В обсуждениях горнолыжного снаряжения наибольшее внимание всегда сконцентрировано на лыжах. Вокруг них разворачиваются самые горячие споры. Гораздо реже, но всё же встречаются рассуждения и дискуссии на тему выбора горнолыжных ботинок. И совсем мало информации можно найти о горнолыжных креплениях. Постараемся раскрыть эту тему в нашем материале.
Выбор креплений для фрирайда должен определяться исходя из того, для чего они будут использоваться. Фрирайдные лыжи могут рассматриваться в следующих сценариях:
- трасса и универсал;
- фрирайд и универсал, сюда же можно отнести парковое катание;
- бэккантри с акцентом на скитур.
Несмотря на кажущееся обилие креплений на рынке, производителей как таковых не так много. Тут важно знать, что под различными брендами порой кроются одни и те же модели.
- Salomon — крепления продаются под брендами Salomon и Atomic, Stockli, Scott.
- Look — сейчас продаются исключительно под своим брендом, но ранее выпускались также под марками Dynastar и Rossignol.
- Tyrolia — выпускаются под своим брендом, а также под марками Head, Armada, Fischer, Kastle, Elan, 4FRNT.
- Marker — выпускаются под собственным брендом, также устанавливаются как базовые на лыжах Volkl, K2, Nordica, Blizzard.
- Vist — работает преимущественно под собственным брендом.
Некоторые производители лыж, например Stockli, используют крепления нескольких брендов, чтобы укомплектовать модели лыж разного уровня. Партнёрские отношения между производителями лыж и креплений могут со временем меняться. Например, 4FRNT в самом начале своей истории работал с креплениями Vist, а сейчас сотрудничает с Tyrolia.
Есть также ряд производителей, специализирующихся на разработке креплений для скитура с TLT-стандартом:
- Fritschi/Diamir;
- G3;
- Dynafit;
- Skitrab;
- ATK.
Зачастую при выборе трассовых лыж того или иного бренда покупателю не даётся возможность поставить другое крепление. Сегодня производители лыж стараются продумать конструкцию лыжи-крепления самостоятельно, предложив нам вариант наилучшего решения.
С универсальными лыжами ситуация обстоит иначе: часть моделей производится с интегрированными креплениями, а часть — без. С платформами и креплениями зачастую предлагаются младшие и средние модели, которые рассматриваются скорее как трассовые варианты.
Широкие трассовые универсалы, фрирайдные универсалы, а также лыжи для фрирайда продаются без платформ, давая возможность лыжнику установить любые крепления. Платформы для таких моделей не нужны, так как они приподнимают райдера, тем самым концентрируя давление на небольшой площади, что негативно сказывается на катании вне трасс.
Теперь поговорим о видах креплений для фрирайда, их особенностях и нюансах. По сути, для фрирайда используются два типа креплений:
- классические — мы привыкли видеть их на большинстве лыж;
- гибридные — могут использоваться как для катания, так и для ходьбы.
Классические крепления
Многие фрирайдеры выбирают Salomon (Atomic) STH. На сегодняшний день эти крепления обладают самой точной системой подгонки по ботинку. У них есть возможность регулировки положения «губ» по ранту ботинка, а также вертикальная регулировка прижима в базе.
Всё большую популярность набирают крепления Marker и Tyrolia, основными плюсами которых являются уменьшенная монтажная зона и малый вес. Размещение пружины поперёк позволило сделать головку крепления укороченной, благодаря чему область давления лыжником в передней части лыжи более локальна. Такая конструкция обеспечивает несколько лучшее всплытие носа лыжи.
Для многих райдеров старой закалки культовыми стали «пушки» Look Pivot/Rossignol FKS — одни из самых простых и надёжных. Сейчас эти крепления представлены серией SPX, но у них по-прежнему есть два больших минуса:
- Во-первых, вес — они довольно тяжёлые. На высоких скоростях это неоспоримый плюс, за счёт большего суммарного веса лыжи стабильнее и значительно лучше контролируются на жёстком склоне. Но в то же время вес превращается в серьёзный минус на малых скоростях, так как управляться с тяжёлым снаряжением труднее и требуются большие затраты физических сил. Кроме того, сегодня производители лыж стремятся к снижению веса всего снаряжения, а цельнометаллические крепления не очень вписываются в эту концепцию.
- Второй минус, который уже ощутило на себе не одно поколение фрирайдеров, — та самая «пушка» в застёгнутом положении встаёт под довольно большим углом. При своей внушительной длине во время падения райдера или отклонения его назад при приземлении она прилично бьёт по филейной части тела, а при точном попадании «в яблочко» принесёт немало боли и страданий райдеру. Правда, от такого никто не застрахован и с любым другим креплением, но с такими «пушками» шансы увеличиваются.
Гибридные крепления
Такие крепления используются, когда внетрассовое катание невозможно без пеших подъёмов и траверсов. Мы не говорим о длительных переходах, но в целом универсальность гибридных креплений — это большой плюс. Они рассчитаны на ботинки с обычной подошвой, то есть любой фрирайдный ботинок может использоваться с такими креплениями.

Работает гибридное крепление следующим образом: на лыжи надевается камус, режим креплений перещёлкивается с катания на ходьбу, выставляется каблук — и можно идти. И так же в обратном порядке, когда подход завершён и нужно ехать вниз.
Но как и у любого универсального снаряжения, у гибридных креплений есть свои минусы:
- В них используются платформы, а ранее мы отметили, что это приподнимает райдера над снегом и лыжей, а также меняет распределение усилия и сказывается на удобстве ходьбы.
- Вес, который значительно увеличивается относительно аналогичных креплений без режима ходьбы, ведь добавляется много элементов, и некоторые из них довольно тяжёлые.
- Зачастую, чтобы переключиться в режим ходьбы, нужно выстегнуться из крепления, переключить его, снова встегнуться, и только потом можно будет продолжить движение. Но это скорее нюанс, а не минус.
Можно условно разделить гибридные крепления на два направления:
- фрирайд с акцентом на катание;
- фрирайд с уклоном в скитур.
В первом случае вы имеете полноценное классическое крепление, а во втором облегчённое — менее надёжное при агрессивном катании и стоит дороже.
Все производители стремятся избавиться от описанных нами минусов, а потому, надеемся, в скором будущем говорить о недостатках универсальных креплений уже не придётся.
Крепления для скитура
Скитуристы — это отдельная каста любителей бэккантри, которые в основном ходят и только в конце своего маршрута спускаются вниз. Главное для них — удобство ходьбы. На данный момент наиболее популярна TLT-система, где рант ботинка фиксируется за счёт металлических «пинов», а не прижима ранта. На переднем ранте ботинка для скитура можно увидеть два углубления по бокам и довольно замысловатую систему на пятке.
Подобная схема крепления значительно снижает его вес, а также позволяет ходить с большим удобством. К тому же, чтобы переключиться с катания на ходьбу и обратно, не нужно выстёгиваться — всё делается довольно быстро, буквально одним движением палки.
Но есть у скитурных креплений довольно серьёзный минус. Они обладают далеко не самой надёжной фиксацией и при нагрузке сравнительно легко выстёгиваются, что, естественно, сказывается на характере катания.
Однако недавно Salomon произвёл фурор на горнолыжном рынке, выпустив новые скитурно-фрирайдные крепления Shift, которые обладают полноценной фиксацией, но при этом сохраняют все плюсы TLT-системы для ходьбы.
Пожалуй, это самый мощный прорыв за последние годы в дизайне горнолыжных креплений. Эта новинка в значительной мере переворачивает представления о фрирайдных креплениях и даёт новый виток развития горнолыжному снаряжению.

Как правильно подобрать ширину скистопа
Есть в креплениях такой элемент, как скистоп. Он позволяет лыжам зацепиться за снег и не улететь далеко вниз по склону, когда в них не встёгнут райдер. Крепления для фрирайда могут продаваться в комплекте с ним или врозь. При этом одна и та же модель креплений может комплектоваться скистопами разной ширины.
Чтобы узнать ширину скистопа в комплектации, при покупке креплений нужно посмотреть наименование или описание крепления. Например, Salomon STH 16 90 — бренд, модель, максимальная мощность и далее то самое число 90. То есть ширина скистопа в этом креплении — 90 мм.
Если скистоп не идёт в комплекте к креплению, важно понять: кто производитель крепления. То есть крепление может продаваться под маркой Head, но его производитель Tyrolia. И скистоп вы будете выбирать Tyrolia.
Важно правильно подобрать ширину скистопа: оптимально ширина талии лыж и плюс до 6 мм.
Если скистоп по ширине меньше талии лыж, он не будет нормально работать: при встёгивании ботинка крепление просто не застегнётся либо пластиковая часть скистопа будет тереться о кант, а при открытии он будет упираться в поверхность лыжи. Соответственно, при падении ножки скистопа упрутся в лыжу и не смогут цепляться за снег и остановить её.
Нельзя брать скистоп «с запасом», например, на лыжу с шириной талии 100 мм ставить 120 или шире. В крайнем случае — не более плюс 10 мм к ширине талии лыжи. При закантовке лыжи, иногда даже и не очень большой, излишне широкий скистоп будет цепляться за снег, тем самым мешая катанию и скольжению.
Отмечу, что наличие такого тормоза не гарантирует, что лыжа никуда не уедет. При катании вне трасс скистоп может не помочь, и лыжа уедет довольно далеко вниз. Это во многом зависит от ситуации, скорости, снежного покрова и направления падения. В любом случае безопасность не бывает излишней. Так что будьте аккуратны.
Совместимость креплений с ботинками
В последние годы при выборе креплений важную роль стала играть форма подошвы ботинок. Чтобы в горнолыжных ботинках было удобнее ходить, в ряде моделей производители стали делать подошвы изогнутыми, что обеспечивает плавный перекат с носка на пятку. Такая особенность привела к изменению формы и толщины самой подошвы, сделав её несовместимой с креплениями традиционных конструкций.
Сегодня производители креплений стремятся создавать такие модели, которые могут быть отрегулированы и выставлены в режим соответствия тому или иному стандарту ботинка. Например, крепления Tyrolia с индексом MBS или Marker Sole ID. Следует внимательнее читать описание при подборе, а ещё лучше проконсультироваться с экспертами в магазине.
Регулировка креплений
Теперь поговорим про такой важный момент, как затяжка крепления. Есть классическая формула, по которой выставляют те самые цифры на шкалах креплений:
Усилие срабатывания = вес/10-1,5. Можно вычесть 1, критичным не будет.
Некоторые лыжники затягивают крепление на максимум или около того. Не стоит так делать, если вы не спортсмен или серьёзно подготовленный райдер. Их можно понять, одна из задач креплений — не открыться на ходу. Обычно ключевой момент — вход в поворот, когда приходится максимальное давление на боковое срабатывание головки крепления и направленное вверх усилие на пятке. С другой стороны, при падении крепление должно сработать, отстегнув лыжу и не допустив травмы лыжника. По этой причине стоит выставлять усилие срабатывания правильно — безопасность превыше всего.

При катании вне трасс крепления обычно затягивают несколько сильнее, так как там нагрузки зачастую выше, например, во время приземления после прыжка на рельефе или когда лыжи зарываются в снег. В связи с этим при выборе креплений учтите, что ваше стандартное значение усилия не должно совпадать с верхним значением на креплениях, всегда должен быть запас в несколько единиц.
Напомню, что не рекомендуется хранить лыжи с максимально затянутыми креплениями, так как их постоянно сжатые пружины могут деформироваться.
Установка креплений на лыжи
Когда речь идёт о фрирайде, есть особые нюансы в установке креплений. На лыжах есть отметки, которыми помечают центр постановки креплений. Он отличен от геометрического центра. Есть также метки смещения, которые могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус.
- При смещении крепления чуть назад уменьшается длина пятки и увеличивается длина носка, плюс к тому центр тяжести смещается назад, за счёт чего улучшается всплытие лыжи.
- Смещение крепления вперёд физически удлинит область пятки, что даст возможность лучше чувствовать себя на приземлении после прыжков.
Некоторые лыжники, которые прыгают бэккантри-фристайл или катаются в парке, ставят крепления по геометрическому центру лыжи: это помогает при прыжках и вращениях, улучшая баланс и закрутку райдера. Для рядовых катальщиков этого делать не рекомендуется.
В любом случае при смещении центра постановки крепления будут меняться управляемость лыжи и её стабильность, которые сильно зависят от величины смещения, а также конструкции и геометрии лыжи. Очень рекомендуем не выходить за рамки, которые указывает производитель, в противном случае можно получить совершенно неожиданный негативный результат.
Как итогом хотелось бы сказать, что крепления играют не менее важную роль, чем ботинки или лыжи, и не стоит пренебрегать мерами безопасности. Особенно это касается установки креплений. Чтобы точно просверлить лыжи под крепления, нужны специальные свёрла (для нужного диаметра и глубины) и кондуктор (шаблон). Лучше доверить это хорошему мастеру в сервисе. Любая ошибка может привести к некорректной работе крепления и стать причиной травмы.