В этом материале мы поговорим о выборе горных лыж для трассового катания с ориентацией на любителей.
Сразу определимся с терминами. Трасса — это часть склона курорта, очищенная от камней и прочих неровностей, промаркированная и в большинстве случаев подготовленная ратраком.
Сегодня лыжи, предназначенные для любительского катания по трассам, делятся на две категории:
- трассовые горные лыжи;
- трассовые универсальные лыжи, в зарубежных каталогах чаще всего называют all-mountain.
Спортивные и соревновательные лыжи стоят особняком, об их выборе мы рассказывали в отдельном материале.
К выбору лыж для трассы можно подходить с разных сторон: в зависимости от места катания, учитывая стиль и навыки. В этом материале мы постарались учесть все основные вопросы покупателей, приходящих к нам в магазин.
Трассовые горные лыжи и трассовые универсалы: в чём разница
Если проследить эволюцию горных лыж, можно чётко выделить период появления карвинговых моделей с узкой талией, широкими мыском и пяткой и маленьким рокером. Они отлично ведут себя на подготовленных трассах. Но на большинстве курортов склоны сохраняют идеальный вид только в утренние часы. К обеду, после сотен проездов лыжников и сноубордистов, трассы могут обрасти буграми снега или быть раскатанными до льда. Кроме того, на ряде курортов, в той же Красной Поляне, регулярно выпадает большое количество снега, что делает даже идеально подготовленный склон невозможным для катания на лыжах такой геометрии.
Производители сконцентрировали внимание на разработке универсальных моделей, которые были бы комфортными для катания в различных условиях. Так появилась категория трассовых универсальных лыж, отличающихся конструкцией и назначением. Модели с бо́льшей талией и рокером и меньшей торсионной жёсткостью оказались удачным решением, и от сезона к сезону линейки all-mountain лыж становились все богаче.
Ширина трассовых лыж также увеличивалась. И если в начале нулевых талия 68 мм казалась огромной, то сегодня это норма для слаломной лыжи.
«Расширив» линейки трассовых лыж в талии и предложив на рынок универсалы с достаточной торсионной жёсткостью для стабильного сцепления на жёстком покрытии, производители в какой-то момент практически стёрли грань между близкими по геометрии трассовыми и all-mountain моделями. Но отличительные черты у каждой категории всё-таки остались.
Итак, что мы имеем сегодня?
Трассовые лыжи
Трассовые лыжи ориентированы на катание по хорошо подготовленным и не сильно разбитым трассам.
К трассовым лыжам относятся модели с шириной талии 65-80 мм для мужчин и 63-75 мм для женщин, хотя бывают и более широкие варианты. Это лыжи с направленной геометрией — совсем маленький рокер спереди и его отсутствие на пятке.
Универсальные трассовые горные лыжи
Универсальные трассовые горные лыжи подразумевают катание по склонам курорта при любом их состоянии. Неважно, разбиты ли они, выпал снег или, наоборот, трассы идеально отратрачены, — лыжнику на all-mountain лыжах должно быть одинаково комфортно кататься в любых условиях. Сегодня спрос на данную категорию устойчиво растёт, так как проблему одной пары лыж на все случаи жизни никто не отменял.
К универсалам, как правило, относятся лыжи с талией 75-100 мм для мужчин и 75-95 мм для женщин и несколько бо́льшим передним рокером — 10-15%. Хотя мы бы не рассматривали в качестве универсальных модели с талией менее 80 мм.
Геометрия самых широких трассовых лыж может быть очень схожа с узкими универсалами, но всё же модели имеют ряд существенных конструктивных отличий:
- На трассовых универсалах смягчён носок и снижена его торсионная жёсткость. Это позволяет с бо́льшим комфортом спускаться по неровному бугристому склону, там, где трассовые узкие лыжи с маленьким рокером вязнут. Универсальные трассовые лыжи плавнее проходят неровности, меньше бьют в ноги и экономят силы лыжника. Но эта же особенность снижает стабильность лыж при езде на высоких скоростях по жёстким склонам. Трассовые лыжи в большинстве случаев, напротив, в таких условиях ведут себя более стабильно, лучше сохраняя контакт со склоном. Но они и более требовательны к подготовке лыжника, так как все бугры и неровности трассы ему придётся «отрабатывать» самому.
- Универсалы обладают более длинным рокером на носке, нежели классические трассовые лыжи. Это позволяет им плавнее проходить неровности склона и чуть лучше всплывать в рыхлом снегу. Но у удлинённого рокера есть и обратная сторона. Рабочая зона канта чуть короче, снижается стабильность и цепкость по сравнению с трассовыми лыжами в тех же ростовках.

Выбираем трассовые лыжи для конкретных условий
Короткие трассы и непродолжительное катание
Такой формат характерен для Подмосковья и большинства горнолыжных курортов в непосредственной близости от крупных российских городов, за исключением Сочи. Сюда же отнесём сторонников спортивных слаломок в горах, оттачивающих мастерство на одной-двух трассах весь отпуск.
Выбор лыж во-многом диктуется характером снега, но в большинстве случаев лыжники сталкиваются с жёсткими склонами из-за искусственного оснежения и низких температур. В таких условиях хорошо работают классические трассовые лыжи с хорошей торсионной жёсткостью и коротким радиусом поворота — менее 13 метров. Они отлично держат контакт с жёстким склоном и позволяют комфортно поворачивать на малых скоростях, так как разогнаться на коротких и узких трассах вам вряд ли удастся.
Здесь выбор правильной ростовки особенно важен. На короткие склоны и лыжи, как правило, выбирают короткие. Даже при росте лыжника в 185 см лыжи соответствующей конструкции в ростовке 165 см будут стабильно держать на жёстком склоне. Так что при выборе усиленных титаналом лыж не привязывайтесь к своему росту и весу, а смотрите лучше на геометрию лыжи, ибо их изначально разрабатывают с возможностью использования в коротких ростовках.
Примером подходящих лыж для подобных условий будут лыжи Fischer The Curv и Head Supershape Magnum или Speed в малых ростовках — маленький рокер, высокая торсионная жёсткость, небольшой радиус поворота.
Малые и большие горы
Разумеется, далеко не все лыжники будут ограничивать свой ареал катания лишь пригородными склонами. Чтобы вам было одинаково комфортно кататься и в горах, и на сравнительно коротких горнолыжных трассах, можно рассмотреть узкие лыжи-универсалы с талией 76-86 мм и радиусом поворота до 14 м.
Примером подходящих лыж для подобных условий будут линейки Salomon S/Max, модели Fischer The Curv DTX или GT, и Head Supershape Rally и Titan.
Большие горы
Большие горы, как правило, предполагают длинные трассы, разнообразное состояние и крутизну склонов. Предугадать погоду на все две недели отпуска невозможно, а потому большинство лыжников выбирают одну лыжу на все условия — от утреннего вельвета до закатанных бугров после полудня, от льда до свежевыпавшего снега.
В таких условиях максимально полно раскрываются качества трассовых универсалов, к которым относят all-mountain — лыжи с талией до 90 мм. Лыжи с талией более 90 мм рекомендуются либо для курортов, где плохо готовят склоны, либо если вы выходите за пределы трассы регулярно, но недостаточно часто, чтобы покупать фрирайд лыжи.
Хорошим примером универсальных лыж в большие горы будут линейки: Atomic Vantage, Armada Invictus, Kastle MX, DX (DX Vogue для женщин), Fischer RC One.
Если вы катаетесь преимущественно по жёстким склонам, например, в Альпах или на курортах Урала или Хибин, то важно не переборщить с шириной лыж. Ведь чем шире талия, тем сложнее удерживать лыжи в повороте на жёстком склоне и тем выше нагрузка на голеностоп. С трудностями при катании в этом случае могут столкнуться даже опытные райдеры с поставленной техникой. Оптимальными будут модели с талией 65-75 мм, но не шире 86 мм, и со сравнительно коротким рокером. Их же стоит рассматривать всем лыжникам, которые предпочитают кататься в утренние часы по идеально ровному, но жёсткому вельвету.
На горнолыжных курортах с мягким климатом — Красной Поляне, Гудаури, и некоторых курортах Альп, — склон прогревается и «отпускает» к полудню, а потому снег на нём быстро превращается в кашу. Или трассы ратрачат после ночного снегопада, и вельвет не успевает смёрзнуться, отчего разбивается через пару спусков. Если катание в таких условиях для вас — норма, то чуть более широкая талия (75-90 мм), а также удлинённый рокер, напротив, вам только помогут.
Лыжникам с внушительным весом советую брать лыжи пожёстче и пошире.
Если же кататься с раннего утра и до остановки подъёмников с захватом всех состояний склона — жёсткого, мягкого и разбитого, — то «золотой серединой» будут трассовые универсалы с шириной талии 80-86 мм. Сегодня в этом сегменте много отличных лыж экспертного класса, которые прекрасно себя показывают практически на любом покрытии — линейки Fischer RC One, Atomic Vantage, Kastle DX.
Выбор лыж в зависимости от стиля катания
При выборе учитывайте и собственные предпочтения в катании:
- Любите погонять? Тогда берите усиленные титаналом лыжи. Они торсионно жёстче, а оттого более цепкие и точные, на высоких скоростях стабильнее, но и требования к физической подготовке лыжника у таких моделей соответствующие.
- Предпочитаете спокойные спуски? Выбирайте модели без дополнительных усилений. Как правило, в каталоге они стоят бок о бок с усиленными версиями. Такие лыжи не требуют больших затрат энергии в управлении, более комфортные и гибкие, но не столь предсказуемы и стабильны на скорости и льду из-за меньшей торсионной жёсткости.
- Встаёте рано и катаетесь только по вельвету — выбирайте лыжи с меньшей талией. При прочих равных скорость перекантовки у них выше.
- В зависимости от стиля катания выбирайте лыжи с коротким, средним или длинным радиусом. В больших горах короткорадиусные лыжи, рассчитанные на частые повороты, очень утомительны. В то же время, на длиннорадиусных лыжах на узких или коротких склонах придётся попотеть, чтобы сделать короткие повороты. Золотой серединой являются лыжи с радиусом 13-15 метров. Их несложно заложить в короткую дугу, и наоборот, отпустить в длинную.
- Хотите фана? Подросшие дети и неповзрослевшие родители редко хотят оттачивать технику и впахивать. Для них склон — это игра. В таких случаях нужны лыжи с талией 75-85 мм и желательно с twin tip конструкцией, чтобы можно было спокойно прыгнуть небольшой дроп и катнуть в свиче. На таких же лыжах удобно тренировать совсем маленьких детей, когда взрослому требуется ехать задом наперёд и придерживать малыша. Но это уже другая история.

Выбор жёсткости трассовых лыж
Продольная и торсионная жёсткость является важнейшим фактором в поведении лыж на склоне. И тут стоит хорошенько сопоставить ваши требования к лыже со своими способностями и качеством трасс, по которым вы будете преимущественно кататься.
Чаще всего лыжники стремятся использовать отпуск в горах по максимуму и проводить на склоне весь день. Так мы приходим к тому, что лыжи должны быть, с одной стороны, достаточно динамичными, чтобы позволить хорошенько погонять, пока есть силы, с другой стороны, быть не особо трудозатратными, чтобы уже уставший лыжник не покалечился во второй половине дня.
Если говорить о поведении мягкой и жёсткой лыжи на трассе, то разница раскрывается в наиболее сложных условиях. Когда на склоне мягкий вельвет, комфортно будет и на мягких, и на усиленных титаналом лыжах.
- На жёстких обледеневших трассах сохранение контроля над скоростью и траекторией на торсионно жёстких лыжах потребует меньше сил. Вибрация в ноги будет минимальной, и мышцы не будут слишком быстро забиваться.
- При катании по склону после снегопадов лыжа с большей жёсткостью лучше набирает скорость, но при этом более чувствительна к вашей технике катания, прежде всего к балансу. В случае потери бдительности лыжи легко закопаются. Мягкая лыжа гасит скорость, при этом прощает многие ошибки.
- В условиях разбитого мягкого склона в рытвинах, наоборот, продольно мягкие лыжи будут существенно более манёвренными и простыми в управлении. Контролировать направление движения лыжнику будет проще. Чтобы обработать бугры на склоне на жёстких лыжах, понадобится серьёзная физическая работа.
- Стоит отметить принципиальную разницу в преодолении рыхлых бугров. Если мягкие лыжи оплывают препятствие, то усиленные титаналом модели при сохранении скорости их прорезают.
Когда вы определитесь с геометрией и жёсткостью лыж, выбор сведётся всего к нескольким моделям. Лыжи одного класса, но разных производителей, могут также существенно отличаться поведением, даже при похожей геометрии, из-за различного распределения жёсткости по длине лыжи — пятка, мысок, середина. Подробнее о влиянии торсионной и продольной жёсткости на характер лыж мы расскажем в отдельном материале.
Выбор ростовки
Выбор ростовки трассовых горных лыж — вопрос индивидуальный. Далеко не всегда его можно уложить в формат типовых рекомендаций вроде: «Рост минус 10-15 см». Лыжники могут быть разного роста, но владеть схожим уровнем техники катания, что куда важнее при выборе.
Ростовка лыж — это один из важных параметров геометрии модели, который определяет её поведение на склоне. А потому, лыжники разного роста могут взять лыжи одинаковой ростовки, руководствуясь собственными предпочтениями в катании.

В магазине «Спорт-Марафон» работают опытные лыжники, лично тестирующие бо́льшую часть моделей лыж из ассортимента. Вы можете получить консультацию по выбору непосредственно в магазине на Сайкина, 4 или по телефону.
В подготовке материала активное участие принимал эксперт по горным лыжам «Спорт-Марафон» Александр Митяков.