Этот материал — перевод статьи QC Lab: Twisty Ropes о причинах и рисках перекручивания альпинистских верёвок. Black Diamond опубликовали её в декабре 2018 года. Я расширил оригинал: добавил свои комментарии и свежие примеры.
QC Lab — это блог американской компании Black Diamond, в рамках которого сотрудники отдела контроля качества, того самого QC (quality control), отвечают на популярные вопросы об альпинистском снаряжении, тестируют и развеивают мифы о нём.
Почему перекручивается верёвка
Ввязываетесь ли вы в обвязку, страхуете лидера, лезете вторым, спускаете или спускаетесь сами; используете одинарную верёвку или сдвоенную, новую или старую — злополучные барашки всегда появляются. Кажется, что вместе с альпинизмом и скалолазанием появился и синдром перекрученной верёвки.
Но почему это происходит? Как это происходит? Насколько это опасно? Как этого можно избежать? И что будет, если сорваться на скрученной в бараний рог «динамике»? На все эти вопросы постарался найти ответы гуру в снаряжении и по совместительству руководитель отдела контроля качества компании Black Diamond Колин Пауик.
Если разматывать бухту, смотанную таким способом, «с пола», могут появиться перекруты. На каждое вытянутое кольцо образуется по одному продольному перекруту. Получается, что верёвка не раскручивается, а растягивается по спирали. На естественное спрямление перекрутов уйдут дни, а чтобы устранить барашки вручную, придётся много раз протягивать верёвку от одного конца до другого.
Чтобы сразу правильно разбухтовать верёвку, сложенную кольцом, делайте это методом «колесо». Накиньте верёвку и круговыми движениями согнутых в локтях рук разматывайте её перед собой. Так вы повторите в обратном порядке последовательность намотки на заводе.
Недавно (оригинальная статья была написана в 2018 году — прим. переводчика) большинство производителей перешли на новые технологии намотки. Теперь верёвку можно вытягивать за конец прямо из заводской упаковки и не бояться, что перекруты появятся.
На этих видео наглядно демонстрируются преимущества новых технологий намотки динамических верёвок.
Технология Twist Free чешского производителя верёвок Tendon
Технология 3D Lapcoil от немецкого производителя альпинистского снаряжения Edelrid
Может показаться, что возможность стартовать трассу, не вынимая верёвку из упаковки, не тянет на звание большой инновации. Но то, что новые технологии устранили одну из причин перекручивания новых верёвок и сэкономили время и нервы сотням скалолазов, — это факт.
Бухту с пометкой Climb Ready, Ready to Climb или другой подобной маркировкой, свидетельствующей о современном способе намотки, не следует разматывать колесом с рук. В этом случае вы, наоборот, получите перекруты.
Что делать, чтобы перекруты не появились при повседневном использовании?
Бухтуйте веревку полукольцами. Этот способ подразумевает попеременное укладывание витков, то вправо, то влево, поддерживая общее нейтральное состояние верёвки. Разматывать такую бухту можно обычным способом, не боясь перекручивания.
Используйте специальные баулы и сумки для верёвки. Укладывайте («песочьте») верёвку одним концом на встроенный коврик или непосредственно в сумку, равномерно заполняя её объём и при необходимости трамбуя.
Перекруты из-за угла перегиба верёвки
Когда верёвка проходит через направляющие точки, изгибаясь и меняя своё направление, она может перекручиваться. Одним из самых распространённых примеров таких направляющих служит спусковая станция в скалолазании.
Чаще всего скалолазные станции представляет собой две надёжные точки страховки, соединенные между собой металлической цепью и имеющие стальное кольцо, через которое пропускается спусковая верёвка. Такая конструкция наименее склонна к перекручиванию веревки
Бывают и случаи, когда две расположенные рядом точки не соединены в станцию, но за счёт цепи могут примыкать вплотную друг к другу так, что соединяющая их дюльферная верёвка принимает форму перевёрнутой буквы V. Но и в этой ситуации вероятность перекручивания верёвки при спуске лидера «парашютиком» будет не велика.
Если точки страховки находятся на расстоянии друг от друга, да так, что пропущенная через них верёвка похожа на букву «П», то вероятность появления барашков при спуске лидера резко повышается.
Дело в том, что когда верёвка проходит через одну или несколько направляющих точек, оси которых не перпендикулярны центральной оси верёвки, на внешнюю её часть действует различное по степени трение. Оно компенсируется за счёт вращения верёвки. Причём, в отличие от перекрутов, которые образуются при неправильном разматывании верёвки, перекруты, сформированные под нагрузкой, гораздо сложнее устранить.
Чтобы избежать перекрутов, оси точек (карабинов, рапидов, звеньев цепи, колец и других), через которые проходит нагруженная верёвка, должны быть расположены строго перпендикулярно центральной оси верёвки.
Делаем вывод:
- если на разнесённых точках станции есть элементы, свободно вращающиеся и способные подстраиваться под направление верёвки, например кольца, тогда перекрутов будет немного;
- если в шлямбурных ушах только рапиды, которые не могут выровняться под прямым углом относительно проходящей через них верёвки, готовьтесь к барашкам.
Можно модернизировать неудачную станцию, сблокировав её цепью или установив на каждую из точек по направляющему кольцу или рапиду из личного арсенала. Либо слегка усложнить себе жизнь, дюльфернув по двойной верёвке, зато избежав необходимости потом её спрямлять.
Перекруты при изгибании верёвки через малый радиус
Доводилось ли вам когда-нибудь делать завитки на атласной ленте? Если нет, то вы наверняка видели как это делают флористы, украшая букеты цветов. Для этого они берут ножницы и с усилием протягивают ленту об их острый край и получают на выходе кудряшки.
С верёвкой происходит то же самое, если она проходит под нагрузкой через элемент с малым радиусом или закруглением, например карабин. У большинства современных моделей карабинов и рапидов поперечное сечение достаточное, чтобы не крутить верёвку. Но если на карабине протёрта глубокая и острая канавка, на верёвке будут образовываться перекруты.
Перекруты при спуске на «восьмёрке» или с помощью узла UIAA (УИАА)
Современные альпинисты и скалолазы узел Мунтера, он же UIAA, используют редко, но если альпинисту придётся спускаться или страховать узлом UIAA, то на конце верёвки он получит множество барашков. С многочисленными перекрутами сталкиваются и пользователи спускового устройства «восьмёрка».
Чтобы устранить перекруты при использовании узла Мунтера или спускового устройства «восьмёрка», не закрепляйте конец верёвки, оставьте его свободно висящим. Так барашки, смещаемые по мере спуска к концу верёвки, будут раскручиваться самостоятельно. Чтобы не допустить образования перекрутов, членам группы следует дюльферять попеременно то на правом, то на левом узле Мунтера. За счёт разнонаправленных перекрутов верёвка будет не идеально, но выпрямляться.
В разных условиях и при неправильном использовании, перекруты на верёвке могут появиться из-за любого страховочно-спускового устройства, не исключение «корзинка» или полуавтоматическое GriGri.
Почему одни верёвки перекручиваются сильнее, чем другие
Некоторые модели альпинистских верёвок действительно более склонны к перекручиванию, чем другие. Это обусловлено уже не действиями пользователя, а конструкцией верёвок. Мягкие и гибкие модели, в которых натяжение прядей оплётки слабее, чем в жёстких, способны лучше адаптироваться к скручивающим силам. Нагрузка в них перераспределяется по длине верёвки и закручивает сердечник изнутри относительно оплётки.
Жёсткие модели из-за сильного натяжения оплётки не так эффективно поглощают скручивающие силы, поэтому верёвка радикально выворачивается и закручивается по спирали.
Как расправить перекрученную верёвку
Можно повесить верёвку на станции так, чтобы она свободно болталась на ветру и раскручивалась самостоятельно. Но это сложно: нужно искать подходящее по высоте место и долго ждать.
Универсальный способ, который можно попробовать, стоя на земле. Нужно имитировать верхнюю страховку: пропустить верёвку через две оттяжки и протянуть её несколько раз туда-сюда с усилием и периодически подёргивая.
Ещё один вариант — найти просторную полянку и походить по ней, волоча верёвку за собой, как бы «выгуливая» её.
Лучший способ, по личному опыту Колина Пауика, автора оригинальной статьи, — на земле или маршруте несколько раз протянуть верёвку через страховочное устройство типа «корзинка».
Вот жизненная история, как Колин раскручивал верёвку перед восхождением с помощью «корзинки».
Однажды Колин отправился на Аляску, чтобы подняться на один из пиков. В ангаре аэропорта города Талкитна, где они с приятелем разбирали снаряжение, Колин заметил, как его товарищ быстро разрывает заводскую упаковку верёвки, специально приобретённой для восхождения и забухтованной по классике, и вываливает её на пол. Одно мгновение — и новая верёвка только что превратилась в запутанный клубок. Альпинистам пришлось сначала растянуть верёвку на взлётно-посадочной полосе, покрытой снегом, привязать конец к шасси самолёта, надеть обвязки и разойтись на 70-метровую длину верёвки, попутно протягивая ту через ATC («корзинка» Black Diamond). Проделав эту операцию по три раза каждый, им удалось распутать верёвку и отправиться на восхождение.
Динамические испытания перекрученной верёвки
Колина Пауика, ответственного за качество снаряжения в компании Black Diamond, всегда волновал вопрос: рискует ли пользователь во время динамической нагрузки на перекрученную верёвку? Может ли падение или срыв на перекрученной верёвке привести к повреждению её сердечника? Чтобы это выяснить, Колин и его команда собрали в офисе Black Diamond верёвки и отправились на испытательный полигон.
Перекрученную динамическую верёвку испытывали по двум сценариям:
1. Имитировали падение с верхней страховкой (ВС): один конец верёвки крепили к станционному карабину с помощью узла «восьмёрка», а другой привязывали к тестовому грузу и сбрасывали с небольшим провисом.
2. Имитировали падение с нижней страховкой (НС): пропускали верёвку снизу вверх через оттяжку, крепили конец к тестовому грузу и сбрасывали с фактором 1.0.
В обоих сценариях применялась жёсткая страховка. Такой подход хоть и исключает ряд реалистичных факторов, снижающих получаемые нагрузки, например протравливание верёвки в страховочном устройстве и динамику тел страхующего и сорвавшегося, зато обеспечивает стабильные результаты.
Для испытаний использовались новые и бывшие в употреблении верёвки разных диаметров. Чтобы показать, что получилось по итогам теста, я перевёл таблицу с образцами и результатами.
В этой таблице указаны характеристики образцов, которые испытывал Колин: диаметр и состояние верёвки до теста.
Образец | Описание |
---|---|
Зелёная 9,4 мм, б/у | Верёвка Колина — сильно потрёпанная. Вот-вот отправится на покой |
Розовая 8,1 мм, б/у | Верёвка Колина — потрёпанная половинка. Ещё послужит |
Оранжевая 7,9 мм, новая | Новая верёвка BD |
Фиолетовая, 8,0 мм, б/у | Верёвка Колина — сильно потрепённая половинка |
Синяя, 9,9 мм, новая | Новая верёвка BD, без пропитки, неправильно разбухтованная |
В этой таблице — результаты испытаний с верхней и нижней страховкой.
Образец | Испытание | Нагрузка, кН | Комментарий |
---|---|---|---|
Зелёная 9,4 мм, б/у | ВС | 4,65 | Внешних повреждений нет |
Розовая 8,1 мм, б/у | ВС | 3,81 | Внешних повреждений нет |
Оранжевая 7,9 мм, новая | ВС | 4,37 | Внешних повреждений нет |
Фиолетовая, 8,0 мм, б/у | НС через оттяжку | 5,72 | Внешних повреждений нет |
Зелёная 9,4 мм, б/у | НС через оттяжку | 6,79 | Веревка сплющена, просвечивает сердечник |
Синяя 9,9 мм, новая | НС через оттяжку | 6,97 | Внешних повреждений нет |
Оранжевая 7,9 и розовая 8,1 | НС через оттяжку | 6,52 | Внешних повреждений нет |
Зеленая 9,4 мм, б/у | НС через карабин | 5,72 | Внешних повреждений нет |
На основе этих ограниченных, но суровых испытаний Black Diamond можно сделать вывод, что риск значительного повреждения перекрученной верёвки в случае срыва лидера с нижней или второго с верхней страховкой крайне мал. При этом отмечу, что среди всех испытуемых верёвок наибольшие признаки повреждения — значительное сплющивание и просвечивание сердечника сквозь оплётку — показала самая изношенная модель. Что, впрочем, закономерно.
Важно
Несмотря на обнадёживающие результаты динамических испытаний компании Black Diamond, расслабляться не стоит. Есть и другие риски. Если большой виток попадёт в руку, удерживающую свободный конец спусковой верёвки, человек от неожиданности может разжать пальцы и потерять контроль над спуском.
О чём ещё рассказывал Колин Пауинк из Black Diamond: