыжного клуба. Прыгать с трамплинов научился ещё на беговых лыжах. По сути, когда приехал в первый день катания в 1996 году на ту горку, уже прыгал лучше всех в Смоленске. Технику осваивал тоже сам. Как-то обратился к человеку, который считался на горе учителем. Он объяснил мне азы, показал пару раз, но потом, когда я что-то не так сделал, сказал, что не будет больше объяснять и махнул рукой.
— Ты читал о технике катания в журналах или книгах?
— Да, конечно. У меня была книжка Жоржа Жубера, какого-то 70-го и книга «Уроки горных лыж» 1988 года. На самом деле тогда ведь был недостаток информации, интернета не было и журналов ещё не было, первые выпуски «Ski. Горные лыжи» и «Вертикальный мир» появились у меня в 1997. Я пошёл в Ленинскую библиотеку в Смоленске, нашёл специальную литературу для смоленского физинститута. Там была даже книжка по фристайлу, книги В.С. Преображенского, Л.П. Ремизова, Ю. Ценина и ещё некоторых авторитетов конца 70-80-х. В общем, изучил их все. Но парадокс — не мог ничего повторить из того, что там описывалось. Помню, стойку скоростного спуска учил ещё на беговых лыжах по книге, это смог повторить, а вот всякие повороты… Мне кажется, по книжке невозможно научиться кататься.
Второй сезон осваивал технику принятую в Смоленске. Тогда у нас считалась идеальной техника авальмана с середины 70-х годов… с почти склеенными коленями и голенями. Такая классическая туристическая техника, конечно, существенно отличается от современной. Нужно понимать, всё это происходило ещё до «карвинговой революции» и в Смоленске мы находились в информационном вакууме. Я на своих младостях с радиусом 40м освоил эту технику идеально, делал фантастические повороты на кантах уже на третий сезон. Т.е. первый сезон просто гонял, второй осваивал технику, а с третьего сезона уже есть видео доказательства идеальной техники 70-х. Надо будет найти как-нибудь.

После трёх сезонов катания понял, когда ты едешь с экстремальных склонов техника склеенных ног совсем не удобна. Тогда стал осваивать другие техники и быстро как-то они все трансформировались в более подходящую мне. Но это было задолго до больших гор. Туда попал реально только через 10 лет после вставания на лыжи.
— Ты так много катался, не надоедало, не хотелось бросить?
— Разница между мной и многими другими лыжниками, моими ровесниками, что меня не перетренировали в детстве. Всегда катался в удовольствие, на энтузиазме. Забавно ещё, что я прошёл путь лыж от СССР до современных. В Смоленске всё было законсервировано. Как будто я не 20 лет катаюсь, а все 40.

— Когда ты поехал кататься на лыжах в горы первый раз?
— Это было очень забавно. У меня всегда была проблема безденежья. У родителей не было возможности помогать. Скопил немного денег — 300$, заработал их промышленным альпинизмом.
— Извини, пожалуйста, а как ты в него попал?
— В промальп попал не случайно. В 1999 году впервые поехал в горы со смоленскими альпинистами. Ехать первый раз одному в горы было страшно. Хотя до 13 лет активно занимался туризмом в секции, ходил по четыре больших похода в год. Особых тренировок там не было, но получил опыт интересных походов, сплавлялся по речкам до 4-й категории сложности. Помню сплав по Катуни, Бухтарме и Бии на Алтае, в Карелии Илекса, Вама и Водла, по 300 км плавали по Ловати в Псковской области, но это другой спорт…
В общем, решил, будет круто присоединиться к альпинистам, тем более, бюджет поездки был минимальный. Надо было просто купить билет на поезд. Еду брали с собой, жили в палатке. Во время похода скатился на Эльбрусе пару раз с подъёмника. Потом мы поставили палатку в месте, где был приют 11 на тот момент сгоревший. Четыре дня ждали погоды, но нам не повезло. Ничего не получилось, ни покататься, ни залезть, в ужасную погоду поднялся лишь до скал Пастухова на 4800 и скатился оттуда на своих Младостях без кантов…
Получил хороший опыт поездки. Альпинисты, с которыми ездил, пригласили поработать вместе с ними разнорабочим в промальпе. И летом 99-го года я мешал цемент, мне было 19 лет. Такое вот трудное детство у меня
. Ребята скидывались со своей зарплаты, чтобы самим не терять время на тяжёлую работу. Насмотрелся на них, а потом подумал, что это самая высокооплачиваемая работа, которой мог бы заняться на тот момент. Нашёл работодателя, собрал по друзьям снаряжение. По сути, лазание тоже осваивал самостоятельно. Никто толком ничего не объяснял. Мой друг на детских качелях показал мне несколько приёмов, повязал пару верёвочек, и с этим багажом полез на панельную пятиэтажку.

В итоге смог заработать на лыжи. Мог позволить только б/у. Однако всё вышло совсем иначе, и я купил сноуборд в Минске. Это была какая-то конфискованная на Белорусской таможне партия, существенно дешевле, чем в магазине. Купил ботинки на размер меньше какие были в наличии и самые дешёвые крепления. Собственно, с этим набором в мае 2001 года снова поехал на Эльбрус. Там сразу со всеми познакомился: с Александром Байдаевым, Геннадием Хрячковым, Славой Руничем… со всеми легендами фрирайда в тот момент. Но сноуборд мне не понравился. Не понимаю для чего нужно идти на все эти жертвы. Это реально не удобно, ты не можешь никуда шагнуть, ноги привязаны, неудобно пользоваться бугелем… Единственный плюс сноуборда — плавание по целине, казался сомнительным, ведь мог плыть и в обычных лыжах. Важно понимать, что в 2001 году сноуборд считался нереально популярным в России, а я думал, что это какая то ерунда, которая долго не продержится — и ошибался.
Покатавшись месяц на сноуборде, вернулся к лыжам. Иногда снова вставал на него, но в 2004 забросил полностью. Сноуборд много чего мне дал: новые знакомства и даже работу — я ставил людей на доску и ещё сдавал сноуборд в аренду. Так получилось, что я был одним из первых сноубордистов в Смоленске и первым кто научился правильно поворачивать. Вообще поставил очень много людей на доски и лыжи, десятки просто, а они своих друзей, получается сильно продвинул экстремальный спорт в Смоленске. Думаю сейчас там уже катаются человек 500-1000, а не 50, как в 1996.
Way to Freeride World Tour
На лыжах в горы съездил первый раз в 2002 году. Опять на Эльбрус, на две недели. Поехали с другом Алексеем Грековым, я уже умел всё дёшево организовать. Ски-пасс нам достался в обмен на его наручные часы, канатчик предложил интересный обмен мы решили, что нам так выгоднее и катались по этим Чегетским запискам. Тогда установил для себя новый рекорд — прыгнул в длину 21 метр и первый раз сделал вращение на 540. Мы снимали всё на камеру, где-то лежит эта видеокассета.
Очень сдерживало отсутствие денег. Показать себя можно было и раньше, на уровне России по крайней мере.
— Что повлияло на твой прогресс в дальнейшем?
— Мне повезло, что у меня хотя бы был друг-напарник. В 2003 году начал ездить на соревнования, тогда начался стремительный прогресс.
На соревнованиях увидел, что есть лыжники, которые прыгают с трамплина лучше меня. Решил, что смогу не хуже или даже лучше. Узнал, что надо тренировать трюки на батуте. Все свои первые трюки делал без батута, даже 720, а ведь с него надо начинать. Но до 2003 года ничего о нём не знал. Потом нашёл в физинституте батут, пришёл с улицы к директору спорт школы и рассказал, что мне надо. Он пустил меня то ли бесплатно, то ли условно платно. Важно понимать, что в Смоленске очень легко договариваться. Благодаря таким людям мне было намного легче. И вообще Смоленск классный город: красивый, со старинной крепостью и большим количеством холмов с которых я и катался.
После первых призовых мест во фристайле в 2004, а я уже делал на соревах 900 и свич 540, поехал в летний лагерь на Эльбрусе. Как-то дальше всё быстро произошло, нереальный прогресс и готовность переходить в профессионалы.
— Расскажи про первого спонсора.
— Нашёл его на лыжном салоне 2004, ходил с альбомчиком фотографий всяких своих трюков и показывал всем. Никто брать не хотел, но в итоге встретил Алексея Бычкова. Алексей торговал даже у вас на Сайкина, 4 в начале 1990-х, когда там на автозаводской был горнолыжный рынок «под мостом». Это был очень добрый человек, который сейчас, к сожалению, умер. Мы сразу нашли общий язык, так как он увлекался фрирайдом и прообразом фристайла «хот дог». Хотел продвинуть свой интернет магазин hotski.ru, который существует и сейчас. Он дал мне всё необходимое снаряжение и немного денег, и я смог поехать на кубок России по фрирайду. Сразу прошёл в финал соревнований и в 2005 году вторые свои соревнования, этап «Кубка России по фрирайду» в Красной Поляне выиграл.
Вот моя история. Т.е. к тому моменту, когда нашёл спонсора, уже мог выиграть кубок. А до этого катался в Смоленске и несколько раз съездил в горы с минимальными затратами.
Про подготовку
— В своём ЖЖ ты много пишешь о тренировках на горном велосипеде…
— Летом мы тренируемся в Червинии (Аоста), в парке. Прыгать с трамплинов — хорошая тренировка, чтобы не забыть лыжи и чувство снега, но ничему новому уже не могу научиться. Для фристайла все трюки давно сделал, я уже старый
. Сейчас это просто поддержание формы. Мою горнолыжную технику комментаторы FWT хвалили, и в целом тоже считаю её отличной, так что прибавить в ней трудно. А прибавить в физической силе можно и нужно. Когда человек с детства всё время живёт в горах, он физически сильнее. Применительно к фрирайду это значит, что спортсмен может прыгнуть с 20 метров и не упасть только потому, что выносливее, у него больше сил в данный момент.

— Т.е. по сути ты занимаешься ОФП?
— Да, это сильно влияет на результат. Главное, имея преимущество в технике, прибавить в физической силе. Чем меньше будешь уставать, тем больше сил останется на сам заезд, и результат будет лучше. На соревнованиях мы проводим несколько дней подряд на ногах, встаём в 5-6 утра.
— Ты стараешься специально наращивать мышечную массу?
— Нет, я конечно не тренируюсь в зале, я развиваю не мышечную массу, а выносливость.
— Расскажи про велоспорт…
— Маунтин байк, это вообще отдельная песня. Это мой любимый вид спорта. Занимаюсь им прежде всего потому, что это круто. Классно кататься на велосипеде. В каком-то смысле фрирайд на маунтин байке круче фрирайда на лыжах, можно реально по 50-70 км за день преодолевать и видеть больше. На лыжах даже если это какой-то ски-тур, твоя скорость подъёма совсем не высокая. Ты можешь, конечно, проехать много км за день, если есть уклон вниз, но на велосипеде всё равно быстрее. У велоспорта есть свои нюансы, конечно. На лыжах можно съехать практически в любую пропасть, а на велосипеде это не всегда возможно. Но скорость передвижения в целом на велосипеде больше.
— Ты регулярно участвуешь в различных соревнованиях не связанных с лыжами. Увлекаешься в том числе треккингом. Что ещё есть в планах, какие виды спорта думаешь попробовать или освоить?
— В своё время катался на скейте и на роликах, у меня и сейчас в машине скейт лежит. В Червинии есть скейт парк. Но это так, баловство. Ещё пробовал сёрфинг четыре раза в разных местах. Но это очень сложный в освоении вид спорта, которому нужно уделить много времени. Давно уже решил для себя не распыляться и сосредоточиться на чем-то одном.
На велосипеде участвовал в соревнованиях очень много раз. У меня было по 10 стартов за лето. Сейчас этого уже не делаю по двум причинам, чтобы не распыляться и из-за отсутствия нормального велосипедного спонсора. В своё время удовлетворил свои амбиции: чемпионат России по даунхиллу в мастерах выиграл, Maxiavalanche второе место в Европе занял в общем зачёте. Этого достаточно.
— Т.е. в этом виде спорта простых амбиций не достаточно для участия в соревнованиях?
— Так чтобы тратил на это свои деньги и силы — нет. Это технический вид спорта. Велосипед требует подготовки. Профессиональная команда требует механика, для каждой трассы подбираются свои запчасти, звёзды, покрышки. В общем, всё очень дорого.
Иван Малахов про FWT
— Как ты оцениваешь свой первый сезон, который прошёл на таком уровне?
— Результаты говорят, он прошёл не очень удачно для меня. Оказался немного заложником правил. Три этапа — довольно мало. После них остаётся всего 16 лыжников, в следующем году будет ещё меньше, всего 14. Если ты выигрываешь сначала, но потом два раза падаешь — ты не пройдёшь. Но можно занять три раза 15-е место и проходишь дальше. Получается так, что по правилам FWT проходят не всегда лучшие лыжники, которые не пытаются выиграть.
— Какую тактику ты думаешь применить в новом сезоне. Пойдёшь ва-банк и постараешься выжать максимум или будешь нарабатывать гарантированные очки и удерживать их.
— Да, это большой вопрос, какой тактики придерживаться. Не вижу большого смысла в осторожной тактике, хотя какой-то смысл, конечно, есть. Если разбирать отдельно моё выступление, то на первом этапе у меня была глупая тактическая ошибка, на втором этапе сделал всё правильно, но была высокая конкуренция и моего проезда хватило лишь на 8-е место. А на третьем этапе стремился выиграть, но отстегнулась лыжа на чистом приземлении. На соревнованиях по фрирайду бывают такие ситуации, которые невозможно спрогнозировать и симулировать. При таких сверхнагрузках нужно соблюдать любую мелочь. Возможно, чуть-чуть были недокручены крепления и этого хватило. Сейчас думаю, что идеальная тактика — ехать круто, но не безумно, так, чтобы целить на четвертое место.
— Какой опыт ты получил и чему научился?
— Мы немного затронули уже этот вопрос. Наверное, маску потуже буду затягивать, крепления возьму на 18. Но это не гарантия, что не случится ничего нового.
— Насколько ты спокойно себя чувствовал на соревнованиях такого уровня?
— Надо сказать, что несмотря на большой соревновательный опыт, переход в FWT это большой стресс. Ты знаешь правила, где нет возможности ошибаться… это неприятно. А отношение ко мне лично было хорошее. Кроме того, многих выступающих знаю по FWT в Красной поляне, кого-то по FWQ.
— Какой этап FWT тебе понравился больше?
— Нормального этапа я не застал вообще. Всё время были какие-то плохие трассы, плохой снег. Но вообще-то в этом и суть FWT. Многие думают, что фрирайд это паудер. На самом деле соревнования по фрирайду в паудере большая редкость — один-два старта из десяти. Это, как правило, какая то жесть, где нужно демонстрировать все свои навыки. Для FWT выбирают стенки, где нет следов, снег более менее есть, но не паудер. В Шамони вроде был снег, а в Андорре был вообще бетон, покрытый 5 см снега. На Аляске другое дело, но я туда не попал.
— Ты планируешь дальше совмещать FWQ и FWT?
— Да, планирую и дальше так действовать, потому что с FWT могут очень легко выгнать, а времени возвращаться в FWQ не будет возможности, сезон наполовину пропущен. Например, в этому году третий этап будет в начале марта, это реально конец сезона FWQ. Ну и потом, это очень хорошая разминка перед FWT. Плюс, призовые деньги немаловажный фактор.
— А как ты справляешься с такой нагрузкой?
— На самом деле это не такая уж нагрузка. К примеру, в 2013 и 14 году у меня было по 11 стартов, в 2015 было всего 8, включая FWT.
Про фрирайд в России
— Как ты думаешь, почему в России так мало фрирайдеров мирового уровня, чего не хватает?
— На самом деле в России очень популярен фрирайд и очень много классных райдеров. В Шерегеше или в Поляне фрирайдеров в очереди куда больше, чем на любом альпийском. Я хочу сказать, что курорты русские раскатываются быстрее и сильнее, чем любые альпийские. В Шерегеше я встаю в 6:30 утра после снегопада, потому что знаю, что через 20 минут после открытия подъёмника будет уже поздно. Поблизости всё быстро раскатают.
— Но почему же наши фрирайдеры не поднимаются выше?
— Большинство русских райдеров даже не задумываются, что они могут быть успешными на международных соревнованиях. Кроме того, участвовать в соревнованиях и просто кататься — не одно и то же. Даже если вы съездите один раз на соревнования, вам это ничего не даст. Система рейтинга такая, что надо откатать весь сезон, что очень дорого, и только тогда ты получишь какие-то баллы. Бессмысленно ехать на два старта, чтобы пройти FWQ, даже 10 может быть мало. Нужно закладывать всю зиму. Есть попытки наших ребят проехать некоторые соревнования, но это ничего не даёт. Хороший пример, лыжник Григорий Корнеев из Екатеринбурга. Супер крутой лыжник. Во фристайле обладает крутыми навыками и фрирайде. Он съездил на соревнования в Вербье и занял четвертое место сразу, особо не напрягаясь. Выиграл соревнования на Розе Хутор New Line Contest, с Идрисом Узденовым поделил пьедестал. Но самое сложное в международных соревнованиях — это финансирование. А ещё нужно уметь хорошо пиарить себя, искать спонсоров. В России если ты богач или ты можешь летом скопить денег и зимой не работать, то пожалуй да. В общем, лыжники в России есть, но проявить себя они не могут. Хотя, наверное, если бы они хотели этого также сильно как я, то всё бы получилось.
— Что бы ты посоветовал начинающим райдерам, которые ставят перед собой амбициозные цели?
— Помимо того, что вы должны быть очень крутым лыжником, причём реально, а не в своих мечтах, вы должны себя пиарить. Вот сейчас даю вам интервью, возможно кто-то его прочитает. Считаю, всё это важно, даже при условии, что я уже неплохо продвинулся. Это параллельная со спортом работа. Мой спонсор может и не заметит этого интервью, но мы это делаем. Быть профессиональным лыжником не одно и то же, что быть просто хорошим лыжником. Как художники. Кто у нас в России самый известный художник? Николас Сафронов… но это же не значит, что он рисует лучше всех.
Про снаряжение
— Как ты оцениваешь эффективность сотрудничества с Head?
— Позитивно. Отличные отношения с русским офисом Гирвас. Сейчас пытаюсь найти общий язык с иностранным. У меня новый менеджер. Обратная связь реально существует. Меня действительно спрашивают, что бы я хотел изменить в лыжах, какие нюансы есть. Считаю, что лыжи, которые можно купить в магазине — Head Collective, Turbine и Cyclic лучшая коллекция для фрирайда на рынке. Это супер современная коллекция, со всеми новыми технологиями, в ней учли множество нюансов. Это прежде всего классные лыжи для туристов. Раньше у Head фрирайд лыжи были очень жёсткие, они могли не всем подойти. А сейчас можно просто идти и покупать, не задумываясь, любые лыжи из этой линейки. Все они подойдут практически в любых снежных условиях.
Есть у меня ещё соревновательные лыжи Head A-Star, у них всего один недостаток, они делаются в одной ростовке 187. Но эти лыжи всё равно не покупаются в магазинах. Я попросил сделать подлиннее, сделают — нет, не знаю. Был на фабрике Head в Австрии. Мне показалось, довольно гибкое производство. Это не гигантский конвейер. Есть что то близкое к гаражному производству, просто в цехах очень много маленьких прессов хотя, конечно, есть сложные классные станки. Это здорово.
— Кто тебя сейчас поддерживает, как дела с не лыжными спонсорами?
— Пять лет подрят, с 2010, мой генеральный спонсор ТМ Columbia. Всем известная одежда для спорта и активного отдыха. Катаюсь в технологичной горнолыжной коллекции, которую испытываю в самых экстремальных условиях. Есть одежда для треккинга и просто для жизни, например, на мне сейчас носки, штаны, футболка, кроссовки — всё это Columbia — в общем вы поняли
Благодарен русскому офису за поддержку.

Первый год хорошо спонсирует компания «Важно. Новое страхование», теперь есть все необходимые страховки, даже велосипед и лыжи застрахованы! Шлемы и маски Giro, моя любимая модель Combyn и Blok. Есть ещё велоспонсоры: велосипед Rocky Mountain, велоэкипировка Dakine и экшенкамеры от Actioncams.ru Благодаря этим брендам и компаниям получается осуществить всё задуманное.
— С этого года на FWT обязательное требование — использование ABS рюкзаков. Как ты к этому относишься? Катаешься ли ты с ним всегда или позволяешь себе катнуть налегке.
— Российский дистрибьютер ABS меня поддерживает. В своё время выдали этот рюкзак, как раз в тот сезон, когда попал в самую большую свою лавину. Рюкзак правда тогда не доехал вовремя и со мной его не было. Понимаю, не должен говорить ничего плохого
, но кататься с ABS я не очень люблю. Он огромный, тяжёлый и неудобный даже в самом маленьком варианте. А ещё он даёт ложное чувство безопасности. Любой лавинный рюкзак даёт такое чувство. Плюс, надо быть очень внимательным к снаряжению. Ручка активации всегда должна быть расстёгнута, важно её не потерять. Много разных историй, связанных с лавинными рюкзаками. Однажды во время съёмок Ride The Planet в Норвегии, задел рукой ручку активации и рюкзак надулся. Мало того, что система больше не рабочая, так надо ещё уметь сдувать баллоны, я не смог и мне пришлось съезжать с ними вниз к гиду который смог их сдуть
.


Видел как на FWT один немецкий лыжник прыгнул большой дроп и у него взорвался баллон от приземления. В этом году на съёмках в Осетии я снова попал в лавину, а ручка ABS в этот момент была прихвачена стрепом. От лавины я уехал, но осадок остался, в стрессовых условиях хелиски очень трудно за всем этим уследить. Из за этой же оперы, Аня Орлова потеряла ручку во время высадки из вертолёта на съёмках фильма в Архызе, поехала вниз и попала в лавину. У Кости Галата взорвался сноупульс во время спуска в Осетии на следующий день после «моей» лавины. В то же время много реальных обратных историй с чудесным спасением с помощью лавинных рюкзаков…
Это может звучать глупо, но мне порой кажется, что без рюкзака у меня больше шансов уехать от лавины. И я это говорю при том, что ежегодно в них попадаю.
Однако, всё равно всем туристам я советую кататься с лавинным рюкзаком — ABS, Snowpulse — не важно. Надо просто понимать, что в лавинных рюкзаках есть свои нюансы.
— Как ты считаешь, современное лавинное снаряжение это игры маркетологов или действительно забота о райдерах?
— У меня с собой бипер-лопата-щуп есть всегда. Однако, уровень катания играет не менее существенную роль для спасения во время схода лавины.
— Ты замечаешь, что отношение фрирайдеров к безопасности меняется?
— В России очень развита культура безопасного катания. Сейчас все катаются с лавинным снаряжением, лекции повсюду проводятся, на всех курсах по фрирайду проводятся занятия лавинные. Довольно высокая культура. Кстати, мой FWT начался с лекции по лавинной безопасности. Было забавно. Не до конца было понятно зачем, но все слушали. Райдеры сами обменивались опытом и советами и с уважением отнеслись к этой процедуре, вообще организаторы FWT очень сильно заряжены на безопасность, она на первом месте при выборе склона.
— Раньше, когда не говорили о лавинной безопасности, ты наверное не задумывался над этим. Были случаи, когда становилось страшно и хотелось бросить всё?
— В начале мы катались без какого либо снаряжения и не парились на эту тему. Катались в северном цирке, где всегда опасно. Я проехал кулуар погремушка ещё на классических лыжах. Но никакого страха не было, потому что никогда не сталкивался с этим.
— Ты катаешься в защите?
— Я всегда катаюсь в шлеме и шортах. Спину надеваю только на соревнованиях, но я всегда катаюсь с рюкзаком. Ещё у меня есть наколенники, как минимум эластичные, как максимум брейсы с лёгкой боковой поддержкой. Это и защита и способ чуть облегчить колени. Я их очень рекомендую любому — с травмами человек или нет.
Личное
— Когда что то не получается ты злишься на себя или на других?
— Когда я виноват, конечно понимаю, но у меня есть чёткая отмазка, я говорю себе, что я сделал всё что смог. Ведь можно себя накручивать очень сильно. А так всё нормально

— Кто вдохновляет тебя, у тебя есть кумиры?
— Кумиров у меня нет, но есть люди, на которых я смотрел и фанател раньше. Когда начинал кататься, точнее когда появился доступ к первым видео, году в 2001-2005, я смотрел много роликов. Тогда для меня очень выделялись Таннер Холл и Кандид Тове. Хотя они моложе меня. Они не были кумирами, скорее ориентирами. И сейчас по жизни есть такие ориентиры. Не смотреть на других лыжников просто глупо
— Какой вид катания ты предпочитаешь в качестве развлечения: карвинг, фанкарв, скоростной спуск, ски-тур?
— По трассам я катаюсь только от подъёмника до зоны фрирайда. Спуститься между подъёмниками можно, тоже получу удовольствие, но специально тратить время на трассы я не стану. Практически круглый год я не катаюсь по трассам, только летом на леднике приходится. Увлекают другие направления. Кстати, очень сильно горжусь, что выигрывал соревнования по ски-кроссу, фрирайду, big air, джиббингу. Т.е. в моей карьере есть победы во всех современных горнолыжных дисциплинах. Некоторые соревнования, конечно, совсем простые, типа районных, но были и серьёзные победы
— Насколько ты эмоциональный человек, ты бросаешься при виде отличного склона сразу или долго анализируешь его?
— Когда был молодой, не мог себе отказать ни в чём. Даже стоя на опасном трамплине. То же на велосипеде. Просто не мог не сделать какой-то трюк на людях. Сейчас по-другому, живу в комфорте со своими амбициями и умениями. Уже не нужно выпячивать себя сильно. Могу объехать какую-то кочку стороной, если не вижу приземления. Очень часто такие споры возникают с фотографом. Он говорит: «всё круто, прыгай», — а ты сомневаешься. «Я тебя, конечно, не заставляю, но кадр будет такой фантастический…». На самом деле он заставляет
. Это речь об Андрее Британишском, с которым мы часто работаем
. Хотя часто всё, чем рискую — простое падение, даже не травма, мозг уже работает иначе, могу довольно легко отказаться. Это важно для любого туриста или фристайлиста начинающего — есть сомнения, не надо форсировать события. Даже Сет Моррисон в интервью писал: «Я сделал бэкфлип, сначала на батуте тренировал, потом прыгнул с трамплина в воду, а только потом сделал на лыжах». А в России это не так. У нас чувак едет, прыгает с кочки бэкфлип, срывает, головой бьется о трамплин, сотрясение мозга… Очень часто фристайлисты плохо владеют техникой катания. В общем нужно быть осторожным и последовательным. Не нужно торопиться.


— И напоследок, что для тебя соревнования? Способ познать себя, превзойти, показать Россию или просто заработать?
— На самом деле для меня очень важно, что я представляю Россию на этих соревнованиях. А в целом, соревнования позволяют очень сильно прогрессировать. Это возможность расширить границы возможностей. Люблю лесное катание обычно, не люблю лезть куда нибудь весь день, чтобы поскрестить по кулуарам потом. Мне нравится кататься в Шерегеш стиле по подушкам. Но это совсем другое, чем на соревнованиях, где приходится делать всякие страшные вещи…
— Удачи, Иван. Мы будем болеть за тебя всей командой.
Шерегеш, Сибирь, Россия
Фотографии Андрея Британишского
Больше видео вы найдёте на страничке Ивана Малахова.