Компания Burton каждый год удивляет сноубордистов новыми снарядами и всякими полезными фичами и примочками, которые реально работают. На что обратить внимание в этом сезоне, что нового в оборудовании, куда мы движемся и в чём смысл каждого изменения — об этом согласился побеседовать бренд-менеджер российского представительства Burton Алексей Чижов, человек, который работает на этой ниве много лет и знает всё о продукции Burton.
— Алексей, какие новые модели в этом году представил Burton?
Да, есть абсолютно новые две модели сноубордов: одна называется Burton Branch Manager — универсал с уклоном во фрирайд, другая — Burton Gate Keeper, паудерная модель. Обе модели направленные. Это нормальное обновление линейки, две-три модели в год приходят, две-три уходят.
— А в линейке креплений и ботинок?
Радикально новых — нет, но в регулярной линейке появились крепления Burton Genesis X. Они выпускались лимитированной серией, небольшим количеством, а с этого года они впервые стали доступны широкому кругу сноубордистов.
В линейке ботинок одна новая модель — это мужские боты для фристайла Burton Almighty.
Снаряжение Burton 2017. Обзор самого интересного в сезоне
— Если говорить о технологиях — какая линейка претерпела большие изменения — сноуборды, ботинки или крепления? В каком направлении движется мысль шейперов Burton?
В принципе, везде есть новинки, но больше всего, наверное, изменились ботинки. За последний год конструкторам лучше всего удалось продвинуться в конструкции ботинок.
Конечно, всегда наибольшее внимание шейперы уделяют доскам: рассматриваются разные конструкции, делаются тесты. Но в этом году дела обстоят именно так: линейка ботинок очень прогрессивна, удалось сделать по-настоящему работающие изменения.
— Какие модели сноубордов 2016/2017 наиболее интересны? Что хотелось бы сразу надеть на ноги?
Конечно, мне интересно попробовать новые модели, которых до этого не было. Имея опыт катания на разных досках, и видя шейп Gate Keeper-а и Branch Manager-а, мне очень интересно их попробовать. Они не идентичны, каждый профиль, каждая модель рассчитана под свою зону катания, но, оценивая визуально, я понимаю, что наверняка что-то интересное в них есть!
— Каково практическое применение основных прогибов сноубордов Burton? Сколько их сейчас — три, четыре?
Прогибов, по сути, два! Это camber — обратный прогиб, и rocker. А всё остальное — их комбинации. У Burton сейчас официально семь прогибов, которые используются в разных сериях сноубордов. Но это всё комбинации кембера и рокера.
Классический Camber — это прогиб для досок верхней линейки, он требует высокого уровня владения снарядом, быстроты движений. Верхние фристайловые доски, например, делаются именно с таким прогибом.
Есть прогиб Flat Top — рокер на носу, рокер на хвосте и нулевой прогиб в центре. Такие доски ориентированы на начинающих, т.к. доска с плоской центральной частью будет наиболее стабильна на пологих склонах, поможет держать баланс. Но она и неплохо всплывает в некотором количестве свежего снега, так что, если райдер захочет попробовать немножко покатать вне трасс, доска позволит ему это сделать без особых навыков.
Следующий прогиб — Flying V — это универсальный прогиб. Он подходит как для прыжков, так и для катания в целине, то есть сочетает в себе всё лучшее из двух миров — классического прогиба и обратного. Он применяется в любой категории досок, как высокой линейки, так и в линейке для начинающих.
Интересный прогиб Pure Pop Camber — это плоские участки под креплениями и сжатый кембер между креплениями. Часто используется в парковых досках и отлично зарекомендовал себя в досках для джиббинга. Поскольку под креплениями плоские участки, то на фигурах такой сноуборд очень стабильно себя ведёт. Однако, кембер в центре всё равно делают, он нужен, потому что, когда доска выгнута, она ведёт себя в прыжке как сжатая пружина — на ней лучше получается олли и так далее. Совсем от кембера отказаться нельзя.
Что касается фрирайда: то, что раньше было одним прогибом — S-Rocker — теперь разделяют на три разных:
- Directional Flat Top
- Directional Camber
- Directional Flying-V
Все они выглядят примерно одинаково — носок доски сделан рокером, но у Directional Flat Top задняя часть доски плоская, у Directional Camber — центральная и задняя часть — кембер, а у Directional Flying-V задняя часть доски тоже кемберная, но она намного короче, буквально одна треть доски, а две трети длины сноуборда — это кембер.
— Из каких материалов сегодня делается сердечник фристайловых и фрирайдных досок?
Разницы в материалах совершенно нет, используется одно и то же искусственно выращенное дерево. Отличается один сердечник от другого главным образом набором, количеством деталек, используемых в наборе. Так, например, самый простой сердечник — Fly — весит 900 грамм. А есть сердечник Ultra Fly — весом всего 500 грамм. Эта разница за счёт количества деталей. Чем больше деталей — тем сердечник легче, набор позволяет избежать ненужного материала, сделать всё дерево максимально функциональным.
— В чём основной конёк Burton, что стало главным в 2016 году — производство сноубордов для фристайла, фрирайда или универсалов для начинающих?
Учитывая то, что больше всего новых моделей появилось в линейке Family Tree, а это отдельная линейка досок для фрирайда, то основной упор, всё-таки, фрирайд! Команда Burton любит кататься в глубоком снегу и в этом направлении идёт много работы.
— С каждым годом расширяется линейка детских сноубордов Burton. Это связано с увеличением числа юных сноубордистов или с увеличивающимися требованиями к детским снарядам?
Нельзя сказать, что линейка детских сноубордов сильно расширяется каждый год. Но расширяется! Всегда было две основных модели: Burton Custom Smalls, позже — Burton Feelgood Smalls, для подростков. И Burton Chopper, Burton Chicklet — для самых маленьких райдеров. В последние годы добавилась ещё пара моделей: Pro Test — для активно прогрессирующих подростков, Burton Deja Vu — для девушек-подростков, и Burton After School — для совсем маленьких, теперь можно прямо с полутора-двух лет ставить на сноуборд.
Расширение линейки связано с тем, что многие подростки сегодня катаются на взрослом уровне, и снаряжение должно быть реально сделано на уровне взрослого. У них и пролёты большие, и подлёты высокие, и приземления жёсткие — поэтому снаряжение необходимо делать на порядок лучше.
Плюс — это инициатива Джейка Бёртона — развивать детский и юношеский сноубординг. С одной стороны, понятно желание любого коммерческого бренда растить себе покупателей. А с другой — Burton очень болеет за этот вид спорта и хочет его двигать вперёд. А тут — дорогу молодым!
— Кто, вообще, основной покупатель сноубордов Burton? Проводились ли исследования по полу, возрасту, стилю катания?
Да, исследования такие есть, и глобально в мире, и по российскому рынку. В России несколько отличается срез покупателей. Во всём мире покупатель досок Burton — это молодой человек или девушка 18-35 лет, по направлению катания всё достаточно равномерно распределено: это и новички, и парковые катальщики, и фрирайдеры, нельзя чётко выделить какой-то один стиль.
У нас же в стране возрастной акцент смещён: покупатели сноубордов Burton — преимущественно мужчины 24-40 лет. Это связано, скорее всего, с нашим уровнем жизни. Типичный покупатель Burton в России — это молодой человек, который закончил учебное заведение, пошёл на работу и начал зарабатывать какие-то деньги, которые можно потратить на снаряжение для любимого спорта, на путешествия.
— Всё больше модификаций с каждым годом получает популярный универсал Burton Custom, в этом году их целых семь — в чём различия и какая модель самая «универсальная из универсальных»?
Давайте-ка посчитаем… Burton Custom Splitboard, Burton Custom Mystery, Burton Custom Flying V, Burton Custom Camber, Burton Custom Twin Camber, Burton Custom Twin Flying-V, Burton Custom Smalls — да, семь штук!
В этом году популярнейшей модели исполняется 21 год. В прошлом году был юбилей. Конечно, от первоначального Burton Custom в ней уже ничего не осталось, всё модифицировано. Но если выбирать из них самый-самый универсальный, то я бы, наверное, выделил классический Custom Camber и Custom Flying-V, они практически делят популярность. Но каждый всё равно выбирает ту форму, которая ему лично подходит.
Взрослое поколение или те, кто катается побыстрее, посерьёзнее, выбирает кемберную форму, а те, кто хотят более манёвренный, игривый сноуборд, выбирает Flying-V.
Модификации Custom Twin появились не так давно, она больше ориентирована на парковое катание.
Custom Mystery — очень дорогой сноуборд, для очень обеспеченных людей…
— Что такого особенно добавлено для обеспеченных людей, в чём престиж этой модели?
Лёгкость и технологичность. Самая топовая с точки зрения технологий доска когда-то называлась Vapor, затем это была модель Mystery, а теперь её сделали Custom Mystery.
Самое главное различие двух последних — это форма доски. Начинку взяли от Mystery, а шейп сделали самый удобный, Custom-овский.
Это доска для человека, который хочет взять себе самый лёгкий, самый топовый сноуборд, но при этом получить проверенную, удобную форму.
— Что нового появилось в женской линейке сноубордов Burton?
Количество моделей даже подсократили, чтобы не размывать спрос. Но кое-какие новости есть. Так, очень популярная бэккантри-доска Day Trader поменяла размерную сетку. В прошлом году были ростовки 147-152, в этом году 142-150. Это в целом согласуется с концепцией Бёртон, ростовки становятся меньше.
— Какая доска самая жёсткая и самая мягкая в коллекции Burton?
Самая жёсткая — это универсал Custom X, а что касается самой мягкой, тут нужно разделить мужскую и женскую коллекции. Самая мягкая в мужской коллекции — это доска Burton Ripcord, а в женской — Burton Genie. Это доски для начинающих.
— Когда-то Burton прославился сноубордами с кичевым дизайном топшита «на грани фола». Теперь дизайн стал очень классическим, яркие и графические модели сохранились лишь в детской коллекции. Джейк Бёртон стал старше или есть другая причина скромности в дизайне?
Во-первых, провокационные дизайны никуда не ушли, они остались, но их используют в лимитированных коллекциях для самых ко́ровых точек продаж, для ко́ровой аудитории. Ещё не было релиза, но в этом году будет коллаборация Burton и South Park‑а. У них в мультфильмах есть персонаж, который в русском переводе звучит как «мистер говняшка». Вот и доска будет с Мистером Говняшкой, на грани фола!
Но дизайн действительно стал скромнее. Растёт популярность сноубордов в мире, растёт количество точек сбыта и, чтобы удовлетворить разнообразные культурные требования людей, необходимо делать более универсальные по дизайну модели.
Особенно это касается женских досок — какими технологиями доску не напичкай, а люди нередко выбирают сноуборд по дизайну. Под одежду, под крепления, под ботинки. И сегодня уже мало кто хочет клоунады на склоне, райдеры чаще хотят просто выглядеть органично.

— Почему Burton всегда делает нестандартные системы креплений? Сначала это были 3D, теперь EST?
Здесь дело не в том, что бренд хочет как-то выпендриться и отгородиться от других. Если говорить о EST-системе, то у неё есть несколько ключевых плюсов в отличие от креплений с 4 закладными.
Во-первых, все EST-крепления на 20% легче других аналогичных за счёт отсутствия жёсткой базы. Неважно, из чего они — стекловолокно, нейлон, карбон, поликарбонат — в EST-креплениях она устранена как класс. Есть либо пеногель, либо гелевая вставка, но жёсткая база устранена. Это первое преимущество.
Второе преимущество EST-за счёт сочетания каналов можно крепления очень точно настроить под стойку с человека, до доли градуса. У дисковых креплений минимальный шаг — 3°. На EST-системе такой проблемы нет, до микронов можно выставлять себе стойку!
И третье — весь тот объём, который в обычных креплениях занимает база, в EST-креплениях занимает амортизирующая прослойка. А это дополнительная защита от ударов при приземлениях, от плоских приземлений и так далее.
Так что это не желание обособиться, а передовая техническая разработка. Но при этом есть и альтернативная система, например, система Reflex, которая встаёт на доску с классическими закладными, там в комплекте два набора дисков.
— Не мешает ли свой собственный способ установки креплений продажам сноубордов для продолжающих и экспертов? Все ли модели имеют адаптацию к стандартным сноубордам и наоборот — можно ли поставить на сноуборд Burton крепления другой фирмы?
Любые крепления ставятся на сноуборды Burton и наоборот. Многие производители делают сменные диски с адаптацией под каналы EST. Да и Burton делает диски, но под все крепления их сделать усилиями фирмы невозможно — очень большая разница в высоте, в шаге диска и так далее. Поэтому практически все популярные, лучшие крепления для сноуборда имеют в комплекте диск Channel, для установки на доски Burton.
— Что интересного появилось в конструктиве линейки креплений Burton 2017?
Вообще — и в креплениях это проявляется особенно ярко — Burton постоянно придумывает новые технологии и внедряет их в верхние модели. Если при этом та или иная технология себя хорошо проявила и надёжно зарекомендовала, то её начинают опускать ниже и ниже по модельному ряду. Собственно, так и в этом году происходит.
Одна из прорывных технологий последнего времени — Flex Slider. Она позволяет во время встёгивания полностью откинуть в сторону верхний стреп. Проблема известная: в холодную погоду стрепы и ботинки дубеют, замерзают, в процессе встёгивания райдер наступает на стреп, это неудобно, к тому же, в мороз он может треснуть. А откинув его в сторону, встёгиваешься легко. Технология направлена больше на комфорт, но эта мелочь — нередкая головная боль для сноубордистов.
Поменяли не только систему фиксации стрепа, но и сам стреп. Если раньше он делался в основном из пластика, то теперь его делают из полимерного материала, более вязкого и тягучего — и за счёт этого менее хрупкого. Такой стреп практически нереально сломать, производитель даёт на него пожизненную гарантию. Ну и, повторюсь, его очень удобно использовать.
А технология, которую начали опускать вниз, как оправдавшую себя в верхних моделях — это трещётки Double Take с косыми зубцами, и стреп Hummock Strap, выполненный из полимера. Он хорошо тянется, хорошо облегает ботинок, но при этом достаточно жёстко фиксирует. За счёт того, что используется тянущийся полимер, при нагрузке такой стреп очень сложно повредить.
— Что нового в снарядах Burton для ски-тура? Базовая модель Family теперь имеет несколько модификаций, в чём разница?
Все сплитовые модели имеют в своей базе регулярную модель сноуборда, не-сплит. Есть три базовые модели сплитбордов — есть Custom Split, есть Landlord Split и женский Antisocial Split. В плане подъёма в гору они все одинаковые, особенной разницы нет. Но это очень разные доски по спуску вниз. Они имеют отличный друг от друга шейп — и это три разные современные доски для фрирайда.

— Насколько удачными оказались крепления с системой Tesla? Какие фирменные фишки Burton внесли в эту конструкцию?
На самом деле крепления, сама их конструкция — целиком разработка Spark-a, Burton навесил на них свои стрепы, трещётки и слайдеры с баклями. В мире это самая популярная и удачная система креплений для сплитборда, Burton поначалу придумал свою, но быстро понял, что не надо изобретать велосипед ещё раз и просто улучшил существующую систему, сделав сами крепления комфортнее.
Пока что у нас в стране не очень развит сплитбординг, в отличие от Канады, например, где очень большое количество людей выбирают для себя это направление развития мастерства. У нас сплитбординг только ещё в стадии становления. Но направление развивается, растёт количество райдеров, найти свежий снег уже не так просто, как раньше, и сплитборд становится удачным решением!
— Какие новинки появились в технологиях ботинок Burton 2017?
В ряду ботинок Burton All Mountain с этого года используется уникальный материал Ultra Wave. Смысл в том, что внешняя часть ботинка сделана полностью литой, нет ни одного шва. За счёт этого ботинок не промокает, но дышит — очень удачное решение.
Появилась новая модель Burton Tourist, ориентированная под сплитбординг, в основном. Во многом она повторяет популярную жёсткую модель Driver X, но её сделали более плотной, она заточена под скитуринг, подъём в гору. Сама система шнуровки позволяет ослабить верхнюю часть ботинка, чтобы вверх было идти гораздо комфортнее.
— Как теперь определять базовый параметр ботинок — жёсткость? Цифры десятибалльной шкалы исчезли из описаний, жёсткость теперь обозначается словами и райдеры теряются, существует ли табличка соответствий?
Такой таблички соответствия нет. Наоборот, по мнению производителя, все эти цифры покупателя запутывают, человеку сложно понять разницу между четвёркой, пятёркой и шестёркой. Достаточно оставить три вида жёсткости: мягкий, средний и жёсткий ботинок. Burton берет это не из головы — это достаточно серьёзное замечание сетей, продающих снаряжение в розницу. Покупателю с ходу проще определиться, если жёсткость представлена с помощью небольшой инфографики. Здесь — жёсткость, здесь — приоритетное использование в определённых областях.
К тому же, единой шкалы жёсткости ведь и не было никогда! У каждого производителя была система своя. А это ещё большая путаница.
— С чем связана общая тенденция к смягчению ботинок?
Один из лозунгов Burton всегда был таким: «Компания управляется райдерами!». И это не в том смысле, что управляющие сами катаются, а в том, что продукцию тестируют представители экстремального спорта, тестируют в самых разных ситуациях. И эта обратная связь работает! На Burton-е каждый год проходят Product Tests, так называемые. Топовым райдерам выдаются бланки для заполнения, выдаются 15 досок с разными показателями. Они должны покатать и записать показания: это нравится, это не нравится, это надо бы изменить. То же самое и с ботинками, смягчение линейки — это пожелание райдеров. Они пишут, что такая жёсткость не нужна, важнее сделать ботинок комфортным, чтобы в нём можно было проводить весь день на склоне. Вообще, комфорт — это не только удобство носки, это и сохранение тепла, чтобы человек мог долго находиться на горе. Это полезно для райдеров, которые с утра ушли на съёмки и неизвестно, когда вернутся. Это полезно для шейперов и фотооператоров, которые влезли в ботинок и вылезут из него только ближе к вечеру. Это также полезно и для обычных райдеров.
— В линейке ботинок появились два типа сменных внутренников — Toaster и Infinity Line Rider, для каких условий они предназначены по замыслу конструкторов?
Toaster — это отдельный внутренник, который не стоит штатно ни в одной модели ботинок. Его приобретают отдельно. Особенность его в том, что в нём встроен подогрев, работает на небольшом аккумуляторе, заряжающемся от USB. Там три режима нагрева: лёгкий, средний и тёплый. Можно на ходу переключать режимы. По заявлению разработчика, полного заряда хватает на семь часов, даже в сильный холод.
Минус этого внутренника — его цена подбирается уже к стоимости ботинка, для российского рынка цена в 11 тысяч, это недёшево. Но своего покупателя они находят!
Есть у Burton и другие способы борьбы с холодом. Например, технология Sleeping Bag — металлическая прослойка между внутренним и внешним ботинком. Она экранирует холод от снега, не давая ему поступать к ноге и, в то же время, не даёт теплу ноги, внутреннего ботинка, уходить в снег.
Infinity Line Rider — пришёл на смену внутреннику Infinity Ride. Обычно внутренники делают матерчатыми и это одна из причин того, что через год-два-три внутренник хочется поменять, он проминается, ботинок, становится «валенком», теряет характеристики жёсткости.
Новый внутренник Infinity Line Rider сделан из полиуретана. Он всегда сохраняет свои показатели жёсткости. Но предшественнику его не хватало вентиляции. Сейчас серьёзно поработали над вентиляцией — Infinity стал хорошо дышащим, но при этом сохраняющим жёсткую форму.
— А эти технологичные внутренники — термоформуемые?
Все внутренники Burton — термоформуемые. Но их не надо нагревать фенами, духовками и т.п. Чтобы внутренник сел по ноге, нужно надеть его при комнатной температуре и походить 15-20 минут. Этого достаточно, чтобы внутренник сел на конкретную ногу. Горячую формовку делать вообще не нужно, были случаи, когда перегревали внутренники — и ботинки приходилось выкидывать.
— Какие гарантии даются на снаряжение Burton нового сезона?
На все категории товаров за исключением сноубордов даётся год гарантии. Есть много элементов, на которые Burton даёт пожизненную гарантию. Это база креплений, это Flex Slider, о котором мы говорили уже. На все рюкзаки, сумки и чехлы тоже даётся пожизненная гарантия — не на материал, который со временем, естественно, может протереться — а на все швы, молнии, прочие конструктивные элементы.
На сноуборды даётся гарантия три года. Это уникально, ближайшие конкуренты дают гарантию два года.
— Кто из именитых райдеров в этом году выступает в команде Burton, на кого нам смотреть на соревнованиях?
Прошлогодняя команда осталась практически без изменений. Естественно, в неё входит Шон Вайт, естественно в неё входит легенда сноубординга Терье Хокунсен. Марк Макморрис уже не такой молодой, но, по-прежнему, дарование, которое выступает на всех X-Games. Дэнни Дэвис — самый харизматичный из всех райдеров. Из женской команды — Келли Кларк, и из съёмочных райдеров, которые редко выступают на соревнованиях, но зато активно снимаются в фильмах и роликах — это Мики Ренц, Миккель Бэнг, Марк Солларс, Марко Грилк и девушка Кимми Фасани.
— А из российских райдеров?
Мы сейчас ведём переговоры с ведущими российскими райдерами, так что скоро в команде Burton появятся новые имена!
— Надеюсь, переговоры будут успешны, и команда Burton пополнится райдерами из России. Спасибо вам за подробный рассказ, и пусть будет много снега в этом сезоне!