Если слово «слэклайн» вам ни о чём не говорит, то познакомиться с этой прекрасной дисциплиной вы можете в нашей публикации «Что такое слэклайн: история, развитие, разновидности».
В этой же статье мы будем рассматривать основной элемент снаряжения слэклайнера — стропу. Разбирать её характеристики и особенности и, исходя из них, выбирать подходящую конкретно вам.
Стоит уточнить, что:
- Рекомендации по выбору строп не исчерпывающие. Они носят общий характер и не учитывают специфические условия и нужды конкретного пользователя, а также некоторые условия применения, например вотерлайн или родеолайн.
- Статья изобилует большим количеством отсылок к опыту иностранных слэклайнеров. Материалы и видео — на английском языке. Это обусловлено слабым развитием слэклайна в России и, как следствие, недостатком русскоязычных тематических статей, обучающих видео, тестов снаряжения и наличия самого снаряжения, в том числе отечественного производства. Так что не стесняйтесь переводить подобный контент!
Поехали!
Стропа для слэклайна — это текстильная лента, обладающая необходимыми характеристиками для безопасного по ней хождения и совершения трюков.
Ключевые характеристики стропы
Понимание данных характеристик и их взаимосвязей позволит вам:
- разграничить сферы применения тех или иных строп;
- определить пределы их технических возможностей;
- выбрать оптимальную стропу под конкретные условия и задачи;
- правильно, а главное, безопасно использовать стропы.
Ширина стропы для слэклайна
Какая бывает?
25 и 50 миллиметров, они же 1 и 2 дюйма, — это классика. Реже встречаются 20, 30, 35, 37 мм и другие размеры.
На что влияет?
На сферу применения.
Как выбрать?
Если коротко: триклайнерам и новичкам — широкую, а лонглайнерам и хайлайнерам — узкую.
Начинающему
Для свежеиспечённых слэклайнеров предпочтителен выбор широкой стропы. Это обусловлено:
- большей распространённостью готовых наборов с широкими стропами;
- большей универсальностью такой стропы — можно и ходить, и трюкачить;
- психологической простотой хождения по широкой стропе — «не так страшно».
Триклайнеру
Стропы для классического триклайна в большинстве своём 50-миллиметровой ширины. Количество моделей не так велико, что, конечно же, упрощает выбор. К тому же производитель всегда чётко акцентирует, что стропа предназначена именно для триклайна. Широкие стропы для трика обладают определёнными динамическими свойствами, имеют цепкую текстуру и идеальны для совершения прыжковых трюков. Разумеется, трюкачить можно и на других стропах, но приземляться на широкую стропу если не проще, то точно мягче, чем на узкую.
Лонглайнеру и хайлайнеру
Здесь доминируют 25-26-миллиметровые стропы. Всё потому, что узкие стропы значительно легче, компактнее и в большинстве случаев дешевле. А нужно их много. Для продвинутого слэклайнера хождение по узкой стропе — это вопрос привычки, а не сложности. Более того, тенденция такова, что стропы для лонг- и хайлайна становятся всё уже. Развитие технологий позволяет делать их достаточно прочными, а быстро прогрессирующие спортсмены легко адаптируются к новой ширине.
Длина стропы для слэклайна
Какая бывает?
Стропы в заводских наборах, как правило, выпускаются длиной от 10 до 30 метров.
Стропы на отрез могут достигать длины 150-200 метров. В отдельных случаях возможен заказ большей длины напрямую у производителя. Сейчас такое практикуется редко, так как проще, универсальнее, а зачастую и безопаснее использовать несколько меньших отрезов стропы, соединённых между собой.
На что влияет?
Чем длиннее стропа, тем:
- Требуется больше снаряжения и/или более продвинутое снаряжение для её натяжения.
- Необходимо приложить больше физических усилий и времени для её натяжения.
- В системе создаются бо́льшие нагрузки. А значит, выше требования к снаряжению, безопасности и опыту слэклайнеров.
- Усложняется динамика стропы, и усиливается влияние погодных условий на движение по стропе.
- Становится сложнее найти подходящее место для натяжения линии.
- Увеличивается вес комплекта снаряжения и его стоимость.
Как выбрать?
Начинающему
Если ваша цель — знакомство со слэклайном, то самым простым и универсальным решением будет готовый набор от немецкой фирмы Gibbon, в частности модель Classic или её аналог. Стандартная длина стропы в таких наборах 15-25 метров. Длина 15 метров даст понимание, ваше ли это занятие вообще, а 25-метровая версия хоть и обойдётся дороже, зато обеспечит запас для роста, не обязывая сразу же вытягивать её на всю длину. Готовые наборы включают всё необходимое, просты в натяжении и максимально надёжны при соблюдении техники безопасности.
Ещё одним вариантом может быть слэклайн для путешествий в стиле fast-n-light. Задача такого набора — быть максимально компактным и лёгким, как по весу, так и в плане установки. В этом случае используется небольшой отрезок (15-25 метров) тонкой стропы. Такой слэк можно натягивать примитивным полиспастом из карабинов или вообще обойтись без системы натяжения.
Триклайнеру
Большинство триклайн-строп продаётся в наборах по 15-30 метров. Короткие версии — для начинающих трюкачей, а длинные — для продвинутых и профи. Длинные триклайны имеют более мощный натяжитель (рэтчет, он же трещотка) или даже два.
Лонглайнеру и хайлайнеру
Будущим лонг- и хайлайнерам, освоившим свою первую стропу, имеет смысл переходить на 25 мм длиной около 50 метров, а то и больше. Далее 100-120 метров. Цифры условны, просто нужно иметь в виду, что при стабильных и усердных тренировках прогресс нарабатывается быстро. Таким образом, взяв стропу покороче, вы рискуете быстро её перерасти. К тому же длинная стропа универсальнее. Например, длинную, 100-метровую стропу можно:
- разбить на 2 линии покороче и ходить с друзьями одновременно;
- сложить пополам для использования на коротком хайлайне одновременно в качестве основной и страховочной.
Что касается прочего снаряжения: отрезную стропу длиннее 30 метров натягивать посредством рэтчетов становится проблемно или даже невозможно. С этого момента вам потребуется система натяжения типа полиспаст. Какие бывают полиспасты и «железки» для слэклайна, мы разберём в отдельной статье.
На этом варианты длин для приобретения, конечно же, не исчерпываются. Но подход к выбору, надемся, ясен.
Прочность стропы для слэклайна
Какая бывает?
Прочность стропы, она же разрывная нагрузка (Breaking strength / Force), измеряется в килоньютонах (1 кН ~ 100 кг), реже в фунтах (1 lb ~ 0,45 kg).
Прочность стропы может выражаться двумя значениями:
- MBS (minimum breaking strength) — минимальная разрывная нагрузка — значение, при котором рвётся новая стропа.
- WLL (working load limit) — предельная рабочая нагрузка — показатель, превышение которого не рекомендовано производителем. Ориентир для понимания условий применения стропы.
На что влияет?
На безопасность.
Редкая стропа выдерживает меньше 20 кН (2 тонн) нагрузки, чаще 30-40 кН. Такие огромные цифры! Зачем мне с моими 80 кг вообще думать о прочности стропы, её ведь в жизни не порвать! В 99% случаев вы будете правы. Действительно, руками стропу вы не порвёте, даже впятером с друзьями. Но физика хитрее.
Представьте: как только вы натягиваете 20-метровую стропу в метре от земли, да так, чтобы под вашим весом она её не касалась, вы создаёте около 4-5 кН нагрузки. 500 килограмм — это уже не кисло… А ведь через какое-то время 20 метров вам обязательно наскучивают, и вы начинаете ходить линии подлиннее или, более того, прыгать. И вот вы уже вдвоём с товарищем одновременно скачете по стропе навстречу друг другу. Нагрузки переваливают за тонну. А повидавшей разное стропе на тот момент уже лет пять. Фантастика? Отнюдь. При желании нагрузки в слэклайне создаются очень большие.
И, к сожалению, череда неслучайных случайностей редко, но выстреливает. В 99% таких случаев проблемы в человеческом факторе — незнании или пренебрежении. И порванная стропа — это меньшее, что может случиться. Поэтому очень важно понимать, с чем вы имеете дело и какой у этого дела запас прочности. К тому же, помимо стропы, есть ещё много других элементов в системе, которые также имеют свою прочность.
Но! Это не значит, что нужно параноить и скрупулёзно высчитывать потенциальную нагрузку. Для начала достаточно соблюдать технику безопасности, читать инструкции к снаряжению и перенимать знания у опытных товарищей. Всё снаряжение для новичков имеет очень высокий запас прочности. Но чем длиннее становится ваша стропа и чем выше вы начинаете ходить, тем осмотрительнее стоит быть и сильнее погружаться в физику процесса и характеристики снаряжения.
Чтобы получить представление о типичных нагрузках в слэклайн-системах, можно обратиться к калькулятору от американской компании Balance Community. В нём нужно указать line length — длину стропы, sag — её провис и body weight — вес человека или груза, находящегося на середине стропы. Растяжение и некоторые другие свойства в этом калькуляторе не учитываются.
Как тестируют на разрывную нагрузку стропы и их зажимы
Прочность стропы снижают
- Длительное воздействие солнечных лучей.
- Износ стропы, порывы и перетёртости, попадание химических веществ.
- Любые узлы, завязанные на стропе. Значение имеет не количество узлов, а «худший» из них с точки зрения ослабления прочности. Интересующимся знатокам английского рекомендуем ознакомиться со статьёй Сэма Волери по данной теме.
- Большинство примитивных лайнлоков: звенья цепи, кольца, шаклы, карабины и так далее.
В случае любых сомнений в безопасности стропу стоит выбраковывать.
Как выбрать?
Тут всё не просто. Единых стандартов среди слэклайн-производителей, увы, пока что нет.
Большинство ориентируется на Safety Factor (SF) — коэффициент запаса прочности. Идеальным вариантом повелось считать SF, равный 5. Это означает, что разрывная нагрузка стропы (MBS) должна быть в 5 раз больше рабочей нагрузки (WLL). То есть стропа прочностью, например, 30 кН по-хорошему не должна испытывать нагрузки выше 6 кН. Тогда запас прочности у неё будет в 5 раз больше рабочей нагрузки. Очень неплохо! Но далеко не всегда реализуемо. Например, в триклайне нагрузки в 10-15 кН считаются нормой, как и стропы с MBS в 30 кН. Тем не менее и теория, и тесты, и многолетняя практика подтверждают безопасность строп от ведущих производителей.
Субъективный минимальный порог прочности для большинства строп и ситуаций — 30 кН MBS. Далее стремимся соблюдать запас прочности, в 5 раз превышающий минимальный порог, и следуем правилу: чем выше прочность, тем лучше.
С одной оговоркой. Чем опытнее пользователь, тем больший разброс в прочности допускается. Это обусловлено его пониманием физики процесса, умением подстраховывать себя и снаряжение, а также знанием, как избежать повышенных нагрузок в системе.
Отдельно стоит сказать о стропах для хайлайна. Разброс прочности в этой дисциплине самый широкий. Причём нижняя граница может опускаться ниже 20 кН, ввиду того, что:
- Основная стропа в хайлайне всегда страхуется второй стропой.
- Стропы не обязательно вытягивать до больших нагрузок.
- Стропы в большинстве случаев имеют большой коэффициент растяжения и способны гасить динамические нагрузки при срыве хайлайнера.
Растяжение стропы для слэклайна
Каким бывает?
Растяжение, или эластичность (Stretch/Elasticity/Elongation), — удлинение стропы под нагрузкой. Считается в процентах от первоначальной длины. Вместе с растяжением обязательно указывается нагрузка, вызвавшая данное растяжение. Удобнее всего воспринимается на графике.
На что влияет?
Чем эластичнее стропа, тем:
- Сложнее и дольше её вытягивать для компенсации провиса.
- Большей динамикой для трюков и раскачиваний — сёрфинга — она обладает.
- Лучше гасит рывки при срыве — это актуально для хайлайна.
- Сильнее нагрузки в случае её аварийного разрыва.
Сравнительный график по нагрузке и растяжению различных строп от Федерации слэклайна Австрии.
Как выбрать?
Начинающим и лонглайнерам предпочтительны стропы с низким растяжением 3-7% при нагрузке в 5 кН. Это значительно упрощает процесс натяжения. Если же хочется стропу «поигривее», большая эластичность добавит изюминки в привычное хождение.
У триклайнеров выбор ограничен специализированными стропами, растяжение которых порой и не указывается вовсе.
Для хайлайнеров же эластичность стропы, возможно, самый важный показатель. Она сильно влияет на поведение стропы и её возможность гасить рывки при падении, напрямую сказываясь на безопасности. Для коротких хайлайнов, до 30 метров, настоятельно рекомендуется использовать эластичные стропы. Чем хайлайн длиннее, тем больше вопрос комфорта и безопасности уступает личным предпочтениям.
Вес стропы для слэклайна
Каким бывает?
Вес строп варьируется от 30 до 150 г/м — не слабый разброс! В среднем же этот показатель составляет около 60 г/м.
На что влияет?
- Вес стропы влияет на сложность движения по ней. На лёгких стропах проще контролировать отдачу и гасить вибрации.
- Чем меньше весит стропа, тем легче её носить, особенно на большие расстояния.
- Как правило, чем ниже вес, тем ниже прочность стропы. Исключение составляет материал дайнима, о нём далее.
Сравнительный график по соотношению «вес/прочность» различных строп от Федерации слэклайна Австрии
Как выбрать?
Выбирайте стропу полегче, если:
- вам приходится далеко и/или долго её носить;
- вы ограничены багажными лимитами перевозчиков;
- вы отправляетесь в слэк-экспедицию, тем более высокогорную;
- вы лайтпэкер.
Помните! Лёгкий вес — это наверняка компромисс с прочностью или износостойкостью. Безопасность на первом месте.
Материал стропы для слэклайна
Какой бывает?
- Полиамид (PA), он же нейлон (Nylon). Нейлоновые стропы отличаются наибольшим процентом растяжения, достигая 20% и более.
- Полиэстер (PES). Стропы обладают низким или средним процентом растяжения, около 3-12%.
- Высокомолекулярный полиэтилен (UHMWPE), в частности стропы из дайнимы (Dyneema). Неокрашиваемый белый материал, который отличается высокой прочностью при малом весе и крайне низком проценте растяжения 1-3%. Расплатой за это является высокая стоимость.
- Комбинация или гибрид (hybrid) вышеуказанных.
На что влияет?
Деление строп по материалу помогает быстро, хотя и не всегда точно дифференцировать стропы. Характерными особенностями выделяются дайнимовые и гибридные стропы. Что касается нейлона и полиэстера, тут, как вы наверняка заметили, основная разница будет в растяжении, тогда как прочность, вес и другие параметры бывают очень близки.
Некоторые слэклайнеры, которым повезло попробовать большое количество строп, хорошо отличают нейлон и полиэстер на ощупь и визуально. Но с закономерностями тут тяжко.

Как выбрать?
Начинающим предпочтителен полиэстер ввиду малого растяжения, а значит, простоты натяжения и управления стропой.
Основным другом лонглайнеров также является полиэстер, причём чем длиннее линия, тем это выраженнее. Предпочтение нейлону отдают любители мидлайн-сёрфинга — раскачивания на линиях средней длины.
Триклайнерам выбирать не приходится — полиэстер.
Хайлайнерам же простор для выбора. Для коротких и средних линий, сёрфинга и фристайла лучше нейлон, для очень длинных — скорее полиэстер.
А для кого же эти крутые дайнимовые и гибридные стропы? Реальная необходимость в них возникает при натяжении рекордно длинных линий и в высокогорных экспедициях, где малый вес так же важен, как высокая прочность.
Форма стропы для слэклайна
Какая бывает?
Стропы бывают плоские (flat) или трубчатые (tubular) — они же «тубулярки», «чулки».
На что влияет?
Трубчатые стропы:
- Тактильно комфортнее благодаря закруглённой форме. Они ощущаются более мягкими при хождении босиком и меньше «режут» стопу или другие части тела, например, при срывах на хайлайне.
- Имеют больший коэффициент растяжения, в основном нейлоновые, и потому дольше вытягиваются полиспастом.
- Более динамичные и оптимальные для сёрфинга, но менее удобные для прыжковых трюков.
- Как правило, толще, объёмнее и тяжелее плоских.
Как выбрать?
Начинающим и триклайнерам: плоские.
Лонглайнерам: плоские — большинству, трубчатые — ценителям мягких, динамичных линий приблизительно до 80 метров.
Хайлайнерам: по предпочтениям.
Основные характеристики мы рассмотрели. Конечно, это не исчерпывающий перечень. Совсем скрупулёзно стропы можно ещё делить по толщине, плетению, количеству слоёв, наличию влагозащитной пропитки, наличию или отсутствию петель на концах и промежуточных точек для подстраховки, цвету и другим, менее значимым параметрам. Но это уже нюансы, далеко не всегда указываемые производителями. Может, в следующий раз. =)
Сертификация строп для слэклайна
С недавних пор Международная ассоциация слэклайна (ISA) разрабатывает единые стандарты безопасности для снаряжения и приобщает к ним слэклайн-производителей по всему миру. Элементы снаряжения, прошедшие сертификацию, получают маркировку ассоциации, подтверждающую соответствие высоким стандартам безопасности.
Например, стропы для хайлайна ISA классифицирует по 4 типам, в зависимости от максимальной разрывной нагрузки, износостойкости и срока службы:
- А+ — стропы с MBS более 40 кН и очень длинным сроком службы. Рекомендованы для стационарных линий.
- А — стропы для большинства хайлайнов прочностью 30 кН и более.
- B — стропы прочностью 26 кН для высокогорных проектов и тех, кто минимизирует вес снаряжения. При должном опыте и осторожности подходят для большинства хайлайнов.
- С — стропы, характеризующиеся малой износостойкостью и непродолжительным сроком службы. MBS — 22 кН, только для опытных риггеров.
Если стропа имеет прошитые петли на концах, они также тестируются и должны выдерживать не менее 80% от максимальной разрывной нагрузки самих строп.
Это пример одного из немногих специализированных стандартов, имеющий пока лишь рекомендательный характер. ISA ещё далеко до качества и влиятельности того же UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций). Но время летит быстро, как и развитие слэклайна. Вероятно, со временем выбор строп и другого снаряжения станет более быстрым, простым и наглядным, а главное — безопасным. С нетерпением ждём, всем баланса!