0

Ловушки для фрирайдеров в Красной Поляне

© Алексей Заводский
Фрирайд — занятие, связанное с серьёзными рисками, потому что мы имеем дело со стихией и её естественными проявлениями. Надеемся, это все понимают. При этом можно кататься опасно, а можно кататься с умом и снижать потенциальные риски до некоего возможного минимума. Конечно, мы всем рекомендуем кататься с гидом. Но всегда были, есть и будут люди, которые хотят кататься самостоятельно. Это интересно, и да, это очень небезопасно.
Для самостоятельных райдеров расскажем в этой статье о специфических рисках, «ловушках», характерных для внетрассового катания именно в Красной Поляне. Надеемся, что кому-то эта информация поможет избежать неприятностей в данном регионе катания.

Какие ловушки могут подстерегать фрирайдера в Красной Поляне:

  • крутой и сложный рельеф;
  • снег и лавины;
  • погода;
  • лес;
  • техногенные факторы;
  • человеческий фактор.
Для визуализации описываемых зон мы воспользуемся картой проекта riderhelp.ru. Скачайте её себе и раздобудьте бумажную версию, чтобы всегда иметь возможность свериться. На карте указаны ключевые опасные месте, которых стоит избегать.
Карта Красной Поляны
Карта Красной Поляны © riderhelp.ru

Крутой и сложный рельеф

Рельеф в Красной Поляне — это одна из визитных карточек данного района наряду со знаменитым паудером. Краснополянский рельеф крут и разнообразен, оттого и интересен. Недаром в Поляне не раз проходили этапы Freeride World Tour (Чемпионата мира по фрирайду). Это неожиданные обрывы и сбросы, узкие кулуары, ручьи и каньоны с очень крутыми бортами.
Обрывы и сбросы здесь могут появляться совершенно неожиданно для райдера. Либо склон становится всё круче и круче постепенно и незаметно, и вот уже незаметно для самих себя вы оказываетесь в положении «ни вверх, ни вниз» на крутяке, который переходит почти в отвес.
Ситуация осложняется выходами скал, зачастую покрытых тонкой корочкой льда (ведь в Поляне очень много ручьёв) или скользкими рододендронами, — зацепиться и удержаться на таких склонах почти невозможно. Либо же есть склоны, которые обрываются настолько резко, что едущий на полных ходах человек попросту не успевает среагировать и затормозить.
Крутой рельеф Красной Поляны опасен для новичков
Крутой рельеф Красной Поляны опасен для новичков © Алексей Заводский
Хорошим примером первого варианта являются крутые рёбра и кулуары «Розы Пик» (на курорте «Роза Хутор») прямо из-под верхней станции канатки «Кавказский экспресс». Это самый крутой участок на всём курорте. Заходы в кулуары огорожены сетками и зачастую охраняются. И тем не менее там будто мёдом намазано: искатели приключений лезут туда после каждого снегопада, как назойливые осы, и пытаются спускаться куда глаза глядят, не зная рельефа досконально. И регулярно попадают там в скверные ситуации, падая с крутых склонов и получая травмы, зачастую несовместимые с жизнью.
Зимой 2018 года два сноубордиста чудом спаслись, вовремя зацепившись на крутом склоне за кусты и сумев вызвать вертолёт МЧС, который на удивление таки прилетел и эвакуировал их. Ребятам просто очень крупно повезло. Не воспринимайте это волшебство как само собой разумеющееся и не рассчитывайте на вертолёт. В подавляющем большинстве случаев он не прилетает вовремя по длинному ряду причин.
Склоны резко обрываются, и сманеврировать в сторону очень сложно
Склоны резко обрываются, и сманеврировать в сторону очень сложно © Алексей Заводский
Наглядным примером второго варианта склонов с резким и неожиданным обрывом может служить водопад Поликаря, куда можно попасть сверху от подъёмников курорта «Горки Город». Водопад представляет собой вертикальные скалы высотой порядка 70 м, зимой, естественно, покрытые льдом. В 2017 году там погиб лыжник, ехавший сверху по заманчивой полянке и не успевший затормозить. Его спутник затормозить успел и благодаря этому выжил. Замечу также, что ехали горе-райдеры по чужим следам, на авось, сами не зная, куда они их приведут, но свято веря в то, что если следы есть, то по ним можно куда-то выехать. А следы оставила группа с гидом, который организовал для своих участников спуск по верёвке…
Помимо обрывов, опасны и крутые узкие кулуары. Есть кулуары, которые коварно сужаются, не оставляя возможности для проезда. И обычно сверху это разглядеть невозможно. Это нужно знать. Есть кулуары со скальными сбросами: по краям и по ходу движения — скалы. Если вы едете по узкому и крутому кулуару, то избежать падения со скальной ступени практически тоже невозможно. И даже если удастся остановиться, то потом непонятно, как выбраться из этой ловушки.
Есть кулуары, проезжаемость которых сильно зависит от количества снега: когда снега много, там можно спокойно проехать. А если в сезон снега нападало немного — тогда есть риск попасть в узком горле на скалы, залитые льдом, и вылететь оттуда мешком с костями…
Овраги на юге «Розы Хутор», переходящие в каньоны, с промоинами ручьёв
Сюда же можно отнести и ручьи, переходящие в каньоны. Особенно хорошо такой тип рельефа представлен на южных склонах «Розы Хутор». Открытые просторные склоны постепенно сворачиваются в безобидные на вид овраги. Но затем овраги углубляются и превращаются в узкие каньоны с высоченными бортами, поросшими лесом, откуда пути наверх нет.
Вода скачет по дну каньонов, падая со ступеней водопадами и образуя глубокие колодцы. Если снега недостаточно, то дно каньона может оказаться вовсе непроезжаемым. Если снега много, то он может визуально скрывать эти сбросы, водопады и колодцы, которые будут открываться перед вами в самую последнюю секунду, — ведь там, где вода бежит быстро, промоины не замерзают даже зимой.

Снег и лавины

Крутой рельеф и знаменитый паудер — визитные карточки Красной Поляны в мире фрирайда. Но краснополянский снег и снежный покров имеют свои особенности.
Чёрное море щедро снабжает Поляну влажными воздушными массами, несущими обильные осадки. Сильные снегопады и, как следствие, быстрое наступление лавиноопасности — характерная черта Красной Поляны. В такое время лавиноопасность может измениться от слабой до высокой за каких-нибудь пару часов, а то и быстрее.
Узкий заснеженный кулуар
Узкий заснеженный кулуар
Будьте внимательны. В сочетании с крутым рельефом и узкими кулуарами всё становится ещё интереснее: очень легко спровоцировать слаф, который может сбить с ног, протащить, закопать. По верхам при ветре быстро начнут формироваться доски. Конечно, лавинная служба бдит и в таких условиях начинает закрывать опасные участки. Но, катаясь вне трасс, вы легко можете столкнуться с локальной опасностью такого рода.
Кроме этого, в Поляне снег часто бывает влажным и тяжёлым не только весной, но зачастую и зимой. Катаясь в одиночку, можно оказаться в глупом и опасном положении: попросту упасть в такой снег и потом не суметь встать, не суметь откопаться. Потому что мокрый снег тяжёл, как бетон. А если упасть вниз головой, можно задохнуться.
Glide Crack — опасная ловушка для райдеров
Glide Crack — опасная ловушка для райдеров
Ещё одна возможная ловушка, типичная для полянского снежного покрова, — Glide Crack — трещина скольжения. Глайд-крэки появляются, когда снежный покров сам по себе достаточно однороден, но плохо лежит на подложке из-за текущей по ней воды. Тогда на склоне можно наблюдать трещины до самого грунта, часто изогнутой формы, похожие на рыбий рот. Такие трещины плохо предсказуемы: могут сойти лавиной по грунту, а могут сползать вниз очень медленно, неделями, пока вовсе не исчезнут.
Ваше присутствие и ваш вес на глайд-крэки, скорее всего, никак не повлияют — эти штуки живут своей жизнью. Но находиться рядом, в или на — небезопасно: вы никогда не угадаете, когда кусок склона может уехать вниз. В большей степени глайд-крэки опасны тем, что трещина идёт до грунта, то есть на всю глубину снежного покрова, который в Поляне может достигать нескольких метров, образуя, таким образом, огромные ступени или глубокие расщелины, куда можно упасть на полных ходах, если не заметить. Особенно если трещины уже засыпаны свежим снегом. Глайд-крэки могут встречаться как на открытых склонах, так и в лесу.
Иногда трещины практически неразличимы среди рельефа
Иногда трещины практически неразличимы среди рельефа
Опять же, в результате обильных снегопадов в сочетании с ветрами по хребтам в Красной Поляне нарастают гигантские карнизы по несколько метров в длину. Будучи на гребне, не подходите близко к краю — это может быть карниз, который рискует обрушиться под вашим весом. Также старайтесь не находиться под карнизами: их может обрушить на вас кто-то другой или они могут падать сами.
Горные лыжи Armada Declivity X
-30%
52 913 ₽
75 590 ₽
Armada Горные лыжи Armada Declivity X
185 192
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Rossignol Blackops 98 Open
-40%
58 194 ₽
96 990 ₽
Rossignol Горные лыжи Rossignol Blackops 98 Open
172 182 192
Подробнее
Горные лыжи Kastle Zx100 White
-40%
35 274 ₽
58 790 ₽
Kastle Горные лыжи Kastle Zx100 White
168 175 181 189
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Faction CT 2.0
-40%
43 170 ₽
71 950 ₽
Faction Горные лыжи Faction CT 2.0
188
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Armada Whitewalker
-30%
64 820 ₽
92 600 ₽
Armada Горные лыжи Armada Whitewalker
192
Подробнее
Горные лыжи Volkl Katana 108 Multi
-30%
57 120 ₽
81 600 ₽
Volkl Горные лыжи Volkl Katana 108 Multi
184 191
Подробнее
Подробнее

Погода

В регионе Красной Поляны царит влажный субтропический климат. Поэтому тут регулярно случаются осадки, туманы и, как результат, плохая видимость, которая может наступить, и довольно внезапно. Бывает, что по верхам вообще ничего не видно, а это явно небезопасно. И к этому надо быть готовыми, если погода так себе, а вы катаете далеко от трасс. Хорошо бы иметь уверенные навыки ориентирования и вообще план Б. Чтобы не потерять день, если видимости нет и верхние подъёмники закрыты, можно кататься по лесу.
Порой влажный тяжелый снег не дает возможности двигаться
Порой влажный тяжелый снег не дает возможности двигаться

Лес

Лесное катание — отличное решение, когда сыплет и нет видимости. Фрирайд по лесу — это тоже одна из фирменных фишек Красной Поляны. Многие любят Поляну именно за лесное катание. Лес кажется местом более безопасным, чем открытая альпийская зона, но это не совсем так. Здесь вас ожидает огромное количество препятствий в виде деревьев, которые вы должны уметь объезжать. Чтобы безопасно гонять по лесу, нужны неплохой уровень катания и высокая степень контроля.
Узкий кулуар
Узкий кулуар
Для лесного катания нужны хороший навык и высокий уровень контроля
Для лесного катания нужны хороший навык и высокий уровень контроля
Вопреки расхожему мнению среди несведущих, в лесу тоже бывают лавины. Мокрая лавина может совершенно спокойно ехать по лесу и запечатывать всё на своём пути. Наши краснополянские гиды видели такое своими глазами. Доски на открытых полянах и на крутяках — тоже обычное дело. Не расслабляйтесь.
Помимо этого, находясь в лесу, вы не можете толком видеть, что происходит выше. Есть вероятность оказаться в зоне транзита или выноса лавины в самый неподходящий момент.
Обращайте внимание на характер растительности: если просторный лес с крупными деревьями вдруг сменился кустами — это повод задуматься, осмотреться и свалить поскорее. Очевидно, что в данном месте что-то не даёт деревьям расти, выживают лишь кусты. И это что-то — скорее всего, лавина. И если она вдруг пойдёт, то в зарослях вы вовремя этого не увидите и не сможете уехать.
Лес также представляет трудности для ориентирования. В краснополянских лесах много потеряшек — людей, которые поехали кататься по лесу, а где выезд обратно на трассы — не знали или не смогли найти. Остаться в лесу на ночь зимой — история неприятная.
Заманчивые полянки на юге «Розы», которые не ведут к подъёмникам
Заманчивые полянки на юге «Розы», которые не ведут к подъёмникам

Техногенные факторы

Красная Поляна — место курортное. Степень вмешательства человека тут велика. И, даже катаясь вне подготовленных трасс, вы с этим вмешательством будете сталкиваться регулярно.
Результат принудительного спуска лавин — жёсткие леденистые склоны и обледеневшие комки. Если видите пушку для принудительного спуска Gaz-Ex — будьте внимательны: под эксплодерами всегда жёстко и мало снега, а внизу комья.
На склонах могут встречаться разные конструкции:
  • анкеры для ратраков;
  • снегоудерживающие щиты, порой почти целиком скрытые снегом, за верхушки которых можно легко зацепиться;
  • грунтоудерживающие сети, покрывающие землю на крутых склонах и чаще всего на откосах трасс, обнажающиеся при попытке съехать по ним;
  • грунтоудерживающие анкеры — это вообще песня для райдера — поле металлических штырей (например, местами на «Альпике»);
  • бетонные блоки лавинорезов…
Ну и всякие другие очень твёрдые и порой острые предметы, представляющие прямую угрозу вашему телу.
Подъезжая к трассе, смотрите внимательно: у трасс часто бывают высокие вертикальные борта! Падая на трассу, вы можете покалечить себя или тех, кто по ней едет. Сколько людей уже попадало в плоскач с пары метров просто по неопытности, невнимательности или в плохую видимость. Рельеф в Поляне крутоват, а коммерческие несложные трассы курорту нужны как воздух, вот и приходится нарезать в крутых склонах серпантины.

Человеческий фактор

Красная Поляна — место популярное, тут много людей не только на трассах, но и вне трасс тоже. Фрирайда в одиночестве не получится, придётся взаимодействовать с другими катающимися. Вне трассы встречается много, мягко говоря, неопытных. Находясь над вами, эти люди могут представлять угрозу вашей безопасности, могут что-то на вас уронить (например, лыжу или камень), спустить карниз или лавину, а могут и сами упасть… Всегда отслеживайте действия тех, кто выше вас по склону. Некоторые люди даже умудряются устраивать столкновения не то что на трассе, а в чистом поле.
© Евгений Донцов
Много людей оставляет много следов. Никогда не ездите по чужим следам, если не знаете наверняка, куда они ведут. Напомним про водопад Поликаря, про труднопроезжаемые кулуары, про овраги, переходящие в каньоны на юге «Розы».
На юге «Розы» есть склоны, которые любят скитурщики и которые не ведут к подъёмнику. Есть спуски, ведущие на дорогу, откуда придётся вызывать такси, ну и всё в таком духе. В общем, никогда не доверяйте чужим следам.
© Евгений Донцов
Занимаясь фрирайдом на курорте, вам придётся сталкиваться со службой трасс и подчиняться указаниям её сотрудников. Это, конечно, не ловушка фрирайда, но суровая реальность. Сотрудники службы обязаны следить за безопасностью людей на курорте, это их работа. А люди, катающиеся вне трасс, создают, по их мнению, угрозу и для самих себя, и для окружающих. Относитесь к этому с пониманием, будьте вежливы, не выезжайте на закрытые трассы и склоны, соблюдайте запреты. В противном случае будьте готовы к тому, что ваш ски-пасс заблокируют. Выезжайте на трассу аккуратно, чтобы не сбить, не засыпать снегом и не напугать людей на трассе. У них приоритет.
Видео по теме
Ловушки фрирайда в Красной Поляне
Про школы фрирайда

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.