0

9 лучших регионов для хелиски в России и СНГ

Хелиски © Роман Валиев

История хелиски

История хелиски берёт своё начало в 50-х годах прошлого века. Вертолёты активно использовались для сельскохозяйственных и исследовательских нужд, но лыжные фанаты нашли для техники более интересное применение в зимнее время года. Эпизодические спуски, о которых старались не говорить вслух, сменились первыми попытками коммерческих хелиски-программ в 1963 году. Организатором выступил основатель современного хелиски и компании Canadian Mountain Holidays канадский лыжный гид Ганс Гмозер.
Сегодня слово «хелиски» знакомо большей части лыжников. Популярности этому виду активности добавили и яркие ski movie, всё чаще появляющиеся в Сети. Они сформировали в головах лыжников яркий образ ревущего вертолёта, зависшего в воздухе, чтобы высадить райдеров на бескрайнее снежное полотно. Следующий кадр. Группа в разноцветных костюмах расписывает склоны, поднимая в воздух снежную пыль. Счастливые и раскрасневшиеся от мороза, они встречаются внизу, чтобы сделать следующий, не менее яркий спуск.
Хелиски часто называют экстремальным видом спорта. При этом есть и другая точка зрения. Хелиски — это ещё и респектабельный отдых для тех, кто просто хочет кататься уединённо в диких условиях и по нетронутому снегу. Различные регионы предлагают различный формат полётов и спусков, каждый на своего любителя. Вопрос в том, чего же от хелиски хотите вы? Проехать экстремальную линию с многочисленными дропами и большими углами или спуститься в удовольствие по широким кулуарам и снежным полям.
Высадка на вершине
Высадка на вершине © Елена Сафонова
В этой статье мы собрали информацию об основных хелиски-регионах в России и странах СНГ, а также некоторые рекомендации на случай, если вы собираетесь совершить свои первые линии с вертолёта. Отметим общие вводные, чтобы не повторяться в дальнейшем.
  • Большинство хелиски-программ рассчитаны на неделю и включают в себя полётное время, работу гидов, проживание, питание и трансферы.
  • Стоимость тура зависит от количества вертикальных метров или полётных часов. В России считают полётные часы, что означает время вертолёта, проведённое в воздухе или с вращающимся винтом.
  • На каждых четырёх клиентов должен быть как минимум один гид.
  • Хелиски проводят на больших вертолётах Ми-8 либо на «Еврокоптере». В первый помещается до 14 райдеров и 3 гида, во второй — 4 райдера и 1 гид. «Еврокоптер» может работать с несколькими группами одновременно: пока одна группа спускается, вторая — поднимается.
  • Большинство хелиски-программ включают в стоимость аренду лавинного комплекта и рюкзака ABS, кроме того, многие компании не выпустят вас на склон без необходимого оборудования.
  • Важно честно сообщать организаторам о своём уровне катания. В первую очередь это вопрос безопасности, а во вторую — возможность оказаться в группе по уровню и проехать интересные линии.
  • Снаряжение для хелиски должно быть правильно подобрано и соответствовать региону катания.
Важно

В некоторых обзорах регионов для хелиски мы упоминаем стоимость. Она соответствует данным на 2020 год.

Хелиски на Байкале

В мире осталось не так много мест, где можно не просто проложить первый след после снегопада, а стать первым в истории, кто проедет по тому или иному кулуару. На южном побережье Байкала такая возможность есть.
Стоит ли рассказывать о знаменитом сибирском паудере? Обильные снегопады с ноября месяца привлекают тысячи райдеров со всей страны. Вот где действительно приятно открывать сезон.
Самым знаменитым районом для бэккантри и скитура в этом регионе по-прежнему остаётся Мамай. Простой деревенский быт с ночёвкой в зимних домиках, растопкой печки по утрам и готовкой на горелке подойдёт не каждому. Кроме того, чтобы раскатать всё самое «вкусное», нужно вставать пораньше или бежать быстрее.
Если непреодолимое желание кататься взяло верх и вернуться в первобытные времена вы пока не готовы, то хелиски на Байкале с ночёвками на берегу озера — ваш выбор. Катание происходит на склонах хребта Хамар-Дабан, расположенного на юго-восточной оконечности Байкала. Хамар-Дабан встречает максимальное количество осадков в начале зимы, пока лёд окончательно не скуёт воды озера.
Хелиски на Байкале
Хелиски на Байкале © Святослава Михайлова
Сезон начинается в последнюю неделю ноября, когда обильные снегопады застилают все вершины. В декабре ещё не замёрзший Байкал отдаёт огромное количество тепла и снегопады идут через день. Настоящий рай для фрирайда.
В середине января начинаются сильные морозы и все полёты приостанавливаются. Снега по-прежнему много, кататься интересно, но очень холодно.
Хамар-Дабан — это целая горная страна со своими регионами и большим количеством самостоятельных хребтов. В целях хелиски используется небольшой участок длиной в 50 километров, потому что с одной стороны мало снега, а с другой — заповедник. И как бы ни хотелось там прокатиться, это запрещено. В долине реки Мамай хелиски не проводят по договорённости со скитуристами.
Разнообразный рельеф Хамар-Дабана позволяет кататься в альпийской и лесной зонах. Опытные райдеры найдут красивые и сложные линии в крутых кулуарах и получат удовольствие, раздавая по бескрайним полям паудера. Но как бы интересно ни было среди скал, всё самое «вкусное» остаётся в лесу. Большое расстояние между деревьями, редкий подлесок и бесчисленное множество подушек, с которых получаются самые яркие дропы и красивые фотографии.
Есть на севере Байкала удивительное место, где в одной точке сходятся три горные системы, каждая из которых самостоятельная и со своим особенным климатом. Снег там лежит практически до июня, а значит, там можно продлить короткий хелиски-сезон. Проект пока в разработке, возможно, совсем скоро он увидит мир.
В среднем за день в окрестностях Байкала можно сделать от 8 до 10 спусков, каждый из которых примерно по 700 метров перепада. Спуски по протяжённости недлинные, но очень бодрые, и к концу вашей хелиски-программы ноги будут молить о пощаде, а лицо расплываться в улыбке от воспоминаний о лучшем паудере в жизни.
Спуск со склонов Хамар-Дабана
Спуск со склонов Хамар-Дабана © Святослава Михайлова
Полёты проходят на вертолётах Eurocopter разных моделей, где размещаются четыре райдера и один гид. С недавних пор появился Airbus Helicopters H130 с увеличенной площадью остекления и вместимостью на одного человека больше.
Байкал считается очень молодым хелиски-регионом. Регулярные полёты начались только в 2017 году, и на сегодняшний день организацией катания занимаются три компании. Программы в основном рассчитаны на неделю, чтобы настроиться на нужный лад, отдохнуть и вдоволь накататься. Стоимость недельной поездки, которая включает 5 часов полётного времени (примерно 4 катальных дня), проживание, питание и трансфер, 550 тысяч рублей.
Начинать знакомство с фрирайдом на хелиски в Сибири однозначно не стоит. Глубокий снег и богатый рельеф требуют уверенного катания вне трасс. Кроме того, вертолёт работает с несколькими группами одновременно, и отдохнуть в нём не получится, спускаться придётся в любом случае.

Хелиски на Поднебесных Зубьях

Знаете, где находится Мекка фрирайда? Раннее начало сезона, обильные снегопады и самый пухлый снег, который только можно представить. Всё это находится в районе Поднебесных Зубьев на границе Кемеровской области и Хакасии, вблизи железнодорожной станции Лужба. Чтобы вкусить все прелести такого фрирайда, до недавнего времени нужно было много ходить на скитуре и тропить глубокий снег. Теперь в этом регионе есть ещё и хелиски с комфортным проживанием на турбазе «Озерки», приличным рестораном и баней на дровах.
Обширная лесная зона в районе Поднебесных Зубьев до сих пор до конца не разведана. Катаются в основном с открытых вершин высотой около 1500 метров. И это всего 10% линий в регионе. Так что у каждого есть возможность не просто классно спуститься, но и стать первопроходцем.
Лесное катание в районе Поднебесных Зубьев
Лесное катание в районе Поднебесных Зубьев © Кирилл Романов
Семьдесят процентов спусков в этом регионе проходят в лесной зоне. Многочисленные прогалы, большое расстояние между деревьями, богатый рельеф и хороший снег позволяют назвать этот регион одним из лучших в России для лесного катания, а может, и в целом мире.
Поднебесные Зубья возвышаются над окрестными горами и так и манят своей высотой и открывающимися видами. Район располагается довольно далеко от базы, поэтому летают туда только в хорошую погоду.
Перепад высоты за один спуск в лесной зоне составляет от 500 до 800 метров, а на Поднебесных Зубьях получается полноценная тысяча. В целом перепады не сильно меньше, чем в больших горах, только есть возможность совершить от 8 до 15 спусков на различных локациях.
Сезон начинается рано. Обильные снегопады и тёплая погода позволяют кататься уже в середине ноября. В январе сильное похолодание и заставить себя выйти на улицу могут только самые отчаянные, а вот с начала февраля до начала марта сезон продолжается. Ближе к концу февраля всё засыпает снегом, устанавливается тёплая погода и открываются новые линии.
Лавинную опасность в ноябре и декабре можно оценить как низкую, особенно ниже 1500 метров в лесной зоне. Изредка можно встретить глайд-крэки, но их обычно видно с вертолёта. Немного сложнее ситуация на Поднебесных Зубьях. Как и в больших горах, там бывают ветровые доски и повышенная лавинная опасность в пригребневой зоне.
Знаменитые сибирские «подушки»
Знаменитые сибирские «подушки» © Кирилл Романов
Программы в Западной Сибири рассчитаны на недельное пребывание, что позволяет настроиться на катание, хорошо познакомиться с регионом и сделать свои лучшие линии в хорошую погоду. Снегопады можно переждать в настоящей сибирской бане или на курорте в Междуреченске. Стоимость хелиски-пакета от 400 тысяч рублей, в которые входит 5 часов полётного времени, проживание, трансферы и питание. Средняя группа способна выкатать часы всего за три дня, а вот сильной — хватит и двух. В Сибири один вертолёт работает с одной группой, чтобы участники не замёрзли во время ожидания и успели полетать в разных районах.
Катание в сибирском паудере требует хорошей физической формы и уверенного уровня владения снарядом. Если вы никогда до этого не катались вне трасс, рекомендуем поучиться в рамках однодневной программы в другом регионе. С непривычки после падения в глубокий и лёгкий снег будет сложно оттуда выбираться.

Хелиски в Красной Поляне

Красная Поляна — одно из самых популярных и одновременно доступных направлений для фрирайда. Сюда можно быстро добраться из центральной части России и даже запланировать поездку на выходные под снег. Обильные снегопады и развитая инфраструктура привлекают всё больше райдеров в этот регион, и катание паудера с канатки становится всё менее доступным. На радость райдерам ещё есть места для скитура и хелиски.
Полёты в Красной Поляне были надолго приостановлены в связи с повышенными мерами безопасности и контролем со стороны пограничной службы. Начиная с 2019 года возобновились хелиски-программы на территории хребта Аибга. Несмотря на то, что ⅔ зоны хелиски сейчас занимают курорты и территория катания небольшая, остаётся та самая ⅓ шикарного лесного паудера, альпийских цирков и крутых кулуаров.
Хелиски в Красной Поляне
Хелиски в Красной Поляне © Николай Веселовский
Полёты осуществляются между курортами и заповедником, вплоть до горы Агепста. Основное катание происходит на северо-восточных склонах хребта Аибга. Как правило, там хороший и пушистый снег, что обосновано морским климатом, относительно небольшой высотой гор и особенностями рельефа.
В связи с изменением климата начало сезона в Красной Поляне сильно сместилось. Если раньше можно было заниматься хелиски начиная с новогодних праздников, то сейчас устойчивый снежный покров ложится ближе к середине января, и можно кататься до конца марта. В связи с этой же причиной сильно изменилась лавинная обстановка в регионе. Если ещё 10 лет назад регион считался довольно стабильным, то сейчас угроза схода лавин намного выше.
Хелиски в Красной Поляне проходит на относительно небольших высотах. Старт на высоте 2200–2500 метров, а вот с финишем как повезёт. В снежный и холодный сезон можно спуститься до 800 метров над уровнем моря, практически до Мзымты. В большинстве случаев нижняя граница проходит на 1500 метрах.
Спуск в окрестностях Красной Поляны
Спуск в окрестностях Красной Поляны © Николай Веселовский
Отличие краснополянского хелиски в том, что можно полетать только один день или выходные. Не обязательно покупать программу на неделю. Так что, если весь пухляк в окрестностях уже раскатан, всегда есть шанс найти его за пределами курорта.
В стандартном варианте за день хелиски получается минимум 5 спусков. Стоимость такого дня с гидами и пикником от 65 тысяч рублей. В хорошую погоду сильные группы покупают дополнительные спуски за дополнительную плату.
Хелиски в Красной Поляне не ограничивается только этим регионом, по договорённости можно улететь в Архыз или Абхазию.

Хелиски в Архызе

Архыз считается одним из самых благоприятных районов Кавказа для хелиски. В целом его можно назвать единственным местом на российском Кавказе, поскольку ни на Домбае, ни в Приэльбрусье полёты на регулярной основе не проходят.
Большие красивые горы, разнообразный рельеф и мягкий климат способствуют развитию внетрассового катания в этом регионе. Сезон хелиски начинается в то же время, что и в Красной Поляне, — с середины января — и длится до середины марта.
Основная часть спуска проходит в альпийской зоне на высоте от 3000 метров, здесь много полей и кулуаров и небольшая зона леса. Ограничений по высадке практически нет, можно кататься, где душе угодно и насколько хватит подготовки группы. В среднем в день получается не меньше 5 спусков, каждый из которых около 1200 метров перепада.
Хелиски на Кавказе
Хелиски на Кавказе © Николай Веселовский
Стандартная программа хелиски предполагает работу одного вертолёта с несколькими группами. Пока одна спускается вниз, вертолёт доставляет вторую наверх. По этой причине пропустить спуск и отсидеться в вертолёте здесь не получится, а значит, нужен уверенный уровень катания вне трасс. Есть и частные программы, когда один вертолёт работает только с одной группой. Стоимость такой программы, соответственно, будет выше.
Растущая популярность региона и удобная логистика привели к разделению программ на два направления — хелиски выходного дня и недельные пакеты. Программа на выходные предлагает 10 гарантированных спусков, а сделаете вы их за один день или два, зависит от погоды и уровня участников.
Чтобы не страдало качество проездов, в хелиски выходного дня считается не полётное время, а количество спусков. В недельных программах считают полётные часы, что позволяет кататься на различном рельефе. В конечном итоге не важно, как считать, главное, чтобы каждый спуск был интересным.
Хелиски на Кавказе
Хелиски на Кавказе © Николай Веселовский
Особо искушённые райдеры, которых полёты в одном регионе уже не впечатляют, могут поучаствовать в хелиски-сафари. Старт в Северной Осетии и финиш в Красной Поляне. Безусловно, не за один день, но в рамках одной программы с несколькими ночёвками. По пути будут спуски в Дигории, Приэльбрусье, на Домбае и в Архызе. Быстрый вариант однодневного сафари организовывают из Архыза в Приэльбрусье и обратно.
Стоимость программы в Архызе зависит от количества дней. Так, выходные на хелиски с учётом проживания и питания обойдутся в 165 тысяч рублей.

Хелиски в Абхазии

Хелиски в горной Абхазии по праву считается одним из самых контрастных на Кавказе. Всего десять минут полёта в хорошую солнечную погоду, и из субтропического климата райдер попадает в высокие заснеженные горы, из бассейна с пальмами — в глубокую целину. Широкие и бескрайние поля, интересные лесные проезды и крутые кулуары на фоне удивительной природы Кавказа. Кроме всего перечисленного, здесь фантастический снег!
В летнее время в горах Абхазии процветает скотоводческая деятельность, а на побережье — туризм. Зимой здесь абсолютно дикие горы. Потихоньку стал развиваться скитур, планируется строительство новых баз, но пешком выбор районов ограничен.
Основной ареал катания расположен в окрестностях озера Рица и на склонах горного массива Арабика (также Арбаика). Его выпукло-вогнутые формы считаются интересными и комфортными для катания. Полёты совмещаются с ланчем на озере, в котором самые смелые могут искупаться. С горы Ах-Аг открываются хорошие виды на море, олимпийские стадионы и южные трассы курорта «Роза Хутор». Третий интересный район — хребет Анчхо. На всех локациях рельеф преимущественно альпийский, только в нижней части спуска преобладает лесное катание.
Бескрайние поля Абхазии
Бескрайние поля Абхазии © Андрей Британишский
Абхазия первая встречает воздушные массы с моря, и снега здесь на 30% больше, чем в Красной Поляне. Кроме того, с вертолётной заброской всегда есть возможность кататься в более высоких горах. Сезон полётов в Абхазии начинается с 1 января и заканчивается 30 марта.
Преимущественно морской климат характерен частыми и обильными снегопадами с ветром. Стабилизация снега происходит на второй-третий день. Лавинной службы в горах Абхазии нет, а потому катание после снегопада начинается в условно безопасных районах на более пологом рельефе. В оценке помогает знание лавинной обстановки на курортах и многолетний опыт гидов.
Прелесть хелиски в том, что можно прилететь практически в любую точку и сделать линию, соответствующую уровню группы. Сильным и храбрым покажут крутые кулуары и сложный рельеф, а новичкам достанутся широкие поля и безопасные спуски. Так что не скрывайте свой уровень катания, и вам подберут правильную компанию.
Хелиски в Абхазии
Хелиски в Абхазии © Андрей Британишский
Программа хелиски в Абхазии рассчитана на отдыхающих курортов Красной Поляны. Формируется группа из четырёх или восьми человек на один вертолёт Eurocopter AS350. Переезд на базу происходит накануне дня полёта, чтобы без спешки пройти границу, хорошо отдохнуть и утром следующего дня раздать по снежным полям.
Стандартная программа предлагает 4 спуска за день, каждый из которых от 700 до 1200 метров перепада. С проживанием и питанием получается стоимость от 70 тысяч рублей. Но что такое четыре спуска в хорошую погоду? По согласованию с группой можно сделать несколько дополнительных проездов. Недельная программа в Абхазии включает 5 часов полётного времени, которые можно оценить как 20-25 спусков. Полный пакет услуг обойдётся приблизительно в 370 тысяч рублей.

Хелиски на Камчатке

Катание на Камчатке для многих стало мечтой, которую бережно хранят от посторонних глаз до момента реализации. Далёкая и труднодоступная, но такая прекрасная, она манит любителей внетрассового катания со всего мира. Свою известность Камчатка получила благодаря многочисленным действующим вулканам, которые подходят для спуска на лыжах или сноуборде. Большие расстояния между спотами и сложная логистика способствуют развитию хелиски в регионе. Часть маршрутов доступна на скитуре со снегоходной заброской, а вот покататься с канатки на вулкане не получится. С вертолёта раскатывать снег удобнее всего.
Зона катания на Камчатке практически не имеет границ и число возможных линий не поддаётся подсчёту. Цепь горных хребтов тянется с севера на юг более чем на 800 километров. Тем не менее практический район катания находится в радиусе 150 километров вокруг Петропавловска-Камчатского и делится на несколько секторов.
Южное направление по праву считается самым интересным с экскурсионной точки зрения. Вулкан Вилючинский часто попадает в объективы туристов, именно он находится на противоположном берегу Авачинской бухты. Хелиски позволяет не только созерцать, но и кататься со склонов во всех направлениях. Высота вулкана 2173 метра, и с вершины получаются длинные спуски от 6 до 8 километров за проезд.
Вершина вулкана Вилючинский, 2173 метра
Вершина вулкана Вилючинский, 2173 метра © Елена Сафонова
Хелиски на Камчатке
Хелиски на Камчатке © Николай Веселовский
В этой же группе вулканы Горелый (1829 метров) и Мутновский (2322 метра), а также много невысоких сопок до 1500 метров. Романтичные спуски к океану и ланч на побережье происходят именно в этом регионе. Мутновский знаменит своими фумарольными полями, сквозь которые можно проложить красивую линию. Только здесь можно спуститься в кратер действующего вулкана, полюбоваться кислотным озером, ледником и грязевыми котлами. Как правило, дальше этой группы не летают, чтобы не тратить напрасно полётное время.
Примерно на таком же расстоянии от вертолётной базы находится группа так называемых домашних вулканов, которые расположены севернее Петропавловска-Камчатского. В состав входит пять вулканов, два из которых действующие — Авачинский (2741 метр) и Корякский (3456 метров). Катаются со всех вулканов, преимущественно на северной экспозиции. С вершины Корякского обычно не спускаются, а вот начиная с 2500 метров там хороший снег и интересные проезды.
Катание с «домашних» вулканов подарит прекрасные виды на безграничную гладь Тихого океана и следующую группу, которую не видно из города. Оттуда хорошо просматривается Жупановский вулкан высотой 2958 метров, который катают в хорошую погоду и при наличии запаса по времени. Получаются длинные видовые спуски со склонов действующего вулкана с перепадом до 2000 метров.
Вулкан Корякский, 3456 метров
Вулкан Корякский, 3456 метров © Елена Сафонова
Кроме основных двух крупных зон для хелиски, летают в сторону горного массива Вачкажец. Красивый рельеф и интересные спуски привлекают внимание не только любителей хелиски, но и скитурщиков.
Обычно регион катания выбирается гидами в зависимости от погоды, времени и уровня группы. Количество участников определяется типом вертолёта. В большинстве случаев летают на Ми-8, куда помещаются 12 райдеров и три гида. Можно считать перепад высоты в день, но это не главное. Важно, что это будет 8-10 самых запоминающихся спусков в вашей жизни.
Самое популярное и наиболее подходящее время для хелиски наступает в середине февраля и продолжается до середины апреля. Снег в больших количествах выпадает и в январе, но стабильную погоду, длинный световой день и комфортные температуры можно застать начиная с марта. В середине апреля пора хелиски уступает место скисейлингу и скитуру.
На Камчатке организацией хелиски занимаются четыре компании. В каждой из них работают профессиональные гиды и пилоты с большим опытом в горах. Так что найти себе команду по душе не составит проблем.
Среди предложений есть недельные туры, комбинированные, однодневные полёты и даже пробный хелиски. В недельные туры общей стоимостью от 330 тысяч рублей входит 8 часов вертолётного времени, проживание, питание и трансферы. Дополнительные активности, катание со снегохода и экскурсии будут в комбинированных турах. Если вы уже приехали на Камчатку и раньше не думали о полётах, можно попробовать тестовый вариант на 4 спуска за 30-40 тысяч рублей или однодневную программу стоимостью от 60 тысяч рублей.
Массовый спуск с Вилючинского вулкана
Массовый спуск с Вилючинского вулкана © Елена Сафонова
Собираясь на хелиски на Камчатке, важно трезво оценивать свой уровень. Проехать интересные линии вы сможете только при наличии опыта катания вне трасс или хорошей техники на трассе. Спуски подбираются по уровню группы, и если все участники хорошо владеют снарядом, то и зона катания существенно расширяется.
Камчатка с трёх сторон окружена водами Тихого океана и Охотского моря. В регионе преобладает морской тип климата, выпадает большое количество осадков и происходит ветровой перенос. Снег преимущественно влажный. Все эти факторы стоит учитывать во время оценки лавинной обстановки. Будьте бдительны.

Хелиски в Грузии

Солнечная и гостеприимная Грузия в своё время завоевала сердца райдеров качественным и доступным паудером с канатки. Сейчас на курортах Грузии почти так же многолюдно, как и в Красной Поляне. Тем не менее потенциал региона огромен, и хелиски — один из способов проехать первым следом в больших горах.
Самым популярным регионом Грузии для хелиски однозначно считается горнолыжный курорт Гудаури, который располагается всего в 120 километрах от Тбилиси. Рядом с крупнейшим курортом за Крестовым перевалом расположилась одна из высочайших вершин Кавказа — гора Казбек. Да. С неё тоже можно спуститься.
Район характерен разнообразным ландшафтом, от альпийских полей до крутых и узких кулуаров. Большая часть высадок проходит выше 3000 метров, а самая высокая из них на 4200 метрах. Если условия высокогорья не подходят для посадки, используются районы, расположенные ниже, со спуском до 1200 метров. В среднем организаторы заявляют минимум 800 метров перепада за один спуск и от 3500 до 6000 вертикальных метров за весь день.
Хелиски в Грузии
Хелиски в Грузии. Источник фото: поисковая сеть «Яндекс»
Хелиски в Грузии проводится в самом сердце Большого Кавказского хребта, который известен своими обильными снегопадами и превосходным паудером. Наиболее удачное время для хелиски начинается в середине января и длится до конца марта. В марте снегопадов может быть даже больше, чем зимой, и райдеров ждёт приятное катание и длинный световой день. В последние годы наблюдаются сильные изменения климата, тёплые и малоснежные зимы заставляют искать новые регионы для полётов.
Вторым по популярности для хелиски, но первым по красоте однозначно можно назвать регион дикой Сванетии. Расположена она на южных склонах гор Центрального Кавказа, примерно в 4 часах езды от международного аэропорта Кутаиси. Регион находится в окружении пиков от 3000 до 5000 метров. Здесь разместились четыре из десяти самых высоких вершин Кавказа.
Жизнь сосредоточена вокруг небольшого посёлка Местия, окружённого двумя современными курортами, которые с каждым годом становятся всё более многолюдны. Причины просты: великолепные горы и пушистый снег на протяжении шести месяцев в году, с декабря по июнь.
Хелиски становится одним из ведущих направлений в регионе, такую обширную территорию нельзя охватить без применения техники. Именно здесь можно оставить первый след на склонах красавицы Ушбы, заснеженной горы Тетнульд и даже под вершиной Шхары.
Фрирайд в Грузии
Фрирайд в Грузии © Анастасия Михина
В малоснежные годы хелиски проводят в районе Бахмаро и Годердзи. Там нет захватывающих дух красот, и регион больше подходит для кэтскиинга. Ратрак неприхотлив в отношении погоды, и за день можно сделать 15 спусков по 300-400 метров. Каждый из них пройдёт по шикарному паудеру.
На территории Грузии работают два основных хелиски-оператора — Heliksir и Wucher. В зависимости от региона программы рассчитаны на 3 или 6 дней. В Гудаури можно выбрать любой вариант, даже найти программу на один день, при условии, что соберётся компания райдеров из четырёх человек. А вот в Сванетии проводятся только недельные программы. Стоимость трёх дней полётов с проживанием и питанием в Гудаури от 4230 евро, а неделя в Сванетии обойдётся минимум 6500 евро. Обратите внимание на то, что считают операторы не полётные часы, а вертикальные метры. Поэтому за шесть дней участникам гарантированы 21 500 метров спуска, а за три — 9000 метров.

Хелиски в Киргизии

История хели в Киргизии берёт своё начало с конца двадцатого века. Летают здесь на больших вертолётах Ми-8MTB и в больших горах. Первые полёты производились на Киргизском хребте рядом с Бишкеком и на северном берегу Иссык-Куля на хребте Кунгей-Алатау. Долгое время основным хелиски-районом был Каракол, где размещается крупнейший горнолыжный курорт Киргизии. В последние годы предпочтение отдаётся относительно новому району — долине реки Сусамыр, что в 130 километрах от Бишкека.
Более 40% территории страны находится в горах выше трёх тысяч метров, и здесь много интересных локаций для хелиски. Но программы упираются в ограниченные условия проживания и то, что все вертолёты базируются в Бишкеке. Вариантов размещения несколько. Можно остановиться в Караколе или в долине реки Сусамыр на территории горнолыжных курортов либо в посёлке Жыргалан, там построили новые небольшие гостиницы.
В Жыргалане богатый «снежный полюс» озера Иссык-Куль, стабильная лавинная обстановка и интересный рельеф, кроме того, близкие подлёты к точке старта. Раньше там проводили хелиски, но приходилось летать из Каракола. В будущем году планируется база в Жыргалане. Перспективным регионом считается Нарынская область, богатая снежным покровом и длинным зимним сезоном.
Фрирайд в Киргизии
Фрирайд в Киргизии © Вячеслав Мирошкин
Сезон хелиски в Киргизии начинается во второй половине января и заканчивается в первой половине марта. В целом можно кататься и раньше, и позже, но гарантированно качественные спуски и желанный паудер будут именно в этот период. Хелиски возможен даже в июне с полётами чуть ниже 5000 метров и размещением на базе в Каркаре. Летняя программа специфическая, дорогая и довольно сложная.
Несмотря на то, что горы в Киргизии высокие, катание происходит в диапазоне от 3600 до 2200 метров по всем районам. Если высота для группы оказалась маловата, в хорошую погоду есть возможность покататься на ледниках с высадкой на 4650 метрах. Но это не регулярная практика, а скорее экзотика.
Рельеф Киргизии разнообразен и сильно различается в зависимости от региона полётов. Так, в долине реки Сусамыр нет лесного катания. Несмотря на относительно небольшие высоты от 3400 до 2200 метров, в суровом климате произрастают только кустарники. На этой же высоте в других хелиски-регионах, например в Восточном Прииссыккулье, в нижней части спусков преобладает лесное катание.
В основном катание проходит по гребням и полям, кулуары тоже катают, но реже. Как и рельеф, состояние снега отличается от региона к региону. Например, в Жыргалане может быть от метра до полутора метров недельного паудера без подложки. Получается классный пухлый быстрый снег. Главное — не падать. Вставать из такого снега очень тяжело, иногда без помощи гида невозможно.
Лавинная опасность в регионе оценивается как низкая или умеренная на протяжении 70% сезона. Ситуация меняется после обильных снегопадов и ветровых переносов. Лавинной службы в Киргизии нет, а потому составлением лавинного бюллетеня гиды занимаются самостоятельно. Точнее, служба есть, но она решает вопросы безопасности движения на дорогах. Планируя хелиски в Киргизии, да и в любом другом регионе, возьмите с собой лавинный комплект и рюкзак ABS. Если своего снаряжения нет, выбирайте компании, которые предоставляют его на месте.
Хелиски в Киргизии
Хелиски в Киргизии © Вячеслав Мирошкин
В стандартном варианте на борту Ми-8MTB с комфортом размещаются 13-15 райдеров и три гида. Группы на хелиски обычно формируются сильно заранее, и в Киргизии практически невозможно приехать на курорт и покататься один день с вертолёта. В редких случаях наличия места в вертолёте можно присоединиться за 750 долларов. В хорошую погоду получается накатать 7-8 спусков в день, каждый из которых от 800 до 1000 метров перепада. Если говорить о рекордах в составе бодрой группы, можно успеть и 11 спусков, а в малом составе даже 14.
Организацией хелиски в Киргизии на постоянной основе занимаются три компании: Mountain Project, Ak-Sai Travel и Edelweiss. Планируя хелиски в Киргизии, рассчитывайте на недельное пребывание. По программе запланировано 8-9 часов вертолётного времени, которые можно выкатать за шесть дней или быстрее. В отличие от большинства гор, Киргизии свойственна солнечная и стабильная погода, поэтому лишних часов точно не останется. Стоимость полного пакета услуг с питанием, проживанием и полётами от 4500 долларов.
Горные лыжи Faction Candide 5.0
-50%
35 475 ₽
70 950 ₽
Faction Горные лыжи Faction Candide 5.0
183
Подробнее
Горные лыжи ZAG H112
-40%
28 794 ₽
47 990 ₽
ZAG Горные лыжи ZAG H112
195
Подробнее
Горные лыжи Faction Candide 5.0
-50%
34 975 ₽
69 950 ₽
Faction Горные лыжи Faction Candide 5.0
190
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Kastle FX116 Grey
-30%
40 250 ₽
57 500 ₽
Kastle Горные лыжи Kastle FX116 Grey
175
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Icelantic Nomad 125
-20%
47 592 ₽
59 490 ₽
Icelantic Горные лыжи Icelantic Nomad 125
190
Подробнее

Хелиски в Узбекистане

В последние годы Узбекистан и горы Западного Тянь-Шаня приобрели особенную популярность среди любителей внетрассового катания и хелиски. Некоторая неустроенность азиатского быта с лихвой компенсируется глубоким пушистым снегом и прекрасной солнечной погодой. Если сравнивать хелиски в Узбекистане с другими регионами, то самые низкие цены на полный пакет вы встретите именно здесь. Когда будете делать выбор, вспомните о восточном гостеприимстве, сладостях и богатстве местной кухни.
В 2019 году открылся новый горнолыжный курорт Amirsoy. Построенный в соответствии с европейскими стандартами, он сильно отличается от своих душевных, но небольших предшественников — Чимгана и Бельдерсая.
Хелиски в Узбекистане
Хелиски в Узбекистане © Роман Валиев
Хелиски проводится в горах Юго-Западного Тянь-Шаня, что находится всего в 100-150 километрах от Ташкента. Горы Узбекистана высоки, красивы и разнообразны. Райдеров ждут обширные снежные поля, широкие кулуары и лесистые участки, поросшие арчой. Много сложного рельефа для любителей экстремального катания — естественные трамплины и скалы, позволяющие прокладывать сложную линию и совершать прыжки. В общем, на любой вкус найдутся горы.
Несмотря на большие высоты, хелиски-сезон открывается только в двадцатых числах января и продолжается до конца марта. Начало января может оказаться бесснежным, а вот февраль однозначно подарит качественный паудер. С середины марта до середины апреля катают весенний снег, но даже в это время можно получать удовольствие от спуска.
Расписывают в основном склоны Угамского, Пскемского и Чаткальского хребтов. Спуски с гребней, вершин и перевалов начинаются на высотах более 3000 метров. Полноценное высокогорное катание с длинными, до десяти километров, проездами и перепадами до 1800 метров. В солнечный день и в хорошей физической форме можно сделать 10 спусков.
Хелиски в Узбекистане
Хелиски в Узбекистане © Роман Валиев
Чтобы полетать на вертолёте Ми-8МТВ в Узбекистане, нужно заранее позаботиться о поездке. Группы формируются уже в октябре, и однодневные вылеты пока не практикуются. Стоимость недельной программы с проживанием на берегу Чарвакского водохранилища, питанием и транспортом составит от 4000 долларов. В эту же сумму войдут 8 часов полётного времени, которые выливаются в 3-4 полноценных катальных дня.
Материал подготовлен на основе интервью с Максимом Ануфриковым, Николаем Веселовским, Евгением Дьячевым, Павлом Воробьёвым, Кириллом Киселёвым, Антоном Балицким, Сергеем Долгим.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2020 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.