- Предотвратить проваливание. Чтобы снизить риск провалиться под лёд, нужно прежде всего оценить его толщину, особенно если это первый лёд в сезоне. Для этого с собой нужно взять пешню и ледомер.
- Быстро и безопасно выбраться из воды. Если вы всё же провалились под лёд, то быстро выбраться из воды вам помогут спасательные шильца, верёвка-спасконец, правильно подобранный рюкзак со стропами, а также умение всем этим пользоваться.
- Минимизировать последствия намокания. После того как вы выбрались из полыньи, вариантов поведения много, выбор зависит от вашего опыта, психологического настроя, экипировки, времени суток, погоды, места катания и способов попадания домой. Но независимо от выбранного варианта вам понадобится сухая сменная одежда в гермомешке, средство связи в гермоупаковке, а также горячие питьё и еда.
Пешня
Тяжёлые и короткие палки не подходят для катания на озёрных коньках коньковым ходом, как на лыжах. Для участия в гонке на большие расстояния лучше подойдут лыжные палки с лыжероллерными наконечниками.
Ещё один способ следить за толщиной льда прямо во время движения — стучать коньком об лёд и слушать звук. Чем выше звук, тем тоньше лёд. Если нота повышается, то вы едете туда, где лёд тоньше, значит, пора задуматься. Надо помнить, что приём работает на относительно тонком льду, и правильно стучать всей плоскостью лезвия надо приноровиться, но всё приходит с опытом. Тонкий лёд и сам издаёт звуки: те самые стреляющие бластером по нервам «пиу-пиу», и чем выше нота, тем он тоньше и опаснее по нему ехать.
Ледомер
Удобно намотать цветную изоленту между отметками 4-5 см и 7-8 см для быстрого определения толщины льда. Также полезно подстраховать крючок выдвижным держателем-ретрактором. Такие используют для крепления бейджей, связки ключей или ски-пасса.
Спасательные шильца
- Располагаться выше груди в воротниковой зоне. Обычно они надеваются на шею, как ожерелье, так, чтобы при проваливании вам не пришлось искать их где-то под водой.
- Плотно сидеть в своём посадочном месте, не выскакивать и не болтаться, когда спрятаны острые концы и смотаны страховочные верёвочки. Это нужно, чтобы шильца не поранили вас, не порвали одежду и тому подобное.
- В рабочем положении шильца должны оставаться на страховке, чтобы они не уплыли, если вы выпустили их из рук.
- Шильца не должны тонуть.
- Важно, чтобы в шильца был встроен свисток, так как от холодной воды могут быть спазмированы голосовые связки, и у вас не получится позвать на помощь.
- Удобно, когда есть защёлка на ремне вокруг шеи: не надо менять длину, чтобы надеть и снять.
Спасательный линь
Преимущества спасконца для спасения на льду
- Более скользкая ткань чехла, которая лучше скользит по льду.
- Более вытянутая форма, отчего линь удобнее укладывать в боковой карман рюкзака.
- Более тонкая верёвка. Она меньше весит, а её прочности для веса человека достаточно. Спасконец для водного туризма толще, потому что рассчитан на другие нагрузки, например вытягивать полиспастом гружёный катамаран из «бочки».
- Имеется металлическая пряжка, на которую можно наступить для лучшего трения на льду.
- Не снимать коньки: ими проще упираться в лёд, встав боком.
- Привлечь ещё людей тянуть верёвку.
- Встать ногой, перенеся на неё весь вес тела, на металлическую пряжку на спасконце для нескользкой опоры под ногой.
- Использовать систему блоков — полиспаст.
Зажим для верёвки
- Не наматывать тонкую верёвку на кисть, а с большей эффективностью тянуть за петлю, свободно и быстро перемещая зажим по верёвке по мере вытягивания.
- Тянуть одну верёвку вдвоём: стоящий впереди — за петлю зажима, стоящий следом — наматыванием на кисть.
- Быстро подключить полиспаст.
Полиспаст
Рюкзак и стропы
- Нижняя (паховая) — закрепить рюкзак стропой между ног от спинки к поясу.
- Верхняя — организовать систему, за которую можно вытягивать человека из воды.
- Стропу петлёй на конце надевают на пояс рюкзака, а свободный конец с карабином просто крепится к лямке рюкзака на липучку, чтобы не мешался и чтобы в случае проваливания оказался не под водой. Во вторую петлю на конце ввязывается конец вашего спасконца, который у вас в рюкзаке, а в карабин встёгивается спасконец, который вам кинут. Забегая вперёд, хочется отметить, что эта система видится не самой удачной: точка крепления верёвки в районе живота усложняет прохождение перегиба при вытягивании.
- Верхняя обвязка или стропа, надетая как верхняя обвязка, с карабином в районе грудины, куда вщёлкивается спасконец. В данном случае тянуть будут не за поясник, а в области подмышек. Это хороший вариант, если вы катаетесь без рюкзака. И всегда можно сблокировать верхнюю обвязку с поясником ниже. Это вынесет точку приложения усилий выше перегиба.
- Третий вариант повторяет второй, но карабин располагается не по центру, а смещён в сторону — ближе к ключице. Делается это, чтобы при вытягивании проще было проходить перегиб.
- В четвёртом варианте стропа пропускается по спинке рюкзака и блокируется с паховой стропой. Верхний конец с карабином, в который встёгнут спасконец, остаётся в районе ключицы.
Что значит правильно и активно помогать вытаскивать себя из воды? Самый сложный момент — это прохождение перегиба: вылезти выше кромки льда и навалиться на неё. Можете провести простой эксперимент с обеденным столом: повиснуть на его краю, будто это край льда, на уровне подмышек и попробовать вылезти на столешницу. Становится ясно, что задача состоит в том, чтобы приподнять тело из воды, например сведя вместе локти, перенести вес тела вперёд и уже потом ползти на локтях. Не так просто, как звучит на словах, ведь ногами упереться не во что, на вас мокрая одежда и рюкзак, а каждая попытка отнимает силы. Но практически бесполезно тянуть провалившегося верёвкой, до тех пор пока ему не удалось приподняться и пройти перегиб.
- Свистеть в свисток, чтобы оповестить остальных.
- Кинуть свой закреплённый на рюкзаке спасконец товарищам.
- Вылезать на лёд на своих шильцах, помогая вытягивать себя из воды.
Нужны ли спасжилет и гидрокостюм
Защита: шлем, наколенники, налокотники
Что делать после того, как вы выбрались на лёд
Гермоупаковка
Сменная одежда
- Приехать на место катания на машине и оставить много сменной одежды и прочего полезного снаряжения в ней.
- Приехать без машины, но спрятать где-нибудь запасы нужного и полезного снаряжения. Но не у дороги, а отъехав на коньках.
Нелишним будет положить в герму с вещами полотенце из микрофибры. Хватит и маленького, размером с большой носовой платок, ведь его можно отжать и опять вытирать. Без полотенца сложно натянуть на мокрое тело сухое термобельё: оно прилипает, да и становится уже не настолько сухим. Также с помощью полотенца можно неплохо подсушить ботинки. Отжать их, как одежду, нельзя, а вот с силой промакивать полотенцем, чтоб оно впитало воду, можно.
Прочее снаряжение
- Фонарик пригодится, ведь световой день зимой очень короткий.
- Аптечка — лучше бы не пригодилась, но минимальный набор брать всегда надо.
- Спасательное одеяло тоже не будет лишним. Как можно его использовать, прочитайте в нашей статье «Спасательное одеяло: что это такое и как его использовать».
- Ключи от машины стоит хорошенько спрятать, чтобы они не намокли и не утонули.
- Спички/зажигалка и розжиг для быстрого разведения костра, если вы катаетесь не в черте города.
Нельзя забывать про горячее питьё и еду: на морозе это всегда актуально, а в случае намокания — и подавно. Но не надо путать питьё горячее и горячительное! Алкоголь в случае переохлаждения строго противопоказан.
Как защитить смартфон от намокания и холода
- Там теплее, и телефон дольше будет держать заряд.
- Этим местом сложно упасть на лёд так, что телефон разобьётся.
- Ниже шансы утопить современный телефон, так как грудина находится выше над водой, чем карман брюк.
Анна Овчарова, автор статьи: «Ситуация, когда все участники проваливаются под лёд, не выдумана, а основана на реальных событиях. Отец и сын катались вдвоём, провалились, к чему не были готовы, утопили телефон, чудом вылезли, а потом не могли вызвать помощь. У них не было совсем ничего из снаряжения или сменной одежды и возможности развести костёр. Повезло, что относительно рядом было шоссе, и они остановили проезжавшую машину. Мужчина сделал вывод, что коньки — это очень опасно, но так и не понял, что это он был совершенно не готов к выходу на лёд».