Наш коллега Родион Хасаншин, участник экспедиции на Пумори, рассказывает об итогах летнего горного сезона в рамках подготовки к проекту. О Туюк-Су, Эльбрусе и марафоне, о тренировках, мотивации и самодисциплине.
Начало сезона
В начале мая на две недели я отправился на смену в Туюк-Су. Давно хотел побывать в этом лагере. Много слышал от друзей, что там работают хорошие инструктора, можно получить багаж знаний.
Для поездки в Туюк-Су выбрал майскую смену, потому что много снега, а мне больше нравится ходить по снегу, чем по камушкам. Погода там в это время непредсказуемая, но так сложилось, что было большое количество солнечных дней. Сходили пару двоек и в конце одну тройку, не самую сложную, траверс.
В начале сезона я был не в самой лучшей форме, первые акклиматизационные выходы и единичка-открывашка на пик Пионер (высота 4031 м) тяжело давались, пришлось попыхтеть. Но к тому моменту, когда мы шли тройку, я уже расходился и нормально себя чувствовал.
Очень порадовала работа инструкторов. Все серьёзно относятся к делу. Понравилось отношение к альпинизму, не как к отдыху, а как к спорту. Макс Тен, в чьё отделение меня зачислили, учил быстро работать на маршруте, быстро ходить. Учил видеть задачи и всегда быть при деле, чтобы помогать команде и экономить время.
Потом были спасработы. Я никогда воочию не видел, как это происходит. В процессе участвовал весь лагерь, все без исключения. Кто-то встречал, кто-то тропил, кто-то нёс снаряжение остальных. Быстро, отлажено человека транспортировали вниз и увезли в больницу.
Поездка в Туюк-Су стала началом сезона, когда потрудился, попотел, подтянул и обновил технические знания. Также переосмыслил, как важно подбирать правильное снаряжение, что и от этого тоже зависит скорость работы на маршруте.
После сборов получил значок «Альпинист Казахстана». Приятно. Теперь у меня два: российский и этот.
Планирую ещё раз съездить в Туюк-Су, уже с друзьями. Интересно поехать к конкретным инструкторам и пройти там повышение квалификации.
Эльбрус с севера
В середине июня съездил на Эльбрус с севера в рамках проекта «Сила территории». Север — моё любимое направление. Там не так много людей по сравнению с югом, и логичный прямой маршрут.
Ездили вчетвером. Внизу прекрасно акклиматизировались, из штурмового лагеря с 3800 м ходили до 4800 м. Чувствовали себя хорошо, но так и не дождались погодного окна. Постоянно было «молоко», в котором можно было бы сходить, но гулять по облаку, которое, возможно, грозовое, небезопасно. Это не та гора, где нужно рисковать. Для многих сложно решиться не пойти, когда есть силы, осознать, что гора никуда не уйдёт. А вообще неинтересно там в плохую погоду. С вершины открывается прекраснейший вид на Кавказский хребет, на пятитысячники, на море. Я ребят подбодрил, что никуда это не денется.
Эльбрус с юга
В сентябре я сходил на Эльбрус с юга. Изначально был план сразу после Эльбруса ехать на Казбек. Эльбрус-Казбек за две недели, с учётом, что погода сложится — реальная задача. Там простая логистика. Планировал быстро спуститься, если схожу гору, сесть в такси и поехать к границе.
Как приехал на Азау, не спеша прогулялся на акклиматизацию. Всегда так делаю, с поляны поднимаюсь до 3700 м, а потом уже со снарягой заезжаю наверх и хожу акклиматизацию на высоте. На следующий день поднялся на 3900 м, поставил палатку на скалах. Сходил на 4500 м. По самочувствию мог и дальше, но портилась погода и садилось солнце.
В эту ночь и на следующий день прогноз показывал короткое «окно», а дальше погода портилась. Долго раздумывал, идти или нет на вершину. Были сомнения, что не успею восстановиться после выхода. В итоге рано утром спокойно сходил до 4800 м. Ночевать предстояло наверху, и так как обещали грозу, заранее сделал себе громоотвод метров на сто выше палатки. Железо спрятал в камнях метров на 15 пониже лагеря. Лёг и вижу, что весь горизонт сверкает, и часы уже срабатывают. Мои Garmin Fenix 3 не подводили ни разу. У них есть функция оповещения о снижении давления. В городе это работает на 100%: после штормового предупреждения через полчаса начинается снегопад или ливень. В горах калибрую часы, и они сработали первый раз.
Полночи была гроза. Палатку штормило, но она крепкая, не сдалась. У меня The North Face Assault 2, она была со мной и на зимних восхождениях, и на пике Ленина. Её так засыпало снегом, что приходилось вставать несколько раз, чистить вход и стряхивать снег с купола. В принципе, атмосфера рабочая, я не раз в таких условиях ночевал. Утром уехал вниз, отдыхать и сушить вещи.
Погода менялась, короткое «окно» передвинулось на день раньше. Ждать ещё шанса не оставалось достаточно времени. Снова заехал наверх, палатку установил на 4150 м. На восхождение по общим меркам вышел поздно, часов в 5 утра, но быстро дошёл до седла. Тогда подумал: «Высота 5300 м, чувствую себя отлично, до вершины можно не идти».
На разворот поставил себе время 13:30, оставался 1 час 20 минут, и так как вершина рядом, взял треккинговые палочки и пошёл. Погода, конечно, подвела. Начался ветер со снегом. Ничего не было видно, жуть. Но всё-таки пробрался на вершину, пробыл там 8-10 минут и побежал. За 1 час 45 минут спустился до канатки и уехал вниз.
Для меня было самое главное, в рамках подготовки к проекту, понять, что могу жить и работать на высоте. Мой организм прекрасно справлялся с нагрузками в условиях высоты, не было никаких изменений из-за того, что я чуть меньше ездил в горы, чем планировал изначально.
На Казбек не пошёл — времени не осталось. Я уже два раза был там зимой и оба раза не поднимался на вершину по разным причинам. Решил поехать туда в другой раз, подготовиться под гору и зайти.
На Эльбрусе так получилось, что я жил один, обособленно. Даже когда ходил туда зимой, общался с кем-то, а тут мало с кем контактировал. Это опыт, который пригодится на Пумори. Если появятся сложности, ты будешь готов к тому, что можешь один справляться, выживать, зависеть только от себя. Поставить палатку, приготовить и так далее. Это поможет и в командной работе. Люди, которые имеют опыт восхождений, им не нужно ничего объяснять, они знают, что делать. На этом экономится много времени, часы. В том числе в Туюк-Су ребята обучают так, что любое свободное время на восхождении ты должен занять полезным делом.
Подготовка между горами
Что касается горных поездок — на этом все. В промежутках между горами бегал. Я живу недалеко от Крылатских холмов, делал пробежки 2-3 раза в неделю, по 7-15 километров. Иногда делаю забегание на горку в 150 м. Бегать одно и то же тяжело, хочется разнообразия. На заминку обычно времени не хватает, но разминку делаю всегда, иначе травмироваться легко. На разминке растягиваю мышцы, делаю беговые упражнения: приставной шаг, прыжки и другие. Сама тренировка длится около часа. Тренируюсь один. Когда мы бегаем поодиночке, можно сказать себе утром: «Я никуда не пойду, там холодно, дождь». Легче идти, когда договорился с другом — это мотиватор, одному сложнее мотивироваться. Если ты можешь один себя этому научить, самодисциплине, это пригодится в таких серьёзных мероприятиях, как наш проект.
У альпиниста или горного туриста чем больше опыта, в том числе негативного, тем спокойнее воспринимаешь всё и находишь позитивные моменты, выполняешь работу и потихоньку добираешься в дом, в тепло и понимаешь, что смог, сделал. Это влияет на дальнейшую мотивацию, на развитие. Мы изначально решили, что нет смысла вместе бегать. Очень много времени это занимает, куда-то ездить. Все и так понимают, на что подписались, все взрослые люди и личная подготовка уже на их ответственности.
Московский марафон
В сентябре я пробежал Московский марафон. Бежал его второй раз. В этому году не готовился к нему, только за три дня до старта появилась возможность пробежать. Решил проверить, как отреагирует организм, есть ли выносливость. Это была и моральная проверка. Когда ставишь себе цели и достигаешь их, вырабатывается в голове положительная реакция на дальнейшую деятельность, на постановку новых целей. Это работает во всех сферах — ставишь маленькие задачи, чтобы потом выполнить большую. Так все мои небольшие поездки должны помочь уже на большой и сложной горе достичь результата.
Бежал с другом, выбрал темп поменьше, чем в прошлый раз. Лил дождь, и я думал, как хорошо бы бежать десятку. Но это было 42 км. Вокруг таких людей были тысячи, и среди них много людей в возрасте, людей не в лучшей форме, которые продолжали бежать, и это мотивировало.
Морально трасса далась намного легче, потому что уже знал трассу, повороты, где финиш. В этом году была усталость мышц ног, которая говорила о том, что надо терпеть. И ещё, конечно, должно быть большое желание, большое «хочу». Если ты не хочешь достигнуть, то найдёшь достаточное количество причин, чтобы не достигнуть. Сойти с дистанции довольно просто, особенно после 30 км, когда ты уже уставший. В этот раз у меня последние 2 км были очень длинными. Казалось, что они не закончатся. То же самое, когда человек первый раз идёт на тот же Эльбрус, он не знает весь путь, и фишка в том, насколько его хватит.
Горы для многих людей — это не покорение гор, а покорение своих слабостей, борьба с собой, доказать, что ты ещё что-то можешь. Для этого кто-то бегает, кто-то ходит в длительные походы, путешествует.
Каждый находит свою борьбу, я нахожу её в том, что достаточно немного потерпеть, настроиться и идти к цели. Ты можешь быть суперподготовленным, у тебя может быть отличная акклиматизация, может быть хорошая погода, но морально ты перегорел. Поэтому очень важно уметь терпеть.
После второго раза могу с уверенностью сказать, что любой здоровый человек, если не хочет каких-то суперрезультатов, а просто пройти дистанцию, может это сделать. Нужно просто уделить полгода тренировкам, а потом потерпеть последние 8-10 км.
Октябрь. Месяц перед горами
Сейчас у нас месяц плотного бега. Тренируюсь по составленному Димой Павленко плану. На каждой неделе 6 тренировок по 10-15 км, чтобы организм научился восстанавливаться в стрессе. Не так, что пробежал и потом пару-тройку дней отдыхаю, а чтобы мышцы были постоянно в работе. Это поможет нам на пиковых нагрузках на горе. Организму будет привычно, что ты длительные промежутки идёшь без остановок.
Основным в подготовке было походить в горах. Промежуточные поездки были нужны в психологическом и в физическом плане. В физическом плане — организм запоминает нагрузки и быстрее приспосабливается, снова оказавшись на высоте. Вырабатывается общая выносливость. Полезно и для тренировки мышц ног. Продолжительные спуски, подъёмы сложно прорабатывать в городских условиях. Их можно набегать на рельефе, но всё равно не так много, как в горах.
У нас в группе нет большого объёма, который мы бы ходили или тренировались вместе. Да, есть некие притирания, естественно. Например, кто-то так станции делает, кто-то по-другому, как верёвку таскать, спускаться и так далее. Но мы работаем вместе, вместе решаем повседневные задачи, по сути, быт. И это даже важнее всего остального. И главное, мы хотим сделать такой проект, это очень большая общая цель, которой мы хотим достигнуть.