Фрирайд в Гималаях — манит своей экзотичностью. Где Индия, а где горные лыжи? Снег и обезьяны. И не все знают, что там возможны спуски, уровня хелиски, по целине, прямо с подъёмников и, фактически, по цене обеда. Подробно, о возможностях лучшего горнолыжного курорта Гималаев, в нашем материале.
Видео по теме
Лекция о горнолыжном курорте Гульмарг в клубе путешественников Спорт-Марафон
Всё видео от команды Salomon TV снято с подъёмников, зацените
География и особенности региона
Курорт расположен в Западных Гималаях, на севере горной цепи Пир-Панджал, в которую входит и гора Афарват высотой около 4000 м н.у.м., по склонам которой катаются с подъёмников в Гульмарге.
Посёлок Гульмарг находится в долине Кашмир, зажатой между Большим Гималайским хребтом и Пир-Панджалом, это территория Республики Индия.
Наиболее быстрый путь в Гульмарг лежит через столицу Индии, город Нью-Дели, куда летает множество международных авиалиний. Затем потребуется ещё один, внутренний авиаперелёт, до летней столицы штата Джамму и Кашмир, города Шринагар. Шринагар расположен непосредственно в долине Кашмир, на высоте 1500 м н.у.м. Чтобы добраться из аэропорта до отеля в Гульмарге быстро и без пересадок, лучше всего заранее забронировать трансфер — джип с цепями.
Местное население — преимущественно кашмирцы, большинство исповедует ислам, говорят на кашмири и пишут арабской вязью. Регион всегда привлекал прохладой и отсутствием муссонных дождей летом. Это повлияло на развитие туризма, который стал одним из основных источников дохода. Люди, задействованные в туристической индустрии, сносно говорят по-английски и на хинди. Кашмирцы хотя и являются индийцами, но внешне сильно отличаются от жителей других регионов. Однако они столь же медлительны и необязательны, а также улыбчивы и приветливы.
Гульмарг расположен в биосферном заповеднике. И в нём обитают дикие животные, из которых обезьяна самая популярная среди райдеров, а снежный барс — самое опасное в зимний период. Обезьяны — макаки, обросшие длинной шерстью, зимой живут ближе к людям. Они часто бывают на виду, лазают снаружи отелей в поисках чего-то, что можно раздербанить и съесть. А вот увидеть снежного барса — редкая удача. Он не интересуется райдерами и их пожитками, поэтому встречи с ним на дороге или на склоне случайны и мимолётны.
Сезонность, снежный покров и погода
Гульмарг привлекателен для туристов в любое время года. Но для райдеров он, прежде всего, интересен во время горнолыжного сезона, который длится с января по март. Столь короткий сезон обусловлен близостью курорта к экватору.
Гульмарг находится на 1000 км южнее Красной Поляны. Катание в столь тёплых широтах возможно лишь благодаря высотам, на которых расположены склоны курорта. Снежный покров может достичь достаточной для катания толщины как в декабре, так и месяцем позже. Снега за сезон выпадает много. И стаивает весной он долго. Любой хороший апрельский снегопад может сделать снежный покров опять приятным для катания.
Но есть другой фактор, ограничивающий сезонность, — лавинный контроль, проводимый лавинно-спасательной службой Гульмарга под руководством иностранного эксперта — лавинщика. Контракт, по которому он работает, действует с начала января по конец марта. Без него лавинный контроль не проводится, и доступ на верхние линии подъёмников с оборудованием для спуска закрыт.
Большинство циклонов Гульмарг получает с западным атмосферным переносом из Атлантики и Средиземноморья. Тяжёлые тучи упираются в стену Большого Гималайского хребта и, не в силах их преодолеть, просыпаются многодневным снегопадом, принося метр-два свежего снега за 2–3 дня. Тропический атмосферный перенос тоже добавляет осадков с юга — с Индийского океана. А вот циклоны со стороны Арктики и Сибири — редкие гости, слишком высоки горные массивы Памира и Гималаев.
Ноябрь — самый сухой месяц в Кашмире, затем частота снегопадов увеличивается. А январь — самый холодный месяц, далее плавно теплеет. Статистически лучшее сочетание частоты снегопадов и холодной температуры наступает в феврале.
Летом снег на склонах горы Афарват стаивает полностью, кроме некоторых теневых карманов, высоко на гребне. Первый снег будущего сезона ложится уже на землю, камни и короткую альпийскую травку.
Обычно снегопады идут на фоне сильного ветра с южных или западных направлений. Поэтому верхняя линия горы часто задута и легко проходима или проезжаема траверсом. При этом ветер может совсем отсутствовать ниже, с подветренной стороны, где и располагаются склоны для катания, средняя станция гондолы и сам посёлок Гульмарг.
Снег на подветренных северных и северо-восточных склонах мягкий и может быть очень глубоким, но хорошо садится под воздействием дневного повышения температуры. Восточные и юго-восточные склоны получают больше солнечной радиации, их снежный покров плотнее и может подмокать в самое тёплое время дня, особенно ближе к окончанию сезона. Самая чувствительная к температуре воздуха нижняя зона катания — из Гульмарга (2700 м) до деревни Бабареши (2400 м) или Тангмарга (2150 м). Даже северные склоны этой зоны могут быть мокрыми и тяжёлыми уже во второй половине февраля. Обычно качество снежного покрова Гульмарга называют curry powder, сравнивая его с порошком специи карри.
Погода в Гульмарге в основном либо солнечная, либо идёт снег. Пасмурные дни редкость, а переменная облачность обычно сопровождает начало или завершение циклона. Днём на высоте Гульмарга температура держится около нуля, на солнце уходя в плюс, ночью до –5°C. На высоте верхней станции подъёмника днём около –5°C, однако на фоне сильного ветра может быть и –10°C. Из-за близости к экватору солнце очень активное, и сгореть можно даже в очереди на канатку.
Зоны катания и подъёмники
Нижние лесные склоны хребта Афарват начинаются уже из посёлка Тангмарг, расположенного на высоте 2150 м н.у.м., в начале горной дороги наверх, в Гульмарг. Сам же посёлок Гульмарг находится на высоте 2700 м н.у.м. Там же расположена и базовая станция первой линии канатной дороги гондольного типа. Коротко эта станция называется G1. Первая линия в 6-местной гондоле поднимает вас до высоты 3100 м н.у.м., на станцию высадки G2.
Далее можно пересесть на 4-местный кресельный подъёмник, станция посадки K1, идущий до станции высадки K3 на Плече Мэри, высота 3400 м н.у.м. Или же можно перейти на посадку на станцию G3 и подняться по второй линии гондолы, в 6-местной кабине, до верхней станции G4, расположенной гребне горы Афарват на высоте 4000 м н.у.м. Вершина горы Афарват — пик Акулий Плавник — имеет высоту 4215 м н.у.м.
Все подъёмники имеют технические ограничения по ветру. Из-за сильного ветра, а также по причине высокой лавинной опасности во время снегопада вторая линия гондолы не работает. В таких условиях иногда выключают и кресельный подъёмник. Тогда катание возможно ниже — в зоне леса.
Область катания горнолыжного курорта Гульмарг можно условно поделить на 4 зоны:
- верхняя;
- средняя;
- нижняя;
- хелиски.
Верхняя зона катания расположена на гребне горы Афарват, имеет альпийский рельеф и высоты 4200–3100 м н.у.м. Рельеф легко читаемый, ледников и больших скальных сбросов нет. Склоны этой зоны преимущественно обладают северо- и восточнонаправленными экспозициями с уклонами 30–50°. Верхняя зона делится на обслуживаемую, официальную зону катания курорта (на фото ниже выделена зелёным) и зону бэккантри (закрашена красным).
Официальная зона катания начинается от верхней станции G4 и занимает весь кулуар гондолы, выполаживание и первую лесную стенку, приводящую на трассу ниже. Наверху она маркирована сетками и верёвками и имеет чётко определённые границы. Это зона ответственности лавинно-спасательной службы, в границах которой проводится лавинный контроль и не только.
Зона бэккантри — это все остальные склоны гребня горы Афарват, начиная с его верхней линии и до линии леса. Выход в эту зону разрешается только в составе хорошо организованной и экипированной группы, способной оказать помощь пострадавшему, вплоть до его эвакуации со склонов. В случае происшествия лыжный патруль будет оказывать посильную помощь, но время, необходимое для организации спасательных работ в этой зоне, может измеряться часами. И если спасработы необходимо проводить быстро, то рассчитывать стоит только на ресурсы, имеющиеся у группы.
Левая часть гребня имеет небольшой наклон, легко проезжаемый траверсом. Он чередуется с контруклонами, которые проходимы пешком. По склонам и рёбрам ближайших к линии канатки четырёх кулуаров можно траверсом выкатиться к средней станции гондолы G3. А из более дальних кулуаров лучше выбрать любимый многими райдерами спуск в деревню Дранг, расположенную на высоте около 2200 м н.у.м. От находящейся там дамбы мини-гидроэлектростанции группу подбирает заранее заказанный джип и привозит обратно — в Гульмарг.
С правой части гребня горы Афарват можно вернуться как на среднюю станцию гондолы и на креселку, так и к нижней станции гондолы или даже к отелю в Гульмарге. Из дальних правых кулуаров выкатиться непосредственно в Гульмарг может не получиться. Но с этой стороны вдоль хребта на высоте Гульмарга проходит армейская дорога. Расположенные в Гульмарге армейские части гражданские машины не пропускают, и заказанный джип сможет подобрать вас от армейского поста, до которого придётся упражняться в толкании палками или одной ногой.
Есть маршрут и с пика Акулий Плавник: с плеча, вершины или по узкому кулуару справа. После спуска с Акульего Плавника необходимо вернуться на противоположную стенку этого цирка, чтобы съехать вниз к подъёмникам.
Спуски с кресельного подъёмника осуществляются по официальной (зелёной) зоне катания. После того как снежный покров достигает безопасного для ратрака уровня, он делает кольцевую трассу по нижней части склона кресельного подъёмника. Эта трасса используется для слалома, а фрирайдеры используют её для более лёгкого выката к подъёмникам.
Для спуска по склонам первой линии гондолы тоже есть трасса. Это средняя зона катания, с лесным террасовым рельефом, где крутые лесные стенки чередуются с выполаживаниями. Обе линии гондолы идут по водоразделу между долиной реки Дранг и Гульмаргом — посмотрите на карту зон катания выше.
Вне трассы по этой зоне катаются только справа, если смотреть вверх по склону, от линии канатки. Если вы едете и смотрите вниз по склону, то это правило звучит так: линия канатки всегда по правую руку от вас. Иначе выкатиться в Гульмарг не получится, а склоны, ведущие в долину Дранг, заканчиваются скальными сбросами и плохо проходимы.
Лес в Гульмарге преимущественно хвойный и не имеет подлеска, скал и камней практически нет. Пни и стволы упавших деревьев образуют естественные трамплины, добавляющие веселья.
Нижняя зона катания представлена двумя направлениями: в Тангмарг, до 2150 м н.у.м., и в Бабареши, до 2400 м н.у.м. Линия старта — это окраины посёлка Гульмарг. Верхняя часть этих склонов имеет хороший угол наклона, и по ней лучше спускаться по свежему, неподмокшему снегу. Нижняя часть склонов имеет террасовый рельеф и менее интересна.
Склоны по направлению в Тангмарг в основном восточных экспозиций и получают больше солнечной радиации. Качество снежного покрова на них хуже, чем на склонах более северных экспозиций в направлении Бабареши. Спуски в Бабареши любимы райдерами и имеют весьма крутой уклон все свои 300 вертикальных метров.
В обоих вариантах райдеры выезжают на горный серпантин, откуда их забирает заранее заказанный джип и возвращает обратно, на линию старта. Скорость движения джипа по горному серпантину сильно зависит от трафика и состояния дороги, ухудшающихся во время снегопада. Но именно в этих погодных условиях там можно урвать наиболее пушистый снег, особенно если он выпал на фоне понижения температуры или в утренние часы после ясной морозной ночи.
Хелиски
Зона хелиски по площади сравнима со всей зоной катания Гульмарга и находится на соседнем горном массиве. Выбор высот, экспозиций и рельефов, доступных с вертолёта, огромен. Катание происходит на высотах от 4500 до 2500 м н.у.м. Тут есть и цирки, и гребни, и лес. Маршруты на день определяются по погоде и снеголавинной обстановке.
Первый постоянный и пока единственный хелиски оператор в Гульмарге был создан при участии одного из новозеландских хелиски операторов. С 2011 года он работает ежесезонно. Сейчас команда «Кашмир Хелиски» состоит из местных опытных гидов, высококвалифицированного иностранного пилота, директора и администратора.
Примечательно, что первый пилот, проработавший несколько лет в Гульмарге, затем работал в Непале в районе Эвереста. Он был назван лучшим пилотом 2016 года и снят в совместном сериале Discovery и BBC «Спасатели Эвереста», вышедшем в 2017 году.
Для полётов используются арендованные на сезон вертолёты фирмы Airbus Helicopters (бывшей Eurocopter), специально подготовленные для работы на высоте до 5000 метров и в условиях холодных температур. Данная модель особенно популярна для хелиски в Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии. В кабине помещаются пилот, гид и четыре райдера. В зоне катания вертолёт может обслуживать до четырёх групп.
Хелиски работает со второй половины января до первой половины марта. Полететь можно как на один-два спуска, так и на полдня, до 5 спусков, или на полный хелиски день — до 9 спусков. Есть и эксклюзивная аренда вертолёта, например для съёмок фильмов или VIP-клиентов.
Обычно хелиски спуск имеет перепад высот около 1000 метров. За один или два спуска не всегда удаётся полностью удовлетворить свою тягу к целине. Бывает, что состояние снежного покрова отличается от видимого и планируемого из вертолёта. Выбранные экспозиции могут оказаться задутыми или слишком нестабильными. И ваш единственный спуск уйдёт на «пристрелку».
Полдня хелиски позволяют получить более качественное катание и являются достаточной нагрузкой. При этом оставшееся время катального дня можно добить спусками с канатки. Полный день хелиски — серьёзная физическая и моральная нагрузка. Следует быть готовым не только целый день рубать целину, но и суметь дойти потом до отеля и сходить куда-нибудь на ужин.
Скитур
Для спусков с гребня Афарвата к канатке или в Гульмарг ни скитурный комплект, ни снегоступы необязательны. Но скитур необходим на маршрутах на обратную сторону гребня, «обратку», или в зону хелиски.
Маршрут на «обратку» — это спуск в левый от вершины Акулий Плавник цирк. Его склоны имеют преимущественно южные и восточные экспозиции. Они могут быть сильно задуты или, ближе к завершению сезона, подмокать. Если вы не планируете продолжить скитур в зоне хелиски, то возврат с этого маршрута лучше сделать вверх на гребень Афарвата, так как вниз к реке идут труднопроходимые скальные сбросы. А в продолжение маршрута с гребня возможны более интересные спуски к средней станции или в Дранг.

Скитурный маршрут в зону хелиски лучше разбить на два дня, чтобы распределить нагрузку и оставить больше сил и времени на спуск к посёлку Дранг. После спуска по обратке и пересечения реки можно сделать ночёвку в одном из пастушьих домиков.
Для тех, кто любит меньше ходить и больше кататься, есть хели-дроп, когда на точку старта группа забрасывается вертолётом. Все вышеописанные скитур-маршруты выходят по долине реки в деревню Дранг, откуда группу забирает джип.
Безопасность
Безопасностью на склонах Гульмарга занимается созданная в 2007 году лавинно-спасательная служба. До этого времени на курорте работали волонтёрские группы и местный лыжный патруль. Однако их усилий явно было недостаточно. Начиная с сезона 2008 года была сформирована полноценная структура лавинно-спасательной службы. Её директор — иностранный эксперт по лавинной безопасности, работающий на контрактной основе, руководит лыжным патрулём, состоящим из 15 местных спасателей. В их основные обязанности входит: изучение снежного покрова и мониторинг лавинной опасности, выполнение работ по лавинному контролю, оказание первой помощи, эвакуация со склона и другое.
Лавинщик и лыжный патруль ежедневно наблюдают за изменениями погоды и снежного покрова. На основе этих наблюдений выпускается лавинный бюллетень. К 8 утра он публикуется в интернете и развешивается на станциях гондолы. В лавинном бюллетене устанавливается уровень лавинной опасности на разных высотах, указываются основные лавинные угрозы в зависимости от высот и экспозиций, тенденции к их изменению, а также прогноз погоды и предполагаемое время работы канаток, в зависимости от лавинного контроля.
Лавинный контроль осуществляется в официальной зоне катания курорта при значительных изменениях в снежном покрове. Он проводится с утра, перед открытием второй линии гондолы или креселки. Лавинные очаги этой зоны подрезаются или обрабатываются взрывчаткой. По результатам контроля лавинщиком принимается решение об открытии подъёмников для катания.
Следует понять, что лавинный контроль не даёт гарантий безопасности, а лишь понижает риски схода лавин. Поэтому все райдеры, находящиеся в верхней зоне катания, обязаны иметь бипер, щуп и лопату. В случае высокой лавинной опасности доступ райдеров на подъёмники может быть ограничен как временно, например в самое тёплое время дня, так и частично — в наиболее опасные области, траверсы или зоны катания. Ограничениями стараются не злоупотреблять, так как стратегия работы лавинно-спасательной службы Гульмарга заключается не в ограничении райдеров для их безопасности, а в их информировании — для принятия правильных решений.
Для повышения уровня информированности райдеров в Гульмарге еженедельно проводятся лавинные лекции, на которых подробно разбираются текущая снеголавинная обстановка, тенденции её изменения, происшествия за неделю и планы по открытию канатки. Лекции на английском проводит лавинщик, лекции на русском читают гиды Ассоциации горных гидов России, работающие в это время на курорте. Для тренировки навыков использования лавинного оборудования на склоне, доступном со второй очереди гондолы и креселки, работает площадка для поиска биперов с одним или несколькими передатчиками, местоположение которых регулярно меняется.
Также в обязанности лыжного патруля входит дежурство в официальной зоне катания. По нормативам они должны в течение 5 минут оказаться на месте происшествия и, если необходимо, начать спасательные работы и оказывать первую помощь. Затем лыжный патруль обязан эвакуировать пострадавшего к нижней станции гондолы в Гульмарг, где они передают пострадавшего медикам, вызванным из госпиталя Гульмарга.
Прокаты
В Гульмарге находятся около шести прокатов. В наличии есть всё: от лыж или сноубордов до шлемов и масок. Большой выбор лыж, в том числе и внетрассовых, меньший выбор сноубордов. Состояние разное, но встречаются и практически новые. Ботинки есть любых размеров, но найти их в хорошем состоянии будет сложнее. Одежда, маски и шлемы тоже есть, но обычно их состояние хуже затасканного. Мембраны прокатной одежды убиты неправильной стиркой.
Естественно, есть и лавинное снаряжение. Прежде всего, биперы, щупы и лопаты. Рюкзак для катания тоже можно найти. А вот с лавинными рюкзаками сложнее — их можно попробовать арендовать в прокате гестхауса «Глобал», принадлежащего оператору хелиски. Баллоны для лавинных рюкзаков найти очень сложно. Всё оборудование нужно полностью проверять сразу в прокате, чтобы не обнаружить его непригодность на точке старта, далеко от канатки.
В любом прокате в том или ином виде есть ремонт снаряжения. Но качество и сроки работ любой сложности могут не соответствовать ожиданиям. Даже нанесение парафина может занять дни. Но в случае поломки вы сможете подобрать если не запасные части, то взять напрокат замену сломанному.
Гиды
На курорте работают как местные, так и иностранные, в том числе русскоязычные, гиды.
Гиды-иностранцы (американцы, европейцы, россияне, украинцы, новозеландцы, австралийцы и так далее) часто являются профессиональными сертифицированными гидами национальных или международных ассоциаций. Большинство иностранцев работает по собственным авторским программам, совмещающим катание с обучением лавинной безопасности, тренировками спасательных работ и прочими важными навыками. Они приезжают в Гульмарг уже с набранными группами. Места в этих группах следует бронировать заранее. В течение многих лет в Гульмарге работают и гиды Ассоциации горных гидов России.
Другой вариант — это местные гиды, кашмирцы. Часть из них является официально зарегистрированными на курорте профессиональными гидами, работающими в Гульмарге много лет и закончившими один, а то и несколько лавинных курсов. Однако встречаются и начинающие, желающие стать гидами или же просто заработать немного денег. Такие часто демпингуют, предлагая минимальные цены за свои услуги, желая хотя бы отбить аренду лыж.

Большинство местных гидов объединены в команды на основе родственных или дружеских связей. В рамках своих команд они подразделяются на ведущих (lead guide), старших (senior guide) и младших (junior guide) гидов. Ведущих гидов лучше бронировать заранее — в высокий сезон у них очень плотная занятость.
В Гульмарге есть горнолыжные школы и курсы с местными инструкторами, у некоторых преподавание ведётся на английском и возможны индивидуальные занятия. Также ежесезонно приезжают русскоязычные школы повышения мастерства, в них необходимо записываться заранее.
Гульмарг — уютное и душевное место, но со своей скоростью и характером. Будьте вежливы и приветливы. Уважайте местную культуру, других райдеров и работников курорта. Прислушивайтесь к рекомендациям лавинно-спасательной службы. И Гульмарг вам ответит, возможно, лучшими спусками сезона.
До встречи в Гульмарге!