0

О сейлинг-бэккантри в Антарктиде

07.03.2019
© Макс Панков
В 2020 году — двести лет открытию Антарктиды. В 1820 году мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев впервые ступили на берег самого южного материка Земли. Столь позднее её открытие, надо заметить, сохранило для нас весь её животный и ископаемый мир, охотники на разную морскую дичь не успели перебить местную фауну в жажде приобрести капитал.
В XIX и XX веках Антарктида была местом суровой мужской романтики и подвига ради науки. В сложнейших условиях, при рекордных минусовых температурах, на крохотных станциях, оторванные на всю зиму от цивилизации, учёные жадно искали на этом холодном материке ответы на вопросы геологии, геомагнитологии, гляциологии, истории, экстремальной медицины и не только!
Сегодня научная работа продолжается. Станции разных стран функционируют, они стали гораздо уютнее.
И конечно, неуёмные фрирайдеры не могли пройти мимо такой шикарной идеи — покататься на самом крупном леднике планеты, с видом на айсберги, убегая от любопытных пингвинов.
Первой ласточкой, или, учитывая местную специфику, пингвином, был Ксавьер де ла Рю с командой, снявшие потрясающий фильм. И потихонечку потянулись жаждущие новых гор и нового снега к берегам Антарктики… Не могли остаться в стороне и наши друзья — Алекс Кузмицкий и Макс Панков (амбассадор «Спорт-Марафона»). В декабре 2018 года Алекс и яхтсмены из rusarc.ru организовали для небольшой команды друзей десятидневное катание в районе Антарктического полуострова. И оба они вернулись, светясь от впечатлений.
© Макс Панков
Всегда, когда готовишься к поездке, ожидаешь от неё какой-то отдачи. Ты думаешь, что катание будет таким, а горы такими, а пингвины — вот такими. И когда приезжаешь, бывает, что каталка совпала с твоими ожиданиями на 50%, гора — лишь частично. Когда ты приезжаешь в Антарктиду, то ожидания — больше 100%, эйфория начинается сразу же.
Макс Панков: «В Антарктиду я стремился попасть давно. Вообще, есть чудесная книга Владимира Санина «Новичок в Антарктиде», я ей зачитывался с детства, не будь его книг — не было бы и мечты! Благодаря ей я и стал гляциологом. Но в Антарктиду попал далеко не сразу…
Когда сдавал вступительные экзамены в МГУ, мне предлагали работу вездеходчика на антарктической станции — в армии я был танкистом. Но я выбрал учёбу в МГУ.
Второй раз можно было поехать уже гляциологом, практикантом. Но не получилось по семейным обстоятельствам. Были ещё косвенные варианты — попасть в Антарктиду с группой бурильщиков на небольшое время, месяц-два.
И тогда придумалась эта экспедиция. В начале зимы, когда у лавинщиков работы ещё не очень много… ну, в общем, мне дали отпуск, спасибо начальству. И вот!»

Зона бэккантри Антарктиды

Антарктида — это практически купол. Горы там есть, самой высокой точкой считается пик Винсона (5140 м), но все они очень далеко от побережья, туда крайне сложно добраться, температурный и высотный режим там несовместим со скитуром. Поэтому катаются все на Антарктическом полуострове, в западной части материка. Почему? Там самое лучшее соотношение между длиной и временем подходов — и качественными спусками. Согласитесь, идти три часа ради того, чтобы сделать скатку с тремястами метрами перепада, — обидно. Так и здесь. На Антарктическом полуострове и окружающих его островах — отличное катание. А график яхтенной бэккантри-экспедиции таков: идёшь из Южной Америки четыре дня, 10-12 дней катаешься — и четыре дня обратно. Соотношение очень качественное. Если же уходить дальше на восток Антарктиды — получается 10 дней на яхте в один конец, а в итоге три дня каталки.
Продолжительность же экспедиции удлинить проблематично — в Антарктиде нет пристаней. Заправок нет. Ремонтных станций нет. И магазинов тоже. Всё, что вы взяли с собой из Ушуайи, нужно растянуть до захода в порт Ушуайи. Если сломался опреснитель — запас пресной воды растягивается на всё время возвращения, каждую минуту вы рассчитываете только на себя.
Домиков и турбаз на берегу также не встретишь, то есть ночевать можно только на яхте. Поэтому скитур всегда проходит в прибрежной зоне, с видом на океан. Вы должны вечером приехать к воде, чтобы вернуться на яхту. Сейлинг-бэккантри, как на Камчатке.
Яхта «Аврора»
Яхта «Аврора» © Макс Панков
Но не только эти практические нюансы влияют на выбор региона катания. На Антарктическом полуострове есть всё, что можно встретить в Антарктиде, фрирайдер получает полное представление о регионе.
Макс Панков: «Каждую минуту тебя разрывает на куски от восторга и впечатлений. Счастьеметр зашкаливает. Я всю дорогу думал: когда же меня отпустит от этой глобальной эйфории, — но так и не отпустило, я просто к концу экспедиции устал от счастья — бывает и такое!»
© Макс Панков
Айсберги и тюлени, скалы, антарктические станции: законсервированные чилийская, аргентинская — у них в декабре ещё не лето, учёные приезжают попозже. И работающая с ноября британская, Порт-Локрой. Да и она собой представляет не столько станцию, сколько музей станции. В 1963 году станция Порт-Локрой на острове Гудье была закрыта. А в начале 90-х, через 30 лет, её расконсервировали и сделали музей быта британских полярников, в который заходят все суда, совершающие антарктические круизы. Более того, в сезон судов так много, что каждому экипажу дают лимит времени на осмотр старинных приборов, бумажек, на которых писали и рисовали зимовщики, рисунков женщин на стенах и прочих радостей полярника. Ты полностью окунаешься в жизнь полярников середины ХХ века. Взять, естественно, ничего нельзя, но можно купить что-то в сувенирном магазине. Здесь же ставят желающим в паспорт штамп с пингвином — знак посещения Антарктиды!
Паспорт Макса Панкова и антарктический дорожный знак © Макс Панков
На законсервированных станциях побродить и посмотреть строения можно только с внешней стороны — всё закрыто, замуровано, завинчено на болты, сохранено от зимнего ветра. И никого вокруг. Только пингвины.
© Макс Панков

Антарктический заповедник

Антарктида — всемирный природный заповедник. Во многих зонах материка уже более 2 миллионов лет не было дождей, и это бесценный материал для учёных — исследователей Земли. Поэтому в Антарктике запрещено любое вмешательство в природу. Нельзя оставлять мусор. Нельзя ничего отковыривать. Нельзя трогать животных и птиц, даже подходить к пингвинам ближе 5 метров запрещено. А к морским котикам на лежбище нельзя подобраться ближе 20 метров. Запрещено даже собирать куски обточенного морем дерева на берегу. В общем, ходи, смотри, фотографируй, катайся — но ничего не трогай и по возможности оставляй минимум следов.
© Макс Панков
Казалось бы, для чего делать Антарктиду заповедником? В этих холодных краях и так, кроме горстки учёных, не живёт ни один человек, там абсолютно безлюдно и только ветер завывает меж айсбергов и торосов льда, как принято думать.
Приехав в сезон к побережью Антарктиды, легко убедиться, что это не так. Пока длится короткое антарктическое лето, не бывает дня, когда бы мимо берега не прошёл лайнер, круизы вдоль Антарктиды весьма популярны. На каждом круизном лайнере — 400 человек. Они все периодически высаживаются на берег и гуляют. Представляете, во что бы превратился берег, если бы за ним не следили самым жёстким образом?
За ним и следят. Передвижение туристов-круизников возможно только по тропам, отмеченным вешками. Каждый всегда на виду, и, если ты нарушил правила заповедника, тебя тут же сфоткают, и капитану судна придёт внушительный штраф. В общем, нельзя — значит нельзя. Даже если очень хочется обнять пингвина — воздержитесь, современная техника позволяет заснять телевиком эту милую сцену с борта лайнера в море, и вы не нарвётесь на неприятности. Более того, если любопытный пингвин к тебе идёт сам — лучше не раскрывать ему объятия.
Да и стирать одежду будете долго — пингвины пахнут вовсе не так мило, как выглядят.
Писатель Владимир Санин, работавший в Антарктиде в 1969 году, спокойно замечал: «Если увидите на айсберге пустую пачку из-под сигарет «Ява», знайте — это тот самый айсберг, на котором я был!» Сегодня времена изменились — и за подобные «памятные знаки» полагается нехилое наказание, да и ни один полярник уже себе такого не позволяет.
© Макс Панков

Климат побережья Антарктиды

Хотя Антарктида и покрыта ледовым панцирем круглый год, на побережье есть выходы грунта, даже мох кое-где встречается, чахлая, но зелень, цвет. Но это в основном там, где есть геотермальные источники, у двух действующих вулканов — Эребуса и Десепшена. В кальдере вулкана Десепшен вода настолько тёплая, что руку подносишь — и тепло! И есть даже тёплое озеро. Его сейчас прорвало, оно соединилось с морем и стало холоднее, но ещё несколько лет назад оно было изолированным и в нём можно было греться.
© Макс Панков

Какие документы нужны для того, чтобы попасть в Антарктиду?

Антарктида никому не принадлежит. Поэтому виза туда не нужна. Однако понадобится виза той страны, из которой будет стартовать корабль или самолёт. Для высадки на берег достаточно медицинского заключения судового врача.
В общем-то организовать бэккантри в Антарктиде можно двумя способами. Прилететь на самолёте из Австралии либо Новой Зеландии и покататься. И приехать на яхте ледового класса из Южной Америки. Да, к берегам Антарктиды ходят паромы и круизные суда, но никто на большом судне не будет (ну, с солидной доплатой, может, и будут, конечно) ждать группу лыжников, которым понравился спуск.
Путешествие на яхте намного дешевле самолётного тура, и интереснее, так как есть возможность полноценно поучаствовать в жизни корабельного экипажа — на небольшом судне любые руки на счету, особенно в непогоду. А в проливе Дрейка, например, непогода — скорее правило, чем исключение.
Макс Панков: «Пролив Дрейка — очень серьёзное место. Сперва погода была умеренной и высота волны 4 метра. При длине нашей парусной яхты 63 фута (19 метров) я был одним из немногих райдеров, кто мог принимать пищу 3 раза в день. Поначалу мы дежурили по парам — 4 члена экипажа и четыре пассажира (единственную нашу даму мы от дежурства освободили). Штурвал держать руками очень тяжело, иногда его просто вырывает. А через три дня волна стала 8-метровой… По судну летали вещи. Либо ты стоишь у штурвала пристёгнутый, либо лежишь на кровати пристёгнутый, вариантов больше нет. И нас убрали с палубы, команда сутки справлялась сама. Но я отстоял 40 часов — десять вахт на ветру среди огромных волн. Обычно на мне было две пуховки, мембранная куртка сверху — и было не жарко!»
© Макс Панков

Качество снега в Антарктиде

В декабре, конечно, встречаются участки жёсткой корки, где лыжи скрипят. Но их немного, те, кто раньше катал на Камчатке или Шпицбергене, ожидают худшего, зная непостоянство прибрежной погоды.
Да, это не сибирский паудер! Но не забывайте, что в это время в Антарктиде лето. То есть жарит солнце, температура днём нередко переваливает за плюсовую отметку, естественно, снег трансформируется. И в любой день Антарктида предоставляет для катания весенний фирновый, достаточно мягкий снег. Крупнозернистый, легко распадающийся под лыжами и сноубордами — очень приятный для катания. Если выпадает свежий — он сразу становится влажным и начинает налипать на камусы и скользящую поверхность лыж и сплитбордов. А старый снег, оставшийся с зимы, дарит отличные мягкие спуски.
© Макс Панков

Перепады высот и особенности катания на ледниковом панцире Антарктики

Перепады в прибрежной зоне — от 100 до 500 метров в среднем. Встречаются и совсем короткие спуски, и спуски с перепадом больше 500 метров, но в целом так.
А вот ледовый купол, на котором лежит снег, диктует свои условия. Катать можно только в обвязках, и верёвку с собой иметь обязательно, в опасных местах на подъёме лучше связаться. В общем, как на любом леднике! Зондировать каждое подозрительное место.
Самые большие перепады в зоне, обкатанной нашими ребятами, — с пика Аппендицит: крутой, острый пик, спуск больше двух километров длиной, 30-40 градусов уклон в верхней части.
Положа руку на сердце, горы Антарктического побережья очень похожи на Хибины. Такие же заструги. Такие же плоские вершины. Такой же надутый снег по верхам. Бесконечные метели. Всё родное.
© Макс Панков

Погода на Антарктическом побережье

Температуры на западном побережье Антарктики в декабре преимущественно плюсовые. Да-да! Несмотря на то, что Антарктида — полюс холода Земли, летом на берегу бывает даже жарко.
Одежда фрирайдера в Антарктиде — стандартный скитурный набор: гортекс, флиска, термобельё. Тонкие перчатки для подъёма, непромокаемые перчатки или варежки для спуска. Бывают дни метельные, пасмурные. Бывает сильный ветер — то есть пуховка в рюкзаке должна быть всегда, особенно у девушек. А бывают дни на миллион! Когда солнце светит как сумасшедшее. Очки с максимальной защитой и крем от солнца обязательны, иначе обгораешь моментально.
Однако погода на побережье Антарктиды меняется очень быстро. Бывают такие дни, что совершаешь высадку на берег при ясном солнце и голубом небе. Через полчаса набегают тучи и начинается снег и метель. А через час, к началу спуска, — опять ясное солнце, как и не было ветра со снегом.
Разница во времени у России с Антарктическим полуостровом — шесть часов. Но джетлаг не очень сильный. Летом в Антарктиде полярный день. Фонарики не нужны. И снег ночью не замерзает, перепад температур между ночным и дневным временем практически отсутствует, солнце прогревает его постоянно.
© Макс Панков

Лавиноопасность в Антарктиде

Конечно, она существует. Ветры сильные, и надутого снега вполне достаточно для образования лавин, даже в начале антарктического лета. Катить, а особенно подниматься, нужно очень осмотрительно, со всеми полагающимися предосторожностями.
© Макс Панков

Айсберги

Они огромные. Нередки айсберги размером с многоэтажный дом. Причём над водой обычно видна лишь одна седьмая айсберга. Для яхты опасно не только столкновение, но и проход вблизи от высокого айсберга — он может опрокинуться в силу происходящих внутри процессов таяния, и в образовавшуюся воронку засасывает даже крупные суда. Поэтому любоваться ими лучше издалека. Однако на более спокойные и небольшие можно даже высадиться. Вообще, айсберги на суда сами не нападают, плывут они довольно медленно. Иногда просто на мели сидят. Но в столкновении на ходах судна с айсбергом всегда побеждает айсберг.
Откалывание айсбергов тоже происходит постоянно. Большой кусок льда, падая в воду, вызывает огромную волну, поэтому опытный капитан даже близко не подходит к крутому ледяному берегу, высадка производится только на пологие, безопасные берега.
© Макс Панков

Животный мир Антарктического полуострова

В Антарктиде обитает семь видов пингвинов. Но самые крупные, императорские, живут на востоке материка. На западном побережье и островах обитают в основном три вида. Пингвины Адели живут практически везде, папуанские пингвины обитают только на островах. Повсюду много белых ржанок или футляроносов с крепким клювом. Моряки называют их «говноеды», так как они постоянно клюют пингвиний крил — помёт. Хищные поморники — тоже распространённая на Антарктическом побережье птица.
Птенец футляроноса
Птенец футляроноса © Макс Панков
Алекс Кузмицкий: «Когда плывёшь на RIB (Зодиаке, надувной лодке, динги, тузике, etc.), часто перед тобой начинают выпрыгивать на больших скоростях пингвины, создавая совершенно незабываемое зрелище. Даже не верится, такие толстые, а такие быстрые и классные».
Пингвины тоже любят кататься, и везде можно видеть их «трассы» — от гнездовий к воде они не идут, а едут, как бобслеисты, на брюшке, управляя крыльями.
© Макс Панков
И конечно, тюлени! Повсюду. Тюлени Уэдделла — до трёх метров длиной, покрытые рыжими разводами. Тюлени Росса — чуть поменьше, одноцветные. Распространены феноменально толстые тюлени-крабоеды и тюлени-леопарды, названные так за пятнистую расцветку. Они лежат на боку, играют в свои тюленьи игры, не обращая на человека практически никакого внимания.
© Макс Панков

График катания и количество спотов в антарктическом сейлинг-бэккантри

Каждый день — новый берег, новая бухта или новый остров. Утром скитурщики встают, пьют кофе и приглядывают себе берег для высадки. Один подъём, спуск, перекус — и ещё один подъём! Либо возвращение на яхту, обед и переход в другое место, второй спуск на следующем споте. За 10 дней катания можно обкатать полтора-два десятка самых разных по рельефу склонов. Но всё зависит от желания группы — понравившуюся гору можно и два дня катать.
© Макс Панков

Бюджет сейлинг-бэккантри в Антарктиде

Он сильно зависит от перелёта из России. Попасть нужно в Ушуайю, куда летают местные рейсы из Буэнос-Айреса. В Аргентину же дешевле лететь через Европу, но там в рейсы часто не включён багаж, плюс для пересадки на трансатлантические рейсы в Париже или Мадриде нужен «шенген». Есть рейсы через Дубай и Африку, там визы не нужны, но сами перелёты часто дороже. В общем, нужно, аки Чапаев над картой с картофелинами, склониться над картой мира и понять, как будет удобнее и выгоднее. Ну и акции на перелёты никто не отменял.
Ушуайя — воистину огненная земля
Ушуайя — воистину огненная земля © Макс Панков
Макс Панков: «У нас на «Авроре» был божественный повар, Саша. Мы ни в чём себе не отказывали, питание было царское. Такого мяса я не ел в лучших ресторанах Аргентины, хотя Аргентина этим славится. Мы лепили хинкали, ели ризотто с морепродуктами, нам пекли чебуреки, самсу, торты… Это была лучшая моя экспедиция в плане питания!»
Алекс Кузмицкий делает хинкали
Алекс Кузмицкий делает хинкали © Макс Панков
В бюджет дальнейшего путешествия входят продукты на весь срок поездки, горючее, плата экипажу яхты, мелкие расходы в пути — на круг выходит в районе 7000-8000 тысяч евро. Весьма недёшево! Но впечатления того стоят. Недаром побывавшие в Антарктиде не могут удержаться и просят поставить себе в паспорт печать с пингвином. Она не имеет юридической силы, но как же приятно вспомнить эти дни! Запах моря и вечных снегов, чувство причастности к древним тайнам, скрываемым под антарктическим панцирем. В общем, стрелки счастьеметра сразу стремительно скачут вверх.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.