Стоим крепко!
Хотя «прародителями» сноуборда считают серф и скейт, кататься по снегу без креплений не принято. За десятки лет существования сноубординга, вариантов соединения доски с человеком придумано не так уж много, попробуем рассмотреть основные варианты.
Как известно, сноуборды делятся на «жёсткие» и «мягкие» — как раз по виду ботинок и креплений. По оценкам специалистов, первых в мире покупается всего семь процентов от общего числа продаж. В основном, «жёстики» — это прерогатива соревновательных дисциплин — олимпийского слалома и, частично, бордеркросса (пластиковые ботинки и специальные крепления). В массах спросом они не пользуются, так что оставим спортсменам — спортсменово.
Как выбрать крепления для сноуборда?
Вся масса «мягких» креплений подразделяется на, назовем её, «классику» и крепы системы «степ-ин» (от английского step in — шаг в…).
Классические крепления состоят из пяти деталей:
- платформа
- задний стреп
- передний стреп (ремешки фиксации ботинка с защёлками-баклями)
- задник
- хайбэк — на которые опирается нога райдера.
В степ-инах система крепления «вмонтирована» в ботинки, которые жестче, чем стандартная сноубордическая обувь, а с доской они соединяются с помощью специальных штырьков на подошве. Преимущество степов становится очевидным на свежеотратраченном склоне, когда процесс застёгивания занимает считанные секунды — щелк, щелк… Можно забыть о посиделках на гребне склона перед каждым спуском, в очередной раз застёгивая ботинки.
Но существует ряд минусов степ-инов: во-первых, в глубоком (или даже не очень глубоком снегу) бывает сложно встегнуться — приходится тщательно очищать с подошвы и креплений снег, который имеет тенденцию смерзаться. Во-вторых, если в ходе эксплуатации подобный ботинок начинает разнашиваться, вам сложнее фиксировать ногу (тогда как затянуть обычные крепления потуже — легче лёгкого). Так что такие крепления для сноуборда купить можно только тому сноубордисту, кто не планирует выезжать с трассы, а таких не так много.
Самым широко представленным на рынке товаром, без сомнения, являются классические крепления с двумя стрепами. Так как что-то принципиально новое внести в эту устоявшуюся конструкцию сложно, производители начинают экспериментировать с деталями.
Так, весьма полезной придумкой от Salomon является неразъёмный передний стреп — на то, чтобы снять/надеть доску, уходит гораздо меньше времени. Не всегда возможно быстро попасть стрепой в замок, в случае с неразъёмным передним стрепом проблема исчезает. Это характерно как для мужских, так и для женских моделей и встречается и в дешёвых, и в дорогих вариантах.
Также характерная для Salomon разновидность — 3D крепления с более мягким задником и возможностью регулировать силу поддержки ботинка. Как правило, такие крепы за счёт дополнительных деталей являются более дорогими, но и более «подстраиваемыми» под ногу и стиль катания.
Если в чём изготовители и могут проявить индивидуальность, так это в применении различных интересных материалов и сплавов. Например, в моделях креплений для сноуборда компании Flux используются стекловолокно и нейлон — для гибкости и лучшей посадки.
Повышают управляемость доски также с помощью «газ-педалей» — платформ, на которых винты крепления к доске полностью закрывает специальная накладка. Это даёт двойной эффект — винты меньше разбалтываются и контактируют с водой и снегом, а благодаря лёгкому подъёму у носка и пятки (та самая педаль), усилие райдера передаётся доске эффективнее.
Также накладки придают дополнительный амортизационный эффект, что актуально при прыжках в парке или бэккантри.
Что ещё может изобрести компания для того, чтобы покупка именно её креплений была предпочтительной? Наверное, разработать исключительно «свою» конструкцию. Фирма Burton в этом отношении всегда была впереди — и раньше её крепы привинчивались к доске не четырьмя винтами, как «у всех», а тремя. Сейчас к доскам Burton подходят… только крепления Burton. От винтов отказались совсем, а закреплять их можно, передвигая по доске внутри оригинальной щелевой конструкции. Для кого-то это непривычно, однако настраивать крепы под разные варианты катания (глубокий снег/подготовленный склон) и менять градусы поворота ног на них стало гораздо проще. Также это помогает избежать использования отвертки — что вполне актуально на морозе.
Некоторые производители креплений, чтобы не потерять в качестве покупателей поклонников досок Burton, комплектуют свои крепления дополнительным монтажным диском, позволяющим адаптировать стандартные крепления под формат Burton.
Производство анатомичных хайбеков — ещё одна возможность выделиться из общего ряда (помимо, естественно, цвета). Популярны асимметричные модели, усиливающие передачу стараний райдера на доску — что опять-таки ведёт к лучшей управляемости.
Их лучше выбирать женщинам, которые по природе менее физически одарены, чем мужчины, но хотят ехать по склону не хуже.
Есть ещё одна оригинальная модель креплений, отличная от классической — с входом «сзади». Хайбэк в них не закреплён жёстко, а отстёгивается, и райдер засовывает ногу как в тапочки. Два стрепа спереди в таком случае заменяет накладка, в нескольких точках регулирующая силу прижима ботинка к платформе. Опять-таки, по словам пользователей, эти модели сложно применять при катании по глубокому снегу — и передняя накладка может разболтаться, а вариантов для усиления натяжения не так много. В качестве ещё одного недостатка этих креплений можно отметить и тот факт, что их невозможно одевать сидя — только стоя. Как следствие, крайне проблематично встегнуться, например, на середине склона.
В целом же, на вопрос «как подобрать крепления» можно дать один совет — приходите в магазин вместе с ботинком, встегнитесь и посмотрите — насколько вам и вашей катальной обуви «удобно».
Решать, в любом случае, вам!