0

Как отправиться в велопоход по Киргизии. Пример маршрута

Подъём в перевал Тосор — высшую точку маршрута © Андрей Тонких
Кыргызстан — одна из самых доступных и интересных в плане туризма стран на постсоветском пространстве. На небольшой территории, три четверти которой находится в горах, нашлось место для всех видов туризма и отдыха, которые только можно сегодня представить, для самых разнообразных ландшафтов, памятников истории и археологии, впечатляющих природных объектов и «праздника желудка». Познакомиться с этой удивительной землёй можно разными способами, но здесь мы предлагаем сделать это на велосипеде, прокатившись по юго-восточной части Киргизии.
Подобное стремится к подобному © Андрей Тонких

Зачем стоит ехать в Киргизию на велосипеде

  • За разнообразием впечатлений при возможности оставаться в условно близком тебе культурном пространстве. Другая страна, пусть и исторически связанная с Россией, понятный менталитет, пусть и с азиатскими нюансами, похожее законодательство и вообще вся система жизнеустройства. Будто ты дома, но вокруг Средняя Азия.
  • Отсутствие языкового барьера практически везде, что для многих туристов является плюсом.
  • Простая система въезда-выезда, нет визового режима, обязательного наличия загранпаспорта, страховок, анкет, больших пошлин и прочего.
  • Умеренный восточный колорит и умеренная же религиозность: можно ездить в шортах даже в глубинке, купаться в купальнике и ходить без платка не только в столице. Исключение — мечети, там обязательно нужно соблюдать требуемый дресс-код.
  • Для ностальгирующих — масса обломков советской эпохи и чувство, что всё вокруг построено при СССР. В некоторых из построек, например бывших ведомственных санаториях и профилакториях, гостиницах с витражами, призывающими к выращиванию кукурузы, можно недорого переночевать. Ленин везде на месте, в любом городе есть улица Гагарина, а каждый аксакал в высокой шапке обязательно спросит, что слышно в России по вопросу восстановления Союза.
  • Дружелюбная для большинства россиян ценовая политика. Сом примерно равен рублю, но цены в целом ниже, особенно на продукты и билеты в различные туристические места, и чем дальше от проторённых дорог и больших городов, тем более рентабельным становится путешествие. Если едешь на велосипеде и спишь в основном в палатке, то отпуск может стать максимально бюджетным, но при этом насыщенным по части впечатлений и мясных блюд.
  • Для интересующихся культурой кочевых тюркских народов, пожалуй, самое лучшее место. Хотя бы потому, что добрая половина населения до сих пор поддерживает традиционный образ жизни. Можно остановиться на пару дней в юрт-кемпинге — в юрте прекрасная вентиляция, а на матрасе спится как в раю. Сувениры из войлока и кожи здесь оригинальны, курут питателен, а песни долгие и протяжные, как джайлоо — высокогорные степные пастбища, куда на лето отгоняют скот.
  • Идеальная страна для прокачивания скиллов велотуриста. Сложный рельеф Киргизии и постоянный ветер позволят улучшить свои физические показатели в части как общей, так и велосипедной выносливости и умения ездить по пересечённой местности.
  • Потрясающая красота здешней природы, которая сведёт на нет любые трудности похода. Как бы вы ни построили маршрут, каждый день будете видеть новые ландшафты, а иногда они будут сменяться и два-три раза за день.
  • Долгое жаркое лето. Отправляться в велопоход можно с середины мая до конца сентября. Правда, перевалы и ряд ущелий в крайних месяцах окажутся под снегом, а Иссык-Куль по температуре приблизится к Енисею, но в целом поездка будет комфортной.
Разнообразие ландшафтов — фишка Киргизии. Только успеешь привыкнуть к ёлкам… © Андрей Тонких
Как они сменятся песками… © Андрей Тонких
А к вечеру и ледниками © Андрей Тонких
Киргизия — отличный вариант для бюджетных велопутешествий, особенно если жить в палатках © Андрей Тонких
Дело Ленина живёт в веках — в Киргизии сохранилось много памятников советской эпохи © Александр Беляков
Остатки советского прошлого © Андрей Тонких
Доброжелательное местное население © Андрей Тонких
Сувенирное изобилие © Светлана Щиталина
На берегу Иссык-Куля © Андрей Тонких

Что ещё нужно знать велотуристу о Киргизии

  • Качество дорог. Гравийки, грунтовки и горные дороги, как и везде, классические. С асфальтом хуже: он вроде есть, но такой «заплаточный», что лучше бы его не было. Плавится на жаре, затрудняя передвижение, кое-где такое покрытие зачем-то присыпают крупным острым гравием, что делает ситуацию ещё хуже.
  • «Джигитский» стиль вождения. Любой велотурист знает, что чем лучше покрытие, тем хуже: автотрафик больше, скорости выше, риск попасть в ДТП реальнее. Для Средней Азии это не работает, здесь на дороге любой степени убитости автомобилисты несутся как на крыльях, даже если едут на тракторе с прицепом, так что пара глаз на спине будет не лишней. Исключение — дорога через перевал Тосор, там полное «слоумо».
  • Обмен валюты. Деньги меняют в банках и обменниках в крупных населённых пунктах, и если у первых есть внятный режим работы, то со вторыми всё сложнее. Обнаружили работающий обменник, меняйте по максимуму. В некоторых сильно удалённых от цивилизации местах рубли не принимают, так что имейте минимальный запас в популярной иностранной валюте.
  • «Собачьи колючки» — зло для камер. В Прииссыккулье словить такую колючку с тонким «жалом» можно буквально при каждом обороте колеса. Запасайтесь заплатками, клеем, камерами и ставьте максимально устойчивую к проколам резину — гарантий она не даст, но частоту проколов снизит. Вообще стоит иметь при себе полную велоаптечку и уметь ей пользоваться. Ближайший веломастер живёт в Бишкеке, а погуглить «как заменить петух и всё настроить» в условиях отсутствия связи на большей части маршрута не получится.
  • Опасная фауна. Комаров мало и только возле воды. Есть риск встретить ядовитых пауков и змей. Тут никакой самодеятельности, на первой же попутке ехать до ближайшего города с больницей.
  • Автостоп. С попутками и такси чем дальше от туристической зоны за хребты, тем тоскливее. Киргизы не настолько богаты, чтобы налегке гонять от села до села, обычно авто набито под завязку людьми, вещами и мелкими питомцами. Постарайтесь не попадать в ситуации, когда понадобится срочная эвакуация. Связь в горах, как было сказано выше, отсутствует, между населёнными пунктами может быть до 100 км безжизненных пространств.
  • Солнце. Оно, конечно, будет радовать, но и ожоги может оставить страшные. Велосипедист открыт постоянно, а кремы там помогают мало. Позаботьтесь о соответствующей экипировке и обязательно закрывайте лицо и уши кепкой, панамой или баффом. В горах, где с ледников дует очень холодный ветер, жара переносится легче, чем в степи, но обгореть ещё проще. Можно получить и тепловой удар, в июле — августе температура, бывает, уже в девять утра стремится к +40°C, а жара спадает только вместе с закатом.
  • Перепады температур. Ночные температуры в горах легко опускаются ниже нуля, что часто сопровождается сильным ветром, а иногда и снегом/градом. Днём случаются очень холодные ливни, согреться после которых можно, только закатывая затяжной подъём. Спальники лучше брать с температурой комфорта -10°C, для горной части иметь при себе закрытую обувь и соответствующую одежду. И жаропонижающее в аптечке.
  • Отравления. Безумно вкусная, но очень жирная со специями пища заходит не всем, так что включаться в местную кухню стоит аккуратно, начиная с напитков на основе кумыса, лавашей, курута, лагмана и какого-нибудь невинного шорпо, прежде чем переходить к куурдаку, бешбармаку и плову с бараниной. Отравиться легко и водой: если в горной части маршрута она чистая во всех ручьях, то в населённых местах есть риск получить от таковой жесточайшее расстройство желудка. Используйте компактные фильтры, кипятите воду или просите её у местных. Почти у всех во дворах имеются колодцы и скважины, вряд ли вам откажут в пополнении запасов. И когда будете рвать абрикосы с деревьев, растущих по обочинам, то обязательно тщательно мойте их.
  • Горняшка. Если большую часть года вы проводите на высоте ниже километра, она вас ждёт.
Панама — лучший друг велотуриста © Андрей Тонких
Пробовать местную кухню начинайте с кумыса © Андрей Тонких
Мойте фрукты перед едой © Андрей Тонких
Весёлые джигиты © Андрей Тонких
Дополнительное одеяло не помешает в горных районах © Андрей Тонких

Как добраться в Кыргызстан с велосипедом

В Бишкек и Ош летают самолёты из городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Сургута, Казани, Ростова-на-Дону, Белгорода, Грозного, Краснодара. Международные поезда тоже есть, но они пока отменены на неопределённый срок из-за пандемии — следите за расписанием.
До точки старта нашего маршрута — города Каракола (некогда Пржевальск) — можно заказать автотрансфер через любую местную туркомпанию. Заранее сообщите, что у вас с собой велосипед. С ними же договаривайтесь о трансфере обратно до аэропорта. Также через туркомпанию можно зарегистрировать маршрут в МЧС и купить газ в баллонах для горной части похода, если вы не готовы аутентично использовать местное топливо для костров и печей — кизяк. Хоть Каракол и является отправной точкой десятков маршрутов в горы, под названием «газ в баллоне» здесь понимается и продаётся топливо для домашних плит с минимальным объёмом около 12 литров. Время в пути от Бишкека или Оша до Каракола — около 6 часов.
Велопутешественники из разных стран регулярно выбирают для отпусков Киргизию. Через неё проходит один из самых популярных в Евразии маршрутов «Великий шёлковый путь», снабжённый картами и путеводителями на нескольких языках, а маршрут «Вокруг Иссык-Куля» входит в топ-10 у многих велотуристов-иностранцев, исследующих Среднюю Азию. Встретить их на дорогах Кыргызстана можно почти везде, но чаще всего, конечно, в туристической зоне — в Прииссыккулье. Некоторые едут гружённые рюкзаками, но в основном налегке или с машинами сопровождения. Российские велотуристы, как люди, привыкшие к бездорожью, предпочитают маршруты пожёстче. Велосипед вообще удобен для изучения нетуристической части страны, где много достопримечательностей, но отсутствует общественный транспорт, коммерческий стоит дорого и не везде может проехать.
Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке © Андрей Тонких
В горном кластере Иссык-Кульского заповедника © Андрей Тонких
Тянь-Шань, хребет Кунгей-Ала-Тоо © Андрей Тонких
На велосипедах по Великому шёлковому пути © Андрей Тонких
Красота гор порадует самого взыскательного фотографа © Андрей Тонких
Приезжайте, здесь много вкусного! © Андрей Тонких

Веломаршрут по Киргизии в цифрах и названиях

Нитка маршрута: Каракол — Джети-Огуз — Кызыл-Суу — Барскоон — Тамга — Тосор — перевал Тосор — Оорук-Там — Нарын — Ак-Тал — перевал Молдо-Ашуу — озеро Сонкёль — перевал Калмак-Ашуу — Кочкорка — Орто-Токойское водохранилище — Оттук — Бар-Булак — озеро Каракёль — Ак-Сай — Боконбаево — Каджи-Сай.
Радиалки с ночёвками: ущелья Джети-Огуз, Чон-Кызыл-Суу, Барскоон.
Радиалки однодневные: Каракольский нацпарк, музей Пржевальского, каньон Сказка (у села Тосор), священная долина Маджылы-Ата (у села Каджи-Сай), Ак-Сайский каньон — на велосипеде, караван-сарай Таш-Рабат — на автомобиле.
Длина маршрута: около 1300 км, без автомобильной части.
Дневной километраж: в среднем 50-60 км, минимальный — 35 км, максимальный — 87 км.
Время в пути (вместе с днёвками): — 27 дней.
Высшие точки: перевалы Молдо-Ашуу (3243 м), Калмак-Ашуу (3400 м), Тосор (3893 м).

Куда едем, что смотрим, какие трудности преодолеваем

Маршрут можно разделить на три части, у каждой из которых есть своя специфика:
  • Суровый старт от Каракола до ущелья Тосор.
  • Автономная часть от ущелья Тосор и до Кочкорки.
  • Расслабленный заключительный сегмент от Кочкорки до Каджи-Сая.
При желании часть радиалок можно исключить, но тогда пропустите много интересного.
Палатка Big Agnes Seedhouse SL3
только у нас
51 800 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Seedhouse SL3
3мест
Подробнее
Подробнее
Палатка Sierra Designs Studio 3
новинка
76 400 ₽
Sierra Designs Палатка Sierra Designs Studio 3
3мест
Подробнее
Палатка Big Agnes Seedhouse SL2
только у нас
44 300 ₽
Big Agnes Палатка Big Agnes Seedhouse SL2
2мест
Подробнее
Палатка MSR Habitude 4
67 990 ₽
MSR Палатка MSR Habitude 4
4мест
Подробнее

Сегмент Каракол-ущелье Тосор

В Караколе удобно выходить на маршрут. Город по местным меркам большой, есть рынок, где можно закупиться продуктами и какими-то мелочами в дорогу, много кемпингов и гостиниц. Есть и достопримечательности: колоритный рынок домашних животных, музей Пржевальского, рядом с которым похоронен великий исследователь Азии, живописная дунганская мечеть, клубы, банки и больница. Для лучшей акклиматизации и раскатки стоит прокатиться налегке в Каракольский нацпарк - до нижней станции подъёмника горнолыжного курорта, затем подняться наверх в «креселке» до высоты 3040 м.
На южном берегу Иссык-Куля всё не так роскошно, как на северном, здесь, традиционно, чаще отдыхают местные, чем гости страны, поэтому гостиницы здесь попроще, почти все достопримечательности бесплатны, а те, что за деньги - дёшевы. Много турбаз, юрт-кемпингов и бюджетных кафе.
В Каракольском национальном парке © Андрей Тонких
Пик Каракольский © Андрей Тонких
Дунганская мечеть © Андрей Тонких
Вкуснейший каракольский мед © Андрей Тонких
Лошадь Пржевальского в музее Пржевальского © Андрей Тонких
Самая большая тюркская юрта в мире © Андрей Тонких
Типичная гостиница на южном берегу Иссык-Куля © Евгений Щиталин
В ущельях хребта Терскей-Ала-Тоо «прописаны» очень живописные достопримечательности: в Джети-Огузе красные скалы Семь быков и Разбитое сердце, радоновые источники в урочище Дачи космонавтов, язык ледника в верховьях одноименной реки; в Чон-Кызыл-Суу - сероводородные источники разной температуры, в Барскооне - водопады Слезы барса, Брызги шампанского и Борода аксакала и два памятника Гагарину, в Тамге - камни с вырезанными буддистскими надписями, а в каньоне Сказка - созданные природой замки и замысловатые фигуры из разноцветного песка и глины. Во все ущелья, кроме Сказки, есть смысл ехать с ночёвками. По пути туда будете всё время двигаться в гору по камням, примерно по 25-30 км от трассы, зато обратно - с ветерком. Мест для палаток под тянь-шаньскими елями достаточно, пресной воды тоже. Везде коровки, ослики и барашки, - “производители” кизяка - топлива для костра.
Памятник мудрецам Сарту-Аке и Тилекмату-Аке © Андрей Тонких
Урочище Дачи космонавтов © Андрей Тонких
Скалы Семь быков © Андрей Тонких
Каньон Сказка © Александр Беляков
Дорога в Чон-Кызыл-Суу © Андрей Тонких
На горячих источниках © Андрей Тонких
В ущелье Барскоон © Андрей Тонких
Буддистские камни Тамга-Таш © Евгений Щиталин
Если в ущельях вы будете прокачивать икры, то на трассе, бегущей по берегу Иссык-Куля - бороться с ветром. Трасса проложена по плоскогорью, отдыхать на спусках не получится. Самый унылый в плане движения участок будет от села Кызыл-Суу, знаменитого крупнейшим базаром на Южном берегу, до поворота в ущелье Барскоон, по которому некогда проходил отрезок шёлкового пути, а ныне - гравийка к высокогорному (4000 м) золоторудному месторождению Кумтор. В селе Тамга очень красивый пляж, здесь или в соседнем Тосоре стоит остановиться на днёвку после Барскоона, скататься налегке в Сказку и морально подготовиться к автономной части маршрута. Из капризов погоды стоит отметить очень сильный холодный ветер по вечерам - с озера, а по утрам - с гор, мощные, но короткие ливни, жарящее солнце. Температура воды в Иссык-Куле редко превышает отметку в 20°C, - озеро хоть и не замерзающее, но всё-таки расположено на высоте 1,5 км. Впрочем, когда на улице на 20 градусов больше, купание однозначно порадует.

Сегмент Ущелье Тосор-село Кочкорка

Самый сложный, но при этом самый живописный участок пути. Здесь будут все три перевала с серпантинами, дорогой в облаках и снежными зарядами, и та калейдоскопическая смена ландшафтов о которой мы упомянули в начале. Полупустыня сменится хвойным лесом, потом потянутся высокогорные степи, ещё выше - альпийские луга, которые сменятся гольцовой зоной, эффектно украшенной снегом и льдом, а затем - всё то же самое, но в обратном порядке. И так дважды. Через перевал Тосор вы попадёте в юго-восточную часть страны, в гигантскую степную долину, по которой текут с ледников десятки рек и сотни ручьев, дающих начало реке Нарын, и где на протяжении трёх дней вы будете видеть только редких пастухов и не поддающиеся подсчёту стада и табуны. А может даже и пару небольших смерчей.
В первый день вы проедете/пройдёте не более 30 км и наберёте высоту с 1500 до примерно 3000 м - дальше начнётся зона сплошного скальника и камнепадов, - ставить палатки будет негде, да и просто опасно. За перевалом, примерно на сороковом километре спуска вас будут ждать остатки старого санатория над горячими источниками Джилы Су. До самого Нарынского каньона по обеим сторонам дороги будут стеной стоять горы, постепенно долина сузится до нескольких сотен метров, обрастёт елями, а дорога превратится в серпантин, перебегающий с берега на берег над ревущим потоком Кичи-Нарына, который так любят рафтеры. А потом начнутся поля, луга, деревни, дачи и вы въедете в Нарын, один из самых высокогорных городов бывшего СССР (2020 м).
Обитатели ущелья Тосор © Андрей Тонких
Инопланетные гости © Светлана Щиталина
Велотуристы под перевалом © Андрей Тонких
Хребет Джетим-Бель, вид с перевала Тосор © Андрей Тонких
На источниках Джилы Су © Андрей Тонких
Временами дорога выглядит так © Андрей Тонких
Мазар Оорук-Тама © Андрей Тонких
Ремонт техники в походных условиях © Андрей Тонких
Ущелье Кичи-Нарын © Андрей Тонких
На просторах Нарынской долины © Александр Беляков
Нарын - достопримечательность сам по себе. Зажатый в узком ущелье оранжевыми песчаными горами, он тянется вдоль реки на 18 км, и известен как один из самых маленьких городов мира, по которому ходят целых четыре троллейбуса. В Нарыне стоит остановиться на днёвку, побывать в картинной галерее и в национальном театре «Манас Руху», прогуляться по крутейшему кампусу здешнего университета, поболеть за футболистов на стадионе и отведать блюда из крошеной конины, которая, по одной из версий, дала название городу и реке.
А если запланируете две днёвки, то в местном визит-центре можно взять однодневную автомобильную экскурсию к средневековому караван-сараю Таш-Рабат, что уже 6 веков стоит на старой дороге в Кашгар. Впрочем, можно сделать крюк, и съездить туда на велосипеде, получится чуть больше 200 км, но, с учётом рельефа и природных красот, на эту радиалку придётся заложить минимум 5 дней.
Любая кочка украшена фигуркой эндемичной фауны © Андрей Тонких
Суровые будни сельчан © Андрей Тонких
Мамина помощница © Андрей Тонких
На центральной площади Нарына © Андрей Тонких
Серпантины перевала Молдо-Ашуу © Андрей Тонких
Драма на озере Сонкёль © Андрей Тонких
Дозревает айран © Андрей Тонких
Уголок гостеприимства на Сонкёле © Андрей Тонких
Неуловимые мстители © Андрей Тонких
Тянь-Шаньский рассвет © Андрей Тонких
Хозяйка за работой © Андрей Тонких
Из Нарына отправляемся к пресному озеру Сонкёль, лежащему в обширной горной долине на высоте 3016 м, отделенной от мира двумя перевалами - Молдо-Ашуу и Калмак-Ашуу, обманчиво сложными на вид, но легко проезжабельными. Единственная опасность - узкий серпантин со слепыми поворотами. В долине озера очень холодно, даже днем в июле не выше 10ºС, всегда дует ветер, нет ни одного кустика, зато вся земля покрыта ковром из эдельвейсов. Огромная горная чаша - идеальное место для летнего отгона скота, его здесь очень много. Чуть меньше на Сонкёле туристов со всего мира, в том числе любителей бёрдвотчинга, - на озере можно встретить больше 100 видов птиц. Рыбакам тут тоже понравится.
После спуска от озера и до самой Кочкорки вас ждет степная часть похода, с открытыми пространствами, большими аилами, бабушками, взбивающими шерсть, песчаными круглыми «леопардовыми» горами, фруктовыми садами, жарой, орущими у обочин осликами, мостиками из конвейерных лент и прочей пасторалью. В Кочкорке есть банк, визит-центр и большой базар.

Сегмент Кочкорка - Каджи-Сай

Живописный участок маршрута почти целиком пройдёт по плоскогорью с небольшими подъёмами, но с общим понижением дороги к Иссык-Кулю. К местам, достойным осмотра и посещения можно отнести плотину и бирюзовое Орто-Токойское водохранилище на реке Чу, небольшие, будто выплавленные скалы, расположенные группой у сворота на Ак-Олён, целебные грязи и воды крошечного озера Каракёль. Ещё здесь есть ряды здоровых пирамидальных тополей, лебеди, в большом количестве обитающие в заливах Иссык-Куля, Ак-Сайский каньон, по которому можно с ветерком прокатиться наперегонки с верблюдами, гигантские чинары, образующие тоннели над трассой, поля эфедры, форелевые фермы, стильные и не очень пляжи, целебные ванны в профилактории Бар-Булак, священная долина источников Манжылы-Ата за Боконбаевым. Здесь - та самая хрестоматийная Средняя Азия, в том виде, в каком мы все себе её представляем, даже если никогда там не бывали.
На Орто-Токойском водохранилище © Владимир Сухих
Два мира © Андрей Тонких
Водоплавающие лошади в Иссык-Кульском заповеднике © Андрей Тонких
Иссык-Куль у села Тон © Светлана Щиталина
Берег Иссык-Куля у села Оттук © Владимир Сухих
Закат над хребтом Терскей-Ала-Тоо © Андрей Тонких
Эфедровые поля у озера Каракёль © Андрей Тонких
Спа-процедуры на озере Каракёль © Евгений Щиталин
Село Ак-Сай © Светлана Щиталина
Вход в Ак-Сайский каньон © Светлана Щиталина
Часть побережья Иссык-Куля от Балыкчи до Ак-Терека входит в состав одноимённого заповедника, о чём вас предупредят аншлаги, расставленные среди деревьев. Ночевать здесь можно, главное, найти домик егерей и обозначить своё присутствие, уплатив копеечную сумму за установку палатки. Бонусом станут виды на Иссык-Куль и окружающие его хребты Терскей-Ала-Тоо и Тунгей-Ала-Тоо, ночные купания, сбор ракушек и общение с собачками. При хорошей погоде те несколько дней, что вы проведёте на побережье перед отбытием домой, будут сочетанием пляжного отдыха, санаторно-курортного лечения, осмотра достопримечательностей и не особо техничного педалирования. Серьёзный перевал ожидается только на трассе близ Ак-Сая. Большое село здесь одно - Боконбаево, в нём есть всё - от медпункта до спорт-сарая. Единственное, что может подпортить отдых, это ветер «улан» внезапно налетающий непонятно откуда и способный рвать палатки, запускать в полет миски и гнуть до земли деревца. Но надолго его не хватает, да и немного экстрима под конец похода не повредит.
Спальник Pinguin Spirit CCS 185 Blue
24 830 ₽
Pinguin Спальник Pinguin Spirit CCS 185 Blue
левый правый
Подробнее
Спальник Mountain Equipment Helium 800 Regular Cosmos
57 920 ₽
Mountain Equipment Спальник Mountain Equipment Helium 800 Regular Cosmos
правый/regular левый/regular
Подробнее
Спальник Pinguin Micra CCS Blue
17 510 ₽
Pinguin Спальник Pinguin Micra CCS Blue
левый правый
Подробнее
Подробнее

Общение с местным населением

В Киргизии нет туристических «резерваций», как во многих странах Востока, вы всегда будете в гуще событий и в окружении обычных граждан, а не вышколенного персонала. Как и в большинстве стран мира, здесь работает принцип «улыбайся, и люди к тебе потянутся». Народ по большей части, доброжелательный и общительный, восточное гостеприимство по-прежнему в силе. В горах пастухи никогда не попросят денег за айран, кумыс, молоко, чай с лавашом или ночёвку в юрте. Даже в туристической зоне сельчане разрешат невозбранно набрать абрикосов и яблок в своем саду и подарят банку с вареньем и пакет домашнего печенья «хворост». Конечно, небольшую сумму всегда можно оставить на видном месте, придавив камушком, но, даже если вы так не сделаете, никто не плюнет вам вслед. Правда, под конец похода будут раздражать дети, бегущие за вами с криками: «Халлоу, мани дай, чай есть?», а в некоторых отдаленных деревнях они даже могут с хохотом бросаться мелкими камешками, так здесь почему-то выражают внимание. Часто просят сфотографировать их и прислать фото. Почему бы и нет, если дадут адрес?
Южный берег Иссык-Куля, как уже было сказано выше, привлекает тех, кто не готов платить за отдых много, поэтому забудьте о том, что клиент всегда прав и о ежедневной смене полотенец. А ещё, киргизы - фанаты трудовой дисциплины, и если на чач-тараче (парикмахерской) написано, что она работает до 17 часов, то чётко в это время двери закроются, достригаться приходите завтра. Спорить и ругаться бесполезно.
Обязательно общайтесь с местными, люди попадаются интересные, с богатым жизненным опытом, увлечениями, могут много чего посоветовать посмотреть и всегда готовы помочь решить какие-нибудь несложные проблемы.
Прекрасная пастушка из Джети-Огуза © Андрей Тонких
Колоритный аксакал © Андрей Тонких
Нетипичные киргизы © Андрей Тонких
Санчо Панса © Андрей Тонких
Дачная жизнь © Андрей Тонких
“Спасибо, что купили всю газировку!” © Андрей Тонких
Оказываем услуги по сбору сельхозпродукции © Андрей Тонких
Внимание гарантировано © Андрей Тонких
И посильная помощь тоже © Андрей Тонких
Не стесняйтесь торговаться, причём не только на рынке, но и при аренде жилья, байдарки или верблюда. Русские в Киргизии не считаются настоящими иностранцами, так что можно снизить ценник, пользуясь этим стереотипом.
Конечно, бывают забавные моменты, когда отдельные персоны пытаются взыскать с туристов деньги за снимок их козы или за то, что поставили велик у их забора на 10 минут, таких можно смело игнорировать. В крупных городах стоит проявлять бдительность, особенно в Бишкеке на Ошском базаре - мошенники, щипачи и даже стражи порядка могут оставить вас без некоторой суммы денег, так что не храните их и обратные билеты в паспорте. Рекомендуется заранее изучить, а лучше - распечатать все, что местное законодательство гарантирует иностранцам в Киргизии, знать свои обязанности, и иметь при себе какое-нибудь удостоверение, оно действует магически даже на полицию.
А в остальном, здесь действуют те же правила, что и в других странах: не пейте алкоголь и не играйте в азартные игры с местными, не оскорбляйте их религиозные чувства, не планируйте ночевки в палатке в популярных местах отдыха на уикенд, не ввязывайтесь в конфликты и не давайте себя провоцировать, не посещайте страну во время революций, - они, кстати, тут происходят не в туристический сезон. Удачных вам покатушек и ярких впечатлений!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2022 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.