0

Снаряжение для безопасного катания на озёрных коньках

© Lundhags
Катание на озёрных коньках — это удовольствие и восторг! Но отправляетесь ли вы на созерцательную прогулку или участвуете в соревнованиях, никогда нельзя пренебрегать вопросами безопасности. Находясь на природном льду, всегда надо быть готовым под этот лёд провалиться. И хоть многие вылезают и обходятся без последствий для здоровья, увы, статистика смертельных случаев пополняется год от года.
Особое внимание стоит уделять безопасности при катании по водоёмам, которые лишь недавно сковал лёд. Первый лёд самый желанный — он прозрачный, красивый, гладкий, и все торопятся кататься как можно скорее, не упуская ни дня, ведь может пойти снег или случиться оттепель, и тогда катание этого сезона закончится.
Важны все три составляющие, и на каждый случай найдётся специальное снаряжение:
  • Предотвратить проваливание. Чтобы снизить риск провалиться под лёд, нужно прежде всего оценить его толщину, особенно если это первый лёд в сезоне. Для этого с собой нужно взять пешню и ледомер.
  • Быстро и безопасно выбраться из воды. Если вы всё же провалились под лёд, то быстро выбраться из воды вам помогут спасательные шильца, верёвка-спасконец, правильно подобранный рюкзак со стропами, а также умение всем этим пользоваться.
  • Минимизировать последствия намокания. После того как вы выбрались из полыньи, вариантов поведения много, выбор зависит от вашего опыта, психологического настроя, экипировки, времени суток, погоды, места катания и способов попадания домой. Но независимо от выбранного варианта вам понадобится сухая сменная одежда в гермомешке, средство связи в гермоупаковке, а также горячие питьё и еда.

Пешня

Пешня — это вид лома, применяемый для пробивания прорубей. Аналог такой пешни для современного катания на озёрных коньках — на фото ниже.
Палки для катания на озёрных коньках Lundhags Striim. Они помогают быстро проверить толщину льда
Палки для катания на озёрных коньках Lundhags Striim. Они помогают быстро проверить толщину льда
Если говорить строго, то Lundhags Striim — это пара палок с добротными металлическими наконечниками, одна из которых тяжелее другой. Именно эта тяжёлая палка и выполняет роль пешни. Их главное отличие от треккинговых или лыжных палок — большой вес и мощный острый наконечник. Лёгкой лыжной палкой просто не получится достаточно сильно ударить, чтобы проверить лёд. А главное отличие таких палок для озёрных коньков от обычной рыбацкой пешни — они не тонут.
Конечно, можно кататься и с настоящей рыбацкой пешнёй, длинной и с деревянной ручкой. Смотреться будет эффектно. Но настоящая пешня может утонуть, и две палки на деле намного удобнее. Отталкиваясь только двумя палками, можно быстро проехать какой-то участок, когда нужно проскочить слабое место на льду. Также на них удобно опираться, как на обычные треккинговые палки, при преодолении препятствий: неровностей льда, выхода на берег, спуска на лёд и тому подобное. К тому же две палки позволяют идти против сильного ветра, пусть и недолго.

Тяжёлые и короткие палки не подходят для катания на озёрных коньках коньковым ходом, как на лыжах. Для участия в гонке на большие расстояния лучше подойдут лыжные палки с лыжероллерными наконечниками.

Так как именно возможность легко пробить лёд является и главным отличием, и главной функцией, то для простоты далее по тексту комплект таких палок мы будем называть пешнёй.
Пешня — это незаменимая вещь при катании по первому тонкому льду или по незнакомым местам — словом, везде, где хочется проверить прочность льда. Сначала может показаться, что это лишнее, но достаточно одного выезда на лёд, в котором вы сомневаетесь, чтобы понять, насколько спокойнее кататься с пешнёй. В противном случае начинаешь кататься следом за кем-то, где лёд уже проверен, или за человеком с пешнёй.
Без пешни проверка толщины льда занимает довольно много времени: надо остановиться, проделать отверстие во льду и измерить. То есть, например, достать ледобур, наклониться, закрутить, выкрутить, достать штангенциркуль, линейку или ледомер, измерить, затем всё это убрать. Долго. Становится лень делать это часто, что чревато случайным выездом на тонкий лёд и проваливанием под него.
Другое дело с пешнёй: ударить по льду можно даже на ходу, продолжая движение. Со временем рука набивается, и можно соотносить приложенное усилие и полученный результат. Например, если лёд пробивается с двух ваших ударов, то толщина льда будет примерно 7 см, если с трёх-четырёх — уже более 10 см. А вот если пробивается с одного удара — значит, лёд менее 5 см, и ехать в ту сторону не стоит. Цифры условные! Каждому стоит провести индивидуальную калибровку — проделать дырки в разных местах при разной погоде, чтобы набить руку и знать, какой толщины лёд за сколько ударов средней силы удаётся пробить. Тогда не надо будет лезть за линейкой каждый раз.
При должном опыте с помощью пешни можно быстро проверить толщину льда
При должном опыте с помощью пешни можно быстро проверить толщину льда © Lundhags
Первый лёд обычно напряжён, и удар пешни рождает трещину. В гладком прозрачном льду трещина отлично видна в виде белой ленты, по ней можно визуально оценить толщину льда, посмотрев немного сбоку.
При малейших подозрениях на изменение толщины льда можно ударить один раз прямо во время движения и получить доказательства: если лёд не пробивается, всё в порядке, если пробивается, ехать не стоит.

Ещё один способ следить за толщиной льда прямо во время движения — стучать коньком об лёд и слушать звук. Чем выше звук, тем тоньше лёд. Если нота повышается, то вы едете туда, где лёд тоньше, значит, пора задуматься. Надо помнить, что приём работает на относительно тонком льду, и правильно стучать всей плоскостью лезвия надо приноровиться, но всё приходит с опытом. Тонкий лёд и сам издаёт звуки: те самые стреляющие бластером по нервам «пиу-пиу», и чем выше нота, тем он тоньше и опаснее по нему ехать.

Подбирать пешню нужно по росту, но она не должна быть столь же длинной, как лыжные палки. Например, на рост 175 см производитель рекомендует длину 144 см, а на шведских тематических форумах советуют иметь и того короче. Но во многом это дело вкуса.
Пешня пригодится, чтобы проверить бликующий лёд, лёд другого цвета, прощупать лёд в протоке, у берега и в других заведомо слабых местах.

Ледомер

Дополнить пешню можно ледомером. Это пластиковый крючок — достаточно мягкий, чтобы пролезть в узкое отверстие от палки, но достаточно упругий, чтобы расправиться в воде и зацепиться за край льда под водой. Дело в том, что отверстие от палки получается конической формы — узкое в верхней части, но широкое снизу. Форма крючка позволяет корректнее измерить толщину льда.
Крюк-ледомер — необходимое дополнение к пешне. Пока рука не набита, сложно определять толщину льда одним лишь ударом пешни. Пока вы будете практиковаться, замеры лучше всего проводить таким крючком. Но даже после того, как вы освоитесь в обращении с пешнёй, ледомер не будет лежать без дела. Катание всегда начинается с оценки льда в нескольких местах. Это важно: нужно убедиться, что можно ехать. Заодно, делая замеры, вы сможете лучше изучить водоём и подтвердить свои домашние расчёты возможной толщины льда.
Ледомер — пластиковый крючок для измерения толщины льда в отверстии от пешни
Ледомер — пластиковый крючок для измерения толщины льда в отверстии от пешни
Крючок-ледомер Skyllermarks, дополненный сигнальным свистком и держателем-ретрактором
Крючок-ледомер Skyllermarks, дополненный сигнальным свистком и держателем-ретрактором. Источник фото: tur1.net

Удобно намотать цветную изоленту между отметками 4-5 см и 7-8 см для быстрого определения толщины льда. Также полезно подстраховать крючок выдвижным держателем-ретрактором. Такие используют для крепления бейджей, связки ключей или ски-пасса.

Спасательные шильца

Шильца спасательные, или, как их ещё называют, «спасалки», «самоспасалки», «ледовые шилья», — самое простое, но и самое необходимое приспособление при выходе на лёд, чем бы вы ни занимались: катанием на лыжах, на коньках, пешим переходом, кайтингом, зимней рыбалкой. Шильца представляют собой острые пики с пластиковыми рукоятками. Позволяют зацепиться за гладкий лёд и вылезти из воды.
Шильца втыкают в лёд и подтягиваются на них, выбираясь из полыньи
Шильца втыкают в лёд и подтягиваются на них, выбираясь из полыньи. Источник фото: latujapolku.fi
Шильца можно найти как в рыболовных, так и в сетевых спортивных магазинах. Однако относиться к выбору надо ответственно. К сожалению, не все шильца достаточно крепкие, не все модели удобно крепятся на теле/одежде/снаряжении и не все удобны в использовании. Поэтому до выхода на замёрзший водоём лучше в тестовом режиме поползать с шильцами на прочном льду — и потренируетесь, и проверите их на прочность и удобство.
Шильца спасательные с сигнальным свистком. Без них выход на лёд строго не рекомендуется
Шильца спасательные с сигнальным свистком. Без них выход на лёд строго не рекомендуется. Источник фото: latujapolku.fi
Требования к шильцам просты. Они должны:
  • Располагаться выше груди в воротниковой зоне. Обычно они надеваются на шею, как ожерелье, так, чтобы при проваливании вам не пришлось искать их где-то под водой.
  • Плотно сидеть в своём посадочном месте, не выскакивать и не болтаться, когда спрятаны острые концы и смотаны страховочные верёвочки. Это нужно, чтобы шильца не поранили вас, не порвали одежду и тому подобное.
  • В рабочем положении шильца должны оставаться на страховке, чтобы они не уплыли, если вы выпустили их из рук.
  • Шильца не должны тонуть.
  • Важно, чтобы в шильца был встроен свисток, так как от холодной воды могут быть спазмированы голосовые связки, и у вас не получится позвать на помощь.
  • Удобно, когда есть защёлка на ремне вокруг шеи: не надо менять длину, чтобы надеть и снять.
Стоимость изделия — 500 рублей и выше.
Почему шильца — это самое важное? Потому что они всегда с вами. Неважно, катаетесь вы один или в компании, шильца будут при вас. И в отличие от спасконца, чтобы привести их в действие, вам не нужен второй человек, который куда-то уехал или тоже рядом с вами провалился.

Спасательный линь

Спасательный линь Lundhags Norrora для спасения на льду
Спасательный линь Lundhags Norrora для спасения на льду
Приближаться к угодившему под лёд человеку опасно: можно провалиться самому, и тогда утопающих станет двое. Спасательный линь позволяет оказать помощь на расстоянии. Это нетонущая полипропиленовая верёвка, правильно уложенная в чехол, часто с утяжелителем, с петлёй на конце, в которую можно встегнуться или схватиться за неё рукой. Утяжелитель нужен, чтобы была возможность кидать верёвку при сильном встречном или боковом ветре или на большое расстояние, если человек заехал в центр большой полыньи. Правильная укладка обеспечивает свободное расправление верёвки, чтобы она не спуталась при броске. В экспедиционных версиях вместо штатного утяжелителя можно уложить инструменты/ремнабор или что-то тяжёлое, что не боится воды, чтобы зря не таскать лишний вес.
Можно ли использовать спасконец, предназначенный для водного туризма? Да, в целом можно. Лучше такой, чем никакой, но отдавайте себе отчёт, в чём отличия между ними.

Преимущества спасконца для спасения на льду

  • Более скользкая ткань чехла, которая лучше скользит по льду.
  • Более вытянутая форма, отчего линь удобнее укладывать в боковой карман рюкзака.
  • Более тонкая верёвка. Она меньше весит, а её прочности для веса человека достаточно. Спасконец для водного туризма толще, потому что рассчитан на другие нагрузки, например вытягивать полиспастом гружёный катамаран из «бочки».
  • Имеется металлическая пряжка, на которую можно наступить для лучшего трения на льду.
Как и любое спасательное снаряжение, линь должен быть рядом. Важно хранить его во внешнем кармане рюкзака, но не перетягивать боковыми стяжками, чтобы можно было достать одной рукой, не снимая рюкзак. Свободный конец верёвки (торчащий из чехла) нужно держать пристёгнутым к себе, в верхнюю обвязку/стропу, за которую можно вытягивать из воды. Таким образом, кинуть спасконец можно будет моментально, буквально одним движением руки.
Особенно актуально это, когда нужно кидать спасконец из воды. Преимущество броска из воды в том, что спасающие могут куда-то дойти по льду за концом, а кидая спасконец пострадавшему, надо попасть точно в него, что из-за ветра может быть нелегко. А ведь утопающий никуда доплыть и даже дотянуться до верёвки не сможет.
Подтягивание провалившегося спасконцом сильно облегчает задачу по вылезанию на лёд с помощью шильев, где самое сложное — это прохождение перегиба, края льда. Справедливо и обратное: провалившийся должен активно помогать тянущим — подниматься на локтях над кромкой льда, наваливаться корпусом вперёд на лёд, потом поднимать ноги к поверхности воды.
При вытягивании провалившегося лучше стоять не на скользком льду, а на снегу или на берегу, в противном случае провалившийся может стаскивать спасителя верёвкой к себе в воду. Если такой возможности нет, то нужно:
  • Не снимать коньки: ими проще упираться в лёд, встав боком.
  • Привлечь ещё людей тянуть верёвку.
  • Встать ногой, перенеся на неё весь вес тела, на металлическую пряжку на спасконце для нескользкой опоры под ногой.
  • Использовать систему блоков — полиспаст.

Зажим для верёвки

Верёвку спасконца следует заранее пропустить в зажим закрытого типа и так и хранить.
Применение зажима позволяет:
  • Не наматывать тонкую верёвку на кисть, а с большей эффективностью тянуть за петлю, свободно и быстро перемещая зажим по верёвке по мере вытягивания.
  • Тянуть одну верёвку вдвоём: стоящий впереди — за петлю зажима, стоящий следом — наматыванием на кисть.
  • Быстро подключить полиспаст.
Также будет полезен зажим открытого типа, который можно подключить к любому, даже уже нагруженному спасконцу и вытягивать пострадавшего другим.
Зажим из литого нейлона подходит для любых верёвок диаметром от 3 до 6 мм, кроме дайнимы. Для верёвок из дайнимы следует выбрать алюминиевый зажим. Бывают двух типов: закрытого и открытого
Зажим из литого нейлона подходит для любых верёвок диаметром от 3 до 6 мм, кроме дайнимы. Для верёвок из дайнимы следует выбрать алюминиевый зажим. Бывают двух типов: закрытого и открытого. Источник фото: rescuepowerline.com

Полиспаст

Заготовка для быстрой организации полиспаста с возможностью закрепиться на льду и вытащить провалившегося с меньшим усилием. Может быть полезна в случае, если у провалившегося недостаточно сил и требуется ощутимая помощь. Например, человек травмировался или запаниковал. Состоит из якоря, верёвки, карабина — всё это укладывается внутрь яркого чехла. Для закрепления на вытягиваемой верёвке будет полезен зажим.
Наглядный пример того, как работает полиспаст при спасении провалившегося под лёд

Рюкзак и стропы

Комплект строп Lundhags Secura Safety System
Комплект строп Lundhags Secura Safety System
Зачем нужны стропы:
  • Нижняя (паховая) — закрепить рюкзак стропой между ног от спинки к поясу.
  • Верхняя — организовать систему, за которую можно вытягивать человека из воды.
По нижней стропе разночтений нет: это 1-2 стропы или репшнур, которые привязываются к силовым петлям на дне рюкзака у спины, пропускаются между ног и надеваются петлёй на конце на пояс рюкзака. Нужно это, чтобы рюкзак в воде не всплывал выше головы, а, наоборот, поддерживал тело на плаву, подхватывая вас за таз. При вытягивании из полыньи паховая стропа будет работать в тандеме с рюкзаком как нижняя обвязка, если она сблокирована с верхней стропой, в которую вщёлкнут спасконец.
Паховые петли на рюкзаке Fjallraven Langfard
Паховые петли на рюкзаке Fjallraven Langfard
А вот о том, как крепить верхнюю стропу на себе, чтобы потом вас было удобнее вытягивать из воды, ведутся споры. Приверженцы разных решений подкрепляют свою точку зрения не только теоретическими выкладками, но и экспериментально. Например, инсценируя всё в бассейне с подводной съёмкой. Вариантов крепления стропы четыре:
  • Стропу петлёй на конце надевают на пояс рюкзака, а свободный конец с карабином просто крепится к лямке рюкзака на липучку, чтобы не мешался и чтобы в случае проваливания оказался не под водой. Во вторую петлю на конце ввязывается конец вашего спасконца, который у вас в рюкзаке, а в карабин встёгивается спасконец, который вам кинут. Забегая вперёд, хочется отметить, что эта система видится не самой удачной: точка крепления верёвки в районе живота усложняет прохождение перегиба при вытягивании.
  • Верхняя обвязка или стропа, надетая как верхняя обвязка, с карабином в районе грудины, куда вщёлкивается спасконец. В данном случае тянуть будут не за поясник, а в области подмышек. Это хороший вариант, если вы катаетесь без рюкзака. И всегда можно сблокировать верхнюю обвязку с поясником ниже. Это вынесет точку приложения усилий выше перегиба.
  • Третий вариант повторяет второй, но карабин располагается не по центру, а смещён в сторону — ближе к ключице. Делается это, чтобы при вытягивании проще было проходить перегиб.
  • В четвёртом варианте стропа пропускается по спинке рюкзака и блокируется с паховой стропой. Верхний конец с карабином, в который встёгнут спасконец, остаётся в районе ключицы.
Способ крепления, когда стропа пропускается по спинке рюкзака и блокируется с паховой стропой. Верхний конец с карабином, в который встёгнут спасконец, остаётся в районе ключицы. Источник фото: rescuepowerline.com
В продаже есть готовые решения под любой вариант, но несложно повторить идею и самому.
После просмотра разных видеосюжетов с постановочным и настоящим проваливанием и последующим вытаскиванием складывается впечатление, что вытащить из воды человека, который правильно и активно помогает в преодолении перегиба, можно с любой системой крепления строп. Сложности начинаются тогда, когда человек в воде не оказывает особого содействия. Тогда лучше всего работает четвёртая система строп, так как поднимает таз ближе к поверхности воды, и верёвки не упираются в край льда.

Что значит правильно и активно помогать вытаскивать себя из воды? Самый сложный момент — это прохождение перегиба: вылезти выше кромки льда и навалиться на неё. Можете провести простой эксперимент с обеденным столом: повиснуть на его краю, будто это край льда, на уровне подмышек и попробовать вылезти на столешницу. Становится ясно, что задача состоит в том, чтобы приподнять тело из воды, например сведя вместе локти, перенести вес тела вперёд и уже потом ползти на локтях. Не так просто, как звучит на словах, ведь ногами упереться не во что, на вас мокрая одежда и рюкзак, а каждая попытка отнимает силы. Но практически бесполезно тянуть провалившегося верёвкой, до тех пор пока ему не удалось приподняться и пройти перегиб.

Итак, каков верный порядок действий после того, как вы провалились в полынью, и как грамотно использовать описанное нами снаряжение:
  • Свистеть в свисток, чтобы оповестить остальных.
  • Кинуть свой закреплённый на рюкзаке спасконец товарищам.
  • Вылезать на лёд на своих шильцах, помогая вытягивать себя из воды.
Тренировка спасения из полыньи. Участники должны выбраться на лёд после того, как провели в воде 8 минут. Двое вылезли самостоятельно — на шильцах. Третьего вытягивают с помощью спасконца

Нужны ли спасжилет и гидрокостюм

Часто звучат вопросы, нужен ли спасжилет и сухой гидрокостюм? Они пригодятся, если кататься по самому первому льду, когда вероятность провалиться слишком высока. Сухой гидрокостюм с носками позволяет выйти буквально сухим из воды и продолжить катание, хотя мокрые ботинки, безусловно, будут холодить.
Спасжилет полезен, если вы катаетесь без рюкзака с воздухом в гермах, который повышал бы вашу плавучесть.
Если вы катаетесь с рюкзаком, стоит убедиться, что рюкзак надевается на ваш спасжилет и вам всё ещё удобно. Например, если внутри надувные отсеки, то надувать придётся только передние. Бывают и самонадувающиеся спасжилеты, состоящие только из передней части.
Не забывайте, что победить должен здравый смысл: если в спасжилете вы чувствуете себя неуклюже или передние надувные отсеки настолько большие, что помешают вам быстро выбраться на лёд, лучше отказаться от этой идеи. Всё-таки главное — быстрее вылезти, а не комфортнее расположиться в воде. Например, в шведских клубах существует запрет на спасательные жилеты. Но есть энтузиасты катания по первому льду, которые катаются в жилетах с пеной внутри, как минимум в России и в США.
Гидрокостюм и спасжилет нужны, пожалуй, для самых отчаянных, кто готов сильно рисковать. Для обычного катания это снаряжение скорее избыточно.

Защита: шлем, наколенники, налокотники

Эти вещи не помогут вам вылезти и не уберегут от проваливания, но безопасность катания повышают, да ещё как. Ведь провалиться под лёд — это редкость и событие, а запнуться об мусор или трещину на льду и упасть — обычное дело. В общем-то, не так страшно упасть, как страшно упасть неудачно и на несколько недель или месяцев «вылететь» из активных развлечений или тренировочного процесса. Гораздо комфортнее надеть защиту и снизить риски от падения.
Наколенники не только обезопасят ваши колени от удара, но и удобны. Можно привстать на одно колено, чтобы поправить шнурок, сделать красивые кадры или рассмотреть что-то подо льдом. Пожалуй, 90% случаев падения завершаются приземлением на колено.
Наколенники Lundhags из вспененного материала, не впитывающего воду
Наколенники Lundhags из вспененного материала, не впитывающего воду
Подойдут любые наколенники и налокотники, например для роликовых коньков. Но если есть выбор, лучше предпочесть те, у которых поменьше поролона и толстых резинок, под которыми тело сначала отпотевает, а потом замерзает.
Шлем приветствуется. На озёрных коньках скорость выше, а лёд всё такой же твёрдый. Как минимум стоит надевать шлем в первый выход на лёд в сезоне, чтобы вспомнить всё и заново привыкнуть к конькам. И абсолютно точно шлем нужен при скоростном катании и в случае участия в соревнованиях.

Что делать после того, как вы выбрались на лёд

В случае серьёзного намокания продолжать катание — сомнительная затея. Допустим, вы понимаете, что на сегодня хватит, тогда надо быстро оценить, как вы будете добираться до дома. Если вам нужно проехать не очень большое расстояние на коньках до машины или до места, куда можно вызвать такси, то порой лучше это сделать сразу, пока в крови ещё бурлит адреналин.
Достаточно сменить шапку и рукавицы, может, накинуть от ветра спасодеяло и двигаться. С современной технологичной одежды вода быстро стекает, теплоизоляция синтетики во влажном виде падает не так сильно, как у натуральных утеплителей, а на морозе одежда покроется корочкой льда, и в движении станет чуть теплее. Достигнув берега, сможете переодеться в сухую одежду и обувь, в которой будете уезжать. Звучит сурово и подходит не всем. Старайтесь трезво оценивать свои возможности и действовать по собственным ощущениям.
Конечно, если с вас течёт «хоть отжимай», есть смысл быстро переодеться в сухое выше пояса. Возня со штанами и ботинками может затянуться. Уверены, что сделаете это быстро? Тогда снимайте. Только не накидывайте мокрый рюкзак сверху на сухое: или постелите под него спасодеяло, или везите в руке, или попросите товарищей помочь довезти. Например, можно подвесить рюкзак на палки и везти его вдвоём.
Если ехать далеко или вы решаете покататься ещё, то надо обстоятельно переодеться, максимально отжимая и высушивая в процессе одежду и ботинки, и при этом не замёрзнуть окончательно. Разумно уйти с открытого продуваемого пространства, например, в лес, где можно укрыться от ветра, развести костёр и пообедать горячим, пока подсыхают вещи. Если вы сомневаетесь, что разведёте костёр и обустроите себе тёплый привал, то лучше переодеться, глотнуть горячего чая с углеводами и двигаться в сторону тёплого и безопасного места. Переохлаждение — это не шутки!
Если до укрытия от ветра далеко или ваша первая и единственная мысль после вылезания «переодеваться, да поскорее» — не сдерживайте себя.
Не забывайте, что переодевание мокрых вещей на морозе — тоже испытание. Помогайте своему товарищу снимать мокрое, доставать и убирать вещи, ловить всё, что уносит ветер, налейте ему горячего чая и кормите сладким, подбадривайте добрым словом. Ваше спокойное отношение к происходящему — половина успеха.
Часто места катания расположены далеко от населённых пунктов, и поездка превращается в небольшое автономное путешествие в условиях зимы с вероятностью промокнуть целиком. Поэтому крайне важно грамотно собрать рюкзак.

Гермоупаковка

При упаковке рюкзака надо помнить, что в идеале всё должно быть защищено от воды, потому что чем меньше воды наберёт ваш рюкзак, тем проще вам будет вылезать на лёд. Самое ценное или стратегически важное можно упаковать в гермоупаковку дважды. В гермоупаковки отправляются: вся сменная одежда, обувь, телефон, спички/розжиг для костра, фонарик и аптечка.
Можно использовать герметичный рюкзак, что предпочтительнее, или положить одну или несколько герм внутрь обычного рюкзака. Но в любом случае не стравливайте с них воздух: он добавит плавучести рюкзаку, а значит, и вам.
Считается, что для девушки хватит и 35-литрового рюкзака, а вот для мужчины весом 90 кг рекомендуют рюкзак объёмом 45-55 литров, с воздухом внутри. Правильно упакованный и плотно сидящий, в том числе благодаря паховым стропам, рюкзак заметно поддерживает тело на плаву — сантиметров на десять выше, а это серьёзное преимущество на старте при вылезании на лёд.
Считается, что для поддержания на плаву девушкам хватит и 35-литрового рюкзака, а вот для мужчины весом 90 кг рекомендуют рюкзак объёмом 45-55 литров, с воздухом внутри
Считается, что для поддержания на плаву девушкам хватит и 35-литрового рюкзака, а вот для мужчины весом 90 кг рекомендуют рюкзак объёмом 45-55 литров, с воздухом внутри. Источник фото: athletamag.com

Сменная одежда

Взять полный комплект сменной зимней одежды сложно — это довольно много и по весу, и по объёму. Существуют варианты облегчить себе жизнь, если у вас кольцевой маршрут:
  • Приехать на место катания на машине и оставить много сменной одежды и прочего полезного снаряжения в ней.
  • Приехать без машины, но спрятать где-нибудь запасы нужного и полезного снаряжения. Но не у дороги, а отъехав на коньках.
В обоих случаях на лёд можно будет взять с собой минимум экипировки.
Но когда маршрут линейный — начинается и кончается в разных местах, надо выбирать, что взять, а что оставить. Важнее всего взять сменное нательное бельё, шапку, перчатки, мембранные носки или носки и плотные непромокаемые пакеты на ноги.
Водонепроницаемые носки или пакеты нужны, чтобы защитить стопу от мокрых ботинок. Очень часто именно ноги оказываются мокрыми, когда вы проваливаетесь под лёд. Связано это с тем, что обычно лёд плохо замерзает у берега, где, как правило, неглубоко, а на некоторых водоёмах, вроде торфоразработок например, не везде глубоко в принципе. Когда промокли только ноги, обидно ехать домой, но и кататься холодно. А вот сменные носки и пакетики могут исправить ситуацию и позволить покататься ещё немного. Утепляющие чехлы на ботинки тоже будут не лишними.
Средний слой, например флис, можно отжать и подсушить у костра, а верхний слой можно надеть и обледенелым. Но тонкая запасная пуховка никогда не будет лишней.

Нелишним будет положить в герму с вещами полотенце из микрофибры. Хватит и маленького, размером с большой носовой платок, ведь его можно отжать и опять вытирать. Без полотенца сложно натянуть на мокрое тело сухое термобельё: оно прилипает, да и становится уже не настолько сухим. Также с помощью полотенца можно неплохо подсушить ботинки. Отжать их, как одежду, нельзя, а вот с силой промакивать полотенцем, чтоб оно впитало воду, можно.

Прочее снаряжение

  • Фонарик пригодится, ведь световой день зимой очень короткий.
  • Аптечка — лучше бы не пригодилась, но минимальный набор брать всегда надо.
  • Спасательное одеяло тоже не будет лишним. Как можно его использовать, прочитайте в нашей статье «Спасательное одеяло: что это такое и как его использовать».
  • Ключи от машины стоит хорошенько спрятать, чтобы они не намокли и не утонули.
  • Спички/зажигалка и розжиг для быстрого разведения костра, если вы катаетесь не в черте города.

Нельзя забывать про горячее питьё и еду: на морозе это всегда актуально, а в случае намокания — и подавно. Но не надо путать питьё горячее и горячительное! Алкоголь в случае переохлаждения строго противопоказан.

Как защитить смартфон от намокания и холода

Смартфон не только дорогой гаджет, но также средство спасения и оплаты услуг: вызвать скорую или такси, открыть дверь каршеринговой машины, оплатить проезд, посмотреть карту местности и расписание транспорта и тому подобное. Всего этого можно лишиться, если аппарат отключится. А боится он и воды, и холода. Поэтому хранить его нужно в небольшой гермоупаковке где-то в воротниковой зоне, и вот почему:
  • Там теплее, и телефон дольше будет держать заряд.
  • Этим местом сложно упасть на лёд так, что телефон разобьётся.
  • Ниже шансы утопить современный телефон, так как грудина находится выше над водой, чем карман брюк.
Можно убрать смартфон в герму в рюкзак, но там он может замёрзнуть к моменту, когда понадобится. В этом случае стоит использовать смартфон с аккумулятором высокой ёмкости, выходить на лёд с полностью заряженным устройством и брать с собой пауэрбанк на всякий случай. Перед зарядкой оба девайса лучше согреть теплом тела.
В теории смартфон можно не вынимать из гермы всё время, но, скорее всего, вам захочется на него ещё и фотографировать. Мало кто способен после каждого кадра дисциплинированно застёгивать герму, хотя постараться стоит. Для этого лучше выбрать герму с быстрой застёжкой — не скруткой, а липучкой или влагонепроницаемой молнией, с которыми можно справиться одной рукой.
Смартфон сегодня и навигатор, и средство связи, поэтому при катании на коньках его нужно держать в гермочехле и в тепле. А ещё лучше — возить с собой запасной в герметичной упаковке
Смартфон сегодня и навигатор, и средство связи, поэтому при катании на коньках его нужно держать в гермочехле и в тепле. А ещё лучше — возить с собой запасной в герметичной упаковке © Lundhags
Несмотря на все предосторожности, всегда есть шанс провалиться прямо с телефоном в руках или с открытой гермой и лишиться рабочего устройства. Хорошо, если вы катались в группе и не провалились все разом, тогда вас выручит кто-то из товарищей. В противном случае стоит иметь в гермоупаковке запасной смартфон, чтобы сориентироваться на местности и вызвать подмогу, а также положить в неё немного наличных, если придётся за что-то платить, где не будет банковского терминала для карточки.

Анна Овчарова, автор статьи: «Ситуация, когда все участники проваливаются под лёд, не выдумана, а основана на реальных событиях. Отец и сын катались вдвоём, провалились, к чему не были готовы, утопили телефон, чудом вылезли, а потом не могли вызвать помощь. У них не было совсем ничего из снаряжения или сменной одежды и возможности развести костёр. Повезло, что относительно рядом было шоссе, и они остановили проезжавшую машину. Мужчина сделал вывод, что коньки — это очень опасно, но так и не понял, что это он был совершенно не готов к выходу на лёд».

Катание по льду природного водоёма — довольно рискованное занятие. И даже следуя всем советам из этого материала, вы не получите гарантии полной безопасности. Старайтесь никогда не кататься в одиночку. Всегда лучше кататься в группе, чтобы подстраховывать друг друга. Статистика несчастных случаев говорит о том, что минимальный размер группы для обеспечения безопасности — от трёх человек, которые не держатся на льду близко друг к другу. Все в группе должны иметь набор спасательного снаряжения и уметь им пользоваться. Не пренебрегайте тренировками, они помогают не только отточить навыки, но и избежать паники в случае, если кто-то и правда провалится.
Всегда трезво оценивайте риски, тренируйтесь быстро и эффективно использовать ваше снаряжение, следите за своей физической и психической формой. И не упускайте дни с хорошим льдом!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2022 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.