Сколько стоит комфорт в горах? Компания Arcteryx оценивает его примерно в 900 долларов. Такая розничная цена у легендарной куртки Alpha SV — бескомпромиссной защиты от осадков. Альпинисты и ледолазы платят не только за технологичные ткани, но и за кропотливые исследования, многочисленные тесты в реальных условиях и высококачественное производство. На примере Alpha SV разберёмся, кто работает над экипировкой Arcteryx, какие этапы проходит каждая модель и из чего складывается её стоимость.
Alpha SV в Arcteryx любят и боготворят. Именно с работы над этой курткой в 1998 году начались партнёрские отношения Arcteryx и Gore, которые продолжаются до сих пор и привели обе компании к лидерским позициям на рынке. За 20-летнюю историю модели дизайн и материалы куртки обновляли шесть раз. Самые масштабные изменения произошли в 2016 году. К ним готовились больше двух лет.
Исследовательские работы в Arcteryx
Большая доля в цене куртки — R&D, или научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В Arcteryx ими занимается специальный отдел, на один проект может уйти несколько лет. Редизайном Alpha SV руководил Грег Гренцке. Первым делом его команда оценила жизненный цикл куртки и посмотрела, как она воздействует на окружающую среду. Чтобы уменьшить негативное влияние, исследователи хотели использовать переработанные ткани, но после длительных обсуждений отказались от этой идеи. Поняли, что минимум вреда куртка нанесёт, если будет максимально долговечной: чем реже люди покупают одежду, тем меньше ресурсов тратится на производство. Предыдущие версии модели тоже были прочными, до сих пор можно встретить альпинистов в моделях 2001 года, но дизайнеры решили ещё увеличить плотность верхней ткани с 80 до 100 денье.
Самые полезные отзывы о продукте могут оставить только те, кто использовал его в реальных условиях, поэтому Гренцке запрашивал отчёты у сотрудников гарантийного отдела и общался с гидами, которые «живут» в экипировке 250 дней в году. Так у куртки выявили «слабое» место в области шеи. Из-за пота, солнцезащитных кремов и масел мембрана в этой зоне иногда отслаивалась, хуже дышала и пропускала воду. Чтобы устранить проблему, предложили добавить на воротник дополнительный слой ткани, который собирает влагу и жир.
Ещё команда поработала над снижением веса куртки. Специалисты подсчитали, что, если уменьшить припуски на швы с 17 до 8 миллиметров и использовать новые ползунки RS на влагостойких молниях, можно серьёзно сэкономить в весе. Раньше в Alpha SV использовали обычные замки-собачки, конструкция которых не позволяла им максимально плотно прижиматься к ткани. Чтобы в зазоры не попадала влага, приходилось нашивать специальные клапаны. В современных версиях от таких ползунков отказались. В куртки устанавливают замки, которые «въезжают» в ткань и не требуют дополнительной защиты. Сейчас куртка легче на 30% по сравнению с моделью прошлого поколения. Мужская весит 490 грамм, женская — 440 грамм.

Прототипы и тесты Arcteryx
Второй, не менее сложный, трудоёмкий и финансово затратный этап — подбор материалов и изготовление прототипов. Его ведёт группа дизайнера одежды Брайли Геддис. Брайли опытная горнолыжница и суперпрофессионал в работе с тканями и материалами. Рядом с компьютером у неё стоит швейная машина, на которой дизайнер перешивает старые куртки, комбинирует ткани и экспериментирует со швами.
Почти год Брайли Геддис изучала материалы в лаборатории и рассылала амбассадорам «куртки Франкенштейна». Гиды и спортсмены тестировали одежду, в которой правая и левая сторона были сшиты из разных видов мембраны Gore-Tex. Они в реальных условиях сравнивали, как работает каждый материал, а потом делились впечатлениями.
После того как Брайли Геддис выбрала материал — в Alpha SV это мембранный трёхслойный ламинат N100P-X 3L Gore-Tex Pro, команда приступила к созданию дизайн-макета куртки. Это детальный чертёж конечного продукта, к которому прилагаются образцы тканей и фурнитуры. Например, проверенной временем и тысячей альпинистов системы регулировки Cohaesive или влагостойких молний WaterTight.
По макету дизайнеры создали прототип и отправили его на фабрику ARC'One в Ванкувере. Несмотря на то, что продукты, сделанные здесь, обходятся компании дороже, всю технически сложную экипировку собирают на канадском заводе. Бренд отказывается от экономии в производстве, но выигрывает в простоте коммуникаций и времени принятия решений. От дизайн-центра до фабрики ехать не дольше часа, поэтому все вопросы менеджеры, дизайнеры и конструкторы быстро обсуждают на месте.
Обычно прототипы будущей экипировки дорабатываются не больше трёх раз, но Брайли Геддис известна в компании ещё и тем, что не раз увеличивала это число до 12. Каждая такая попытка отодвигает срок выхода модели на рынок и увеличивает затраты. Зато на выходе получается идеальный продукт.
Для каждого сезона команда дизайнеров создаёт новые цвета: по семь для мужских и женских моделей. Чтобы выбрать те, которые пойдут в серию, их пробуют на реальных моделях. Когда цвета определены, в компании устраивают вечеринку, на которой придумывают им названия. Самые лучшие, как это ни странно, сочиняют в IT-отделе.
Производство и контроль качества в Arcteryx
Что можно успеть за 259 минут? Сходить в кино, слетать из Москвы в Барселону или простоять в пробке, добираясь из Бибирево в Саларьево в час пик. А рабочие на заводе Arcteryx за 4,5 часа создают новую куртку Alpha SV. У модели сложные выкройки, дорогостоящий материал, поэтому им приходится проделывать 217 манипуляций на десятках станков. Права на ошибку нет.
На фабрике над созданием Alpha SV работают четыре команды по 13 человек в каждой. Эта модель — сложный в производстве штучный продукт, поэтому в день шьют не больше 120 курток.

Со склада ткань поступает на гигантские автоматические раскройные станки, которые вырезают элементы для четырёх курток за один раз. Процессы на линиях максимально оптимизированы и эффективны. Все сотрудники, кроме высококвалифицированных специалистов по сварке швов, следят за несколькими процессами. Чтобы не допустить сбои в работе и брак продукта, почти половину всех действий проверяет отдел качества.
Один из самых важных и ответственных этапов — финальная сборка. Почти вся она проходит вручную: рабочие устанавливают фурнитуру и герметизируют швы без помощи роботов. Результат проверяют на специальной машине, которая под сильным давлением подаёт воду. Если шов пропускает влагу, куртку отправляют на доработку. Но такого не случалось уже много лет, если верить словам директора по подготовке кадров на ARC'One Дейва Гарднера, который работает в компании больше 20 лет и участвовал в создании первой версии Alpha SV.
Чтобы вышить на куртке логотип и название Arcteryx, нужно сделать 1550 стежков.
Отношение канадцев к своему продукту видно во всём, что создаёт бренд. Каждый рюкзак, ботинки или куртка Arcteryx — результат работы большой команды профессионалов, который по праву оценивается гораздо выше, чем стоимость отреза ткани и заработная плата одной швеи. Arcteryx — один из самых уважаемых и популярных брендов в outdoor-сообществе, его ценят за уникальные инженерные находки, качество и надёжность экипировки. В магазине «Спорт-Марафон» представлен широкий ассортимент одежды Arcteryx, которая, несмотря на высокую цену, пользуется большим спросом.
На основе материала журнала Outside