0

Опасности путешествий по Байкалу на коньках

Источник фото: team-trip.ru
Байкал — самый большой естественный каток в России. Сотни туристов выходят на его лёд каждый год, иногда даже не подозревая обо всём, что может приготовить для них Байкал. Почти наверняка ничего не случится, но предупреждён — значит вооружён. К чему нужно быть готовым? Прежде всего к морозу, ветру, злому солнцу, торосам и пусть небольшому, но всё же риску провалиться в воду.

Мороз

Для Байкала температура -10...-15°C — это отличная погода, которая вполне комфортно переносится. Особенно если нет ветра. Но столбик термометра довольно часто опускается до -25°C днём и до -35°C ночью, а порой бывает и холоднее. Если одновременно с этим задует ветер, то на озере станет по-настоящему тяжело находиться, особенно на открытом льду вдали от берега. Поэтому тщательно готовьтесь к своему походному маршруту, прогулке или гонке. Берите тёплую одежду и отслеживайте прогноз, чтобы не «поймать» сочетание сильного ветра и очень низких температур.

Ветер

Ветер на Байкале моментально выдувает тепло, обжигает морозом нос и щёки. А иногда даже срывает шапку и уносит её в Бурятию! Бороться с ветром на гладком льду очень сложно. Удержаться можно на пятнах снега, если они есть.
Байкальский ветер — настоящая стихия. Разный ветер на Байкале имеет свои имена, многие совпадают с географическими названиями, например, долин рек, откуда дует ветер: сарма, бугульдейка, баргузин, култук. Ветер на озере может разгоняться до 40 м/с. Для сравнения: ветер скоростью 60 м/с срывает крыши с домов.
Помните о том, что даже в неплохую погоду любая вещь, свободно лежащая на льду, будет моментально унесена внезапным порывом ветра вдаль, и догнать её будет почти невозможно. Это касается перчаток, крышек от термосов, еды, мусора, запасной одежды — почти всего.
На ветру очень легко отморозить открытые участки кожи на лице. Следует или тщательно заклеивать лицо тейпами, или обильно мазать специальными мазями, причём не детским кремом, а чем-то посерьёзнее, — например, составами на основе животного жира. Третий вариант — заклеить кожу тейпом, а на оставшиеся открытыми участки нанести мазь.
Подробнее
Подробнее
Куртка женская Colmar Eternity Crystal-Black
-30%
20 160 ₽
28 800 ₽
Colmar Куртка женская Colmar Eternity Crystal-Black
40 42 44 46
Подробнее

Солнце

На первый взгляд солнце — это хорошо, ведь на нём тепло и весело. Но обязательно носите солнцезащитные очки в хорошую погоду или горнолыжную маску, когда морозно и ветрено, иначе сами не заметите, как пожжёте глаза. Очки пригодятся не только на льду, но и для прогулок по суше. В хорошую погоду вероятность обгореть на Байкале весьма высока: солнечный свет отражается ото льда и снега. Поэтому не забывайте о солнцезащитном креме и регулярно обновляйте его. Мажьте им не только скулы и нос, но также губы, ноздри и под подбородком — иначе кожа в этих местах обгорит от отражённого снизу света.

Твёрдый и скользкий лёд

И это не шутка, он правда твёрдый. Если вы путешествуете по Байкалу на коньках, то точно не стоит пренебрегать защитой коленей, локтей и головы. Достаточно одного неудачного падения, чтобы ушиб помешал вам кататься дальше. Вряд ли это входит в ваши планы, не так ли?
Во время поездки на Байкал полезными будут ледоступы — резиновые ремни с шипами, которые натягиваются на подошву обуви. Как только вы сняли коньки, например, чтобы полазить по гротам, рассмотреть сокуи, ледяные сталактиты и сталагмиты или перейти через торосы, стоит сразу надеть ледоступы, чтоб не поскользнуться.

Продольные трещины

Небольшие трещины на поверхности льда шириной буквально 2–4 мм едва ли заметны, если проезжать их поперёк, но очень коварны, если расположены вдоль линии движения конька. Если лезвие конька попадёт в такую трещину, то оно в ней моментально заклинится и остановится. А вы — со всей вашей набранной кинетической энергией — нет. Как следствие гарантирован ваш полёт с возможным риском сложной травмы голеностопа или колена, вплоть до растяжений или винтовых переломов. Также высок риск поломки конька — выскакивание его лезвия из профиля, смятие профиля, поломка креплений. Поэтому всеми силами старайтесь избегать даже самой вероятности застрять лезвием в такой трещине.
Если лёд чистый, то трещинки легко отслеживаются глазом на ходу, постепенно это входит в привычку, и достаточно уже периферийного зрения. Если лёд присыпан снегом, то трещины не видны. Остаётся полагаться на везение и помнить, что чем выше ваша скорость, тем болезненнее полёт. Хорошая новость: не торопитесь сдаваться — если вы почувствовали, что одно лезвие куда-то провалилось, постарайтесь тут же на ходу перенести вес на вторую ногу и вынуть провалившееся лезвие из трещины. Часто это удаётся.

Торосы

Нередко они встают на пути, и очень лень обходить их стороной. Помните, что ледяные нагромождения могут быть неустойчивыми и скользкими. Если это не два-три шага, то пытаться перейти через них в коньках — плохая идея, лучше коньки снять и даже надеть ледоступы, если участок протяжённый. Пытаясь перейти торос на коньках, вы рискуете не только повредить или даже сломать коньки или палки, но и упасть на острые льдинки. Иногда ветер и солнце полируют их края не до округлых форм, а до острых углов — можно не только поставить себе несколько синяков, но и порвать пуховку. Бывает не зазорно переползти небольшие торосы на четвереньках — подчас это быстрее и безопаснее. Но лучше стараться торосы объезжать стороной.
Байкал. Торосы © Анна Овчарова
Байкал. Торосы © Анна Овчарова
Движение льда на Байкале происходит всё время — активнее в период становления льда и чуть менее активно позже. Когда лёд только образуется, сильный ветер может его разметать: оторвать куски, раздробить их, нагнать волной друг на друга — так образуются торосы. Разойтись в стороны может и толстый лёд. Часто это случается в так называемых местах напряжения: у мысов, на поворотах ветров, реже — на ровном, казалось бы, месте, под воздействием ветра и в силу перепада дневных и ночных температур. Ночью лёд стреляет и ухает — часто это звук образования новых трещин, после чего ветер может растащить лёд в стороны за несколько часов. Поэтому трещины с открытой и не до конца замёрзшей водой на Байкале можно найти даже в самые сильные морозы.

Торосы у трещин

Там, где лёд наползает слоями друг на друга, торосы могут прикрывать собой ещё не замёрзшую воду. Если ступить на ещё не примороженный кусок льда, он может уйти под воду под весом ноги. В результате — мокрые ноги или вообще вся одежда. Тут зависит от размеров льдины и вашего везения. Поэтому не торопитесь в таких местах и проверяйте, куда наступаете, — тыкайте палкой, аккуратно давите ногой.

Риск провалиться в воду

Под лёд на Байкале проваливаются не часто — это редкое событие, ведь лёд очень толстый. Но всё возможно! Не считая уже упомянутых ловушек в торосах, есть два способа попасть в воду на зимнем Байкале: не заметить открытую воду или «продыхи».
Открытая вода может образоваться в трещине — в месте, где лёд разошёлся в стороны. Иногда такие трещины достигают в ширину полуметра и более. А на скорости порой трудно отличить границу поверхности ровного тёмного льда от тёмной водной глади. Особенно в безветренную погоду, когда на воде нет ряби или не поднимается пар или при езде против солнца, когда лёд и вода одинаково бликуют. При малейших подозрениях на трещину с открытой водой проследите взглядом в стороны: при взгляде под другим углом иногда проще увидеть, трещина это или нет. И лучше при этом притормозить. Сложнее различить трещины, подёрнутые льдом на поверхности.
Так называемые “продыхи” — это места скопления и выхода газов. Встречаются они редко, но есть риск, что вам не повезёт и вы с ними столкнётесь. В этих местах лёд непрозрачный, мутный, ноздреватый и тонкий. Обычно на коньках такие места стараются обходить стороной интуитивно, потому что коньки по такому льду не едут. А вот велосипедисты и пешие туристы могут и не изменить траекторию.
Отдельно стоит поговорить о риске травм при проваливании в трещину. Чаще всего в трещину въезжают на полном ходу — на скорости от 15 до 30 км/ч для обычных людей и до 50 км/ч для спортсменов при попутном ветре. При этом ноги оказываются уже в трещине в воде, а тело летит дальше и ударяется об лёд как и чем придётся. Как следствие возможны такие травмы, как ушиб головы, сотрясение мозга с потерей сознания, рассечения подбородка, выбитые плечевые суставы, другие ушибы суставов и прочее. Вывод простой: чем ниже скорость, тем безопаснее.
Выходы газа - “продыхи” - на льду Байкала. В таких местах лёд тонкий и ноздреватый. Встречаются они нечасто и по такому льду коньки почти не едут, поэтому их интуитивно объезжают. Источник фото: скриншот из видео Дениса Доропея
Выходы газа - “продыхи” - на льду Байкала. В таких местах лёд тонкий и ноздреватый. Встречаются они нечасто и по такому льду коньки почти не едут, поэтому их интуитивно объезжают. Источник фото: скриншот из видео Дениса Доропея

Что делать, если провалился в воду

Здесь порядок действий зависит от ситуации.

Если вы в походе и все вещи с собой

Переодеваться следует тут же и очень быстро, пока мороз не сковал одежду: потом будет невозможно расстегнуть молнии, крепления коньков и прочее. И пока вам ещё не слишком холодно.
Однажды в походе мой товарищ провалился, быстро самостоятельно вылез, мы тут же сняли с него мокрое, достали сухое и настолько быстро догнали группу, что никто ничего не заподозрил. Выдавала только одежда, вставшая на морозе колом и примотанная к санкам сверху абы как. Поэтому катайтесь в группе, не растягивайтесь сильно, держите визуальный контакт с участниками.
Анна Овчарова, автор статьи

Если с собой только минимальный аварийный запас. В этом случае решаем по погоде:

  • Если погода хорошая, самочувствие нормальное, до дома или места, где вещи, менее 20–30 минут, то можно успеть доехать до того, как начнётся серьёзное переохлаждение организма. Можно переодеваться, меняя как нижнюю одежду на сухую, так и надевая сверху дополнительный слой.
  • Если погода плохая — мороз, ветер, случилась травма или до дома далеко, переодеваться или надевать запасное сверху надо сразу и после этого обязательно двигаться за помощью. Но в условиях сильного мороза и ветра лучше не менять нижний слой, так как делать это будет очень холодно. Достаточно будет надеть запасной верхний слой одежды и скорее двигаться.
Очень важно понимать, что ехать по продуваемому всеми ветрами Байкалу в сильный мороз, в мокрой одежде, покрываясь корочкой льда, — затея не для всех. Этот вариант подходит только тем людям, которые представляют реальные возможности своего организма и психики. Подавляющему большинству отдыхающих на Байкале стоит переодеваться в сменную одежду сразу, вызывать помощь и двигаться навстречу этой помощи.
Почему же вообще возникает необходимость ехать куда-то в мокром виде? Потому что в процессе переодевания будет потеряно много тепла и можно переохладиться сильнее, нежели двигаясь в это время к безопасному тёплому месту. Каждая ситуация индивидуальна, думать и решать надо самостоятельно — и перед выходом на лёд, продумывая, какую запасную одежду брать в этот раз, и на месте при намокании.

Проруби

Иногда на Байкале можно встретить передвижную баню на льду, любителей моржевания или аквалангистов. Их объединяет стремление выпилить прорубь. После своего отъезда выпиленные ледяные «кирпичи» они могут оставить лежать грудой рядом или положить обратно в прорубь. Отсюда выводы:
  • Если вы видите кучку ледяных блоков в чистом поле, значит, где-то рядом дырка, из которой их достали, и она могла ещё не замёрзнуть.
  • Если вы видите какую-то подозрительную квадратную неровность на льду, то лучше её объехать, вдруг это прорубь и она ещё не замёрзла.

Что взять с собой на лёд

Если вы катаетесь по Байкалу не в начале сезона по первому льду, то можно ограничиться только шильцами и защитой от ударов. Но на первый лёд спасконец надо брать обязательно. В нашем материале о снаряжении для безопасности на льду можно почитать об этом подробнее.
Не забывайте горячее питьё и еду, ледоступы, запасные вещи в гермомешке, аптечку.
Минимальный аварийный запас сменной одежды разумно брать на каждый выезд: рукавицы, шапку, бафф, носки, пакеты на ноги, термобельё, тёплую куртку.
Не катайтесь в одиночку, не убегайте далеко от ваших напарников. Покрытие сотовой сети на льду Байкала есть далеко не везде.
Помните, что высокая скорость катания хоть и манит калейдоскопом эмоций, но даёт меньше времени на оценку ситуации на льду и, как следствие, влечёт за собой повышенные риски травмы.
Отличного и безопасного вам катания!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.