Вопрос о выборе спальника для альпинизма не так однозначен, как может показаться. Мнения наших экспертов — ведущих альпинистов России, друзей и амбассадоров Спорт-Марафон — разошлись. Это и неудивительно: кто-то большую часть жизни сейчас посвящает работе с молодыми альпинистами в альплагере и восхождениям в качестве гида. Кто-то совершает недлинные технические восхождения, а кто-то уходит в длительные высотные экспедиции… даже по поводу женского спальника для альпинизма — и то единства нет! Но любой опыт — полезный опыт. Вы обязательно что-то почерпнёте для себя.
Обсуждали спальники для альпинизма:

Сергей Веденин aka «Бегемот»
Инструктор UIAA (ENEQ), инструктор альпинизма 2-й категории, горный гид, аспирант гид Ассоциации горных гидов России, член Mountaineering Commission и Training Standard Panel UIAA, преподаватель Центральной школы инструкторов альпинизма и УТС Жетон спасение в горах, спасатель, инструктор ски-альпинизма, автор учебных пособий по альпинизму и лавинной безопасности.

Алекс Кузмицкий aka Manull
Инструктор UIAA (ENEQ), горный гид (фрирайд/альпинизм), геокриолог, член RMGA, Жетон №317, инструктор сноубординга (ISIA, ФГССР), вдохновитель и создатель школы фрирайда Snow Sense.

Дмитрий Павленко
Мастер спорта международного класса, действующий альпинист, более 100 восхождений высоких категорий сложности, инструктор по альпинизму, горный гид, двукратный обладатель премии «Золотой Ледоруб»

Кирилл Белоцерковский
Инструктор по альпинизму в альплагере Туюк-Су, КМС по альпинизму, действующий альпинист, горный гид, путешественник.

Алексей Тюлюпо
Инструктор по альпинизму ТГУ, горный гид, действующий альпинист, в активе более 40 восхождений высоких категорий (5 и 6). Обладатель премии «Хрустальный пик — 2015»

Дмитрий Головченко
Мастер спорта по альпинизму, действующий альпинист, в составе команды Нилов-Головченко-Григорьев — трёхкратный обладатель премии «Золотой Ледоруб».
— Что главное при выборе спальника для альпиниста, что для тебя первично?
Сергей Веденин: Конечно, первичны вес и тепло!
Алекс Кузмицкий: Зависит от района. Если это не морозный регион, то приоритет отдаю спальнику с качественным синтетическим утеплителем, максимально лёгкому. Если же регион без оттепелей, то тогда предпочтение пуху.
Алексей Тюлюпо: Самое главное — это, наверное, тепло. Помнится, в начале занятий туризмом и альпинизмом каждая ночь на выезде была настоящим мучением. И как же я удивился, когда понял, что может быть иначе! Стал считать, что более тёплый спальник — всегда лучше. Потом осознал, что вес тоже необходимо принимать во внимание. Сейчас могу сказать, что спальник должен быть максимально лёгким при достаточной теплоизоляции. Хотя, со временем, определение «достаточности» стало размываться. Скажем, если заброска далёкая, можно и помёрзнуть чуть-чуть на ночёвках, или попробовать утеплиться пуховкой.
Кирилл Белоцерковский: Вес. Для меня самое главное — вес. Я не хожу на большие горы, где бывает адски холодно, поэтому температурный режим стоит на втором месте.
Дмитрий Головченко: Конечно, спальник должен выполнять главную функцию: в нем должно быть комфортно спать. Кроме того, его желательно донести до места ночлега, то есть он должен быть максимально лёгким и компактным.
Дмитрий Павленко: Смотрю на соотношение массы и комфортности. Хотя цена, конечно, тоже играет роль.
— По какому принципу выбирается температурный режим спальника при подготовке к высотному восхождению?
Сергей Веденин: Я ставлю для себя весовой лимит — и в пределах этого лимита выбираю самый тёплый, вот и все.
Алекс Кузмицкий: Температура комфорта должна быть выбрана по нижней планке возможных температур, железно. Если в районе восхождения предполагаются морозы -10..-15°C, но бывают дни за зиму иногда и по -20°C, то ориентируемся на температуру комфорта -20°C, и «баста, карапузики»!
Алексей Тюлюпо: Я согласен с рекомендациями, которые приводят на сайтах коммерческих турфирм: температура экстрима должна быть от -20°C или -25°C. От этой цифры и надо плясать. Скажем, если спать вчетвером в трёхместной палатке, да ещё и спать в центре, то можно взять спальник чуть холоднее. Если идёшь в одиночку, или знаешь, что мёрзнешь ночью сильно, то, конечно, нужно брать самые тёплые модели.
Кирилл Белоцерковский: Мне выбрать довольно просто: какой есть, такой и беру. Выбираю между тяжёлым, но тёплым, и лёгким, но холодным. В этом году хочу приобрести что-то среднее.
Дмитрий Головченко: Какой-то простой и понятной системы лично у меня нет. Зависит от высоты, от широты, от количества человек в палатке и её размера. Но могу сказать точно, что для высот от 6000 и выше летом — возьму такой же спальник, как на Кавказ зимой.
Дмитрий Павленко: Я выбираю спальник, в первую очередь, по качеству пуха и набивки. Естественно, смотрю на его температурные характеристики, как ориентир, но не отталкиваюсь от них. Слишком всё индивидуально.
— С каким спальником каждый из вас ходит в этом году? Какой был раньше?
Сергей Веденин: У меня было множество разных пуховых спальников, ходил с ними даже в водные походы. Ходил до тех пор, пока не пришлось выжимать пуховый спальник, а потом ещё и спать в нем на снегу, в однослойной палатке, вдвоём… Пуховые жилетки и термобелье мы перед тем тоже выжимали… ночь была незабываемая!
С тех пор хожу с синтетикой The North Face Cat’s Meow летом, а для зимы у меня довольно тяжёлый (1 500 г) спальный мешок Alexika Scout.
Алекс Кузмицкий: У меня их штук шесть разных, под разные цели и задачи. В основном использую спальник с синтетикой на -18°C комфорта, вес спальника 1.5 кг.
Кирилл Белоцерковский: Сейчас у меня два основных спальника. Один большой, тяжёлый и тёплый — синтетический The North Face Snow Leopard. С ним я езжу на скалы, в нём сплю в альплагере и вообще, таскаю повсюду, где не критичен вес. Второй — старый лёгкий Red Fox Fantom. Он тесный, тонкий и плохо греет, но весит 700 грамм. То, что нужно для технического альпинизма. В этом году поменяю на The North Face Cat’s Meow. Он чуть теплее, немного больше и тяжелее на полкилограмма, зато синтетический. Когда нет возможности нормально сушить спальник, синтетика выигрывает. Пух намокает, слипается и перестаёт греть, а синтетические утеплители нормально работают даже влажными.
Алексей Тюлюпо: Спальников у меня несколько. В последние годы самым востребованным и универсальным был Bask Mustang с температурой комфорта -7..-13°C. Лично мне было удобно спать в нем даже при нулевой или плюсовой температуре. Ну, скорее, не в нем, а под ним, накрывшись. Хотя многим так спать не нравится, конечности мёрзнут.
Дмитрий Головченко: В этом году пока непонятно, с чем я пойду, а в прошлом, на Талай-Сагар, был Bask Pamir синтетический. А на Muztagh-Tower у меня был пуховый Salewa Diadem 600.
Дмитрий Павленко: Я хожу с системой The North Face Gold Kazoo и Camp ED 150. Для среднегорья до 5 000 м использую North Face, выше беру, как вкладыш Camp-овский спальник. Для скоростных восхождений беру Camp. Раньше были всякие, но самые тёплые воспоминания остались о спальниках Bask Pamir и Ferrino Diable 1200.
— Если давать рекомендации клиентам, посоветуете тот же спальник, что берете сами или что-то другое?
Сергей Веденин: Я не даю советов по моделям — их много. Но всегда советую вес и температурный диапазон.
Алекс Кузмицкий: Нет, это слишком дорогое решение. Экономия в 500 грамм веса в спальниках может стоит лишних 20-25 тысяч, легко. Поэтому, нужно это или нет, пусть каждый решает сам. Я даю лишь примерные рекомендации и ориентиры, например: «синтетика типа Primaloft, вес до 1.8-1.9 кг, температура комфорта не меньше чем -10°C, лучше ещё ниже».
Алексей Тюлюпо: Для высоты я вполне мог бы свой Bask Mustang посоветовать. Хотя, у меня есть некоторые претензии к нему по удобству в целом и по кройке пуховых карманов — сбивается иногда пух из одного в другой. Посоветовал бы аналогичную по температурному режиму модель от другого производителя — скажем, Outdoor Research или Marmot. Очень хорошо, если он будет, с мембраной.
Кирилл Белоцерковский: Редко кому нужно что-то теплее чем мой The North Face Snow Leopard с температурой комфорта -7°C, поэтому его всем советую. У Fantom-а своя специализация по маршрутам, когда малый вес перекрывает остальные показатели.
Дмитрий Головченко: Мои спальники уже не назовёшь передовыми. Думаю, технологии не стоят на месте и есть смысл посмотреть что-нибудь из новинок.
Дмитрий Павленко: Зависит от их требований, финансовых возможностей и опыта. Если увижу, что лучшим вариантом для клиента будет тот, с которым хожу я, то, безусловно, посоветую.
— Есть ли разница в температурном режиме спальников для альпиниста и альпинистки?
Сергей Веденин: Говорят, альпинистки сильнее мёрзнут, но как это проверяли — я не знаю!
Алекс Кузмицкий: Парни более мерзлявые, плюс спальники у них не такие «прифигуренные», нужно прогревать больший объем материала и воздуха.
Алексей Тюлюпо: Да, разница есть. Как правило, девушки сильнее мёрзнут. Обычно проблема решается помещением их в центр палатки и дополнительным утеплением пуховками. Но можно и спальник потеплее взять.
Кирилл Белоцерковский: Девочкам при прочих равных условиях нужен чуть более тёплый спальник. И размер, конечно, нужно учитывать. Миниатюрной девушке куда уютнее спать в спальнике по размеру, чем свернуться калачиком посреди 220-сантиметрового тоннеля.
Дмитрий Головченко: Есть, есть. У прекрасного пола с терморегуляцией похуже, потому и спальники они берут потеплее.
Дмитрий Павленко: Есть разница в индивидуальной переносимости холода, в уровне тренированности, в способности организма адаптироваться к гипоксии. Всё остальное-маркетинг.
— В технических восхождениях иногда приходится ночевать прямо на стене. Вы используете спальники при таких ночёвках? Если да, то какие?
Сергей Веденин: Если ночёвка запланированная, то беру свой обычный, если приходится очень экономить вес — то берём один на двоих.
Алекс Кузмицкий: Какой есть в наличии, там уж «не до жиру».
Алексей Тюлюпо: Если в том или ином виде использовать спальники совместно, получается большой выигрыш в весе, хотя спать так, конечно, менее комфортно. Всегда старались что-нибудь придумать. Вот, к примеру, пара вариантов: 1) лёгкие пуховые индивидуальные спальники, а сверху тонкое «одеяло» — синтетика; 2) Все укладываются, на ноги кидается один спальник, а остальная часть тела утепляется только пуховкой.
Кирилл Белоцерковский: Приходится. Несколько лет я ходил с пуховым Red Fox Fantom. Он хороший, только когда влажный, его теплоизоляционные свойства — как у тонкой тряпочки. Мы как-то три дня лезли стену Джигита. В первый вечер спали сидя на маленькой полке, натянув палатку поверх себя. Спальники отсырели. У напарника — Макса Тена — был синтетический спальник, а у меня — пуховый. Следующей ночью Максу было тепло, а мне холодно, потому что синтетика греет, когда влажная, а пух — нет.
Дмитрий Головченко: Если ночёвка ожидается, то и спальник есть! Обычно это тот единственный спальник, который и взят в экспедицию. Последний раз я использовал на стене Bask Pamir.
Дмитрий Павленко: Опытным путём я пришёл к тому, что на технических маршрутах до 5000 лучше ночевать в спальнике без палатки, чем в палатке без спальника. Я беру то, что полегче, чтобы можно было залезть во всём, что на мне надето.
— Какой наполнитель предпочтительнее в спальнике для альпиниста — пух или синтетический наполнитель? Почему?
Сергей Веденин: Я сейчас использую только синтетику. Почему — рассказывал чуть выше.
Алекс Кузмицкий: Если брать «в целом по больнице», то синтетика при прочих равных функциональнее и лучше. Нет шанса получить намокший спальник в зимних условиях (а это чревато), да и стирать-сушить после мероприятий проще. Хотя, конечно, хороший пуховой спальник по тактильным ощущениям всегда приятней, да и теплее, даже при одинаковых тактико-технических характеристиках.
Алексей Тюлюпо: Всё-таки, пух. И весит меньше, и упаковывается компактнее. Это стоит того, чтобы лишний раз заморочиться с просушкой и герметичной упаковкой. Может быть, за исключением совсем уж влажных районов. На Белухе я так однажды попал: все три дня подхода шёл дождь, и я оказался в базовом лагере с тряпочкой, набитой десятком комочков мокрого пуха.
Кирилл Белоцерковский: Для технического альпинизма, когда нет возможности нормально сушиться — синтетика. Для высотного — пух, он теплее и легче.
Дмитрий Головченко: Пух легче, лучше сохраняет тепло, компактнее, но теряет свои замечательные свойства при намокании. Синтетика уступает во всём, кроме последнего. Но если на восхождении ожидается большая влажность и проблемы с прямыми солнечными лучами (северная стена), то синтетика может перевесить при выборе.
Дмитрий Павленко: Я однозначно за пух. Теплее, комфортнее, дольше живёт, меньше весит. У меня был клиент с 18-летним marmot-овским спальником! Он сходил с ним 8 восьмитысячников! И спальник был в отличной форме.
— Если спишь в палатке при минусовых температурах, мешает ли конденсат на поверхности спальника или тенте палатки? Как с этим бороться?
Сергей Веденин: Бороться — никак, только терпеть. Физику не обманешь, конденсат был, есть и будет. Мешает он, конечно, очень.
Алекс Кузмицкий: Да, это проблема, поэтому используем двухслойные палатки. Дождь или снег прямо в палатке — реальность для «однослоек», даже топовых, увы. Ну а так, решений несколько: хорошая вентиляция у палатки, мембранная ткань спальника, бивакзак (бивачный мешок).
Алексей Тюлюпо: Мешает, ещё как. Включаешь утром горелку, и с потолка начинает капать. Тёплые вещи и спальник намокают — а значит, тяжелеют и становятся не такими тёплыми. И сама палатка набирает объем и вес, если её необходимо сразу после ночёвки складывать. Как бороться? Иногда за ночь нарастало инея столько, что приходилось кружками его соскребать! Так бывает в мембранных палатках, которые начисто перестают дышать на морозе. Спальники с мембранным верхом делают эту проблему менее критичной.
Кирилл Белоцерковский: Я не знаю, как с ним бороться, поэтому смирился и воспринимаю как неизбежное зло. Немного помогает открытая вентиляция и двойные стенки палатки. Но, положим, моя любимая BD Eldorado — однослойная и с плохой вентиляцией — это плата за лёгкость и неубиваемость. Сам по себе конденсат на стенках не мешает. Плохо, когда он отваливается и падает на спальник. Тут два пути: спрятать спальник, пока конденсат не растаял, или накрыться курткой, пусть на неё капает. Иногда за завтраком соскабливаем конденсат кружкой. Не сильно, но помогает.
Дмитрий Головченко: Конденсат — штука очень неприятная! Бороться с ним трудно и очень лениво. Из простых и очевидных способов — нужно обеспечить максимальную вентиляцию воздуха в палатке. Но тут существует вероятность замёрзнуть, так что даже это непросто.
Дмитрий Павленко: Проще забить на это. Современный спальник легко переносит несколько ночёвок с конденсатом. Просто если есть возможность, перед упаковкой нужно спальный мешок выбросить на воздух проветриться. Пока собираете лагерь, большая часть влаги выветрится.
— Какая технология в современных спальниках для альпинизма по вашему мнению самая полезная?
Сергей Веденин: Тонкие плотные ткани типа Pertex и эффективные синтетические утеплители. Всё остальное — маркетинг.
Алекс Кузмицкий: Мозг альпиниста всегда важнее! Всё остальное — вторично. Без адекватности того, кто использует снаряжение, даже самое лучшее будет работать плохо, или не будет работать совсем.
Если же серьёзно, то качество кроя. Утеплители, ткани — это все хорошо, но если просто дорогой бесформенный мешок, то работает он плохо. Любой спальник, как и хорошая одежда, должен «сидеть», именно поэтому стоит прилечь в магазине и примерить своего будущего «друга». Он не должен ни жать, ни быть слишком просторным. С этих позиций лично мне больше всего нравятся спальники Sivera. У них отменный крой. Ну и всегда стоит помнить: хороший спальник без хорошего коврика — деньги на ветер. Основные теплопотери во время сна у нас идут через землю, а вовсе не через воздух.
Алексей Тюлюпо: У меня нет ощущения, что за последние лет 10 спальники вышли на качественно новый уровень, как это произошло с другими классами снаряжения. Эффективность спальника зависит скорее не от какой-то одной технологии, а от качества материалов и изготовления, продуманности конструкции.
Кирилл Белоцерковский: Самое полезное — это синтетические утеплители. Чем дальше, тем они становятся лучше: легче и теплее. За синтетикой будущее, я уверен.
Дмитрий Головченко: Современные синтетические утеплители практически догнали пух по весу, это, конечно, очень круто!
Дмитрий Павленко: Самое полезное — 975-й пух с водоотталкивающей пропиткой, всё остальное- маркетинг.
Несмотря на разницу во мнениях, которая естественна — у наших амбассадоров совершенно разный опыт — все они сходятся в одном: хороший спальник для альпиниста — это необходимость. Отдых и восстановление при тех огромных нагрузках, которые выдерживает альпинист, жизненно важны. Это касается и многоопытных, и новичков в альпинизме.
Прежде, чем решить, подходит ли вам тот или иной совет, примерьте его на себя! Хотите ли вы делать короткие и сложные восхождения, как Кирилл Белоцерковский и Алексей Тюлюпо, увлечены ски-альпинизмом как Алекс Кузмицкий, едете в альплагерь к Сергею Веденину или вас магически влечёт жизнь высотных альпинистов, таких, как Дима Павленко и Дима Головченко? Чья позиция вам ближе, к тому и стоит прислушаться. И, конечно, в любом случае, на стендах Спорт-Марафона найдутся спальники для восхождений любого уровня.