0

О продольной и торсионной жёсткости, или Зачем эксперты гнут лыжу

, обновлено 14.04.2021
О жёсткости горных лыж не пишут в каталогах, но о ней постоянно говорят лыжники и производители. А в горнолыжных магазинах можно часто наблюдать сцену, как покупатели и эксперты со знающим видом гнут различные лыжи. Зачем они это делают, что это за жёсткость такая и для чего она нужна? Постараемся разобраться.
В горных лыжах различают две жёсткости:
  • продольную,
  • торсионную.
Первая отвечает за то, как лыжа сгибается продольно, вторая — определяет её сопротивление скручиванию. Для работы лыж важны оба параметра, а потому их нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Общее устремление всех производителей — создавать горные лыжи жёсткие торсионно, но гибкие продольно.

Торсионная жёсткость

Во время поворота лыжа должна резать чёткую дугу. Для этого её кант должен принять форму дуги окружности, ради чего производители математически рассчитывают геометрию будущих лыж. Но в момент поворота на лыжи действует скручивающая нагрузка, их геометрия нарушается и кант теряет предполагаемый контакт со склоном. Дуга срывается, скорость падает, лыжник попусту тратит силы.
Поэтому очень важно, чтобы лыжи хорошо сопротивлялись скручивающим нагрузкам. Для этого производители и повышают их торсионную жёсткость с помощью различных армирующих материалов — карбона, стеклоткани, металла, арамида и прочих. Они устойчивы к скручиванию и поперечным изгибам и способны гнуться продольно. Благодаря высокой торсионной жёсткости лыжа идёт в дуге плавнее и ровнее вдоль канта. Усиливающие материалы всегда указываются в каталогах в описании лыж. Часто аббревиатуры присутствуют и в названии моделей, например Ti — титанал или Carbon — карбон.

Продольная жёсткость

Продольная жёсткость определяет «характер» горных лыж. От неё напрямую зависит то, как лыжи проходят неровности склона и насколько чутко реагируют на движения лыжника.
Стоит понимать разницу между жёсткостью и упругостью!
Бывают лыжи мягкие — их прогибаешь, и они возвращаются без усилия, без энергии. Также вяло ощущаются и на ногах. Для кого-то это плюс, есть возможность не спеша закончить поворот и начать новый. Но динамичного катания от них ждать не стоит.
Бывают лыжи «дубовые» — продольно очень жёсткие. Их изначально делают с ориентацией на катание на высокой скорости. В основном они встречаются среди универсалов и фрирайд-моделей. Такие лыжи предполагают катание по широким, но разбитым склонам на большой скорости. Чтобы их прогнуть, от лыжника потребуются большие усилия и, конечно, отличная техника. Такие лыжи легко прорезают неровности склона и меньше изменяют траекторию движения.
С другой стороны, кататься на жёстких, негибких лыжах с высокой скоростью не по всем поверхностям комфортно. Лыжи не прогибаются по выступающему микрорельефу склона, что особенно сильно проявляется на жёстких и леденистых трассах. Кант может терять контакт со склоном, отчего управлять лыжами сложнее. Именно поэтому для ледяных трасс используются продольно более мягкие, гибкие лыжи с максимально высокой торсионной жёсткостью. Хорошо прогибаясь, они ровнее ложатся на кант и с дуги срываются реже.
На малых скоростях в условиях курорта на «дубовых» лыжах не комфортно.
Оптимальный вариант для техничного катания на любых скоростях — лыжи торсионно жёсткие, гибкие и упругие. Сочетание этих характеристик встречается в верхних коммерческих моделях линейки Race и трассовых и, конечно, в спортцехе (прототип GS, SL).
Такие лыжи чувствительны к продольному давлению и нагрузке на носок, чтобы человек, обладающий техникой, мог малейшим движением перенаправлять лыжу. Они стабильны в движении в дуге даже на очень жёсткой поверхности. Казалось бы, идеальный вариант, но…
Гибкая, продольно упругая лыжа (не путать с мягкой!) хорошо прогибается, а потому охотнее зарезается в дугу и идёт в ней как по рельсам — ровно и стабильно. С энергией распрямляясь на выходе из поворота, такая лыжа даёт ощутимое ускорение, с которым нужно уметь справляться. В противном случае она «высадит» стойку райдера назад, опытные лыжники говорят: «Не успеваю за лыжей». Поэтому управлять жёсткими гибкими лыжами сможет только подготовленный райдер, способный поворачивать точными резаными дугами. По этой причине не редкость, когда модели горных лыж для любителей продольно жёстче некоторых спортивных моделей. Они меньше прогибаются, а потому райдеру проще уйти в боковое проскальзывание.

Пару слов о начинке. Поведение лыж, усиленных карбоном и титаналом, всегда различно, даже при кажущейся схожей продольной жёсткости. Карбон используют для облегчения лыж, но лыжи с ним менее динамичны, чем титаналовые модели. Также карбоновая лыжа менее гибкая. Это нужно учитывать при выборе.

Подбирая лыжи, необходимо учитывать, что ширина лыжи влияет на её жёсткость. Возьмём, к примеру, линейку Head Supershape. При схожей геометрии жёсткость моделей сильно разнится. Однако проявляется это только на жёстких и ровных трассах, в рыхлом и мягком снегу бо́льшая ширина помогает лыжам ехать плавнее и быстрее.
Продольная жёсткость распределяется по лыже неравномерно. Производители используют разные сочетания мягких и жёстких пятки, середины и носка, чтобы добиться определённых ходовых свойств. Как правило, это характерно для моделей, ориентированных на продвинутых любителей и экспертов. В лыжах для начинающих жёсткость невелика и распределяется по длине почти равномерно.
Рассмотрим, как распределение продольной жёсткости влияет на поведение лыж на склоне.
Варианты распределения жёсткости в лыжах

Мягкий или жёсткий нос в лыжах

Мягкий носок помогает лыжам плавно преодолевать микронеровности жёсткого склона при плоском ведении. Он амортизирует возникающие нагрузки, контакт канта со склоном не нарушается, и лыжи идут по нему как влитые. Но ключевое преимущество мягкого носка — более лёгкий вход в поворот на мягком склоне. Для этого почти не приходится прикладывать усилий — как только лыжник загружает носки лыж, они тут же уходят в дугу.
При этом, если лыжник не очень хорошо держит баланс над лыжами, при переходе из задней стойки в переднюю из-за чуткого мягкого носка лыжи могут заложить более крутой поворот и упереться в склон. Это может осложнить катание. Также принято считать, что мягкий носок более склонен к образованию вибраций и «хлопанью» на скорости.
Производители стараются сохранить носок достаточно гибким даже при использовании армирующих материалов. Например, компания Rossignol в линейке спортивных трассовых лыж Hero использует титаналовую пластину с технологией Prop Tech. Три продольных разреза в области носа снижают его продольную жёсткость, при этом торсионная жёсткость лыжи сохранена, отчего лыжи великолепно управляются.
Технология Prop Tech от Rossignol
Технология Prop Tech от Rossignol
Продольно жёсткий нос для чёткого поворота лыжи требует хорошей загрузки, закантовки. Он позволяет лыже быть менее чуткой к положению корпуса лыжника. Лыжи с жёстким носом отлично идут по ровной твёрдой трассе и хорошо прорезают мягкие неровности склона. Но на мягком снегу жёсткий носок склонен «закапываться», отчего ехать становится уже не так комфортно. Также он почти не «отрабатывает» крупные жёсткие бугры, что вынуждает лыжника компенсировать возникающие ударные нагрузки собственными ногами. К концу дня остаётся только ехать между ними.

Мягкая или жёсткая пятка в лыжах

Лыжи с жёсткой пяткой более динамичны при выходе из поворота. Работает, по сути, как пружина, вся энергия, которой лыжник прогибает снаряд в повороте, резко возвращается в момент завершения дуги. Поэтому жёсткую пятку делают в лыжах для экспертного катания.
Мягкая пятка обеспечивает более плавный выход из поворота и сглаживает возможные огрехи в технике лыжника, делая катание более комфортным и спокойным.

Мягкая или жёсткая середина

Середина лыж отвечает за сцепление с трассой. Обычно производители делают её достаточно жёсткой, чтобы она, подобно коньку, врезалась кантами в склон. Но бывают и исключения. Например, популярные лыжи Head серии Supershape обладают жёстким носком, а в середине сделаны мягче и тоньше аналогов. Такое решение позволило сделать экспертные лыжи доступными для широких масс. Лыжи легко прогибаются при небольшой нагрузке и пускаются в дугу. Но в случае Head Supershape особую роль играет геометрия этих лыж.
При этом все производители стремятся к тому, чтобы лыжи в середине гнулись максимально равномерно, дабы добиться ведения ровной дуги. Для этого даже платформы-интерфейсы для установки креплений делают подвижными, закрепляя их всего в одной, реже в двух точках, так, что они могут смещаться относительно лыжи при её изгибе.
К сожалению, производители крайне редко иллюстрируют распределение продольной жёсткости, поэтому узнать об этом можно, только лично прогибая лыжу в руках и сравнивая её с другими моделями.
Отметим, что уверенно катающимся лыжникам бояться продольно жёстких лыж не стоит. Куда большую роль в комфортном катании сыграют правильно подобранные радиус поворота и ростовка. И конечно, при подборе лыж нужно руководствоваться своими ожиданиями от них, где и как вы собираетесь кататься.
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.