Где используются скитур-крепления?
- Скитур. Охватывает широкий спектр активностей. В «классическом» формате предполагает лыжную прогулку/поход с хорошей физической нагрузкой на фоне красивых пейзажей с последующим захватывающим спуском. «Традиционные» скитуристы сосредоточены не столько на катании, сколько на пешем преодолении технически интересного и красивого маршрута.
- Ски-альпинизм как соревновательная разновидность «классического» скитура. Спортсмены на скорость преодолевают подготовленную и размеченную дистанцию в три этапа: пеший подъём на лыжах, горнолыжный спуск и пеший этап с лыжами пристёгнутыми к рюкзаку.
- Ски-альпинизм как формат горовосхождения. Альпинисты преодолевают подходы, часть или весь подъём на лыжах, а затем спускаются на них с перевала или вершины. Скитур-комплект в этом случае является способом разнообразить альп-восхождения.
- Фрирайд. Скитурное снаряжение используется, чтобы добраться до нераскатанных склонов. Продолжительность и сложность маршрута при этом могут сильно разниться — одни райдеры уходят на небольшое расстояние от верхних станций подъёмников, другие, напротив, стремятся раскатывать удалённые дикие склоны вовсе лишённые инфраструктуры лыжного курорта.
Разновидности скитур-креплений
Рамные скитур-крепления
- Большой вес — ключевой среди них. Все существующие на рынке модели довольно тяжёлые: 1,2-1,6 килограмм на одну ногу, в то время как большинство «пиновых» креплений весит всего 500-700 грамм. А как гласит известное эмпирическое правило — «1 килограмм на ногах равен 5 килограммам в рюкзаке». Такой вес креплений очень негативно сказывается на длине шага, темпе ходьбы и быстрее изматывает райдера на подъёме.
- В отличие от «классических» скитур-креплений в рамных моделях ось вращения выдвинута вперёд и находится существенно дальше от мыска стопы. Из-за этого ваш шаг становится менее плавным и естественным. Как следствие — мускулатура ног быстрее накапливает усталость, что особенно явно проявляет себя при затяжных переходах.
- Большое количество подвижных деталей и ниш в конструкции способствуют забиванию снегом и обледенению креплений, особенно в районах с влажным климатом. Для корректной работы им требуется постоянная чистка, в противном случае снег и лёд могут привести к непоправимой поломке.
«Пиновые» крепления
Механизм, ответственный за высвобождение ноги в случае падения, в большинстве «пиновых» креплений располагается только в пятке. Поэтому за исключением пары моделей все они не протестированы по стандартам безопасности ISO/DIN.
- Лаконичная конструкция и малый вес обусловили сравнительно низкую эффективность работы креплений на спусках — безопасность, амортизацию и точность передачи усилий — в сравнении с рамными и классическими горнолыжными креплениями.
- Слабым местом всех TLT-креплений является головка — на ней концентрируются большие нагрузки на подъёмах и спусках, которые могут привести к непоправимым поломкам. Учитывайте это при выборе. Если вы агрессивно катаетесь или преодолеваете на лыжах затяжные подъёмы и переходы, то лучше отдать предпочтение пусть более тяжёлым, но и более надёжным и долговечным моделям.
- Все TLT-крепления требуют использования совместимых с ними горнолыжных ботинок, которые обладают специальными металлическими закладными в рантах для фиксации в креплениях.
Выбор скитур-креплений исходя из формата активности
Вы — новичок в скитуре
Вы — агрессивно катающий фрирайдер
Вы — поклонник фритуринга
Фритуринг — от английских «freeride» и «touring».
- Marker Kingpin — конструкция сочетает в себе головку от «пиновых» и усовершенствованную пятку от «классических» горнолыжных креплений. Kingpin обладают довольно точной настройкой усилия срабатывания и своевременно высвобождают ногу при скручивающей нагрузке. Протестированы по стандартам безопасности ISO/DIN. При этом крепления обладают довольно широкой жёсткой контактной поверхностью, которая обусловила наилучшую энергопередачу усилий райдера среди всех «пиновых» моделей, что особенно хорошо проявляется на широких фрирайдных лыжах.
- Dynafit Radical 2.0 — внешне это обычные TLT-крепления за одним важным исключением. И головка, и пятка Radical сделаны поворотными, что повысило эластичность креплений и расширило спектр опасных нагрузок, при которых лыжи отстегнутся. Сертифицированы по стандартам ISO/DIN.
- Fritschi Vipec — пока единственные «пиновые» крепления, в которых усилие срабатывания регулируется и в головке, и в пятке. При этом головка обладает поперечной эластичностью, что позволяет ей своевременно выстёгивать ботинок при боковых и скручивающих нагрузках. Всё это позволило Vipec пройти сертификацию сразу по всем стандартам безопасности для горнолыжных креплений — TUV/ISO/DIN.
Вы — альпинист
Вы — ски-альпинист

Все крепления TLT-стандарта обладают механизмом блокировки головки, чтобы она не раскрылась при движении вверх. Используйте её только в режиме «Ходьба» и не блокируйте крепления на спусках, даже если склон кажется безобидным, а вы катаетесь аккуратно! В противном случае они не выстегнут ботинок, когда это будет необходимо, что чревато тяжёлыми травмами ног.
Общая информация
- Выбирая из различных креплений, учтите что многие модели TLT-стандарта не комплектуются ски-стопами, что требует подстраховки лыж на ноге с помощью шнура. Помните, что его использование исключено при катании или движении по лавиноопасному склону!
- Также, как и при выборе обычных горнолыжных креплений, учитывайте ширину скистопа, который идёт в комплекте.
- Наконец при покупке любых скитур-креплений озаботьтесь приобретением фирновых кошек. Они позволят вам уверенно двигаться по склонам с плотным задутым снегом и настом. Учтите, что почти всегда они совместимы только с конкретной моделью креплений.