с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

На велосипеде по Горному Алтаю

22.09.2017
В начале сентября Александр Денисов, один из авторов нашего блога, совершил небольшую поездку в Кош-Агачский район Республики Алтай, скомбинировав в ней вело- и мототуризм, а также пешие экскурсии. Так как Саша сам является отличным автором, то отчёт будет от первого лица.

Маршрут

Для человека, живущего в Новосибирске, самым логичным (интересным и транспортно доступным) регионом для активного отпуска является Горный Алтай. Природа здесь отличается ошеломляющим разнообразием. Территория Российского Алтая включает в себя несколько эколого-географических зон — здесь можно встретить темнохвойную тайгу, альпийские луга и выжженные солнцем степи.
Моё знакомство с Горным Алтаем началось в 2007 году, когда я приехал в район села Манжерок в долине Нижней Катуни в составе студенческой археологической практики. После я стал ездить сюда каждое лето в составе научно-исследовательских экспедиций. За пять лет основательно ознакомился с историей, археологией и этнографией региона, вдоволь поездил по Чуйскому тракту на экспедиционном транспорте и посетил многие знаковые достопримечательности Алтая — слияние рек Чуи и Катуни, перевалы Семинский, Чике-Таман и Кату-Ярык, увидел долину Чулышмана, многочисленные Катунские пороги и многое другое. На Алтае же начался мой путь как велотуриста. Поначалу я вырывался сюда с велосипедом буквально на выходные, планируя небольшие радиальные маршруты, а в 2016 году и вовсе открыл велотуристический сезон в составе XIV Общесибирского Первомайского велопробега.
Но огромным белым пятном для меня оставался один из самых живописных и посещаемых любителями outdoor районов Горного Алтая — участок Чуйского тракта от села Акташ до посёлка Кош-Агач, который включает в себя просторы Курайской и Чуйской степей, а также вид на вершины Южно-Чуйского, Курайского и Северо-Чуйского хребтов. Поэтому было принято решение наконец-то сгонять туда на разведку — бегло изучить район, собственными глазами увидеть объекты, которые раньше видел только на карте и фотографиях, понять их реальное положение в пространстве, а также оценить расстояния и характер местных дорог, чтобы в дальнейшем наметить маршруты для будущих походов и поездок.
Условия для этого были более чем подходящие — неделя отпуска в начале сентября совпала с относительно хорошей погодой в районе — с одной стороны, и ощутимым спадом туристического потока — с другой. К тому же начало осени — это отличная возможность увидеть горы и речные долины в момент буйства красок, когда природа увядает. В качестве базы для своей разведки я выбрал очень удачно расположенный и атмосферный юрточный кемпинг «Тыдтуярык», смотрителем в котором работает мой старый друг. Расположен он в долине одноимённого ручья в Кош-Агачской районе.
Юрточный кемпинг Тыдтуярык © Александр Денисов
Одним из главных объектов, который хотелось увидеть, был уже упомянутый отрезок Чуйского тракта. А прочувствовать характер дороги и по-настоящему оценить её красоту и достопримечательности, по моему мнению, можно только путешествуя по ней на велосипеде или мотоцикле. Поэтому было решено просто доехать до Акташа на транспорте, а далее продолжить свой маршрут на велосипеде.
Добраться туда «с байком подмышкой» поначалу казалось трудной задачей — классические методы заброски в район туристов не сработали, так как сезон активных походов и восхождений сошёл на нет, да и с велосипедом многие перевозчики брать не хотели. Но разрешилось всё довольно просто — на рейсовом автобусе я доехал до Горно-Алтайска, а оттуда ежедневно курсирует маршрутка до Кош-Агача. Нужно было только заранее договориться о месте для себя и велосипеда с диспетчером. Сев в автобус в Новосибирске, через 16 часов пути и я был в Акташе. Собираю велосипед, перебираю снаряжение и стартую.
Несмотря на хорошую раскатку в сезоне, путь в сторону Кош-Агача дался мне ощутимо тяжело. Тракт всё время идёт в набор высоты и на пути есть несколько довольно крутых и продолжительных подъёмов. Вдобавок село Акташ находится на высоте около 1 500 метров над уровнем моря и для такого нетренированного человека как я, привыкшего катать по равнине, этого оказалось достаточно — буквально не мог надышаться на затяжных подъёмах. Но эти трудности с лихвой компенсировались роскошными видами гор, которые в долине Чуи действительно напоминают Альпы.
Стела на въезде в Кош-Агачский район и Курайская степь. За облаками скрылся Южно-Чуйский хребет с ледниками Большой и Малый Актру © Александр Денисов
В 2014 году журнал «National Geographic» включил Чуйский тракт в список 10 самых красивых автодорог мира. Он является своеобразной Меккой для многих вело- и мототуристов, которые проезжают его и как самостоятельным маршрут, и как часть более протяжённого пути в Монголию.
Вообще Чуйский тракт — это мечта для велопутешественника, и особенно на участке за Акташом! Отличное дорожное полотно вьётся то по узкой долине Чуи, то переходит на захватывающий простор Курайской степи, где рукой подать до Южно-Чуйского хребта с его ледниками. К сожалению, мне рассмотреть его в первый день поездки не удалось — горы накрыла низкая облачность, а степь встретила ветром в лицо. Среди природных достопримечательностей есть и рукотворные. Очень атмосферным местом являются руины недостроенной Чуйской ГЭС. Среди живописных гор находится кусочек индустриального пейзажа, бетонные стены которого расписаны граффити. А в районе небольшого кемпинга «Тулпар» находятся куда более древние индустриальные объекты. Прямо в обрывистом берегу Чуи расположены Туяхтанарские железоплавильные печи эпохи хунну. Вокруг них можно найти много осколков железной руды, которую раскалывали перед плавкой кузнецы почти 2 тысячи лет назад.
Руины Чуйской ГЭС и долина Чуи в верхнем течении реки © Александр Денисов
Сам тракт и весь Алтай очень популярны не только у наших соотечественников, но и среди иностранных путешественников и любителей активного отдыха. Несмотря на то, что в свой трип я поехал в «низкий сезон» по пути в юрточный кемпинг мне встретилась группа студентов-походников из Чехии, а также молодая семейная пара велопутешественников из Европы с которой, увы, удалось обменяться лишь парой фраз.
Чуйский тракт является знаковым местом и для любителей веломарафонов — здесь проводится известный бревет «Чуйский — 1200» по маршруту «Бийск — Кош-Агач — Бийск». Примечательно, что некоторые местные таксисты уже способны отличить карбоновую раму от металлической :)
Курайская степь сменяется довольно узкой долиной Чуи с богатой для этих мест растительностью — последние островки тайги перед практически голой Чуйской степью. При этом переход из одной эколого-географической зоны в другую здесь очень контрастен. Словно за сотню километров переносишься. Только что были зелёные луга и деревья, а за крутым поворотом — каменистая пустыня, где вся жизнь сконцентрирована узкой полосой по долинам рек и ручьёв. Перед тобой расстилается самый настоящий центральноазиатский пейзаж.
Слева — узкая долина Чуи, которая соединяет Курайскую и Чуйскую степь. Справа — пейзажи, которые открываются с тракта на въезде в Чуйскую степь © Александр Денисов
Чуйская степь изрезана сетью грунтовых дорог, большинство из которых представляют из себя тряскую гравийку, изобилующую «стиральными досками» — сущее проклятие для велосипедистов. Достопримечательности в Кош-Агачском районе разделены весьма Целесообразнее планировать продолжительный веломаршрут с захватом пары интересных природных и культурных объектов.
© Александр Денисов
На помощь пришёл мой друг Алексей — в бой была брошена его личная мототехника :) По просторам Чуйской степи мы гоняли на небольшом кроссовом квадрике, а Чуйский тракт изучали на дорожном мотоцикле. Кош-Агачский район, кстати, является одним из самых востребованных регионов среди любителей offroad-мототуризма. Ввиду ограниченного лимита времени и средств я решил не бросаться к наиболее удалённым и труднодоступным районам и достопримечательностям, таким как плато Укок и хребет Сайлюгем. Вместо этого я сосредоточился на транспортно доступных, но от этого не менее интересных объектах, посещение которых непременно должно составить минимальный «джентльменский набор» любого туриста, приехавшего в этот район.
Слияние реки Чаган-Узун (мутная белая вода) с Чуей
Слияние реки Чаган-Узун (мутная белая вода) с Чуей © Александр Денисов
Первым делом мы съездили в ущелье реки Кызылчин — одно из самых запоминающихся и красивых мест в округе. Окружающие реку скалы богаты полиметаллическими рудами, которые раскрашивают их в яркие цвета красного и оранжевого оттенков. Вкупе с почти полным отсутствием растительности это формирует буквально марсианский пейзаж, что и дало название этому району в среде туристов — «Марс». Открывающиеся здесь виды точно никого не оставят равнодушным, а уж полученные фото точно вызовут восхищение у друзей. Наиболее ярких выходов цветной породы — два и пройти от одного до другого можно по узкой тропе вдоль ручья. В окрестностях Кызылчина сохранилось несколько заброшенных штолен, а также повсеместно видны шурфы геологоразведки. Также здесь очень хорошо чувствуется, что когда-то Чуйская степь была дном очень древнего моря. Буквально под ногами можно найти ракушки брахиоподов, окаменевшие губки и кораллы. Некоторые участки склонов просто усеяны ими.
Но район интересен не только своей геологией и палеонтологией. Здесь расположены одни из древнейших в Сибири переселенческих маршрутов, поэтому территория несёт на себе отпечаток пребывания множества культур. Здесь можно вживую лицезреть огромный петроглифический комплекс в долине реки Елангаш, а отдельные композиции наскальных рисунков можно также найти в долинах пересохших рек и ручьёв, показать которые смогут только знающие район археологи и гиды. По всей степи можно встретить каменные кладки курганов и капищ, а буквально в двух шагах от кемпинга расположена дорожка из балбалов — цепочка из небольших вертикально вкопанных в землю камней.
Петроглифы Чуйской степи © Александр Денисов
Очень запоминающейся стала для меня поездка в долину реки Чаган-Узун. В противовес «марсианским» пейзажам Кызылчина, здесь расположены «лунные», которые образованы множественными выходами белых ленточных глин. Они очень контрастируют с бирюзовой водой в реке и расположенными вдоль её берега зелёными лугами и лиственницами. При этом по берегам Чаган-Узуна встречается много стоянок чабанов — в загонах стоят целые стада верблюдов, а вместо дров под открытым солнцем сушится заготовленный кизяк. Атмосферные места :)
Река Чаган-Узун
Река Чаган-Узун © Алексей «Дед» Васильев
Поднявшись вверх по течению Чаган-Узуна, мы добрались до почти полностью разрушенного в результате Кош-Агачского землетрясения села Бельтир. Несмотря на это многие жители отказались переезжать, и деревня не выглядит полностью покинутой. Однако свидетельства природной катастрофы выглядят жутко, особенно знаменитый школьный стадион, который в ходе землетрясения затопило горячей водой.
Но главным и самым монументальным свидетельством Кош-Агачского землетрясения является большой Талдуринский оползень, который стал завершающей точкой нашего маршрута. Один из отрогов хребта словно оторвало и тысячи тонн породы и грунта просто съехали в сторону реки. Линия отрыва и покорёженная земля очень впечатляют. И, судя по всему, местность здесь «заряжена» :) предательски спрятавшийся в траве камень чуть не привёл к непоправимой поломке квадрика, что означало бы вынужденную ночёвку в горах без снаряжения.
Большой Талдуринский оползень
Большой Талдуринский оползень © Алексей «Дед» Васильев
Один из дней я посвятил отдыху и изучению окрестностей кемпинга. Самым поразительным стало то, что несмотря на очень суровый климат Чуйской степи (территория приравнена к Крайнему Северу) в сочетании с полупустынным ландшафтом, здесь довольно богатая растительность. Вдоль ручьёв и рек растут лиственницы, много кустов облепихи и даже крыжовника. Не говоря уже о душистых травах, из которых можно заварить отличный чай!
На обратном пути я решил доехать до Чибита, села в непосредственной близости от Акташа. Дорога обратно далась несравнимо легче — сказалась акклиматизация и преимущественное понижение рельефа. Поэтому если есть желание проехать Чуйский тракт на велосипеде насквозь, не ставя перед собой задачи набора высоты, то, на мой взгляд, лучше проехать его в обратном направлении — от Кош-Агача до Горно-Алтайска или Чемала. В Чибите я планировал сесть на маршрутку и добраться на ней до автовокзала в Горно-Алтайске. Но в мои планы вмешалось подвижное расписание. Добраться в Горно-Алтайск ко времени отправления автобуса я не успевал, поэтому решил доехать только до Усть-Семы, где снова пересел на велосипед и отправился в Чемал. Эти места мне уже хорошо знакомы. Они, безусловно, очень красивы, но за последние 15 лет район изрядно подпорчен — побережье Катуни почти на 100% застроено безвкусными базами отдыха, кучей ярмарок и сувенирных развалов и ощущение, что находишься в зоне массового плохо организованного отдыха не покидает ни на секунду. Даже в «низкий» сезон.
В Чемальском районе хватает достопримечательностей, но для меня главной из них снова является дорога — Чемальский тракт, который ответвляется от Чуйского. Некоторые его участки попали в фильм Шукшина «Живёт такой парень». Например, развилка перед мостом через Катунь в селе Усть-Сема, а также один из крутых закрытых поворотов. В Чемал я приехал уже вечером за три часа до отправления автобуса в Новосибирск.

Снаряжение

Одной из целей поездки стала обкатка комплекта велосипедных сумок, выполненных в популярной сегодня «байкпэкинг»-концепции. Она предполагает распределение всего возимого снаряжения вдоль велосипедной рамы с помощью сумок небольшого объёма, а не загрузку большого велорюкзака и его установку на багажник. Вес таким образом распределён по велосипеду намного равномернее, что позитивно сказывается на его управляемости. Также отсутствуют большие выступающие части сумок по бокам от байка, которые портят аэродинамику, что особенно ощутимо при езде против ветра.
© Александр Денисов
Конечно, концепция «байкпэкинга» во многом перекликается с принципами легкоходства — предполагает использование разумного минимума снаряжения, а также максимально лёгкой и компактной экипировки. Хотя, как показал мой опыт, начинать можно с практически любым современным туристическим снаряжением. Например, моя палатка The North Face Rock 2 никак не тянет на звание «ультралайт» — её вес составляет почти 2.7 кг. А свой ультралёгкий пуховый спальник я ужал лишь до объёма хорошей «синтетики» аналогичного температурного режима — просто не смог найти в Новосибирске действительно маленький компрессионный мешок. Действительно лёгкой стала продуктовая раскладка, особенно учитывая, что она была рассчитана на неделю. Я использовал практически только сушёные и сублимированные продукты — как свои собственные, так и готовые блюда «Председатель» и «Гала-Гала». Исключение составили пакеты с мясными кашами «Кронидов», которые не назовёшь особо лёгкими и компактными. Из-за ожидаемо прохладной погоды захватил с собой литровый термос Thermos, который занял довольно много места в нарамной сумке. Тем не менее в неё помимо еды, поместился ещё велоинструмент, баллон газа среднего объёма, горелка MSR Pocket Rocket и чайник MSR Titan Kettle на 0.95 л. Места в велосумках не хватило только под комплект тёплой одежды. Так что моя утеплённая куртка Arcteryx Atom SV и кофта Sivera Гавран ехали в рюкзаке вместе с гидратором, электроникой и перекусом на день.
Весь комплект сумок в моём случае состоял из подседельного баула и внутрирамной сумки пошитых в мастерской «Дикие вещи», нарульной платформы «Нотни» и рюкзака Deuter Superbike EXP 18+2. Езда с ними стала ожидаемо динамичнее и комфортнее. При этом, при грамотном подходе, использование «байкпэкинг»-концепции не ограничено только короткими велопоходами — из 6 дней на Алтае я провёл в седле только 3, но за это время накрутил 210 км с неплохим набором высоты, и продуктовая раскладка поглощалась чётко по плану, так что можно спокойно планировать недельную поездку.
Безусловно, Алтай — это регион в котором обязан побывать каждый ценитель активного отдыха и просто захватывающих дух пейзажей. Надеемся, что вы уже готовитесь расширить географию своих путешествий! :)
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Егор Беркут о путешествии по Грузии
Консультант «Спорт-Марафон» Егор Беркут три недели путешествовал по Грузии. О том, можно ли ставить палатку где попало и оставлять вещи у незнакомых людей, зачем в Грузии заборы и чем грозит общение с местным населением — читайте в его рассказе
далее
Сплав по реке Шуя в Карелии
Как на четыре дня оторваться от цивилизации и пройти интересный маршрут по красивой реке с минимальными затратами времени и бюджета. Готовый рецепт от команды «Спорт-Марафон»
далее
Как сушить еду в поход?
Сушёные продукты, сублиматы набирают всё большую популярность у поклонников походов в стиле Fast&Lite. Экономия веса получается существенная. Основные принципы сушки продуктов для похода, выбор продуктов и быстрые рецепты сушки — в нашем материале
далее
Путешествие по Алтаю
Главный outdoor-регион в Сибири. Место куда стекаются  самые разные любители активного отдыха со всей России - Алтай. О том что нужно знать о "Сибирских Альпах", прежде чем поехать - читайте в нашей статье.  
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments