В совсем давние времена лыжными креплениями служили свёрнутые в кольцо ивовые прутья или ветви деревьев. Позже для этого приспособили кожаные ремни. Постепенно лыжи перестали быть уделом крестьян и охотников — появились люди, которые спускались с гор на лыжах просто для удовольствия. Подъёмников ещё не было, и в гору им приходилось подниматься пешком. Подъём облегчала пятка ботинка, свободно перемещающаяся вверх-вниз. Отчаянные лыжники уже тогда совершали прыжки и спуски, но до массовости было ещё далеко. А примитивные крепления не позволяли эффективно управлять лыжами.
От ременных креплений к тросовым
Горнолыжный спорт как таковой зародился в середине XIX века в Норвегии в провинции под названием Телемарк. Первый стиль катания так и назвали — телемарк. Его авторство приписывается норвежцу Сондре Норхейму.
Первооткрыватель слаломного спуска прекрасно понимал, что для лучшего управления лыжами нужно хорошо зафиксировать ботинок. Обладая навыками плотника, Сондре начал экспериментировать с геометрией, длиной и материалом изготовляемых им лыж, всё более приспосабливая их для спуска с гор. Одновременно с лыжами он усовершенствовал и лыжные крепления, которые до этого практически не менялись. Традиционные крепления тогда удерживали лишь переднюю часть ступни, да и то одним мягким ремнём. Норхейм дополнил их ремнями, которые обматывались вокруг пятки и лучше удерживали ступню, позволяя совершать повороты и прыжки. Напомним, что при использовании техники телемарк пятка в повороте отрывается от лыжи.
В начале ХХ века многие компании начали придумывать и выпускать различные конструкции креплений, в основе которых лежала одна и та же идея, пока в 1905 году один из производителей не придумал устройство, удерживающее пятку прижатой к лыже.
Фриц Р. Хайтфельдт (Huitfeldt) использовал для креплений металлическую пластину в виде скобы, прикрученную к верхней поверхности лыжи. Загнутые вверх края скобы надёжно удерживали ботинок от боковых перемещений, а ремень, пропущенный через прорези в скобе, прижимал носок ботинка к лыже. Основным преимуществом такой конструкции было то, что усилия, прикладываемые лыжником в повороте, точнее передавались на лыжи.
Дальнейшая эволюция этой конструкции заключалась в замене пяточного ремня металлическим тросом и пружинами.
Пружинный тросовый зажим, изобретённый в 1929 году швейцарским лыжным гонщиком Гвидо Реуге и запатентованный им, был выпущен на рынок в 1932 году.
Вскоре появилось и устройство, позволяющее быстро застёгивать трос спереди от ботинка. Крепления этого типа стали очень популярны — фиксировать ботинок было намного удобнее, чем при помощи кожаных ремней.
Эти крепления назвали в честь знаменитых гонок на Кубок Кандагара. Название «Кандагар» закрепилось в Европе, а в Северной Америке такие крепления стали называть «медвежий капкан». И неспроста: ноги настолько крепко фиксировались, что лыжники были как бы в капкане у собственных лыж. Соединение было настолько жёстким, что резкие боковые развороты, особенно при падении, скручивали ногу, что часто приводило к спиральным переломам голени.
Травматизм среди лыжников тогда был очень высок. Почти каждый лыжный гонщик время от времени ломал себе ноги. Некоторые из них всерьёз задумались над этой проблемой и начали экспериментировать с самодельными системами безопасных креплений.
Горнолыжные крепления должны обладать двумя трудносовместимыми качествами: с одной стороны, надёжно соединять лыжу с ботинком, а с другой — мгновенно их расцеплять при возникновении критической нагрузки, причём в любом направлении.
Совершенствование креплений в плане безопасности шло параллельно на разных континентах — в Северной Америке и в Европе. Из-за большой разницы широт и расстояний разработчики шли каждый своим путём методом проб и ошибок. Интересно проследить, как продвигалось совершенствование конструкции креплений в этих двух мало пересекающихся мирах, в которых даже бренды появились разные.
Появление первых безопасных креплений в Америке
Одним из первых изобретателей безопасных креплений на американском континенте стал выходец из Норвегии по имени Хьялмар Хвам (Hjalmar Hvam). Он родился в 1902 году в городе Конгсберге. Свои первые соревнования на лыжах Хвам выиграл в возрасте 12 лет и затем постоянно побеждал, будучи ещё подростком.
Повзрослев, Хвам бросил кататься на лыжах и в 1923 году сначала эмигрировал в Канаду, затем перебрался в Портленд. Он работал рабочим на лесопилке, пока не присоединился к Каскадному лыжному клубу в 1929 году. Навыки в катании на лыжах привели его к двенадцати победам в скоростном спуске в 1935 и 1936 годах.
В 1936 году он выиграл соревнования во всех четырёх лыжных дисциплинах — прыжках с трамплина, кросс-кантри, слаломе и скоростном спуске. В том же году он квалифицировался в олимпийскую сборную США, но не смог участвовать в соревнованиях, поскольку всё ещё был гражданином Норвегии.
Открыв лыжный магазин на северо-западе Портленда с филиалом на Маунт-Худ, Хвам постоянно видел десятки травм, полученных как его клиентами, так и соревнующимися спортсменами. Эксперты по лыжным травмам тогда отмечали, что в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, к концу каждого сезона около 10 процентов всех лыжников получали травмы ног. И примерно половину этих травм составляли переломы голени. Наиболее заметными аксессуарами на апре-ски тогда были загипсованные ноги и костыли.
Хвам озаботился созданием безопасных креплений и начал проводить различные исследования. Он искал способ, позволяющий отсоединять ботинок от лыжи в опасных ситуациях. Проблема заключалась в том, чтобы сделать такую защёлку, которая удерживала бы лыжи при обычных лыжных манёврах, но открывалась при сложных падениях.
Первые «безопасные» крепления, придуманные Хьялмаром, не были такими уж безопасными. Хвам довольно долго отрабатывал их конструкцию и всё-таки в 1939 году снова сломал себе ногу, теперь уже на своих собственных креплениях. Тем не менее он запустил разработанные им крепления под названием Saf-Ski на рынок.
После окончания Второй мировой войны, в 1948 году инженер-механик из Нью-Джерси, и к тому же лыжник-любитель, Митч Кубберли (Mitch Cubberley) сконструировал крепления, оснащённые подпружиненными защёлками. Он назвал их Cubco.
Это были первые крепления, не использующие тросовую конструкцию. Проблему с мягкой и гибкой кожаной подошвой ботинок Митч решил с помощью стальных накладок на пятке и носке ботинка. Накладки прикручивались к подошве и имели специальные выемки, в которые входили зацепы креплений. Контакт металл по металлу уменьшал трение ботинка об лыжу и обеспечивал более надёжное срабатывание. За зиму 1948–1949 годов Кубберли сумел продать около 200 комплектов своих креплений.
В 1952 году Кубберли патентует головку крепления, которая может открываться во всех направлениях, и продажи стремительно растут. В 1955 году он добавляет фланец к пяточному замку и создаёт первую встёгивающуюся (step-in) пятку. Возможность застегнуть крепления не наклоняясь прибавляет изделиям Cubco ещё больше популярности.
Европейский путь развития
В 1948 году в Невере, Франция, производитель спортивных товаров Жан Бейл придумал свой вариант безопасных креплений, основанный на совершенно ином принципе.
По его задумке ботинок крепился к металлической платформе, которая была врезана в деревянную лыжу на сантиметровую глубину, имела ось вращения и была подпружинена. При падении ботинок не отстёгивался — вместо этого он поворачивался относительно лыжи, чтобы защитить голень от перекручивания.
Такие крепления достаточно надёжно предохраняли от травм, но платформа имела приличную толщину и почти на сантиметр выступала над лыжей. Далеко не всем лыжникам это нравилось, и всё же к 1950 году Бейл уговорил нескольких членов французской сборной и даже призёров Олимпиады 1948 года Анри Орейе и Джеймса Кутте использовать его крепления. Бейл по каким-то причинам захотел назвать своё изделие «по-американски» и дал креплениям имя модного глянцевого журнала, издаваемого в Нью-Йорке, — Look.
В 1950 году Бейл создал оригинальную переднюю головку крепления, тоже с американским названием Nevada, — узнаваемую конструкцию с длинным подпружиненным поршнем. Ко всему прочему, Бейл был перфекционистом: в эпоху, когда все крепления делались из стали, его Nevada изготавливалась из дорогого литого алюминиевого сплава.
Параллельно Бейлу Франсуа Саломон наладил на семейном предприятии в Анси производство креплений для горных лыж. В 1948 году им была разработана система лыжных креплений, получившая название Meil Carres. Она имела ошеломляющий успех. Ведущие горнолыжные центры Франции стали закупать эти крепления оптовыми партиями. Они продавались не только в Европе, но даже стали поставляться в Америку.
Система Meil Carres была мировым стандартом креплений вплоть до 1952 года, когда Франсуа Саломон предложил миру очередную инновацию — первое тросовое крепление для лыж, включающее в себя автоматическое переднее крепление Skade и систему Lift для закрепления пятки.

В том же 1952 году горнолыжный инструктор из Германии Ханнес Маркер (Hannes Marker) основал компанию по производству креплений и выпустил на рынок сначала модель Marker Duplex, а затем Simplex. Эти крепления автоматически открывались при перегрузках и высвобождали ботинок. Конструкция переднего упора была достаточно проста: две части головки крепления соединялись при помощи подпружиненного шарика. При большой боковой нагрузке шарик выскакивал из ямки, и нога освобождалась от лыжи. Усилие открытия регулировалось сжатием пружины. Это крепление сразу стало коммерчески успешным и довольно долго продержалось на рынке без значительных изменений.
Ракетные технологии для горнолыжных креплений
В начале 60-х к разработке безопасных креплений подключился инженер-ракетчик из Германии Роберт Люссер (Lusser). Благодаря инженерному таланту и, возможно, своим наработкам в авиации и ракетостроении, он придумал и запатентовал три ключевых новшества, способствовавших появлению более безопасных и совершенных креплений.
Во время Второй мировой войны Люссер проектировал немецкие истребители «Мессершмитт» и «Хейнкель». Он также принимал участие в создании первого реактивного истребителя и «жужжащей бомбы» Fieseler V-1. В 1948 году американцы вывезли его из Германии для работы над первыми крылатыми ракетами в Пойнт-Мугу, штат Калифорния. Прежде чем вернуться в Германию в 1957 году, он поработал под руководством Вернера фон Брауна на ракетном проекте «Редстоун».
Катание на лыжах с гор было увлечением талантливого инженера, и он тоже пытался создать безопасные крепления. В 1961 году Люссер тестировал собственные тросовые крепления в гостиничном номере в Саас-Фе и разорвал себе ахиллесово сухожилие. Возможно, это и продвинуло его ещё больше в создании безопасных креплений.
Люссер провёл тщательный технический анализ проблемы и придумал три ключевых новшества:
- антифрикционную накладку из тефлона под носком ботинка;
- систему освобождения пятки на основе кулачка с регулируемой пружиной;
- передний упор, удерживающий носок ботинка сверху, а не за боковины.
Последнее новшество обеспечивало бо́льший ход вбок и возможность возвращения ботинка в центральное положение без срабатывания головки. Люссер запатентовал свои изобретения и продавал на них лицензии. Среди его клиентов были уже ставшие известными бренды, такие как Tyrolia, Geze, Marker.
В 1963 году Люссер уволился с работы в Messerschmitt AG и создал свою компанию по производству креплений под названием Lusser. Однако компания просуществовала недолго: её основатель скончался в 1969 году, и марка умерла вместе с ним.
Новации 60-70-х годов
Довольно долго на рынке горнолыжных креплений доминировала конструкция Marker — поворотная головка на шарике. Поворотная (turntable) пятка «Маркера» выступала с ней в тандеме и принципиально мало отличалась от длинного тросового крепления. Ханнес Маркер продавал такие крепления в 60-е годы и даже позднее. Лыжники со стажем наверняка помнят крепления отечественного производства КЛС и «Нева», один в один скопированные с «Маркеров».
В это же время Look представляет открывающуюся пятку Grand Prix. В ней, как и в конструкции переднего упора Nevada, Бейл использовал цилиндр с пружиной. Он поместил его на такую же поворотную платформу, как у Маркера, и в результате появились крепления, в просторечии названные «пушками». У Look этот комплект головка/пятка получил наименование Nevada N17.
Позже на передней головке Marker стали делать две независимые щёчки, открывающиеся вправо и влево и соединённые между собой пружиной. Эта конструкция обеспечивала более надёжное срабатывание. Пружина располагалась горизонтально и работала на растяжение, что существенно снижало риск блокировки крепления при замерзании и попадании льда.
Для того чтобы крепления срабатывали надёжно, они должны были соответствовать принятым в индустрии стандартам. В тот период (до начала 70-х) усилия срабатывания креплений ещё не использовали единой шкалы. Стандарты, единые для всех производителей, появились несколько позже — во второй половине 70-х. А перед этим в магазинах и в прокате использовали специальное механическое устройство для регулировки усилия открытия креплений.
В 60-е годы ботинки всё ещё приматывались к лыжам кожаным ремнём для страховки. Лыжа, отстегнувшись, не могла укатиться вниз самостоятельно, но при этом существовала реальная опасность получения удара этой лыжей по любой части тела. Нужно было использовать какой-то другой принцип… Заменой страховочным ремням стали ски-стопы. Сначала их выпускали отдельные компании, позднее производители креплений стали сами добавлять ски-стопы к своим изделиям.
«Прародителями» современных ски-стопов можно считать те, которыми комплектовались крепления Tyrolia в середине 70-х.
Существовала ещё одна, до тех пор неучитываемая причина серьёзных травм — падение вперёд с перекручиванием. Для уменьшения риска таких травм компанией Tyrolia в 1973 году был разработан новый тип задника — Tyrolia Diagonal, срабатывающий при диагональных нагрузках. Он стал технологическим прорывом и обеспечил наибольшую безопасность. Такая пятка всегда освобождала ботинок при падениях вперёд прямо, вперёд влево или вправо, то есть в так называемом диагональном направлении.
В конце 70-х Salomon выпускает крепления S727, которые становятся своеобразным эталоном для других производителей. Их конструкция включала всё, что только было придумано к тому времени:
- антифрикционную пластину под носком;
- ски-стопы;
- встёгивающуюся пятку, открывающуюся при помощи палки;
- а самое главное — гарантию надёжного срабатывания.
Salomon ещё больше повышает надёжность срабатывания своей наиболее успешной модели и выпускает сначала S737, а затем модель S747.
Прогресс не стоял на месте, и с минимальным отрывом от Salomon шли и другие ведущие производители креплений, в чём-то даже и опережая его. Каждая из ведущих компаний — Tyrolia, Marker, Look, Geze — имела свои ноу-хау и определённые преимущества перед конкурентами. При всём разнообразии предлагаемых креплений проводилась их стандартизация по усилиям срабатывания и была принята единая шкала DIN. Одновременно выработали требования и к подошве ботинка, которая должна соответствовать стандарту ISO 5355 (Alpine).
К началу 80-х, казалось, был достигнут идеал в конструкции безопасных креплений. И Salomon S747 стал выражением такого идеала, в котором были собраны все самые последние технические новшества. Дальнейшее улучшение креплений шло в сторону уменьшения их веса, интеграции с лыжей, применения более современных материалов. На протяжении двух десятилетий не происходило принципиальных изменений в конструкции креплений, за исключением отдельных экспериментов, так и не закрепившихся на рынке.
В начале нулевых всё большую популярность стали приобретать скитуры, для которых нужны были специальные крепления, требующие переключения режимов подъёма/спуска. Кроме того, особые требования выдвигались и к минимизации их веса. Учитывая различие приоритетов, конструкции креплений стали развиваться по двум независимым направлениям, которые в последние годы снова стали сближаться.
Компания Salomon и здесь выступила лидером: новейшие крепления Salomon S/Lab Shift представляют собой яркий пример универсализации.
Лёгким движением руки они превращаются из надёжного устройства для фрирайдера в мобильное пиновое крепление для скитура и легко подстраиваются под ботинки любого современного стандарта. Их появление стало новой ступенью развития конструкции креплений.