Пейсмейкер — это специально нанятый атлет, задача которого пробежать заданный отрезок с заданным темпом.
Появление столь необычной профессии в лёгкой атлетике связано с медийным развитием спорта. Каждый организатор масштабного бегового события хочет видеть высокие результаты на своих соревнованиях, что в перспективе привлекает больше внимания со стороны зрителей и участников.
Изначально пейсмейкеры были лишь уделом профессионального спорта, когда речь шла о рекордных результатах. Например, рекорд трассы — CR или мировой рекорд — WR.
Но с бурным развитием любительского спорта подобная услуга появилась и на более низкие результаты. Как правило, на крупных марафонах пейсмейкеры есть на результаты с шагом финишного времени в 10-15 минут.
Но вернёмся на время к пейсмейкерам из профессионального спорта. Несмотря на то, что заявляются они как элитные спортсмены, их действия закреплены «Пейсмейкерским контрактом», где заранее оговорено, сколько километров и с каким темпом им необходимо пробежать, а на нагрудном номере крупными буквами выбито громкое PACE.
Чаще всего на марафоне они пробегают от 25 до 35 км, после чего пейсмейкеры вольны распоряжаться своими действиями на личное усмотрение. Так как каждый пейсмейкер параллельно является полноценным участником соревнования, не раз были случаи, когда им удавалось успешно финишировать и даже побеждать в забегах. Это, конечно, касается только «рекордных пейсов» мужского забега. Ведь на крупных соревнованиях, например золотого или серебряного лейбла, даже внутри элитного кластера определяют пейсмейкеров под разный уровень бегунов.
Например, на Венском марафоне элитные бегуны имели личные рекорды от 2:05 до 2:25, и пейсов предоставляют для 3 разных групп:
- с первой половиной на 1:03:00;
- с первой половиной на 1:04:00;
- с первой половиной на 1:05:30.
Но к сожалению, как не исключены вероятности победы пейсмейкеров, так и не исключены вероятности их краха. Бывает, что они не справляются с поставленными задачами и сходят раньше срока.
И если с мужским пейсмейкерством всё понятно и логично, то в отношении женского спорта высших достижений история этого явления разветвилась на два пути: когда женщин «пейсят» мужчины, и к этим результатам относятся скептически (таким образом, кстати, установлен и действующий рекорд мира этого года в Чикаго, и прошлый многолетний рекорд Полы Рэдклифф в Лондоне), и когда женщин «пейсят» женщины, тогда никаких вопросов.
В России профессиональные пейсмейкеры замечены только на Московском марафоне, а вот с любительскими кластерами всё обстоит куда насыщеннее. Практически каждый забег от 21 км и более выставляет «зайцев» (сленговое название) на самые популярные результаты.
Чтобы стать пейсмейкером желаемого забега, необходимо написать организаторам и подтвердить свои компетенции историей результатов и бешеной мотивацией. Обычно бегуны, которые попадают в «пейсмейкерский пул», впоследствии получают множество приглашений на участие в других забегах по всей стране. И в этой среде уже сложилась определённая узкая тусовка. Вы и сами можете заметить одни и те же лица с яркими футболками и шариками над головой на беговых фестивалях России и ближнего зарубежья.
Пейсмейкер получает бесплатный слот и особую экипировку, которая может содержать специальные конструкции и приспособления (например, специальный рюкзак с флагом), оповещающие всех вокруг о целевом темпе данного бегуна. Дополнительные условия могут отличаться в зависимости от желания организаторов.
Популярные результаты пейсмейкеров, например 3:29 на марафоне, всегда собирают большую группу последователей (или преследователей), бег в которой обычно проходит в приятном общении с сопровождением шуточек и советов. Поэтому нередко встречаются участники, которые присоединяются к пелотону не ради результата, а ради компании.
В зависимости от массовости мероприятия на каждый результат может выставляться от 2 до 4 пейсмейкеров, для подстраховки друг друга и разбавления большой толпы на группы.
Подводя итог, можно отметить, что это очень ответственная роль, так как большое количество бегунов возлагают на пейсмейкера надежды и ожидают, что он приведёт их к желанному результату. Поэтому ошибки пейсмейкера могут стоить десятков и сотен разрушенных надежд!
Плюс ко всему недостаточно быть просто физически подготовленным, важно проявлять коммуникабельность, чтобы вести диалог с участниками, подбадривать и мотивировать их!