Найти мягкий и пушистый снег с подъёмников непросто, поэтому любители белой целины вынуждены идти вверх по глубокому снегу. Чтобы делать это безопасно и с минимальными затратами усилий, нужно владеть техническими приёмами и знать несколько хитростей. В статье рассказываем о тактике подъёма на скитурных лыжах, вариантах киктёрна, уходе за камусом и подборе снаряжения.
Как подготовиться к скитуру по глубокому снегу
Подобрать подходящее снаряжение
Любая экипировка должна соответствовать вашим целям и задачам. Скитур по глубокому снегу не исключение. Поэтому лыжи предпочтительнее выбирать с талией пошире — они будут лучше держать на рыхлом снегу, а палки — горнолыжные телескопические, чтобы регулировать их длину в зависимости от рельефа. К палкам рекомендуем приобрести широкие кольца, которые меньше тонут в сугробах.
В скитуре во время интенсивного снегопада очень важна правильная одежда. Верхний слой намокает, поэтому идти без горнолыжной мембранной куртки не получится. Важно, чтобы была хорошая вентиляция, которая позволит дольше не вспотеть. Как раз в специализированных куртках для скитура предусмотрено больше вентиляционных молний, чем в классических фрирайдных. Ну и конечно, качество мембраны должно быть на высоте.
Надо помнить, что через вентиляцию, особенно на штанах, может засыпаться снег.
В сильный снегопад нельзя закреплять шлем и маску снаружи рюкзака, потому что они намокнут. Поэтому объём скитурного рюкзака необходимо рассчитывать с учётом того, чтобы все вещи можно было положить внутрь.
Чтобы выбрать правильное снаряжение для скитура, прочитайте статьи в блоге.
Правильно вщёлкнуть крепления
При надевании пиновых креплений в глубоком снегу лыжники часто сталкиваются с одинаковыми проблемами: снег налипает на лыжи и забивается в элементы креплений и ботинок. Чтобы не усложнять себе жизнь, лучше сначала утоптать в снегу площадку для лыжи, потом очистить головку крепления, аккуратно положив лыжу на снег, постучать по носку ботинка палкой. После вщёлкивания проверить, хорошо ли вошли штыри в пазы на ботинках, сгибая ногу в колене и подтягивая пятку к ягодице.
Не заморозить камус
Во время надевания не надо бросать камусы на землю: налипнет снег, счистить который будет сложно, или это займёт много времени. Если камусы всё же оказались в сугробе, нужно стряхнуть снег с клеевого слоя, если понадобится, можно счищать его о кант лыжи. Потом следует убрать камусы за пазуху, чтобы растопить снег теплом своей души до следующего наклеивания.
В рыхлом снегу лучше снять сначала только одну лыжу, надеть на неё камус, вщёлкнуть ботинок в крепление и только после этого сделать то же самое со второй. Если встать в снег двумя ботинками без лыж, есть риск провалиться. Сноубордистам лучше притоптать площадку, прежде чем менять тип передвижения.
Если вы надели камусы в тепле, то после выхода на холод надо поставить лыжи вертикально и прислонить их друг к другу, чтобы дать лыжам и камусам остыть. Если так не сделать, то снег налипнет на тёплые детали и подмёрзнет. В таком состоянии его трудно счищать.
При низких температурах клей камуса плохо прилипает, и камус может отсоединиться от лыжи в процессе движения. Вот что нужно делать, чтобы такого не случилось:
- Использовать камус с надёжным клеевым слоем, который работает при низких температурах.
- Во время спуска держать камус в тёплом месте, чтобы клей не замерзал. Например, за пазухой.
- Надеть камус максимально быстро, без переклеивания. Иначе клей застынет, а камус не прилипнет к лыже. Можно попытаться частично нагреть его рукой или химической грелкой. Главное — не обморозить руки в процессе.
- Следить, чтобы камус был хорошо растянут между носком и пяткой снаряда и частично держался только за счёт натяжения.
- Брать с собой несколько стрепов, чтобы крепить камус к лыже в тех местах, где он отклеивается.
Техника и тактика подъёма в скитуре по глубокому снегу
Подъём по глубокому снегу
Тому, кто идёт первым, приходится работать больше других участников группы. Поэтому делать это стоит только на лыжах.
При подъёме по глубокому снегу лыжи проваливаются и тонут в снегу. Особенно сильно зарываются носки лыж у участника, прокладывающего след. Для того чтобы облегчить тропёжку, поднимите подпятники на плюс одно положение относительно уклона, и лыжи будут легче всплывать на поверхность.
Первому участнику при движении по глубокому снегу не всегда удаётся соблюдать принцип протягивания ноги вперёд: человек выдёргивает ногу из-под снега. Нужно стараться делать это движение не слишком активно, а упор сделать на продвижение лыжи вперёд. Также можно уменьшить длину шага, чтобы меньше уставать.
Иногда в скитуре по целине нужно опираться на палки, которые постоянно норовят глубоко провалиться в снег. Поэтому, прежде чем переносить вес на руки, лучше утоптать площадку несколькими энергичными движениями — тогда палка не уйдёт в сугроб и будет надёжной опорой.
Иногда на крутых и узких участках приходится переходить на движение вверх пешком. В этом случае надо оценить продолжительность участка и принять решение о том, закреплять снаряд на рюкзаке или нести его в руках.
При подъёме без лыж на ногах стоит сначала коленом немного утрамбовать площадку и только потом ставить на неё ногу, дополнительно делая пару утаптывающих движений. Если снаряд в руках, его можно использовать как дополнительную опору, кладя на снег выше себя. Другой вариант — взять в каждую руку по лыже и опираться на них, используя силу трения камуса. При подъёме делайте ступени такого размера, чтобы они были доступны всем участникам, с расчётом на самого низкого в группе.
Повороты при подъёме по глубокому снегу
При совершении плавных поворотов на глубоком снегу лучше сделать хорошую, большую колею с учётом длины самого большого снаряда.
Перед выполнением поворота киктёрн важно хорошо подготовить площадку и утоптать рыхлый снег выше себя. Лучше не зашагивать вверх, а немного спуститься вниз лесенкой, убирая лишний снег в месте будущего поворота. В самом крайнем случае можно прибегнуть к помощи лопаты для подготовки площадки для поворота, ну и для продвижения вперёд.
Чтобы облегчить задачу при выполнении киктёрна, можно загнать в толщу снега под опорную ногу пятку другой ноги. Тогда и расстояние между ногами будет минимальным, и поворот удастся легко. Но у этого способа есть два недостатка. Он подходит только для глубокой целины и мягкой тропы, по которой прошли не более четырёх участников. Если тропу утоптали, она стала жёсткой, применить этот метод не получится. Второй недостаток состоит в том, что камус, если его крепёж не очень надёжный, может слететь при вытаскивании лыжи из толщи снега.
Если нет возможности подготовить хорошую площадку, киктёрн можно выполнять вниз по склону, аналогично развороту махом у горнолыжников. В этом случае меньше вероятность зацепиться носками лыж за снег, но и опора на палки будет хуже, а положение в момент разворота менее устойчивым.
Тактика подъёма на лыжах по глубокому снегу
Труднее всего первому — тому, кто прокладывает тропу, поэтому в ходе тропёжки лучше почаще меняться. Первый после определённого интервала времени делает шаг в сторону, пропускает всех участников и становится в хвост группы, а второй продолжает движение. Не стоит держать лидерство до полной усталости. Регулярная смена лидера позволяет сохранить силы, а также избежать переохлаждения остальным участникам, ведь при длительной тропёжке темп, как правило, падает.
Задачи при тропёжке между участниками распределяются так: первый пробивает канаву в снегу, а участник группы, следующий за лидером, продолжает утаптывать тропу, его задача — корректировать проложенный след.
Если первый человек — сплитбордист, то его снаряд короче и, как правило, он проваливается глубже, отчего после него остаются волнообразные следы: ямки под ногой и бугор на уровне носка и пятки сплитборда. Поэтому второму участнику лучше двигаться по этим волнам, чтобы сгладить тропу и сделать её более ровной.
Перед началом лидирования лучше немного раздеться, чтобы не вспотеть. Расстегнуть вентиляцию, снять варежки, сменить шапку на бафф — вот быстрые, но эффективные действия по терморегуляции, которые можно выполнить прямо на ходу.
Лидеру стоит стряхивать снег с веток, чтобы остальным не получить сугроб за шиворот.
При планировании линии в глубоком снегу необходимо брать в расчёт то, что не всегда получается выдерживать намеченный угол, как на жёстком снегу. Поэтому наметьте точку и после этого скорректируйте угол немного вниз. Это и будет реальное место попадания.
Важно избегать выпуклостей вокруг упавших стволов, корней деревьев или камней. Эти бугорки обладают плавной и сглаженной формой, но при попытке забраться на них снег проваливается, и выбраться из него крайне затруднительно.
Безопасность в скитуре по глубокому снегу
Глубокий снег заставляет находиться в ситуации повышенной лавинной опасности. Особенно опасен интенсивный недавний снегопад, когда снега на склонах за последние 48 часов уже накопилось или накопится к концу вашего путешествия больше чем 30 сантиметров. Оценивайте обстановку и выбирайте безопасные линии. Чтобы быть готовым к любой ситуации, почитайте статьи о лавинах в блоге:
При планировании линии на подъём и спуск старайтесь не приближаться вплотную к стволам больших хвойных деревьев. Вокруг них могут образовываться воздушные полости. При проваливании в них человек, как правило, падает головой вниз, не может выбраться и задыхается. Помочь ему могут лишь другие люди, откопав его лопатами, при этом соблюдая принцип отступа вниз по склону.
Больше полезных рекомендаций, советов по технике безопасности и снаряжению узнаете из выпусков видеоучебника по скитуру.
А всё о скитуре, фрирайде и бэккантри — в подборке лекций и мастер-классов на сайте «Спорт-Марафона».