Когда мы говорим о катании по водоёмам и озёрам, за исключением Байкала, то почти всегда речь идёт о катании по первому льду. Временной период, когда лёд встал и уже достаточно окреп, но ещё не испорчен оттепелью или снегом, очень и очень короток. Иногда это буквально один-два дня в году. Если повезёт, то неделя. Если сказочно повезёт, то две. И это время не хочется упускать. Кроме того, первый природный лёд необычайно красив.
Почему Байкал стоит особняком? Потому что сезон массового катания там начинается в конце января или начале февраля, когда толщина льда составляет уже от 40 до 120 см. А первый лёд достаётся только местным увлечённым конькобежцам, если им не терпится покататься. Но можно и подождать, ведь лёд Байкала уникален: он почти гарантирован каждый год.
Как выбрать водоём для катания на коньках
Знать природные места, понимать их, уметь «читать» лёд — всё это необходимо для безопасного катания. Развивайте наблюдательность, ведите свой дневник погоды, изучайте интересные вам водоёмы. Это будет полезно даже на примере городского пруда или реки. Необязательно при этом выходить на лёд: изучать его можно и с берега, следить за нарастанием льда, изменением его характеристик и так далее.
Признаки идеального водоёма для катания по первому льду
- Водоём неглубокий, то есть в нём небольшая масса воды, которая быстрее остынет и схватится льдом.
- В нём нет течения, то есть вода стоячая — например, озеро, пруд, старица.
- Нет подводных родников или ключей. Они тоже создают течение. Например, ключ, который бьёт из берега рядом с урезом воды, долго не даст там образоваться льду, будет полынья.
- Нет втекающих или вытекающих потоков, особенно техногенного происхождения.
- Нет узких мест, проток, мостов, где вода могла бы ускоряться и иметь течение.
- Чистая поверхность воды — без ряски, трясины, травы и прочего.
- Большой водоём, с красивыми берегами, чтобы было не скучно кататься.
- Вы уже тут катались, и водоём вам знаком: знаете, как он замерзает, где бьют ключи или выходят газы.
Как понять, что на лёд уже можно выходить
Мы не говорим о ситуации, когда озеро находится рядом с вашим домом, — если так, то можно просто сходить и измерить толщину льда. Гораздо сложнее решить, пора ли уже отправляться к местам катания, если они расположены далеко. А иногда это 4–5 часов пути от дома. Тут вам помогут наблюдательность и холодный расчёт.
Идеальная погода, которая позволяет рассчитывать на хороший лёд
- Длительное холодное время, чтобы масса воды остыла и была готова к ледоставу.
- Крепкие продолжительные морозы.
- Лёгкий ветер на момент ледостава, а потом — чем сильнее, тем лучше. Лёгкий ветер переносит массы воздуха для охлаждения. Сильный ветер в самом начале ледостава мешает. Он ломает кристаллики льда, не давая им схватиться, или ломает ещё тонкий лёд. А вот когда ледовый покров уже установился, сильный ветер обеспечивает более быстрое радиационное охлаждение, перенося массы тепла, что ускоряет увеличение толщины льда.
- Безоблачное небо. Когда висят облака, воздух более влажный и тёплый.
- Отсутствие осадков.
Нам известны две хорошие модели, позволяющие оценить увеличение толщины льда. Первая была разработана Джорджем Эштоном (George Ashton) в 1989 году и базируется только на значении температуры. Это удобно, если у вас нет доступа к другим данным.
Но на процесс становления и нарастания льда влияет куда больше факторов.
Мартен Айне (Marten Ajne)
предлагает другую модель, учитывающую комбинацию температуры воздуха, скорости ветра и радиационного охлаждения. Она показывает себя как более точная, особенно когда речь идёт о первом льде. Мартен Айне вывел формулу, подставляя в которую перечисленные параметры и срок наблюдения можно узнать скорость нарастания льда в миллиметрах, а значит, и итоговую толщину льда. Формула оформлена в виде таблицы, которой несложно пользоваться. Применять этот метод удобно, чтобы оценить, лёд какой толщины нарастёт за следующую морозную ночь или день.
По льду какой толщины можно кататься
Первый осенний лёд — самый прочный по своим характеристикам, но даже краткосрочное потепление может значительно его ослабить. Его структура однородна и крепка, в отличие от, например, льда зимнего, который испытал на себе перепады температур, осадки и стал слоёным. Или весеннего льда, который и вовсе стал пористым и оттого ломким.
Для осеннего льда достаточной считается толщина 7 см, иногда можно кататься и по 4–5 см, если при этом лёд установился от одного края водоёма до другого, словно образуя купол, края которого упираются в берега. Но для спокойствия лучше искать лёд толщиной 8–10 см и более.
Но важно понимать, что толщина льда — величина переменная. И если в одном месте она 7–8 см, то в другом может быть 3–4 см. Скорость перемещения на коньках высокая, поэтому от места с толстым льдом к месту с тонким можно проехать очень быстро. Как же быть? Ответ прост и сложен одновременно: нужно научиться слушать лёд.
Первый лёд очень музыкальный, он звучит, когда по нему едешь: пиу-пиу, словно «стреляет бластером». И чем выше нота — тем тоньше лёд. Обычно лёд сам издаёт звуки под едущим человеком, но если лёд замолчал, то можно по нему хорошенько притопнуть коньком — и послушать ответ. Так, иногда притопывая, и стоит ехать. Но если лёд присыпан снегом, то он не звучит.
Другой способ проверки толщины льда — удар пешнёй и/или её измерение специальным крючком. Подробнее об этих инструментах и методах их использования мы писали в нашем блоге.

Если при движении по первому льду вы слышите, что нота повышается, то не испытывайте судьбу, а тут же, не останавливаясь, не делая резких движений и толчков, не отрывая ног ото льда и толкаясь только палками, закладывайте разворот и возвращайтесь назад на более надёжный лёд. Также не стоит ехать дальше, если лёд пробивается с одного удара пешнёй.
О чём нужно помнить, находясь на льду
Если коротко, то о том, что вы можете в любой момент провалиться в воду. Этот риск в той или иной степени всегда с вами, хотите вы этого или нет. Просто подготовьтесь. Изучите теорию, правильно подготовьте снаряжение, потренируйтесь им пользоваться, никогда не катайтесь в одиночку.
Первая задача — не попасть на тонкий лёд, не провалиться. Вторая задача — как можно быстрее вылезти из воды и переодеться в тёплое и сухое. Переохлаждение и его последствия — не шутки или легко преодолеваемые сложности, а вполне реальная причина смертей и инвалидностей.
Неожиданности при катании
Не все это понимают: на природном льду не может быть никаких гарантий, ровность и целостность покрытия никто не обеспечивает, скорее наоборот. Поэтому любая внешняя неоднородность льда может свидетельствовать о его ненадёжности: лёд не ровный и не целый. Рассмотрим некоторые случаи из практики.
Не стоит полагаться только на внешний вид
Тонкий лёд или полынья могут и не выдавать себя внешне. Тонкий лёд визуально почти неразличим. Его можно разглядеть только в случае, если рядом есть полынья и ветер поднимет волну, заставив лёд волноваться вслед за ней. Поэтому надо слушать лёд, проверять его пешнёй. Саму же полынью можно заметить по изменению отблеска на солнце или по ряби на воде, если есть ветер. Сделать это сложно, поэтому не торопитесь, двигайтесь галсами — не по прямой, а ломаной линией, чтобы рассматривать лёд под разными углами. Полынья на больших водоёмах может встретиться даже спустя неделю крепкого мороза, когда кажется, что лёд встал уже везде.
Вы на льду не одни
Например, рыбаки могут выпилить для своих рыбацких дел квадрат льда 1 х 1 м и или засунут этот кусок в воду под лёд, или положат, как крышку, на место. Но вмёрзнуть эта «крышка» может и не успеть. Реже такие куски льда просто кладут рядом с прорубью, поэтому, если вы видите «кирпичи» льда, лежащие на поверхности, задумайтесь, откуда они тут взялись.
Если там, где вы катаетесь, есть судоходство, то нельзя исключать, что незадолго до вашего появления здесь прошло какое-то судно и поломало лёд. Поэтому при виде неоднородного льда надо быть настороже. Есть места, где это делают специально. Например, вокруг Серебряного бора в Москве МЧС целенаправленно ломает первый лёд, чтобы люди пешком не ходили туда из Строгино и не проваливались по глупости. В результате лёд встаёт там позже и уже неровный, потому что замерзает из обломков. Это мешает ехать по нему и на коньках, и на лыжах, когда позже лёд засыпает снегом.
Грязь на льду
Не стоит недооценивать, насколько грязный лёд может быть в городе вблизи автомагистралей. Виной тому выхлопные газы, грязь, пыль, острота лезвий коньков из-за них теряется буквально на глазах.
Анна Овчарова, автор статьи: «Однажды, покатавшись по городскому грязному льду, мы собирались проехать ещё 15–20 км, но сделать это было сложно: лезвия проскальзывали, не получалось сделать толчок. Сначала списывали это на усталость и встречный ветер, но потом догадались поменять лезвия местами — с правой на левую ногу. Тут же всё наладилось. До последнего было сложно поверить, что коньки затупились так быстро, буквально за 40 км, из которых грязный участок — всего 1 км. До этого они не требовали заточки несколько лет при катании вне города».
Однако лёд может быть грязным и по природной причине: ветер надувает с берега песок или даже каменную крошку. Лучше пройти пешком и держаться подальше от таких мест.

На льду отчётливо виден след от судна на воздушной подушке. По этому следу можно хоть как-то ехать на коньках. Если же с этого следа сойти, то коньки встают как вкопанные. Грязь на пальцах — результат одного короткого мазка по льду. Фотографии сделаны в Москве на Химкинском водохранилище под автомобильными мостами МКАД и старого Ленинградского шоссе © Анна Овчарова
Непрочный лёд около мостов
В районе мостов лёд всегда намерзает хуже по двум причинам: мост экранирует тепло и под мостом часто есть течение. Будьте внимательны и осторожны, проверяйте в таких местах лёд пешнёй.
Тонкий лёд у берегов и в протоках
Часто не полностью замерзают протоки, потому что там есть течение, — всегда лучше притормозить и проверить надёжность льда пешнёй. При сомнениях лучше проходить такое место по берегу. А если проезжать, то лучше «на ровном ходу», но не слишком медленно, не толкаясь ногами, в крайнем случае толкаясь палками.
Тонкий лёд часто встречается у берега или среди камышей. На то могут быть разные причины: или из берега бьют ключи, или стекает талая вода, или в более мелком месте выход торфяных газов или подводных ключей не даёт воде застыть. Да, выходя на лёд, провалиться по колено у берега не так страшно, как на глубине, но очень обидно — сразу станет мокро и холодно, а ещё даже не покатался. Проверяйте лёд пешнёй и не торопитесь.
Лёд под снегом
Как уже говорилось выше, первый тонкий лёд, припорошённый снегом, не звучит — значит, становится менее предсказуемым и более опасным.
Если слушать лёд под снегом нельзя, то надо внимательно считывать оттенки и неровности снега, смотреть, не промокший ли он. Здесь важно не путать серый цвет мокрого снега и серый цвет проглядывающего тёмного льда. Учитывайте, что белые пятна снега могут быть местами уплотнения, там конёк не поедет. Все сугробы и неровности лучше обходить стороной, мало ли что они под собой скрывают. Например, рыбацкую лунку.
Кстати, снег кататься не мешает — даже 3–5 см не будут ощущаться под коньком, если это свежие, морозные, не прилипшие ко льду снежинки. А вот промокший от воды снизу или дождя сверху снег, слежавшийся или сформированный в надувы, будет мешать или не давать ехать.
Если лёд присыпан старым снегом, который мешает ехать, но есть свежие трещины, из которых мороз выдавил воду, и она застыла, то можно ехать по этим ледяным дорожкам. Это удобно и относительно безопасно. Такие трещины образуются уже на толстом льду и часто в одних и тех же местах из года в год. Выступившая вода их ещё больше «цементирует». Другое дело, что трещины эти могут быть расположены в не совсем подходящем вам направлении, закладывайте на это время. Например, нам надо было проехать по участку канала имени Москвы, занесённому снегом, но с паутинкой таких трещин — и все они были перпендикулярны нужному азимуту. В итоге пришлось ездить туда-сюда от берега до берега, медленно продвигаясь вперёд.
Ветер
Всегда старайтесь учитывать прогноз по силе и направлению ветра. Очевидно, что при наличии возможности маршрут надо строить по ветру, если мы говорим о линейном маршруте из точки А в точку Б. Если маршрут кольцевой, стоит проверить, не поменяется ли ветер на сильный встречный спустя время, когда, например, настанет пора вернуться к берегу. Езда против ветра на исходе сил может стать непростой задачей и займёт больше времени.
Подытожим, когда нужно быть особенно внимательным:
- На льду толщиной менее 7 см.
- Вблизи берега, деревьев, камышей.
- В местах, где есть течение.
- В середине водоёмов.
- В местах выхода газов, подводных источников, ключей.
- В местах слива сточных вод.
- Если лёд покрыт снегом.
- Если лёд имеет другой внешний вид. То есть имеет любые отличия от соседнего участка льда, даже если это просто другая степень матовости или блеска. Внешние отличия могут говорить о том, что здесь лёд другой толщины.
- Если лёд могли испортить люди — например, рыбаки, проходящие суда.
То есть практически везде и всегда.
Где покататься рядом с городом
Бывшие торфоразработки, лесные озёра, затоны, старицы рек, каналы, карьеры, водохранилища, реки — вот список мест, где можно поискать ледового счастья. Перечисление дано по приоритету вероятности становления льда. То есть, например, на водохранилищах лёд, скорее всего, появится в последнюю очередь, потому что это большой объём воды и открытое продуваемое пространство, как и на реках — потому что там ещё и течение.
Например, для москвичей это будут шатурские и другие торфоразработки, Мещерский пруд, Строгинский затон, канал имени Москвы, водохранилища Химкинское, Пироговское, Пестовское, Пяловское, Можайское, Истринское, Лыткаринские карьеры, старица и русло Москвы-реки и так далее.
В Санкт-Петербурге становление льда тоже происходит постепенно — от малых к большим водоёмам. Можно следить за погодой и находить места для катания. Очень помогают спутниковые снимки и сайты, которые следят за состоянием льда, например, в Финском заливе.
Порядок становления льда не сильно разнится год от года. Обычно сначала встаёт озеро Сестрорецкий Разлив, мелкие озёра Карельского перешейка, потом Вуокса, потом залив до дамбы, потом после дамбы, далее Выборгский залив. Последним встаёт лёд на Ладоге — в феврале, сначала южная часть, а затем северная.
Кроме того, можно рассчитывать, что где-то лёд оторвёт, а на его месте потом образуется новый, первый, ровный, чистый от снега лёд.
Если отправляться дальше на север, то можно находить места на озёрах под Мурманском в конце октября, на Имандре и Энгозере — в середине ноября, в Калевале и на Карельском перешейке — в конце ноября. Можно полагаться не только на прогноз погоды и спутниковые снимки, но и звонить на базы отдыха и уточнять ледовую обстановку на местах.
Вероятно, есть и другие места, и немало. Но география катания растёт не так быстро, как хотелось бы, потому что за те короткие в нашей местности дни, когда бывает чистый лёд, все хотят успеть покататься, пусть по старым, но проверенным местам, а не тратить драгоценное время на исследования, пробы и ошибки.
Про гарантию льда
Тут, как в любом рисковом деле, не может быть никаких индивидуальных рекомендаций, а успехи предыдущих временных периодов не являются гарантией для будущих.
Например, в один год лёд может встать и, что немаловажно, так и остаться стоять. А в другой год после первого ледостава «что-то может пойти не так»: или растает во время оттепели, появятся полыньи и промоины, или пройдёт какое-то судно и поломает его, или слишком сильные морозы выдавят верховую воду, или по оттепели рыбаки натопчут следов ногами и санками, насверлят лунок, или сильный ветер поднимет волну, поломает лёд, соберёт обломки в торосы, или всё вместе.
Думать и оценивать ситуацию нужно непрерывно, и в этом есть своё особое удовольствие — наблюдать мир вокруг себя, видеть взаимосвязи, принимать неожиданности. Убедитесь, что вы подготовили всё необходимое снаряжение для обеспечения безопасности, умеете им пользоваться, и отправляйтесь исследовать царство льда, где вас ждут красота зимней природы, восторг от скорости и ощущения полёта, удивление привычным вещам в новом ракурсе.