0

История горнолыжной моды

Сейчас горнолыжные костюмы — это одна из самых ярких и технологичных категорий спортивной одежды. Это понятно, ведь одежда для горнолыжников формировалась под воздействием двух различных тенденций. Первая — практичная: сохранение тепла и лёгкости движений. Вторая — экономическая: горные лыжи традиционно были отдыхом для состоятельных людей. Горнолыжные деревни долгое время развивались как анклавы отдыха для тех, кто мог себе позволить проводить время в Санкт-Морице и Кортина-д’Ампеццо, Давосе и Мюррене. Эстетика апре-ски развивалась вокруг гламура высшего общества. Эти две тенденции и создали тот коктейль функциональности и моды, который мы продолжаем с удовольствием потреблять и сегодня.
В наши дни горнолыжная одежда очень разнообразна:
  • Спортивное направление — одежда, адаптированная к конкретному виду горнолыжного спорта, тренировкам, соревнованиям.
  • Одежда для массового горнолыжного отдыха на трассах — эстетичная, функциональная, ветро- и влагозащитная.
  • Одежда для скитура, близкая к сегменту outdoor.
  • Одежда для фрирайда.
  • Горнолыжная одежда в стилистике сноуборда.
  • Сегменты фэшн и лакшери. Высокотехнологичная одежда в стиле спорт-шик…
А началось всё не так давно — всего 150 лет назад, когда зародилась мода на активный зимний отдых в горах.
Изначально катание на лыжах было средством передвижения в той части планеты, которая была покрыта снегом и льдом на протяжении многих месяцев. И лишь во второй половине XIX века мир благодаря норвежцам заинтересовался лыжным спортом и отдыхом.
Вся одежда для активного отдыха того времени: куртки, брюки, свитеры, головные уборы и перчатки — была сделана из шерсти, в женской одежде можно было встретить и мех. Были и свои способы влагозащиты: одежду обрабатывали воском или применяли изобретённую Макинтошем в начале XIX века прорезиненную ткань.
Лыжники Норвегии в 1890-х годах выглядели так. Шерсть и мех тогда царили, и никто не думал, что появится какой-то Gore-Tex и украдёт их корону
Лыжники Норвегии в 1890-х годах выглядели так. Шерсть и мех тогда царили, и никто не думал, что появится какой-то Gore-Tex и украдёт их корону © Национальная библиотека Норвегии
Женская одежда существенно отличалась от мужской: несмотря на то, что в юбках кататься на горных лыжах было не слишком удобно, в те годы альтернативы этой детали одежды ещё не было — моральные устои общества были крепкими.
Лыжная прогулка в Швеции, 1905 год
Лыжная прогулка в Швеции, 1905 год
Опытные лыжники уже в те годы осознали удобство системы слоёв, которая позволяла снимать или надевать одежду по мере необходимости, приспосабливая то, что они носили, к уровню активности и погодным условиям. Слои состояли из лёгкого длинного нижнего белья и чулок, свитера, носков, гетр, перчаток, непромокаемого пальто и бриджей.
Длинные юбки не подходили для катания на лыжах, поэтому к 1910 году единственной разницей между мужской и женской лыжной одеждой была юбка длиной до колена. Куртки и укороченные брюки — бриджи — стали всё чаще делать из габардина, изобретённого Томасом Бёрберри (Thomas Burberry) в конце XIX века. Габардин был наиболее подходящей тканью для курток и брюк, поскольку его шерстяные нити плотного диагонального плетения и гладкая поверхность создавали барьер для ветра и снега.
В отличие от использовавшихся ранее прорезиненных и вощёных курток, габардин был ещё и воздухопроницаемым. Лёгкая и тёплая шерсть, которая согревала, даже намокнув, и до сих пор не вытеснена из гардероба лыжников. А вот деления на лыжников и горнолыжников тогда ещё практически не существовало.
1920 год, горнолыжный костюм из габардина от Burberry
1920 год, горнолыжный костюм из габардина от Burberry
Первая мировая война оказала мощное влияние на жизнь в Европе, и лыжная одежда не избежала этого влияния. Изменившееся в ходе войны отношение к одежде позволило женщинам одеваться более смело без страха критики. К 1920 году стали появляться наряды на основе туник и бриджей, которые носили в Британии девушки из добровольческого отряда сельскохозяйственных рабочих.
Производители спортивной одежды использовали в дизайне практичные элементы военной формы, например наружные карманы на пуговицах. В течение 1920-х годов брюки быстро стали общепринятой формой одежды в горнолыжных деревнях и городках, и лыжный брючный костюм прочно вошёл в гардероб горнолыжниц.
Если норвежцы изобрели технику катания на лыжах, австрийцы добавили в неё стиль. Матиас Здарский и Ханнес Шнайдер внедрили новые технологии обучения, благодаря которым катание на лыжах стало популярным видом спорта и отдыха. Соответственно, и стиль одежды горнолыжников 1920-х годов был близок к эстетике народной одежды, причём использовалась цветовая палитра коричневых, зелёных и красных цветов. Это была простая, практичная одежда, которая могла быть украшена отделкой, имитирующей геометрическую архитектуру и полевые цветы горных лугов. На склонах Австрии можно было встретить и кожаные штаны — Lederhosen, и даже Dirndls, национальные платья.
В национальных австрийских нарядах и сейчас можно встретить лыжников, но всё-таки во время тематических фестивалей
В национальных австрийских нарядах и сейчас можно встретить лыжников, но всё-таки во время тематических фестивалей
Любители горных лыж в Швейцарии, 1930-е годы
Любители горных лыж в Швейцарии, 1930-е годы
Послевоенный рост лыжного туризма и первые зимние Олимпийские игры, состоявшиеся в 1924 году, подтолкнули крупных производителей специализироваться на лыжной и горнолыжной одежде и создавать непромокаемые и одновременно модные наряды. Выпускаются брючные костюмы в широкой цветовой гамме, в которых практичность сочетается с элегантностью. Появляются новые конструктивные особенности, такие как застёжки-молнии, заменившие пуговицы или шнурки на брюках, куртках и карманах. К началу 1930-х годов, вдохновлённые униформой пилотов, дизайнеры ввели в моду короткие куртки, на замену бриджам и гетрам пришли брюки полной длины. Эти предметы одежды сидели довольно свободно и обеспечивали большую свободу движений, одновременно с этим они были выдержаны в некоем повседневном стиле.
Шерстяные горнолыжные костюмы из коллекции 1937/1938 года Montgomery Wards
Шерстяные горнолыжные костюмы из коллекции 1937/1938 года Montgomery Wards
В 1930-х годах лыжная одежда оставалась модной, одновременно становясь и всё более функциональной. В этот период начала оказывать влияние на конструкцию одежды и механизация отдыха в виде подъёмников, которые начали появляться на склонах Франции и Швейцарии в 1933-1934 годах.
Можно сказать, что именно благодаря распространению подъёмников и произошло разделение на лыжников и горнолыжников. Дело в том, что переход от горных прогулок на лыжах, фактически «лайтового ски-тура», к катанию на горных лыжах потребовал и другого дизайна одежды. Дизайнеры пробовали различные силуэты — более облегающие или свободные, а с появлением эластичной пряжи в середине 1930-х годов появились и эластичные манжеты на рукавах и в нижней части брюк.
Мода постепенно сместилась с мешковатых фасонов на облегающие брюки, которые были лучше приспособлены к новым техникам катания. Именно в этот период произошло и ещё одно важное событие: любители горных лыж увлеклись комплектами из брюк и куртки, выполненных в разных цветах, что мы видим на склонах и сейчас. Материалы использовались всё те же: лыжные костюмы того времени были сделаны из шерсти или габардина с подкладкой из хлопковой фланели.
Горнолыжная куртка с утеплителем из пуха Eddie Bauer's Skyliner, 1936 год
Горнолыжная куртка с утеплителем из пуха Eddie Bauer's Skyliner, 1936 год
В 1936 году американец Эдди Бауэр изобрёл первую стёганую куртку с наполнением из гусиного пуха, проще говоря — пуховку. Сам Бауэр утверждал, что эту идею ему подсказал дядя, родившийся в Сибири. И доминирование тёплой шерсти в лыжной одежде должно было бы уменьшиться, однако время для широкого распространения пуховок тогда ещё не настало.
Интересным событием в конце 1930-х годов стало возрождение лыжной юбки. При этом юбка была своего рода отличительным знаком эксперта, по крайней мере, так было принято на некоторых курортах.
Фотография из журнала Vogue, декабрьский выпуск 1938 года
Фотография из журнала Vogue, декабрьский выпуск 1938 года © Roger Schall, Vogue
Именно между Первой и Второй мировыми войнами дизайнеры одежды активно развивали самые разные направления моды. Этот период часто называют «золотым веком моды». Все варианты силуэтов даже нельзя перечислить — настолько их было много. Именно тогда в горные лыжи пришли комбинезоны и свитеры со снежинками, зауженные брюки и шарфы, а в элитном сегменте и норковые шубы.
Однако прорыва в материалах и функциональных особенностях, подобных эластичным манжетам или застёжке-молнии, было немного. Например, нейлон был изобретён в 1935 году, а в горнолыжную одежду этот материал пришёл только после окончания Второй мировой войны.
Первая волна «специального» горнолыжного стиля между двумя войнами была очаровательной. Просто посмотрите фильм «Серенада Солнечной долины», вышедший в 1941 году…
Кадры из фильма «Серенада Солнечной долины»
Кадры из фильма «Серенада Солнечной долины»
Кадры из фильма «Серенада Солнечной долины»
Кадры из фильма «Серенада Солнечной долины»
Поскольку политическая атмосфера в Европе к концу 1930-х годов ухудшилась, в США бежало большое число европейцев, включая и профессионалов горнолыжного спорта. Среди них было множество ставших впоследствии известными персон, таких как работающий и сейчас в Аспене Клаус Обермейер (Klaus Obermeyer). Некоторые из этих людей сделали карьеру за границей в качестве специалистов по лыжному спорту. Самое интересное, что именно эти горнолыжники, в отличие от традиционных дизайнеров, диктовали эволюцию горнолыжной моды в США.
Клаус Обермейер обучает технике катания, 1948 год
Клаус Обермейер
Гэри Купер, Ингрид Бергман, Кларк Гейбл и Джек Хемингуэй в Sun Valley, 1946 год
Крайний справа — знаменитый Тони Зайлер
В начале 1940-х лыжная одежда стала более облегающей, отчасти из-за нехватки тканей во время войны. Эта тенденция продолжилась и в конце 1940-х годов, когда лыжные брюки, которые по-прежнему изготавливались из шерстяного габардина, стали намного стройнее. Помимо этого, некоторые модели брюк получили новинку — молнии на голени, благодаря которым стало возможно обеспечить одновременно и облегающий силуэт, и возможность их надеть. Цвета с конца 1930-х до конца 1940-х годов были, как правило, довольно мрачными: коричневыми, серыми и тёмно-синими, но с яркими жёлтыми, оранжевыми и красными деталями и отделкой.
Красавец Тони Зайлер, или Кицбюэльская Молния, также повлиял на популяризацию обтягивающих лыжных брюк. Сегодня его имя знакомо не только благодаря спортивным достижениям, но и по горнолыжной одежде высочайшего класса, носящей его имя
После войны популярность катания на горных лыжах снова пошла в рост. А поскольку концепция модной горнолыжной одежды тоже приобрела популярность, дизайнеры стали предлагать шикарные варианты. Из газеты «Нью-Йорк Таймс» от 19 ноября 1948 года:
«Чтобы расслабиться у костра после дня на склонах, созданы яркие цветные юбки, а также брюки из бархата и габардина. Огненно-красный свитер, баскская куртка и стёганая юбка мгновенно стали популярными».
В 1949 году произошло событие, которое сложно переоценить: будущий мегапопулярный в США производитель лыжной одежды Клаус Обермейер представил стёганую куртку с утеплением из пуха, которую он сделал чуть ли не из собственного одеяла. Любопытно, что создать эту знаковую одежду ему пришлось из-за сильного холода: в то время он зарабатывал обучением азам горнолыжной техники и не только мёрз на склоне сам, но и потерял из-за холода многих учеников. И придуманная Эдди Бауэром больше 20 лет назад пуховка наконец начала своё проникновение в сегмент горнолыжной одежды. Толстые шерсть и габардин перестали быть важнейшими материалами для горнолыжной одежды, поскольку её наружный слой теперь можно было сделать из лёгкого и быстросохнущего нейлона.
В эти годы всё более важную роль начал играть и цвет: война завершилась, можно было снова радоваться жизни. Как раз в 1949 году начал свою долгую дизайнерскую карьеру и знаменитый дизайнер Эмилио Пуччи (Emilio Pucci), который создал красочные лыжные ансамбли.
Горнолыжный костюм от Emilio Pucci на обложке журнала Vogue, 1959 год Костюм от Emilio Pucci в 1969 году
Ещё одно важное событие произошло в 1951 году, когда мюнхенский производитель лыжной одежды Bogner представил изобретённые Марией Богнер эластичные лыжные штаны со штрипками, благодаря которым облегающие ноги брюки не задирались вверх. Такие брюки из ткани стретч — смеси шерсти и нейлона — были популярны вплоть до 80-х годов и сильно повысили сексуальную привлекательность горнолыжного спорта.
Одежда Bogner и сегодня является символом моды и роскоши в горнолыжной среде
Эластичные нейлоновые брюки идеально подходили к обтекаемому стилю лыжной одежды 1950-х годов, подчёркивая изгиб бёдер и узкую талию. Их можно было сочетать с разноцветными мохеровыми свитерами во время катания на лыжах или носить дома, и они даже получили собственное имя — их называли «богнерами». Специалисты-производители и новое поколение дизайнеров одежды использовали эти брюки для создания комплектов модной и одновременно функциональной одежды. Аналогичные модели и сейчас периодически появляются в коллекциях ведущих производителей горнолыжной одежды, являющихся законодателями моды.
1950-е годы были десятилетием процветания и роста. По мере того как всё больше людей получали возможность путешествовать, популярность катания на горных лыжах быстро росла. Затишье в горнолыжной индустрии, вызванное Второй мировой войной, закончилось в 1950-х годах новым горнолыжным бумом — в десятки раз более масштабным, чем в 1930-е годы. На крупных рынках Европы и Северной Америки появились новые разработки, особенно в области текстильных технологий. Синтетика оказалась более тёплой и водостойкой, чем натуральные волокна, и горнолыжная одежда вышла в авангард инноваций в области материалов. В течение 1950-1960-х годов производители лыжной одежды экспериментировали с новыми, более лёгкими тканями, которые одновременно были и тёплыми. Горнолыжная одежда стала более лёгкой и прилегающей к телу, при этом оставаясь очень красочной.
В 1960-х в горнолыжном снаряжении началась настоящая революция. Были созданы и стали быстро распространяться маски с двойными незапотевающими линзами, автоматические крепления, которые сократили число тяжёлых травм, жёсткие пластиковые ботинки с клипсами и лёгкие и мощные лыжи со слоями стекловолокна. Именно в эти годы стали широко использоваться ратраки, которые позволили сделать поверхность склонов более ровной. Скорости катания росли, что предъявляло к одежде новые требования.
В этот же период, в 1959 году, произошла и очередная революция и в лыжной одежде — появился спандекс. Это эластичное волокно создатели одежды комбинировали с другими синтетическими волокнами или шерстью, чтобы обеспечить большее растяжение, чем у нейлона, причём с мгновенным восстановлением исходной формы изделия. Горнолыжная одежда теперь могла растягиваться по телу и объёмам своего владельца и при этом сохранять свою форму. Спандекс идеально подошёл и для создания одежды для соревнований: ведь он предоставлял большую свободу движений и обеспечивал хорошие аэродинамические качества.
Вдохновлённые такими яркими событиями, как Олимпийские игры, дизайнеры представили в своих коллекциях 60-х узкие эластичные лыжные брюки, одновременно с ними существовали и более свободные версии для отдыха на горных склонах, которые в сочетании с водолазками использовались и для апре-ски и других мероприятий на свежем воздухе.
Вторая волна стиля в горнолыжной одежде 1960-х годов. На фото костюмы Bogner
Вторая волна стиля в горнолыжной одежде 1960-х годов. На фото костюмы Bogner
Именно в 1960-х годах пришла вторая волна лыжного стиля, отмеченная реальными инновациями в дизайне и… гламуром высшего общества. К созданию ауры волшебства и красивой жизни на горных лыжах подключилось новое поколение модельеров, и к концу 1960-х годов до горнолыжных склонов дошла высокая мода, с дорогими роскошными тканями и обтягивающими силуэтами. Стройный, элегантный и учтивый легендарный французский спортсмен Жан-Клод Килли казался воплощением Джеймса Бонда на горных лыжах. Кстати, не забудем и самого Джеймса Бонда, создатели нескольких фильмов внесли свой вклад в рекламу «красивой жизни на горнолыжном курорте». Потрясающие шикарные снимки таких звёзд, как Одри Хепбёрн, Джеки Кеннеди, Грейс Келли и Энн Тейлор, не сходили с обложек зимних выпусков модных журналов. Именно эта мода увековечила период 1960-х годов.
Жан-Клод Килли, 1960 год — на первом фото и 1968 год — на втором фото
Жан-Клод Килли, 1960 год — на первом фото и 1968 год — на втором фото
Одри Хепбёрн, 1963 год
Одри Хепбёрн, 1963 год
В 1970-х годах всё большее число компаний начинали выпускать специализированную горнолыжную одежду с дизайном на любой вкус, кошелёк и уровень лыжника. Шерсть всё реже использовалась в лыжной одежде, поскольку синтетика правила бал. В этот период горнолыжная одежда стала всё чаще проникать и в сегмент кэжуал: стали модными стёганые нейлоновые утеплённые куртки с отстёгивающимися рукавами, которые превращаются в тёплые жилеты.
Брюки с расклёшенными штанинами создавали непринуждённый образ, а стёганые пуховики (в том числе и с синтетическим утеплителем) стали универсальным дополнением лыжного гардероба. В этот же период и утеплённые костюмы, которые надевают перед стартом и после гонок спортсмены, завоевали своё место в гардеробе любителей.
В женских куртках использовались искусственный мех, винил и металлизированные ткани, а вошедшие в моду «мунбуты», «космические» шапочки и горнолыжные комбинезоны и костюмы в психоделических цветовых сочетаниях создавали праздничное и слегка безумное настроение и на склонах, и в барах во время апре-ски.
Горнолыжные костюмы 1970-х
Во второй половине 1970-х произошло событие, которое стало поворотной вехой в создании не только горнолыжной, но и всей outdoor-одежды: в 1976 году были выпущены первые коллекции одежды из нового материала Gore-Tex. Однако массово в одежде этот прорывной мембранный материал стал использоваться намного позже.
Развитие производства флиса в конце 1970-х также изменило подход к горнолыжной и outdoor-одежде. Изготовленный из лёгких, тёплых и быстросохнущих полиэфирных нитей, флис сделал средний слой одежды лёгким, комфортным, практичным и тёплым и быстро стал важным материалом и для спортивной, и для повседневной одежды, сильно потеснив шерсть. К концу десятилетия и другая практичная горнолыжная одежда начала всё чаще проникать в повседневный сегмент: вспомним нейлоновые, шерстяные и хлопчатобумажные водолазки — отличительную черту 1970-х годов.
Яркая одежда 1970-х
Яркая одежда 1970-х
Поскольку в горнолыжную одежду к началу 1980-х были внедрены практически все новейшие технологии, которые продолжают использоваться и сейчас, ведущие бренды вступили в жестокую конкуренцию за создание нового материала или дизайна. В течение 1980-х брендинг с логотипами становился всё более распространённым, а выбор одежды — широчайшим. В дизайне использовалось всё, что было придумано к этому времени: флуоресцентные цвета, мягкие пастельные оттенки, яркие абстрактные рисунки и рисунки животных.
100 лет ски-фэшна

Видео по теме

100 лет ски-фэшна
Куртка и брюки часто состёгивались на талии для большей универсальности, а штаны с высокой грудкой стали привычным компонентом комбинации раздельных куртки и брюк. Разнообразие форм, цветов и силуэтов было потрясающим: элегантные брюки со стременами-штрипками, легинсы и неоновые цвета перемежались леопардовыми мотивами, а мунбуты соседствовали с отделанными мехом сапогами. Сюда можно добавить и своеобразный «стиль» ски-бамов , который был увековечен в культовых фильмах «Хот-дог» и «Лыжный патруль».
Французская юниорская сборная по лыжному фристайлу, 1986 год
Французская юниорская сборная по лыжному фристайлу, 1986 год
В 1990-е годы горнолыжная одежда стала более комфортной, но прорывных изменений в дизайне и технологиях не происходило. Комбинезоны на героях фильмов «Тупой и ещё тупее» и «Лыжная школа» очень похожи на их аналоги из 1980-х, различие, пожалуй, только в материалах и несколько менее ярких цветах. Отход от ярких 1980-х также привёл к росту популярности горнолыжной одежды таких outdoor-брендов, как Patagonia или The North Face. Роскошные бренды, естественно, тоже выпускали свои линии активной спортивной одежды. Но прорывных решений, подобных нейлону в 1930-х, «богнерам» в 1950-х или Gore-Tex в 1970-х, не появилось.
В начале XXI века в лыжную моду вместе со сноубордистами хлынули мешковатые силуэты, как будто эти ребята надели одежду на вырост. Цветовые схемы немного размылись по сравнению с 1990-ми, но стало намного больше универсальных цветов — чёрного и белого. К отделке мехом добавились материалы с металлическим и зеркальным эффектами и зеркальные солнцезащитные очки.
Мешковатая одежда и сейчас пользуется популярностью в определённых кругах лыжников. Ребята из Armada всегда любили свободный крой
В новом тысячелетии бурно развивающаяся сноубордическая индустрия и рост популярности экстремальных зимних видов спорта побудили производителей спортивной одежды уделять особое внимание инновациям. Ткани и мембраны с постоянно растущими характеристиками, материалы Soft Shell, водонепроницаемые молнии, куртки с надувными изолирующими воздушными карманами, влагонепроницаемые швы, нижнее бельё и носки без швов, системы электрообогрева, рост использования шлемов (а значит — изменение кроя капюшонов), включение в горнолыжную одежду защиты спины, копчика и поясницы, защитные панели из эластомера на бёдрах, усиленные пояса-спинки для защиты поясницы на брюках, снегозащитные юбки и двойные манжеты…
Конкуренция подтолкнула производителей и к диверсификации, особое внимание уделяется «внешнему виду» одежды для различных стилей катания. Сегодняшняя лыжная мода представляет собой смесь самых разных стилей, причём границы между спортивной и прогулочной одеждой, как минимум выходного дня, становятся всё более размытыми — это обеспечивают современные технологии. Практически гарантия того, что на склонах или рядом с ними — в горнолыжных городках — можно носить бесконечно большое разнообразие одежды, и практически никакая одежда не будет казаться «не к месту». Вызовут усмешку разве что спортивные штаны «с тремя полосками» или джинсы, заправленные в горнолыжные ботинки.
Где сегодня лыжная одежда? Где-то между прошлым и будущим. Джинсовая (с виду) ткань и натуральный или неотличимый от натурального мех, 4D-стретч материалы с мощной мембраной и… «ламповые» шерстяные ткани, кожа и пух со специальной обработкой. Удобные, тёплые и в высшей степени функциональные слои в стиле outdoor и шлем с дизайном армейских касок и рядом — кремовые костюмы с изысканной отделкой и кожаным шлемом с зеркальным забралом, который столь же великолепен, как и непрактичен. Облегающие элегантные линии дизайнерских комплектов на трассах элитных курортов и мешковатые силуэты в парках… Горнолыжная одежда ставит перед дизайнерами особые задачи, которые расширяют потенциал одежды, одновременно стимулируя интерес к стилям прошлого и функционалу будущего.
Как выбрать горнолыжный костюм
Теория слоёв

Видео по теме

Как выбрать горнолыжный костюм
Теория слоёв
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2020 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.