0

Как выбрать крепления для скитура?

, обновлено 14.02.2022
В последние годы скитур набирает всё большую популярность. Ряды его адептов постоянно пополняются фрирайдерами, которые по разным причинам предпочитают добираться до нетронутых склонов на своих двоих, а также альпинистами, которые стремятся совместить восхождение с динамичным и техничным спуском на лыжах. Естественно, производители снаряжения не остались в стороне от этого тренда, что привело к современному изобилию скитурной экипировки. Это касается и креплений, из-за чего процесс их выбора сильно усложнился.
В нашем материале мы не будем глубоко погружаться в технические характеристики и нюансы различных креплений. Вместо этого мы оттолкнёмся от их конструктивных разновидностей и потребностей райдеров так или иначе вовлеченных в скитур. Для начала разберёмся, где вообще необходима реализованная в горнолыжных креплениях функция ходьбы?

Где используются скитур-крепления?

  • Скитур. Охватывает широкий спектр активностей. В «классическом» формате предполагает лыжную прогулку/поход с хорошей физической нагрузкой на фоне красивых пейзажей с последующим захватывающим спуском. «Традиционные» скитуристы сосредоточены не столько на катании, сколько на пешем преодолении технически интересного и красивого маршрута.
  • Ски-альпинизм как соревновательная разновидность «классического» скитура. Спортсмены на скорость преодолевают подготовленную и размеченную дистанцию в три этапа: пеший подъём на лыжах, горнолыжный спуск и пеший этап с лыжами пристёгнутыми к рюкзаку.
  • Ски-альпинизм как формат горовосхождения. Альпинисты преодолевают подходы, часть или весь подъём на лыжах, а затем спускаются на них с перевала или вершины. Скитур-комплект в этом случае является способом разнообразить альп-восхождения.
  • Фрирайд. Скитурное снаряжение используется, чтобы добраться до нераскатанных склонов. Продолжительность и сложность маршрута при этом могут сильно разниться — одни райдеры уходят на небольшое расстояние от верхних станций подъёмников, другие, напротив, стремятся раскатывать удалённые дикие склоны вовсе лишённые инфраструктуры лыжного курорта.
Как видно, сфера применения скитур снаряжения очень широка, что и предопределило разнообразие экипировки, призванной решать различные задачи.

Разновидности скитур-креплений

Все существующие сегодня горнолыжные крепления, в которых реализована функция ходьбы можно поделить на две обширные группы по типу их конструкции:
Рамные крепления
Рамные крепления
«Пиновые» крепления
«Пиновые» крепления

Рамные скитур-крепления

В англоязычной среде они именуются как «alpine touring frame bindings». Конструктивно — это классические горнолыжные крепления, головка и пятка которых объединены жёсткой рамой. Рама обладает шарниром и переключателем «ходьба-катание» — т.е. пятка блокируется при спуске и высвобождается для пешего подъёма.
Работают крепления как и обычные — при превышении определённой нагрузки головка или пятка креплений выстёгивает ботинок вверх или в сторону, высвобождая ногу. Поэтому все рамные модели полностью соответствуют принятым стандартам безопасности ISO/DIN и совместимы практически с любыми горнолыжными ботинками, включая обычные.
Свою историю этот класс креплений ведёт с момента появления модели Marker Duke в 2007 году. К наиболее известным представителям этого класса также относятся крепления Marker Baron и Tour, Salomon Guardian (они же Atomic Tracker) и Tyrolia Adrenalin.
При достаточно большом количестве плюсов, рамные скитур-крепления обладают и рядом недостатков, которые существенно ограничивают сферу их применения:
  • Большой вес — ключевой среди них. Все существующие на рынке модели довольно тяжёлые: 1,2-1,6 килограмм на одну ногу, в то время как большинство «пиновых» креплений весит всего 500-700 грамм. А как гласит известное эмпирическое правило — «1 килограмм на ногах равен 5 килограммам в рюкзаке». Такой вес креплений очень негативно сказывается на длине шага, темпе ходьбы и быстрее изматывает райдера на подъёме.
  • В отличие от «классических» скитур-креплений в рамных моделях ось вращения выдвинута вперёд и находится существенно дальше от мыска стопы. Из-за этого ваш шаг становится менее плавным и естественным. Как следствие — мускулатура ног быстрее накапливает усталость, что особенно явно проявляет себя при затяжных переходах.
  • Большое количество подвижных деталей и ниш в конструкции способствуют забиванию снегом и обледенению креплений, особенно в районах с влажным климатом. Для корректной работы им требуется постоянная чистка, в противном случае снег и лёд могут привести к непоправимой поломке.

«Пиновые» крепления

В англоязычной среде часто именуются как «pin-tech» или просто «tech bindings». В их основе лежит стандарт TLT (Tourlite Tech), разработанный компанией Dynafit в 1990 году. Общей особенностью конструкции являются характерные металлические стержни в головке и пятке креплений, которые при встёгивании вставляются в ответные части-закладные в рантах ботинок. Поэтому обычные горнолыжные ботинки, увы, несовместимы с «пиновыми» креплениями.
Пиновые крепления соединяются с ботинками посредством металлических стержней, которые вщёлкиваются в ответные металлические пазы-закладные, расположенные в рантах © Спорт-Марафон
Простым поворотом пятки TLT-крепления переводятся в режим «Ходьба» и вращаются по оси переднего ранта ботинок. Такой принцип работы позволил сделать конструкцию креплений предельно простой, лёгкой и удобной для пешего перемещения на лыжах. Роль жёсткой рамы в TLT-креплениях выполняет сам ботинок.
В режиме «Ходьба» пиновые скитур-крепления максимально удобны для пешего перемещения на горных лыжах © Спорт-Марафон
Важно

Механизм, ответственный за высвобождение ноги в случае падения, в большинстве «пиновых» креплений располагается только в пятке. Поэтому за исключением пары моделей все они не протестированы по стандартам безопасности ISO/DIN.

Несмотря на все плюсы у «пиновых» скитурных креплений также есть недостатки, некоторые из которых постепенно преодолеваются:
  • Лаконичная конструкция и малый вес обусловили сравнительно низкую эффективность работы креплений на спусках — безопасность, амортизацию и точность передачи усилий — в сравнении с рамными и классическими горнолыжными креплениями.
  • Слабым местом всех TLT-креплений является головка — на ней концентрируются большие нагрузки на подъёмах и спусках, которые могут привести к непоправимым поломкам. Учитывайте это при выборе. Если вы агрессивно катаетесь или преодолеваете на лыжах затяжные подъёмы и переходы, то лучше отдать предпочтение пусть более тяжёлым, но и более надёжным и долговечным моделям.
  • Все TLT-крепления требуют использования совместимых с ними горнолыжных ботинок, которые обладают специальными металлическими закладными в рантах для фиксации в креплениях.

Выбор скитур-креплений исходя из формата активности

А теперь переходим к самому интересному — кому какие крепления выбрать и почему?

Вы — новичок в скитуре

Мир скитура для вас ещё малознаком. Вы не знаете, будете ли скитурить в будущем, но хочется попробовать познать его ключевые преимущества. Например, иметь возможность уйти на очевидные, но недоступные с подъёмников склоны, когда все лакомые места в черте курорта уже раскатаны. Или же просто разнообразить свой горнолыжный отдых, совмещая катание с небольшими лыжными маршрутами на фоне красивых горных пейзажей. Собирать полноценный скитурный комплект для простого «знакомства» дорого и, чаще всего, нецелесообразно — вдруг не понравится?
Если вы из таких горнолыжников, то под ваши цели идеально подойдут рамные скитур-крепления. Они совместимы с обычными горнолыжными ботинками, поэтому позволяют существенно сэкономить при сборке первого собственного скитур-комплекта. Ведь всё что нужно — это приобрести крепления и камус, а затем использовать их на уже имеющихся фрирайдных лыжах. И не менять пока свои любимые ботинки на что-то иное.
Да, крепления будут сильно тяжелее пиновых, в обычных ботинках не так удобно ходить, как в скитурных, но универсальность креплений и экономия на круг значительна. И для понимания своих перспектив такого комплекта достаточно.

Вы — агрессивно катающий фрирайдер

Вы предпочитаете мощные спуски по крутым и опасным склонам, а также прыгаете многометровые дропы с жёсткими приземлениями. Скитур, при этом, для вас лишь способ добраться до лакомого склона на своих двоих. Ваш единственный вариант также рамные скитур-крепления. Они точно настраиваются и учитывают очень широкий спектр возможных углов нагрузок на ногу, при которых лыжи должны отстегнуться. Большинство моделей позволяют выставить высокие значения для усилия срабатывания, например, недоступные обычным скитурным креплениям 13-16 DIN.
Опытные горнолыжники также оценят прекрасную работу рамных скитур-креплений на спусках. За счёт большей контактной площади и жёсткости рамы они очень эффективно передают усилие от ног райдера лыжам и дополнительно амортизируют ударные нагрузки, что особенно хорошо ощущается при катании на высоких скоростях по жёстким и крутым склонам.
Агрессивное внетрассовое катание обычно предполагает использование классических горнолыжных ботинок с флексом 130-140. Если вы обладатель таких, то учтите, они несовместимы с «пиновыми» креплениями, скитурных ботинок с такой жёсткостью просто не бывает, а вот в рамные они встегнутся без труда.

Вы — поклонник фритуринга

В последние годы всё больше фрирайдеров предпочитают добираться и подниматься на нераскатанные склоны пешком. Причин для этого много: порой так просто экономичнее, в интересном для катания районе может не быть горнолыжной инфраструктуры и услуг механизированной заброски, наконец, такой формат отдыха бросает вызов, ведь физически его осилит не каждый фрирайдер. Если вам всё это знакомо и понятно, то вы — адепт «фритуринга» или «бэккантри-фрирайда» — внетрассового катания с труднодоступных склонов, до которых нужно добираться на своих двоих.

Фритуринг — от английских «freeride» и «touring».

В этом случае можно использовать классику «пиновых» креплений для скитура. Например, G3 ION или почти весь модельный ряд Dynafit. Такие крепления очень мало весят в сравнении с рамными, практически не забиваются снегом и не обледеневают, рассчитаны на использование с достаточно комфортными в ходьбе скитурными ботинками и, в целом, довольно надёжны и долговечны. Благодаря им трудозатраты на подъёмы и пешие переходы значительно сокращаются, позволяя райдеру получать больше удовольствия от пейзажа, умеренной физической нагрузки и катания. При этом «классические» TLT-крепления достаточно безопасны и предсказуемо срабатывают при падениях. Если вне трасс вы катаетесь технично и аккуратно, то их вам будет вполне достаточно.
Видео по теме
Обзор креплений G3 ION от Сергея Гарибова
Сергей Веденин о выборе креплений для скитура
Но чем агрессивнее ваш фрирайд, чем круче и жёстче склоны, на которых вы катаетесь, тем большее внимание следует уделить эффективности и безопасности работы «пиновых» креплений на спуске. Благо, сегодня есть из чего выбрать. Следуя потребностям райдеров, в последние годы производители презентовали целый ряд «гибридных» моделей TLT-стандарта. Они могут сильно разнится по конструкции, но идея для всех одна — сохранить преимущества «пиновых» креплений, увеличив точность их срабатывания в случае падений. Сегодня наиболее известны три «гибридных» модели от разных брендов:
  • Marker Kingpin — конструкция сочетает в себе головку от «пиновых» и усовершенствованную пятку от «классических» горнолыжных креплений. Kingpin обладают довольно точной настройкой усилия срабатывания и своевременно высвобождают ногу при скручивающей нагрузке. Протестированы по стандартам безопасности ISO/DIN. При этом крепления обладают довольно широкой жёсткой контактной поверхностью, которая обусловила наилучшую энергопередачу усилий райдера среди всех «пиновых» моделей, что особенно хорошо проявляется на широких фрирайдных лыжах.
  • Dynafit Radical 2.0 — внешне это обычные TLT-крепления за одним важным исключением. И головка, и пятка Radical сделаны поворотными, что повысило эластичность креплений и расширило спектр опасных нагрузок, при которых лыжи отстегнутся. Сертифицированы по стандартам ISO/DIN.
  • Fritschi Vipec — пока единственные «пиновые» крепления, в которых усилие срабатывания регулируется и в головке, и в пятке. При этом головка обладает поперечной эластичностью, что позволяет ей своевременно выстёгивать ботинок при боковых и скручивающих нагрузках. Всё это позволило Vipec пройти сертификацию сразу по всем стандартам безопасности для горнолыжных креплений — TUV/ISO/DIN.
Fritschi/Diamir Vipec — «пиновые» крепления, в которых усилие срабатывания регулируется и в головке, и в пятке
Fritschi/Diamir Vipec — «пиновые» крепления, в которых усилие срабатывания регулируется и в головке, и в пятке © skiwildsnow.com

Вы — альпинист

Альпинистам, которые хотят использовать скитурное снаряжение в своих восхождениях важно найти оптимальный баланс между весом экипировки и её надёжностью. Ключевое правило — чем легче крепления, тем ниже их долговечность и выше вероятность непоправимой поломки. Так как крепления являются едва ли не самым ответственным узлом в скитур-комплекте, фанатично экономить за счёт них каждый грамм точно не стоит. Поэтому лучше всего использовать «пиновые» крепления классической конструкции.

Вы — ски-альпинист

Вы уже и так опытный адепт скитура, зачем вам что-то объяснять? Предостережём лишь новичков. У ведущих марок-производителей TLT-креплений, например SkiTrab и Dynafit, в ассортименте есть целые серии моделей, созданных специально для соревновательного ски-альпинизма. В них буквально срезается каждый грамм ради быстрого прохождения дистанции, но в жертву при этом приносятся долговечность, надёжность и даже безопасность — срабатывают они не столь точно как остальные TLT-крепления. Не гонитесь за низким весом, если в этом нет острой необходимости.
В соревновательном ски-альпинизме спортсмены стремятся использовать максимально лёгкие скитур-крепления, пусть и в ущерб их долговечности
В соревновательном ски-альпинизме спортсмены стремятся использовать максимально лёгкие скитур-крепления, пусть и в ущерб их долговечности © Skitrab
Важно

Все крепления TLT-стандарта обладают механизмом блокировки головки, чтобы она не раскрылась при движении вверх. Используйте её только в режиме «Ходьба» и не блокируйте крепления на спусках, даже если склон кажется безобидным, а вы катаетесь аккуратно! В противном случае они не выстегнут ботинок, когда это будет необходимо, что чревато тяжёлыми травмами ног.

Общая информация

  • Выбирая из различных креплений, учтите что многие модели TLT-стандарта не комплектуются ски-стопами, что требует подстраховки лыж на ноге с помощью шнура. Помните, что его использование исключено при катании или движении по лавиноопасному склону!
  • Также, как и при выборе обычных горнолыжных креплений, учитывайте ширину скистопа, который идёт в комплекте.
  • Наконец при покупке любых скитур-креплений озаботьтесь приобретением фирновых кошек. Они позволят вам уверенно двигаться по склонам с плотным задутым снегом и настом. Учтите, что почти всегда они совместимы только с конкретной моделью креплений.

О производителях

При кажущемся разнообразии в мире не так много производителей скитурных креплений — просто продаваться они могут под целой плеядой брендов. Так, крепления Tyrolia Adrenalin чаще всего выпускаются под марками Fischer и Head, Atomic Tracker — «клон» Salomon Guardian, а компания Look заказывает свои «пиновые» крепления у Dynafit.
Крепления Tyrolia Adrenalin в дизайне «от производителя» и под торговыми марками Head и Fischer

Гибридные скитур-крепления Salomon/Atomic Shift MNC и Marker Duke PT

Устоявшийся было мир скитур-креплений, где есть рамные и «пиновые» модели, вновь взбудоражен. Виной тому недавний выход на рынок принципиально новых креплений Salomon/Atomic Shift MNC и Marker Duke PT.
Salomon S-Lab Shift MNC. Вверху — головка креплений в «скитур-режиме» — совместима с туринговыми ботинками под стандарт TLT. Снизу — в режиме катания, совместима с обычными горнолыжными ботинками
Salomon S-Lab Shift MNC. Вверху — головка креплений в «скитур-режиме» — совместима с туринговыми ботинками под стандарт TLT. Снизу — в режиме катания, совместима с обычными горнолыжными ботинками
Их ключевой особенностью является совместимость со всеми стандартами современных горнолыжных ботинок и возможность работать в двух режимах — как традиционные горнолыжные крепления и как «пиновые» скитур-крепления. То есть они очень удобны на подъёме и максимально безопасны и эффективны при спуске, что делает их самыми универсальными креплениями из существующих.
© Salomon
Учитывая их сравнительно небольшой вес — всего 1730 грамм за пару вместе со ски-стопами и крепежом — они наверняка изменят существующий сегодня на рынке скитурных креплений «баланс сил». Точных прогнозов строить не будем — ведь предстоит ещё продолжительное тестирование новых креплений массой райдеров. Но, надеемся, в Salomon не оплошают. Всё-таки, по утверждениям разработчиков компании S-Lab Shift MNC создавались на протяжении последних семи лет.
Новые крепления от Marker и Salomon уже начали теснить рамные модели — ведь они ощутимо легче, намного удобнее при ходьбе и почти не уступают им при работе на спусках. Для фрирайдеров, которые уходят на нераскатанные склоны лишь когда с подъёмников уже всё раскатано, такие крепления могут стать максимально сбалансированным вариантом. Классические же скитур-крепления всё ещё остаются вне конкуренции, когда речь идёт о длинных пеших подъёмах и переходах — они легче, чем Shift и Duke PT, а также проще при переключении режимов «Ходьба/Катание».
Salomon S/Lab Shift MNC binding
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.